Петр Кузнецов: Давайте спросим об этом нашего эксперта, о нашем поведенческом настроении поговорим. Анастасия Сидорина, эксперт-социолог Исследовательского холдинга «Ромир» на связи. Здравствуйте. Анастасия Сидорина: Доброе утро. Мария Карпова: Здравствуйте, Анастасия. Вот как раз спрашивали об этом нашего телезрителя (Светлана, которая до нас дозвонилась), правда ли, что вот эта привычка все покупать впрок – это удел людей более старшего поколения, что молодые этим не занимаются? Анастасия Сидорина: Ну смотрите, тут, наверное, тяжело сказать, что это исключительно привилегия и прерогатива старшего поколения. Нет, мы видим, что на самом деле и люди в возрасте 30-39 и постарше они действительно демонстрируют вот эти вот тенденции. И это связано в том числе с некой родовой памятью, потому что у нас есть отложенное такое восприятие, что в кризисный период нужно закупаться. Вот, например, относительно недавно мы через это с вами проходили в 2020 году – гречка, туалетная бумага, мы все помним пустые полки. Сейчас мы тоже через это проходим. Ну мы тоже видим вот эти пустые полки, мы слышим очень много историй про сахар, но в целом, наверное, мне хочется в целом где-то проговорить, что отчасти это не совсем такое рациональное, разумное потребление. Потому что если еще мы можем понять закупки в непродуктовой сфере, то есть это ожидание повышения цен, то в продуктовом сегменте, ну согласитесь, это не совсем рационально, потому что действительно та же гречка, сахар, мука годы у нас не будут храниться. Мы физически все это быстро не съедим, у кого-то, наверное, запасы еще с карантинного периода, собственно, остались. Петр Кузнецов: В непродовольственном, Анастасия, знаете, тоже тут мера должна быть, потому что не совсем понятно, зачем тебе 5 телевизоров или 10 смартфонов. Анастасия Сидорина: Конечно. И имейте в виду, что на самом деле сейчас рост цен, который вот мы наблюдаем, особенно в товарах повседневного спроса, как продуктовый, так и непродуктовый сегмент, он в том числе связан с тем, что идут очень сильные логистические сбои. Соответственно логистика она действительно очень существенным образом влияет на ценообразование, и сейчас мы действительно находимся в таком состоянии турбулентности. Поэтому ожидание того, что цены вырастут, и у нас исчезнут категории, и приводят вот к этим самым пустым полкам, которые мы потом начинаем распространять через социальные сети и подогреваем эту ситуацию. Давайте в любом случае, то есть действительно быть осознанными, и дадим нашему бизнесу возможность несколько стабилизироваться по мере того, как ситуация выйдет на какое-то плато. У нас не исчезнет сахар, не исчезнет гречка, макароны или бытовая химия. Это все останется, возможно будет замещение брендов. Но давайте подождем. Мария Карпова: Анастасия, а вот это вот такой нелогичный набор этих продуктов, там гречка, сахар, это связано с той самой генетической памятью, про которую вы сказали? Вот как раньше наши бабушки, дедушки этим запасались, так и сегодня? Или люди действительно так опасаются, что этих продуктов вдруг не хватит? Анастасия Сидорина: Нет-нет, это действительно связано с некой родовой памятью, такой привычкой, которая заложена у нас, потому что все-таки мы наследники того поколения, которое прошло через войну, и история запасов товаров длительного хранения, да, она собственного была в фокусе, в приоритете. Потому что нет никакой информации о том, что именно гречка или сахар, или бытовая химия, они исчезнут с полок. Нет, абсолютно нет. Петр Кузнецов: То есть даже если сравнивать с предыдущим кризисом (та же самая пандемия, которая недавно была) и вот с этим вот кризисом неопределенности текущим. Особое поведенческое настроение паникеров оно не отличается? Запас все тот же? Анастасия Сидорина: Нет, нет, не отличается. Петр Кузнецов: Количество все то же? Анастасия Сидорина: Здесь хочется единственное, наверно, сказать, что история все-таки нас должна учить чему-то. И все мы проходили, к счастью, к сожалению, да, это факт – мы прошли через период пандемии, и да, все активно закупались определенным набором, продуктовым товарным набором. И в принципе после того, как вот этот спад сошел, ничего не исчезло с полок. Мы все так же имели возможность купить тот же самый продуктовый набор. Поэтому это должно было нас хоть где-то в чем-то научить. Поэтому, наверное, хочется ко всем обратиться, что, действительно, не стоит поддаваться панике. Панике не стоит поддаваться вообще никогда, а уж тем более в таких ситуациях эскалации. Поэтому давайте просто выждем, не будем сметать все с полок. Петр Кузнецов: Анастасия, мне даже вот… я даже не могу представить себе вот даже как-то отдаленно, что сейчас при всей доступности, при всем многообразии просто нечего будет есть. Ну то есть я не могу себе представить такое, что ты приходишь в магазин, а там вообще ничего нет. Мария Карпова: Значит, ты не поддаешься этой панике. Молодец. У нас из Тамбовской области звонок от нашего телезрителя. Петр Кузнецов: Давайте послушаем вместе. Будет возможность прокомментировать. Ирина, да, с нами. Зритель: Да, здравствуйте. Петр Кузнецов: Слушаем вас, да, здравствуйте. Зритель: Меня зовут Ирина действительно. Я хотела сказать про косметику, по-моему, еще в передаче не звучала эта тема. Я вот, например, запаслась немножечко косметикой, хорошими кремами, к которым я привыкла. Мало ли, что с ними будет. Мария Карпова: Ирина, я вам завидую. Петр Кузнецов: А, просто потому что ваши любимые бренды могут уйти или уже уходят. Зритель: Потому что мои любимые бренды, да, скорее всего уйдут, и… очень надеюсь, что останутся, но мало ли? Петр Кузнецов: А пока импортозамещение придет, ну там уж и закончится, поэтому, чтобы было время. Зритель: А там уже буду как-то подбирать, наверное, наше российское производство. Петр Кузнецов: А вы на какой срок рассчитали все это дело? На год вперед? Зритель: Пока на год, пока на год, потому что у косметики, к сожалению, тоже не очень большой срок годности. Петр Кузнецов: Ну потратились, да? Нормально так. Зритель: Очень! Очень. Это была солидная яма в бюджете, но тем не менее я довольна. Ну а продукты… в общем, я не считаю, что их нужно… Петр Кузнецов: А на продукты не осталось. Зритель: Нет. Мария Карпова: Зато Ирина будет красивая. Молодая, красивая. Я вам завидую, потому что я не закупилась продуктами. И пошла вот тут как раз на нашей выходной неделе, пошла в магазин покупать пудру элементарную – это невероятно, как выросла цена на мою любимую пудру! То есть я не могу это даже назвать. Это уже… Петр Кузнецов: Анастасия, давайте прокомментируем выступление Ирины. Ну здесь объяснимо. Во-первых, ты не знаешь, да, вернется твой бренд, через сколько он вернется. Ты к нему привык, к другому пока настороженно относишься. Ну и опять-таки скачок возможен очередной в цене. Анастасия Сидорина: Действительно, если у нас есть с вами приверженность к какому-то бренду, ну а безусловно, если мы говорим про сегмент косметики, то есть очень большой сегмент как раз импортных производителей, то в силу того, что сейчас происходит, и очень многие бренды уходят с рынка, – достаточно обоснованно. Да, скажу, что я сама в том числе косметику, ну не на год, конечно, но на ближайшее время что-то купила из своего любимого. Поэтому здесь на самом деле важно просто понимать, что ну категории как таковые не исчезнут, но во многих категориях произойдет изменение с точки зрения бренда. Мария Карпова: Есть ли какая-то статистика, кто больше поддается этой панике – мужчины или женщины? Анастасия Сидорина: Вы знаете, так не смотрели – по-разному. По-разному. Наверное, в большей степени женщины. Петр Кузнецов: Ну нет, наверное, смотря на какие товары смотреть. Например, те же автозапчасти, например, я думаю, что мужчины… Хотя я вот тоже заранее ничего не взял и пожалел. Я сейчас посмотрел, во сколько выросли. Анастасия Сидорина: Видите, просто есть исторически сложившийся такой паттерн, что в основном женщины отвечают за покупку в семье. Поэтому именно они в большей степени подвержены вот этой вот истории. Если говорить, кстати, там про вклад в ремонт автомобиля, то у нас небольшой процент населения, который начал активно в это инвестировать. Сейчас не помню точные цифры, но это порядка 17% от всех россиян. Мария Карпова: Спасибо большое. Петр Кузнецов: Спасибо, Анастасия. Мария Карпова: Анастасия Сидорина была с нами на связи, эксперт-социолог.