Андрей Крупнов: «Утверждение о том, что страховщики ничего на нас с вами не зарабатывают – ложь»
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/andrey-krupnov-utverzhdenie-o-tom-chto-strahovshchiki-nichego-na-nas-s-vami-ne-zarabatyvayut-lozh-64928.html Виталий Млечин: Сейчас поговорим о том, что важно всем автомобилистам, и в кои-то веки новости хорошие.
Депутаты планируют до конца года внести в Госдуму законопроект о привязке полисов ОСАГО к водителю и отмене коэффициента износа при выплатах по автогражданке. Кроме того, парламентарии обратились в Генпрокуратуру, попросили проверить, как страховщики распоряжаются деньгами, которые не идут на возмещение ущерба по страховым случаям.
В этом году было два повышения тарифного коридора ОСАГО, в январе и в сентябре. Осенью средняя стоимость полиса в России выросла на 10%, об этом сообщили в Союзе автостраховщиков, а вот автомобилисты отмечают куда более значительное подорожание.
Как изменилась стоимость полиса лично у вас? Напишите нам, пожалуйста, на короткий номер 5445 или позвоните в эфир по номеру 8-800-222-00-14. Вообще что вы думаете о системе ОСАГО? Что в ней стоило бы поменять, чтобы она работала еще более эффективно? Или, например, вас все устраивает? Такая точка зрения тоже возможна, донесите ее, пожалуйста, до нас.
У нас в гостях вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр, с ним все обсудим. Здравствуйте, Ян.
Ян Хайцеэр: Добрый день.
Виталий Млечин: Лично у вас на сколько подорожал страховой полис?
Ян Хайцеэр: Я думаю, что у меня он подорожал процентов на 20, хотя у меня по низшей ступени, но он все равно подорожал, деваться некуда.
Виталий Млечин: То есть вот это расширение коридора в обе стороны оказалось все-таки расширением коридора в одну сторону?
Ян Хайцеэр: Конечно. 26%, которые нам позволили варьировать, страховщикам позволили изменять, они фактически вынули вот эту вот историю из ящика Пандоры в сторону подорожания. И это, конечно, проблема для людей, не все готовы платить. На выходе что мы получили? Сегодня порядка 20% водителей во всех основных регионах уже ездят без полиса ОСАГО. Они, может быть, чуть удалены от центральных городов...
Виталий Млечин: Да, в Москве не поездишь без полиса точно.
Ян Хайцеэр: Да, и тем не менее в Москве тоже есть.
Виталий Млечин: А камеры же.
Ян Хайцеэр: Пока еще нет. И Северо-Кавказский округ, и Дальний Восток – это до 55% людей ездят без полиса ОСАГО. А что это значит? Это значит, что та функция, которую должен нести полис ОСАГО, т. е. социальную функцию на самом деле, это же не просто коммерческая деятельность, – это некая социальная функция, которая призвана нивелировать любые конфликты на дороге и компенсировать, соответственно, людям их затраты, именно поэтому они должны платить. Вот некоторые предпочитают не пользоваться полисом ОСАГО, на свой страх и риск ездить без него, и из-за этого случается достаточно большое количество проблем.
Виталий Млечин: А например, каких?
Ян Хайцеэр: Ну, например, человек столкнулся с другим автомобилем, произошла авария, выплатить нечего, это не только штраф за отсутствие ОСАГО, но и отсутствие выплаты пострадавшему, т. е. это значит суды, это значит многократно бо́льшие траты, нежели чем стоит сам полис... Да, выбор...
Виталий Млечин: То есть это сулит бо́льшими проблемами для того, кто не покупает полис.
Ян Хайцеэр: Конечно, конечно. Когда я говорю, что все не очень хорошо, выплаты маленькие, не выплачивают... в основном сейчас выплаты натуральные, т. е. деньгами... это проблемно. Но любой аварийный случай и отсутствие полиса ОСАГО сулит проблемой, ибо, например, я не знаю, фара какого-нибудь среднестатистического автомобиля, которая раньше стоила 15 тысяч, а сегодня это может стоить 70 тысяч, по сумме многократно превышает стоимость любого полиса, ну кроме безлимитного.
Виталий Млечин: Это за год. А вот я, например, езжу 15 лет за рулем, покупаю полис каждый год, ни разу не пользовался. Получается, что я как раз на сэкономленные деньги мог бы кому-нибудь машину отремонтировать.
Ян Хайцеэр: Ну, как вариант да, но вы ездите спокойно. Вот я, например, всегда покупаю расширение. У меня тоже много лет не было никаких аварий, но я каждый год на автомобиль покупаю расширение, для того чтобы обезопасить себя, снять ряд проблем, ни о чем не думать, быть спокойным, но все-таки внимательным, для того чтобы никакого аварийного случая не случилось, не произошло.
Виталий Млечин: Я, честно говоря, тоже сторонник этой системы обязательной, но я, честно говоря, с ней сталкивался, правда, достаточно давно, уже лет 5 точно, а то и больше. Мою машину поцарапали; машина у меня была старая, мне заплатили 1,5 тысячи рублей по страховке и сказали: «Иди, до свидания».
Ян Хайцеэр: И вот это большая проблема, когда сегодня расчеты ведутся по совершенно драконовским тарифам, когда не то что какую-то приличную запчасть нельзя купить за эти деньги, оригинал-то с трудом можно выискать... То есть нам рассказывают о том, что есть определенный каталог, есть стоимость детали, и мы понимаем, что берется за основу. За основу берется минимальная стоимость, минимальная.
И когда вы сталкиваетесь с тем, что вам нужно отремонтировать автомобиль, особенно сейчас, в эти сложные времена, когда истории с параллельным импортом и пр., много сложностей, все подорожало, но тем не менее на какой-то среднестатистический популярный автомобиль, на который запчасти идут из замечательного Китая, вам тоже дают стоимость этой детали ниже нижнего. И когда вы хотите отремонтировать, мы говорим: «Слушайте, а где я возьму запчасти?» – «Ну, тогда получите натуральную выплату», – вот эти самые 1,5 тысячи рублей, которые не подойдут... Ну, стекло вам могут протереть за эти деньги, скорее всего, а не царапину заделать.
Виталий Млечин: Ну конечно...
Сергей из Приморья нам звонит. Сергей, здравствуйте, вы в эфире.
Зритель: Здравствуйте.
Вот у меня вопрос такой: почему я не могу онлайн застраховаться? Объясните мне, пожалуйста. Ни одна страховая компания не берет, вот у меня коэффициент 0,46, самый минимум. Вот я начинаю это, ни одна компания, «мы не можем вам предоставить услугу», ни одна компания не может мне предоставить, кроме какая-то …, которая у нас вообще, она мне предлагает, если я застрахую без ограничений, тогда они меня застрахуют.
Ян Хайцеэр: Это хороший вопрос и очень болезненный для всех. Такое впечатление, что мы живем вообще в разной стране, в регионах, когда человек из одного региона не может приобрести страховку, находясь в другом... Например, он купил машину в Москве, а живет в Краснодаре, и ему надо просить какого-нибудь своего брокера или знакомого оформить страховку в Краснодаре, прислать в Москву, потому что в Москве можно поставить на учет... Точно такая же история с онлайн-страхованием.
Действительно, давайте зададим его страховым компаниям: почему у людей нет возможности... ну, практически нет возможности, редкий случай, когда это удается... онлайн страховаться? А еще туда могут, не дай бог, таксисты попасть, еще какие-то профессионалы... Ну потому что, видимо, на вас просто хотят внимательно посмотреть, изучить, может быть, вам в принципе стоит отказать в страховке... Необязательно это какая-то ваша история, а просто вот визуально на вас... Я могу только предположить. Детальнее на этот вопрос могут дать ответ только страховщики.
Виталий Млечин: Вот мы обязательно поговорим со страховщиком буквально через пару минут. Сначала послушаем Александра из Оренбурга. Александр, здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте.
У меня проблема такая. Я в этом году машину страховал, и у меня сумма страховки составила 16 тысяч, причем это не ровно, она чуть-чуть больше даже была. В прошлом году 6, до этого, в прежние годы, еще меньше. То есть...
Виталий Млечин: То есть в этом году 16, а в прошлом году 6?
Зритель: Да. Я спросил, говорю: почему так? Причем спросил не только в самой страховой, в местном отделении, на горячую линию позвонил, потом также обратился в Союз страховщиков, ну по максимуму, в общем, старался уточнить, почему так получилось. Мне сказали, что «пишите заявление, будем рассматривать».
Виталий Млечин: Так.
Зритель: Потом, значит, все-таки до заявления не дошло, мне постарались объяснить устно. Оказалось, что по новым законам перерасчет сделали, оказывается, у меня в 2017 году выяснили, что было ДТП, где я был виновник, из-за этого, соответственно, в этом году прибавили. Вот хотелось бы сейчас у вас уточнить, неужели действительно так сделали, что если в прежние годы у меня это в расчет не брали, то сейчас прямо вот взяли, аж с 2017 года... ?
Виталий Млечин: А вы пробовали в другую страховую компанию обратиться?
Зритель: Да. Я, значит, на … пробовал и еще где-то там, где...
Виталий Млечин: И везде так же получалось?
Зритель: Нет, еще даже больше.
Виталий Млечин: Еще больше.
Зритель: То есть я имею в виду, пробовал на сайтах, где общее берут, во все страховые сразу отправляют.
Виталий Млечин: Понятно-понятно, спасибо.
Ян Хайцеэр: Ну, здесь еще, конечно, есть нюансы, по-прежнему ли один человек вписан или разные люди... Но мы понимаем, что у нас уже было пару раз повышение, расширение коридора, страховка у нас дорожала, это надо принять во внимание. Действительно, та авария, которая случилась некоторое время назад у человека, она и влияет на повышение стоимости страховки, и здесь, к сожалению, никуда от этого не деться. Если автомобиль остался прежний, то история владельца, к сожалению, ухудшилась.
Страховая компания тоже страхуется, им хочется... Это финансовая организация, она извлекает прибыль, и это как бы отдельный разговор, как она ее распределяет. И у нас с вами поэтому дорожают страховки, но не улучшаются условия.
Виталий Млечин: Да. Давайте анонсированный наш разговор с представителем страховой компании. Андрей Крупнов с нами на прямой связи, директор по отраслевым решениям в страховании компании «КРОК». Андрей Анатольевич, здравствуйте.
Андрей Крупнов: Добрый день.
Виталий Млечин: Андрей Анатольевич, тут вот депутаты обратились с просьбой проверить, что делают страховые компании с прибылью, которую не тратят на покрытие убытков. Вот скажите нам, пожалуйста, что происходит с этими деньгами? Потому что там статистика говорит, что чуть ли не 50% поступлений.
Андрей Крупнов: 50% поступлений становятся прибылью?
Виталий Млечин: Да, не расходуются.
Ян Хайцеэр: Нет, это не совсем так...
Андрей Крупнов: Ну, это неправда. Вообще, разговоры про вот эту сверхприбыль страховых компаний от ОСАГО вечные, я вот сколько помню все споры вокруг ОСАГО, они все сводятся к тому, что страховые компании зарабатывают безумную прибыль. Правда, в 90% случаев выясняется, что люди, которые делают эти утверждения, просто не умеют считать прибыль страховых компаний, не понимают, как эта экономика складывается.
Виталий Млечин: Ну вот вы понимаете, вы расскажите.
Андрей Крупнов: То есть давайте так. Утверждение о том, что страховщики ничего на ОСАГО не зарабатывают, что они страдают, что они выплачивают больше, чем получают, – это тоже ложь, так же как утверждение о сверхприбыли. ОСАГО – прибыльный вид бизнеса. Если бы еще страховые компании комиссию платили в соответствии с тем, что законом предусмотрено, то было бы вообще замечательно. Прибыльный, но не сверхприбыльный, скажем так, поэтому вот обе эти крайности абсолютно неверны.
Виталий Млечин: Так а если это прибыльный вид бизнеса, почему же во многих регионах люди сталкиваются с проблемами? Вот через интернет, например, нельзя оформить, только что нам зритель сказал.
Андрей Крупнов: Есть такая штука, страховые компании называют это словом «несегмент». Это те клиенты, которых они не хотят страховать, потому что ожидают от них высокую убыточность, ожидают, что бизнес с этой категории клиентов будет для них убыточным, приносить убытки. Это является прямым нарушением закона об ОСАГО на самом деле, но тем не менее все это делают, ну как обычно это у нас, в общем, происходит. Поэтому да, во многих ситуациях в некоторых регионах, которые как раз относятся к этой самой категории, люди, которые желают купить полис обязательного страхования, сталкиваются с проблемами.
Виталий Млечин: А есть способы... ?
Андрей Крупнов: Этим должен заниматься регулятор на самом деле, потому что это грубейшее нарушение закона, это нарушение условий лицензирования по ОСАГО. Здесь у нас есть мегарегулятор в лице Центрального банка, который должен принимать жесткие меры в отношении тех компаний, которые подобные вещи допускают.
Виталий Млечин: Должен принимать, а принимает? И самое главное, вот житель, скажем, все-таки какого-то более отдаленного региона, может быть, не самого крупного города, вот те люди, которые чаще всего сталкиваются с этими проблемами, – они имеют эффективные рычаги решения их?
Андрей Крупнов: Давайте посмотрим на статистику. Центральный банк только вот за последний месяц какой-то рекорд поставил по количеству штрафов, выписанных как раз за подобные истории. То есть да, они меры принимают. Другой вопрос, что, видимо, размер этих штрафов несопоставим с теми деньгами, с теми убытками, которых страховые компании избегают, ведя себя подобным образом.
Виталий Млечин: Понятно. Ну и вопрос тоже не могу вам не задать. Если будут приняты изменения в законодательство, полис ОСАГО к водителю привяжут, а не к машине, и износ тоже уберут, как на это отреагируют страховые компании? Тарифы взвинтят опять?
Андрей Крупнов: Необязательно.
Давайте посмотрим правде в глаза: у нас ОСАГО сейчас, в общем-то, уже в значительной степени привязан к водителю. Я специально посмотрел коэффициенты, их же достаточно много, из них у нас есть коэффициент безаварийной езды, это то, что привязано, безусловно, к водителю; коэффициент возраста и стажа, сами понимаете, возраст и стаж может быть только у водителя; территориальный коэффициент, он и к водителю, и к автомобилю относится, в общем-то, в равной степени, потому что они вместе, как правило, передвигаются по территории.
Да, есть коэффициент мощности, который... Но это вообще самый абсурдный коэффициент в ОСАГО, придуман он был, я даже уже не помню, зачем и кем, такой «социальный» коэффициент на самом деле, который не имеет к риску вообще никакого отношения. Коэффициент сезонности, там ограничение количества водителей – ну это такие, скажем так, абсолютные вещи. Поэтому с точки зрения тарификации ОСАГО уже в большей степени, наверное, привязано к водителю, чем к автомобилю. Другой вопрос, что договоры заключаются на автомобиль, по большому счету...
Виталий Млечин: Ну да, и если у человека несколько автомобилей, то надо несколько полисов.
Андрей Крупнов: Если есть несколько автомобилей, то надо несколько полисов. С другой стороны, если несколько водителей пользуются одним автомобилем, то полис один. Здесь есть одна техническая проблема, которую на самом деле в то время, когда ОСАГО вводили, просто не могли решить еще, потому что если привязывать ОСАГО к водителю, то необходимо учитывать объем пользования, т. е., короче говоря, сколько водитель пользуется этим автомобилем, сколько он на нем ездит. То есть должно быть страховка, привязанное к объему потребления услуги, здесь к объему вождения, и в зависимости от этого уже может рассчитываться... Пока мы не решили эту проблему, это будет трудно достаточно сделать.
Виталий Млечин: Спасибо вам большое! Андрей Крупнов, директор по отраслевым решениям в страховании компании «КРОК», был с нами на прямой связи.
Давайте сейчас посмотрим небольшой сюжет. Наши корреспонденты спрашивали у людей на улицах, что их не устраивает в системе ОСАГО.
ОПРОС
Виталий Млечин: Это хорошее резюме. Практически все говорили про деньги, но дешевле явно не станет.
Ян Хайцеэр: Совершенно очевидно, что здесь должно выигрывать что-то одно: либо покрытие должно быть большое, как это происходит в других странах (да, страховка недешево стоит, ну в зависимости от плотности движения), либо страховка должна быть дешевле. А у нас и страховка дорогая, и выплаты очень маленькие.
Виталий Млечин: Давайте послушаем еще Ильдара из Татарстана. Ильдар, здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте.
У меня год назад авария была, я был потерпевший, и мне предложили на выбор либо деньгами, либо на ремонт. Я обрадовался, думаю: о, сразу на ремонт, значит, мне машину отремонтируют и я уже не буду переживать, хватит денег или не хватает. Но, оказывается, нет, в автосервисе мне сказали доплачивать, потому что, говорит, не хватает денег.
Виталий Млечин: Много доплатить пришлось?
Зритель: 7 тысяч, но это же все равно...
Виталий Млечин: Это деньги, несомненно. Спасибо большое. А это законно?
Ян Хайцеэр: Это законно, да. Если у вас не хватает покрытия, там же четко, что на здоровье, что на ремонт. Если не хватает покрытия, то нужно доплатить самому, деваться некуда, к большому сожалению.
Виталий Млечин: Давайте теперь о главном, о вот этой инициативе. Вот еще в чем хотелось бы разобраться. Привязка полисов ОСАГО к водителю – это что означает? То есть я покупаю один полис, а потом езжу на любой машине?
Ян Хайцеэр: Вы покупаете полис себе, да, и перемещаетесь из машины в машину. Подразумевается, что вы не можете сидеть на двух автомобилях одновременно.
Виталий Млечин: Логично.
Ян Хайцеэр: Дальше здесь ничего не зависит... Соответственно, мощность идет «паровозом», потому что вы сейчас можете сесть в машину 300 лошадиных сил, а завтра вы сядете в машину 100 лошадиных сил. К счастью или к сожалению скорее, это касается меньшинства россиян, которые находятся за рулем, потому что не у каждого по два-три автомобиля, поэтому в этом предложении, конечно, есть некий популизм. Но все-таки, у кого два автомобиля в семье, жена с мужем, например, меняются машинами, это, наверное, было бы актуально. Привязка к мощности, ну определенно, что зачастую большая мощность безопаснее, чем малая. Я не говорю уже, конечно, о мощности 600, 800 и 1 000 сил...
Виталий Млечин: Да, это избыточно.
Ян Хайцеэр: ...но то, что до 300, понятно, что безопасно. То, что касается...
Ну и, соответственно, будет этот принят закон или нет, мне кажется, что страховщики всегда выигрывают. То, что, казалось бы, надо сделать вполне разумным, почему-то не происходит. Вот расширение коридора – пожалуйста, одобрили; какие-то пониженные ставки по выплатам – пожалуйста, проходят; отказы застраховать онлайн – с удовольствием. А вот какие-то положительные вещи зачастую мимо.
Поэтому вот тот же запрос, который поступил из Государственной Думы в прокуратуру о том, что давайте проверим, куда страховщики тратят деньги, под ним есть логика, он основывается на логике. Потому что собрали столько-то, должны потратить на выплаты 80%, потратили 59% – куда делась разница? Нам говорят: «А вы знаете, мы платили за суды, мы платили за то, за это...» Простите, но вы должны это делать из прибыли.
Если вам, уважаемые страховые компании, так невыгодно заниматься страхованием гражданской ответственности, откажитесь от этого. Но почему за долгие годы мы не увидели крупную страховую компанию, которая вышла и сказала: «Мы не будем больше страховаться, потому что нам это невыгодно, мы коммерческая организация»? Я ни одного такого предложения за последние 20 лет не услышал.
Виталий Млечин: А еще можно не нарушать законодательство и не судиться, не тратить деньги.
Ян Хайцеэр: Это правда. Нет, бывают, конечно, нюансы, бывают споры, бывают неправы автолюбители, бывает неправа страховая компания, но все-таки есть закон, отдайте 80% на выплаты, дальше судитесь, разводитесь, дружите, все что угодно – тратьте те деньги, которые... Поступайте по закону.
Виталий Млечин: Роман из Карелии. Роман, здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте. Республика Карелия, ПГТ Лоухи.
У меня такой вопрос. Вот прихожу в страховую компанию, подаю документы на транспортное средство, мне не дают полис второй год, езжу без полиса.
Виталий Млечин: Ух ты. А что значит «не дают полис»?
Зритель: А нет в базе у них моего транспортного средства, шоссейного квадроцикла.
Ян Хайцеэр: Шоссейный квадроцикл – это технадзор.
Зритель: Это технадзор, но меня ГАИ останавливают и требуют полис, выписывают штраф.
Ян Хайцеэр: Вы можете ездить по нефедеральным дорогам и сотрудники... я могу ошибаться, но сотрудники ГИБДД не проверяют документы. Но, если вы на федеральной трассе на квадроцикле, тогда это запрещено. Вот сначала с этим разобраться надо. А если положено на квадроцикл иметь страховку, добивайтесь своего и получайте. Пишите жалобу в Центробанк.
Виталий Млечин: В Центробанк. Да, это, конечно...
Ян Хайцеэр: Это хорошая форма, уверяю вас, вам ответят.
Виталий Млечин: Это, конечно, узкоспециальный такой вопрос, но тем не менее, раз проблема существует, значит, надо и о ней тоже говорить.
Вот смотрите, какое сообщение из Тверской области: «Кто-то ездит каждый день, а кто-то раз в месяц», – видимо, с намеком, что должна быть, соответственно, и плата разная. Но это вряд ли получится...
Ян Хайцеэр: Так сложно отследить, знаете как, будущую прибыль и послезавтрашнее расстояние, если только вы не ездите по одному маршруту. Знаете, в некоторых странах на время, когда вы не пользуетесь автомобилем, снимают номера, и на это время вы не платите ни страховку, ни налоги, ничего, просто вы сняли номера. Но это значит, что вы не можете пользоваться автомобилем.
Виталий Млечин: Но у нас же страховку тоже не обязательно на год покупать, можно и на 6 месяцев купить.
Ян Хайцеэр: Но мы не можем ее дробить: сейчас мы ездим 2 месяца, 1 месяц не ездим, 2 месяца ездим, один месяц не ездим. Скорее всего, это просто невыгодно получится, покупать на короткий срок...
Виталий Млечин: Ну да, это же дороже будет, конечно.
А вот смотрите, тоже сообщение: «Попали в ДТП, виновник уехал. Впоследствии выяснилось, что этот автомобиль списан в утиль. Вопрос: для чего я страхую свою ответственность? Для таких автомобилистов? Может, стоит поменять что-то в этом полисе?»
Ян Хайцеэр: Вы для любых непредвиденных ситуаций, случившихся на дороге, страхуете автомобиль. Если у человека есть возможность финансовая сделать КАСКО, вы снимаете с себя практически все проблемы, если ОСАГО, то часть проблем, в которых вы виноваты.
Виталий Млечин: Просто я понимаю обиду наших зрителей, которые платят, возможно, годами, ездят не пользуются, но когда им это становится нужно, они не получают...
Ян Хайцеэр: Сегодня вот те данные, которые я приводил, а это не мои личные данные, это опасения страховых компаний, у нас сегодня есть предложение от страховых компаний – дополнительная страховка от тех, кто не застрахован.
Виталий Млечин: Ага.
Ян Хайцеэр: И вот это сегодня становится актуальнее. Учитывая те проценты, которые я приводил, от 20 до 50%...
Виталий Млечин: То есть получается, что спасение утопающих дело рук самих утопающих?
Ян Хайцеэр: Совершенно верно. Но страховку иметь надо, потому что это все-таки решает вопросы на дороге. Вспомните прежние года, когда это было не обязательно: драки, мелкие подтасовки, крупные подтасовки, судебные разбирательства...
Виталий Млечин: Да...
Ян Хайцеэр: Конечно, сегодня этого нет.
Виталий Млечин: Да, очень не хотелось бы к этому возвращаться.
Спасибо вам огромное! Вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр был у нас в гостях. Говорили об автомобильной страховке, обязательной и, как выяснилось, не очень обязательной, по крайней мере не для всех.
Пора нам завершать. Я благодарю переводчиков жестового языка Ларису Истомину и Ирину Егорову, которые работали вместе со мной все эти 2 часа прямого эфира. Благодарю всех наших зрителей.
Программа «ОТРажение» вернется чуть позже, через 3 часа.