Виталий Млечин: Алексей Зубец, директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве России. Алексей Николаевич, здравствуйте. Марианна Ожерельева: Здравствуйте. Алексей Зубец: Добрый день, добрый день. Виталий Млечин: Алексей Николаевич, а вы как считаете, как вы оцениваете ситуацию? Потому что новости негативные просто льются потоком, то вот Volkswagen не поставляет, вот уже многие не поставляют европейские производители... Марианна Ожерельева: Без технологий остаемся, да. Виталий Млечин: И без технологий, и без самолетов, и без машин, и еще без чего. Как вы считаете, насколько это критически? Алексей Зубец: Ну, самая тяжелая ситуация с самолетами, тут, в общем, как бы к гадалке не ходи, потому что в отличие от того же автомобиля самолет – это гораздо более сложное изделие. И что касается авиаперевозок, во-первых, есть Superjet, около 100 штук, по-моему, у «Аэрофлота», больше 100, которые могут взять на себя определенную часть перевозок внутри страны. Я думаю, что нам помогут дружественные компании, которые будут совершать внутренние полеты там, где нельзя использовать железные дороги, т. е. значительную часть перевозок возьмут на себя железные дороги. И большая часть компаний, например, из стран постсоветского пространства, там Казахстан, Азербайджан, что им мешает летать куда-то, совершая посадки на территории России? Им ничего не мешает. Ну, будут летать, я не знаю, в Европу азербайджанские самолеты с посадкой в Москве. То есть как определенное решение это возможно. Но, безусловно, действительно, сейчас аукнутся все те годы, которые мы потеряли на том, что мы не развивали собственное авиастроение, в результате у нас есть военная авиация транспортная, есть военная нетранспортная авиация, а гражданской авиации своей не сказать чтобы нет, но ее мало. Есть надежда на часть компаний, которые находятся вне США и Евросоюза, ну, например, в Бразилии есть собственное производство самолетов, и Бразилия заявила, что она ни в каких санкциях участвовать не будет. Может быть, за счет вот таких вот производителей, они небольшие и они, понятно, не могут заменить ни Airbus, ни Boeing, но тем не менее это какой-то вариант, выход из положения. Но... Виталий Млечин: Но это какой-то временный вариант, или надо готовиться к тому, что это навсегда уже теперь? Алексей Зубец: Почему навсегда? Это огромный импульс развития отечественного авиастроения. Я думаю, что сейчас те люди, которые производят самолеты в России разного формата, от кукурузников до широкофюзеляжных самолетов, они получат деньги, для того чтобы максимально ускорить свои проекты. Есть проекты совместного производства с Китаем, надо посмотреть, в каком состоянии находятся эти проекты. То есть действительно в ближайшие месяцы, может быть, пару лет, если Запад не отменит свое эмбарго, у нас будут проблемы. Но, во-первых, скорее всего, отменят просто потому, что им тоже кушать хочется, и получить несколько сот самолетов на свои стоянки лизинговой компании без шансов их куда-то пристроить – ну это тоже не очень хорошо, это большие деньги потеряют люди. Поэтому я думаю, что после завершения острой фазы конфликта на Украине мы вернемся к проблеме воздушного пространства и самолетов, и я думаю, что это будет первая санкция, которая будет отменена со стороны Европейского союза, потому что на этом они теряют очень большие деньги. Ну и плюс, конечно, безусловно, огромная потребность в наиболее быстром развитии отечественного авиастроения становится всем понятна. Марианна Ожерельева: С точки зрения авиационных возможностей, сложностей тоже сейчас понятно, спасибо вам. А вот хочется... Вы же затронули тот самый железнодорожный коридор, тоже в последние дни следила, думала, что же они сделают, вопрос не о пассажирских перевозках, вопрос о грузовых перевозках, потому что наш маршрут евразийский из Китая, Казахстана и далее в Белоруссию уже на европейские страны, конечно, капля в море по сравнению с морскими перевозками, Deep Sea, но все-таки это был очень весомый вклад, и мы видим, что «РЖД» сегодня попали под санкции. Как вы считаете, даже если, как заявляют ряд представителей в Евросоюзе, у каждой войны своя цена, вот эту цену будут пробивать или нет? Что будет с транзитом железнодорожным через Российскую Федерацию? Можно еще, кстати, про Транссиб поговорить, все-таки Транссиб за 7 суток то, что из Японии и Южной Кореи идет по нашей сухопутной части, – это тоже весомый был вклад в общий грузооборот страны. Все-таки по «железке» будут ехать или тоже остановят? Алексей Зубец: Пока остановят, но в дальнейшем я думаю, что этот транзит заработает снова. А может, и не заработает. Смотрите, потому что еще до начала всех этих санкций поговаривали о том, что европейцы под давлением американцев хотят создать максимальные сложности для китайского транзита. То есть вот эта история с Шелковым путем, который проходит через Центральную Азию, дальше Россия, Белоруссия, Польша, Прибалтика и дальше в Европу, так вот под давлением американцев европейцы были готовы уже тогда ввести какие-то меры, для того чтобы этот транзит не заработал, вот. Поэтому если это политическое давление на Китай, то может и не заработать. Если Европа будет... Марианна Ожерельева: Но наш-то работает пока транзит, пока едут поезда, контейнеры. Алексей Зубец: Ну, это да, это понятно. Но «РЖД», как вы совершенно справедливо сказали, попало под санкции, значит, должен быть какой-то другой оператор, т. е. они должны иметь дело не с «РЖД», а с какими-то компаниями, которые являются операторами этих перевозок, и тогда санкции отменяются. Но если партнер европейцев – это «РЖД», то с ним они контактировать уже не могут в силу введения санкций. Ну то есть мы посмотрим, на самом деле возможны оба варианта. Если говорить с точки зрения экономики, то транзит заработает; если тут как бы вылезают уши наших «стратегических партнеров» из Америки, то, вполне возможно, этот транзит будет так или иначе закрыт. Америка не хочет, чтобы Россия стала сухопутным коридором для Китая, потому что морские пути из Китая в Европу они могут перекрыть при помощи флота, а транзит через территорию России они перекрыть не могут, поэтому вероятно, что он будет закрыт под давлением американцев. Марианна Ожерельева: Давайте еще про морские пути. Вот все-таки тут же сколько дней уже обсуждается история с тем, что Украина запросила Турцию перекрыть свои проливы для российских судов, и Европа говорила, что свои порты будет закрывать для российских кораблей. Вот здесь мы тоже будем в тотальной изоляции, или все-таки Турция... ? Вот не очень пока понятно, т. е. они с кем, против кого. Как здесь будет развиваться ситуация, на ваш взгляд? Алексей Зубец: Ну, насчет закрытия гражданского судоходства через проливы речь вообще не идет, речь идет о военных судах. Марианна Ожерельева: Военных, да, конечно. Алексей Зубец: Вот. Ну, значит, те корабли, которые приплыли на Черное море из Балтики, ну, значит, они там и останутся на ближайшее время, а потом, когда ситуация устаканится, вернутся на свое постоянное место базирования на Северном флоте. А пока им придется погреться на солнышке на Черном море. Если говорить о закрытии транзита грузов в Россию из Европы с использованием российских судов, попавших под санкции, да, мы имеем пример сухогруза, который вез автомобили в Санкт-Петербург и застрял надолго теперь во Франции. Но, с другой стороны, есть возможности... Да, если говорить о поставках товаров из Европы, то на самом деле с этим будут большие проблемы. Если говорить о поставках с восточной страны, Китай, Турция, Япония, там на сегодняшний день никаких проблем нет и их, скорее всего, и не будет. А если говорить о поставках товаров из Европы в Россию, то, собственно, здесь уже и так очевидны большие проблемы с санкциями. Но опять же я не ожидаю, что эти санкции будут долгими, потому что Европе надо продавать свою продукцию и такой рынок, как Россия, они игнорировать не могут. Я думаю, что в течение трех месяцев – полугода эта проблема будет снята. Виталий Млечин: Вот тоже новость недавно пришла: «Почта России» тоже предупредила клиентов об увеличении сроков поставки. Из-за ограничений полетов часть отправлений будут доставлять наземным транспортом. Что касается наличных денег, вот статистика тоже пришла – оборот наличных в России увеличился почти на 1,5 триллиона рублей рекордные, 1 триллион 400 миллиардов. Поставки наличности в кассы и банкоматы выросли более чем в 12 раз. Вот скажите, пожалуйста, для экономики это вообще плохо, что люди переходят на наличность, или не страшно? Алексей Зубец: Ну, по большому счету это паническая атака, потому что совершенно очевидно, что крупнейшие российские банки, обеспечивающие основную часть оборота в России, ну они надежны просто потому, что за ними стоит государство и Центральный банк. Люди по старинке, помня 1998 год, встают в очереди за наличностью в банкоматы. Но это пройдет, потому что функционирование банков крупнейших остается надежным, успешным и т. д., беспроблемным. С другой стороны, наличность, увеличение доли наличности – это признак того, что более активно заработает «серый» рынок в условиях неприятностей, санкций, налогов, всего остального. Виталий Млечин: «Серый» рынок чего? Алексей Зубец: А? Виталий Млечин: «Серый» рынок чего? Алексей Зубец: Любых товаров, любых каких хотите, в т. ч. поставок, каких-то «серых» поставок из-за границы и т. д. И с третьей стороны, надо все-таки понимать, что вот эти 1,5 триллиона, которые были сняты населением из банков, – это небольшая часть той реальной денежной массы, которая есть на российском рынке. У населения сегодня 14,6 триллионов, насколько я помню, наличных денег, об этом отчитался не так давно ЦБ. Плюс 1,5 триллиона – это 10% от общей наличности, т. е. это не кардинальное увеличение наличности на руках у граждан. Марианна Ожерельева: То есть не стоит ожидать запрета на снятие наличных, какого-то верхнего потолка, что ситуация до этого не дойдет? Алексей Зубец: Ну смотрите, сами банки по факту эти ограничения вводят. Ну вот банк, в котором я обслуживаюсь, на пике проблем ограничил снятие, по-моему, суммой в 20 тысяч за раз. Но на уровне государства, на уровне как бы вот макроэкономической политики таких ограничений не будет, тем более что пик снятия наличных уже позади. Если люди видят, что банки работают и проблем нет, ну зачем тогда выходить в кеш? Карточки работают, принимаются везде. Поэтому пик позади, как я понимаю, снятия наличности, а дальше ситуация будет успокаиваться и спрос на наличность упадет. Виталий Млечин: Ага. Алексей Николаевич, вот у Дмитрия Пескова спросили, будет ли государство помогать людям, попавшим, ну у которых сложности сейчас. Песков ответил, что по мере появления проблем, пока у нас ничего не произошло. Алексей Николаевич, пока действительно не произошло, т. е. дальше – больше? Или как вот можно трактовать эту фразу? Алексей Зубец: Смотрите, если мы возьмем доходы, реальные доходы населения и реальные зарплаты, то у нас сегодня действительно пока нет шоковой инфляции, ее пока нет. Она будет, инфляция будет высокая в этом году, надо не обольщаться и ждать инфляции порядка 20% по итогам года, ну, может, 15%, поменьше. И во-вторых, у нас нет дефицита товаров и у нас нет падения реальной зарплаты. Но на фоне инфляции у нас реально произойдет, вот с высокой вероятностью произойдет снижение реальных доходов, снижение реальных пенсий и, может быть, снижение реальных зарплат. Вот за зарплаты не отвечаю, скорее всего, спрос на квалифицированную рабочую силу у нас будет только расти, и зарплаты у нас тоже будут расти. Потому что появится, во-первых, масса инвестиций в экономику, т. е. сейчас произойдет резкое увеличение инвестиций в производство всего чего хотите... Марианна Ожерельева: А кто эти инвесторы будут? Каких инвестиций? Кто будет вкладываться? Алексей Зубец: Ну, это государство прежде всего. Самолеты, вот мы обсуждали авиационную тему. Самолеты, РЖД, электронная техника, это оборонное производство, т. е. практически ни одной сферы экономики нет, где сейчас не потребовались бы экстренные инвестиции в развитие производства. Виталий Млечин: А деньги-то есть на это? Марианна Ожерельева: Да, получается, резервы вскрывать все-таки, наконец уже пришло это время? Алексей Зубец: Ну естественно, а что вы думаете? Черный день наступил, вот это были все резервы на черный день. Вот посмотрите на улицу, у вас там в студии окон нет, но вот будет обед, сходите – там черный день на улице, хотя ярко светит солнце. Для этого черного дня копили столько лет все эти деньги. Вот сейчас пришло время их тратить. Государство будет вбрасывать эти деньги в те отрасли, которые стратегически важны сегодня, ну вот их мы перечислили, эти отрасли. Это значит, что там будет больше денег, будет спрос на рабочую силу и людям больше платить будут. Наибольший спрос будет на людей инженеров, на рабочих, которые могут стоять у станка, и, как ни странно, на ученых, которые могут создавать какие-то инновации вот в тех отраслях, которые на сегодняшний день стратегически важные. Это значит, что ученых надо готовить, это деньги в образование, в высшую школу, в вузы, во все что хотите. Это сейчас совершенно очевидное направление инвестиций, это значит, что денег там будет гораздо больше, это первое. Второе – ширпотреб, который тоже надо производить и создавать производство ширпотреба внутри страны. И третье: у нас открывается большой рынок, огромный рынок под боком у нас, это украинский рынок. Вот после того, что там произошло за последнее время, у миллионов людей, ну 15 миллионов... Марианна Ожерельева: Алексей Николаевич, извините, у нас срочное сообщение. Виталий Млечин: Алексей Николаевич, извините ради бога... Марианна Ожерельева: Прямая трансляция из Гомельской области, с переговоров есть видео, давайте посмотрим. Виталий Млечин: Да, мы работаем в прямом эфире, эту картинку получили только что. Вот давайте сейчас мы ее включим, посмотрим, что происходит. Так, сложности со звуком, но мы видим, что делегация... Марианна Ожерельева: Да, все усаживаются, собираются... Виталий Млечин: ...по крайней мере встретилась. Садятся друг напротив друга... Марианна Ожерельева: Все, уселись там уже. Виталий Млечин: ...и это уже... Марианна Ожерельева: Видимо, стартовало, все-таки это начало действительно, возможно, надеемся очень сильно на исход мирных переговоров, вот именно, что это будет мирная история, что о чем-то удастся договориться, стороны все-таки будут друг друга не обвинять, не пытаться ставить какие-то ультиматумы, а все-таки пытаться о чем-то договориться. Виталий Млечин: Да, все-таки договориться. Марианна Ожерельева: Было сообщение, что еще, по-моему, белорусская сторона от Министерства иностранных дел Белоруссии также присутствует на этих переговорах российско-украинских. Видимо, сейчас какое-то вводное слово звучит. Виталий Млечин: Пошел звук, послушаем чуть-чуть. Владимир Макей, министр иностранных дел Белоруссии: Президент Лукашенко искренне надеется, что сегодня в ходе сегодняшних переговоров удастся найти пути решения всех кризисных вопросов, и все белорусы молятся за это. Любые ваши просьбы и предложения, касающиеся организации сегодняшней встречи, будут приняты и беспрекословно исполнены. Ждем результатов. Виталий Млечин: Да, мы тоже, мы тоже ждем результатов. Марианна Ожерельева: Ну вот мы видели, да, все-таки это началось. Алексей Николаевич, вы чего ждете от этих переговоров? Сегодня один из ключевых вопросов, потому что как-то мы делим всех на пессимистов и оптимистов, вот эта «зебра», все-таки она... Виталий Млечин: У нас только всего минутка осталась, но, пожалуйста. Марианна Ожерельева: Да, если можно, коротко. Алексей Зубец: Это будут очень тяжелые переговоры. Украина будет пытаться диктовать условия, Россия не будет соглашаться на них. И у меня есть ощущение, что для давления на Украину военные действия продолжатся, т. е. ожидать перемирия сегодня я бы не стал. А что касается экономики, вернуться к украинской теме, сейчас в Киеве нет хлеба, там нет лекарств, там нет каких-то базовых вещей. И когда вот эта встряска, да, силовая часть конфликта закончится, этим людям надо покупать где-то то, что им необходимо. И большая часть Украины обратится за вот этими товарами к России, и открытие украинского рынка для российского бизнеса будет очень серьезным подспорьем, которое облегчит наше экономическое положение. Напомню, что на руках у украинцев порядка 40 миллиардов долларов у населения. Виталий Млечин: Спасибо большое. Марианна Ожерельева: Спасибо, Алексей Николаевич. Алексей Зубец, директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве России, был с нами на связи. Обсуждали санкции. Виталий Млечин: Напомним еще раз, что только что начались переговоры все-таки российской и украинской делегаций в Белоруссии. Внимательно следим за тем, что происходит. Сейчас прервемся буквально на пару минут и вернемся в эту студию. В прямом эфире программа «ОТРажение», не уходите.