Амаяк Нуникян: Суда легче 200 кг и с двигателем до 8 кВт не подлежат госрегистрации. Например, надувные лодки, каяки, каноэ

Гости
Михаил Кулик
юрист, специалист в области правового регулирования судоходства
Амаяк Нуникян
заместитель начальника Управления безопасности людей на водных объектах ГИМС МЧС России

Рубрика «Жизнь на воде». О государственной регистрации маломерных судов беседуем с заместителем начальника Управления безопасности людей на водных объектах ГИМС МЧС России Амаяком Нуникяном.

 

Ольга Арсланова: А мы продолжаем. И сейчас самое время поговорить о жизни на воде. Это название нашей новой рубрики, в которой мы обсуждаем все, что связано с водой, с путешествиями на воде, с лодками, яхтами, судами, суденышками и так далее.

Юрий Коваленко: Но мы без главных действующих лиц сегодня.

Ольга Арсланова: Да. Если вам нравится все это дело – пожалуйста, присоединяйтесь к нашей беседе. Как всегда, можно нам звонить, писать SMS и заходить на наш сайт, и оттуда тоже можно в прямой эфир писать.

Юрий Коваленко: Ну а ведущий рубрики Михаил Кулик сейчас находится в экспедиции на Баренцевом и Белом морях, путешествует по Кольскому полуострову.

Ольга Арсланова: Покинул он нас.

Юрий Коваленко: Поэтому мы начнем без него. Ну а наша тема…

Ольга Арсланова: Но с Кольского полуострова, обязательно обещаем вам, Михаил Кулик выйдет в прямой эфир чуть позже.

Юрий Коваленко: Ну, если связь не подведет – все-таки в море человек.

Ольга Арсланова: Не подведет.

Юрий Коваленко: А наша тема – государственная регистрация маломерных судов. Будем обсуждать ее с нашим гостем в студии – у нас сегодня Амаяк Амаякович Нуникян, заместитель начальника Управления безопасности людей на водных объектах Государственной инспекции по маломерны судам МЧС России. Здравствуйте.

Ольга Арсланова: Здравствуйте.

Амаяк Нуникян: Здравствуйте.

Ольга Арсланова: И можно первый вопрос для человека, который ничего не знает о маломерных судах, от меня: в чем проблема может быть с их регистрацией?

Юрий Коваленко: Сейчас.

Ольга Арсланова: Это разве не как с автомобилями? Приехал в специальную инстанцию, поставил на учет, получил документ – и поплыл!

Амаяк Нуникян: Ну, основное отличие – это то, что в соответствии с Гражданским кодексом маломерные суда, подлежащие государственной регистрации, являются недвижимым имуществом. Соответственно, все нормы гражданского права к ним применяются, как к недвижимому имуществу.

Юрий Коваленко: Позвольте, недвижимое имущество?

Амаяк Нуникян: Именно так.

Юрий Коваленко: А никого не смущает, что оно движется?

Амаяк Нуникян: Ну, оно относится именно к недвижимому имуществу.

Юрий Коваленко: Закон есть закон?

Амаяк Нуникян: Да.

Юрий Коваленко: Ну, что изменилось за последнее время? Вот каким образом усложнились или упростились процедуры? Потому что сейчас многие малосудовладельцы берутся за голову.

Ольга Арсланова: Там новые же правила год назад вступили в силу?

Амаяк Нуникян: Да, действительно, были утверждены новые правила государственной регистрации маломерных судов и административный регламент предоставления государственной услуги. В 2012 году были внесены изменения в действующий Кодекс торгового мореплавания и Кодекс внутреннего водного транспорта, которые предусматривали разделение маломерных судов на маломерные суда, используемые в коммерческих целях и в некоммерческих целях. Государственная инспекция по маломерным судам осуществляет государственную регистрацию маломерных судов в некоммерческих целях. Также было установлено, что маломерное судно – это судно до 20 метров длиной. Исходя из этих параметров, и были написаны административный регламент и правила.

Юрий Коваленко: То есть до 21 метра?

Амаяк Нуникян: До 20 метров.

Юрий Коваленко: До 20 метров? Это может быть абсолютно все что угодно – баржа, яхта, каноэ, длинная лодка, парусная, любая?

Амаяк Нуникян: Да. Но законом предусмотрено также ограничение на обязанность регистрации таких судов. То есть суда с массой меньше 200 килограмм и двигателем установленным меньше 8 киловатт не подлежат государственной регистрации.

Юрий Коваленко: Ну, пример приведите. Это что?

Амаяк Нуникян: Ну, если судно весит меньше 200 килограмм – это, допустим, надувные лодочки, это каяки, каноэ.

Юрий Коваленко: Алюминиевые лодки, легкие?

Амаяк Нуникян: Да. Более того, суда до 12 метров длиной, на которых не установлены двигатели, они тоже не подлежат регистрации. То есть это понтоны, причалы какие-то плавающие, отдельные.

Ольга Арсланова: Ну, автомобилисты прекрасно знают о том, что любые самовольные конструкции иногда зарегистрировать даже просто невозможно, пока ты эту конструкцию не демонтируешь. То есть автомобиль, как он произведен, в основном в таком виде он и регистрируется. Но судно можно строить по своему проекту, индивидуальному. Человек может всю душу вложить, а потом ему это зарегистрируют?

Амаяк Нуникян: Ну, сейчас вступил в силу технический регламент Таможенного союза «О безопасности маломерных судов». Он предусматривает, что все маломерные суда, которые реализуются на рынке Евразийского экономического союза, должны проходить форму оценки соответствия в форме классификации либо сертификации. Но это относится только к тем судам, которые реализуются на рынке. Если человек строит для себя, то Правительством определен порядок.

Но до регистрации нужно обязательно определить: это судно или не судно, подлежит оно регистрации или не подлежит регистрации. Для этих целей предусмотрена процедура классификации. Если человек построил для себя, то до регистрации нужно пройти процедуру классификации – определение района плавания, где оно может безопасно эксплуатироваться. И после этой процедуры можно зарегистрировать судно.

Юрий Коваленко: Вот было несколько случаев за последнее время, когда люди просто хотят разнообразить свой отдых на воде – берут и из металлических бочек и деревянного настила делают плот, на котором ставят навес и пускаются по Волге, предположим. Вот надо ли это регистрировать? Судно ли это? Какие опасности могут поджидать? И если инспектор ГИМС попадется ему на пути, что ему сказать вообще?

Амаяк Нуникян: Ну, опять же надо обращаться к Кодексу торгового мореплавания и к Кодексу внутреннего водного транспорта. Что такое судно? Это инженерное плавающее сооружение, используемое для целей торгового мореплавания либо судоходства. Если оно для этих целей не используется, то это не судно, и оно не подлежит государственной регистрации – соответственно, не нужно его ни регистрировать, ни получать право управления на него. Ну, в данной ситуации, если вот такая конструкция, то она в любом случае не будет подлежать регистрации, потому что она меньше 12 метров и у нее нет двигателя.

Юрий Коваленко: А наличие двигателя насколько важно? То есть если это будет большой плот без двигателя, либо маленький плот, но с двигателем – вот к чему мы привязываемся? К двигателю мы привязываемся либо к площади, к весу, к водоизмещению?

Амаяк Нуникян: К двигателю и массе судна – вот два параметра. Третий параметр – это длина. Если двигатель превышает 8 киловатт, то подлежит регистрации, вне зависимости от того, какая у него масса. Если масса больше 200 килограмм, то подлежит регистрации, вне зависимости от того, какой на нем стоит двигатель. Но при этом если на нем не установлен двигатель и меньше 12 метров, то оно тоже не подлежит регистрации.

Ольга Арсланова: Несколько вопросов от наших зрителей. «Как обстоит дело с утилизацией зарегистрированных судов, которые вышли из строя?» – спрашивает зритель из Красноярского края.

Амаяк Нуникян: Законодательством это, в принципе, не регулируется, поэтому…

Ольга Арсланова: Как хотите, так и утилизируйте, да?

Амаяк Нуникян: Ну да, это вопрос собственника.

Ольга Арсланова: «Подводный аппарат-лодка к какому классу относится?»

Юрий Коваленко: Оригинально.

Амаяк Нуникян: Да, действительно, в последние годы появились такие суда. Мы в административном регламенте и в правилах предусмотрели специально для таких судов отдельную категорию – это суда особой конструкции. В зависимости от особенностей таких судов определяется их район плавания, и в каждом конкретном случае он особенный, поэтому они и называются – суда особой конструкции.

Юрий Коваленко: Самодельная подводная лодка?

Амаяк Нуникян: Да. Если она отвечает требованиям безопасности, то…

Юрий Коваленко: А для каких целей, если не секрет?

Амаяк Нуникян: Ну, для прогулочных.

Юрий Коваленко: А, исключительно для прогулки?

Амаяк Нуникян: Конечно, да. Ну, ГИМС осуществляет государственную регистрацию только маломерных судов, используемых в некоммерческих целях. Ну, понятия коммерции и некоммерции определяется собственником, то есть он сам декларирует: «Я буду использовать в некоммерческих целях».

Юрий Коваленко: То есть зарабатывает на ней либо катается сам?

Амаяк Нуникян: Да.

Ольга Арсланова: Послушаем нашего зрителя Игоря из Самары. Добрый вечер. Ваш вопрос.

Юрий Коваленко: Здравствуйте.

Зритель: Алло. Здравствуйте, уважаемые ведущие. У меня такой вопрос, смотрите. В данный момент я могу лишиться квартиры. У меня дачи нет, я могу лишиться квартиры. У меня есть лодка, ну, назовем ее так. Я там пристроил небольшую… Как я могу вообще ее зарегистрировать, чтобы получить прописку? И могу ли я вообще это сделать? Потому что сейчас у меня не будет жилья. У меня единственное, что осталось – это лодка.

Юрий Коваленко: Спасибо большое.

Зритель: Я могу ее зарегистрировать? И как я могу там прописаться? Вообще возможно ли это?

Юрий Коваленко: Спасибо.

Ольга Арсланова: Прописаться? Ну, на даче можно уже, да. А на лодке?

Юрий Коваленко: А лодка-то – недвижимость!

Амаяк Нуникян: Да. Но несмотря на то, что это недвижимость, законодательство на данный момент не предусматривает возможности регистрации граждан на судне.

Юрий Коваленко: То есть невозможно обеспечить лодке постоянный прикол такой, чтобы она стояла на рейде где-то контролируемая и являлась и недвижимостью для ГИМС, и недвижимостью для Гражданского кодекса?

Ольга Арсланова: Скоро мы будем регистрироваться в автомобиле, прописываться.

Амаяк Нуникян: Нет.

Ольга Арсланова: А что нет-то? Его тоже можно поставить в гараже – вот тебе и недвижимость.

Юрий Коваленко: А запретить человеку жить на лодке вообще кто-нибудь может?

Амаяк Нуникян: Нет, нет.

Юрий Коваленко: То есть если это комфортные условия…

Амаяк Нуникян: Такого ограничения нет.

Ольга Арсланова: Как я поняла, вопрос стоит…

Амаяк Нуникян: Если судно обеспечивает возможность постоянного нахождения на этом судне, то почему нет? Ограничений таких на данный момент не существует.

Ольга Арсланова: Еще один звонок от Валерия из Нижнего Новгорода. Здравствуйте, Валерий, вы в эфире.

Зритель: Спасибо.

Ольга Арсланова: Говорите, пожалуйста.

Юрий Коваленко: Вы в эфире.

Зритель: Здравствуйте, уважаемый гость Амаяк. Я из Нижнего Новгорода, Валерий. У меня такой к вам вопрос. Я довольно древний водомут. У меня такой вопрос к вам. Я имею права 72-го года, яхтенные, выданные Парусной федерацией тогда еще Советского Союза. Потом я пересдал на рулевого 1-го класса в этой же федерации где-то в 80-х годах. Действуют ли они сейчас? Потому что я не видел никакого закона, который бы отменял их. Наша ГИМС, нижегородская, она довольно-таки лояльно к нам, парусникам, относится и никогда нас не останавливает, если мы что-то не нарушаем.

Юрий Коваленко: Я так понимаю, что это был весь вопрос. Ну хорошо, спасибо.

Амаяк Нуникян: Спасибо за вопрос. Да, действительно, в советские времена выдавали документы без срока действия. В 2004 году приказом МЧС России было установлено, что все ранее выданные документы действуют 10 лет, и они менялись, замена производилась без подтверждения знаний как теоретических, так и практических, исходя из района плавания и типа маломерного судна. Сейчас все документы действуют 10 лет, не больше.

Юрий Коваленко: То есть их можно прийти и заменить? Или необходимо прийти и подтвердить свои знания?

Амаяк Нуникян: Если планируется расширение района плавания либо изменение типа судна (а они сейчас у нас моторные, гидроциклы, парусные и судна особой конструкции, о которых мы с вами говорили), то тогда нужно подтверждение и теоретических, и практических знаний. Если не меняется, то замена происходит только при предоставлении этого документа и медицинской справки.

Юрий Коваленко: Вот еще один момент – порядок временного задержания маломерного судна. Что в этом плане изменилось? И каких сюрпризов ожидать, скажем так, судовладельцам?

Амаяк Нуникян: Задержание маломерного судна – это особый случай тогда, когда нужно маломерное судно изъять из процесса судоходства. Оно применяется только в тех случаях, если у судоводителя нет удостоверения, судно технически негодно к плаванию, судно не зарегистрировано, судоводитель находится в состоянии алкогольного опьянения.

Юрий Коваленко: То есть как с автомобилем, да? То есть останавливает инспектор ДПС и проверяет, все ли в наличии, все ли документы, нормальный ли водитель и нормальное ли техническое состояние. Инспекторы ГИМС действительно уполномочены это делать и умеют это делать?

Амаяк Нуникян: Да, это предусмотрено административным регламентом исполнения государственных функций по надзору. И в случае если один из этих параметров нарушен, то судно задерживается и доставляется на штрафстоянку ближайшую.

Юрий Коваленко: А, собственно говоря, капитан этого судна отправляется на лишение прав, пешеходом? Какие штрафные санкции? На сколько можно задержать?

Амаяк Нуникян: Ну, есть штрафные санкции, в том числе в виде лишения права управления. Ну, это уже не полномочия государственных инспекторов, а это только в судебном порядке осуществляется.

Юрий Коваленко: А на сколько лишают?

Амаяк Нуникян: До двух лет.

Ольга Арсланова: Зрители интересуются: «Почему ГИМС настаивает на регистрации лодки «Казанка М»? Масса с оборудование и снабжением – 145 килограммов. Мотор Suzuki, масса – 32 килограмм. Зачем регистрировать?»

Амаяк Нуникян: Ну, здесь необходимо в детали вникать. Под массой судна ГИМС понимает массу укомплектованного судна. Она определяется в соответствии с государственным стандартом. И основное отличие – масса определяется с максимальной массой двигателя, который может быть установлен теоретически на этом судне.

Юрий Коваленко: Может быть установлен?

Амаяк Нуникян: Да.

Юрий Коваленко: А если у него установлен меньший по размеру?

Амаяк Нуникян: Все равно рассчитывается масса укомплектованного судна с максимальным двигателем. Если эта масса превышает 200 килограмм, то судно подлежит регистрации, вне зависимости от того, используется ли на этом судне двигатель или стоит меньший двигатель.

Юрий Коваленко: А, то есть рассматривается возможность установки, скажем так, вне стен рассмотрения и постановки на учет судна?

Амаяк Нуникян: Да. Это определяется либо заводом-производителем, либо определяется в рамках классификации маломерного судна – о чем я говорил ранее, это государственная услуга.

Ольга Арсланова: Еще один звонок у нас – Нижний Новгород, Евгений на связи. Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Ольга Арсланова: Слушаем вас.

Зритель: Алло.

Ольга Арсланова: Да, говорите.

Юрий Коваленко: Вы в эфире, говорите.

Зритель: Да, здравствуйте. Я хотел бы задать вопрос. У меня мотолодка «Днепр», на ней установлен мотор мощностью 50 сил, Honda. И я не могу нигде зарегистрировать эту лодку, поскольку мне ее переделывала фирма, у которой не было лицензии на данный вид работ по переделке лодок. Я езжу уже восемь лет. Инспектора ГИМС говорят: «Мы тебе ничем не можем помочь – ни зарегистрировать, ничего. То есть или нужны документы, кто тебе лодку переделал, – но я уже не смогу ничего сделать, – или уплатить штраф». И сколько за это штраф? И сколько стоит ли вообще вся эта регистрация? Может, мне проще штраф заплатить, чем зарегистрировать лодку?

Юрий Коваленко: Спасибо.

Амаяк Нуникян: Спасибо за вопрос. В данной ситуации вам необходимо подать заявление на предоставление государственной услуги по классификации маломерного судна. Это предусмотрено 820-м постановлением Правительства. Не требуется предоставление каких-либо расчетов. Подразделения ГИМС должны самостоятельно определить после изменения в конструкцию корпуса судна его район плавания и, соответственно, возможность регистрации судна. Поэтому я бы вам предложил подать заявление официальное и провести такую процедуру. По итогам этой процедуры можно будет определить возможность регистрации судна.

Значит, по поводу штрафов. В настоящее время рассматривается вопрос внесения изменений в Кодекс об административных правонарушениях об усилении административной ответственности, поэтому, конечно, судно лучше зарегистрировать.

Юрий Коваленко: А вот для чего необходимо инспекторам ГИМС знать место, где плавает это судно? Для того чтобы это судно не попало в опасную зону, скажем так, не вышло ближе к морю, не вышло в какую-то часть, которая может повредить лодку и экипаж? Просто очень много SMS по этому поводу.

Амаяк Нуникян: Ну, водные объекты характеризуются силой ветра и высотой волны. Маломерное судно способно до определенных параметров безопасно плавать. И отнесение судна к одному из районов плавания – это и есть одна из форм защиты жизни и здоровья граждан, находящихся на борту. В частности, каждый водный объект имеет, ну, в зависимости от сезона, свои параметры. И для этих целей, в принципе, и проводится классификация.

Юрий Коваленко: Спасибо, хорошо. Ну что же, а к нашей беседе подключается собственно основатель и автор рубрики «Жизнь на воде», член Русского географического общества. Мы сейчас приветствуем Михаила Кулика. Михаил, здравствуйте.

Ольга Арсланова: Здравствуйте, Михаил. Где вы плывете в данный момент?

Михаил Кулик: Добрый день, коллеги. Добрый день, телезрители. Амаяк Амаякович, спасибо, что пришли в нашу передачу. Я сейчас уже не плыву, не иду, а нахожусь в городе Мурманске, готовлюсь возвращаться в Москву. Очень много интереснейшего материала, который с удовольствием покажу в эфирах следующих. Обязательно заинтересую путешествиями по Кольскому полуострову. Был на Белом море, на Баренцевом. И благодаря прекрасной, удивительной и уникальной погоде (+33) купался в обоих морях, то есть практически в Северном Ледовитом океане, в Териберке. Надеюсь поразить красотой картинки и обязательно встретиться с вами всеми и продолжить наши рассказы.

Юрий Коваленко: Большое спасибо.

Ольга Арсланова: А к нашему гостю у вас нет, я так понимаю, вопросов по регистрации?

Михаил Кулик: Да нет. Амаяк Амаякович – очень высококвалифицированный и хорошо подготовленный специалист. Он ответил на все вопросы, которые и я подготовил, которые задали зрители. Огромное ему спасибо. Надеюсь, что увижу его лично в прямых эфирах. Обсудим, что мы можем рассказать судоводителям и интересующимся.

Юрий Коваленко: Большое спасибо.

Ольга Арсланова: Спасибо.

Юрий Коваленко: Михаил Кулик возвращается в следующий четверг и, собственно, покажет весь Мурманск. Большое спасибо. У нас в студии был Амаяк Амаякович Нуникян, заместитель начальника Управления безопасности людей на водных объектах Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России. Спасибо.

Ольга Арсланова: Спасибо.

Амаяк Нуникян: Спасибо.