Андрей Ионин: Устройство ГЛОНАСС существенно проще смартфона. Поэтому его реальная цена 3-4 тысячи рублей, а никак не 30 тысяч!

Гости

Виталий Млечин: А мы в ближайшие полчаса будем говорить о высоких технологиях. И в первую очередь о системе «Эра-Глонасс». Ее теперь нужно устанавливать на все автомобили, которые привозят из-за границы. Например, на Дальнем Востоке, куда в основном завозят праворульные машины из Японии, система функционирует не всегда хорошо. Это если мягко сказать. Порой она просто не работает, потому что связи нет. А, значит, она не выполнит свою основную задача – обеспечить безопасность в момент дтп. При этом на ее установку приморцы тратят около 30 000 рублей. Недешево, скажем прямо.

Тамара Шорникова: Наличие проблемы признал глава правительства Дмитрий Медведев, задал резонный вопрос: «На что люди платят такие деньги, если нужный эффект не достигается?» И поручил подготовить временный порядок ввоза праворульных машин без установки «Эра-Глонасс».

Дмитрий Медведев: Для того, чтобы эта система работала так, как она была запланирована, нужно, чтобы она была интегрирована в мозги автомобиля, то есть вся электроника подчинялась работе этого оборудования. Сделать это можно по-нормальному только в условиях заводских. В противном случае нужно вскрывать автомобиль, что называется, и неизвестно, что из этого получится.

Виталий Млечин: И вот глава правительства подчеркнул – это временное разрешение будет действовать не только в Приморье, но и на других территориях Дальнего Востока, где праворульные машины пользуются особенной популярностью.

Тамара Шорникова: Зачем нужна система, как она работает или не работает, во сколько она нам обходится, будем обсуждать все это вместе с вами и с экспертом в нашей студии. У нас сейчас Андрей Ионин в студии, кандидат технических наук, член экспертного совета при правительстве РФ.

Виталий Млечин: Здравствуйте, Андрей Геннадьевич.

Андрей Ионин: Здравствуйте.

Виталий Млечин: Просто только что мы показали графику. Она достаточно интересная. В 2017 году ввезли 43 000 легковых автомобилей в нашу страну. За первые 9 месяцев этого года 65 000. То есть существенно больше в этом году машин ввезли. Интересно, о чем это говорит. Сейчас обсудим буквально через несколько минут.

И вот автомобили в основном поступают именно на Дальний Восток из Японии – 80,5% общего количества ввозимых машин. Из Китая около 16%, из Кореи всего 2%. И, по экспертным оценкам, больше 80% автомобилей на Дальнем Востоке именно с правым рулем. Теперь что касается «Эра-Глонасс». Скажите, пожалуйста, а почему именно сейчас? То есть когда вводили эту систему… Сейчас же председатель правительства, мы только что слышали, сказал очень разумную вещь, что это требует вмешательства в конструкцию, автомобиля, что это не так просто… А раньше это было непонятно?

Андрей Ионин: Я могу здесь довольно ответственно говорить, потому что я принимал участие в создании этой системы вместе со своими товарищами с 2009 года. Более того, занимался в основном стратегией развития этого проекта. Поэтому эти проблемы были понятны еще в 2009 году. Понимали, что действительно основной способ установки такой системы, которая должна сработать в случае аварийной ситуации – это ее интегрировать в автомобиль. Может быть, не соединив с системой управления, но интегрировать, чтобы она выжила при аварии. Кстати, именно по этой причине для новых автомобилей автопроизводители проводят специальные дорогостоящие краш-тесты, чтобы показать, что даже в случае стандартных тяжелых аварий система сработает и выполнит свою основную задачу.

Было понятно, как решать вопрос для машин, находящихся в эксплуатации. Этот вопрос же касается не только тех автомобилей, которые ввозятся сейчас из-за рубежа, бывшие в эксплуатации, но вопрос у человека есть…. Неважно, Жигули, Мерседес или Крайслер. Но он как гражданин страны имеет, на мой взгляд, полное право воспользоваться системой, созданной за счет бюджета, то есть за счет его налогов. И у него должен быть способ, если он желает этого, самому установить эту систему.

Виталий Млечин: Но бесплатно ее никто не поставит. Хоть она и была создана за наши налоги.

Андрей Ионин: Вопрос здесь в следующем. На самом деле, действительно, все, что ставится в машину – это должен платить человек. Но дальше вся услуга экстренного вызова на все время эксплуатации автомобиля – это бесплатно, это предоставляет государство. Государство затратило на это порядка 4,5 млрд рублей, для того чтобы по всей стране создать такую инфраструктуру.

Так вот, я к чему? Этот вопрос был понятен еще в 2009 году. В рамках технического регламента таможенного союза вопрос был решен еще в 2013 году, где была описана процедура, как автопроизводители это должны делать, какую сертификацию проводить, в какие сроки будет введена обязательность.

Вопрос о ввозимых машинах, бывших в эксплуатации и находящихся в стране, не был решен. Мне казалось, я системой не занимаюсь с 2015 года, мне казалось, что вопрос можно решить разными путями, не доводя это все до абсурда, как это произошло в Приморье, где эта проблема существует остро уже с момента начала эксплуатации, с 2015 года этот вопрос подымается. Потому что, кто помнит, не помнит, кто застал 1990-е годы, тот знает, что на самом деле тогда количество новых продаваемых автомобилей было существенно меньше, чем ввозимых из-за рубежа подержанных. Сейчас этот вопрос остался только в Приморье, только на Дальнем Востоке, где ввозятся машины из Японии, где в силу ряда причин они очень дешевые, потому что японское правительство проводит политику стимулирования смены автомобиля.

Проблема осталась только там. Почему это не было решено? Это вопрос, намой взгляд, и к самому «Глонасс» как оператору «Эры-Глонасс», и, возможно, к правительству, потому что, на мой взгляд, если честно, вопрос выеденного яйца не стоит. Это можно было решить очень просто. Стоимость оборудования… Мы все знаем – средний смартфон стоит порядка 9000 рублей в нашей стране, да? Так вот, навигационное устройство «Эра-Глонасс», которое ставится в машину – это устройство, которое да, у него своеобразные условия эксплуатации, автомобиль, холод-жара, но оно существенно проще. Поэтому стоимость такого устройства… она никак не может стоить 30 000. Его реальная цена 3-4 тысячи рублей. И установка его должна быть простым, потому что, еще раз повторюсь, как бы кто ни устанавливал, как бы сложно человек ни рассказывал, как он установит это устройство, как он его интегрирует, все равно нельзя добиться такой же надежности его срабатывания в случае аварии, как это делает автопроизводитель, который проводит краш-тесты. Уж он-то знает, куда это установить и это проверять. Поэтому вопрос не был решен. И дошло до такого. Почему сегодня – это понятно. В декабре состоятся выборы в Приморье губернатора. Там есть определенные проблемы, как мы знаем. Первые выборы были отменены. И сейчас делается, чтобы такую болевую точку, которая, на мой взгляд, на пустом месте была создана, ее решить таким, на мой взгляд, если честно, не очень правомочным образом. Почему неправомочным, я объясню. Потому что «Эра-Глонасс» действует не в рамках российского законодательства. То есть сам оператор – да. А требования по установке таких устройств определены техническим регламентом Таможенного Союза, куда, помимо России, входят Казахстан, Белоруссия, Армения, Киргизия. И Россия, вообще говоря, не вправе, на мой взгляд, принимать решение в одностороннем порядке, где-то что-то от технического регламента отойти.

Известно, что наши партнеры по Таможенному Союзу этот технический регламент не выполняют. Но, на мой взгляд, Россия, которая была инициатором создания системы «Эра-Глонасс» и которая решает на самом деле свою задачу, не вправе показывать, на мой взгляд, дурной пример. Я думаю, что можно было…

Виталий Млечин: Как-то по-другому можно эту проблему решить?

Андрей Ионин: Конечно.

Виталий Млечин: Как?

Андрей Ионин: Во-первых, я повторюсь, понятно, что никакой домашней или даже на автосервисе установкой этого устройства вы такой же надежности срабатывания, как в случае аварии, не добьетесь, как это делает автопроизводитель на своем конвейере, проводя краш-тесты. Поэтому да, такие устройства надо было продавать свободно. Какие-то определенные требования к ним были. Если бы это была рыночная ситуация, стоимость была бы на уровне несколько тысяч рублей. Да, просто бы человек, устанавливающий такое устройство в свой автомобиль, даже пусть кустарным образом, имел возможность бы присоединиться к системе «Эра-Глонасс», подключиться. Но да, он был бы несколько поражен в правах. Ему было бы сказано, что вы ставите устройство, но, наверное, оно не всегда сможет сработать, потому что вот так вот. Если вы хотите абсолютной уверенности, то вам надо будет купить новый автомобиль, где за это будет отвечать уже не только государство, но и автопроизводитель.

Виталий Млечин: То есть все-таки отойти от этой обязательности установки этой системы, или в ее рамках все-таки решать эту проблему?

Андрей Ионин: На мой взгляд, отходить ни от чего не надо. Потому что есть аналогичная история в Евросоюзе. Система называется «ECall». Если в России эту систему начали делать де-факто с 2010 года, в Европе начали с 2001-го. И до сих пор не сделали по причине того, что постоянно обсуждают – надо, не надо, кому надо. Там в Евросоюзе обязателен принцип консенсуса. Все должны договориться. А они договориться, естественно, не могут, потому что страны на абсолютно разном экономическом уровне находятся.

Поэтому Россия первой в мире создала такую уникальную систему. Я надеюсь, о ее перспективах мы сейчас поговорим, о том, что на самом деле с помощью этой системы и другой крупной государственной системы «Платон» можно сделать реально для повышения безопасности.

Но отступать от технического регламента, от того, на мой взгляд, большого достижения, которое удалось сделать, на мой взгляд, это неправильно. Хотя я понимаю политический момент.

Виталий Млечин: Давайте узнаем, что думает Вячеслав. Здравствуйте, Вячеслав. Вы в эфире.

Зритель: Здравствуйте. Я хотел вам сказать одно. Я живу в районном центре. Отъезжаешь от нас 10-15 км (Новосибирская область) – у нас нет ни интернета, ни сотовой связи, ничего. Как будет работать «Глонасс»? А Сибирь большая.

Виталий Млечин: Так «Глонасс» работает через спутники.

Зритель: А интернет как работает?

Андрей Ионин: Нет. «Глонасс» работает через сотовую связь. Но там предусмотрено, что если качество связи не очень хорошее, то есть дублирующий способ не передачи голосовым звонком, а передачи СМС-сообщением. А СМС работает при гораздо худшей связи. Да, действительно, такая проблема существует. Мы тоже думали, как ее решать. Потому что обеспечивать связь через спутник – это дорого. Тогда решили, что основной траффик движения осуществляется по тем дорогам, где есть сотовая связь. Но там, где ее нет, для тех транспортных средств, которые являются критичными (скорая помощь, служба полиции, машины МЧС), для них можно предусмотреть спутниковые каналы. Такое сопряжение «Эры-Глонасс» и спутникового терминала проводилось, и все работает.

Но я говорю, что с учетом стоимости всего этого это надо ставить только на тех транспортных средствах, эксплуатация которых критична для безопасности. На все – это вряд ли. Ну, да, такая проблема есть. Но будем надеяться, что операторы сотовой связи обеспечат большее покрытие сотовой связью, чем есть сейчас. Они этим занимаются.

Но на федеральных дорогах такая проблема была обозначена в 2011 году, когда создавалась «Эра-Глонасс». И тогда решением правительства и президента выделили сотовым операторам дополнительные средства, и они обеспечивали покрытие сотовой связью всех федеральных дорог. А на остальных… всю территорию нашей страны, конечно, сотовой связью покрыть невозможно. Да это экономически нецелесообразно. Но, повторюсь, если кто-то всерьез озабочен своей безопасностью и он часто находится в тех районах, где нет сотовой связи, то у него есть возможность к своему устройству «Эра-Глонасс» докупить спутниковый терминал и в случае чего использовать его, во-первых, для своих каких-то задач (выходить в социальные сети, WhatsApp, звоинть).

Тамара Шорникова: Это и без спутника сейчас стоит в районе 30 000. Это очень дорогостоящее приобретение.

Андрей Ионин: Нет, спутниковые терминалы сейчас стоят существенно дешевле.

Тамара Шорникова: Обычная установка «Эры-Глонасс», по нашим данным, обходится около 30 000.

Андрей Ионин: Вот эта ситуация, на мой взгляд, создана… Я не хочу употреблять другие слова, поэтому я скажу – «создана». Эту проблему можно было решить, потому что устройство «Эра-Глонасс» существенно проще, чем сотовый телефон. Сотовый телефон стоит гораздо дешевле, чем 30 000 рублей. А дальше выводы делайте сами, почему так происходит.

Тамара Шорникова: Давайте выясним, во сколько это, например, обходится в Хабаровском крае. Дмитрий оттуда к нам позвонил. Здравствуйте.

Андрей Ионин: Добрый вечер. Оппонента, по-моему, Андрей зовут. Я заметил, что правильно сказал, что праворукие машины покупаются из-за того, что они дешевые и у людей не такие большие заработки здесь. Хотя само устройство «Глонасс» должно, наверное, стоять везде. Это все верно. Для чего оно создано? Для того, чтобы, как я понимаю, было экстренное реагирование служб, правильно? То есть скорой помощи в первую очередь, наверное, да? Полиции и так далее.

Мне кажется, что надо изначально на том же Дальнем Востоке сделать… этих служб. Почему? Я могу вам привести свой пример. Я попал в дтп. Это примерно 300 км от Хабаровска. Трасса Хабаровск-Владивосток. Возле города Лучегорска.

Так вот, зашить себе руку (у меня была повреждена вена) я смог только в Хабаровске. Потому что по дороге обратно в Хабаровск, меня отвозили на попутке, врача не было. Дальше у нас идет еще 150 км – это населенный пункт Вяземский. Там был всего один дежурный врач, он был на операции. И в этих больницах врачи говорили, что когда говорят, что дтп, «мы пугаемся, потому что если происходит дтп, никто помочь не сможет». То есть я, наверное, объяснил, вы понимаете, суть проблемы, да?

Виталий Млечин: Да, понимаем.

Тамара Шорникова: Но тут же еще часть проблем и все-таки в недоступности медицины в отдаленных территориях. Где-то не хватает врачей, где-то закрыты ФАПы, на помощь которых рассчитывал…

Виталий Млечин: Фактически, если даже сработает этот сигнал от «Эры-Глонасс», то приехать будем некому.

Андрей Ионин: «Эра-Глонасс» не может решить все проблемы в стране. Сейчас «Эра-Глонасс» - это по сути однофункциональная система, она обеспечивает экстренный вызов не только в случае дтп, кстати, но и в любых других ситуациях человек имеет право связаться и обратиться за помощью к государству. Мало ли там что в дороге. Кто-то заболел. Самая хорошая ситуация – это надо принимать роды.

Она решает свою задачу, но она ее решает. Естественно, надо повышать уровень и медицинского, и доступность медицинского, и доступность скорой помощи. Все эти задачи надо решать. Но если мы не будем знать, где произошла авария и что произошло, это тоже становится во многом бесполезным. То есть понятно, что это элемент большой мозаики. Но он необходимый элемент. Без него тоже все не работает. А то, что это все надо делать – безусловно, надо.

Виталий Млечин: Давайте послушаем Сергея из Ульяновска. Сергей, здравствуйте.

Зритель: Алло, добрый вечер.

Виталий Млечин: Добрый.

Зритель: У меня такой вопрос. Насколько эта система работает? Потому что я хотел бы ее, конечно, использовать. Просто я смотрел ролики на Youtube. Там есть такая ситуация, где автомобиль проходил по трассе и заметил, как горит машина. Произошло возгорание. Там люди были заблокированы. И они остановились на своем автомобиле, нажали кнопку «Глонасс», надеясь на то, что их местоположение определят и сразу же оперативно сработают службы. Но там видно по ролику, там в течение 10 минут оператор не мог определить местонахождение автомобиля. То есть они все уточняли, на какой трассе, какая кольцевая, какие знаки. То есть 10 минут была просто болтовня и потеря времени. То есть там люди на месте своими силами все потушили. А так никто не подъехал.

Виталий Млечин: А это старое, которое вы видели? Когда это произошло?

Зритель: Я смотрел его неделю назад.

Виталий Млечин: То есть это вот-вот?

Зритель: Я не думаю, что оно было загружено давно. Недавно это было.

Андрей Ионин: Вопрос абсолютно понятен. Я объясню, в чем тут ситуация. В чем преимущество системы «Эра-Глонасс»? Все, что там происходит, все фиксируется. Поэтому на самом деле люди, водители, автовладельцы и те, кто нажимают кнопку «Глонасс», у них есть информация, что если они считают, что государство не выполнило свою задачу или кто-то не выполнил, они могут запросить эту информацию и тогда обращаться в суд. То есть кто-то звонил. Как выяснить? Здесь все фиксируется. Вы знаете, иногда звонишь в какую-то службу, говорят: «Ваш разговор записывается». Вот в «Эре-Глонасс» все записывается. Поэтому если кто-то считает, что его права нарушены, что «Эра-Глонасс» сработала плохо, какие-то службы не приехали, у нас есть возможность, есть информация… Эта информация признается юридически значимой по закону. Поэтому с этим можно обращаться в суд. Этот вопрос, на мой взгляд, самый простой. Если права нарушены, надо обращаться в суд.

Но сейчас я бы хотел на самом деле больше сказать о том, куда дальше. Потому что когда мы создавали «Эру-Глонасс», мы понимали, что использование ее такой только для одного функционала – это, безусловно, важно, это, наверное, самая важная функция – спасти людей. Но ее возможности шире.

Виталий Млечин: Как раз нам люди и пишут, что эту систему можно использовать для слежения за людьми.

Андрей Ионин: Нет, для слежения за людьми нельзя использовать, потому что терминал спит. Пока вы не нажали кнопку, терминал спит, ничего не передает. На мой взгляд, есть транспортные средства, за которыми в интересах общества необходим постоянный мониторинг.

Буквально сегодня был опубликован опрос ВЦИОМ, где людей спрашивали, какие виды общественного транспорта они считают самыми опасными. Слышали результаты? Маршрутное такси – 47%, и междугородние автобусы – 23%. Вот здесь я считаю, что такие системы, как «Эра-Глонасс» и «Платон», которые развернуты по всей стране, которые работают, у которых есть инфраструктура, у которых есть устройства, их можно довольно просто… То есть вот эти системы, которые сейчас решают одну функцию. «Эра-Глонасс» делает экстренный вызов, «Платон» обеспечивает мониторинг за большегрузами и сбор денег в Дорожный фонд, их вполне можно сделать мультифункциональными. Тем более обе системы государственные. То есть это в интересах государства. Это вопрос о безопасности. Установить такое устройство… Причем, я думаю, правильно с учетом этого вопроса о безопасности установить это устройство за счет государства и обеспечить эту услугу за счет государства, чтобы в каждой маршрутке, в каждом междугороднем автобусе стояло устройство, которое действительно осуществляет мониторинг движения, скорости и так далее. Потому что мы знаем: самые страшные аварии, которые у нас в стране, к сожалению, происходят, связаны с пассажирскими перевозками.

Виталий Млечин: У нас осталось очень мало времени. А у нас есть небольшой сюжет, который нам обязательно надо посмотреть. Наши корреспонденты спрашивали у людей на улице, устанавливали ли они систему «Эру-Глонасс» и чего это стоило.

ОПРОС

Тамара Шорникова: Вот такой повод для протекции отечественного автопрома.

Виталий Млечин: Это нежизнерадостное утверждение.

Андрей Ионин: На самом деле это ставится на всех машинах. Неважно, где они произведены – в России или за рубежом. На новых автомобилях. Что я могу сказать? Я занимаюсь системой «Глонасс» уже с 2015 года. Я уверен, я знаю, что за это время спасены десятки и сотни людей.

Виталий Млечин: К сожалению, многие не доверяют этой системе. Это повод к тому, чтобы еще раз вернуться к этой теме. К сожалению, сейчас наше время на 100% закончено. У нас в гостях был кандидат технических наук, член экспертного совета при правительстве России Андрей Ионин. Большое вам спасибо. Обязательно еще поговорим про «Эру-Глонасс».

Андрей Ионин: Хорошо.