Константин Чуриков: Здравствуйте. Вы смотрите программу "Отражение", с вами Ольга Арсланова и я, Константин Чуриков. Вопреки обыкновению мы несколько необычно начнем сегодня нашу программу, но таков повод. Новость, которая пришла буквально несколько минут назад. Ольга Арсланова: Да, срочная новость: не стало сегодня Олега Табакова. Знаменитый актер, любимый актер нескольких поколений умер в одной из московских клиник, ему было 82 года. В реанимацию Табаков попал еще в конце ноября, и с ноября вся страна следила за его состоянием. В последние дни резко ухудшилось его самочувствие. Официального заключения о причинах смерти медики пока не дали. Константин Чуриков: Олег Табаков снялся во множестве кинокартин, всего у него было более 200 ролей. Пожалуй, наиболее известные фильмы с его участием – это "Д'Артаньян и три мушкетера", "17 мгновений весны", "12 стульев". Также Табаков был худруком Московского художественного театра имени А.П. Чехова и театра-студии "Табакерка". Он работал до последнего, спектакли с его участием отменили только в декабре (Табаков играл в четырех постановках). Также Олег Павлович Табаков был председателем совета по Общественному телевидению. Ольга Арсланова: Если вы помните – конечно же, вы помните – Олега Табакова, каким вы его запомнили? Позвоните в прямой эфир и расскажите нам. А в гостях у нас генеральный директор Общественного телевидения России Анатолий Григорьевич Лысенко. Здравствуйте, Анатолий Григорьевич. Константин Чуриков: Здравствуйте. Анатолий Лысенко: Здравствуйте. Ольга Арсланова: Не только коллега по Общественному совету по Общественному телевидению России, но и близкий друг Олега Табакова. Сколько вы были знакомы? Полвека? Анатолий Лысенко: Много, очень много. Да, наверное, полвека, больше. Вы знаете, страшно вот так вот… Я не буду врать: мы знали, что плохие дела. И накапливались бумаги, которые должен был бы посмотреть Олег как руководитель Общественного совета, и их откладывали в сторону: "Подождем, Олег выздоровеет, ну не может Олег не выздороветь, должен он выйти…" Не свершилось. Понимаете, Олег не просто актер, не просто театральный деятель, он символ эпохи 1960-х гг. Для моего поколения это ночные очереди в "Современнике" или где они выступали, где им разрешали выступать; это роли, которые он… Он же мог играть все. По-моему, если бы Олегу дали телефонную книгу и попросили ее прочитать, это была бы великолепная роль. Например, я из всех его ролей обожал… Смотрите, есть запись такая, он ведет где-то урок актерского мастерства, занятия ведет, и рассказывает, что такое любовь – потрясающая вещь. Действительно он мог сыграть все. И вот я смотрю сейчас фотографии уже возрастные, трагические, и в то же время, я даже не помню где, казалось, совсем недавно отмечали его 80-летие, полный зал, все поздравляли. И вот эта вот его постоянная хитринка в глазах вот этого провинциального мальчишки, который приехал в Москву ее завоевывать и завоевал – не просто завоевал, а покорил Москву. И для людей моего поколения вот эта его роль с шашкой, когда он рубит мебель, – это был символ, это было время, это была эпоха, это было все. И вот представить себе, что Олега нет… Он работал, я даже себе не представляю, в его годы, в 80 лет он тянул 2 театра, он тянул школу, он воспитывал, он участвовал в общественных мероприятиях. Это человек такой, знаете, перпетуум-мобиле, он был перпетуум-мобиле. Ушла страница, закрылась страница истории театра, потрясающая страница. Я хотел бы выразить соболезнования родным, близким, театру, а самое главное – всем нам, потому что представить себе, что мы больше не увидим эти хитрые глаза, не услышим этот, когда он хотел, трагический, когда хотел, смешливый голос Олега – это невозможно. Мы всегда друг другу звонили и говорили: "Здравствуйте". Я говорил: "Это Кот Матроскин?" – "Да". Для меня ушел Кот Матроскин. Константин Чуриков: Кажется, в жизни он был все-таки такой же веселый и жизнерадостный, как и во многих своих ролях в кино и в театре. Вот каким в жизни вы его запомнили? Анатолий Лысенко: Вы знаете, он в жизни был разный. Его особенность в том, что он был невероятно разнообразен. Возьмите его роль, вспомнить сегодня буфетчицу – это же нереально себе представить, а он мог сыграть буфетчицу. Он мог сыграть кого угодно. Константин Чуриков: Я сейчас вспомнил "Мэри Поппинс, до свидания", он играл миссис Эндрю прекрасно совершенно. Анатолий Лысенко: Да-да, он это делал замечательно. А первая буфетчица в "Современнике", я как вспомню – это же было нечто, нечто. Это актер настолько врожденный… Вот бывают люди, родившиеся актерами. И в то же время это блистательный режиссер. "Буфетчица" и "Завтрак на двоих". Он мог сыграть все, это был удивительный, конечно, актер. И он очень… Он не хотел становиться председателем Общественного совета… Ольга Арсланова: Почему? Анатолий Лысенко: Он говорит: "Ой, слушай, и так столько этих обязанностей". Стал и был не по бумажке… Ольга Арсланова: Это не было формальным. Анатолий Лысенко: …а по реальности, по возможности помощи. Потому что если звонил кому-либо Табаков и говорил: "Здравствуйте, это Табаков", – это было очень и очень много. Константин Чуриков: Нам пишут зрители: "Прощай, дорогой, любимый Матроскин". Вот Краснодарский край вспоминает его первый фильм "Испытательный срок". Давайте послушаем Оксану из Московской области. Оксана, здравствуйте. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Зритель: Да, здравствуйте. Всем тоже приношу как бы соболезнования, всей стране. Это ушла целая эпоха. Это прекрасный лучезарный человек, который действительно мог играть любую роль, даже женскую, если вы помните. Прекрасный человек. И по поводу жестокости. Да, молодой сыграл такую великолепную роль в "Стажерах" – как он там прекрасно играл, это же просто прекрасно. Слов нет, как больно и обидно за то, что такой человек нас покинул. Спасибо вам большое. Ольга Арсланова: Спасибо, Оксана. Константин Чуриков: Спасибо вам, Оксана. Ольга Арсланова: Очень многие зрители действительно ассоциируют Олега Табакова с Матроскиным за его оптимизм, жизнелюбие. Что зрители не видели? Может быть, вам как близкому другу какие черты его были знакомы, которые он, может быть, не показывал миллионам зрителей? Анатолий Лысенко: Вы знаете, я не могу сказать, что я его, так сказать, уж очень хорошо знал тонкости Олега. Он человек непростой, как любой человек, а тем более актер, тем более актер такого плана. В нем удивительно сочетались блестящий организатор, он великолепный менеджер, он вел театр и держал театр, и после Олега он воспринял, принял театр. В общем, он, конечно, и директором театра, и худруком, и актером. Но главное, конечно, он был актер – Актер Актерович Актеров. Иногда это унизительно говорят, а здесь нужно говорить все с большой буквы, каждая буква должна быть большой, соответствовать размеру человека, нравственного талантливого, невероятного активного. Количество его учеников: я не представляю себе, сколько их и что такое для них потеря такого учителя. Константин Чуриков: Самый яркий для вас момент общения с Олегом Павловичем? Что вы вот так особенно запомнили? Анатолий Лысенко: Да вы знаете, с ним любой звонок, любой разговор – Матроскин… Константин Чуриков: …на проводе. Анатолий Лысенко: Да, Матроскин на проводе. Константин Чуриков: Ну что, у нас зритель на проводе? Анатолий Лысенко: Последнее, когда мы говорили, было мое 80-летие, я ждал его. Уже собрались гости, уже начали гудеть, потом звонок, мне говорят: "Олег Павлович". Я говорю: "Алло". Он говорит: "Привет. Это Матроскин. Слушай, я уже стал выезжать, и мне что-то прихватило. Алешка, я сегодня не приеду, я тебя поздравляю". Я говорю: "Ну ладно, какие наши годы, еще успеем", и не успели. Ольга Арсланова: Наши зрители вспоминают Олега Табакова. Башкирия на связи – Азат, добрый вечер, здравствуйте. Зритель: Добрый вечер, здравствуйте. Меня зовут Азат. Я, наверное, теперь мультик "Простоквашино" буду смотреть со слезами на глазах. Фильм "Человек с бульвара Капуцинов" буду смотреть и радоваться, потому что такие актеры были в моей жизни. Мне так жаль, очень жаль. Спасибо большое. Ольга Арсланова: Спасибо вам. Константин Чуриков: Спасибо вам. И сразу давайте Федора из Ханты-Мансийского округа. Федор, здравствуйте. Зритель: Добрый вечер. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Зритель: Конечно, невосполнимая потеря не только для российского кинематографа, для театральной жизни, но и для мирового, я бы сказал, сценического образа. Огромная глыба искусства, многофактурный артист, многоплановый. Вспомните даже эпизодические роли во многих фильмах, такие знаменитые фильмы, как "Испытательный срок", "Люди на мосту", более поздние картины, которые заняли "Оскара" – это "Москва слезам не верит", это искрометная, юмористическая роль женатого, так сказать, персонажа, не буду продолжать. Хочу сказать, что очень мы ему многим обязаны – своей молодостью. И в чем ущербность нашего, так сказать, видения данных событий? Несмотря на прожитые годы, данный артист, как и многие другие, которые, к сожалению, нас покидают, в нас вселяют уверенность в будущее, неугасимую молодость, чувство юмора и жизненную позицию в том, что действительно вот это творчество… Несмотря на все трудности в нашей стране, благодаря таким людям, как Табаков, мы созидаем, стремимся к чему-то и гордимся тем, что у нас есть. Ольга Арсланова: Спасибо. Константин Чуриков: Да, актер живет, пока о нем помнят. Ольга Арсланова: Вот смотрите, еще наши зрители вспоминают роль в фильме "Обломов", "Помню Олега Павловича в спектакле "Копенгаген", где он играл Нильса Бора – как он погружался в проблему ядерной бомбы в годы войны"… Анатолий Лысенко: Да вы знаете, в этом, наверное, и невероятность любой роли, которую вы назовете. Ольга Арсланова: Полярные совершенно. Анатолий Лысенко: Это явление. Ольга Арсланова: И при этом потрясающе, мне кажется, точное попадание SMS: "Соболезную нам всем. Олег Табаков – наш родной человек". Анатолий Лысенко: Да. Ольга Арсланова: Спасибо. Константин Чуриков: Спасибо. У нас в студии был генеральный директор ОТР, друг Олега Павловича Табакова Анатолий Григорьевич Лысенко. Напомним, буквально около часа назад стало известно, что сегодня в Москве скончался Олег Табаков. Ольга Арсланова: Спасибо, Анатолий Григорьевич, что пришли к нам. Константин Чуриков: Спасибо.