Алексей Иванов: «Достоевщина» - это болезнь молодого автора. Но это болезнь очень хорошая и правильная. Я ей переболел в форме романа «Общага»

Гости
Алексей Иванов
писатель

Петр Кузнецов: «Тобол», «Географ глобус пропил», «Сердце пармы», «Пищеблок». Что общего у всего этого, Маша?

Мария Карпова: Их написал замечательный… эти произведения написал замечательный автор…

Петр Кузнецов: Я думал, что ты: «Во-первых, это книги».

Мария Карпова: Во-первых, это книги, действительно. Ну, может быть, ты не знаешь, что это книги.

Петр Кузнецов: Ты все читала? Понятно.

Мария Карпова: Нет, я не все читала, но это большое упущение. Эти все книги, эти произведения написал Алексей Иванов – наверное, самый известный автор современной русской литературы.

Петр Кузнецов: Мы в понедельник, когда подводили результаты «Кинотавра», отметили результаты одной из громких премьер – фильма «Общага». Снятый как раз по роману Иванова «Общага на крови».

Мария Карпова: Да. Эта книга вышла 15 лет назад, сейчас точно переживает вторую волну популярности. Но, конечно, лучше самого автора о ней нам никто не расскажет.

Алексей Иванов, писатель: Это роман о молодежи конца 80-х годов прошлого века, о том, как молодые люди жили в общаге и какие неприятности выпали на их долю. Это роман очень напряженный, очень драматичный. В принципе, его можно отнести к той литературе, которая называется «достоевщина». Это, скажем так, болезнь молодого автора, но это болезнь очень правильная, очень хорошая. И нужно, чтобы молодой автор этой болезнью переболел. Вот я ею переболел в форме романа «Общага».

Роман я написал в 1992 году, то есть ему уже почти 30 лет, а мне уже чуть больше 50. Роман я писал, будучи молодым человеком и молодым автором. И в экранизации для меня самое ценное то, что она сохранила дух молодости. Дух молодости автора с его максимализмом и с обостренными нервами. Дух молодости эпохи, потому что заканчивался Советский Союз, начиналось новое время. Дух молодости воплощен в молодых актерах, которые там играют, он воплощен в режиссере Романе Васьянове, для которого этот фильм – режиссерский дебют. Несмотря на то, что Роман далеко не новичок в кинематографе и он очень хорошо поработал в Голливуде, но как режиссер «Общагу» он сделал своим дебютом.

И вот это ощущение молодости, ощущение непримиримости, ощущение драматизма жизни, на мой взгляд, самое важное в фильме. Я специально поместил действие в тот промежуток, когда диктат идеологии в стране уже закончился, и диктат денег еще не начался. Это был очень краткий период истинной свободы в России, с конца 80-х по начало 90-х – ну, то, что в народе называют перестройкой. А Роман перенес время действия немножко раньше, у него дело происходит в 84-м году. Ну и он снимал фильм немножко о других вещах.

Петр Кузнецов: Маэстро Алексей Иванов.

Мария Карпова: Читайте и обязательно смотрите. Еще один фильм, который мы, кстати, должны посмотреть – «Общага на крови».