Иван Князев: Ну, а тема вот какая. На фоне всей этой пандемии коронавируса и т. д. в России предложили легализовать продажу спиртного через Интернет. Сделал это – ну, кто бы, вы подумали? – глава Сбербанка Герман Греф. И назвал алкоголь важным товаром для тех, кто на карантине. Фактически предложил осуществить мечту советского человека, который, как мы знаем, пережил сухой закон и очереди в винные магазины. Нет, ну правда, часто бывает, что нужно бежать за второй. А здесь вот фактически все, что нужно, привезут на дом. Оксана Галькевич: Как много интересного вот в таких попутках узнаешь о своих коллегах. Часто бывает у Ивана, что надо бежать за второй… Иван Князев: Ну, я думаю, согласятся сейчас многие россияне. Это такая наша национальная вот черта. Но не все эксперты согласны с Грефом. Оксана Галькевич: Да, вот «началась стигматизация», ярлыки навешиваем… Иван Князев: Но это реальность. Оксана, это реальность. Оксана Галькевич: Продолжай … Иван Князев: В общем, дело вот в чем. Платформ для продажи нормального алкоголя через Интернет у нас фактически нет. А что это значит? Это значит, что будет много контрафакта. Ну, и фактически – сивухой народ потравится. Бывало уже такое. И еще один очень важный вопрос: а если несовершеннолетний закажет? Кто это проверит? Оксана Галькевич: Кто проверит, да. И как это подтверждать. Иван Князев: Конечно. Дети у нас сейчас такие пошли, что они лучше нас с компьютером обращаются и с Интернетом. В общем, спросим у экспертов, насколько реально это все. Оксана Галькевич: Прежде всего спросим вас, уважаемые телезрители. Давайте быстренько опрос такой проведем. Вот как вы считаете: разрешить продажу алкоголя в Интернете нужно или нет? Ваши ответы «да» или «нет» присылайте на наш СМС-портал. Буквально минут 10-15 обсуждаем, потом сразу же подведем итоги. Кто у нас первый на связи со студией? Президент Ассоциации компаний Интернет-торговли Артём Соколов. Артём, здравствуйте. Артём Соколов: Здравствуйте. Иван Князев: Здравствуйте, Артём. Артём, ну вот мы недавно с вами в студии общались. Вы говорили, что у нас достаточно так хорошо развито потребление вообще любых товаров через Интернет. И в принципе вы, вот те люди, которые этим занимаются, к такому варианту развития событий готовы. Артём Соколов: Да, действительно это так. Интернет сейчас стал особенно актуальным. В связи с тем, что большое количество людей перешло на удаленную работу, большое количество людей перешло из своих офисов в домашний режим. И понятно, людям нужно каким-то образом удовлетворять свои потребности. Сейчас по сути все потребности e-commerce может закрыть. За исключением нескольких. Вот несмотря на то, что у нас появился закон о возможности доставки лекарственных препаратов, у нас пока еще нет правил, по которым можем начинать их доставлять, и огромное спасибо правительству за то, что они приняли это решение. Это очень важное решение в этот особенный момент. Оно абсолютно правильное. Вот лекарства мы уже доставлять право имеем законное. Но осталось еще правила сделать для того, чтобы все понимали, как именно это должно происходить. Что их нужно доставлять в специальных упаковках, что это должно происходить по всем требованиям, с соблюдением температурных режимов и т. д. Иван Князев: А вот про те требования, что с алкоголем связаны? Вот опять же, те же подростки, тот же контрафакт. Артём Соколов: С алкоголем смотрите что происходит. У нас в сети сейчас, вот мы посмотрели, 12 тыс. активных объявлений о продаже алкоголя. Иван Князев: И все нелегальные? Артём Соколов: Объявлений открытых, черных, неизвестных, неофициальных, нелегальных компаний, которые что продают – вообще никому не понятно. Не понятно, ни где они это берут, ни как это делают, что там в этих бутылках налито. Вообще никакой информации об этом нет. Но люди, находясь дома, они заходят в Интернет, они видят – о, продают! Что дальше делает человек? Куплю. Он не задумывается о том, что ему там могут привезти всё что угодно. А легального канала для продажи у нас нет. И получается, мы людей ставим в какую-то безальтернативную ситуацию, в которой он себя старается максимально обезопасить, там, от вирусов и внешних воздействий, дополнительных контактов, сидит дома, никуда не выходит, и в то же время видит вот это вот огромное количество предложений непонятной продукции, которая никем не проверялась, не верифицировалась. Потому что она в принципе не имеет права там находиться. И случаев просто огромное количество, если смотреть на статистику, вот треть водки паленая. По прошлому году там отравлений на 100 тыс. человек 35. Представляете? Оксана Галькевич: Ну, вот видите. Это уже, что называется, противопоказания для такой широкой торговли в Интернете алкоголем. Артём Соколов: Знаете, дело не в том, что… Оксана Галькевич: Ну, а как? С этим бороться-то надо. Артём Соколов: …людям больше пить или меньше. От того, что у нас меняется канал продаж, ничего не происходит. Т. е. до этого я покупал мобильный телефон в обычном магазине, да? Заходил вот в офлайновый какой-нибудь торговый центр и там покупал. А сейчас в Интернете смог заказывать мобильные телефоны. И я же не стал по ним больше разговаривать или больше телефонов потреблять. Иван Князев: Ну, т. е. страна не сопьется, заказывая через Интернет. Вот это важно понять. Оксана Галькевич: Пардон, сколько стоит смартфон, который вы можете купить в Интернете… Иван Князев: Конечно. Оксана Галькевич: …и сколько стоит бутылка чего-нибудь с градусом? Как часто мы можем себе позволить одно и другое? Артём Соколов: Нет, это не самый лучший пример, конечно, да. Но речь идет, конечно, не о какой-то моментальной, наверное, доставке. Мы понимаем, что доставка в любом случае требует определенного времени. Поэтому это, конечно, в первую очередь нужно для того, чтобы оградить людей просто от подделок и некачественной продукции. На мой взгляд, это первое, что нам нужно сделать. Потому что контрафакта там огромное количество, отследить его невозможно. Оксана Галькевич: Так, подождите. А дети, дети в Интернете? Иван Князев: Про детей вы так и не сказали. Оксана Галькевич: Да. Вот сейчас обычно, вы знаете, заходишь на какой-нибудь ресурс, тебе говорят: «Подтвердите, что вам больше 18 лет». Ну, подтвердите, пожалуйста. Мне вообще 18 всегда, давно уже. А как это проверишь, извините? Иван Князев: Паспорт там точно никто не спросит. Артём Соколов: Этот вопрос решен в принципе. Действительно, получатели будут контролироваться, возраст получателя. Т. е. никакой там продажи детям ни в коем случае, об этом даже речи не идет. Иван Князев: Как, как? Артём Соколов: Все то, что в урочное время… Оксана Галькевич: Привозя. Курьер, да. Иван Князев: А, понятно. Т. е. курьер когда привезет, попросит паспорт, да? Артём Соколов: Попросит паспорт, да. Либо может воспользоваться специальной технологией и сфотографировать, например, получателя, и система сразу дает отклик, это совершеннолетний человек или нет. У нас есть единая биометрическая система. Она позволяет это делать. Оксана Галькевич: Ага. Иван Князев: Понятно. Артём Соколов: Кроме того, технологии настолько далеко шагнули вперед, что мы с вами можем контролировать место доставки, конкретный адрес, куда была доставка осуществлена. Все эти данные необходимо указывать в кассовом чеке. Такая обязанность тоже у нас есть. Иван Князев: Да. В школу точно не… Артём Соколов: Поэтому здесь как бы ни шагу ни влево, ни вправо. Т. е. тут все фиксируется полностью. Причем заказы в Интернете персонифицированы. Если вы в обычном магазине что-то приходите покупать, то вы там не оставляете своих данных никаких. В Интернете о вас знают все. Вот когда вы у меня что-то заказываете, я, как минимум, знаю, куда к вам приехать это отвезти, вы знаете мое имя и мой телефон, для того чтобы со мной связаться. Поэтому в этом плане здесь контроль достаточно серьезный можно осуществлять. И, конечно, речь не идет ни в коем случае ни о какой внеурочной доставке. Только в отведенное время и никак иначе. Причем все это пробивается автоматически еще и в системе ЕГАИС. Поэтому здесь… Оксана Галькевич: Ну, прямо гладко, гладко все объясняете, Артём. На самом деле как это будет работать, какие-то подводные камни, может, пока еще непонятные. Спасибо. Иван Князев: Спасибо вам большое. Оксана Галькевич: Артём Соколов у нас был на связи, президент Ассоциации компаний Интернет-торговли. Но судя по тому, что я вижу по голосованию, народ-то у нас как-то… Иван Князев: Да и народ пишет… Попытался, попытался найти хоть одно сообщение, которое говорит о том, чтобы ну вот да, действительно нужно. Нет, все повально пишут о том, что ни в коем случае, ни в коем случае. Даже регионы смысла нет перечислять. Оксана Галькевич: Людмила у нас на связи, наша зрительница. Иван Князев: Здравствуйте. Оксана Галькевич: Хочет поделиться мнением. Зритель: Да. Алло. Я страшно удивлена, что тут пытаются разрешить продажу алкоголя в Интернете. Она уже давным-давно есть. Вот в нашем дворе несколько денежных товарищей, они не утруждают себя, ну, выпивающих крепко периодически. Не утруждают себя в магазины идти, хотя один 50 м, другой 150 у нас, в общем. А им привозят прямо к подъезду. Давным-давно. В любое… Ну, в общем, 7 лет я это наблюдаю. В любое время суток. Днем, до того как в магазине продают, ночью. Они выходят дают денежки, им в руки пакетик, и люди обеспечены. Ну, правда, качественная, насколько мне известно из разговоров мужского населения, что алкоголь привозят качественный. Иван Князев: Проверяют, да? Зритель: А оградить… Подождите. А оградить… Ну, наверное, соседи проверили этих товарищей. А оградить от, в общем, ну, от алкоголя людей в любое время суток невозможно. Есть более плохая вещь. По всей стране, во всех городах абсолютно масса точек, квартир. Вот у нас квартир в округе десятки, где продают – где бормотуху, но это совсем на спившихся… Иван Князев: Самогоны… Ну, мы поняли, да, да. Зритель: …Или кто… Тоже в любое время суток. И тебе нальют столько, сколько ты вот принес. Полстакана, четверть, кусочек хлеба пустой или с маслом, с сыром. И это – постоянно. Иван Князев: Нормальный такой сервис. Спасибо. Зритель: Да. Так что это даже, я не знаю, чего обсуждать-то, господи. Иван Князев: Спасибо, Людмила. Оксана Галькевич: Но вот сейчас узнаем у следующего нашего собеседника. Невозможно ли, действительно, оградить людей от лишнего алкоголя? Или все-таки какие-то меры надо принимать? Евгений Яковлев у нас на связи, профессор экономики Российской экономической школы. Евгений Юрьевич? Евгений Яковлев: Добрый день. Оксана Галькевич: Так, видим вас, слышим. Здравствуйте, Евгений Юрьевич. Иван Князев: Здравствуйте, Евгений Юрьевич. Ну, вы-то что думаете по этому поводу? Евгений Яковлев: Ну, я сильно против этой меры. И если честно, т. е. если посмотрим на Организацию всемирного здравоохранения и что они говорят по поводу того, как мы можем ограничить потребление алкоголя, то это, конечно, цена. Но вторая мера – это доступность алкоголя. И это как раз об этом. Если мы увеличим доступность алкоголя, люди станут пить больше. И первая мера… Оксана Галькевич: Евгений Юрьевич, слушайте, ну хорошо, но вот продажа этих бутылок в алкоголе, привезут там на дом. Простите, вдоль дороги в магазинах по всей нашей большой стране самогонные аппараты продаются. На любой вкус и цвет, на любой кошелек. Приходи, покупай, заливай там какой-то… Иван Князев: 5 тыс. самые дорогие. Оксана Галькевич: Да. Какой-то недорогой рецепт, и на тебе, на выходе получаешь алкоголь. А с этим-то как вообще? Это тоже доступность алкоголя. Евгений Яковлев: Да, это тоже доступность алкоголя. Но, понимаете… Если честно, я тоже не сторонник и самогонных аппаратов. Но тем не менее, если посмотреть, как может происходить, допустим, отравление алкоголем. Вот вам не хватит в выходной день алкоголь, и вы либо пойдете в магазин, если он далеко, вы не сможете в него дойти. Либо вы, если у вас нет самогонного аппарата, просто закажете это через Интернет. И в таком случае у вас алкоголь доставят. Иван Князев: Ну да, даже заморачиваться не надо. Евгений Яковлев: А с самогонным аппаратом – это более длинная история. И у вас если его нет, то, допустим, у вас его нет, и на самом деле самогонный аппарат для города – это достаточно такое удовольствие, которое люди не используют. Потому что это неудобства свои. И, соответственно, в этом смысле самогонный аппарат – он про другое. Оксана Галькевич: Вы прямо оптимист, Евгений Юрьевич. Евгений Яковлев: Вот. А что в любое время суток мы можем получить алкоголь, доступность – это очень, не очень хорошо. Если честно. И, как правило, вот, допустим, если мы посмотрим, когда у нас резко упало потребление алкоголя и соответствующая смертность, в 2006 году, мы тогда еще даже не начали регулировать цены на алкоголь. Т. е. у нас акцизы были более-менее одинаковы. Но мы начали регулировать очень сильно доступность алкоголя. И в этот момент времени у нас смертность от алкоголя очень резко упала. Этот шаг назад, то, что мы сейчас видим, если это будет происходить. Оксана Галькевич: Да, спасибо. Иван Князев: Спасибо вам, Евгений Юрьевич. Оксана Галькевич: Евгений Юрьевич Яковлев у нас был на связи, профессор экономики Российской экономической школы. Нам надо подвести итоги нашего опроса. Спрашивали вас, как считаете, нужно ли разрешать продажу алкоголя в Интернете. И вот какие у нас результаты получились. 93% людей говорят, что ни в коем случае не нужно продавать алкоголь через Интернет. Ставрополье пишет вообще: «Спаивание народа – это не только грех, но и предательство». Оксана Галькевич: Вот так. Иван Князев: Переходим к следующей теме.