Марина Калинина: Ну а сейчас наша рубрика "Хитро придумано" – в ней мы рассказываем о различных схемах мошенничества, а наши эксперты в студии объясняют, как не попасть в неприятную ситуацию и что делать, если вас уже обманули. Сейчас речь пойдет о кибермошенничестве при покупке различных товаров через Интернет. В гостях у нас Алексей Токарев, адвокат. Здравствуйте, Алексей. Алексей Токарев: Добрый день. Юрий Коваленко: Здравствуйте. Марина Калинина: Давайте посмотрим сюжет сначала, а потом побеседуем. Потому что 1 миллиард 600 миллионов рублей – вдумайтесь в эту цифру – столько по данным Центробанка мошенники похитили с пластиковых карт россиян за прошлый год. Сайты объявлений в Интернете стали одной из главных площадок для работы кибермошенников. И вот о том, по какой схеме действуют преступники в сетях, репортаж Нины Свечниковой – как раз давайте посмотрим одну из таких историй. СЮЖЕТ Марина Калинина: Вот такая вот история, и таких историй, как мы понимаем, много, потому что сумма, которую я назвала – 1.6 миллиарда – это, конечно, очень много. Схема вообще достаточно сложная работы этих мошенников. Алексей Токарев: В большинстве случаев это несложная схема. Это схема, в которой используются средства, доступные под руку каждого мошенника – это телефон, Интернет, коммуникация с лицом, которое является впоследствии жертвой, потерпевшее лицо. Но основным обстоятельством при совершении таких преступлений является то, что потерпевшие лица никогда не удостоверяются в полномочиях того, кто находится с другого конца провода или имеет доступ через Интернет с помощью сообщений, или вообще представляется лицом, которое является участником банка, либо другой организации, либо даже просто продавцом или покупателем. Для того чтобы не было этих случаев мошенничества, необходимо действительно удостовериться, кто с вами разговаривает, есть ли у него такие полномочия. Допустим, к вам звонок… Марина Калинина: Он скажет: "Есть". Алексей Токарев: Здравствуйте, вам звонок, я представитель банка. А как вы можете понять, что это действительно представитель банка, по существу? Никак. Марина Калинина: По сути никак. Юрий Коваленко: А как должно быть? Алексей Токарев: Вам вообще совершенно не нужно устанавливать, является этот человек представителем банка или нет: вам достаточно положить трубочку и набрать номер телефона, который вы действительно знаете, что это телефон относится к банку. Юрий Коваленко: Который на карточке находится? Алексей Токарев: Конечно. И тогда вы уже понимаете, к кому вы обращаетесь. На том конце провода действительно может взять телефон только представитель банка, а если уж даже взял телефон не представитель банка, то это уже проблема непосредственно банка, так как банк вам предоставил свои реквизиты, по которым вы можете с ним связаться. Это то же самое, как отправить письмо: если вы отправили письмо по известному для вас адресу и вам этот адрес предоставил получатель письма, однако он потом утверждает, что не получил это письмо, но почта предоставляет доказательства о том, что по этому адресу забрали письмо, в претензии могут быть предъявлены тому, кто указал этот адрес. Юрий Коваленко: Но подождите, там же пришла SMS о том, что деньги зачислены. Каким образом вообще мошенники могут от имени банка отправить SMS, что зачислены деньги? Алексей Токарев: Вот по части SMS. Всегда при получении SMS есть отправитель, номер телефона отправителя. И если вы уверены и считаете, что этот номер принадлежит банку, то, конечно… Юрий Коваленко: А там в SMS будет написано: "Банк такой-то"? Алексей Токарев: Необязательно: это может быть короткий номер телефона – 0001, 0908. В общем-то, это телефоны для коротких сообщений. Юрий Коваленко: То есть я не получал до этого SMS о том, что деньги получили с этого номера, а получал с другого, то это должно как минимум навести на мысль, правильно? Алексей Токарев: Безусловно. Более того, не то что вы получали или не получали. Если вы уверенно считаете и знаете, что это сообщение пришло к вам от банка, то вы можете данное сообщение принять к сведению. Но если вы не знаете или сомневаетесь, зачем принимать это сообщение к сведению? Безусловно, понятно, что это пришло сообщение от неизвестных лиц. Даже если вы считаете, что сообщение пришло от банка, однако у вас есть какие-либо сомнения либо подозрения, вы обязаны удостовериться, позвонив в банк на тот номер телефона или по тому адресу, который вы действительно понимаете, что принадлежит к банку либо к лицу, которому вы пытаетесь дозвониться и узнать информацию. То есть в первую очередь, кратко говоря, вы должны всегда удостовериться, является ли сообщение, либо телефонный звонок, либо лицо, которое вышло с вами на связь, представителем той организации, от имени которой он к вам обращается. Если у вас есть какие-либо сомнения, вы обязательно должны прервать этот диалог, не сообщать никакой информации и уже самостоятельно связаться по известным вам последним реквизитам той организации, от которой вы хотите получить сообщение. Юрий Коваленко: А вот, предположим, такая ситуация произошла и мы поверили. Здраво ли сообщать те самые 3 цифры с изнаночной стороны карты вообще кому бы то ни было? Алексей Токарев: Это уже персональные данные. Во-первых, вы никогда никому не должны сообщать свои данные, если вы не понимаете, кто получатель этих персональных данных и каков всего порядок хранения. Юрий Коваленко: А кому можно говорить, а кому нельзя? Алексей Токарев: Во-первых, вы можете говорить кому угодно, это ваши персональные данные. Однако вы должны понимать о последствиях: использование ваших персональных данных может привести к финансовому ущербу либо иным другим потерям с вашей стороны. Что относится к персональным данным? – фамилия, имя, отчество, место рождения, дата рождения, в том числе и иные данные, которые относятся к вашим счетам, к вашим финансам, к имуществу – к примеру, задние 3 цифры карты банка, кодовое слово, которое вы можете назвать при обращении в банк, в том числе и номер счета банка, на котором хранятся ваши денежные средства. Вы можете предоставлять этот номер счета только тем лицам, которым вы в первую очередь доверяете. Если вы предоставите номер счета, ничего не случится, потому что банк в порядке закона о банковской деятельности несет обязательства по сохранению ваших денежных средств и информации о счете и только позволяет зачислить эти денежные средства, которые вы ожидаете, на этот номер счета. Однако если вы предоставляете еще кодовые слова либо номер карточки, то это уже позволяет использовать карту при оплате услуг, при переводе денежных средств и во многих-многих других случаях. Если мы вернемся на 20 лет назад, то в странах Европы, Соединенных Штатах Америки очень часто продавались базы с номерами карточек, и этого было достаточно, для того чтобы совершить операцию в Интернете. Марина Калинина: А у нас сейчас не продаются? У нас телефонные базы продаются. Алексей Токарев: Они продаются, это тоже можно взять и найти, однако 3 цифры на обратной стороне карточки неизвестны никому, в том числе и банку. Если вы вспомните, то каждый человек, который получает карточку у банка – она всегда запакована в конверте либо отдается отдельно, а номер PIN-кода карты отдельно. Соответственно, когда вы получили эту карточку, вы вводите самостоятельно PIN-код, карточка всегда остается у вас, и 3 цифры с задней стороны никто не знает. Юрий Коваленко: Вот деньги, которые перечислены были у героини нашего сюжета, можно вообще каким-то образом вернуть? Все-таки есть такие версии, как отмена транзакции, заблокирование карты, еще что-то? Алексей Токарев: Конечно. В эфире было сказано о том, что есть возможность сообщить банку в течение суток о том, что вы не согласны с данной транзакцией. Что это значит? Действительно установлено Российской Федерацией 24 часа с момента совершения транзакции времени, для того чтобы вы могли оповестить банк по известным вам реквизитам (то есть действительно вы звоните по номеру телефона, который, как вы знаете, принадлежит банку) и просите заблокировать данную транзакцию. То есть денежные средства по данной транзакции… Марина Калинина: При этом нужно карточку блокировать еще? Алексей Токарев: Необязательно, можно заблокировать саму транзакцию в зависимости от условий пользования каждого банка. Марина Калинина: Я просто лично сталкивалась с такой ситуацией: у меня сняли под Новый год 24 тысячи с карточки. Я поехала в банк в тот же день, написала заявление, что я отказываюсь от этой транзакции, что ее делала не я, причем какой-то адрес был очень странный, за границей, даже не в России. И мне сказали, что мое заявление рассмотрят и дадут ответ. Ответ пришел через 4 месяца: они мне написали, что они не могут выполнить мою просьбу и вернуть на карту деньги, потому что карта не была заблокирована. Вот так. Алексей Токарев: Все-таки это, скорее всего, неправомерный отказ банка, возможно, есть какие-то нюансы при совершении этой транзакции; нужно каждый момент разбирать отдельно. Ведь это же может быть и злоупотребление правом, когда вы совершаете платеж за оказанную вами услугу или за услугу, которую вы хотите получить в будущем, однако вы потом просите отменить эту транзакцию и по факту уже совершается с вашей стороны мошенничество как держателя карты. Банк, безусловно, должен удостовериться, потому что банк является гарантом совершения операции, и платежная система, которая осуществляет эту операцию помимо банка. То есть банк – это только держатель денежных средств на вашем счете, а платежная система (MasterCard и иные платежные системы) совершают саму операцию по переводу денежных средств и применение платежных терминалов, когда вы вставляете куда-то карту либо в Интернете вводите реквизиты карты и совершаете платежную операцию. Однако вы обратились в банк и просите заблокировать данную транзакцию. Вот эти сутки даются для того, чтобы банк эту транзакцию не осуществил. Однако если банк уже осуществил эту транзакцию и денежные средства ушли, ответственность все равно ляжет на банк, если действительно эта транзакция совершена мошенническим путем. Что имеется в виду? Зачастую имеются такие ситуации, когда создается дубликат карты. Вы по существу находитесь где-то в другом городе или заведении, и к вам приходит, к примеру, SMS-сообщение (если у вас подключена такая услуга) о том, что с какого-то банкомата с помощью такой-то и такой-то карты, которая принадлежит вам, сняты денежные средства. Безусловно, вы должны оповестить банк, что вы не совершали такой транзакции. Однако если у вас не подключена SMS-услуга и вы не можете знать о такой транзакции, то вы вправе обратиться в течение суток с того момента, как вы узнали об этой транзакции, то есть вы пришли в банк, получили выписку по счету ежемесячную или за 3 месяца и увидели, что вы действительно не осуществляли такого платежа или такого перевода денежных средств, вы в таком случае вправе заявить в банк. И банк обязан разобраться в этой ситуации, дать вам письменный ответ, виноваты вы в этом или не виноваты; если вы действительно не давали такого поручения, то есть это дубликат карты или это украденные сведения из системы банковской структуры, то банк обязан возместить эти денежные средства ввиду того, что он в порядке федерального закона о банковской деятельности является гарантом сохранения ваших денежных средств. Юрий Коваленко: А вот чип-карты помогают? Марина Калинина: Давайте сейчас призовем наших зрителей позвонить и рассказать, как они делают покупки через Интернет, делаете ли их вы в принципе и как, на что вы обращаете внимание, чтобы не стать жертвой мошенников. Позвоните, расскажите. Алексей Токарев: Пока дозваниваются, хотел бы обратить особое внимание, что не нужно путать такие ситуации, когда вы вводите в Интернете номер своей карты, вводите задние 3 цифры карты – это достаточная информация для совершения платежной операции через платежную систему. Вы должны удостовериться, кому вы предоставляете свои сведения. Опять-таки мы возвращаемся к началу диалога: нужно знать полномочия лица, который получает от вас эти сведения. Любая транзакция должна быть обеспечена безопасностью, и на любом сайте вам указывается ключ безопасности: к примеру, наверху в поисковой строке либо в строке адреса замочек должен быть нарисован. Вы вправе обратиться к держателю сайта и посмотреть, кто обеспечивает безопасность вводимых данных. Если у вас есть сомнения, что этот сайт небезопасен, если у вас сомнения, что ваши данные не сохранятся либо не будут обеспечены должным образом, конечно, вводить такие данные не нужно, потому что вы предоставляете неизвестному лицу ваши персональные сведения для осуществления транзакции. Юрий Коваленко: Ну почему же неизвестному лицу? Банк-то ведь все равно может проследить, куда ушли деньги, на какой счет, посмотреть, кто держатель этого счета, кто его открывал, каким образом это все происходило. Алексей Токарев: К примеру, это юридическое лицо, которое осуществляет услуги, и это юридическое лицо может находиться в другом государстве (как правило, так и происходит), и деньги ушли в другое государство. Банк говорит о том, что он не несет ответственности в данной ситуации, потому что вы ввели все персональные данные… Юрий Коваленко: А в случае, если мошенничество, банк сможет как-то разобрать этот вопрос и вернуть деньги, если юридическое лицо находится в другом государстве, или уже все? Алексей Токарев: Конечно, может, если это по вине банка, еще раз подчеркиваю. То есть бывают такие случаи, когда вы не совершали никаких операций в Интернете или еще где-либо, это зачастую происходит. У вас списали деньги – это вина банка. Но если вы предоставили все данные по своей карте для совершения операции и операция совершена, вы ее, допустим, не отменили, то банк в данной ситуации не несет никакой ответственности, по существу. Ну а в чем он виноват? Вы просили банк совершить операцию, вы дали ему поручение, банк совершил эту операцию, а потом оказывается, что вам не оказали услугу или не продали вещь, и это мошенничество. Здесь нет вины банка как таковой. Всегда нужно следить за тем, с кем вы общаетесь и кому предоставляете данные. Марина Калинина: У нас есть звонок из Нижнего Новгорода – Вадим, здравствуйте, вы в эфире. Юрий Коваленко: Добрый вечер. Зритель: Алло, здравствуйте, ведущие. Я буквально коротко хотел сказать. Вот это все популярное мошенничество – понятно, что все это жулики, уроды, милиции на них нет. Но мы же сами виноваты, потому что ленимся. Кто мешает, допустим, в том же самом банке завести 2, 3, да хоть 10 счетов и вот эти всеми любимые карточки положить 2-5 тысячи рублей, и это уже было бы перестраховкой. Это совершенно просто, никто не делает, всем лень. Марина Калинина: А вы когда-нибудь сталкивались с обманом? Вы становились жертвой мошенников или нет? Зритель: С попытками я, мои знакомые да. Но вот именно по таким…, что люди, грубо говоря, предохраняются и стараются… Нет, не доходило. Да, SMS бывали, попытки бывали. Я, кстати, могу, может быть, успокоить, может быть, кого-то огорчить: известный, извините за выражение, эрограф-порнограф Роман Виктюк тоже года два назад пострадал именно от таких же мошенников и влетел на довольно хорошую сумму в несколько сотен тысяч рублей. Так что никто не застрахован от этого. Марина Калинина: Понятно. Спасибо вам большое. Еще почитаю SMS-сообщения – пишут нам: "Меня "Сбербанк" завернул, хотя с момента списания меньше 1 часа прошло". Юрий Коваленко: Куда обращаться, если банк отказывается? Алексей Токарев: В данной ситуации нужно обратиться в правоохранительные органы, в конечном счете вы можете обратиться в суд. Более того, обращаясь в суд, вы не платите ни госпошлины, ничего, потому что это закон о защите прав потребителей, закон о банковской деятельности: ваши права нарушены, вы дали свои денежные средства банку, а он ими распоряжается. Марина Калинина: Кстати, о защите прав потребителей мы будем говорить буквально через 10 минут. Алексей Токарев: Отлично. Вы в любом случае имеете право обжаловать данное решение банк. Банк же может и понимать, что это его ответственность, но он не желает, потому что это создаст определенный прецедент в некоторых ситуациях и произойдет большой вал таких жалоб. Это, конечно, неприятно. Хотел бы дополнить информацию, которую предоставил зритель, о том, что действительно многим лень и многие не хотят чего-то делать. Однако я бы хотел обратить внимание, что если вы все-таки выставляете свой номер телефона на торговых площадках "Avito" или иных каких-то площадках, где вы пытаетесь реализовать свою услугу либо товар, не является сложным оформить еще одну SIM-карту. Вы можете не платить за исходящие звонки, у нас все входящие звонки в Российской Федерации бесплатные. SIM-карта может стоить 100 рублей, но это гарантия вашей безопасности. То есть звонок будет совершаться только на этот номер телефона, этот номер телефона вы укажете только на этой торговой площадке именно по конкретному объявлению. Соответственно, по этому номеру телефона вам никогда не позвонит банк, потому что он его не знает. А если уж вам кто-то звонит и говорит о том, что, знаете, я представитель банка, это тогда уже абсурд: откуда вы можете знать этот номер телефона? Юрий Коваленко: И к этому номеру точно не будет привязана карта? Алексей Токарев: Конечно. Ну сколько для вас это будет стоить? 100 рублей – стоимость SIM-карты за ближайшим углом, самый дешевый телефон… Я думаю, у каждого есть старый телефон, который уже не эксплуатируется, потому что давно телефоны появились. Однако вы можете само объявление разместить со своего дорогостоящего планшета или телефона, компьютера и действительно поставить качественную фотографию, но сам номер телефона, контакт, по которому вы будете общаться, может стоить 100 рублей. Если мы говорим про E-mail, тоже немаловажный факт: никто вас не лишает возможности завести дополнительный электронный адрес специально для таких вот операций, как продажа или что-то в этом роде. И вы будете полностью в безопасности, никаких претензий к вам никто никогда не предъявит, и мошенники не осуществят никакого такого мошеннического действия. А если к вам происходит обращение действительно на ваш нужный номер, к которому привязан банк и все остальные операции, это должно сразу же наводить на определенные сомнения: кто к вам обращается? – действительно ли банк, действительно ли уполномоченное лицо, или это мошенники? Ну и самое главное: никогда не отвечайте обратно на такие входящие звонки, положите трубку, не отвечайте на SMS-сообщения. Наберите банк или сообщите банку о той или иной операции по известным вам реквизитам, а не тем реквизитам, которые к вам приходят. Марина Калинина: Давайте еще одного нашего телезрителя послушаем: Сергей нам дозвонился. Здравствуйте, Сергей. Зритель: Добрый вечер. Хотелось бы… свое мнение по поводу трех цифр на задней стороне карты. Единственное, что могу добавить – это зависит от… Кстати, бог миловал, я совершаю покупки через Интернет и сталкивался с фактами мошенничества. Но хочу добавить, что все зависит от настроек вашего браузера на компьютере и настроек вашего браузера на телефоне, это во-первых. Во-вторых, это зависит от чистоплотности той стороны, которая принимает платеж, как у них настроена система безопасности, возможно ли их взломать с целью похищения, именно считывания номера карты и вот этих трех цифр. Поэтому… Ту сторону мы проверить никак не можем, а с нашей стороны единственное, что можно после совершения таких операций – сразу очищать кэш браузера. Все, спасибо. Марина Калинина: Спасибо вам большое. Алексей Токарев: Безусловно, это технические моменты. Однако не все знают эти моменты, все-таки сегодня пользуются и люди пожилого возраста данными картами, да и, в общем-то, люди, которые не имеют такого времени заниматься подчищением кэша и всего остального. Самое главное при совершении любой операции – вы должны понимать, на каком сайте вы это делаете, то есть удостовериться в подлинности тех лиц, которые просят вас предоставить банковские данные либо данные вашей платежной карты. Будьте бдительными, и бдительность зависит не только от того, с кем вы общаетесь, но еще кому вы предоставляете свои сведения, это очень важно. Так же, как и на улице: если вы пытаетесь перевести денежные средства на карту другого лица, вы должны задумываться, кому вы переводите денежные средства в конце концов. И есть такая ситуация, когда у вас могут заблокировать денежные средства на счетах впоследствии, пока вы не предоставите обоснованность полученных ваши денежных средств. Марина Калинина: Ну а вот так вот по практике – насколько часто бывают случаи возврата денег при операциях через Интернет, если они мошенниками совершены? Алексей Токарев: Вы знаете, это нормальная практика, и денежные средства возвращаются, если действительно они совершены мошенниками и данные сведения получены с помощью того, что есть какие-то наложения на банкомат, то есть за то, за что должен отвечать банк (банкомат – это территория банка однозначно). Если вы совершаете операцию через платежную систему и была утечка данной информации, либо банк выдал дубликат карты, либо банк распространил ваши сведения – это те основания, по которым банк возвращает. Но еще раз подчеркиваю: банк не всегда это делает, если вы, так скажем, налево и направо распространяете все сведения о себе: фамилию, имя, отчество, дату рождения, кодовое слово, место рождения, паспортные данные (это тоже является личными данными каждого гражданина), и конечно, если вы еще предоставляете идентификационные номера с вашей банковской карты. Марина Калинина: Вот такой вопрос от нашей телезрительницы: "Можно ли завести отдельную карту для разовых операций купли-продажи, вообще не привязанную ни к телефону, ни к зарплате?" Алексей Токарев: Конечно, вы это можете сделать. Когда вы обращаетесь в банк, вы необязательно должны предоставлять свой номер телефона. Более того, вы открываете счет, вам предоставляют банковскую карту, вы обязательно должны предоставить свой паспорт – больше никакой информации вы не должны предоставлять. Марина Калинина: Ну что же, спасибо большое, очень такие дельные советы, все по существу. Спасибо вам. Алексей Токарев: Пожалуйста. Марина Калинина: У нас в гостях был Алексей Токарев, адвокат. Юрий Коваленко: Спасибо. Алексей Токарев: Всего доброго.