Алексей Суздалев и Ирина Иванова - о развитии производств по изготовлению спецодежды и средств защиты

Гости
Алексей Суздалев
директор производственного дивизиона Группы компаний «Восток-Сервис»
Ирина Иванова
заместитель директора Департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и легализации оборота продукции.

Марина Калинина: Здравствуйте! Я – Марина Калинина. Это рубрика "Промышленная политика", в котором рассказываем об успешных российских предприятиях, которые производят на территории нашей страны вполне себе конкурентоспособную и очень хорошую продукцию.

Сегодня отправимся в Башкирию, потому что там расположено предприятие "Ликом". Находится оно в городе Мелеуз, производит средства для защиты рук для работников нефтехимической, газовой, машиностроительной, деревообрабатывающей промышленности и и для многих других отраслей и входит в группу компаний "Восток-Сервис", которая как раз специализируется на производстве спецодежды и спецобуви.

У меня сегодня в гостях Алексей Анатольевич Суздалев – директор по производству группы компаний "Восток-Сервис". Здравствуйте, Алексей. И Ирина Александровна Иванова – заместитель директора Департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и легализации оборота продукции Минпромторга. Здравствуйте.

Ирина Иванова: Здравствуйте, Марина.

Марина Калинина: Спасибо, что нашли время прийти. А давайте посмотрим сюжет, который мы сделали в городе Мелеуз, который находится под Уфой, а потом обсудим эту тему.

СЮЖЕТ

Марина Калинина: Мои коллеги в аппаратной уже обсуждают активно сюжет, очень понравилось.

Алексей, наверное, первый вопрос к вам. Это предприятие, насколько я понимаю, вошло в группу компаний "Восток-Сервис" недавно. Почему вы остановили выбор именно на нем? И в чем уникальность этих технологий, о которых работники постоянно говорили, буквально в каждом цехе: "Мы сами, мы сами, вот это мы сами, оборудование, мы сами"? В чем секрет успеха?

Алексей Суздалев: В чем секрет успеха? Ну, конечно же, "Ликом" на сегодняшний день является, скажем, авангардным предприятием по производству перчатки с нитриловым покрытием в Российской Федерации. Решение о включении компании "Ликом" в группу компаний само по себе вытекает из стратегии компании "Восток-Сервис". "Восток-Сервис" – это компания, сфокусированная на инновации, на инновационные решения, на инновационные решения в области охраны труда. Мы привлекаем как лучшие решения со всего рынка, так и, в общем-то, образовываем их самостоятельно.

Вторая особенность компании "Восток-Сервис" – это наша региональная сеть. Вы все знаете, что мы присутствуем… каждый наш филиал, каждый магазин либо наши представительства присутствуют более чем в 170 городах нашей Российской Федерации с населением выше 100 тысяч человек. Это позволяет нам знать четко нашего клиента, его особенности, работать с ним, давать ему лучший продукт и лучшую логистику. И конечно же, вектором успеха для нас мы считаем развитие собственных производств. Мы сфокусированы на этом. Вся наша макроэкономическая ситуация подталкивает нас к тому, чтобы работать с российским производством, усиливать его. И с этой точки зрения компании "Ликом" очень хорошо ложится в нашу стратегию развития компании.

Марина Калинина: Ирина Александровна, хочу у вас спросить. Ну, все-таки такие предприятия – это здоровье людей, это защита, это безопасность и так далее. Вот департамент – он насколько плотно с такими предприятиями работает? И вообще что в этой отрасли сейчас происходит? Много ли таких заводов, фабрик, которые вот этим занимаются?

Ирина Иванова: Абсолютно верно, Марина, ведь работа о здоровье людей, об их безопасности – это одна из приоритетных задач государства. И мы плотно сотрудничаем с такими компаниями. "Восток-Сервис" у нас передавая компания, она участвует во всех наших программах поддержки государства. И таких компаний у нас много.

В легкой промышленности за последнее время развились очень высокие компетенции, в том числе и в сегменте спецодежды. Мы производим высокотехнологичные ткани. Мы производим очень хорошие утеплители, которые не уступают, а во многих случаях и превосходят мировые аналоги. Мы помогаем здесь предприятиям в том числе и осуществлять своевременно программы модернизации промышленности. Мы субсидируем им процентные ставки по кредитам и по техническому перевооружению. Все оборудование для легкой промышленности освобождено от пошлин и НДС.

Марина Калинина: А насколько вообще готовы люди идти вот именно в легкую промышленность?

Ирина Иванова: Вы знаете, готовы.

Марина Калинина: Много лет уже как бы это такая притча во языцех, что легкой промышленности у нас в принципе нет. Но получается, что она есть. Существуют предприятия, которые делают, в частности спецодежду, и вообще обувь и так далее, и так далее, и так далее. Вот что сейчас? Что поменялось за последние годы? Просто вот это интересно.

Ирина Иванова: Может быть, нас наконец-то услышали, наконец-то услышали и увидели, в том числе и благодаря таким программам, как ваша. Вы знаете, у нас очень много компаний, которые производят спецодежду. Это и "Восток-Сервис", и "Техноавиа", и "Авангард Спецодежда". У нас производит "Энергоконтракт" очень хорошую одежду для защиты от электродуги. Это уникально. Если вы поприсутствуете на испытаниях этого костюма, вы поразитесь, какая защита человека обеспечивается. При этом это современная, комфортная и удобная одежда. У нас недавно открылся "Адвентум Технолоджис", который производит ткани по технологии с огнезащитной пропиткой. То есть бизнес верит, бизнес верит в то, что это развитие перспективное, экономически выгодное и эффективное. И не только бизнес верит, но и компании, которые пользуются нашей продукцией, они тоже отмечают высокое качество и высокий уровень компетенций наших производств.

Марина Калинина: Ну, я хочу обратиться к нашим зрителям. Вы можете звонить нам в прямой эфир, задавать вопросы моим сегодняшним гостям, если у вас есть, может быть, какие-то пожелания, если вы работаете на таком опасном и сложном производстве и вам хочется какие-то виды одежды, рукавиц, варежек приобрести и так далее. Может быть, к вас есть какие-то свои собственные предложения – и люди профессиональные примут это к сведению, и что-то появится новое.

Что еще хочется спросить? Ну, естественно, все упирается в деньги, да? То есть это вложения, это кредиты. Какие вы бы предпочли – ну, как сказать? – направления работы, в частности вот с Минпромторгом, которые вот помогли бы вам совместно как-то улучшить эти условия? Я не знаю, может, у вас какие-то специальные программы есть. Что Алексей вот хочет для своей компании?

Алексей Суздалев: Конечно, мы очень плотно работаем с Минпромторгом. И сегодняшние программы, в частности общероссийская программа по импортозамещению нам как российскому производителю серьезно помогает. Что хочется? Хочется прежде всего, чтобы эта программа была, что называется, вдолгую, чтобы эта программа была долгая, и чтобы она не заканчивалась двумя-тремя годами. Но мы на сегодняшний день чувствуем себя полностью уверенными в том, что, эта программа… государство повернулось надолго.

Второе – конечно, хочется доступное кредитование, всяческая поддержка в чем-то, чтобы государство в нас верило. И конечно же, этот рынок откликнется, и на рынок пойдут и частные инвестиции, и рынок станет высококонкурентным, и придут технологии, в том числе и от лучших мировых представителей этого бизнеса.

Марина Калинина: Ирина Александровна.

Ирина Иванова: Да, государство верит в такие компании и специально разрабатывает новые механизмы поддержки. В частности, у нас реализуется такая программа, как "Льготный лизинг". И у нас "Восток-Сервис" – одно из первых предприятий, которое тоже воспользовалось этой программой, где государство субсидирует 30% стоимости оборудования. В итоге программа выходит на очень приятные, хорошие и экономически эффективные для предприятия закупки оборудования.

Кроме того, у нас работает Фонд развития промышленности, который предоставляет льготные займы под 5%. И здесь тоже у нас уже 13 предприятий из легкой промышленности получили такую поддержку со стороны государства. И кроме того, конечно, продвижение, популяризация, то есть встреча с госкомпаниями. Рассказываем о том, что добились, каких успехов мы добились. И это тоже приносит своего рода плоды. У нас уже по уровню только 2017 года уровень использования российских тканей и материалов при изготовлении спецодежды превысил 46%. По 2017 году он уже превысил на 50%.

Марина Калинина: А раньше как было?

Ирина Иванова: Ну а раньше было очень много импортных материалов, и при этом не всегда качественных. Поэтому для того, чтобы соответствовало качество, ввели специальные техрегламенты, ввели специальную сертификацию продукции, все проверяется. Ну, конечно, одной из основных болей, можем так сказать, легкой промышленности является наличие контрафакта и контрабанды на рынке.

Марина Калинина: Это был мой следующий вопрос. Как вот с этим бороться? Потому что все пресловутые китайцы и даже местные компании российские, которые, в общем, не очень добросовестно выполняют свою работу и шьют из некачественных материалов – и из-за этого люди, собственно говоря, страдают. Как вот эта проблема вообще и со стороны производителей, и с вашей стороны решается? Можно ли вообще в принципе ее решить?

Ирина Иванова: Нужно решать. Я думаю, что один из таких успешных примеров работы в этом направлении – это маркировка продукции, где у нас идет полный механизм прослеживаемости. Такой эксперимент мы отработали на меховых изделиях, он показал себя достаточно позитивно. В этом году у нас он будет на обуви. И вот Ассоциация средств индивидуальной защиты и производители спецодежды – они тоже активно включаются в этот эксперимент. И маркировка поможет навести и упорядочить порядок на рынке, да.

Марина Калинина: Алексей Анатольевич, вы со стороны компании как?

Алексей Суздалев: Ну, конечно же, маркировка – это большое подспорье. И оно действительно защитит наш рынок от контрафакта.

И второе, что обязательно будет слагаемым успеха, – это применяемые технологии. Если мы обратимся к продукции компании "Ликом", то это, по большому счету, уникальная продукция. Она уникальная тем, что это многолетний опыт сотрудников, технического персонала, химиков, который воплотился в качественную продукцию, которая на сегодняшний день востребована на рынке. Но это, безусловно, знание потребителя, знание его, скажем так, сред, где он работает: механические воздействия, химические воздействия, температурные воздействия. Что отличает "Ликом"? Это то, что мы знаем конкретно покупателя нашей перчатки. Мы знаем, где он ходит, мы знаем регион.

Марина Калинина: Они, кстати, такие симпатичные на самом деле, и тепленькие, и удобные.

Алексей Суздалев: Совершенно верно. У нас фактически под каждого клиента есть своя номенклатура. Это не сделают китайцы, китайский производитель, это не сделает любой другой производитель. Поэтому в том числе мы и повышаем конкурентность нашей продукции, и защищаем своего потребителя.

Марина Калинина: Я была, вы знаете, удивлена, что очень боятся, что украдут их идеи. То есть насколько сильна конкуренция в этой области, в этой отрасли?

Алексей Суздалев: Конкуренция, конечно, в этой области присутствует, и мы всячески ее приветствуем. И мы будем приветствовать любого производителя, который откроет свое предприятие здесь, в России. Но этот производитель должен быть честным, открытым, и он не должен уходить в какой-то подлог или контрафакт.

Что касается возможного воровства наших идей – здесь, конечно, мы защитили патентом. Мы тщательно соблюдаем и коммерческую тайну. И, конечно же донося продукцию до конкретного клиента, клиент знает, что, покупая эту продукцию в компании "Ликом" либо в фирменном магазине компании "Восток-Сервис", он не купит никогда контрафактную одежды и контрафактную какую-либо вещь. Поэтому это в том числе наш бренд, это гарантия качества нашей продукции.

Марина Калинина: Ирина Александровна, в плане импортозамещения, о котором мы все в последние годы уже каждый день говорим, вот в этой области насколько нам удалось импортозаместить эту продукцию, начиная от самого начала и кончая конечным продуктом?

Ирина Иванова: Вы знаете, это одна из самых благодатных отраслей, именно с точки зрения импортозамещения. То есть спецодежда у нас практически замещена, можно так сказать. 90% (а то и больше) производится именно российской спецодежды. Что касается тканей и материалов – как я уже говорила, этот порог превысил 50%. И я думаю, что он со временем еще больше увеличится.

Марина Калинина: А вот что касается специалистов, которые в этой отрасли работают? Ведь это такая отрасль, ну, специфичная, так скажем, да? То есть нужно уметь работать с тканью, уметь вот именно с такой… вот эти краски и прочее-прочее. Как вообще с кадрами обстоят дела и у вас, и вообще в принципе в этой отрасли?

Алексей Суздалев: Кадры – это одна из самых, скажем так, назовем так, точек развития. Конечно же, ИТР, технический персонал, химиков мы стараемся брать из вузов. Вузы существуют. Их не в том количестве, как было, скажем так, в те годы, но они существуют. Безусловно, мы проводим обучение, адаптацию на собственных производственных площадках. Задача – скажем так, сделать привлекательность профессии для производственного персонала, потому что пока привлекательность профессии именно в общепроизводственном персонале, скажем так, желает быть лучшей. И здесь, конечно, нам нужно поработать – и частному бизнесу, и государству.

Марина Калинина: Извините, перебью. Вот то, что мы видели в сюжете – что нет учебных заведений. То есть люди готовы идти работать и готовы учиться, но учиться можно, получается, только на этом самом предприятии. Более старшие сотрудники учат новеньких, как это все делать. И, как мне рассказали, там из десяти человек остается один, самый лучший, который привыкает, учиться и так далее так далее. Вот с этим как быть?

Алексей Суздалев: На собственных предприятиях мы создаем достаточно хороший микроклимат. Как уже даже в сюжете было показано, что очень много людей работает там по 10 лет. Вот конкретно женщина сказала, что 13 лет. То есть это микроклимат, своя собственная культура, организация труда. Вы видели – на производствах порядок, чистота, люди все находятся в спецодежде.

Марина Калинина: Это правда, да.

Алексей Суздалев: Полностью соблюден режим охраны труда. Мы платим достойную заработную плату, проводим обучение. И конечно же, мы проводим все мероприятия по привлечению сотрудников на наше действующее предприятие. Не хватает сотрудников в принципе в отрасли. То есть мы не можем резко, галопирующее перевести всю продукцию и закрыть всю потребность в нашей продукции. Для этого есть время. Но мы считаем, и у нас есть все для этого – для того, чтобы в ближайшее время увеличить и выпуск в несколько раз, и покрыть всю потребность Российской Федерации в этом виде продукции.

Марина Калинина: Хотела спросить еще о том, возможно ли сотрудничество вот таких компаний, ну, как их раньше называли, с профтехучилищами? Сейчас это колледжи, институты какие-то. Вот для людей, которые руками хотят что-то делать, и их научить. Вот как-то вы принимаете участие?

Ирина Иванова: Мне кажется, это не только возможно, но это и нужно делать. И как раз на региональном уровне такие программы осуществляют, по заказу предприятий учебные заведения готовят для них специалистов. Но поскольку у нас предприятия все-таки более передовые, они покупают современное оборудование, и готовить специалистов нужно под современное оборудование. Поэтому, безусловно, необходима практика именно на конкретном предприятии, привязка обучения именно к конкретному предприятию.

И такие возможные программы на предприятиях сейчас организуются и создаются. Они работают совместно с вузами, приглашают специалистов к себе на предприятия, отбирают в процессе учебы специалистов и уже, как говорят, вынашивают его до конца, готовя под свое предприятие. И такие программы есть, и такие программы будут.

Кроме того, профессиональные сообщества в лице предприятий знают, какие новые специальности появляются, какие востребованные специальности, поэтому тоже вместе с Минобразования идет работа по разработке профессиональных стандартов, подготовка тех специалистов, которые конкретно нужны отрасли. Поэтому я думаю, что такая работа и продолжится дальше. И многие предприятия, как "Ликом", и "Парижская коммуна" у нас и "Русская кожа", ну очень показательные, и "Чайковский текстиль" – они образовательные программы у себя на предприятиях делают.

Марина Калинина: Вот вам пишут, Алексей: "Бабушкам очень нужны наколенники для огорода, мягкие и прочные".

Алексей Суздалев: Учтем, учтем.

Марина Калинина: Так что возьмите на вооружение.

Алексей Суздалев: Возьмем на вооружение, да

Марина Калинина: Чего еще сейчас не хватает нашим нефтехимическим отраслям и так далее, и так далее? Чем рынок еще мог бы быть насыщен? Что можно предложить? То есть какие перспективы – и с вашей стороны, и вот то, что вы знаете в обзоре по отрасли в целом?

Алексей Суздалев: Мы видим…

Марина Калинина: Вроде как перспективы какие-то давайте обрисуем.

Алексей Суздалев: Видим перспективы в области создания современных средств индивидуальной защиты. В частности, мы видим рынок хороший по защите от падения, средств защиты рук, средств защиты органов дыхания, средств защиты органов зрения. В этом мы видим серьезную точку роста и серьезное увеличение объемов производства, и в том числе, если мы говорим по программе импортозамещения. То есть на рынке российском есть куда стремиться.

Ирина Иванова: С нашей точки зрения, тоже перспективы очень хорошие у этого рынка. И с точки зрения больше повышения комфортности и удобства при сохранении тех же качеств защиты. То есть уже создается более облегченная обувь, которая обеспечивает ту же самую защиту работника, костюмы сварщиков тех же.

Марина Калинина: Но она не только облегченная, а она еще очень симпатичная, она стильная.

Ирина Иванова: В том-то и дело, да. Это просто стильные модели. Корпоративный стиль соблюдается. И мы вместе с Минтрудом провели такую работу по пересмотру типовых норм и обеспечению средствами индивидуальной защиты, где как раз мы постарались учесть именно те современные потребности и современные материалы, которые могут и должны быть использованы при обеспечении защиты человека. И это своего рода гид для промышленности, в каком направлении развиваться.

Марина Калинина: Ну что ж, спасибо вам большое. Такая беседа получилась очень насыщенная. Времени, как всегда, мало, но я надеюсь, что мы не первый… не последний раз в этой студии встречаемся.

Ирина Иванова: Да. Популяризируйте легкую промышленность. Она достойна того, чтобы про нее говорили.

Марина Калинина: Я только "за"! Вот из Свердловской области вам сообщение пишут. Много таких, но прочитаю одно, потому что времени очень мало. "Молодцы! Приятно посмотреть на человека труда, действительно приносящего пользу". Так что спасибо вам большое. Алексей Суздалев – директор по производству группы компаний "Восток-Сервис".

Алексей Суздалев: Спасибо огромное.

Марина Калинина: И Ирина Александровна Иванова – заместитель директора Департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и легализации оборота продукции Минпромторга. Спасибо, что пришли.

Ну а сейчас – производственные портреты людей, которые работают на "Ликоме".


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Предприятие "Ликом" в рубрике "Промышленная политика"

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски
  • Яркие фрагменты
  • Интервью
  • Сюжеты