Константин Чуриков: Теперь уже поговорим не о людях, а о машинах. Рубрика «Автомобили», у нас как всегда в студии автоэксперт, редактор сайта osipov.pro Андрей Осипов. Здравствуйте. Андрей Осипов: Добрый вечер. Конечно, естественно, я сегодня сразу же начну с главного, в общем-то, события, которое случилось у нас на этой неделе. Мы сейчас, журналисты, там только что побывали: буквально сегодня открылся Парижский международный автомобильный салон. Событие на самом деле очень интересное и показательное, и даже несмотря на неучастие в нем некоторых крупных компаний (всего около 11 компаний отказались) салон в полной мере продемонстрировал, в общем-то, основной тренд развития автомобилестроения на ближайшую, пожалуй, даже отдаленную перспективу. И дело вовсе не в количестве мировых премьер, их было не так уж и много, если не принимать, конечно, за настоящие новинки слегка такие приукрашенные, но уже хорошо известные модели. Дело в том, что Париж подтвердил окончательный диагноз – полную и бесповоротную электрификацию транспортных средств. Константин Чуриков: Электрификацию. Андрей Осипов: Электрификацию, да. Если на каком-то стенде не присутствовал серийный электромобиль или хотя бы концепт, это уже выглядело, в общем-то, неприлично, что ли. Вот подтверждение главы компании «Audi Россия» Любомира Наймана: «Электротяге на сегодняшний день альтернативы нет, что обусловлено, с одной стороны, все более строгими экологическими требованиями законодателей ряда стран прежде всего, с другой стороны, готовностью самих производителей предлагать качественные и в общем-то относительно доступные продукты, с третьей (и это, наверное, главное) желание самих потребителей заполучить современный, быстрый, чистый транспорт». Теперь уже мало кто в развитых странах хочет обладать, допустим, скутером с бензиновым мотором, посмотрите, что происходит у нас, куда больший спрос на электроскутеры, самокаты и прочее. Впрочем, заметил Найман, две страны в ближайшие годы останутся такими своеобразными заповедниками для автомобилей с двигателями внутреннего сгорания – это Индия и Россия, заповедниками такими будем. Но не только для них, несмотря на всю важность рынков инженеры не станут создавать все новые и новые бензиновые и дизельные двигатели, а ограничатся, – и это заметно уже сейчас, в общем-то, – минимально необходимым разнообразием, если можно так выразиться. Давайте теперь к примерам, собственно говоря, перейдем, если позволите, потому что они очень примечательны, очень красивы. Константин Чуриков: Мне просто еще интересно. Вот вы говорите, что 11 компаний отказались от участия, – это с чем связано? Андрей Осипов: Это связано с тем, что это… На мой взгляд, две причины. Во-первых, это достаточно дорого, и самое главное, что эти вложения не окупаются. Очень многие компании, в том числе те, которые отказались, сейчас идут по пути представления своих моделей в рамках какого-то отдельного мероприятия, куда вывозят тех же самых журналистов, для того чтобы они гарантированно все отработали. Константин Чуриков: И они работают как раз в «заповедниках». Андрей Осипов: Ну необязательно в «заповедниках», они могут работать в самых разных уголках этой планеты. Самое главное, что автосалон сам по себе не дает того, скажем так, медийного выхлопа, по их мнению, потому что затраты велики, логистика очень сложная, и создавать отдельно автомобиль, для того чтобы презентовать конкретно на этом шоу, в общем-то, непросто. В то время как если мы ограничиваем отдельную презентацию, то внимание к этой модели в медиасообществе можно получить больше. Константин Чуриков: Все понятно. Андрей Осипов: Поэтому вот это основная, на мой взгляд, причина. Давайте теперь, коли мы начали с Любомира Наймана, к бренду Audi. Главная премьера на стенде Audi – это e-tron, полноразмерный электрический кроссовер с двумя моторами, суммарно развивающий 408 лошадиных сил мощности и 660 ньютон-метров крутящего момента. Разгон до 100 километров менее 6 секунд, запас хода на одной зарядке около 400 километров. В России, как и в Европе, автомобиль уже появится в следующем году, известна даже предварительная цена – около 80 тысяч евро. Полноценный причем внедорожник. Другую новинку, спорткар PB18 e-tron, придется ждать еще лет 5. В городе это двухместное купе, а на гоночном треке это одноместный болид. Все дело в уникальном салоне-трансформере. Технические характеристики так же, в общем-то, впечатляют: 3 электромотора, 775 лошадиных сил мощности, 2 секунды до сотни и 500 километров в час на одной зарядке. И вот весьма примечательно то, что у автомобиля нет никаких систем автономного вождения в отличие от большинства других электромобилей, которые мы часто видим, это, в общем-то, по-настоящему автомобиль для водителя. Мы можем сейчас с вами наблюдать, как он превращается очень легко в спорткар и как… у него буквально съезжает к центру, на нем действительно можно будет ехать быстро, поэтому ни о каком автономном вождении применительно к PB18, конечно, речи не идет. Константин Чуриков: Вы знаете, страшно оказаться на МКАД рядом с таким автомобилем. Андрей Осипов: Почему? Константин Чуриков: Я уже представляю, как он будет себя вести, водитель. Андрей Осипов: Ну если вы, Константин, окажетесь, скажем, где-нибудь в городе Нью-Йорке или в том же самом Париже лет через 5, я думаю, привыкнете. Константин Чуриков: Да? Хорошо. Андрей Осипов: Потому что их там будет изрядное количество. В обширном стенде напротив разместилась чешская Skoda. Так же не обошелся он, в общем-то, без машин для драйверов. Начнем с концепта VISION RS – это такой яркий хэтчбек с кузовом из карбона и гибридной на сей раз силовой установкой. Он демонстрирует, в общем-то, как будут выглядеть модели Skoda в будущем. Надеюсь, что ездить они будут не хуже, поскольку силовая установка состоит из 1.5-литрового бензинового мотора с турбонаддувом и электродвигателя. Суммарно они развивают 245 лошадиных сил мощности и способны разогнать автомобиль до 100 километров в час всего за 7.1 секунды, причем около 70 километров можно будет проехать на одной электротяге. Если хочется чего-то более практичного, скажем так, и так же быстрого и реального, вот вам, пожалуйста, другая новинка на том же самом стенде Skoda – это 7-местный кроссовер Kodiaq RS, чья премьера к тому же сопровождалась, в общем, ярким таким видеосюжетом о том, как он покорял северную петлю Нюрбургринге. Сабина Шмитц, такая известная гонщица, установила на нем рекорд для среднеразмерных кроссоверов, промчавшись по петле за, в общем-то, 9 с небольшим минут. Кстати, кроме довольно приятной внешности и функционала Kodiaq RS еще и довольно экономичен по той простой причине, что под капотом установлен 2-литровый дизель мощностью в 240 лошадиных сил. Он позволит разменять вторую сотню на спидометре уже через те же самые 7 секунд, притом что средний расход топлива составит около 6 литров всего лишь на 100 километров пробега. Очень хочется надеяться, что до России, в общем-то, Kodiaq RS скоро доедет, это было бы очень таким приятным дополнением к модельной гамме нынешней Skoda. Тамара Шорникова: Если позволите, просто две SMS сразу пришли по поводу электрификации автомобилей как раз. Андрей Осипов: Да. Тамара Шорникова: Из Вологодской области: «Электричество скоро подорожает, и снова будут люди ездить на лошадях». А Хабаровский край предлагает в нынешних экономических условиях не электрифицировать, а газифицировать автомобили. Андрей Осипов: Это же предлагает наш президент, согласимся с Хабаровским краем. Давайте перейдем дальше по стендам автосалона. BMW представил одну из самых важных моделей – это новая «трешка». Выглядит, как сами видите, весьма неплохо. Построена модель на платформе «пятерки», и потому внутри заметно просторнее, колесная база увеличилась на 41 миллиметр, да и в целом, в общем-то, машина стала заметно больше. При этом массу удалось снизить на 55 килограммов, а жесткость кузова подросла на 15%. Поначалу «трешка» будет доступна с тремя моторами в 5 градациях по мощности от 150 до 265 лошадиных сил. Старт продаж – весна следующего года. И вот, кстати говоря, со стенда BMW, как это сейчас парадоксально ни прозвучит вполне логично будет отправиться на экспозицию первого вьетнамского автопроизводителя под названием VinFast. Есть такая теперь контора, этот производитель как раз-таки дебютировал. Константин Чуриков: Мы сейчас сразу мысленно будем сравнивать с нашими автомобилями. Андрей Осипов: Вот он как раз, этот производитель. Он заявился в Париже. Почему, логично вы спросите. Скажу, что две их модели, с которыми дебютирует бренд, построены на баварских платформах от «пятерки» и от Х5. Двигатели и коробки передач оттуда же, в команде дизайнеров работают бывшие сотрудники BMW и «General Motors», хотя облик модели создавался итальянским… В проект вложено около 3.5 миллиардов долларов, а производство начнется в следующем году. Еще один весьма примечательный факт: принадлежит VinFast первому вьетнамскому долларовому миллиардеру, который получил образование в Москве, первый капитал он заработал на, не поверите, лапше быстрого приготовления. Потом он, конечно же, начал вкладываться в недвижимость и так далее… Константин Чуриков: Если бы они у нас так эволюционировали: сначала шаурму продаешь, образование получил, потом что-то там накалядовал, заработал, потом что-то открыл, автосалон открыл, то се, пятое, десятое, и вот ты уже долларовый миллиардер, ты производишь автомобили. Андрей Осипов: И создаешь собственный автомобильный бренд. Константин Чуриков: Например, да. Андрей Осипов: Вы знаете, Константин, мне кажется, что кто-то, наверное, так эволюционирует, но случаи сия редки, скорее в этом причина. Кстати говоря, для VinFast, для вьетнамского бренда Россия значится в числе, в общем-то, приоритетных рынков, и я думаю, как раз-таки именно потому, что владелец этой компании получил образование в Москве, он, так сказать, грустит несколько по этому… Константин Чуриков: А в каком университете, институте? Андрей Осипов: Вот этого, к сожалению, я не знаю. Константин Чуриков: Это надо выяснить. Андрей Осипов: Хорошо, выясню, в следующий раз приду к вам с ответом. Ну уж коли мы все о премиуме, то нельзя обойти стороной, конечно, Mercedes-Benz, кроме вполне ожидаемого В-класса и нового поколения GLE, который на самом деле очень странно вышел, на мой взгляд. Штутгартцы также представили полностью электрический внедорожник EQC он называется. Два электромотора на каждой из осей, суммарная отдача в 408 лошадиных сил, 765 ньютон-метров крутящего момента. До сотни машина способна разогнаться за 5.1 секунды, запас хода около 400 километров в час. Тоже вполне себе серийная модель, продажи стартуют в середине следующего года. Давайте в заключение пройдемся немножко по хозяевам автосалона, по французам. Начнем с Peugeot и весьма примечательного концепта, очень красивый автомобиль e-Legend называется. Разработали его в честь классического купе 504, выпущенного ровно 50 лет назад, отсюда, в общем-то, такая сходная стилистика, хотя начинка более чем современная, одних дисплеев внутри 16 штук. Концепт полноприводный, имеет два электрических мотора для каждой из осей. Суммарная мощность 462 лошадиные силы, 800 ньютон-метров крутящего момента. До сотни автомобиль ускоряется меньше чем за 4 секунды, максимальная скорость достигает 220 километров в час, без подзарядки концепт способен преодолеть почти 600 километров. Скажу больше: Peugeot e-Legend получил еще и систему полного автоматического управления. При активации этого режима рулевое колесо исчезает, оно просто полностью складывается, открывая для водителя вместо этого такой огромный 49-дюймовый дисплей перед ним. Естественно, автоматически складываются и спинки сидений, автоматически складываются подлокотники. Ну и уж коли мы перешли совсем к будущим автомобилям, то стоит отметить концепт Renault, я даже не знаю, как его правильно произнести, EZ-Ultima. Это автомобиль длиной почти в 6 метров, вообще не подразумевает участие водителя в управлении, поскольку уже сейчас способен передвигаться полностью самостоятельно. Салон автомобиля рассчитан на троих, для которых предусмотрены большое кресло, двухместный диван и столик. Отделано все… Константин Чуриков: Там можно даже барный отдел такой ставить, ты же не за рулем. Андрей Осипов: Там все есть, там даже есть специальная ниша для бокалов и где бутылочки охлаждаешь. Константин Чуриков: Удобно. Андрей Осипов: Потому что салон-то, кстати говоря, отделан натуральным деревом, кожей и даже мрамором, вы не поверите. Тамара Шорникова: В общем, такая яхта на дороге. Андрей Осипов: Да. И причем чтобы никто не видел, что происходит внутри, огромные двери могут закрываться таким специальным покрытием в ромбик. Силовая установка, конечно же, электронная, запас его хода 500 километров. Закончить хочется довольно примечательными новинками от Citroen и их премиального подразделения DS. Сам Citroen продемонстрировал кроссовер С5 Aircross, правда, пока его концептуальную версию Hybrid. Тем не менее в продаже гибрид появится в 2020-м. Силовая установка состоит из турбированного 1.6 мощностью в 180 лошадиных сил, электродвигатель на задней оси. Суммарная отдача – 225 лошадиных сил, запас хода на электротяге составляет 50 километров в час. А вот новый бренд DS продолжает, в общем-то, экспериментировать. Он отметился весьма такой яркой премьерой компактного городского кроссовера DS 3 Crossback. Конечно же, опять же яркая внешность, отличный, такой запоминающийся интерьер, все рассчитано на молодого клиента. Плюс к этому огромные возможности по персонализации машины как внутри, так и снаружи, а также полностью электрическая версия с запасом хода в 450 километров. Слава богу, есть обычная версия с бензиновыми и дизельными моторами мощностью от 100 до 155 лошадиных сил, жаль только полноприводных модификаций пока нет. Европейские продажи начинаются в начале следующего года, цена от 25 до 42 тысяч евро. Когда машина появится в России, увы, пока неизвестно. Константин Чуриков: Буквально пока мы не закрыли эту тему, зритель спрашивает: «И сколько суток заряжается этот и другие монстры?» Андрей Осипов: Вы знаете, очередной прорыв нас ожидает в ближайшее время. Очень многие электромобили сейчас научились от станции быстрой зарядки заряжаться на 80% всего за 20-30 минут. Константин Чуриков: Прекрасно. И второй вопрос: «Живучи ли эти автомобили в наших российских условиях? На полюсе холода, например?» Андрей Осипов: Живучи, потому что все автомобили испытываются в температурной камере до минус 35-40 градусов, все аккумуляторные батареи оборудованы системой подогрева. Да, конечно же, определенное падение заряда возможно, если машина стоит ту же самую ночь хотя бы на холоде, но как утверждают производители батарей, потери заряда не превысят 10% и она все равно будет компенсирована потом при последующем нагреве или прогреве транспортного средства. Константин Чуриков: Все понятно. Тамара Шорникова: А сейчас давайте задавать вопросы нашему эксперту. Парочка у нас уже есть. Константин Чуриков: «Спросите Осипова». Тамара Шорникова: Давайте сразу примем звонок – Владимир из Московской области к нам дозвонился. Владимир, слушаем вас. Зритель: Здравствуйте. Андрей Осипов: Здравствуйте. Зритель: Хотелось бы узнать о Hyundai Elantra 2009 года, слабые места автомобиля. У меня автомобилю уже почти 10 лет, вроде бы не ходовая, но мотор мне не докучает. Андрей Осипов: Вы, в общем-то, сами ответили на свой вопрос. Больших таких уж слабых мест я у него не заметил. Если 10 лет вы автомобиль обслуживаете и он служит вам верой и правдой, то, в общем-то, больших проблем с ним и быть не должно. Следите опять же за его техническим состоянием, я думаю, что еще по крайней мере 3-5 лет он вам послужит. Константин Чуриков: Наш зритель Тимофей просто уже оборвал нам все провода, спрашивает: «Скажите, пожалуйста, что вы думаете о Peugeot Expert 2.0, дизель, АКПП 2014». Андрей Осипов: Речь идет о коммерческом фургоне. Правильно, что дизель, хорошо, что автомат, они начали наконец-то ставить автоматы вместо роботов. Хотя, наверное, я бы на вашем месте предпочел версию с механической коробкой передач, но при городской эксплуатации, наверное, автомат будет попросту удобнее. Машина неплохая, машина достаточно надежная, в данном случае вы берете подержанный, конечно, автомобиль, – проверьте техническое состояние, потому что понятно, что на коммерческих фургонам не проезжают 10 тысяч километров в год, там накат может быть очень большой, надо помнить все-таки о ресурсе в том числе силового агрегата и так далее. Тамара Шорникова: Давайте еще один звонок примем. Михаил из Бурятии к нам дозвонился. Михаил, здравствуйте. Константин Чуриков: Здравствуйте. Зритель: Алло, здравствуйте. Андрей Осипов: Здравствуйте. Тамара Шорникова: Ваш вопрос. Зритель: Хотел бы узнать, я хочу приобрести Kia Sorento 2003 года, дизель. Слабые и сильные места. Андрей Осипов: Он чувствителен к качеству топлива. Скорее всего, предыдущий владелец уже клапан EGR снял, выбросил, заблокировал и так далее, за этим последить. В принципе машина достаточно ресурсная, но опять же качество нашей солярки сказывается на этом автомобиле. К тому же 2003 года, пробег там будет явно не меньше 150-200 тысяч километров, возможно, придется немножко заняться мотором, форсунками впрыска, теми же самыми свечами накаливания, хотя они, конечно, только зажигают смесь в первый момент, старт силового агрегата. Это нужно проверить, проверить нужно обязательно. Константин Чуриков: Вот такой очень ядовитый, едкий вопрос у нашего зрителя: «Что вы думаете об убийце Tesla «Москвиче-Иж?» Андрей Осипов: А она убила Tesla? Константин Чуриков: Это ирония, авторский прием у нашего зрителя. Андрей Осипов: Вы знаете, когда «Москвич-Иж» начнет выпускать такие же электромобили, как выпускает Tesla, я скажу, что молодцы, красавцы. Тамара Шорникова: Ладно, блиц. Саратовская область, Михаил спрашивает, что лучше, Skoda Rapid 1.6, 90 лошадей, или «Лада Веста» так же 1.6, но уже 106 лошадок. Андрей Осипов: С точки зрения обслуживания и эксплуатации, наверное, «Лада Веста», как это ни парадоксально, потому что вы можете ее обслужить по большому счету в любом гараже. Константин Чуриков: Самостоятельно. Андрей Осипов: Да, самостоятельно можно попробовать. Со Skoda придется ехать в фирменный сервис, еще не лишиться гарантии и так далее. Skoda все-таки, на мой взгляд, чуть-чуть получше в плане управляемости и комфорта, сиденья там немножко поудобнее. Константин Чуриков: Нам звонит юг, Анатолий из Астрахани. Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Андрей Осипов: Здравствуйте. Тамара Шорникова: Добрый вечер. Зритель: У меня вопрос. Расскажите о Peugeot 308. По разговорам ненадежный, запчасти дорогие. Андрей Осипов: Новая или предыдущего поколения, надо уточнить. Зритель: Двигатель 120 сил. Андрей Осипов: 1.6, да. Видимо, речь идет о машине предыдущего поколения. Зритель: Да, предыдущего. Андрей Осипов: Вы знаете, я не скажу, что там очень большие проблемы с надежностью, хотя мотор капризный. Что атмосферный 120-сильный, что его турбированная версия на 150 сил, к сожалению, достаточно капризные. Было такое, были замечены провисы цепи, то есть приходилось ездить на сервис. По большому счету машина не такая уж ненадежная: автоматы там японские ставятся давно, в общем-то, подвески – опять же по каким дорогам ездите. Но при нормальном уходе машина, в общем-то, служит достаточно долго. Там другая проблема, ее продать сложновато, потому что она очень здорово теряет в цене, вот об этом, мне кажется, при покупке надо помнить. Тамара Шорникова: Давайте еще из юга примем сообщение: «Что лучше в базовой комплектации – новая Volkswagen Jetta или Toyota Corolla?» Андрей Осипов: Jetta, потому что она чуть-чуть попросторнее и не так скучна в плане своих ездовых характеристик, я бы так сказал. Константин Чуриков: Я сначала подумал, что написали «Toyota Калина» – нет, Toyota Caldina, 2005 год. Андрей Осипов: Да, есть такая. Ну это такая машина, которая предназначалась исключительно для внутреннего потребления, ее очень много у нас на Дальнем Востоке. Машина надежная, ее, в общем-то, любят. Тамара Шорникова: Санкт-Петербург на связи. Денис, здравствуйте, слушаем вас. Зритель: Да-да, добрый вечер. Андрей Осипов: Здравствуйте. Константин Чуриков: Добрый. Зритель: Подскажите, пожалуйста, новая Mazda 6 когда выйдет на наш рынок? Интересует двигатель 2.5 без максимальной комплектации. Если есть возможность, какая ценовая категория. Сравниваем с последней Toyota Camry. Андрей Осипов: С Toyota Camry сравнивать ее не надо, Mazda 6 гораздо более драйвовый, приятный автомобиль… Константин Чуриков: Пижонская вообще такая машина. Андрей Осипов: Это отчасти пижонская машина, но она хорошо ездит, это один из немногих представителей этого сегмента, за рулем которого находиться действительно приятно. Буквально 2 недели назад я протестировал то, что называется новым поколением Mazda 6, могу сказать, что в общем-то она не так сильно отличается от поколения нынешнего. Появится она у нас в середине следующего года. Ну как не так сильно? Внешние отличия можно, конечно, разглядеть, но очень сложно, потому что стилистика осталась прежней, это скорее глубокий рестайлинг или серьезное обновление «шестерки». Продаваться она еще будет минимум года два, а вот потом уже, наверное, дебютирует абсолютно новое поколение 6 на новой платформе. Сейчас, по крайней мере после тестов, в ближайшие несколько недель мы выдадим материал, смонтируем его, вы сможете сами посмотреть, что из себя представляет обновленная «шестерка». Машина неплохая, и кроме того, там появится новый топовый мотор 2.5 Turbo. Константин Чуриков: Давайте не будем все-таки отдаляться от народа. Тверская область спрашивает: «Что брать из «Лады»?» Андрей Осипов: Давайте. Ну вы понимаете как? Там же все очень четко ранжировано по цене: 400 тысяч «Гранта», можно «Калину», 500-600 тысяч – можно топовую «Калину» или какой-нибудь универсал, можно о «Ниве» задуматься, допустим. Если уже бюджет 700-800, тогда надо брать «Веста» либо ее какие-то внедорожные модификации. Там все очень четко. Тамара Шорникова: И вот не могу не задать вопрос, потому что пишут, чтобы для женщины подсказали: «Что вы можете сказать о Lexus NX 200 Turbo?» Андрей Осипов: О NX 200 Turbo в данном случае речь идет. Для женщины подойдет. Надо понимать, конечно же, что это в общем-то Toyota RAV4 в премиум-упаковке с немножко другой внешностью и другим салоном, но хорошо, что 200 Turbo, потому что он делает машину весьма и весьма динамичной. Хотя новый мотор на 238, если не ошибаюсь, лошадиных сил пока еще не совсем проверили. Константин Чуриков: О чудесах автомобильной техники нам рассказывал Андрей Осипов, автоэксперт, редактор сайта osipov.pro. В следующую пятницу в это же время снова встретимся. Ну а мы к вам вернемся буквально через полчаса, впереди большой выпуск новостей на ОТР.