Иван Князев: Минздрав поддержал идею блокировать продажу алкоголя у больниц и школ с помощью цифровой маркировки, техническая возможность для этого существует. Представители бизнеса, как водится, с этим не согласны, мол, и сейчас достаточно различных ограничений для продажи вблизи социальных объектов, все и так прописано в законе. Марина Калинина: Обсудим эту тему с экспертами и с вами. Что с алкомаркетами в вашем городе? Расскажите, позвоните к нам в студию. Много их, мало? Где они расположены? Продают ли спиртное возле школ? В общем, звоните, рассказывайте, ну и также пишите. Иван Князев: Дмитрий Янин у нас сейчас присоединяется к прямому эфиру, председатель правления Конфедерации обществ потребителей. Здравствуйте, Дмитрий. Дмитрий Янин: Добрый день. Иван Князев: Такой вопрос. Вроде бы сейчас и так все понятно, ближе 100 метров к школе никакой алкомаркет размещать нельзя. А в чем тогда проблема? Почему нельзя это контролировать? Дмитрий Янин: Проблема только в том, что проконтролировать, как размещены эти объекты, которые открываются достаточно массово по России, и не только алкомаркеты, но и магазины у дома, достаточно сложно. Введен мораторий на внеплановые проверки, и сейчас все занимаются поддержкой бизнеса. А цифровая маркировка – это такой дистанционный способ проверять запреты, которые установлены в стране. Она не требует уведомления торговцев о том, что мы к вам идем с проверкой, пожалуйста, уберите алкоголь с полок; она не требует также убирать сигареты. Поэтому она четко фиксирует факт нарушения закона, и в этом случае мы считаем вот эту вот по сути… Иван Князев: …более полезной. Дмитрий Янин: …она принесет все-таки какую-то пользу людям, это правильно, на мой взгляд. Марина Калинина: Ну смотрите, а как это будет действовать? Ну хорошо, вот эта маркировка – будут смотреть, где магазин расположен? Ведь непонятно, кто покупает этот алкоголь, 16-летний подросток или 30-летний молодой человек. Как это будет работать на практике? Дмитрий Янин: Да, здесь исключительно будет оцениваться факт продажи, потому что есть карты, которые опять же в цифровом формате фиксируют удаленность торгового объекта от заведений здравоохранения, образования. И если фиксируется продажа, неважно, кто это купил, пенсионер, 19-летний, автоматически регулятор получит информацию о нарушении закона. Иван Князев: А как это… Я прошу прощения, просто очень хочется понять. Ну пробил ты на кассе спиртное, я не знаю, что, спутник, геолокация, что ли, прочитает или что? Дмитрий Янин: Ну конечно. У вас когда еще идет продажа финальная в точке, по ходу выбивается, что ты реализовал алкоголь либо сигареты, то получается, что есть нарушение лицензионного… Иван Князев: А, видно, что магазин стоит ближе к школе на 100 метров? Тут, правда, в пояснении к этой инициативе есть вот что: «Надзорные органы и полицейские не могут измерить расстояние между магазинами». Вопрос: магазин не просто так появляется, всегда есть проект, где он будет расположен, в том числе на генплане города, ну не на генплане, на каких-то других планах. Дмитрий Янин: Ну, они могут ввести в свой ассортимент новую позицию. Иван Князев: Алкоголь. Дмитрий Янин: Например, не торговали они сигаретами, а завели туда сигареты. Соответственно, магазин… Иван Князев: Это в лицензии есть. Дмитрий Янин: А? Иван Князев: Для этого лицензия нужна. Дмитрий Янин: Вот и чтобы потом проверить, соблюдается ли, правильно ли выдана эта лицензия, законно ли чиновники ее выдали, сразу маркировка это и покажет, как на самом деле идет продажа, не было ли здесь каких-то неправильных измерений. Потому что мы все уходим от человеческого контакта между проверяющим и предпринимателем, вот эта система весь этот человеческий фактор убирает. Если ты открылся слишком близко к больнице и к школе, то ты ни в коем случае, никогда не должен заниматься продажей вот этих товаров. Иван Князев: Дмитрий Дмитриевич, не поймите меня неправильно, я не придираюсь сейчас, я на самом деле очень сильно против того, чтобы алкоголь продавали вблизи социальных объектов, уж тем более школ и т. д., и т. п. Но просто у меня возникают вопросы. Неужели недостаточно нынешних мер? Ну хорошо, кто мешает тогда, если человек, у которого нет лицензии, у которого магазин ближе, чем на 100 метров, нет лицензии на водку и на сигареты, кто ему мешает продавать все это дело мимо кассы? Дмитрий Янин: Ну, конечно, никто, поэтому вариант… Ну просто за продажу мимо кассы можно попасть на очень высокие штрафы. Такого рода нарушения сейчас характерны для рынков и для мелких магазинов, и эта проблема, конечно, не снимется, они как торговали, так, скорее всего, и будут продавать эту категорию товаров. Но если это какая-то компания чуть-чуть крупнее, средний бизнес, они будут внимательнее относиться к ассортименту, который доступен в их магазине. Марина Калинина: Давайте послушаем Дениса из Нижегородской области. Денис, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Иван Князев: Слушаем вас. Зритель: Ага. Вот я хотел сказать, что вот я из Дзержинска Нижегородской области, у нас в городе ну где-то, наверное, около 5–7, а город у нас немаленький, 200 тысяч, натыкали в жилых домах алкомаркеты, в жилых домах. И вот, представляете, тут даже дело не в детских садах и в школах, они ночью торгуют, по ночам. И вся вот эта, извините, алкашня, все идут ночью туда, закупаются, орут, гульбанят… То есть это вообще невозможно. Хорошо я еще в соседнем доме живу, и то я слышу, окна приходится летом в жару закрывать. А люди, которые живут вот в этих домах, они просто с ума сходят, и ничего сделать никто не может, жалобы, по-моему, игнорируются полностью. Или это законно происходит, я даже не представляю как. Вот такая проблема у нас. Хотя детский садик рядом, 200 метров буквально, но больше всего страдают жители жилых домов, в которых устроили вот эти алкомаркеты. Иван Князев: Ну да, еще одна проблема, «наливайки» в жилых домах. Спасибо вам, что рассказали об этом. Марина Калинина: Ну вот из Тульской области сообщение: «Не может магазин просто так возникнуть на пустом месте и не может просто так начать торговать вином и сигаретами. Неужели ответственные люди не могут пройти, обойти все торговые точки по крайней мере в своем районе?» Зачем так все усложнять? Дмитрий Янин: Ну, понимаете, цифровая марка имеет возможность расширять свой функционал. Пока она только говорит о том, что твоя продукция легализована. Если будет какое-то еще содержательное наполнение, например это или какое-то еще, то не потребуется каждый раз добиваться реакции чиновников на нарушения. Магазин в этом случае сканирует эту марку; если у него все казалось, у него никаких вопросов не возникает. Если какие-то вопросы возникают, платеж в этом случае в теории должен быть блокирован, и тогда он выясняет, что там произошло, какие изменения были в регулировании, почему он теперь не может торговать… Марина Калинина: Но смотрите, Дмитрий Дмитриевич, ведь школы не расположены в чистом поле, ведь школы и больницы расположены рядом с жилыми домами, и зачастую такие маленькие магазины спасение там для престарелых людей, которым тяжело идти далеко за продуктами. И собственно, если подросток, например, захочет купить себе банку пива, то ему не лень и 100 метров пройти, и 101 метр пройти, чтобы пойти в магазин, который ему продаст это пиво. Я немножко логики не вижу. Дмитрий Янин: Нет, вы правы, что да, в целом для торговли реализация алкоголя, водки и сигарет – это прибыль. Просто нужно понять, кто оплачивает эту прибыль. Вот эти магазины у дома, эти алкомаркеты – это по сути продажа большего количества бутылок населению этого микрорайона, это уже доказано. Но если мы готовы на это закрыть глаза, ну давайте спонсировать… Иван Князев: Нет, закрывать глаза на это, конечно же, не надо, потому что есть и данные статистики по тому, сколько пьют взрослые, молодежь, мы чуть позже о ней поговорим. Дмитрий, вот какой момент. Тут не сказано ничего в пояснении к этой инициативе, во сколько обойдется эта цифровая маркировка, в том числе и бизнесу. Дмитрий Янин: Она уже есть, она уже есть. 50 копеек стоит с каждой пачки сигарет, получает эта компания, которая была без конкурса отобрана премьер-министром Медведевым бывшим, наделена всякими жуткими правами. Понятно, что эта цифровая маркировка – это частный налог в пользу Усманова, Чемезова и еще там пару приятных людей. Но отменить ее все равно уже никто не может, поэтому сейчас пытаются люди, которые более-менее разумны, наполнить эту… маркировку хоть каким-то содержанием. Сейчас получается, что 50 копеек собираются и у людей никаких проблем не возникает, кто эту систему запустил, а хочется, чтобы они помимо этого выполняли какие-то минимальные функции… Иван Князев: А, ну то есть это в рамках уже существующей маркировки, просто теперь новое будут отслеживать? Дмитрий Янин: Да, абсолютно. Это существующая маркировка, ничего нового здесь нет. Иван Князев: Понятно. Марина Калинина: Спасибо. Дмитрий Янин, председатель правления Конфедерации обществ потребителей, был с нами на связи. Ну вот такая вот история из Курска. В Курске сетевой алкомаркет открылся в 30 метрах от входа на территорию 2-й детской больницы. Даже если считать от двери магазина до двери отделения, получается 93 метра, наш корреспондент проверил. Такое соседство жителям города не нравится, они хотели бы видеть на этом месте продуктовый супермаркет, где врачи и пациенты смогут купить еду, чтобы разнообразить больничный рацион. – Мы бежим через дорогу, здесь есть вода и какие-то хотя бы конфеты взять перекусить кто на сутках, кто на смене. Поэтому… Если бы здесь стоял «Магнит» или «Пятерочка», было бы, конечно, намного удобнее. – Это, конечно, ненормально абсолютно. – Дети не должны видеть это? – Конечно, нет. – А где ж у нас детский сад? – А вот там. – Нет, не… – Но все-таки люди нетрезвые здесь, как вам кажется… ? – У нас не совсем нетрезвые, у нас нормальные люди. Иван Князев: А в 50 метрах от детского сада там же, в Курске, находятся сразу два пивных магазина. Они открыты с 10 до 23 часов без перерывов и выходных. Жители района говорят, что лучше бы здесь был молочный отдел, тогда во дворах было бы меньше мусора и ругани, которую приходится слышать детям. На самом деле много таких историй по всей стране. Максим Черниговский у нас сейчас на связи, генеральный директор Клуба профессионалов алкогольного рынка. Здравствуйте, Максим Зиновьевич. Интересная у вас организация… Максим Зиновьевич, смотрите… Максим Черниговский: Здравствуйте. Иван Князев: У нас есть данные, мы о них уже упомянули, о том, сколько у нас употребляют молодежи алкоголя в стране. Данные от «Трезвой России», есть такая организация, правда, они все-таки отличаются иногда несколько такими радикальными заявлениями, но тем не менее, тем не менее. Употребляют алкоголь у нас 69% детей, систематически 53%, практически каждый второй. То есть с этим, наверное, надо что-то делать, поэтому как вы эту инициативу тоже воспринимаете? Максим Черниговский: Ну, вы знаете, у меня всегда вопрос к «Трезвой России», откуда они цифры берут. Потому что ни для кого не секрет… Иван Князев: Может, опрашивают? Максим Черниговский: Ну, вы знаете, я к исследованиям вообще отношусь… Марина Калинина: …скептически. Максим Черниговский: Да, скептически, потому что нужно понимать природу этих исследований, кто проводил эти исследования, какая была репрезентативная группа – да много вопросов на самом деле. Дело в том, что в Российской Федерации нельзя продавать алкогольную продукцию гражданам, не достигшим 18 лет. И вот когда берутся вот такого рода цифры, понимаете, конечно, вызывает это все большие вопросы, потому что граждане, не достигшие 18 лет, могут купить только нелегальный в принципе алкоголь, понимаете, а статистики по нелегальному рынку в Российской Федерации по понятным причинам просто нет. Но в то же самое время, здесь я не могу не согласиться с «Трезвой Россией», действительно, проблема алкоголизации в нашей стране существует. Но эта проблема, в общем, носит, знаете, в большей степени социально-экономические, скажем так, истоки, проблематику. Почему? Потому что до сих пор, пока мы не повысим реальные доходы наших граждан, пока мы не запустим те самые социальные лифты, мы проблему алкоголизации не решим. И вот все инициативы, в том числе та инициатива, которую вы сейчас обсуждаете, на мой взгляд, они, в общем, большой смысловой нагрузки не имеют до тех пор, пока мы не решим проблему нелегального рынка в Российской Федерации. А эта проблема очень существенная: по данным Росалкогольрегулирования, только в сегменте крепкого алкоголя, по сути дела в сегменте водки, у нас до 30% нелегального рынка. Вы посмотрите, какая вакханалия у нас происходит в том же интернете в части незаконных продаж алкогольной продукции, как я уже сказал, в первую очередь крепкого алкоголя. И вот все эти, скажем так, дополнительные ограничения влияют только на одно: объем нелегального рынка растет, вы понимаете, количество отравлений, смертельных случаев потребления нелегального алкоголя тоже, соответственно, растет. Почему? Потому что все эти ограничения дополнительные, они же никак не влияют на работу бутлегеров, а вот на работу легальных производителей алкогольной продукции, то есть той продукции, которая не угрожает на самом деле жизни и здоровью наших граждан, понимаете, вот на работу этих производителей, конечно же, все эти дополнительные ограничения влияют. Теперь по поводу всей вот этой новой системы. Действительно, существует маркировка, понимаете, на алкогольную продукцию уже практически всю, потому что уже и процесс маркировки для пива и пивных напитков тоже запущен, понимаете. Маркировка для табачных изделий тоже уже существует больше года, с июля 2020 года. Соответственно, понимаете, все, что связано с маркировкой как табака, так и алкоголя, дает возможность, скажем так, тотального контроля продаж, вы понимаете. И вводить какие-то новые системы, которые соответствующим образом, понимаете, удорожают легальную продукцию и соответствующим образом дифференцируют по ценовому признаку ее еще больше от вот этой нелегальной, которая и так значительно дешевле, чем легальная продукция, потому что легальный производитель ведь платит и акцизы, и налоги, к чему приведет? К тому, что, как я уже сказал… Иван Князев: …нелегальный рынок будет расти. Марина Калинина: Нет, тут же, смотрите, не совсем другая система, как мы выяснили с Ваней, там уже есть эта маркировка, и благодаря вот этой маркировке будут приходить данные каким-то ответственным людям о том, где расположен этот механизм, не расположен ли он вблизи школы, меньше чем 100 метров, или больницы. Максим Черниговский: Я понимаю. Дело в том, что, значит, уже с 2016 года в сегменте алкогольной продукции действует так называемая Единая государственная автоматизированная информационная система, ЕГАИС. Так вот ЕГАИС на самом деле дает всю необходимую информацию, в том числе по местоположению того или иного магазина, реализующего алкогольную продукцию. Иван Князев: То есть уже показывает, где они находятся? Максим Черниговский: Да, это во-первых. Теперь во-вторых: для того чтобы получить лицензию розничную на продажу того же алкоголя, вы понимаете, там же тоже указан соответствующий адрес, и вы никогда не получите лицензию, если местоположение магазина не соответствует тем нормам, которые существуют в том или ином регионе в части удаленности от мест здравоохранения… Иван Князев: Ну понятно. В общем, все в принципе об этом знают и могут узнать при желании. Марина Калинина: Давайте наших зрителей послушаем. Наталья из Хабаровского края нам звонит. Наталья, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Меня зовут Наталья, я из Хабаровска. Вот по поводу темы обсуждаемой. У нас в городе магазинов алкогольных, по-моему, ровно столько же, сколько продуктовых: «ВинЛаб», «Алкомаркеты», «Столица» и прочие. Мало того, буквально в каждом продуктовом магазине есть отделы алкоголя. И еще совершенно легально продаются самогонные аппараты и домашние пивоварни. И не надо покупать подпольный алкоголь, вари себе дома сколько тебе надо, хочешь – сам пей, хочешь – продавай. Вот так обстоят дела у нас. Марина Калинина: Понятно. Зритель: Раньше, я помню, во времена мой молодости за это садили в тюрьму, за самогон, а сейчас, пожалуйста, покупай аппарат и вари сколько тебе надо. Марина Калинина: Ясно. Зритель: Вот все, что я хотела сказать. Иван Князев: Это правда. Максим Черниговский: Я полностью… Вот, с вашего разрешения, небольшая ремарка. Я с Натальей полностью согласен. Дело в том, что во времена Советского Союза, вы понимаете, в магазинах хлеб, я не знаю, мясо, рыба и т. д., понимаете, алкогольная продукция и табак на самом деле не продавались в принципе, даже пиво не продавалось. То есть это была либо специализированная какая-то розница, либо отдельные залы в крупных универсамах, понимаете? Вот Клуб профессионалов алкогольного рынка, который никакого отношения к «Трезвой России» не имеет, уже на протяжении многих лет во все практически инстанции исполнительной власти обращается с предложением, что давайте действительно сделаем систему, которая существовала во времена Советского Союза, то есть полностью, полностью передвинем продажи алкогольной продукции (и табака, добавлю я) в специализированную розницу. Но не ту специализированную розницу, которая на сегодняшний день существует в Российской Федерации, где там до 30% уже, знаете, товары, что называется, повседневного спроса реализуют, сахар, я не знаю, масло, хлеб и т. д., а действительно специализированную розницу. Тем более уже материальная база, по крайней мере в городах-миллионниках, такие как Москва, Санкт-Петербург и еще далее по списку 15 штук, понимаете, уже материальная база под это существует. Иван Князев: Дело-то благое, но вы убьете мелкий бизнес, мелкие магазинчики, которые только за счет алкоголя и сигарет живут. Максим Черниговский: Нет, это не так, это все, вы знаете, тоже штампы. Иван Князев: Баланс надо находить, как мне кажется. Максим Черниговский: В розничном обороте алкоголь и табак занимают примерно 10–12% от общего объема реализации продукции, вы понимаете. Это все штампы на самом деле. Другой вопрос, что малому бизнесу, о котором вы сейчас говорите, надо помогать, понимаете, всеми доступными способами, чтобы, так сказать, этот малый бизнес, в особенности в сегменте розницы, выжил. Почему? Потому что в той же Москве на сегодняшний день доля сетевых магазинов, ретейла сетевого уже более 90% – так о каком малом бизнесе в рознице мы с вами сейчас говорим? Марина Калинина: Да. Максим Зиновьевич, давайте Татьяну еще послушаем из Москвы. Татьяна, здравствуйте. Зритель: Добрый день. Я читаю строку: «Заблокировать продажу алкоголя». Первое: каждый регион зону трезвости выбирает сам. Второе: продажа розничного алкоголя через ЕГАИС идет по лицензии от 1 года до 5 лет, как хочешь, так и покупай эту лицензию, хочешь на год, хочешь на два, хочешь на три. Если местные власти выдали вам лицензию, а она не бесплатная, от 60 до 150 тысяч в год, то тогда какое вы имеете право остановить в течение срока этой лицензии продажу? Коммерсант вложился, он купил систему ЕГАИС, милочки мои, это 100 тысяч, он закупился товаром, а потом раз! – вы сегодня решили и остановили продажу. Иван Князев: Нет, не просто так остановили… Зритель: Или вы выдаете лицензию и даете торговать, или нет. Марина Калинина: Если есть нарушения… Иван Князев: Если покажет, что ближе вы стоите, значит… Кстати, должна ЕГАИС показывать. Зритель: Значит, не надо выдавать лицензию изначально. Вы просто не выдавайте лицензию. А если выдали лицензию, то в момент действия этой лицензии это самоуправство. Закончилась лицензия? – следующую не выдавайте на это место. Марина Калинина: Понятно. Спасибо за ваше мнение. Зритель: А то вчера вы решили выдать разрешение… Иван Князев: Да, спасибо, понятна ваша ремарка. Марина Калинина: Максим Зиновьевич, комментарий? Максим Черниговский: Согласен с вашей слушательницей, с телевизионной слушательницей. Ситуация следующая. Действительно, вот эта проблема существует. Например, сегодня розничный магазин получает розничную лицензию на право торговли алкогольной продукцией, потому что все требования выполнены, а завтра около этого магазина открывают, я не знаю, стоматологический кабинет, понимаете, медицинский. Соответственно, уже данный розничный магазин не имеет права реализовывать алкогольную продукцию, то есть до свидания лицензия, до свидания затраты, связанные, как правильно сказал предыдущий оратор… Иван Князев: Ну да, понятно, здесь такая тупиковая ситуация получается, потому что никто открытие стоматологии не будет согласовывать с соседством магазина. Спасибо вам большое! Марина Калинина: Спасибо. Иван Князев: Максим Черниговский, генеральный директор Клуба профессионалов алкогольного рынка. Единственное, что добавлю: в 2021 году потребление на душу населения алкоголя 9,1 литра, в 2008-м было 15 литров, даже 16 почти. Марина Калинина: Да, так снизилось! Иван Князев: Снизилось, да. Стали мы меньше пить на самом деле. Марина Калинина: На этом дневное «ОТРажение» подошло к концу. Иван Князев, Марина Калинина были с вами. Всего вам доброго. Хорошего настроения. Пока. Иван Князев: Да, завтра увидимся.