Алексей Зубец: Согласно нашим расчётам, реальные зарплаты людей будут расти практически по всей стране

Гости
Алексей Зубец
директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ

Тамара Шорникова: Ну а мы сейчас расскажем, кто в этом году разбогатеет.

Константин Чуриков: Ну прямо разбогатеет. О чем речь?

Тамара Шорникова: О чем речь? Предсказание прямо сейчас у нас в эфире будет не от кого-нибудь, а от Финансового университета при Правительстве страны. Реальные заработные платы вырастут в среднем по стране на 2,5%, больше всего в 5 регионах – Татарстане, Якутии, Ямало-Ненецком автономном округе, Ленинградской и Пензенской областях.

Константин Чуриков: Вот. А сейчас регионы, где рост будет минимальным, ну как минимальным, просто незначительным: Приморский край +1,4%, в Карелии прибавьте к вашей зарплате +1,7%, Новосибирская область, Самарская, Свердловская области.

Обо всем об этом спросим нашего гостя: у нас в студии Алексей Зубец, директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве. Алексей Николаевич, здравствуйте.

Алексей Зубец: Добрый день.

Тамара Шорникова: Добрый.

Константин Чуриков: Расскажите, пожалуйста, подробнее о самой процедуре, исходя из чего предсказан этот рост зарплат.

Алексей Зубец: Исходя из потребительского поведения, исходя из готовности людей покупать товары и услуги в течение следующего года, готовы ли они приобретать. Это социологический опрос, в основе социология. У людей спрашивали, готовы ли они приобретать машины, квартиры, недвижимость разную, разную бытовую технику, ездить отдыхать, путевки всякие, билеты на самолет и так далее. Там довольно длинный перечень позиций, по которым людей спрашивают, соответственно, они отвечают, а потом эти данные пересчитываются. Ну то есть потребительские настроения связаны с ожиданиями роста доходов.

То есть вот когда Росстат собирает статистику с предприятий, достаточно сложно понять, что там будет в будущем, статистика – это как бы зеркало заднего вида. А люди, которые работают на предприятиях, они примерно понимают, представляют, что будет в их компаниях, в организациях в течение ближайшего года, они как-то планируют свои расходы исходя из этого. И вот такой способ понимания, что произойдет на предприятиях, а значит и в стране, дает основание пересчитывать настроения, готовность приобретать товары и услуги в рост доходов населения. Там не только зарплаты, это и доходы, и многие другие показатели.

Константин Чуриков: Я вот сейчас подумал. Смотрите, вроде бы на самом деле действительно здорово, что вот такая прибавка в Татарстане, в Якутии, в Ленинградской области. Но просто характер прибавки, +3%. Я вот подумал: если человек получает МРОТ, например, 12 130 рублей сейчас, да?

Алексей Зубец: Нет-нет, прибавка будет больше, потому что это цифра, очищенная от инфляции, то есть сюда надо добавить еще инфляцию. Если у нас инфляция будет порядка 4%, соответственно 3% плюс 4% уже будет 7% в физических рублях, которые люди получат себе на карточку или в кассе наличными.

Тамара Шорникова: А у меня вот два вопроса, два нюанса, потому что сейчас во многих регионах, которые в первой пятерке были, может быть, даже обрадовались, сулит прибавка. Но, во-первых, обещать не значит жениться: ну человек сказал, что купит телевизор, но необязательно, что сделает это. И во-вторых, ходят слухи на предприятии, кажется, прибавят зарплату, а так и не случилось до конца года.

Алексей Зубец: Смотрите, мы в данном случае меряем действительно намерения, и желать купить квартиру не значит ее купить. Но мы смотрим динамику: вот вчера купить квартиру хотели Х%, сегодня Х+5%. Ну и, соответственно, вот это вот 5 и есть основание для расчетов, то есть мы смотрим намерения вчерашние и намерения сегодняшние, это дает какую-то цифру.

А во-вторых, действительно есть какая-то погрешность, но, естественно, ведь мы же не с потолка взяли все эти расчеты, эта модель расчетная, которая проверялась последние 5 лет, над которой мы работаем последние 5 лет. И за 5 лет расчеты показали, что она достаточно точно прогнозирует коридор изменений доходов. То есть понятно, что сложно попасть в точную цифру, но плюс-минус какая-то погрешность, мы всегда попадаем в последние годы. Это дает нам возможность говорить, что действительно во многих регионах России, практически по всей территории страны в большей или меньшей степени, но реальные зарплаты людей будут расти.

Константин Чуриков: Давайте сейчас запустим опрос, просто узнаем у людей, которые нас смотрят, которые работают, то есть такое трудовое, активное население: вам обещают в этом году, вообще кто-то заикался об этом на работе, повысить зарплату? «Да» или «нет», пожалуйста, ответьте на номер 5445, наш SMS-портал, в конце этой получасовки подведем итоги.

Давайте сейчас еще, наверное, параллельно посмотрим сюжет о том, в каких условиях у нас реально работают люди и что такое совместительство наше современное.

СЮЖЕТ

Константин Чуриков: Спасибо большое нашему корреспонденту Юлии Долговой, она как-то вот...

Тамара Шорникова: Как минимум уже настроение.

Константин Чуриков: Как-то немножко так нас поддержала после осетинского сюжета.

Алексей Николаевич, если вернуться не к этому карнавалу, празднику в доме культуры, а вот к тому, что мы видели, бабушка уже давно, наверное, отдыхать должна, да?

Алексей Зубец: Ну видите, она говорит... Почему она должна отдыхать? Она же сказала, что, если она останется дом и не встанет с постели, она просто умрет. Ну вот чтобы не умерла, она должна двигаться, как это, она придерживается принципов здорового образа жизни, за день она проходит километров 10, наверное, может быть, больше. Это дает ей возможность поддерживать хорошее качество жизни. Ну вот добавим к ее зарплате еще вот такой вот бонус в виде, как это, душевного и физического здоровья, и в целом получится неплохо.

Константин Чуриков: А молодежь (извини, Том), которая нас в этот момент смотрела, увидела просто, как сказать, антураж, экстерьер, интерьер, бабушку, что почувствовала?

Алексей Зубец: Смотрите, у нас в стране порядка 33–35% населения страны получают, имеют доход менее 20 тысяч рублей. Двадцать тысяч рублей, по нашим оценкам, Финансового университета, это порог бедности. Вот тот порог прожиточного минимума, который у нас порядка 11 тысяч, это не порог бедности, это порог нищеты, ну то есть это порог выживания, а бедность начинается от 20 тысяч и ниже. И когда мы говорим о том, что в нашей стране треть населения – это бедные люди, это чистая правда, вот как раз про них сюжет.

Значит, что необходимо сделать, для того чтобы бедных у нас не было? Надо развивать экономику, повышать ее платежеспособность. Но в данном случае, когда... Вот наш сюжет начался с другого, мы говорим о росте доходов. Да, рост доходов действительно низкий, надо больше, и для этого необходимо прикладывать дополнительные усилия, и эти усилия по развитию экономики должны привести к тому, чтобы вот таких вот бедных бабушек, работающих за 4 тысячи, стало меньше.

Константин Чуриков: Извините, Алексей Николаевич, если 20% точно бедные...

Алексей Зубец: Тридцать три процента.

Константин Чуриков: А, 33%, да? То остальные что, средний класс, получается, у нас?

Алексей Зубец: Нижний средний, средний и богатые, да.

Константин Чуриков: То есть мы страна среднего класса, мы себя так можем назвать?

Алексей Зубец: Ну смотрите, что считать средним классом. Если средний класс – это те люди, которые способны приобрести на свою зарплату, на свой доход необходимый им современный пакет товаров и услуг, то в нашей стране средний класс – это 15%. Все остальные – это нижний средний либо, скажем так, вот то, что между, прослойка между средним классом и бедными, они не бедные. Бедность – это вот ниже 20 тысяч, средний класс 15%.

Константин Чуриков: Ага.

Тамара Шорникова: Давайте послушаем Инну из Пензы. Здравствуйте.

Зритель: Алло, здравствуйте.

Тамара Шорникова: Да.

Константин Чуриков: Здравствуйте.

Зритель: Я бы хотела узнать, вот почему добавка к зарплате... У нас произошла на работе моего мужа, у него был оклад 13 тысяч, сейчас стал 16. Но убрали все надбавки, убрали премии, убрали все. И в итоге мы получаем на 1 тысячу меньше, чем до того, как повышали нам зарплату. Это что? Это чистой воды профанация. Это какое повышение зарплаты получилось? Вот ответьте, пожалуйста, это как?

Алексей Зубец: Это так. Это понижение зарплаты, понижение фонда оплаты труда, скажем так. То есть фонд оплаты труда состоит из нескольких составляющих. Но в данном случае действительно, если общий фонд оплаты труда уменьшился, это уменьшение, а не увеличение. Но в данном случае я же говорю не о конкретном учреждении, о конкретной организации, я говорю о средней температуре по больнице. Средняя температура по больнице в России будет расти, что не гарантирует того, что... В каждом конкретном случае, в каждом конкретном месте может происходить все что угодно.

Тамара Шорникова: Нужны дополнительные меры по стимулированию роста зарплат. Вот, например, одну из мер предлагает Михаил Мишустин, программы развития для регионов конкретные, которые будут разработаны министром...

Константин Чуриков: Для проблемных, самых проблемных регионов.

Тамара Шорникова: Да, которым он посоветовал меньше сидеть в кабинетах, а больше, так сказать, ездить страну нашу смотреть, в том числе вот с такими бабушками, разрабатывать конкретные программы, на каждую из них будет выделено по 5 миллиардов рублей. По-вашему, во-первых, что это за проблемные точки, регионы у нас прежде всего на карте и какие программы могут возникнуть?

Алексей Зубец: Программы могут быть какие угодно. Это, например, переобучение людей, это может быть переселение людей на какие-то территории, где есть работа, это может быть создание какого-то бизнеса, стимулирование бизнеса и так далее. Ну 5 миллиардов рублей на регион – это на самом деле не очень большие деньги, надо сказать.

Если говорить о проблемных территориях на территории нашей страны, у нас довольно много регионов с низким уровнем дохода: это регионы Сибири, есть регионы с низким уровнем дохода в Центральной России, есть на Дальнем Востоке и так далее. То есть нельзя говорить о том, что проблемные территории у нас в стране локализованы в каком-то одном месте.

С другой стороны, у нас есть, например, Северо-Кавказский федеральный округ, где доля «серой» и «черной» экономики в некоторых выдающихся случаях превышает 60%. То есть когда мы говорим о том, что там люди живут плохо, надо туда на их зарплату накинуть еще вторую половину, которая «серая» или «черная», и тогда мы получим более справедливую картину доходов. То есть когда мы смотрим на данные Росстата, надо понимать, что это только «белая», они там досчитывают каким-то образом в том числе и «серые» доходы, но в любом случае основа – это «белая» зарплата без учета «серых» доходов.

Константин Чуриков: Ага.

Алексей Николаевич, но переобучение людей предполагает наличие какой-то занятости, какого-то производства, а нам люди пишут о том, что у них все закрыто, им работать негде.

Алексей Зубец: Ну, во-первых, опять же мы говорим о чем? Мы говорим о каком-то конкретном случае данном или о средней температуре по больнице? Если мы говорим о территории страны в целом, то, безусловно, в нашей стране в последнее время экономика развивается. 2018 год был хороший с точки зрения, кстати, и роста реальных зарплат, которые увеличились более чем на 8% за год, это реальные зарплаты, еще добавьте туда инфляцию 4%. В 2019 году было хуже, ну и вот по нашим оценкам опять же по стране в том числе за счет развития производства, промышленности мы увидим рост реальных зарплат на 2,5%.

То есть нельзя говорить о том, что в нашей стране умерла промышленность и не нужны рабочие руки. В нашей стране, имея руки, ноги и голову на плечах, можно найти нормальную зарплату. У нас сложно найти большую зарплату, но зарплату среднюю и выше средней в нашей стране найти абсолютно возможно.

Константин Чуриков: В любом регионе?

Алексей Зубец: Практически везде. Ну и потом никто не отменял трудовую миграцию: если вам плохо в каком-то регионе, встали и поехали в другой регион, где есть... К тому же вот...

Константин Чуриков: А если мы находимся в Тыве, в городе Кызыле, например, и нам дорого лететь до Москвы?

Алексей Зубец: А что, там нет самолета... ?

Константин Чуриков: Нет, самолеты там есть.

Алексей Зубец: Ну вот отлично.

Константин Чуриков: В Кургане даже есть один самолет, который летает в Москву, он только в Москву летает по-прежнему.

Алексей Зубец: Ну и прекрасно, прекрасно.

Константин Чуриков: То есть скопить деньги на билет?

Алексей Зубец: Нет, смотрите, трудовую миграцию в нашей стране никто не запрещал, крепостное право в нашей стране отменили 160 лет назад.

Константин Чуриков: Но прописку при устройстве на работе, московскую регистрацию, прописку все равно спрашивают.

Алексей Зубец: Получить московскую прописку, сейчас все-таки не советская власть, получить московскую, подмосковную прописку не есть большая проблема.

Константин Чуриков: Ага. Так, ну, раз сейчас стало лучше, давайте сейчас послушаем Татьяну из Москвы. Татьяна, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Я работаю во вневедомственной охране в Москве, зарплата 20 тысяч на руки. Это при том при всем, что у меня большой стаж. Четыре тысячи оклад у нас, триста рублей в месяц ночные. То есть на эти 4 тысячи накручивается все: выслуга, ночные, ну и все прочие выплаты. Если повышение и будет на 3%, повышают нам от оклада, от 4 тысяч 3%.

Константин Чуриков: А, вот как хитро. Подождите, Татьяна, «вневедомственная охрана» – Росгвардия, что ли, получается?

Зритель: Да, Росгвардия, мы относимся к Росгвардии.

Константин Чуриков: Росгвардия, вот так.

Тамара Шорникова: Смотри-ка, а, казалось бы, да, желанная работа для многих.

Константин Чуриков: А что это за хитрости такие вообще? Это как пойдут люди в Росгвардию охранять нас, если телом зарплаты считается, сама зарплата 4 тысячи, остальное мы вам прибавили?

Алексей Зубец: Ну да, надбавки. Но в данном случае надо опять же разделять фонд оплаты труда и собственно зарплату. Вот когда мы говорим о росте реальных зарплат, мы подразумеваем, что это фонд оплаты труда в целом, но это как бы некое упрощение для понимания. И да, действительно, есть организации и компании, где рост будет больше, где он будет меньше. То есть мы не обещаем, что везде он будет большим, но в целом по стране он будет вот таким, как мы его назвали.

Константин Чуриков: А вот, знаете, у нас все время правительство и президент говорят, что надо, чтобы люди почувствовали вот это повышение зарплат.

Алексей Зубец: Они его почувствовали.

Константин Чуриков: А вот чтобы почувствовали, прямо позвонили и сказали «Ну спасибо, отцы родные!» вот прямо в эфир, сколько нужно прибавить? Вот сколько процентов?

Алексей Зубец: Смотрите, я вам чуть-чуть про другую историю расскажу. Значит, параллельно с прочими нашими исследованиями мы ведем замер удовлетворенности людей своей жизнью, ну вот сколько людей в нашей стране считают, что они живут нормально и все у них более-менее нормально, хорошо в жизни. Значит, вот в 2017–2018-е гг. у нас было порядка 75–80% населения, которые говорили, что у них все хорошо. После этого в 2019 году мы видели провал, он пришелся на первую половину 2019 года, когда количество людей, довольных своей жизнью, упало до 70% по стране в целом, по крупным и средним городам эта величина выше.

Значит, к началу 2020 года, к сегодняшнему дню число людей, довольных жизнью, поднялось снова до 75–80%. То есть на сегодняшний день 3/4 или 80% населения, если брать города, полностью или в основном довольны своей жизнью. Вот это тот результат, который мы видели за последнее время за счет относительно не очень большого, но восстановления экономики, которое произошло у нас во второй половине 2019-го и в начале 2020 года. То есть нижней точкой потребительской активности, готовности людей тратить деньги, покупать товары и услуги была середина 2019 года, а с конца 2019 года потребительский оптимизм стабилизировался, и в начале, в самом конце, ноябрь-декабрь 2019 года, в начале 2020 года оптимизм пошел в рост. И вот, значит, по самооценке благополучия цифры я вам назвал.

Константин Чуриков: Ага.

Я сейчас можно процитирую агентство ТАСС, которое как раз сообщало о регионах, где ожидается наибольший рост зарплат по данным Финансового университета при Правительстве? Значит, вывод: «В целом, по нашим оценкам, – говорят эксперты, – Россию ожидает еще один год устойчивого, но медленного экономического развития». Да, согласны?

Алексей Зубец: Да-да, согласны.

Константин Чуриков: Но устойчивого.

Алексей Зубец: Но устойчивого.

Константин Чуриков: Хорошо.

Тамара Шорникова: Если говорить об SMS, которые пишут...

Константин Чуриков: Да, давай.

Тамара Шорникова: Иркутская область: «Работаю в школе учителем, зарплата 17 600, технички 20. Зачем голову ломать? А у руководства 45 тысяч», – это о стратегии, кого мы ценим, кого мы хотим видеть на рынке труда.

Константин Чуриков: Значит, на вопрос «Обещают ли вам в этом году повысить зарплату?» Челябинск: «Нет, еще поговаривают о задержках зарплат». Ростов, вот, кстати, страна не может успокоиться после сюжета про вот эту бабушку из Северной Осетии: «Бабушка могла бы не лежать, а заниматься внуками и гулять с ними».

Тамара Шорникова: Или на йогу ходить.

Константин Чуриков: Да, или на йогу ходить.

Сейчас подведем итоги нашего SMS-голосования. Всего 3% обещали в этом году повысить зарплату, в абсолютных значениях 13 человек, проголосовали при этом 407. Остальным не обещали. Но, может быть, пока просто готовят сюрприз какой-то, да?

Алексей Зубец: Но, может быть, повысят, да. Будет сюрприз.

Константин Чуриков: Да? Хорошо.

Спасибо большое. Алексей Зубец, директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве, был у нас в студии. Спасибо большое.

Тамара Шорникова: Спасибо.

Алексей Зубец: Спасибо.