Андрей Листовский: Наши объемы поставок нефти в США незначительны в сравнении с общим экспортом

Гости
Андрей Листовский
генеральный директор Фонда энергетического развития

Марианна Ожерельева: К нашей беседе присоединяется Андрей Листовский, генеральный директор Фонда энергетического развития. Андрей Николаевич, здравствуйте.

Виталий Млечин: Андрей Николаевич, добрый день.

Андрей Листовский: Добрый день.

Марианна Ожерельева: Вот буквально только что глава МАГАТЭ Фатих Бирол призвал нефтедобывающие страны увеличить добычу энергоносителей для стабилизации рынков. Как вы считаете, увеличение добычи приведет, исходя из событий прошлых лет, к удорожанию этих самых энергоносителей или к их удешевлению?

Андрей Листовский: Ну, призвать-то призвал, но должны быть еще технические условия для того, чтобы это было реально сделать. А поскольку мы знаем, что ОПЕК+ довольно серьезно 2 года работал над этой сделкой, то я не вижу возможности для того, чтобы ОПЕК быстро от этих соглашений отказался. Поскольку все помнят, как в 2020 году нефть стоила чуть ли не ноль и отрицательные значения...

Марианна Ожерельева: Да.

Андрей Листовский: И вот этот ужас ОПЕК больше переживать не хочет несмотря на ту ситуацию, которая сложилась между Россией и Украиной сейчас.

Виталий Млечин: А кто больше от кого зависит? Вот тут вообще можно разобраться? Современная экономика, тут, получается, как-то все так переплетены друг с другом... И вот, казалось бы, они против нас ввели, мы ответили, и вот мы перестанем им газ, нефть поставлять, они там замерзнут – а с нами что будет? Кому нужнее вот это вот все, им или нам?

Андрей Листовский: Дело в том, что Россия и Европа, они чрезвычайно сильно теперь связаны экономически, т. е. мы поставляем примерно на 100 миллиардов долларов в год продукции в Европу, соответственно, на такую же сумму получаем импорт. И ни нам, ни Европе невыгодно рвать вот эти экономические отношения, потому что они обоюдовыгодные. На другом конце отношения США и России. Тут надо сказать, что США довольно слабо связаны экономически с Россией, поскольку до Венесуэлы, до того, как они обложили Венесуэлу санкциями, они там брали мазут и нефть, после введения санкций они переключились частично на нас.

Но как для нас, так и для Америки эти объемы незначительны и не представляют никакой ценности, т. е. мы в любом случае эти объемы сможем либо на внутренний рынок пристроить, либо в Китай, либо в Азию, в другие страны. То есть эти нефтяные объемы, они с точки зрения мировой торговли 1–2% от всего оборота. Поэтому два таких, что ли, крайних случая, два крайних кейса – это существенная связь с Европой и незначительная часть с Америкой.

Марианна Ожерельева: Андрей Николаевич, а вот как-то не то чтобы невнятно, а она не такая яркая сейчас позиция Азиатско-Тихоокеанского региона. Очень много речи о том, что они потребляют очень много по тому же газу, что да, мы перенаправим свои потоки, возможно, тогда в Китайскую Народную Республику, там идут какие-то другие еще государства в обозначениях. А все-таки сценарий-то какой может быть? Насколько Азиатско-Тихоокеанский регион здесь действительно весомый игрок и мог бы как-то повлиять на то, чтобы, скажем так, перезакупить то, что не достанется Старому Свету, себе на восточное направление?

Андрей Листовский: Ну, самая главная ситуация, связанная с Китаем прежде всего, – это то, что у него темпы развития после вот этой пандемии, которая накрыла нас в последние 2 года, существенно выше, чем в целом в мире. Поэтому Китай готов потребить вот те дополнительные энергоресурсы, которые как раз, возможно, появятся у России по разным причинам...

Марианна Ожерельева: Ага. По какой цене?

Андрей Листовский: Но тут надо разделять два рынка четко, это рынок нефти и рынок газа. По рынку газа у нас единственный трубопровод, который существует, он не очень большой, там 10, максимум 12 миллиардов в год, по сравнению со 160 миллиардами, которые мы качаем в Европу, это, конечно, не те объемы. Но вот нефть, там логистика намного проще, поскольку нефть в Китай попадает в основном танкерами, и здесь мы можем ожидать, что логистика довольно быстро поменяется, и несмотря ни на какие санкционные давления Китай с удовольствием будет потреблять эти дополнительные объемы именно на рынке нефти, поскольку он действительно испытывает потребность, его экономика очень быстро развивается, восстанавливается после пандемии.

Марианна Ожерельева: Вот тут, получается, вслед за американцами Великобритания тоже отказалась от российских энергоносителей. Пошли заявления, что «еще откажемся от стали и алюминия», а у них сейчас как раз-таки тоже ценовой рост, это приносит опять же доходы в российскую экономику. А в этой ситуации Великобритания оказалась самостоятельной, американцы самостоятельны – кто еще мог бы пойти на подобные шаги несмотря на риски, которые в будущем могут быть? Кто настолько самостоятелен из стран Старого Света, кто мог бы так же сказать «Заберите, нам не надо»?

Андрей Листовский: Ну, надо сказать, что в любом случае уменьшение и спроса, и предложения приводит к росту цен. И мы видим, что в этом году инфляция потенциальная начинает зашкаливать. Первый раз после Второй мировой войны американцы ожидают у себя двузначную инфляцию, что для Америки совершенно дикая ситуация. И то же самое примерно складывается в Европе. Причем в Европе ситуация еще хуже, поскольку, как я сказал, наша связь с европейской экономикой на порядки существеннее, чем наша торговля с Америкой. Поэтому, конечно, вот этот разрыв цепочек логистических будет отражаться именно на инфляции, которая настигнет прежде всего Европу, ну и в меньшей степени Америку.

Марианна Ожерельева: Ну вот Германия, Франция, вот ставку давайте сделаем, могут... ?

Андрей Листовский: Европа будет терять свои конкурентные позиции с точки зрения себестоимости, потому что энергетика напрямую влияет на себестоимость выпускаемой продукции, особенно энергоемкой. То есть мы видим уже, что в Германии начинают закрываться химические производства и металлургические, поскольку они тоже основаны на потреблении энергоресурсов, в частности, из России.

Марианна Ожерельева: Ну и много сообщений все-таки о поддержке россиян внутри страны. Например, вот власти Новой Зеландии заявили, что снизят на 3 месяца акцизы на бензин на фоне энергетического кризиса. А у нас вообще такое возможно?

Андрей Листовский: Ну, впервые у нас Росстат зарегистрировал снижение оптовых цен на ГСМ. Для России вообще это не свойственно, поскольку, когда растут нефтяные котировки, то у нас подтягиваются розничные цены на бензин. И вот здесь четкий сигнал рынку, что все-таки внутренний спрос тоже довольно емкий в России и по крайней мере часть объемов, от которых будут отказываться внешние потребители, они станут благом для наших отраслей промышленности внутри России.

Марианна Ожерельева: Лишь бы цены были комфортные. Спасибо вам большое.

Виталий Млечин: Да, об этом приходится пока только мечтать, к сожалению.

Генеральный директор Фонда энергетического развития Андрей Листовский был с нами на прямой связи.

Продолжим через секунду, не уходите.