Алексей Малый: Анализ показал, что на ремонт у нас тратится гораздо больше денег, чем на строительство новых дорог

Гости
Алексей Малый
эксперт ОНФ, доктор экономических наук, почетный строитель России

Пришла весна. Снег растаял вместе с асфальтом. У вас не возникает ощущения дежавю? Почему из года в год - одна и та же картина?

Мария Карпова: Алексей Малый, эксперт ОНФ, почетный строитель России.

Петр Кузнецов: Алексей Алексеевич, здравствуйте.

Мария Карпова: Здравствуйте.

Алексей Малый: Доброе утро, доброе утро, уважаемые друзья и уважаемые телезрители. Несомненно, транспортная система нашей страны – это важнейший элемент экономики и социальной жизни.

И общероссийский народный фронт плотно занялся дорогами в 2015 году. Мы тогда ввели проект «Убитые дороги», и нам удалось по этому проекту через мобильное приложение получить до 1000, а иногда до 2000 сообщений от неравнодушных граждан с фотографиями, с видео по всем дорогам нашей страны, как федеральным, так и местным.

И получилась такая довольно хорошая картина, которая позволила за год работы сделать анализ. Анализ показал, что у нас на ремонт тратится гораздо больше денег, чем на строительство новых дорог.

И уже на съезде ОНФ в 2018 году мы поставили задачей как новое качество дорог, как модернизацию организаций дорожного движения и эффективность бюджетных трат дорожной отрасли и стали разбираться, начиная с контрактной системы, увеличивая, соответственно, гарантийные сроки на ремонт дороги, так и задачи на проектирование новых дорог.

Для того, чтобы новые построенные дороги, может быть, более дорогостоящие, но в перспективе на 20, 30, на 50 лет эти дороги не должны нуждаться в капитальном ремонте. Таким образом мы существенно уменьшим траты на содержание дорог и существенно повысим качество дорог.

Ну а те неравнодушные граждане, которые сегодня высказываются, конечно, это сигнал. Это вопиющее бездействие местной власти, потому что за время существования проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» уже можно было добиться и проектирования, и финансирования. Деньги на это есть. Деньги большие.

Петр Кузнецов: Сейчас мы к этому вернемся, узнаем, куда им прежде всего обращаться, чтобы это было побыстрее и эффективнее. Очень важный момент, на мой взгляд, и он же тревожный – у нас законом как будто бы даже не допускается, а закреплена возможность поддерживать дороги в, мягко говоря, не лучшем состоянии, с ямами по ГОСТу. У ям есть ГОСТ!

Допускается, что яма может (в ГОСТе уже подразумевается, что асфальт по весне сходит вместе со снегом, получается), смотрите, 15 см в длину (может быть, поменяли уже эти параметры), 60 – в ширину, и 5 см в глубину. Почему так происходит? Кто и как эти нормативы допускает? Обоснование есть этому, что яма может быть вот такого-то размера?

Алексей Малый: Ну, простите, есть его величество Дедушка Мороз, который является всесильным. И вот именно мороз и является главной разрушительной силой всех строительных конструкций, которые впитывают в себя воду. И потому задача первая строителей – всегда защитить конструкции от проникновения воды.

Но если под дорожное полотно попала вода, то несомненно за зиму эта дорога будет приподнята морозом, и дорожное покрытие будет нарушено. Потому мы и ставим задачу в первую очередь новое качество дорог, проектировать и строить такие дороги, которые Дедушка Мороз разрушать не будет. Мы за ним не успеем.

Стихия, природа – сила огромная, а мы все-таки люди с ограниченными ресурсами, несмотря на новейшие технологии, которые позволяют сегодня восстанавливать дорожное полотно в считанные часы, не нужно уже так много времени, как раньше. Несмотря на новые стандарты, которые постоянно улучшаются.

Все-таки я считаю, надо делать упор на новое качество дорог. Ну а те стандарты, которые сегодня существуют (яма должна быть там не более 60 квадратных сантиметров и так далее), ну, к сожалению, даже я на своем автомобиле дважды попадал в яму, разбивая резину, и колеса у меня спускали. Вот такие случаи были.

Ну вот, что делать, пока мы на этот новый уровень не вышли проектирования и строительства, но стремимся. И уже довольно много проектов выполняется по новым требованиям. Надеюсь, что через несколько лет этой проблемы уже не будет полностью.

Мария Карпова: Алексей Алексеевич, если коротко вот про инструменты – куда обращаться, куда жаловаться, если столкнулись с такой проблемой? Если попали в яму, не дай бог, там потеряли колесо? Помимо того, чтобы писать напрямую в администрацию, что еще можно сделать?

Алексей Малый: Несомненно, несомненно, отвечает собственник, несомненно, отвечает муниципалитет, ну а горячие ответы можно получить и через сайт, и через портал Общероссийского Народного Фронта. Обращайтесь, пожалуйста, постараемся отреагировать и так, чтобы действительно помочь людям.

Петр Кузнецов: Спасибо. Спасибо большое. Это Алексей Малый, эксперт ОНФ, почетный строитель России.