Андрей Алясов: У меня есть предположение, что люди будут менять свою профессию несколько раз в жизни – и каждый раз всё более и более радикально
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/andrey-alyasov-u-menya-est-predpolozhenie-chto-lyudi-budut-menyat-svoyu-professiyu-neskolko-raz-v-zhizni-i-kazhdyy-raz-vsyo-bolee-i-bolee-radikalno-57099.html
Мария Карпова: Тоже замечательное сообщение из Москвы: «Мой дедушка пастух до революции, моя мама зубной врач, я металлофизик, ведущий инженер, моя дочь лаборантка. А внук колледж окончил 5 лет назад и сейчас без работы». Действительно, прямо…
Петр Кузнецов: Ух ты. Он все-таки закончил. Я сейчас наблюдал, прямо как за триллером, чем же все закончится. Куча потрясающих историй. Спасибо вам за все. Если какую-то не успели зачитать, простите. Правда вот, обновляется портал ежесекундно.
«Дочь выбрала профессию авиадиспетчера. Работает в профессии 6 лет. В семье у всех профессии разные. Я, например, руководитель комитета по культуре, а муж был полицейским». Это Красноярский край.
Мария Карпова: Курганская область: «Дочка (два высших) набила шишек, пока выбрала свой путь. Но призналась, что впустую прожила десяток лет, не следуя советам родителей». Даже вот так.
Петр Кузнецов: «После армии поступил на мореходку. Всю жизнь работал по специальности. Сейчас я капитан. Сын сам захотел пойти по морским стопам. Мы пытались с женой отговорить». Кстати, вот, еще и такие случаи есть, когда не тянут, а наоборот. «Не надо. По себе знаем, каково это. Не помогло, сейчас он курсант Ростовской мореходки».
Мария Карпова: «Я уже взрослый человек, и сожалею, что в свое время не пошла учиться, куда советовала мама. Своему ребенку я советую».
Петр Кузнецов: Эх. А вот уже.
Мария Карпова: Уже несколько сообщений, которые, да.
Петр Кузнецов: На ошибках учатся. О том, как видят себя в будущем наши дети, как их видим мы, мы поговорим с Андреем Алясовым. Он основатель и гендиректор платформы по работе с молодежью «Changellenge». Здравствуйте, Андрей!
Мария Карпова: Здравствуйте!
Андрей Алясов: Здравствуйте!
Петр Кузнецов: Читаю сообщение Минпросвещения. И там они считают, что влияние родителей на выбор детьми профессии становится все более опасным. Это уже говорит Минпросвещения. По данным ведомства, около 70% детей выбирают профессию под давлением родителей. Андрей, какие наблюдения и выводы у вас?
Андрей Алясов: Знаете, мы, в основном, работаем со студентами из 30 до 50 вузов. И там, безусловно, подобная ситуация происходит сильно реже. Они все-таки самостоятельно выбирают. Если мы говорим, безусловно, про широкие слои населения, да, в России почти тысяча вузов, то там, безусловно, будет гораздо больше влияние родителей.
И я согласен, что это пагубное влияние по одной очень простой и понятной причине. Я пропадаю?
Петр Кузнецов: Да.
Мария Карпова: Да, немножечко пропали. Но сейчас вроде слышно.
Петр Кузнецов: Но сейчас. А как, как можно от этого пагубного влияния отойти? Как-то его минимизировать и уйти в сторону самостоятельного выбора? Возможно ли это сделать? Или это было всегда, и только фильтр самого ребенка?
Андрей Алясов: Смотрите, на самом деле это все было всегда. Но раньше влияние этого фактора было сильно слабее, потому что мир изменялся не так быстро. То есть, условно, профессии не менялись там десятилетиями, в 1940-х, 1950-х или 1960-х годах. А сейчас профессии меняются каждые 2, 3, 5 лет.
Условно, сейчас суперпривлекательны все IT-профессии. Но посмотрите, еще 3-4 года назад они не были в топе. Да, как бы айтишником было прикольно и неплохо быть. Но была куча других интересных профессий, которые были настолько же привлекательными.
И я уверен, лет через 3, через 5 опять ситуация изменится. Там что-то в мире произойдет, будет переизбыток айтишников, да, а к этому моменту все родители посоветовали своим детям пойти на айтишника. Как раз они за это время успеют выпуститься из университета, с курсов. И окажется, что таких людей просто тысячи.
Мария Карпова: Да, но все-таки есть профессии, которые лучше, конечно, изучать вот с раннего возраста. Я имею в виду, сразу после школы. Например, медицина, та же наука. Есть ли в этом проблема, что так мало выбирают науку, медицину у нас сейчас, гораздо меньше? Есть ли в этом проблема?
Андрей Алясов: Вы знаете, здесь я так скажу. Самое плохое всегда, это когда человек выбирает не сам. Потому что его заставили. А что происходит через 3-5 лет в этой профессии? Человек разочаровывается, уходит. И все те инвестиции, что государство и родители проинвестировали в эту тему, они, по сути дела, обнуляются. Плюс, человек абсолютно неспособен расти в других сферах, потому что он, как бы, там мало что знает.
Поэтому я бы не стал говорить, что у нас есть конкретно проблемы, что мало идут на медицину или в науку. А я бы стал говорить про проблему, про то, что как раз часто родители говорят куда-то пойти, не базируясь на том, что хочет реальный ребенок. А ребенок там через 3-5 лет просто-напросто перестает это хотеть и раскручивать.
Здесь, кстати, полезная, классная штука. Например, наше государство разделило там, условно, наше пяти-шестилетнее образование на часть бакалавра и магистратуры как раз с этим смыслом. Сначала ты пробуешь в бакалавриате что-то одно, да, а потом ты уже в магистратуре ты пробуешь какую-то большую специализацию в этой сфере. Это полезная, хорошая штука.
Мария Карпова: Любовь из Череповца дозвонилась. Выслушаем нашу телезрительницу. Любовь, здравствуйте!
Зритель: Здравствуйте! Моему сыну 15 лет, его зовут Илья. Он хочет выбрать профессию «автослесарь». И я его в этом отношении совершенно поддерживаю. Потому что он даже в детстве любил разбирать и собирать машинки. Папа, конечно, против, но я за. И вы знаете, я считаю, что то, что он решил, это правильно. Пускай он развивается, как ему интересно, а дальше он выберет сам для себя. И всегда родителей поддержка будет для него, я думаю, что важна.
Мария Карпова: Спасибо, Любовь!
Петр Кузнецов: Да, спасибо! Вам удачи, спасибо. Андрей, скажите, а как часто сейчас у нас решение по выбору профессии принимается уже на всю жизнь? Ведь она стала переменчивой, она стала мобильной. Мы об этом уже поговорили в этом часе. Меняются приоритеты, наверное, быстрее. В том числе, и востребованность той или иной профессии.
Андрей Алясов: Вы знаете, мне кажется, многие люди считают, что они выбирают профессию на всю жизнь. Но жизнь сама расставляет приоритеты за них. И через 3, 5, 10 лет им приходится перестраиваться. Если раньше это происходило, условно там, один раз за всю жизнь, то сейчас, у меня есть предположение, что люди будут менять свою профессию несколько раз в течение своей жизни. И причем, все более и более радикально. Просто-напросто потому, что экономический и технологический прогресс ускоряется.
Мария Карпова: Геннадий из Красноярска еще дозвонился. Геннадий, здравствуйте!
Петр Кузнецов: Геннадий, приветствуем вас! Да, здравствуйте, слушаем.
Зритель: Алло! Добрый день! Я из Красноярского края.
Петр Кузнецов: Очень приятно.
Зритель: Мне 67 лет, пенсионер МВД, подполковник запаса. У меня сын учился в 11 классе, и я решил, что уже надо куда-то ему учиться поступать. Ну он внятно ничего не говорил, он не знал, куда ему попасть, там, в какой институт. Ну я решил его отправить в институт МВД, предложил. Ну, вроде он заинтересовался.
Потом вот уже когда, в процессе учебы, ему, конечно, казалось, что это тяжело. Но в дальнейшем он его закончил. И сейчас вот он майор полиции, уже 20 лет отслужил. И, в общем-то, доволен, что он служил. Я считаю, что родители должны все-таки как-то помогать и настраивать.
Мария Карпова: Его направить.
Петр Кузнецов: Ну, опять же это ситуация, когда он, видите, он просто сам не знал, куда, да? А уже там пора определяться, ну вот здесь пришлось как-то подтолкнуть, все получилось. Здорово, спасибо!
Мария Карпова: Спасибо, Геннадий.
Петр Кузнецов: Андрей, давайте с вами подведем итоги нашего опроса, что получилось у нас. Мы спрашивали: «Ваш ребенок сам выбрал профессию, или вы все-таки ему помогли?». Что у нас получилось, Маша?
Мария Карпова: 66% ответили, что сам выбрал профессию. 34% – нет, все-таки помогли. Что скажете, Андрей? Если можно, короткий комментарий.
Андрей Алясов: Слушайте, ну здорово! Сознательность побеждает.
Петр Кузнецов: Да, правильно.
Андрей Алясов: Так что значит, действительно, дать возможность, создать условия с тем, чтобы дети сами выбрали профессию, в этом процессе возможно подсказать, задать правильные вопросы, вот. А дальше уже давать им ресурсы и возможности, чтобы они быстрее росли и развивались по своим интересам.
Мария Карпова: Спасибо!
Петр Кузнецов: Спасибо, Андрей, спасибо! В нашей программе сознательность часто побеждает. Мария Карпова.
Мария Карпова: Петр Кузнецов.
Петр Кузнецов: До завтра! Это ОТРажение-1. Оставайтесь на ОТР. Совсем скоро увидимся, через сутки.