Константин Чуриков: Наша постоянная рубрика в это время – "Профессии". И сегодня – знакомьтесь – в нашей студии дизайнер-краснодеревщик Анатолий Корольков. Добрый вечер, Анатолий Дмитриевич. Оксана Галькевич: Здравствуйте. Анатолий Корольков: Здравствуйте. Константин Чуриков: Давайте для начала просто с помощью сюжета познакомим вас со зрителями, а зрителей – с вами. СЮЖЕТ Константин Чуриков: Ничего себе – гаражники такие вещи создают. С гаражами как-то совсем не ассоциируется. Оксана Галькевич: Анатолий Дмитриевич, вы знаете, хотелось бы все-таки оптимизма как-то добавить: такой финал был… Понятно, вы получили хороший заказ, мы вас с этим поздравляем, но вот весь этот пессимизм, что тягаться с Италией нам никак, в общем, банки нас не любят, кредиты не дают. Я понимаю, что, конечно, с материалом в нашей стране сложно, со специалистами, но, может быть, "вас мало, но вы в тельняшках"? Я имею в виду творческий потенциал. Анатолий Корольков: Нас много, и мы кое-что делаем. Мы организовали профсоюз, комиссию организовали. Сейчас как раз на отклик Путина – он же сейчас спустил приказ правительству организовывать как раз наше поприще, возродить много чего надо будет, а 31 августа отработать. Мы готовы: мы сорганизовали специальное профессиональное сообщество (8 довольно-таки серьезных коллективов – это и ювелиры, и гончары, и скульпторы, и краснодеревщики), будем объединяться. У нас концепция серьезная. Сейчас будем выходить как раз по отзыву правительства – будем выходить на правительство с предложением конкретным. Я, например, знаю, так как являюсь председателем профсоюза, всех мастеров – знаю, в каком положении они находятся, знаю, что они делают и кому. Италию мы можем заткнуть за пояс моментально: дайте нам только, как говорится, простору. Оксана Галькевич: Творческого. Константин Чуриков: Средств. Я призываю наших зрителей задавать вопросы (кстати, многие это уже делают по СМС). Можно и по телефону: 8 800 222 00 14. Чтобы ответить на самый часто задаваемый вопрос, небольшая справка. Итак, профессия – краснодеревщик. Средняя зарплата – 50 тысяч рублей. Обучают этому ремеслу, этой профессии частные мастерские – курсы столяров-реставраторов. И, соответственно, можно работать в мастерских по ремонту мебели или работать в специальных реставрационных учреждениях. Анатолий Дмитриевич, вот вы сказали в сюжете, что 20 лет "живет" дерево – это в каком смысле? В смысле биохимии, или это поверье некое? Анатолий Корольков: Да нет, это как в легенде. Оно живое, оно шевелится, дерево. Вот вы возьмите коромысла – в деревне раньше были, помните? Каждые… Лыжи раньше были, сейчас это такие лыжи, а раньше деревянные лыжи – каждую осень их парили и загибали; коромысла выпрямлялись… В общем, дерево "живет". Константин Чуриков: Скажите, пожалуйста, как к вам попадает экзотическое дерево – твердые, черные и прочие. Оксана Галькевич: Материал. Анатолий Корольков: В Москве несколько фирм – WoodStock, в частности, Боманс. Любое дерево: баобаб – если нет в наличии, спилят, привезут. За ваши деньги, как говорится, любой каприз. Константин Чуриков: Понятно, что люди богатые, обеспеченные заказывают. Мне вот интересно, когда они что-то вам заказывают, они конкретно говорят, что они хотят? Может быть, показывают какие-то фотографии, которые отсылают к требуемому стулу, дивану и так далее? Анатолий Корольков: Нет. Понимаете, беда основная наша заключается в чем? Это существуют дизайн-студии такие, как вы знаете, которые в свое время были организованы как раз итальянцами. Они их тут раскручивали. И они имеют по сей день обязанности какие-то перед Италией. И с нами им работать невыгодно, у них могут даже лицензию за это отобрать. Оксана Галькевич: То есть заказы они берут здесь, а делают там? Анатолий Корольков: К ним заказы, они же на рынке, везде. Мы-то себя как-то со стороны бизнеса… Мало в этом пониманием, как и что. А заказчики в основном идут в дизайн-студии. Они уже спускают нам с учетом своих долей заказы. У нас нет на творчество времени – мы тупо отрабатываем в основном по итальянским каталогам заказы. Свое как бы запустить, внедрить, предложить, а они к заказчику нас, как правило, не подпускают, потому что если мы напрямую начнем работать, это фактически невыгодно ни заказчикам, ни нам, исполнителям. Заказчик же понимает прекрасно, что я не буду 500-рублевую работу делать за 50 рублей. И я не буду делать так же, я буду подгонять по 50 же, я же мастер, а не кретин какой-то, понимаю это дело. А выйти самим очень трудно, это другое совершенно направление, это другой талант нужен, другое поприще. Константин Чуриков: А как же профсоюз краснодеревщиков и работников? Надо же кадры возглавлять. Анатолий Корольков: Сейчас мы вот этим делом начинаем тоже заниматься. Целую борьбу начинаем. Кидают нас, швыряют нас. Вот сейчас 16 человек в Чебоксарах отработали 3 месяца, им не заплатили вообще ни копейки, и мужики уехали. Это сплошь и рядом, сплошь и рядом. В основном предоплату дали и все. Потому что частный сектор, что хотят… Договора – это не договора фактически, а какие-то филькины грамоты. Заключают настоящие договора, скажем, дизайнер и заказчик. А нам уже просто для оправдания, скажем так, денег – подписываем что-то. Оксана Галькевич: Сейчас вас смотрят люди – возможно, ваши коллеги или знакомые ваших коллег, еще кто-то. Как вас искать, как выйти с вами на связь? Если уж профсоюз, то как-то надо собирать людей, которым нужна, возможно, помощь – профессиональная, творческая… Анатолий Корольков: По социальным каким-то направлениям мы собираемся на Пречистенке, 10. Оксана Галькевич: Ну это если москвич. Анатолий Корольков: Да. А это… Можно мой телефон дать. Оксана Галькевич: А в Интернете вы как-то представлены? Вас можно как-то найти? Константин Чуриков: В Интернете лучше, а то сейчас вам вся страна будет звонить. Анатолий Корольков: Да, да, есть адрес в Интернете, конечно. И у профсоюза есть. Оксана Галькевич: Анатолий Дмитриевич, скажите, в сюжете прозвучала такая фраза, что дорого учиться на таком материале, на котором, собственно, вы работаете, специализируетесь. Простите, глупый вопрос задам – а на березе учиться нельзя? Анатолий Корольков: Да можно учиться на чем, было бы желание учиться. Оксана Галькевич: Хоть на нашем, на местном, на сермяжном – можно учиться? Анатолий Корольков: С березой-то можно чудеса творить, конечно. Это то же самое. У нас есть кое-какие образцы. Если есть возможность показать, я вам каталог принес с собой, можно посмотреть. Оксана Галькевич: А, вот так даже. Константин Чуриков: Давайте, покажите, а мы будем задавать вопросы. Оксана Галькевич: Рассказывайте и доставайте. Константин Чуриков: У меня смотрите какой вопрос… Анатолий Корольков: Вот отработанные… Это кое-чего из истории. Константин Чуриков: Давайте покажем, да. Оксан, ты показывай, а я буду вопросы задавать. Оксана Галькевич: Да, давай. Анатолий Корольков: Вот у нас ученики – 61 человек у нас было, пацанов обучали мы. Константин Чуриков: Вполне можно назвать современным Ганцем: я как-то бросил взгляд… Анатолий Корольков: Ну да, обращаются ко мне, позиционируют меня как одного из… Константин Чуриков: Вы знаете, какой у меня к вам вопрос? Вот вы говорите, что к вам уже обращаются некоторые посредники, которые получили некий заказ… Анатолий Корольков: Только посредники. Константин Чуриков: …эти дизайнеры. Вы же видите, что им заказал клиент. Что вы можете сказать о вкусе клиентов? Потому что это тоже проблема: богатство не всегда означает наличие вкуса. Анатолий Корольков: Да, это верно. У меня вообще в жизни – я жизнь прожил – было всего 3, как говорится… Не настоящих, а 3 клиента было, которые мне понравились. Не будем имена называть, конечно. Это один из кутюрье наших знаменитых, я его давно знаю. Он построил себе коттедж трехэтажный. Привозит меня в этот коттедж: "Вот коттедж – надо его оформить". Я говорю: "Ну что бы ты хотел тут видеть?" А он говорит: "Я тебя столько лет знаю – я тебя хоть раз спросил, как мне эту рюшечку пришивать? Нет? Ну а что я к тебе полезу. Ты знаешь меня, ты видишь коттедж – делай". Вот три таких было только. Константин Чуриков: Когда полное доверие… Анатолий Корольков: Остальные в основном начинают со сроков – когда сделаешь и сколько будет стоить. Это первые вопросы, которые сразу убивают. Ну как можно сказать? Константин Чуриков: Творческую инициативу, полет мысли. Анатолий Корольков: Да, надо быстренько ему тупо саморезы вгонять, подгонять что-то, что-то подкраивать. Времени нет на творчество. Константин Чуриков: У нас есть звонок – Михаил из Краснодарского края уже в эфире. Михаил, добрый вечер, говорите. Зритель: Добрый вечер. Подскажите, пожалуйста, Анатолий Дмитриевич, вы могли бы дать свой контактный телефон? У меня брат занимается этим делом, как и вы, и без работы сидит. Чтобы он с вами мог связаться и переговорить. Константин Чуриков: Давайте мы по-другому сделаем: Михаил, вы свой телефон оставьте нашим редакторам, и мы его передадим Анатолию Дмитриевичу. Спасибо. Анатолий Корольков: Да, конечно. Оксана Галькевич: Вопрос из Самарской области – не вопрос, а сообщение такое: "Знакомый краснодеревщик теперь крыши кроет, потому что по профессии никак не может заработать, нигде устроиться". Анатолий Корольков: Вот откройте каталог – 61 ученик у меня был за 1 раз. Работают в профессии 5 человек только, остальные кто в Макдоналдс ушел, кто еще куда. Самые первые должны быть… Константин Чуриков: Вы серьезно? То есть вот так разваливается? Анатолий Корольков: Да. Старики умирают, пацаны разочаровываются. Вот они, да. Это "Комсомольская правда" благодарит меня как директора объединенных профессиональных училищ за участие. Три года я их учил, со всеми почти в контакте. Ждут чего-то, надеются на что-то, постоянно списываемся: как там дела, давай… Константин Чуриков: Скажите, а вот насколько это дело требует непрерывности стажа? Вот человек ушел в Макдоналдс, кто-то чем-то другим занялся – крыши кроет. Сколько времени ему понадобится, чтобы потом вернуться в дело, если он, например, года 3 провел в других местах? Анатолий Корольков: Да вы знаете, это как на велосипеде: если научился, то уже в любое время. Константин Чуриков: Руки помнят. Анатолий Корольков: Конечно, и тебя возьмут. Всегда можно. Константин Чуриков: Спрашивает Надежда из Забайкалья: "Если за свои деньги учиться, сколько стоит такое обучение?" Анатолий Корольков: Я учу задаром, я не беру. У меня совести не хватает брать за это деньги. Константин Чуриков: Хорошо. Какие качества для этого нужны? Надо ли, чтобы руки росли откуда надо, или? Мы видели в репортаже, что компьютер тоже там что-то делает. Анатолий Корольков: Вы знаете, кто-то должен, конечно, родиться с этим, а кто-то даже не знает. Мне встречались такие люди, которым по 30-40 лет – они увидели, попробовали и начали, чуть ли не через месяц меня уже могут повторить. А другие есть: я по заточке инструмента могу сказать, чтобы человек бросал это дело, не надо ему этим заниматься. Это от кого как и кому как, как говорится. Константин Чуриков: Анна из Москвы нам тоже пишет – сообщение прямо приглянулось: "Хотим установить наличники на окна – из какого дерева лучше вырезать?" Анатолий Корольков: Это к столярам, это не мое. Константин Чуриков: Но подождите, бывают же такие. К нам в студию приходили люди, которые делают шедевры – такие наличники, что просто… Анатолий Корольков: Наличники на окна? Если это ставни какие-то старинные, то это береза, дуб; сосна развалится со временем, быстро рассохнется. Оксана Галькевич: А вот смотрите, такое сообщение из Самарской области: "В России черное дерево можно ли купить? Оно ведь запрещено к вырубке. Как тогда? Это контрабанда?" Анатолий Корольков: Черное дерево не растет в России. Это называется "мореный дуб". Оксана Галькевич: Нет, тут написать "купить", не сказано, что не растет. Анатолий Корольков: Купить можно только африканский – это Эбен черный. Оксана Галькевич: Да, но если оно запрещено к вырубке, то, стало быть, это контрабанда – поставки в Россию? Анатолий Корольков: Почему? Это хурма. А у нас черное дерево… Мы занимаемся маленько-помаленьку черным деревом. Черное дерево наше – это мореный дуб, который уже… Это уже не дерево, это самый молодой минерал уже на Земле – он становится минералом. У нас даже девиз по этому делу: "Хочешь сохранить дерево? – закажи у нас кресло". Мы очищаем реки, сушим специфическими сушками и делаем. Это настоящее. Вот сейчас по сей день уже бытует "дубовая мебель", но это не по-настоящему говорят. Дубовая мебель именно из мореного дуба делалась когда-то. Это он там больше тысячи лет должен отлежать. У нас есть дерево такое – оно возраста Христа, Геологическим институтом сертифицировано: пролежало 2 тысячи лет в воде. Оксана Галькевич: Скажите, пожалуйста: вот телезритель из Новосибирской области интересуется, покупаете ли вы в магазине мебель, чтобы сравнить со своей – дизайн, качество? Константин Чуриков: Странный вопрос. Оксана Галькевич: Но тем не менее. Анатолий Корольков: Зачем покупать? Я ее не считаю… Если меня спросят про мебель, я не считаю, что в "Трех Китах" мебель. Это пародия на мебель, она не деревянная вообще. Оксана Галькевич: Ну а вот в музеи вы ходите… Анатолий Корольков: Обязательно. Оксана Галькевич: …может быть, по странам-государствам ездите – там же, наверное, заходишь и ахаешь, руки тянутся, глаза разбегаются, сердце бьется. Анатолий Корольков: Да. Наши музеи, конечно, не такие, как музеи зарубежные; наши музеи общипанные уже давно. Оксана Галькевич: Но в Италии вам, наверное, неспокойно. Анатолий Корольков: Италия по сей день от нас отстать не может: делайте им образцы, чтобы они там сканировали и гнала эшелонами ее сюда. Константин Чуриков: Слушайте, а в нашей традиционной русской стилистике многие ли сегодня заказывают мебель? Наверняка есть тоже и у богатых людей, и у представителей среднего класса запрос на то, чтобы это было как встарь… Оксана Галькевич: Неорусский стиль. Анатолий Корольков: А как же. Все: и барокко, и рококо, и ренессанс. Константин Чуриков: А с нашим таким русским колоритом? Анатолий Корольков: Конечно. Есть сталинский ампир как раз сталинских времен – сталинская мебель. Наша мебель традиционная, у нас есть такие традиции дореволюционные. Ведь раньше цари да бояре не покупали мебель за границей, они покупали мастеровых, за мастерство давали вольную крепостным, чтобы развивали это поприще. И они развивали. Какие были времена, какие мастера. Оксана Галькевич: Ну, сейчас уже не осталось этих стимулов. Анатолий Корольков: Конечно. Оксана Галькевич: У нас звоночек – Эльвира. Давайте послушаем. Константин Чуриков: Ровно полминуты, Эльвира. Здравствуйте. Зритель: Алло, здравствуйте. Я только сейчас разговаривала со специалистом по телевидению, меня передали вам сказать про брата. У меня тоже брат занимается по дереву, у него очень хорошие работы, но город маленький, работы как таковой нет по заказам, но очень бы хотелось ему и работать, и за свою работу все-таки получать оплату достойную. Как бы можно было вам тоже оставить номер телефона? Константин Чуриков: Оставляйте номер телефона нашему редактору. Оксана Галькевич: Ищите в Интернете нашего гостя – Анатолий Корольков, дизайнер-краснодеревщик был у нас сегодня в гостях. Это была наша рубрика "Профессии". Спасибо, уважаемые друзья, спасибо вам, нашему гостю – было очень интересно и красиво. Константин Чуриков: Спасибо. Анатолий Корольков: Спасибо. Зовите, всегда рад. Константин Чуриков: Через 3 минуты продолжим.