Константин Чуриков: Сейчас обсуждаем буквально сегодняшнюю новость. Во всяком случае сегодня широко обсуждается сообщение следующее – о том, что Росавиация (такое ведомство) аннулировала свидетельства сотен российских пилотов. Те в свою очередь – ну, некоторые из них – обратились в Международную организацию гражданской авиации с требованием проверить деятельность и вообще законность этих решений со стороны Росавиации. Будем разбираться вообще, насколько все это серьезно, насколько грозит это кризисом на кадровом рынке в авиаотрасли или не грозит. У нас в студии Андрей Литвинов, летчик 1-го класса, капитан А-320, "отличник" "Аэрофлота". Андрей Александрович, здравствуйте. Оксана Галькевич: Здравствуйте. Андрей Литвинов: Здравствуйте. Оксана Галькевич: Вы коллег поддерживаете? Андрей Литвинов: А коллег каких? Оксана Галькевич: Они коллеги-то и были, да? Андрей Литвинов: Вы имеете в виду Росавиацию? Оксана Галькевич: Нет, тех, кто пожаловался, обратился. Андрей Литвинов: Те, кто пожаловался, они правы. Летчики правы. Тут эта ситуация совершенно не имеет никакого отношения к безопасности полетов, абсолютно. А речь идет о конкретном чиновнике в Росавиации, который, видимо, хочет подольше удержаться в своем кресле. И вот этот буквоед и этот человек, видимо, абсолютно настолько далек от авиации, что он даже сам не понимает, что он делает. Вот он делает эти вещи. Оксана Галькевич: Вы имеете в виду – аннулирует свидетельства? Андрей Литвинов: Да, делает вот эти вещи. Я фамилию его не хочу называть. Она известна, эта фамилия. Это конкретный начальник управления, который занимается этой ерундой. Значит, что произошло? У нас нехватка пилотов в России, и к нам стали приходить люди из военки. То есть военные летчики стали приходить, переучиваться, сдавать английский, проходить все подготовки и в дальнейшем летать в разных компаниях России. Так вот, в 2006 году появилось это авиационное правило (по-моему, ФАП 148, если я не ошибаюсь), где летчики, которые приходят из других ведомств и переучиваются на гражданских, они должны пройти подготовку к переподготовке… Так вот так это все звучит. Константин Чуриков: Мудрено! Оксана Галькевич: Умеют сформулировать! Андрей Литвинов: Да. Чтобы переучиваться на новый тип воздушного судна. В 2012 году, я подчеркиваю, в 2012 году этот ФАП был отменен. Летчики продолжают работать, летать. И вдруг про них вспомнили через 8–10 лет, что, оказывается, этот летчик не прошел эту формальность. Это формальность, я вам заявляю. Константин Чуриков: Вот эту подготовку к переподготовке? Андрей Литвинов: Да. Притом сейчас этот летчик летает на разных типах самолетов. Многие из этих летчиков уже стали командирами, инструкторами, которые сами уже учат летчиков. Константин Чуриков: То есть доказали практикой, что они способны. Оксана Галькевич: Профессиональную пригодность. Андрей Литвинов: Конечно. Что он совершенно нормальный и хороший профессионал. И вдруг ему говорят в Росавиации, предписание авиакомпаниям – у этого летчика отозвать пилотское свидетельство. Теперь доходит до абсурда. То есть у нас закон обратной силы не имеет. В 2012 году отменили это, а их сейчас терроризируют за то, что они не прошли эти курсы. Мало того, этих военных летчиков, бывших военных летчиков отправляют… вернее, требуют, что они закончили эти курсы за свой счет, на минуточку, а это стоит 53 тысячи. Вот этот чиновник там сидит и выдумывает вот это все. 53 тысячи он должен заплатить и две недели учиться за счет своего отпуска, потому что авиакомпания не отпустит на две недели человека просто так. Это либо отпуск должен быть, либо больничный должен быть. Так вот, они заставляют сейчас закончить. Вот это формальность – получение этого сертификата, никому не нужного. И доводят людей до такого состояния. Знаете, что получилось? Вот приходит летчик… Ведь у нас пилотское свидетельство выдает Росавиация, поэтому, когда летчик приходит в Росавиацию получать пилотское свидетельство, он приносит определенный список документов. Они смотрят, проверяют все это дело и говорят: "Да, о'кей, мы вам выдаем пилотское свидетельство". Если вы через 10 лет обнаружили, что вы его выдали неправильно, оказывается, с каким-то нарушением, то вы тогда отправьте человека за свой счет на эти курсы или за счет того чиновника, кто ему подписал это пилотское свидетельство, и оплатите ему вот это потерянное его время. А не так, чтобы он за свой счет ходил и учился, да еще и за счет своего отпуска. Вот о чем идет речь. Оксана Галькевич: Андрей Александрович, то есть вы убеждены, что вся эта история – это исключительно действия человеческого так называемого фактора? Андрей Литвинов: Конечно. Константин Чуриков: И конкретно одного человека? Андрей Литвинов: Конечно, одного человека. Его надо снять, вышвырнуть его из Росавации! Негодяй, который допускает вот такие вещи и создает угрозу! Ведь эти летчики, которые работают… Я вам скажу. Если мы возьмем авиакомпанию "Аэрофлот", у нас очень серьезная подготовка пилотов. У нас есть свой Центр подготовки авиационного персонала, и на базе этого центра происходит подготовка пилотов. Я уже не говорю о том, чтобы ввестись в командиры у нас. Я уже не говорю о том, чтобы стать инструктором. Вы знаете, это круги ада, как у нас говорят, нужно пройти. Это надо все зачеты сдать, английский язык… Константин Чуриков: У вас же еще авиационный английский. Андрей Литвинов: Конечно. Это и техника пилотирования, и подготовка на тренажере, и вся документация, и документация ИКАО. Ну, много. Перечислять много, не хватит программы. И когда человек проходит все эти фильтры и становится инструктором – и едет в Росавиацию, потому что он сдал английский язык, у него был четвертый уровень, а ему нужно теперь пятый уровень. Он его сдал. И теперь ему из-за этого нужно поменять пилотское… не поменять, а внести поправку, что был четвертый, а стал пятый. Он повысил свой уровень. У него это пилотское изымают в Росавиации… Оксана Галькевич: И не возвращают. Андрей Литвинов: И говорят: "Ты же помнишь, ты 10 лет назад не прошел курсы подготовки к переподготовке?" Негодяя убрать из Росавиации этого! Фамилию назову, вот прокуратура пускай займется этим вопросом. И летчики боятся подать в суд. Значит, пускай подают в суд коллективно на этого негодяя. И пусть его гонят оттуда поганой метлой, из Росавиации, а посадят профессионала, нормального человека, кто разберется в этом, и летчики будут продолжать летать. Это враг российской авиации! Это враг нашего государства! Это абсолютно некомпетентный негодяй, который возглавляет управление в Росавиации. Оксана Галькевич: А почему тогда в прокуратуру не обратились? Почему пошли сразу в Международную организацию гражданской авиации ваши коллеги? Андрей Литвинов: Ну, там кто-то обращался в суд. Оксана Галькевич: То есть были все-таки? Андрей Литвинов: И выиграл этот суд, кстати. Выиграл этот суд. А к нему приходят – он опять не дает это заключение свое. Он просто блокирует. Просто сидит человек, который блокирует все это. И я думаю, что это какая-то, может быть, диверсия, направленная на гражданскую авиацию, чтобы создать кризис. У нас и так не хватает специалистов, у нас их и так не хватает. А теперь эти авиационные учебные центры… Константин Чуриков: Вот я хотел спросить: а что с ними не так, с негосударственными этими учебными центрами? Андрей Литвинов: А вот опять. Вот этот сидит и выслуживается там. Это все началось после катастрофы в Казани "Боинга", когда за штурвалом оказался штурман, командир, бывший штурман, а второй пилот – это бывший бортинженер. Они переучились. "Крылья Невы", если я не ошибаюсь, это в Питере центр по переучиванию. Но кто вам выдавал сертификат, чтобы вы учили летчиков? Опять же Росавиация. Они выучили. Да, то, что они оказались летчики, которые, скажем так, не справились с уходом на второй круг – это вопрос другой. Но таких центров много. И теперь для того, чтобы создать видимость, что мы тут боремся за профессионализм летчиков, давайте отзывать вот эти лицензии у этих авиационных школ, центров, в которых переучивались? Ну, хорошо, отзывайте. Пришла проверка, проверили, не соответствует – отозвали, и больше вы не имеете права учить летчиков. Но тех, которым вы уже выдали пилотское свидетельство, зачем вы их дергаете? Если вы сомневаетесь, что этот летчик не профессионал, тогда вы придите и проверьте в авиакомпанию, как он летает, как он вообще знает документы, тренажер – и тогда только судите о его профессионализме. А не так, что он когда-то, 10 лет назад не прошел эту писульку вашу, абсолютно не имеющую никакого отношения к безопасности полетов. Константин Чуриков: Андрей Александрович, а вот эти свидетельства пилота или любого другого сотрудника – это свидетельства международного образца? Сможет ли этот человек, предположим, в случае чего, если по-прежнему у него отозванное свидетельство, сможет ли он работать за рубежом? Андрей Литвинов: Нет, не сможет. А это другое они придумали сейчас в Росавиации. Это сейчас вы затронули другой вопрос. Вот человек летающий с пилотским свидетельством. Для того чтобы ему уйти в зарубежную компанию работать, ему нужно… Зарубежные компании (не все, но некоторые) просят прийти в Росавиацию и взять вот эту справку, которая подтверждает, что это пилотское свидетельство законно выдано. И вторая справка, либо в этой справке отмечается (я сейчас точно не помню), что у нет никаких авиационных происшествий, то есть человек летал без замечаний. Приходит человек в Росавиацию, он хочет уехать куда-то за рубеж работать. А ему не дают, всячески блокируют ему выдачу этой справки, чтобы он не пошел. Конечно, если с точки зрения государственной судить… Константин Чуриков: Госполитика. Андрей Литвинов: Да. "Мы вот тебя задержим, мы тебя никуда не пустим. Ты вот тут летай до смерти у нас в России". Но мы же говорим о правах человека, мы же говорим о свободе передвижения и о свободе выбора. Человек по каким-то причинам захотел уехать работать в другую страну. Это его права. И пускай он этим правом воспользуется. Не надо ему препятствовать. Надо находить другие пути для того, чтобы привлекать и молодых специалистов, и тех же военных летчиков привлекать, чтобы их переучивать. У нас достаточно средств и достаточно учебных заведений, чтобы эту проблему решить. Оксана Галькевич: Андрей Александрович, если возвращаться к отечественной гражданской авиации, к штату пилотов. Росавиация ответила на эту претензию ваших коллег, что за последние пять лет было аннулировано всего 409 свидетельств авиаперсонала. Это всего или это много? Насколько серьезный, так скажем, удар нанесен по штату профессионалов? Вот вы говорите, что… Андрей Литвинов: Вы имеете в виду летчиков? Оксана Галькевич: Да, летчиков. Андрей Литвинов: Ну, 400 – это много, конечно. Оксана Галькевич: 400 – это много? Андрей Литвинов: 400 – это много. Ну, там могут быть разные причины аннулирования. То есть там могут быть причины – допустим, он закончил заведение, которое, может, не сертифицированное или, может, какое-то поддельное. Такие случаи вскрывал Следственный комитет, по-моему, что поддельные пилотские были у кого-то. С этим я согласен. Конечно, не может сидеть летчик с поддельным документом. Константин Чуриков: В переходе купить себе диплом. Андрей Литвинов: Да. Но я сейчас говорю о других летчиках, о профессионалах. Притом в высшей степени профессионалы! Оксана Галькевич: А сколько цикл подготовки профессионала? На выбывших 409, чтобы подготовить 409, сколько нужно потратить времени? Андрей Литвинов: Вы знаете, это разное, это все зависит от квалификации человека. То есть кем он летал? Летал он вторым пилотом – одно дело. Летал он командиром – это уже другая программа. Там есть несколько программ переучивания. И здесь нельзя сказать, что она подходит ко всем. И в зависимости от квалификации, в зависимости от количества налета, на каком типе человек работал – вот это все рассматривается. И дальше человек идет по какой-то программе переучивания. Константин Чуриков: У нас, как назло, всего полминуты, но не могу не спросить. Вы говорите о нехватке кадров. Не могу не спросить: а все-таки зарплаты же у летчиков гражданской авиации в нашей стране достойные или нет? Андрей Литвинов: Достойные. На сегодняшний день достойные. Но есть страны, где зарплата более достойная, чем зарплата в России, поэтому люди уезжают туда работать. Это совершенно нормально. Константин Чуриков: И все равно нехватка кадров. Андрей Литвинов: И все равно нехватка, потому что у нас такая работа, такая профессия, что нельзя этой профессии научить за неделю, за месяц, за два. Это годы. Константин Чуриков: Спасибо. Оксана Галькевич: Спасибо. У нас в гостях сегодня был Андрей Литвинов, летчик 1-го класса, капитан А-320, "отличник" "Аэрофлота". Мы обсуждали эту конфликтную ситуацию с Росавиацией. За последние пять лет было аннулировано больше 400 свидетельств пилотов. И это, как сказал наш гость, большой удар. Константин Чуриков: Мы с Оксаной исчезаем на полчаса. Впереди большой выпуск новостей. А через полчаса увидимся в программе "ОТРажение". Оксана Галькевич: Спасибо.