Марианна Ожерельева: И последнее в дневном выпуске программы «ОТРажение». Поговорим о влиянии вредной еды на нас с вами, на наши привычки, особенно через рекламу в телеэфире. Минцифры предлагает запретить такую рекламу как раз-таки в дневное время суток. Цель – бороться с ожирением среди подростков. О вреде картошки-фри и гамбургеров, кстати, вот они ушли, потом остались, и теперь есть какие-то другие у нас возможности все это купить, все-таки реклама ли способствует тому, что наши дети и мы сами всю эту вредную пищу едим? И насколько она вредна все-таки? Со мной в студии Алла Валерьевна Макарова, нутрициолог, диетолог. Алла Валерьевна, здравствуйте! Алла Макарова: Здравствуйте! Марианна Ожерельева: Про вред хочется сразу проговорить. Потому что ожидаю, конечно, сообщений, что, когда еще «Макдональдс» заявлял, что он уйдет, все писали: «И не надо! Вот у нас, значит, свое хорошенькое, не надо эту гадость есть». Насколько все-таки эта «гадость» является гадостью? Что от нее такого плохого? И важно ли количество, сколько мы всего этого съедим? Или, если раз в месяц, то и неплохо? Алла Макарова: Действительно вред велик от фастфуда. И, конечно же, чем больше мы его съедаем, тем больше опасность развития каких-то заболеваний. Это трансжиры, это трансжиры, это большое количество соли, это добавки ненатуральные, химические добавки. Ну и, соответственно, это проблемы с лишним весом из-за очень высокой калорийности вот такой еды. Гамбургеры, картошка-фри, соусы, Кока-Кола, наггетсы – все это имеет очень высокую калорийность. Соответственно, мы привыкаем, нам нравится вкус вот этого фастфуда, нам нравится вкус этой еды. Мы едим все больше и больше, и мы уже не можем контролировать количество съеденного. Марианна Ожерельева: А если раз в месяц, можно? Или это тоже грубое нарушение для своего организма? Алла Макарова: Смотрите, здесь во всем хорош баланс. Если процентов на 80-90 наш рацион здоровый, состоит из натуральных продуктов, это мясо, это яйца, это творог, это овощи, крупы, фрукты, то на 10-20%, естественно, в нашем рационе имеет право присутствовать такая еда. Но здесь чем меньше, тем лучше. Вот это правило, оно работает на 100%. Чем меньше мы едим такой еды, тем дольше мы сохраняем свое здоровье и молодость. Марианна Ожерельева: Давайте посмотрим сюжет. Наши корреспонденты в разных регионах спросили жителей: «Фастфуд – это плохо?». Вот что получилось. СЮЖЕТ Марианна Ожерельева: Прекрасная подборка, потому что мне понравилось, молодой человек: «Сколько лет ем – и худой». И нам пишут еще из Владимирской области: «Вредную пищу ем, не толстый и вкусно». А тут Минцифры говорит, как раз-таки, с помощью запрета в дневное время рекламировать фастфуд мы будем бороться с ожирением среди подростков. Насколько это взаимосвязанные вещи? Что действительно, может быть, подросток и имеет право это есть? У него-то метаболизм получше будет, чем, там, в 40, 50 и 60? И так это страшно. Или закладывается привычка, и он продолжит это есть в более позднем возрасте? Алла Макарова: Я думаю, здесь достаточно зайти в любое заведение фастфуда и посмотреть на людей, которые там едят. Марианна Ожерельева: Что вот вы видите? Алла Макарова: Я вижу людей с лишним весом. Процентов 70 людей, которые едят там, имеют лишний вес. Марианна Ожерельева: Молодежь или нет? Алла Макарова: Молодежь и взрослые. Смотрите, очень часто бывает так: сидит семья, один ребенок или двое детей, папа, мама, у всех лишний вес. У ребенка 5-7 лет, который ест гамбургеры, ест картошку-фри, макая в соус, и он уже имеет лишний вес. Естественно, дальше – больше. Конечно, в подростковом возрасте, когда высокий метаболизм, когда подросток растет, да, человек растет, конечно, ему нужно больше калорийность рациона, он не будет набирать вес. Но вот это пристрастие к фастфуду и потом уже, после 20 лет, после 25 лет, если он будет употреблять такое же количество фастфуда, вес у него будет очень стремительно увеличиваться. Плюс ко всему, язвы, гастриты, увеличение холестерина, увеличение уровня сахара в крови – все эти болезни, они омолаживаются. И омолаживаются они как раз за счет употребления людьми большого количества фастфуда. Марианна Ожерельева: Алла Валерьевна, вот вы сказали пример, там, значит, семьи. А вообще является ли проблема лишнего веса проблемой человечества? Это первое. А далее: ну неужели от того, что они раз в три месяца, это же тоже затраты, да, в четыре, раз в полгода пошли, поели, может быть от того, что мы едим дома? Мы все любим пожирнее, голубцы со сметанкой, значит, что там еще? Пельмени со сметаной, макароны, да тот же борщ со сметаной. И все это с хлебом. Неужели это нас так портит, вот к чему подвожу, именно фастфуд и его тлетворное влияние, считай, Запада? Или так привыкли мы сами по себе питаться, и без фастфуда были б таковыми? Алла Макарова: Здесь я вам скажу так. Да, действительно, домашняя еда, полезная еда, она тоже может быть высококалорийной. Но именно фастфуд вызывает привыкание за счет содержания большого количества усилителей вкуса. Марианна Ожерельева: Это доказанный медицинский факт? Алла Макарова: Это доказанный медицинский факт. Действительно, такая еда, которая содержит большое количество усилителей вкуса, она таким образом воздействует на наши вкусовые рецепторы, что мы перестаем воспринимать вкус натуральной еды. И после гамбургера нам кусочек мяса уже не будет таким вкусным, овощи нам не будут такими вкусными. Они будут пресными, и нам захочется обязательно либо подсолить, либо добавить какие-то специи, да. Марианна Ожерельева: А вот мы сейчас спросим как раз про влияние и то, и другое. На связи с нами Лев Пережогин, доктор медицинских наук, руководитель отделения социальной психиатрии детей и подростков Национального центра психиатрии и наркологии имени Сербского. Лев Олегович, здравствуйте! Лев Пережогин: Не за что. Марианна Ожерельева: Нам сказали, что, значит, фастфуд, привычка его есть – доказанный медицинский факт, что это как-то меняет наши вкусовые пристрастия. А нам пишут, значит: «И пусть, без рекламы и с рекламой, все равно бы ели. И подростки не смотрят телевизор». С точки зрения психиатрии влияние на мозг наш надо ли говорить, что показали эту булку, какой-то там гамбургер, то обязательно это станет нашей привычкой, и мы, там, перестанем в обед есть суп с фрикадельками? Лев Пережогин: Да нет, вероятнее всего, такого никогда не произойдет. Потому что вы сами понимаете прекрасно, что есть два направления в любой рекламе. Направление в рекламе может быть: выбери товар, который именно я хочу тебе продать. Марианна Ожерельева: Так. Лев Пережогин: А направление в рекламе может быть: выбери определенную категорию товара. И вот, конечно, когда идет реклама конкурирующих между собою учреждений, предприятий фастфуда, то, наверное, ничего особенно плохого в этом нет. Все равно рано или поздно, когда захочется кушать, когда мы гуляем по городу, и нам нужно быстро и недорого поесть, мы обращаемся к помощи этих учреждений. А вот именно как сам образ жизни, конечно, фастфуд никому никогда не приносил ничего полезного. И образ жизни, фастфуд – неприемлемая штука. Марианна Ожерельева: Еще. Лев Пережогин: То есть, когда наши слушатели говорят, что, там, раз в месяц я что-нибудь съел, наверное, раз в месяц съел, и ничего плохого от этого не будет. Марианна Ожерельева: Лев Олегович, еще вопрос. Смотрите, пишут нам из Волгоградской области: «Рекламу запретить и на фастфуд, и на другое, это манипуляция сознанием». Можно ли с помощью рекламы на фастфуд, вот вы ранее сказали, да, там, два направления, а если каждый день показывать, манипуляция сознанием происходит или нет? Ты хочешь быть частью этого общества, ты хочешь, как они. Лев Пережогин: Любая реклама действует на человека ровно в той степени, насколько он готов к ее воздействию. То есть вы прекрасно понимаете, мы выбираем себе определенные источники питания, культуры, мы выбираем себе друзей именно потому, что у нас есть какие-то определенные личностные особенности, и они подталкивают нас к тому или иному выбору. Поэтому, если человек действительно выбирает для себя фастфуд, ну куда же деваться, он все равно к нему придет, он все равно будет этим фастфудом питаться. Другое дело, что с позиции именно здравоохранения, я бы, конечно бы, на месте нашего Минздрава активно бы продвигал рекламу здорового образа жизни. Марианна Ожерельева: Брокколи показать? Лев Пережогин: У нас же есть такая вещь, как социальная реклама. И какая-то определенная доля рекламной продукции, которая выходит на телеканалах или в радиоэфире, она подлежит обязательно, в качестве социальной рекламы, бесплатно предоставляться соответствующим министерствам и ведомствам. Но вот почему бы Минздраву этим не воспользоваться? Почему бы не давать рекламу здорового образа жизни, здорового питания? Это было бы очень здорово. Марианна Ожерельева: Лев Олегович… Лев Пережогин: Эти бы рекламы конкурировали друг с другом, образы жизни. Марианна Ожерельева: А вот поясните, пожалуйста, а ведь говорят, что рекламу фастфуда из телеэфира в дневное время убираем для того, чтобы бороться с ожирением среди подростков. Первый вопрос явно, наверное, не к вам, но все-таки: смотрят ли подростки сегодня отечественное телевидение? А идем чуть дальше. Если вводится запрет, но подростки гуляют, они видят, значит, эти заведения, они являются частью этой субкультуры, как вы и сказали, да, ранее? Пробежать, чтобы быстро перекусить. Вот насколько все-таки это связанная вещь? Это надо вообще убирать? Газировку, там, рекламу убирать, и фастфуда этого, и вот ту социальную рекламу давать. А как интернет? А другие формы, связи, продвижение товаров и услуг? То есть в этом случае что появляется, как, нужно голову вообще отключать этим молодым людям? И как-то показывать, что худым быть хорошо, или что? Лев Пережогин: Нет, вы поймите, пожалуйста, правильно. Я не сторонник того, чтобы запрещать рекламу фастфуда. Я сторонник пропаганды здорового образа жизни. Чтобы реклама фастфуда не имела никакого воздействия на тех, кто ее смотрит или слушает. Почему бы телевидению не зарабатывать на рекламе вполне себе законных товаров? Фастфуд же – это не наркотики и не алкоголь. А что касается молодежи, да, молодежь сегодня не является аудиторией телевидения, молодежи телевизор совершенно не интересен, они все прекрасно найдут в интернете. И реклама фастфуда в интернете, кстати, тоже есть, никуда от этого нам не деться. Марианна Ожерельева: То есть надо там ее убирать? Лев Пережогин: Да нет, убирать ее никуда не надо. Марианна Ожерельева: Ну какой вы! Лев Пережогин: Ну, простите, пожалуйста, на коробочке с табачными изделиями написано: «Минздрав предупреждает: курение опасно для вашего здоровья». Марианна Ожерельева: Да, ну стали же меньше курить. Лев Пережогин: Вот если бы такой же надписью сопровождалась бы реклама фастфуда, что будьте осторожны, фастфуд не является полезной пищей, это было б, наверное, очень полезно. А убирать ее совершенно бессмысленно. Марианна Ожерельева: Какая мудрая мысль! Спасибо вам огромное! Лев Пережогин, доктор медицинских наук, руководитель отделения социальной психиатрии детей и подростков Национального центра психиатрии и наркологии имени Сербского. Уважаемые телезрители, очень много от вас, вы, пожалуйста, еще и звоните, хотим выслушать вас. Вот вы, может быть, пробовали фастфуд, регулярно или иногда, какое влияние на ваш организм он оказал. 8-800-222-00-14. И мы продолжаем тему обсуждать. Буду зачитывать, пока нет звонков, смс-сообщения. Нам пишут, что, зачем говорить про здоровую пищу? Она дорогая. А фастфуд… Алла Макарова: Есть более дешевые альтернативы полезной еды, например, овощи, сезонные овощи, сезонные ягоды, грибы. Например, можно брать… Марианна Ожерельева: Подождите, взрослый мужчина работает на заводе. Ну вот какие овощи, какая ягода? Ну вы о чем? Алла Макарова: Для сбалансированного питания это тоже необходимо. Марианна Ожерельева: Как десерт. А в обед он что будет есть? Алла Макарова: Не как десерт, как салат, как добавка к мясу. Не обязательно брать куриную грудку, которая очищена от кожи, от костей, которая более дорогостоящая. А можно взять целиковую курицу, ее разделать. Можно взять оптом. Альтернативу всегда можно найти. И не всегда фастфуд будет дешевле. Марианна Ожерельева: Кстати, вот сейчас сообщение из Новосибирской области: «Измучился объяснять. Кормите детей, чем надо, и они наркоманы от усилителей вкуса. Хорошее не едят, малину не едят». Очень много слышала от мам, что дети не едят ягоду. Ну неужели это потому, что они что-то там, картошку-фри попробовали? Алла Макарова: Ну, частично, да. Частично из-за этого, конечно. Когда дети начинают есть сахар в чистом виде, или что-то подслащенное, они не так уже реагируют на натуральные фрукты и ягоды, они им кажутся более кислыми и более пресными. Марианна Ожерельева: Удивительно. Звонок из Новгородской области. Светлана, здравствуйте, вы в прямом эфире! Зритель: Здравствуйте! У меня вот внук, 9 лет, и он уже три года вот, как только включается телевизор, для него это приоритет, данного продукта. Понимаете, как? Фастфуд для него, ну, как бы, как праздничный стол. Поэтому рекламу, я считаю, что нужно убрать. Марианна Ожерельева: Светлана, не отключайтесь, пожалуйста. Можно вопрос? Вот когда мне говорят другие мамы, значит, что он обожает картошку-фри, и вот как вы про внука сказали, поясните, ведь он же не сам пришел, или там другой ребенок, в этот, в прошлом «Макдональдс». Ему же родители показали. Все-таки она навязывается разве рекламой? То, что мы видим этот гамбургер по телевизору? Или все-таки родители отчасти тоже являются виновниками этой ситуации? Как вы думаете? Зритель: Родители тоже являются виновниками, они себе покупают и ему, и вот даже если какая-то домашняя пища, например, домашние пельмени, еще что-то, для него это не продукт, он предпочтет именно есть эту картошку. Также я считаю, что реклама большую роль играет, так же, как в приобретении игрушек, так же, как и в приобретении продуктов питания. Марианна Ожерельева: Лишним весом внук страдает из-за этого? Зритель: Нет-нет, не страдает, но, как бы сказать, что касается его здоровья, оно, как бы, не совсем, ну, в общем, оно дало о себе знать. Марианна Ожерельева: Из-за питания. Спасибо! Еще звонок из Иркутска, выслушаем, Светлана тоже, здравствуйте и вам! Зритель: Здравствуйте! Дело в том, что фастфуд в рекламе телевизора или радио молодежь не смотрит. Я хочу вам предложить о том, чтобы проверяли вот эти вот точки, где изготавливают вот эти вот фастфуды, гамбургеры. Марианна Ожерельева: Так. На что проверяли? Зритель: На качество. И из какого продукта, и что все это изготавливается. Потому что очень красиво все это преподается. Марианна Ожерельева: Конечно. Зритель: Дело в том, что моя внучка, вот ей 11 лет, она очень вот предпочитает. Хотя у нее лишний вес. Но тем не менее, ну и родители, как бы, я, как бабушка, пытаюсь, как бы, говорить это, о том, что это не полезно, но тем не менее. Все равно родители, как бы… Марианна Ожерельева: Светлана, то есть, получается, родители сами покупают вашей внучке эту пищу? Зритель: Не потому что не покупают, а, вы знаете, они водят другой раз, но не каждый день, конечно, но бывает тоже, что ребенок желает вот этого попробовать, и они не отказывают. Вот это вот плохо. Марианна Ожерельева: Хорошо. Зритель: Они должны объяснять. Марианна Ожерельева: Спасибо вам большое за ваше мнение! Из Ленинградской области вопрос: «А колбаса и сосиски – это фастфуд? Ем всю жизнь, но теперь дорого». Алла Макарова: Это полуфабрикаты, но можно отнести к фастфуду, да. Ну, это полуфабрикаты. Марианна Ожерельева: Тоже негативное влияние на организм? Алла Макарова: Конечно, то же самое. Тоже большое соли, большое количество усилителей вкуса. Ну, практически ненатуральный состав. И то же самое, вызывает привыкание. Марианна Ожерельева: Пишут нам из Курганской области: «У нас 80% продуктов вообще необходимо запретить продавать». Видимо, про качество, о чем говорили и дозвонившиеся. Давайте про качество проговорим. Вы говорили о ягодах, писали, что очень высокие цены. Про овощи, фрукты. Но все-таки мясо, рыба, яйца. В этом случае качество сегодня соответствующее, или фастфуд, может быть, здесь как раз-таки приравнивается по качеству? По отдельным категориям? Алла Макарова: Ну давайте скажем так: если приобретать эти продукты, мясо, рыбу, яйца и так далее в тех местах, где у продавцов есть соответствующие документы, которые подтверждают качество товара, то естественно, мы будем им верить, да? Марианна Ожерельева: То есть, получается, фастфуд, документы же есть, получается, мы верим, и он продается. Алла Макарова: Состав. Марианна Ожерельева: Состав хороший. Алла Макарова: Если состав там – 10% мяса, 5% мяса, мы берем кусок мяса – 100% натуральный продукт. 5% мяса, там, 10 в котлете, например, да, из фастфуда, остальные 90% что? Большой вопрос. Марианна Ожерельева: Подождите, если есть некая национальная идея, значит, здоровая нация, здоровое общество, но при этом есть, это же не только в России, вот эти точки питания. В этом случае кто занимается вредительством? Если нам дают возможность это купить, тогда это должно как-то наверх подниматься, чтобы вообще этого не было. Алла Макарова: Каждый человек сам ответственен за свое здоровье. И если мы читаем состав и смотрим: кожа, хрящи и так далее, мы хотим это есть? Нам это нужно? Какое это влияние на наше здоровье окажет? Марианна Ожерельева: Из Бурятии спрашивают очень коротко: «Что такое фастфуд?». Алла Макарова: Фастфуд – это быстрая еда, еда быстрого приготовления. Марианна Ожерельева: Так получается, он может быть дома? Или это только вот где-то на улице, в том или ином заведении? Алла Макарова: Если вы дома возьмете кусочек курицы, потушите ее, сварите, добавите туда овощи, добавите сметану, потрете сыр, завернете в лаваш… Марианна Ожерельева: Ой, подождите, подождите… Алла Макарова: Это будет очень вкусно, и это будет тот же самый фастфуд. Марианна Ожерельева: А если я ее пожарила, уже все плохо? Алла Макарова: Пожарьте, пожарьте, но пожарьте без масла. На антипригарной сковороде, не до черной корочки, а до легкой золотистой корочки, и будет абсолютно полезный фастфуд, который можно давать и детям, и подросткам. Марианна Ожерельева: Из Ленинградской области сообщение: «Отучила себя от фастфуда и полуфабрикатов. Хорошо стала чувствовать. К моей радости фастфуд стал дорогим. Лучше сварю суп на эти деньги на несколько дней». О пользе супа хочется проговорить. Потому что некоторые нам пишут, что суп – это жирно, есть каждый день суп не надо, и это что-то из советского прошлого. Алла Макарова: Нужно понимать, какой состав этого супа. Если мы овощи обжарили в большом количестве масла или на сале, и добавили туда бекон, ну, разные могут быть составляющие, то это будет уже менее полезный суп. Если это щи, борщ, гречневый суп и так далее, почему? Хорошее блюдо, хорошее первое блюдо, помогает пищеварению, пожалуйста. Марианна Ожерельева: Тут как раз, когда был эксперт по видео, помните, он сказал, что все-таки не надо запрещать рекламу, и она не так уж сильно влияет на те категории, на подростков, которых м обсуждаем. Ваше мнение хочу тоже услышать. Все-таки влияние ее очень опасно именно с экранов телевизоров в дневное время? Вроде как, они учиться должны или заняты чем-то. Надо ее убирать? Или надо вообще образ жизни, пропаганда здорового образа жизни, там, спорт для себя, правильное питание, если позволяет тебе зарплата? Алла Макарова: Обязательно пропаганда здорового образа жизни. Марианна Ожерельева: А как? Алла Макарова: Обязательно должна быть в школах, в кружках, в секциях, в семье. Начинать всегда нужно с семьи, потому что дети считывают поведение родителей, культуру питания в семье. И с большей долей вероятности они будут питаться точно так же. Я не ем фастфуд, мои дети не едят фастфуд, они, это для них не еда в принципе. Если мы вдруг попадем в какое-то такое заведение, они посмотрят на это все и скажут: «Мам, а что нам здесь есть? Нам здесь есть в принципе нечего». Марианна Ожерельева: Даже попробовать не захотят? Алла Макарова: Нет, не захотят. И по поводу рекламы еще буквально пару слов. Вот смотрите, если мы оценим рекламу с точки зрения звуков, цветов, да? Марианна Ожерельева: Да. Алла Макарова: Вот насколько это все грамотно. М-м, вкусно, плавленый сыр, он течет, все так аппетитно. Марианна Ожерельева: Он тот же самый. Алла Макарова: Конечно. Это все вызывает у нас аппетит, вызывает повышенное слюноотделение, да? Тут даже доказывать ничего не нужно, мы это на себе все можем оценить. И естественно, ну, такая определенная манипуляция сознанием происходит. Нам хочется вот эту вот картинку. Мы идем именно за этой картинкой. Мы как будто бы чувствуем ароматы. Вот мы смотрим на это видео, и мы уже как будто бы чувствуем эти ароматы. Марианна Ожерельева: Ну а все-таки, кто больше-то влияет – реклама этого фастфуда в дневное телевизионное время или все-таки родители, которые приводят? Может быть, где-то удобней, где-то вариантов нет? Алла Макарова: Частично и то, и то. Тут, знаете, как? Совокупность факторов, которые в итоге влияют на конечный результат. И семья, и реклама. Ну, это действительно так, это правда. И компания, в которой этот подросток общается. Марианна Ожерельева: Звонок у нас из Санкт-Петербурга. Елена, здравствуйте! Вы в прямом эфире. Зритель: Спасибо! Мое мнение со стороны, как работника фастфуда. Я поняла о том, что место, где они употребляют эту пищу, – это место их некоего клуба по употреблению картофеля-фри, гамбургеров и прочего. Они осуществляют свое общение между собой. Марианна Ожерельева: То есть это некая такая субкультура, да? Что вот люди пришли куда-то, и им есть что поговорить, о чем поговорить в конкретном месте? Зритель: Ну, я уж не говорю, как они это говорят и что. Для них это просто место, где они скапливаются, простите за мой, как бы, сленг. Марианна Ожерельева: Извините. Зритель: Они там собираются, это место, где они могут собраться, заодно и поесть картошки-фри. Марианна Ожерельева: А с точки зрения «вкусно» слышали ли какие-то отзывы? Может, они говорят: «Ой, попробуй вот у меня, посмотри, как вкусно, вот эти наггетсы, вот эти чипсы»? Есть такие? Зритель: Нет, нет. Марианна Ожерельева: Нет. Зритель: К сожалению, у молодежи в основном не очень цензурные вообще выражения между собой. Марианна Ожерельева: Ну это уже… Зритель: Я работаю в фастфуде, я не употребляю эту пищу. Марианна Ожерельева: Спасибо! Вот, работаю… Алла Макарова: Вот, понимаете? Человек видит изнутри, как это все происходит, и она это не ест. Марианна Ожерельева: Значит, Башкортостан: «Чем только ни пичкают наших детей и людей вообще! Только чтобы продать побольше, извините, втюхивают при помощи рекламы эту ерунду, а на здоровье нации продавцам плевать». Также: «Все надо запретить, ЗОЖ пропагандировать», – пишут нам из Ханты-Мансийского автономного округа. И еще из Ленинградской области вопрос: «Дети требуют? Может быть, с этого начать?». Чтобы дети не требовали, а родители, может быть, чтобы и не показывали, не позволяли, о чем вы, да, сказали, что надо вот здоровый образ жизни. А нам пишут из Курганской области: «Не по карману вот этот здоровый образ жизни». Алла Макарова: Ну, опять же, каждый выбирает для себя, да? Что лучше – экономить или больше зарабатывать. Ну, вопрос, наверное, из этой же серии. И опять, что значит – дети требуют? Откуда они это увидели? Марианна Ожерельева: Узнали. Показали, покормили. Алла Макарова: Откуда они узнали, что это вкусно? В любом случае, задача родителей – на начальном этапе объяснить ребенку, что полезно, что вредно. Объяснить нормальным языком. Не ругаться, не кричать, не запрещать, а просто с ним поговорить. И опять же, повторюсь, показать на собственном примере, как должно выстраиваться питание. Какой взрослый у нас сейчас знает, что такое культура здорового питания? Что такое сбалансированное питание? Как вообще должен выглядеть стол? Что мы едим? Почему в нашей тарелке вот эта еда, а не другая, например? Это отдельная большая тема. Взрослые, ответственные занимаются этим вопросом и транслируют этот подход своим детям. Иначе им неоткуда об этом узнать. Марианна Ожерельева: Последнее, буквально у нас минута, из Ставропольского края: «А бутерброд – не то же, чтофастфуд?». Алла Макарова: Ну, смотря какой состав бутерброда. Марианна Ожерельева: Какой полезный, вы тогда говорите? Алла Макарова: Хороший бутерброд – цельнозерновой хлеб, желательно бездрожжевой, сверху кладем огурец, помидор, сверху кладем кусочек отварного языка, например, курицы или рыбы, можно авокадо, можно без авокадо, спорный продукт, да? Немножечко зелени, поливаем все это йогуртом или сметаной. Прекрасный сбалансированный здоровый бутерброд. Марианна Ожерельева: Правда, вот визуализируешь, как вы и сказали… Алла Макарова: Визуализируешь, вкусно же это? Марианна Ожерельева: Сразу представляю. А вы даже вот, ну да, конечно, хлеб, который вы обозначили, все ингредиенты будут недешевыми, но это уже другая тема для нашей беседы. Спасибо большое! Алла Макарова, нутрициолог, диетолог была сейчас со мной в студии.