Тамара Шорникова: Первая тема нашего информационного марафона сегодня: закон о госрегулировани такси внесли в Госдуму. Что предлагается? Все водители будут работать только с российскими правами, лицензии будут разыгрывать на аукционе, а агрегаторы будут нести солидарную ответственность на равных условиях с перевозчиками. Иван Князев: Да, вопросов много. Поможет ли новый закон сделать наши поездки безопаснее и как это отразится на стоимости услуг? Будем разбираться прямо сейчас. Сегодня у нас в гостях Андрей Попков, член Общественного совета Министерства транспорта. Здравствуйте. Тамара Шорникова: Да, здравствуйте. Андрей Попков: Добрый вечер. Тамара Шорникова: Вот сразу подключим к нашему разговору телезрителей: звоните, пишите, рассказывайте, как часто вы пользуетесь услугами такси, устраивает ли вас комфорт, считаете ли вы свои поездки безопасными? Если у вас были какие-то инциденты, случаи во время поездок, звоните, пишите, рассказывайте. Возможно, есть идеи, как можно навести порядок в этом секторе. Иван Князев: В этой отрасли, да. Андрей Валерьевич, насколько я понимаю, сейчас два закона рассматриваются депутатами. Чем, во-первых, они отличаются? Какой из них какое чтение уже прошел? И в чем там главные сложности вот сейчас? Потому что агрегаторы вроде как согласились нести ответственность в случае ДТП, то есть теперь будет разделять еще и агрегатор и водитель. Что еще там есть? Андрей Попков: Ну смотрите, у нас сейчас в Госдуме находится один закон, который прошел уже первое чтение, мы его недавно обсуждали в Минтрансе на Общественном совете, был специально созван внеочередной Общественный совет Минтранса, где рассматривался только закон о такси. Это редкое явление, но это было так. Минтранс вносил правки свои в этот закон. Мы внесли в этот закон то, что разрешение нельзя передавать другому юрлицу, это главные моменты, и там был такой пункт, что агрегаторы освобождаются от ответственности, он был в конце приписан, и никогда не освобождаются. Мы этот пункт вообще убрали, они не должны вообще никак освобождаться. Как только агрегаторы пронюхали эту тему, что все, пойдет на второе чтение сейчас, уйдет на ГПУ, они быстренько каким-то чудесным способом инициировали второй закон. Они взяли первоначальную версию этого закона, добавили туда все, что они хотели, чтобы они освобождались от ответственности (мы прочитали это все), чтобы можно было передать кому угодно это разрешение. В общем, они так размыли там все, и чудесным образом этот закон попал в Государственную Думу вчера, в последний день, вот под закрытие там раз-раз, занесли, там что-то где-то, раз, опаньки! – он уже в Госдуме. Пока он еще должен пройти проверку, понятно, это долгая песня, но для чего это сделали агрегаторы? Агрегаторы это сделали для того, чтобы оттянуть время. Если вот этот новый закон «прокатит», то примут его в лучшем случае в 2023 году, в лучшем случае, а сегодняшняя ситуация выгодна агрегаторам. Они сегодня ни за что не отвечают, рубят деньги и, как говорится, ни в чем себе не отказывают. Ситуация на рынке… Вообще рынок такси криминален, я повторюсь опять же, на 90% с лишним. Почему? Во-первых, агрегаторы превратили рынок в помойную яму, где у нас люди… Работают непонятно кто, и такого слова «работа» нет. Иван Князев: Нелегалы, говорят, в смысле не то что нелегалы… Андрей Попков: Иностранцы. Иван Князев: Иностранцы, да. Андрей Попков: У нас 70% уже иностранцев за рулем. Иван Князев: Семьдесят процентов? Андрей Попков: Причем их никто никак не контролирует, уполномоченный орган работает слабо. У меня есть статистика, Москва только и Питер более-менее какие-то цифры, в Москве, по-моему, 20 с лишним выписано штрафов, в Питере 1 или 2 тысячи, а в остальных регионах за 2019 год по 4–10 только постановлений было выписано. Я не знаю, почему, говорят, что народу нет, еще какие-то причины они называют. Но скажу так, что нужно срочно принимать тот закон, который есть сейчас, на второе чтение, потому что тот, который внесли, он вообще никуда не годится, он просто бьет опять по голове простому работяге. Это получится так, что людей… Сейчас и так днище в такси по сути дела, а эта организованная преступная группировка под названием агрегаторы загоняют людей еще глубже в это днище. И получается так, что люди и так работают по 12–14 часов, а если сейчас примут этот новый закон, который только сейчас внесли, люди будут работать еще больше. То, что там написано, агрегаторы будут реестр, лицензии (кстати, лицензий никаких нет в такси, есть разрешения) – это все «хотелки» Дептранса Москвы, они хотят продавать эти разрешения. Опять же рынок, может быть, и готов к этому, но, извините меня, за 9 лет, пока было квотирование в законе, никто не воспользовался этим квотированием, а теперь вдруг под занавес все побежали: ой-ой, мы будем продавать эти разрешения. А что же вы сидели 8 лет? Что же вы ничего не делали 8 лет? Да, у нас желтые машины, все хорошо. Желтые машины у вас, а за рулем-то кто сидит? Трудовых отношений нет. Мы хотели сейчас агрегаторов признать работодателями, нам дали типа по рукам, и они опять полезли вперед нас в Минтруд. Мы в Минтруде заявили: да, признайте их работодателями, не только их, кстати, разнос питания, вот это, что у них там есть, вот эти сервисы, это по сути дела работа. Они назначают ценовую политику, агрегаторы назначают условия выполнения своих трудовых обязанностей (а-ля трудовых) – соответственно, значит, кто они? Значит, у них есть все признаки работодателя, значит, они кто? Работодатели. Значит что? Оформляйте официально на работу людей, платите им официальную зарплату нормальную, сокращайте рынок каким-то чудесным образом, как вы это любите делать, и соответственно дальше пускай люди работают нормально, и убирайте иностранцев. Что касается иностранцев, они хотят права… Мы бы хотели как сделать? Убирать их нельзя, потому что евразийское сообщество у нас там не даст этого сделать… Иван Князев: Я думаю, не только поэтому – потому что работать некому будет. Андрей Попков: Да. Сделать нужно так, как в нормальных странах, в Европе: хотите работать? – приходите, получайте российские права. Нам опять говорят, что ГИБДД будет всем подряд выдавать, продавать, – у нас есть общественный контроль, в конце концов. Если иностранец получил чудесным образом права или их десять сразу получил, это сразу же сигнал правоохранительным органам проверить ГИБДД, это все можно делать элементарно, просто никто не хочет этим заниматься. Тамара Шорникова: Давайте прервемся на секунду, у нас есть телефонный звонок, выслушаем телезрителя. Владислав из Московской области, нам подсказывают, что как раз тоже хочет высказать мнение об иностранных водителях. Здравствуйте, Владислав. Иван Князев: Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Тамара Шорникова: Да, слушаем вас. Зритель: Я вот по поводу иностранных водителей. Я как бы тоже против, я не хочу этого. Это может показаться смешно, но некоторые водители даже не умеют пользоваться навигатором. Иван Князев: Ну почему смешно? Это часто бывает уже, это уже даже не смешно. Зритель: Спрашивают дорогу, вот, проезжают развязки, то есть… Даже ребенка с ними посадить страшно. Иван Князев: Да, понятно, спасибо. Тамара Шорникова: Да, Владислав, понятно. Подскажите… Слышите нас еще? Зритель: Да-да. Тамара Шорникова: Скажите, что вы предлагаете? Зритель: Я предлагаю хотя бы, чтобы у них были российские права, то есть это им уже затруднит работу, в такси устроиться и так далее. Тамара Шорникова: Так. Есть контраргумент у тех, кому нравится нынешнее положение, нравятся в том числе низкие цены за поездки, а ограничения подобного рода, естественно, приведут к тому, что меньше станет иностранных водителей, соответственно подорожают услуги. Вы готовы к этому? Зритель: Да, конечно, подорожают услуги, но зато русским водителям, которые не хотят сейчас идти в такси работать, появятся рабочие места, которые… Естественно, будет зарплата у них выше. Тамара Шорникова: А вы думаете, это приведет к этому? Зритель: Конечно! Тамара Шорникова: Хорошо, да, Владислав, спасибо вам за ваше мнение. Иван Князев: Прости, Тамара, Нижний Новгород спрашивает: «А что вообще дает лицензия, разрешение? Ее почти все покупают. Первую я оформил, вторую купил». Тамара Шорникова: И вопрос вдогонку: а лицензия – это снова лицензия на автомобиль, или это лицензия на работу, разрешение конкретного водителя? Андрей Попков: Нет, лицензии нет у нас, у нас разрешения. Иван Князев: Как она получается, что это? Андрей Попков: У нас разрешение получается в уполномоченном органе, то бишь если в Москве, то в Дептрансе города Москвы, в регионах в министерствах транспорта регионов. Иван Князев: Ее каждый водитель получает? Андрей Попков: Не каждый водитель ее получает, юрлицо. Иван Князев: Ага. Андрей Попков: Только юрлицо либо ИП. Оно подает заявление… Кстати, сейчас в новом законе они написали «самозанятые» – какие самозанятые, люди? Самозанятый – это путь в рабство, вообще в днище. Самозанятый – это физлицо, он платит только 4% налога, никакие пенсионные отчисления, у него пенсии не будет. Вот специально загоняют людей в какой-то, я не знаю, рабовладельческий строй. Забудьте об этих самозанятых на транспорте, на транспорте их быть не должно, должны быть трудовые отношения либо индивидуальные предприниматели должны быть, которые на своих автомобилях работают. Тамара Шорникова: Подождите, здесь-то в чем подвох? Если, например, бизнесмены будут использовать эту лазейку, чтобы не заключать договор трудовых отношений, а использовать так называемых самозанятых, это одно. А если человек хочет на своей машине получить дополнительный заработок… Андрей Попков: Это заемный труд, который запрещен. Тамара Шорникова: Если человек хочет на своей машине получить законный заработок, почему не использовать такую возможность в качестве самозанятого работать? Андрей Попков: Нет, нельзя. Вы понимаете, что самозанятый – это физлицо, а у нас выдается разрешение юрлицу. Не может по закону юрлицо брать самозанятого на работу как самозанятого, это уход от налогов, во-первых, и заемный труд, во-вторых. Тамара Шорникова: Все, понятно. Андрей Попков: Это заемный труд, у нас заемный труд запрещен. Тамара Шорникова: Человек сам на себя в данной ситуации работать не сможет. Андрей Попков: Не сможет. Зачем ему работать самому на себя? Он только ИПшником может быть. Соответственно, что хочу сказать? На сегодняшний день, опять же повторюсь, обстановка очень тяжелая в такси, очень тяжелая. Мы призываем депутатов всех вменяемых ускорить прохождение на второе чтение вот этого закона, который лежит на сегодняшний день в Госдуме, который уже готов по сути дела был. Тамара Шорникова: Не секрет, что у нас большая часть водителей такси работают вообще без прав, об этом нам рассказывают и сами водители… Иван Князев: …и телезрители тоже. Тамара Шорникова: Их не проверяют, они не интересны сотрудникам ГИБДД. Как подобные ограничения будут бороться вот с этой проблемой? Андрей Попков: Вы знаете что? Во-первых, у нас нет, у бизнесменов, которые владеют транспортными средствами, разрешениями, держателями разрешений, так скажем, «таксибаронов» на сегодняшний день – у них нет доступа к базе ГИБДД, они не могут в оперативном порядке проверить человека, есть у него водительское удостоверение или нет, база закрыта. Мы этот вопрос поднимали несколько раз с руководством ГИБДД, но почему-то, по каким-то причинам эта тема, как говорится, этот момент не увенчался успехом. Мы тоже призываем руководство ГИБДД, как говорится, повернуться к нам лицом и ускорить вот этот процесс, так скажем, цифровизации, чтобы можно было проверить любого водителя в оперативном порядке, чтобы это было быстро, доступно, как у них на сайте со штрафами. Вот со штрафами они все хорошо сделали: ты быстренько зашел на сайт ГИБДД, проверил. Что касается изъятия, как говорится, денежных знаков у населения, здесь все хорошо, а что касается как-то помочь и бизнес-сообществу, и профессиональному сообществу, вот здесь вот какие-то там, как говорится, тормозится процесс. Иван Князев: Еще один звонок у нас есть, Александр из Алтайского края. Слушаем. Александр, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. У меня вот такой вопрос. Вы как бы говорите, все по лицензии. Да я согласен заплатить по лицензии, но получается, я за сутки натаксовываю тысячу рублей, город Бийск, Алтайский край. Иван Князев: Ага. Зритель: Ну как бы это все входит в то, что машину обслужить, заправить, у меня остается рублей 300. И если я еще лицензию буду платить, зачем мне это надо? Я получать-то ничего не буду. Я частник, я просто частник, не таксопарк. Иван Князев: Ну понятно, у вас тогда, наверное, совершенно другая история получается. Тамара Шорникова: Да, спасибо, Александр. Иван Князев: Спасибо большое. Некоторые эксперты говорят, что вот, знаете, когда будут таксисты работать с лицензиями, некоторые агрегаторы было использовать в своих целях, для того чтобы избавиться от конкурентов особенно в регионах: знаешь, в соседней фирме работают люди – он знает, он позвонил, настучал, что называется, и все. Не получится ли так? Андрей Попков: Да нет, вы знаете… Я знаю одно, что в основном все друг друга знают на рынке, тут секретов нет. Новые приходят, кто-то уходит, такой идет круговорот на рынке, причем старые, кто работают, они давно работают, а новые постоянно меняются по каким-то там причинам, и очень большая там ротация и водителей. Не знаю, скорее всего, нет. Иван Князев: Вряд ли, да? Андрей Попков: Но вы понимаете, что вот такая криминогенная обстановка… Люди обозленные. Ко мне уже сейчас обращалось много водителей буквально перед Новым годом, там сейчас были какие-то забастовки, еще что-то сейчас проскакивало, все это было. Они ко мне обращались: давай делай митинг, ты можешь, вы делали все это, мы придем требовать от властей, чтобы, во-первых, закон быстро принимали тот, который в Госдуме уже лежит, а во-вторых, мы хотим справедливости. Потому что такая несправедливость, что люди уже готовы хвататься за вилы, вот честное слово, потому что у них отчаяние, на Новый год они ничего не зарабатывают, они работают-работают, а в конце года, подведя итоги, человек, как говорится, понимает, что он не заработал того, что ему обещали вот эти агрегаторы, о чем он сам мечтал до этого. Соответственно, люди обозленные и просят, как говорится, после Нового года заняться митингом таксистов в городе Москве. Соответственно, если, как говорится, будет достаточное количество людей, конечно же, мы будем организовывать это мероприятие. Тамара Шорникова: Возвращаясь к звонку нашего телезрителя, который работает водителем такси, новые ограничения, лицензии, действительно ужесточения правил работы для иностранных водителей, сокращение их штата соответственно в рамках такси – это все повлечет дополнительные издержки для самих водителей? Андрей Попков: Вы знаете, лицензии нет, есть разрешение, это разные вещи, я еще раз повторюсь. Во-первых, разрешение на сегодняшний день в Москве выдается бесплатно, во многих регионах бесплатно, не надо ничего платить, 30-дневный срок, если у вас юрлицо либо ИП, вы подаете документы и получаете это разрешение на себя, на ИП, если у вас автомобиль соответствует закону, все. Даже Москва единственный регион, по-моему, который субсидирует таксомоторные перевозки, вот это вот хорошая история у московских властей, потому что они субсидируют такси. Но я еще раз повторюсь, что вот ситуация очень тяжелая. И вот то, что вы сказали, все вот эти вот новеллы уже есть в том законе, все это уже прописано, это просто вот этот новый закон повторяет тот. Просто вот с этими… Агрегаторы повычеркивали все, что им неинтересно и не нужно, что будет якобы, по их мнению, тормозить их бизнес-процесс. Но, извините, товарищи, ваш бизнес-процесс никак не бьется с процессом обыкновенных водителей и людей. Соответственно, мы видим на сегодняшний момент, что аварийность повысилась практически на 60% по сравнению с прошлым годом. Почему? Потому что водители работают много, за рулем иностранцы. Соответственно, с этим надо бороться. Тамара Шорникова: Ну понятные причины, да. Андрей Попков: И хотелось бы сказать, что вот скоро Новый год, конечно, хотелось бы поздравить всех водителей такси с наступающим Новым годом. Хочу сказать, чтобы в новом году все-таки приняли закон и все достойно зарабатывали… Иван Князев: У вас сейчас появится возможность. Тамара Шорникова: Лично, да, высказать, по причине дозвонился к нам еще один водитель такси, Денис из Санкт-Петербурга. Здравствуйте. Иван Князев: Здравствуйте, Денис. Тамара Шорникова: Алло, Денис, слышите нас? Алло. Андрей Попков: Не слышит. Зритель: Да-да, здравствуйте, я вас слышу. Тамара Шорникова: Отлично. Говорите. Мы рады, что вы присоединились к нашему эфиру. Зритель: Здравствуйте. На самом деле очень приятно слышать, у вас достаточно компетентный гость сейчас находится, то, что он отвечает, действительно так и есть. Потому что я могу сказать, я сам лично работаю с агрегаторами уже полгода, и все вопросы, которые вы подняли, его ответы, они действительно соответствуют правде. Сейчас достаточно очень серьезная проблема того, что на рынке появилось очень много агрегаторов, которые, действительно у них между собой есть определенный демпинг, но на этом фоне сами водители не зарабатывают в последнее время. То, что мы говорим о людях, которые приехали откуда-то, иностранцы, действительно я вот как пассажир, иногда пользуюсь услугами агрегаторов, и действительно они не могут приехать туда, куда я объясняю, потому что многие не знают языка. Я общаюсь с клиентами сам как водитель, и клиенты жалуются, очень часто они не могут просто объяснить людям, где их забрать, это во-первых. Во-вторых, по поводу оплаты: агрегаторы настолько стали, не знаю, пользоваться тем, что они могут все, они притесняют настолько налогом самих таксистов, что я вам честно скажу, невыгодно вообще работать, потому что это получается забесплатно. Забесплатно работать, ну я не знаю, за идею, если это твоя идея, это можно, а так это совершенно невыгодно. Проценты, которые забирает агрегатор, достигают 40%, от 20% минимально. То есть даже если мы примерно прикинем, вот поездка стоит 100 рублей, отдать 40 рублей, у вас остается… Ну это достаточно такая тема долгая, и здесь ценники, вот я не знаю. По поводу того, что вопрос стоит таксовать только по лицензии, я, например, может быть, соглашусь, да, действительно, есть в этом какая-то правда, я готов сдавать экзамены, приобретать лицензию, но если это действительно будет оплачиваться, а не работать вот так вот. Потому что я вам больше скажу, что заходят даже в такие глубины, что некоторые машины могут выходить на линию, прописаны у всех агрегаторов с разными водителями, хотя там номер машины соответствует, все это подделывается, делается очень просто, и достаточно такой вот контроль над этим сейчас в воздухе. Все здесь действительно сказывается на заработке таксистов, потому что очень многие люди, пассажиры, естественно, они хотят ездить забесплатно, по купонам, садясь в машину, они возмущаются, почему так дорого, хотя они ездили за 100 рублей 3 года назад и сейчас садятся за 100 рублей, но ценовые политики на бензин и все остальное действительно же изменяются. Иван Князев: Да, Денис, спасибо, спасибо вам большое. Я еще маленький вопрос хочу. Андрей, какие сейчас вообще существуют квалификационные требования к водителям такси? Вот мы все знаем, например, историю в Лондоне: там чтобы кэбменом стать, годами надо учиться. У нас вообще что-нибудь есть? Андрей Попков: Есть у нас приказ Минтранса 287-й, квалификационные требования к водителям вообще, такси… Иван Князев: К таксистам нет ничего? Андрей Попков: Да. Мы писали профстандарт когда-то давно, у нас он есть, у меня лежит этот профстандарт, нас просто в свое время Минтруд не пропустил с этим профстандартом. У нас есть профстандарт, у нас написано уже все, проблема опять же в чиновниках, они каким-то образом… Я, кстати, в Минтрансе поднимал этот вопрос на Общественном совете. У нас некоторые еще персонажи заявляют: ой, разрешение надо давать на водителя, а не на автомобиль. Ребята, если разрешение будут давать на водителя, вы никто не сдадите квалификационный экзамен, никто. Иван Князев: Так вот! Он сложный? Андрей Попков: Он будет сложный, да. Иван Князев: Что там будет, если коротко, вот прямо совсем коротко? Андрей Попков: Ну правила дорожного движения опять же нужно сдавать… Иван Князев: Ну это понятно. Андрей Попков: Это с первого раза сдадут, грубо говоря, из 50 человек 5. Иван Князев: Знание улиц там есть? Андрей Попков: Да, будет знание города, потом квалификационные требования еще на знание автомобиля должны быть, соответственно, технической части. Иван Князев: Ага. Андрей Попков: И там еще общие такие, мы их, наверное, возьмем из других профстандартов, посмотрим. Вообще должен быть центр оценки квалификации, как по закону положено, ЦОКи, и в этих центрах оценки квалификации за деньги работодателя, а у нас его нет, должны обучаться и проходить квалификацию, повышение квалификации все водители раз в 5 лет. Подтвердил, как у аудиторов, – работай, не подтвердил – до свидания, должно быть так. Иван Князев: Спасибо, спасибо большое. Андрей Попков, член Общественного совета Министерства транспорта, был у нас в гостях. Спасибо. Тамара Шорникова: Спасибо. Андрей Попков: До свидания. С Новым годом. Тамара Шорникова: Вас также.