Алексей Курчанов: Автоугон – это бизнес-процесс, где участвует целая группа лиц и выверены все звенья, вплоть до сбыта
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/aleksey-kurchanov-avtougon-eto-biznes-process-gde-uchastvuet-celaya-gruppa-lic-i-vyvereny-vse-zvenya-vplot-do-sbyta-38698.html Иван Князев: Ну а мы продолжаем. Сейчас время для рубрики «Личное мнение». И сегодня вот какая тема. МВД России прогнозирует, ну, можно даже сказать, анонсирует волну автоугонов.
Тамара Шорникова: Главное, чтобы не гарантировало.
Иван Князев: Да. Проанализировав статистику за несколько лет, там сделали вывод, что пик подобных преступлений обычно приходится на октябрь. То есть ждать осталось совсем недолго.
Тамара Шорникова: Да. В списке самых угоняемых марок автомобилей находятся LADA, Toyota, KIA и Hyundai. Это данные МВД. Вы сейчас увидите на своих экранах другую статистику – от автостраховщиков. О сезонном всплеске угонов…
Иван Князев: Ну, там видно, что Jeep Cherokee, что-то еще.
Тамара Шорникова: Toyota Land Cruiser, Toyota Camry.
Иван Князев: Да. Škoda Octavia, по-моему.
Тамара Шорникова: О сезонном всплеске угонов сами автолюбители хорошо знают – о чем свидетельствует повышенный спрос на противоугонные системы.
Как уберечь свое транспортное средство? Какую сигнализацию выбрать? И где не стоит парковаться? Спросим у нашего эксперта. У нас в гостях – Алексей Курчанов, учредитель федерального сервиса «Угона.нет». Здравствуйте.
Алексей Курчанов: Добрый день.
Иван Князев: Здравствуйте, Алексей Владимирович.
Тамара Шорникова: И ждем, конечно же, звонков и SMS от наших телезрителей. Расскажите, как вы защищаете свой автомобиль от угона? Лайфхаки приветствуются, что называется.
Иван Князев: Да, было бы даже очень неплохо.
Алексей Владимирович, что касается вот этой статистики. Мы уже в анонсе говорили, что угоняют либо очень дорогие машины, либо очень дешевые. А угоняют почему? Потому что дорогие можно вроде как продать, а дешевые разобрать на запчасти и тоже продать. Это так?
Алексей Курчанов: Продать можно и дорогие, и дешевые машины. Ради каких целей собственно машины угоняются? Ради перепродажи на вторичном рынке и ради разборки на запчасти. Соответственно, это две цели. Запчасти требуются как на дорогие, так и на дешевые автомобили.
Ну, угонщики, конечно же, перепродают с целью приобретения выгоды и дешевые машины тоже, бюджетные – например, такие как LADA, «Жигули» и прочие, которые возглавляют многолетний рейтинг угонов, всегда оставаясь на первых местах среди всех автомобилей. На втором месте уже находятся «корейцы». Эти машины проще всего переделать. Эти машины проще всего продать, реализовать на вторичном рынке, потому что на них очень высокий спрос.
То есть, чтобы продать за относительно невысокие деньги какую-нибудь LADA 2109, популярную модель в регионах еще до сих пор, требуется один день. И это можно сделать по бросовой цене, быстро. Поэтому спрос на дешевые отечественные автомобили присутствует тоже на вторичном рынке. И это, в общем-то, подчеркивает ту статистику угонов, которую они возглавляют.
Иван Князев: Ну, LADA угнать – мне кажется, себе дороже обойдется.
Тамара Шорникова: Многие в SMS спрашивают: а стоит ли вообще…
Иван Князев: …рисковать-то?
Алексей Курчанов: Чаще всего этот парк автомобилей, вот эти LADA 2109 и прочие классические модели – они крайне плохо оборудованы защитными средствами. Угоняются они очень легко. То есть существует ряд распространенных методик, которые угонщики используют в деле. Угон происходит в течение минуты. Используются электронные отмычки, механические какие-то сверты для замков – и машина уходит.
На самом деле угон – это бизнес-процесс, в котором участвует не один человек, а целая группа лиц, поэтому здесь все действия взвешенные, квалифицированные, каждое звено бизнес-процесса вымерено, все рассчитано. И также рассчитан именно сбыт этой продукции – как бюджетного класса, так и среднего, так и высокого.
Иван Князев: Что, кстати, со сбытом? Высокий класс где обычно «реализуют» (ну, если так можно сказать)? Говорят, что за рубеж вывозят.
Алексей Курчанов: Вы знаете, раньше была тенденция, когда внутри, например, того же самого Китая были некие проблемы разделения региональных классов. Провинция Урумчи, славившаяся как бандитский регион, – очень много туда машин уходило через казахстанский трафик, по данным ФСБ. Сейчас машины в основном уходят в южные регионы, в соседние южные страны, где они, в общем-то, можно сказать, при переходе границы «обеляются». То есть законы Интерпола не во всех наших южных соседствующих странах работают и соблюдаются.
Конечно же, уходят и на внутренний рынок России, потому что после угона машина может «всплыть» даже в этом же городе, потому что существуют различные сервисы, где она переделывается, подделываются документы, и машина продается уже на вторичном рынке. Например, в Зеленограде можно купить, если в Москве угнали. Такое тоже случается.
Тамара Шорникова: Несколько SMS, потому что нам активно присылают телезрители способы и методы, как они защищают свое транспортное средство. «Ставим дорогую сигнализацию, которая, конечно же, не спасет от угона, но тешим себя надеждой». Хабаровский край: «От угона держу машину в гараже. Угоняют и портят машины, брошенные на стоянках во дворах». Татарстан: «Электронный кирпич». Ленинградская область: «В машине ездит овчарка». Ну, вряд ли она остается одна в автомобиле.
Алексей Курчанов: Не всегда это комфортно.
Иван Князев: А действительно, как защитить свое авто от угона? Ну, если, конечно, не придерживаться методов Димы Семицветова, помните, как в фильме «Берегись автомобиля» капкан поставили.
Алексей Курчанов: На самом деле здесь непростая задача, и в двух словах ее не опишешь. Следует упомянуть о следующем. Машины бывают разной группы риска. Есть машины, которые мало угоняются, и есть машины, которые много угоняются. Это отражено в статистике. И надо понимать, к какой группе относится твой автомобиль.
Тамара Шорникова: То есть совет – покупайте «Жигули» – в данном случае не работает? Мы сейчас выяснили, что…
Алексей Курчанов: Смотря какие модели. Но в общем классе «Жигули» угоняются хорошо по всей стране до сих пор. И все-таки, наверное, существуют более комфортные автомобили, чем старые модели «Жигулей». Хотя и новые модели «Жигулей», которые снабжены уже электроусилителями и прочими фишками, такими как коробка автоматическая, они, в общем-то, в топе угонов. Это LADA Granta, LADA Vesta.
Что говорить о защите? Конечно же, надо понимать, где ты хранишь автомобиль ночью. То есть это самое рисковое время хранения – ночное, потому что ночью больше всего осуществляется угонов. Итак, где автомобиль хранится ночью? Находится ли он в группе риска, и в какой?
И уже после приобретения этих знаний нужно понимать, что автомобиль надо защищать – либо надо очень хорошо защищать и делать из него крепость, либо использовать среднюю степень противоугонных свойств, либо какую-то базовую, минимально необходимую. В любом случае защищать автомобиль рекомендуется, потому что штатные методики, которые применяются на заводских охранных системах (штатный иммобилайзер и штатная сигнализация), естественно, они хорошо знакомы угонщикам, и те знают прекрасно, как с ними бороться. Поэтому, в общем-то, любого класса автомобили уходят. Существуют специальные методологии по обходу и отключению этих штатных заводских устройств.
И конечно же, эффективнее всего применять дополнительные. Но вот как? Сколько дополнительных? Здесь уже зависит от тех параметров, которые я озвучил: условия хранения и также группа риска автомобиля. Но защищать можно, это абсолютно точно.
Иван Князев: Звонок у нас есть, Сергей дозвонился, Алтайский край. Сергей, здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте.
Тамара Шорникова: Вы хотите задать вопрос или советом поделиться?
Зритель: Я думаю, что советом, скорее всего.
Тамара Шорникова: Ждем.
Иван Князев: Слушаем.
Зритель: Отвечать?
Тамара Шорникова: Да. Желательно в темпе, потому что времени осталось очень мало. Дадим возможность высказаться и другим телезрителям.
Зритель: Ну, мое мнение, что… В Узбекистане за угон десять лет давали, плюс «президентских» пять – и всего пятнадцать. Сейчас люди просто не закрывают автомобили. Зачем? Надо и здесь так вводить, чтобы было за что сидеть. Вот такое мнение.
Тамара Шорникова: То есть ужесточить меру наказания для угонщиков, правильно?
Зритель: Конечно.
Иван Князев: Понятно, да. Спасибо. Виктор, Тюмень у нас на очереди…
Алексей Курчанов: Очень частое мнение, действительно очень частое мнение. Большинство зрителей всегда реагируют именно первым ответом, первой рекомендацией в эту сторону, что надо ужесточить наказание за угон. Но пока всего этого не случилось, на протяжении уже долгих лет на самом деле мусолится этот вопрос, мы – профессионалы в области car security – все-таки рекомендуем не уповать на долгожданный закон, когда он выйдет и как это повлияет, а все-таки приберечь свой автомобиль, используя какие-то эффективные средства противоугонные, типа сочетания иммобилайзеров с замками капота. Это минимальная разумная история по защите от быстрого угона.
Тамара Шорникова: Давайте еще один телефонный звонок примем. Виктор, здравствуйте.
Иван Князев: Здравствуйте, Виктор.
Зритель: Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте. Я вот что хотел сказать. Нам сейчас нужно создать такие условия, чтобы автомобили угонять не было никакого смысла. Но это должны быть условия со стороны правительства нашего. То же самое касается и бэушных запчастей – запретить продажу бэушных запчастей. Тогда нет смысла угонять машину на запчасти и нет смысла угонять машину, потому что ее потом продать нельзя. Вот это работа нашего правительства, извините.
Иван Князев: Понятно. Я думаю, сейчас многие автолюбители за сердце схватились, потому что новые запчасти не все могут позволить.
Алексей Курчанов: Это из области – поднять минимальный уровень заработной платы. То есть не всем доступны новые запчасти, да.
Иван Князев: Новосибирск нам пишет: «А вот не надо ездить на дорогих тачках». И все, и проблемы нет. Нет машины – нет проблемы. А Пензенская область спрашивает: «Потайной выключатель системы зажигания свечей – это что такое?»
Алексей Курчанов: Это такая «секретка», которая отключает или разрывает какую-то электрическую цепь автомобиля. Ну, безусловно, это какой-то преградой является. Но если угонщик более или менее в теме, то, конечно же, он определит, что с этим делать.
Тамара Шорникова: Еще больше советов от наших телезрителей – в видеоматериале. Мы провели опрос на улицах городов, спросили: «Как защищаете автомобиль от угона?» И вот как отвечали.
ОПРОС
Тамара Шорникова: Универсальный совет!
Вы знаете, меня интересует вопрос следующий. Такую статистику МВД не первый год приводит, именно почему-то по осени. В чем сезонность заключается у бизнеса автоугонщиков?
Алексей Курчанов: Ну, все очень просто – она продиктована сезонностью авторынка. То есть у авторынка есть два всплеска – это весенний и осенний. Причем осенний больше. Соответственно, угоны идут параллельно. Потому что начинается всплеск на авторынке осенний, люди хотят приобретать новые машины, подержанные машины – соответственно, угонщикам легче сбыть материал, если касается вторичного рынка.
Если касается подержанных запчастей, то там тоже рынок сбыта возрастает, потому что, в общем-то, люди начинают машины приводить в нормальное состояние, приехав из отпусков и прочее, то есть уделять этому внимание, потому что перемещаться всем в холоде хочется в комфорте, а это, как правило, автомобиль. Поэтому авторынок растет, и вместе с ним растут угоны. Соответственно, спрос угонщиков на автомобили – новые и подержанные.
Иван Князев: Ну, я понимаю сезонные скидки в обычных магазинах на рынке автомобилей…
Тамара Шорникова: Давай Дмитрия послушаем из Тульской области, у него его персональный совет по защите от угона.
Иван Князев: К сожалению, подсказывают нам, что сорвался звонок.
Тамара Шорникова: Возможно, пошел проверять.
Иван Князев: Да. Москва и Московская область пишет: «5 сентября была попытка угона Hyundai Creta. На авто стоит штатная противоугонная система и метка, блокирующая двигатель. Автомобиль тронулся на 50 сантиметров и остался со мной. Спасибо метке и КАСКО». Это надежная система? Что за метка такая?
Алексей Курчанов: Метка – это система распознавания автовладельца. Это больше относится к дополнительным охранным устройствам. Это может быть либо иммобилайзер, либо дополнительная сигнализация. В любом случае это не заводская охранная система, а что-то дополнительное.
Вообще, как показывает практика, по статистике угнанных машин (это статистика от МВД), 80% угнанных автомобилей были оборудованы только штатными охранными устройствами. То есть чаще всего угонщики, когда сталкиваются с какой-то дополнительной противоугонной системой, они просто бросают машину и идут искать следующую. Например, эта Hyundai Creta – она очень популярная. Наверняка в соседнем дворе стоит такая же, не оборудованная иммобилайзером. Тратить время и подвергать себя излишнему риску угонщику не требуется. Он идет в соседний двор и там берет автомобиль, который ничем не защищен дополнительно.
А современная жизнь, современные условия страхования предопределяют эту ситуацию. В погоне за клиентом страховые компании перестали требовать усиливать автомобиль дополнительными противоугонными системами, поэтому страхуют его даже со штатной сигнализацией. И владельцы, которые экономят еще на начальном этапе приобретения, когда покупают новую машину в салоне, они стараются на нее ничего не ставит, потому что и так берут в кредит. Примерно 50% машин берется в кредит. И они стараются сэкономить на дополнительных расходах – соответственно, не ставят никакие противоугонные устройства, потому что есть КАСКО, которое, в общем-то, наверное, защитит и какая-то сумма вернется. Хотя не вся, за вычетом амортизации – 15%.
Тамара Шорникова: Очень много SMS, где пишут, что нужно спрятать в машине второй телефон или недорогой телефон и отслеживать по биллингу, например.
Есть еще у нас звонок из Ростовской области, давайте Сергея послушаем. Сергей, здравствуйте.
Иван Князев: Здравствуйте, Сергей.
Зритель: Здравствуйте.
Иван Князев: Слушаем ваш совет.
Тамара Шорникова: Вопрос или совет?
Зритель: Алло. Скажите, пожалуйста, почему столько камер стоит на въездах и выездах из городов, и никак не могут в МВД отследить, куда уходят эти машины?
Тамара Шорникова: Понятный вопрос.
Иван Князев: Спасибо.
Алексей Курчанов: Ну, здесь ответ очень прост. У нас есть такой сервис поиска угнанных автомобилей. Это такое социальное сообщество, которое занимается бесплатным поиском автомобилей, подозрительно брошенных на стоянках внутри жилых кварталов, в так называемых зонах отстойника, где находится автомобиль после угона в течение двух недель.
Кстати, к этому может присоединиться любой, выглянув во двор и контролируя ситуацию. Если какая-то подозрительная машина хранится две недели, вроде бы никому не принадлежит, то надо уже реагировать. Это может быть местом отстойника. Так вот, соответственно…
Тамара Шорникова: Соответственно, нужно в первую очередь самостоятельно заботиться о безопасности своего транспорта средства.
Татарстан интересный вопрос задает: «Какой стоимости в процентах от стоимости автомобиля должна быть антиугонка?» Не знаю, есть ли такая пропорция, какая-то золотая, но давайте поговорим, в принципе, о стоимости противоугонных систем.
Алексей Курчанов: В среднем, скажем так, средневзвешенная цена сейчас охранного комплекса для среднего класса автомобилей стоимостью в пределах 2 миллионов рублей, нового автомобиля – это 50–60 тысяч рублей. Это в среднем по России. То есть если автомобиль дорогой, если автомобиль хранится на неохраняемых стоянках, подвержен угрозам…
Например, очень популярная Toyota Land Cruiser, многие на них разъезжают по всей территории России, бросают их на стихийных парковках. Естественно, ночью на них покушаются. Здесь надо из машины уже сооружать крепость, потому что Land Cruiser имеет очень высокий спрос у угонщиков. Это одна из самых рисковых машин. Плюс он совершенно никак не защищен по штату. Соответственно, надо применять электромеханические и электронные средства защиты, которые эффективно справляются со всеми задачами. Таких примеров очень много, когда владельцы заставали свой автомобиль после попытки угона. Он был частично раскурочен, но тем не менее остался.
Иван Князев: Опять же Татарстан спрашивает: «Если быстрее сообщить об угоне, больше шансов вернуть машину?»
Алексей Курчанов: Да, безусловно. Значит, касаясь тех же самых камер, в чем проблема в России? Система не централизованная. Если камеры по Москве работают исключительно по Москве, то областные камеры не входят в централизованную систему и работают независимо. Наверное, на каком-то этапе технологический уровень оборудования наших дорог позволит делать онлайн-прослеживание машины на всех ее этапах перемещения. Поэтому, возвращаюсь к тому вопросу и отвечая на этот: это вопрос времени, это повлияет на количество угонов.
Тамара Шорникова: И сообщение забавное тоже от нашего телезрителя: «Очень просто! Нужно дружить с бабушками у подъезда – тогда ваше транспортное средство всегда будет под присмотром».
Иван Князев: Которые все видят и все знают.
Тамара Шорникова: Да. Спасибо за советы.
Иван Князев: Спасибо вам большое.
Тамара Шорникова: Алексей Владимирович Курчанов, учредитель федерального сервиса «Угона.нет», был у нас в гостях. А уже через несколько минут смотрите рубрику «Промышленная политика» с Мариной Калининой, будут обсуждать состояние и перспективы развития литейного производства в России.