• Главная
  • Программы
  • ОТРажение
  • Андрей Попков: Таксисты должны работать за деньги, а не по 20 часов в сутки сидеть за рулем и наносить вред пассажирам

Андрей Попков: Таксисты должны работать за деньги, а не по 20 часов в сутки сидеть за рулем и наносить вред пассажирам

Гости
Андрей Попков
член Общественного совета Министерства транспорта РФ

Такси ответит за безопасность. Теперь перевозчики несут ответственность не только за жизнь и здоровье пассажира, но и за его багаж. Тему обсуждаем вместе с членом Общественного совета Министерства транспорта РФ Андреем Попковым.

 

Ольга Арсланова: В ближайшие полчаса поговорим о такси. Агрегатор теперь будет отвечать за своих водителей: если что-то с вами случилось в такси, компенсировать будет в итоге не только сам водитель, но и тот, на кого он работает. Верховный суд России ввел повышенную ответственность перед пассажирами для компаний, которые предоставляют услуги такси. Кроме того, суд детально разъяснил, как должны складываться взаимоотношения транспортных компаний с клиентами.

Юрий Коваленко: Один из ключевых моментов – агрегаторы обязаны отвечать за водителей, с которыми сотрудничают. Перевозчики несут ответственность не только за жизнь и здоровье пассажира, но и за его багаж. Грязный салон и багажник, из-за которых испортилась одежда пассажира, тоже являются поводом требовать компенсации. Если таксист или агрегатор откажутся возмещать ущерб добровольно, пассажиры могут смело подавать в суд.

Ольга Арсланова: Поводом для этих разъяснений стала трагедия в Москве, она произошла осенью 2014 года: водитель такси попал в ДТП, его пассажирка погибла. На суде выяснилось, что водитель и владелец машины – это два разных человека, а агрегатор такси и вовсе сторонняя организация вроде диспетчерской службы, поэтому нижестоящие суды взыскали компенсации только с таксиста и владельца машины.

Что изменится теперь? Выясним прямо сейчас с нашим гостем: у нас в студии член Общественного совета Министерства транспорта России Андрей Попков, – Андрей Валерьевич, здравствуйте.

Юрий Коваленко: Здравствуйте.

Андрей Попков: Здравствуйте.

Ольга Арсланова: Давайте разъясним, что у нас было до этого разъяснения пленума Верховного суда.

Андрей Попков: Было ровно то, что вы сказали ранее: агрегатор ни за что не отвечал, соответственно, нес ответственность водитель в первую очередь, нес ответственность собственник транспортного средства, юридическое лицо так называемое. Потому что у нас на сегодняшний день разрешение такси может получить только юридическое лицо, либо индивидуальный предприниматель, либо другое юрлицо, которое зарегистрировано в соответствующем субъекте федерации.

Ольга Арсланова: То есть каждый из водителей, которые работают на многочисленные, ну немногочисленные агрегаторы, еще и приписаны к какому-то таксопарку? Таксопарк отвечает за что-то?

Андрей Попков: Ну давайте скажем так: водитель не работает, такого слова нет, есть аренда автомобиля. Трудовые отношения отсутствуют напрочь.

Ольга Арсланова: Вот это важно.

Андрей Попков: Это важный момент, поэтому рынок сегодня лихорадит. Нет такого понятия "работаю в такси", нет его, есть просто аренда автомобиля, есть агрегатор, который торгует заказами, есть водитель, который имеет статус либо индивидуального предпринимателя, либо вообще физлица. На сегодняшний день вот этот уход от трудовых отношений провоцирует всевозможные нарушения трудовой дисциплины и безопасности труда. Соответственно, не соблюдаются никакие нормы, аварийность на сегодняшний день зашкаливает в такси. Поэтому мы добивались долго, чтобы агрегатор отвечал, и наконец-то случилось то, что случилось: Верховный суд признал агрегатора субъектом транспортной отрасли по сути дела и приравнял его частично к другим участникам рынка, если это так можно сформулировать другими словами.

Агрегаторов у нас на сегодняшний день несколько, так скажем, десяток ведущих агрегаторов в стране, которые у нас работают на рынке. По моим данным, сейчас формируется еще один агрегатор "Кроссплатформенный евразийский агрегатор", это уже агрегатор агрегаторов, который будет анонсирован где-то через месяц на Международном Евразийском форуме "Такси". И я так понимаю, что некоторые люди уже собираются охватить и площадку Евразии. Но так как на евразийском континенте нет еще единых законов, то они будут регулироваться законами тех стран, где они по сути дела будут работать или под ними кто-то будет работать, примерно такая ситуация.

И еще что хочу сказать? Конечно же, агрегаторов нужно еще признать работодателем. Это второй шаг. Если у нас власти признают агрегаторов работодателем, то, соответственно, уже автоматически водитель будет соблюдать режим труда и отдыха, автоматически будет профквалификация водителя проводиться, профстандарты будут написаны. Соответственно, уже рынок сам по себе зачистится от недобросовестных предпринимателей, потому что выживет на рынке тот по сути, кто будет соблюдать законность.

Ольга Арсланова: Сейчас агрегатор для нас относительно новое явление, наверное, поэтому все эти законодательные шероховатости еще существуют. Но по сути кто это сейчас сегодня? Это просто информационная платформа и тот, кто сдает автомобили в аренду, получается? Не ответит за водителей вообще?

Андрей Попков: Нет, только информационная платформа, которая распределяет заказы и устанавливает цены на рынке, чего делать им вообще не положено и нельзя, они не полноценный игрок на рынке. Главный игрок на рынке – это водитель в первую очередь, он везет, он отвечает, он работу делает. Дальше это собственник автомобиля, его активы, его риски финансовые, соответственно, он второй стоит. А третий уже стоит диспетчер, агрегатор, который просто берет заказы и распределяет между… Они создали такую ситуацию, что они сегодня у нас и регулируют ценообразование, и занимаются недобросовестной конкуренцией в плане того, что занижают цены, а выплачивают водителю между низшей ценой и рыночной ценой.

Ольга Арсланова: Но подождите, если они всего лишь предоставляют информационные услуги и да, занимаются регулированием рыночных цен, почему тогда они должны отвечать за какие-то эксцессы?

Андрей Попков: А потому что они полноценные участники транспортного рынка, это во-первых. Потому что они на себя сами взяли эту функцию участника рынка. Не пишите тогда, что эта фирма такая-то такси, но у нас же на всех бортах написано, они сами это признали. И соответственно, они сами не против быть участниками транспортного рынка. Безопасность требует. Понимаете, есть определенные законы о транспортной безопасности, есть приказы Минтранса, которые, допустим, невозможно выполнить без трудовых отношений, а транспортная безопасность может только выполняться в том случае, когда все участники рынка будут в одинаковых условиях.

А у нас получается, участники рынка не в одинаковых условиях были: у нас водители и собственники несли ответственность, а агрегатор выпадал. И когда человек попадал в аварию, он прибегал-то в первую очередь к агрегатору: "Я же у тебя взял заказ, я у тебя заказал машину по приложению". А он ему ухмылялся и говорил: "Ребята, мы вообще не такси, извините, вы не к нам пришли, мы просто приложение, информационная услуга".

Юрий Коваленко: А в этой цепочке сейчас кто отвечает за состояние водителя? Потому что водитель, который в Сочи сбил пешеходов, двое суток не спал, никто его не проверял за эти двое суток, ему давали заказы и не задавали вопросы, почему он до сих пор на линии и еще не спит.

Андрей Попков: Отвечает собственник транспортного средства. Собственник транспортного средства как обыкновенная транспортная компания.

Ольга Арсланова: Автопарк какой-то.

Андрей Попков: Да. Он должен иметь в штате медиков, должен ежедневно проводить предрейсовый медицинский осмотр, технический осмотр транспортного средства. Водитель должен, согласно приказам Минтранса, соблюдать режим труда и отдыха, он это должен делать. Но, к сожалению, уполномоченные органы не контролируют этот вопрос, у грузовиков, у автобусов вопрос решен с помощью тахографа частично пока, в такси нет считывающего устройства либо какого-то электронного устройства, которое фиксирует нахождение водителя за рулем определенное время. Мы за это бьемся, это безопасность труда водителя по сути дела, но нас не слышат, к сожалению.

Мы предупреждали перед Чемпионатом мира, я несколько раз выступал на Общественном совете Минтранса, говорил, что если мы срочно не наведем порядок, у нас будут какие-то нехорошие случаи, мы с вами опозоримся, господа, на что эту тему затерли, отдали на регулирование субъекта федерации, субъекты федерации доложили, что у них все прекрасно и хорошо. На самом деле мы увидели киргиза, который недавно сбил, уснул за рулем в Москве, гостей наших; соответственно, второй случай в Сочи еще произошел, еще несколько случаев было. И получается так, что мы не готовы были, а теперь нужно после Чемпионата мира сделать разбор полетов: ребята, а почему мы не готовы-то были? Хотя все мы говорили об этом, не просто говорили, а говорили, что делать нужно, для того чтобы навести порядок на рынке.

Юрий Коваленко: И все же вот сейчас в данный момент будут вводиться медосмотр, профтехосмотр, всевозможные контроля, счетчики, тахографы. У меня один вопрос: что вырастет и что упадет? Вырастет ли цена на поездку или упадет зарплата водителя от этого, потому что агрегатор-то на это потратится, он должен будет это отбить.

Андрей Попков: Давайте сделаем так: нет зарплаты водителя на сегодняшний день.

Юрий Коваленко: Ну оплата его услуг.

Андрей Попков: Оплата труда, так скажем. Я думаю, что стоимость поездки не должна быть дешевле себестоимости поездки. Себестоимость поездки на сегодняшний день достаточно высока, потому что автомобиль стоит определенных денег, водитель по трехстороннему соглашению профсоюзов и работодателей в сфере транспорта в России не должен получать ниже 36 или 37, если не ошибаюсь, тысяч рублей официально с уплатой всех налогов. На сегодняшний день это не соблюдается. И получается так, что бизнес такси криминальный на 90%. Почему? А потому что ни один закон этим бизнесом не соблюдается. Соответственно, что нужно? Нужно срочно наводить порядок, вводить трудовые отношения и жестко наказывать тех предпринимателей, которые уходят от законодательства. Я понимаю, они скажут: "Мы не можем работать, у нас бизнес, мы не можем работать по закону", – извините, если вы не можете работать по закону, уходите с рынка, придут те, кто сможет работать.

Ольга Арсланова: Но другой вопрос, будет ли это пользоваться таким спросом, ведь всем нравится заказывать дешевое такси. Можно заказать подороже по старинке, но рынок есть рынок.

Андрей Попков: Помните, раньше в Москве были рынки, которые торговали просроченными продуктами? Всем очень нравилось ходить на эти рынки и покупать за 3 копейки йогурты, понимаете? Это то же самое. И что? Есть нормы, нужно эти нормы соблюдать. Не дай бог наши с вами родственники попадут в аварию, мы потом будем локти кусать, почему мы этого не сделали. Это ровно до тех пор, пока твои близкие не попадут в какой-то сюжет; как только он попадают в сюжет, все переворачивается с ног на голову, все начинают понимать, все начинают думать, что делать.

Ольга Арсланова: Послушаем наших зрителей. Денис, Забайкальский край, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Ольга Арсланова: Вы в эфире.

Зритель: Хорошо я вас слышу, только что-то я не в прямом эфире.

Ольга Арсланова: Нет, вы в прямом, Денис.

Зритель: А, ну хорошо. Здравствуйте. Значит, Забайкальский край, город Чита. Вопрос следующего характера. Вот тут люди вам сидят, рассказывают сказки о такси. Хорошо, я вам расскажу такую сказку. У нас в Забайкальском крае есть такой как бы основной представитель такси. Деньги рубят бешеные, а машины ездят отвратительного качества, зачастую водители ездят с перегаром. Сотрудники ГАИ на это не реагируют, да у нас как бы много в Забайкальском крае чудес таких творится, только почему-то никто не видит. А недавно у нас приезжала Матвиенко, она почему-то у нас улицы неубранные увидела и газоны, а вот основных проблем города Читы не видела, таких как цена бензина 42.90, цена на хлеб 29-30 рублей. Это все нормально?

Ольга Арсланова: Денис, вы сказали, что такси дорого стоит. Дорого – это сколько? Просто чтобы понимать.

Зритель: Километр 80 рублей.

Ольга Арсланова: Километр 80 рублей?

Юрий Коваленко: Подождите, так не бывает, по-моему.

Андрей Попков: Хорошие цены, нам бы в Москве такие.

Зритель: Я вам скажу. У нас есть поселок Антипиха, с поселка до Ленина 128 12 километров. Цена поездки – 210, 250 рублей, если идет дождь.

Юрий Коваленко: А, еще с налогом на дождь.

Зритель: Ну вот такие по сути цены.

Ольга Арсланова: Понятно. Но это без агрегаторов, пожалуйста, цены, кстати. Спасибо.

Андрей Попков: Это без агрегаторов, да. Я поэтому и говорю, что цены агрегаторы ломают…

Зритель: Почему? Официально…

Ольга Арсланова: Это официальное такси, это не агрегатор.

Зритель: …по телефону заказываешь такси.

Андрей Попков: Официальный – это где? Покажите мне, где вы официально…

Зритель: По телефону заказываешь такси, звонишь в службу такси и заказываешь такси.

Андрей Попков: Я же говорю, что служба такси – это не такси. Если на заборе написано "такси", это не значит, что это такси.

Ольга Арсланова: Понятно. Спасибо за вашу историю. Да, водитель с перегаром – это, конечно, сильно.

Юрий Коваленко: И доплата за дождик.

Андрей Попков: За перегар.

Ольга Арсланова: Смотрите, что нам пишут люди: "Владелец сдает в аренду автомобиль не для работы этого автомобиля в такси. Все по закону, он не отвечает, так как водитель взял его автомобиль для личных нужд, а не для работы в такси". Кстати, постоянная история, часто в Москве сейчас слышу – таксист везет, через агрегатор вызываю автомобиль, он мне говорит: "Вы знаете, я вообще не таксист, я вот для себя взял, мне удобно. Вот отобью эти 2 тысячи в сутки (столько стоит аренда автомобиля), просто отбиваю аренду, подвожу людей".

Андрей Попков: Это безграмотные люди.

Ольга Арсланова: И читается: "Я ни за что не отвечаю".

Андрей Попков: Нет, это он ошибается, потому что отвечает собственник автомобиля, это во-первых. Мы тут проводили… У нас проводятся ежемесячные санитарные дни в такси, я являюсь одним из руководителей Российского профсоюза таксистов, мы от профсоюза проводим, я как член Общественного совета субъекта общественного контроля, мы проводим общественный контроль такси, называется санитарные дни. Последний санитарный день у нас был посвящен ОСАГО. Вот представьте себе, из 50 вызванных автомобилей только 2 соответствовали законодательству, в Москве желтые автомобили приезжали такси, мы со всем агрегаторов вызывали, только у двоих было ОСАГО такси, у половины было ОСАГО на физлицо, а у остальных вообще "левое" ОСАГО.

Ольга Арсланова: А что это значит для пассажира?

Андрей Попков: А это значит, что вы не получите вообще никаких выплат?

Ольга Арсланова: Если что-то произойдет.

Андрей Попков: Да, и водитель не получит, и хозяин автомобиля не получит. Это говорит о том, что рынок-то криминален, я повторюсь, что мы ведем эту общественную работу, вызываем, показываем власти, что вот, ребята, смотрите, это не вранье, видеоролик, все с подтверждением, скриншоты, все как положено, вызвали оттуда, Иванов Иван Иванович приехал, неважно кто там, такой-то агрегатор, такая-то фирма, по номерам все пробивается, сейчас легко, база РСА есть. Какой полис? Для такси есть отметка "такси", не такси – это физлицо, обыкновенный "юрик", но страховая уже не выплатит выплату, если нарушено законодательство. А "левого" полиса вообще нет в базе, значит, он "левый".

Ольга Арсланова: А что с водителями, у нас спрашивают? Много приезжих работают в Москве в такси, какие у них права?

Андрей Попков: Права? Скажу так: можно работать россиянам понятно, был бы 3-летний стаж работы, вернее стаж прав.

Ольга Арсланова: Любой с правами и 3-летним стажем может работать таксистом?

Андрей Попков: Любой с правами, у которого есть стаж 3 года на сегодняшний день…

Юрий Коваленко: С любыми правами любой страны?

Андрей Попков: Нет, только Киргизия, Белоруссия, Казахстан, все.

Юрий Коваленко: Все остальные должны пересдавать?

Андрей Попков: Все остальные должны получать права российского образца.

Ольга Арсланова: Ну они это делают?

Андрей Попков: Нет. Мы проводили до этого санитарные дни, получалось так, что 20% только приезжает с правами, которые попадают под законодательство, 30% люди, которые не могут работать, это граждане других стран, и еще 30% примерно где-то люди, которые вообще не должны находиться на территории Российской Федерации, потому как…

Ольга Арсланова: То есть это нелегалы.

 Андрей Попков: Это нелегалы галимые. Мы проводили с ФМС рейд, выяснилась такая вот картина. Причем говорю для тех, кто сдает машины тем, кому можно ездить иностранцам: вы их обязаны по законодательству оформить по Трудовому кодексу Российской Федерации официально. Если вы этого не делаете, то придет ФМС и выпишет вам штраф, по-моему, 100 тысяч на каждого человека. И я это говорю для того, чтобы люди понимали: если они пришли работать и возить пассажиров за деньги, то они должны нести полную ответственность и понимать, куда они вообще пришли, а не каршерингом заниматься автомобилей такси.

Ольга Арсланова: Послушаем наших зрителей. Калининград, Анатолий. Здравствуйте, Анатолий. Анатолий, вы работаете в такси, нам подсказали?

Зритель: Добрый день. Да, работаю в такси, такси "Балтика" называется, генеральный директор Чихлидзе Илья Славович, его заместитель Гоняев Эдгар Евгеньевич. Меня просто-напросто удивляет вот этот человек, который говорит ни о чем, потому что у нас уже 5 лет идут застрахованные все пассажиры и так далее. В случае ДТП никаких этих самых… Почему он не говорит, этот человек, о фирмах таких, как…

Ольга Арсланова: Я так понимаю, речь идет о том, что не везде так.

Андрей Попков: Не понял вопроса.

Ольга Арсланова: В некоторых таксопарках правила соблюдаются, правильно мы вас поняли?

Андрей Попков: Есть таксопарки и в Москве, в которых соблюдается… Я же сказал, что у нас из 50 автомобилей 2 машины были нормальные, водитель соответствовал, путевые листы, предрейсовые осмотры. Я просто знаю, откуда эти машины приезжали. Но куча фирм… В Москве – это не в Калининграде, это две разные вещи. В Калининграде друг друга все знают примерно, а в Москве…

Ольга Арсланова: Рынок просто меньше.

Андрей Попков: …большущий огромный рынок со 160 тысячами автомобилей. Соответственно, здесь совсем другие правила, полно всяких, так скажем, людей, которые сегодня открываются, завтра закрываются. Я говорю именно про них, про то, что рынок криминален.

Ольга Арсланова: Понятно.

Андрей Попков: В Советском Союзе такси было нормальным, я помню всю эту тему, что такси… Был замкнутый цикл, и поэтому такси было безопасным для того момента времени.

Ольга Арсланова: Давайте еще одного работника такси послушаем, Валерий из Краснодара у нас на связи. Здравствуйте. Нет, к сожалению, не получилось у нас с Валерием пообщаться.

Ну вот смотрите, у нас пишут: "Работаю таксистом, из-за маленького заработка иногда приходится даже отнимать деньги у пассажиров", – надеюсь, это шутка. Многие таксисты, которые нам пишут, жалуются на то, что действительно их доходы падают постоянно из-за того, что рыночные механизмы работают, демпинг агрегаторов, но они не могут себе найти другую работу. Есть ли какой-то у работников такси выбор работать вместе с агрегатором, используя его систему, или работать как-то по-другому?

Андрей Попков: К сожалению, выбор был еще несколько лет назад, был бордюр так называемый, серый бордюрный камень. На сегодняшний день уже этого нет, у нас технологии идут вперед, может быть, к сожалению, может быть, к счастью.

Ольга Арсланова: Для пассажиров в чем-то к счастью, все-таки цены становятся ниже.

Андрей Попков: Да, удобнее намного, конечно. Я не спорю, не против новых технологий, идет все вперед, время вызова такси сокращается постоянно, автомобили по крайней мере в Москве более-менее уже свеженькие, бегают, мы видим. Но все равно у нас с рынком труда в такси, конечно, проблемы. И во всем я вижу – это мое мнение, не только мое мнение, и мнение специалистов в транспортном законодательстве – что вся проблема в трудовых отношениях. Как только трудовые отношения будут, соответственно, рынок сам себя отрегулирует, начнут выполнять законодательство трудовое, там жесткие меры. Соответственно, будет квотирование и сокращение рынка автоматическое и все придет к нормальному знаменателю.

Юрий Коваленко: И повышению цены.

Андрей Попков: Может быть, к повышению, потому что низкие цены тоже нехорошо. Я говорил про рынки, которые раньше были, с просроченными товарами, это в принципе то же самое. И нормальный любой человек, который работает, должен получать достойную оплату за свой труд, а не по 20 часов работать и еще наносить какой-то вред пассажирам. Люди должны работать за деньги, и государство должно об этом беспокоиться.

Ольга Арсланова: Спасибо. Напоминаем, мы обсуждали новость о такси, Верховный суд теперь вменяет ответственность за пассажиров еще и агрегаторам. У нас в гостях был Андрей Попков, член Общественного совета Министерства транспорта Российской Федерации.

Юрий Коваленко: Спасибо.

Андрей Попков: До свидания.  


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски
  • Яркие фрагменты
  • Интервью
  • Сюжеты