Ужесточение контроля за работой таксистов. В 2018 году количество ДТП с участием такси в Москве выросло на 25% по сравнению с 2017-м. Для решения проблемы столичные власти собираются запустить специальную систему, которая не позволит получать заказы водителям, находившимся за рулем больше восьми часов. Виталий Млечин: Ну а у нас тема весьма серьезная, в некотором смысле она продолжает нашу предыдущую тему, – снова о том, как у нас заботятся о работниках, конкретнее о водителях такси, ну и, разумеется, о пассажирах тоже. Власти решили поработать за профсоюз и проследить, чтобы таксисты не перерабатывали. Департамент транспорта собирается запустить специальную систему, которая позволит получать заказы водителям… Тамара Шорникова: Не позволит. Виталий Млечин: Ну позволит тем, которые не так долго просидели за рулем, соответственно, не позволит тем, кто больше 8 часов в этот день проработал. Тамара Шорникова: Власти взялись за рабочий график таксистов из-за антирекордов на дорогах: за прошлый год количество ДТП с участием такси выросло на четверть, почти 800 аварий, а в 2017-м было 600. Конечно, в эту статистику не попали мелкие инциденты, но тем не менее. Расскажите, как часто вы добираетесь куда-то на такси? Что можете сказать о качестве услуг, о профессионализме и о физическом состоянии водителей? Какие меры, по-вашему, нужны, чтобы сделать поездки безопаснее? Ждем рекомендаций от самих водителей, конечно, – звоните к нам в прямой эфир, пишите SMS. Виталий Млечин: Да. А мы представляем нашего гостя: у нас в гостях член Общественного совета Министерства транспорта России, председатель профсоюза «Таксист» Андрей Попков. Андрей Валерьевич, здравствуйте. Андрей Попков: Добрый день. Виталий Млечин: Давайте сначала разберемся. Вот нам власти московские заявили, что на четверть выросло число аварий с участием такси. Как эта ситуация видится с вашей точки зрения? В чем причина? Андрей Попков: Ну первая причина – это очень низкий уровень безопасности труда водителей, так обзовем это, потому что туда входит, как вы ранее сказали, и режим труда и отдыха, это один из факторов. Во-вторых, это отсутствие трудовых отношений в отрасли такси. Без трудовых отношений такси-отрасль криминальна на 90%, не устаю повторять это. В-третьих, очень низкий заработок водителя, на сегодняшний день заработок водителя упал значительно по сравнению с прошлым годом. Тамара Шорникова: Из-за чего? Андрей Попков: Во-первых, из-за политики агрегаторов и из-за того, что рынок труда такси опять же на очень низком уровне. Тамара Шорникова: То есть много желающих работать, можно не платить много? Андрей Попков: Да, много желающих работать и очень много людей, похожих на иностранцев, так назовем, не будем называть, кого-то обижать. Тамара Шорникова: Которые готовы работать на любых условиях? Андрей Попков: Да, которые… Вообще в такси на сегодняшний день рабский труд, я вам скажу так. Такси превратился в рабовладельческий строй, потому что никаких прав у водителей нет на самом деле, в некоторых компаниях даже паспорта у людей забирают. Я призываю к тому власти… Правильно, правильно, я целиком и полностью поддерживаю Ликсутова, что нужно, как говорится, следить за режимом труда и отдыха водителей. Но без трудовых отношений это не получится, ну не получится это все. Виталий Млечин: Подождите, а в чем проблема-то? Это же не школа, где все должны учиться. Если человек хочет стать водителем такси, он сам выбирает для себя эту профессию, сам приходит устраиваться. Почему вот такая ситуация? Андрей Попков: Устраиваться куда? Виталий Млечин: Ну вот куда? Андрей Попков: У нас никто не устраивается, нет трудовых отношений, нет такого… Тамара Шорникова: То есть вы имеете в виду, что большинство работает без оформления трудового договора? Андрей Попков: Без, не большинство, а 100% на сегодняшний день работают без оформления трудового договора. Трудовые договора, эти вот компании можно пересчитать на пальцах, мы их все знаем, их всего 5 в Москве или 3 конторы, которые берут водителей в штат. Остальное все оформляется индивидуальный предприниматель, на этого ИПшника вешается все, вся ответственность компании вешается на этого предпринимателя. И еще сейчас всем рассказывают сказки про самозанятых. Повторю, что самозанятые в такси, во-первых, невыгодны, это уже доказано, просчитано, и они незаконны, потому что ни в 69-м законе о такси, ни в уставе автомобильного транспорта, ни в правилах дорожного движения ни слова нет о самозанятых. Это, так сказать, некая блажь одного из наших известных агрегаторов, это называлось раньше самодеятельностью. На сегодняшний день это просто саботаж законодательства, это мое личное мнение, можете меня судить-рядить, но это на сегодняшний день именно так. И меня поддерживают, я так понимаю, и другие специалисты в транспортной отрасли. Соответственно, что касается режимов труда и отдыха, есть такой прибор, он называется тахограф, его придумали в конце 1950-х гг., его модернизировали, на сегодняшний день он представляет такую штуку типа магнитолы: там стоит считывающее устройство, есть карточка водителя, есть блок шифровального устройства, которое передает данные, чтобы никакой руководитель предприятия, никто не мог вмешаться в эти данные, такой шифратор, так обзовем его. Соответственно, эти приборы стоят от 50 тысяч рублей и выше, и если контролировать режим труда и отдыха по закону, то соответственно нужно поставить прибор в каждый автомобиль такси. Это накладно для бизнеса, так обзовем, который сегодня и так на боку лежит. Но если Правительство Москвы, Департамент транспорта, как говорится, субсидируют этот вопрос и покажут всей стране пример, как нужно делать, то все, конечно, обеими руками будут «за». Виталий Млечин: Так, простите, ну хорошо, ну субсидируют, появятся эти тахографы – а что изменится на деле? Андрей Попков: Как? Это… Тамара Шорникова: Вы говорите, у нас статистика, 61% московских таксистов подключены к двум и более агрегаторам. Отработал ты на одной машине, не знаю, или с одним агрегатором какое-то определенное количество часов… Андрей Попков: Неважно, где ты работал. Сел в машину, засунул карточку, машина завелась, ты поехал. Виталий Млечин: Ну у него две карточки будет. Андрей Попков: Не может быть две карточки на одного и того же водителя. Виталий Млечин: Ну будет не двух разных. Андрей Попков: Карточка одна. Виталий Млечин: Будет на двух. Андрей Попков: А если ГИБДД остановит, он имеет право посмотреть, какая у тебя карточка, и вообще засунуть флешку и скачать все, что у тебя там находится в этом приборе. Это все серьезно, кто ездил за границу, да и сейчас кто работает на грузовиках, на автобусах, у них у всех стоят эти тахографы. Ликсутов это не из пальца высосал и не придумал, потому что вот эти все московские компании крупные об этом знают, что стоит тахограф, его обмануть практически невозможно, нельзя его обмануть. Поэтому… Может быть, придумают какое-то другое считывающее устройство для такси, дешевле, но оно должно быть сертифицировано, оно должно быть законным. Потому что все вот эти IT-технологии – это все хорошо, это все прекрасно, но слишком велика вероятность вмешательства в них извне. Когда прибор есть и в него возможно вмешаться, или, вскрыв его, уже будет всем ясно, что он вскрыт, как черный ящик… Соответственно, вот такая вот ситуация на сегодняшний день, и я считаю, что, конечно, правильно. Нужно еще заботиться о самих водителях в плане того, что они должны проходить и обучение, и у нас нет профстандартов вообще, в автотранспорте нет ни одного профстандарта водителя – неважно, такси, грузовика, автобуса, нет у нас. Хотя, кстати, в «РЖД» у них есть уже все профессиональные стандарты, они четко работают по должностным инструкциям. У нас в такси этого нет, мы пытались это написать и сделать несколько лет назад, на что… Не были поддержаны ни бизнес-сообществом на тот момент, ни властью. Но на сегодняшний день ситуация поменялась, потому что в такси на сегодняшний день главный не бизнесмен, главный не дядя Вася, который что-то там проверяет, а главный – это водитель на сегодняшний момент, водитель в первую очередь. Тамара Шорникова: Водитель к нам дозвонился, давайте послушаем из первых уст о проблемах рабочих. Алексей, Московская область. Здравствуйте. Виталий Млечин: Здравствуйте, Алексей, слушаем вас, вы в эфире. Зритель: Здравствуйте. Я хочу сказать, что водители у нас как бы приравниваются к рабам. Мы работаем на трех дяденек. Дяденька первый – это который заправка, дяденька второй – это у нас который агрегатор, дяденька третий – это который дает машину нам в аренду. И вот получается, мы работаем где-то 12-16 часов на них, остальное время мы работаем на себя, но мы уже никакие, просто никакие, понимаете, после этого сидения 12-16 часов за рулем. Виталий Млечин: Логично. Алексей, а кто вас заставляет так работать, скажите, пожалуйста? Зритель: Хорошо. Я ищу работу уже 3 года, мне все работодатели говорят: «Поближе к земле». Мне 59 лет, мне больше негде работать, понимаете? Просто негде. У меня еще трое детей, которые ходят в школу, их надо кормить. Вот у меня вот это заставляет. Где-то тысячу я могу заработать в день, но не больше, не больше. Тамара Шорникова: Алексей, а давайте небольшую такую… Посчитаем бюджет. Расскажите, сколько в день вам нужно потратить? Вы на арендованной машине ездите или на своей? Зритель: Да. Тамара Шорникова: Сколько в день уходит на аренду, на бензин и на комиссию для компании? Зритель: Сейчас скажу. Аренда, у меня Kia Ceed, она на газу, 2 тысячи аренда плюс за газ 100, 2 100 я плачу в день. Тамара Шорникова: Так. Зритель: Если я работаю сутки, где-то два раза заправляю ее, это получается еще где-то 1.5 тысячи. И 30%, где-то 24-25% – это агрегаторы, 4-5% снимает таксопарк, где-то в среднем 30%. Тамара Шорникова: Понятно. Значит, сколько в день вам нужно заработать, чтобы выйти в плюс? Зритель: Чтобы в нуль выйти, надо просто 6 тысяч заработать… Тамара Шорникова: 6 тысяч? Зритель: Да. Но поездки по 60, по 70 рублей бывают, по Москве по 200 рублей, у них вот так вот. Они говорят, что добавляют… Тамара Шорникова: Хорошо, 6-7 тысяч, чтобы выйти в ноль, – это сколько поездок за день нужно вам совершить, чтобы эту сумму заработать? Зритель: Ну это в среднем где-то 20-30 поездок. Тамара Шорникова: 20-30 поездок. Зритель: Невозможно, потому что по пробкам. Говорят, вам добавляют агрегаторы какие-то деньги, когда вы ездите за маленькие, но они добавляют для того, чтобы снять свой процент, понимаете? Они не могут снять с 60 рублей, например, процент, что там такое будет? – 20 рублей? Они делают 150 или 120 рублей и снимают свой процент, они что добавили, то и сняли. Тамара Шорникова: Вы как получаете заказы? С помощью агрегатора, или вы работаете на частную компанию? Зритель: Нет, агрегаторы «Яндекс», «Ситимобил», «Uber», «Gett»… Тамара Шорникова: То есть вы работаете на несколько сразу? Зритель: Стараемся… Виталий Млечин: Алексей, скажите, пожалуйста, если вот сейчас введут жесткие правила, что не больше 8 часов в день работать, как это скажется на вашей профессии и на вас лично? Зритель: На моей профессии это я не знаю, как скажется, я просто знаю, как надо сделать, понимаете, чтобы нормальное было такси, чтобы люди не боялись ездить. Потому что бывали случаи, что таксист, я просто перекрутить остановился с таксистом рядом, он говорит: «Ужас! Заказ в промзону был, подъезжаю в промзону, там что-то дождик был, кинули в багажник, сели три вонючих мужика, я задыхался. Оказывается, бомжи везли металл на сдачу, сдавать его». Вы представляете? После них сядет мамаша, у них туберкулез, не знаю чего, с ребенком, и все. Просто надо полностью все такси менять, полностью. Это общественный транспорт… Виталий Млечин: Каким образом менять такси? Зритель: Чтобы все водители работали официально, чтобы все водители проходили обучение, понимаете, чтобы это было все прозрачно, а не так вот, как сейчас у нас. Мы бомжи, 90% бомжей. Вот у меня есть договор аренды и все. Виталий Млечин: Ну так а что вам лично мешает пройти обучение, медкомиссию, вот это все? Почему? Зритель: Нет, у нас есть школы для такси, у нас есть официальное такси, у нас нет… У нас есть таксопарки, которые сдают в аренду машины, это 90%, у нас есть агрегаторы – все, остального ничего нет. Никто не отвечает за пассажира, за меня никто вообще не отвечает, понимаете? Я за пассажира отвечаю, не агрегатор, не тот, кто мне дает… Я просто взял в аренду машину и езжу, а как я буду оплачивать ему эту аренду, его не интересует вообще, понимаете? Дал мне заказ агрегатор, его больше ничего не интересует. Тамара Шорникова: Никакого договора с работодателем у вас нет соответственно? Зритель: Никто ни за что не отвечает, просто никто ни за что не отвечает. Виталий Млечин: Понятно. Спасибо. Зритель: Вот когда их заставят отвечать за все вот это, тогда, может быть… Надо менять просто, надо сделать как общественный транспорт. Почему на самолетах летают и не берут в аренду самолеты, так вот не возят? Или на поездах. Виталий Млечин: Нет, бывает, берут на самом деле, только маленькие. Спасибо большое, Алексей. Давайте еще Оксану из Москвы сразу послушаем. Оксана, здравствуйте. Зритель: Алло, здравствуйте. Я живу в Москве, вызываю иногда такси, просто удобно. Вызываю, приезжают таксисты, и в прямом смысле слова они не знают, как ехать на адрес. То есть они начинают узнавать, как ехать, я им объясняю, они едут, но едут, не соблюдая дистанцию, не понимают вообще, где они в принципе находятся. Бывают даже такие, «Яндекс.Такси» вызываю, часто пользуюсь, страшновато ехать, но, конечно, удобно ездить, удобно. Тоже, я считаю, с предыдущим вашим звонящим человеком, мужчиной – он правильно сказал, что надо все это официально делать. Будет и нам… Виталий Млечин: Понятно, Оксана, надо, несомненно. А вы готовы платить в 5 раз больше, чем вы сейчас платите за такси, за свою безопасность? Зритель: В 5 раз больше… В 5, конечно, многовато… Виталий Млечин: Не готовы. То есть вам что важнее, чтобы это было дешево и доступно, как сейчас, или безопасно, но дорого и неизвестно сколько ждать? Зритель: Нет, конечно, безопасность важна. Виталий Млечин: То есть вы готовы переплачивать любые деньги за безопасность? Зритель: Ну не любые деньги, в пределах разумного. Виталий Млечин: А «в пределах разумного» – это сколько? Зритель: Ну, допустим, если я еду от меня, от Марьино еду на Каширку, плачу 300 рублей. Ну я готова заплатить 400. Виталий Млечин: 400. Понятно, спасибо вам большое. Давайте разбираться. Как надо, понятно: чтобы все за все отвечали, чтобы был договор, чтобы были хорошие машины, профессионально обученные таксисты и чтобы не работали больше 8 часов. Если все этого реализовать, сколько будет стоить одна поездка? Андрей Попков: Я думаю, что поездка, конечно, повысится… Тамара Шорникова: На сколько? Андрей Попков: Может быть, она повысится на 50%, может быть, она побольше немножко повысится. Но я еще раз скажу: на сегодняшний день 30% берет агрегатор. Это много, их услуги ничтожны по сравнению с работой водителя. Если его обязать брать до 10%, это нормально. Вообще я могу процитировать, у нас есть некоторые таксисты, которые пишут такие вот на сайтах у себя умозаключения, скажу вам: «Причиной дешевизны такси является рабство, при котором самые маргинальные и асоциальные слои общества не роются на помойках, а подписываются на аренду гробовозов, полностью оплачивая их стоимость и эксплуатацию. Рабы обнуляют себестоимость перевозок и зарабатывают себе на покупку пищевых отходов. Эффект потрясающий: такси за копейки, и на помойках никто не роется», – это пишет таксист из Нижнего Новгорода, можно сказать, ветеран такси. И это заключение, с ним согласны практически все люди, которые проработали хотя бы несколько лет в такси. Даже вот этот человек, который звонил, таксист, в принципе сказал, только другими словами, то же самое, что я сейчас сказал. Виталий Млечин: Но другими словами, да. Андрей Попков: Такси не может быть дешевым, потому что… Виталий Млечин: Почему у нас ничего не может быть дешевым? Мы когда что-то обсуждаем, мы каждый раз приходим к тому, что все должно быть очень дорого. Вот смотрите… Андрей Попков: Так уровень жизни должен быть нормальным, как говорил президент нам. Он же сказал, что когда мы за него сейчас голосовали в последний раз, что его главная задача на президентском посту – это повышение жизненного уровня нас с вами. Виталий Млечин: А пока только цены повышаются, а вот на такси сейчас можно относительно недорого проехать, а мы говорим о том, что все должно быть дорого. Андрей Попков: Вы можете проехать на такси на кладбище относительно недорого, потому что на сегодняшний день уровень знания Москвы, как сейчас сказала женщина… Виталий Млечин: Сейчас навигатор в каждом телефоне, уже ничего не нужно знать, забил себе точку А и точку Б, проехал. Андрей Попков: Нужно знать, нужно знать обязательно, чтобы человек ориентировался, вдруг там перекопали или что-то. И вот эти все приложения, которые показывают, они иногда неправильно показывают. Виталий Млечин: Очень редко. Андрей Попков: Вы знаете, постоянно они сбиваются. Если даже… На сегодняшний день давайте выключим Интернет сейчас буквально на час, все такси встанут, потому что люди не соображают уже. Виталий Млечин: Интернет не выключается ни на минуту, ни на секунду, не было такого еще ни разу. Андрей Попков: Пока еще не было такого, а вдруг произойдет? Это как, знаете, электричество. В Москве все привыкли к тому, что у нас свет есть, горячая вода, а вон, отъезжаем в сторону куда-нибудь, Тверская область – раз-два в день отключают электричество по непонятным причинам. Виталий Млечин: Ну так это же не значит, что нам тут тоже надо электричество выключать, это говорит о том, что там не надо выключать. Андрей Попков: Я скажу так… Тамара Шорникова: Давайте почитаем SMS, извините, я прерву вас, потому что много падает на наш SMS-портал, нужно обязательно рассказать о том, что думают по этому поводу наши телезрители. На сайт пришла SMS, кстати, регион неизвестен: «Назвали миллион причин данной ситуации, кроме главной (по мнению телезрителя) – дорожает бензин. Почему нефтедобывающее государство ломит такие цены для своих граждан? Проезд дорожает, бензин стоит немыслимых денег. Бензин сделайте дешевле, и аварий (по мнению телезрителя) будет меньше, водители не будут сонными ездить по 16 часов «таксовать», если просто намного меньше будут тратить на бензин в огромной сумме своих расходов». Смоленская область: «В Смоленске вообще у водителей лицензии нет, таксисты едут на своих авто без техосмотра и путевок». Костромская область: «Такси опасно, за их действия никто не несет ответственность». Ульяновская область: «Часто пользуюсь такси, но порой приходится долго ждать», – что, разве мало их? Кажется, что каждый второй таксист сегодня. Если говорить о комиссии, которую берет агрегатор и которая, по вашему мнению, сегодня чрезвычайно высока, вы говорили, что хорошо бы до 10%, оптимальный и разумный уровень. Но мы понимаем прекрасно, что действительно они сейчас занимают лидирующие позиции на рынке, большинство заказов идет от них, работает большинство на них, соответственно, при этом предприятия коммерческие… Андрей Попков: Они монополисты, да. Тамара Шорникова: Удастся ли договориться о таком снижении? Как это можно сделать? Андрей Попков: А вы знаете, если государство вмешивается в этот процесс, конечно же, удастся. Потому что государство у нас, уполномоченные органы должны работать, в уполномоченных органах должны работать квалифицированные люди, которые понимают все от А до Я, так назовем. И если они квалифицированы, то уже должны были вчера звонить в колокола, бежать и ставить этих агрегаторов на место, чтобы не было вот такого беспредела, как на сегодняшний день творится в такси. Я скажу так, что работа водителя очень тяжелая физически, люди просто выжимаются, отжимаются на этой работе. Тамара Шорникова: А давайте не будем голословными: у нас есть видеоматериал на эту тему, мы, собственно, спросили у водителей, по сколько часов они проводят за рулем. Давайте посмотрим, послушаем ответы. ОПРОС Виталий Млечин: Ну вот смотрите, 8 часов никто не работает. Понятно, что проблема сложная, надо ее компетентно решать. Но вот нам сейчас говорят только об одном аспекте, время работы. Давайте быстро попробуем подвести итог. Если все-таки введут это ограничение и начнут за ним следить, только 8 часов в день, к чему это приведет? Андрей Попков: Это приведет… У нас же еще есть закон о квотировании рынка. Здесь надо в комплексе все решать, здесь нужно сокращать, вернее следить за рабочим временем и квотировать рынок, убирать с рынка тех, кто не соблюдает законодательство, признать агрегаторов работодателями по отношению к водителю, заставлять их заключать трудовые договора с водителем без всяких вот этих вот «подключашек», прокладок, вот этих вот халявщиков, с колеса убрать халявщиков вообще. Должен быть четко работодатель и работник, остальное должно убраться. Когда это все, как говорится, будет, тогда и жизнь наладится, и люди перестанут перерабатывать и будут достаточно зарабатывать. А пока у нас галимый криминал и нужно что-то делать с ним, потому что каждый день все будет хуже и хуже. Виталий Млечин: Понятно. Спасибо большое. На этой радостной ноте нам, к сожалению, надо завершать. У нас в гостях был член Общественного совета Министерства транспорта России, председатель профсоюза «Таксист» Андрей Попков. Мы беседовали о том, что происходит сейчас в сфере такси в нашей стране. Тамара Шорникова: Спасибо.