Анетта Орлова: Чувствовать себя счастливым - личный выбор человека. И не самый простой, ведь жаловаться на судьбу всегда легче

Гости
Анетта Орлова
психолог, кандидат социологических наук

Тамара Шорникова: «В 40 лет жизнь только начинается», – помните, делились герои фильма «Москва слезам не верит»? Тут, кажется, все логично. Художественный вымысел: сценарист написал реплику – актеры сыграли.

Но – ученые подтвердили. Исследователи из Австралии рассказали, в каком возрасте мы чувствуем себя самыми счастливыми: когда нам от 15 до 22 лет. Потом это ощущение пропадает, а возвращается обычно как раз за 40.

Петр Кузнецов: Так вот, мы решили рассчитать на этой неделе возраст счастья по-нашему и в начале недели запустили опрос вместе с психологом и социологом Анеттой Орловой. Она у нас в студии прямо сейчас. Здравствуйте, Анетта.

Анетта Орлова: Здравствуйте.

Тамара Шорникова: Да, здравствуйте.

Петр Кузнецов: Обобщили все, что нам прислали в SMS телезрители. И давайте посмотрим, что у нас получилось, а потом будем обсуждать.

Тамара Шорникова: Сразу отметим: женщины прислали нам в два раза больше SMS, чем мужчины. Обязательно обсудим этот факт. А теперь – по пунктам.

Самым продуктивным возрастом мужчины назвали период от 20 до 40 лет. У женщин он настает на 10 лет позже – возможно, из-за времени, необходимого на декрет и рождение ребенка.

Петр Кузнецов: Ну да, скорее всего. Время на себя – вот его зрители находят в разном возрасте. Тут кардинальные различия между мужчинами и женщинами: в 30–40 лет мужчины, а вот женщины уже после 50 на себя находят.

Тамара Шорникова: Радость жизни – когда мы начинаем чувствовать ее в полной мере? «Когда нам от 20 до 40», – стоят на своем мужчины.

Петр Кузнецов: «Чуть позже», – признаются женщины. Но в целом, если сложить все ответы, то получится от 20 до 40 – это золотое время для всех и, видимо, самое счастливое.

Почему? Будем разбираться. И тут снова не обойдется без ваших звонков и сообщений. Давайте посмотрим на те сообщения, которые нам как раз на этой неделе уже пришли.

Тамара Шорникова: «Самый счастливый возраст – семнадцать с половиной лет, я влюбилась! Люблю его до сих пор. А самый продуктивный – это 42. Это самый умный и активный возраст. Физическое состояние в порядке, хотя с детства занималась общественной работой, спортом, рисовала и не только». Это все не обо мне, а это достижения нашего автора из Оренбурга.

Петр Кузнецов: Я уже собрался выходить.

Тамара Шорникова: Ей сейчас 70.

Петр Кузнецов: Ее сверстник из Магнитогорска пишет вот что: «Самое счастливое время – 35, когда родился мой второй сын. Занимался вместе со старшим сыном лыжами, бегом, фотографией. Затем сыновья ходили в секции плавания, самбо. Занимался с ребятами техническим моделированием, а также ходили в походы».

Тамара Шорникова: И Московская область: «24–25 лет. Я была наиболее свободна и счастлива. Уже закончено образование в вузе, но еще не появился ребенок. Работа и жизнь – в радость. Семейных обязанностей немного».

Ждем ваших сообщений, рассказывайте про свои ощущения. А сейчас будем их обсуждать, обещали же.

Петр Кузнецов: Анетта Орлова (вы ее уже видели), психолог, кандидат социологических наук, с нами в студии, которая всю неделю следила за нашим большим исследованием. Еще раз здравствуйте.

Тамара Шорникова: Да, здравствуйте. Сначала – про эсэмэски. Интересно, что действительно в два раза больше женщин. Это серьезный перевес! Женщины присылали активнее эсэмэски.

Анетта Орлова: Мне кажется, что вообще тема, связанная со счастьем, всегда находит гораздо быстрее отклик у женщин, потому что мужчины мыслят более критически всегда. И если был бы какой-то проблемный вопрос, то, скорее всего, на проблемный вопрос немножечко по-другому бы баланс был.

Петр Кузнецов: Может, у них времени свободного просто больше? Кстати, наличие свободного времени…

Анетта Орлова: У кого? У женщин?

Петр Кузнецов: Да.

Анетта Орлова: Ну…

Петр Кузнецов: …тоже как-то напрямую связано со счастьем?

Анетта Орлова: А это можно только сравнить с другими опросами. Более того, если вопрос, например, задавался женщиной, то вероятность того, что больше будут женщины откликаться, выше, чем, например, если вопрос задавал мужчина, потому что мужчины оценивают мужчину как исходящую коммуникацию. То есть мужчина задает вопрос…

Тамара Шорникова: Как серьезного собеседника.

Анетта Орлова: Вот! Хорошо ты сказала – как серьезного собеседника. И он скорее будет включаться, если вопрос прозвучал от мужчины. А если он женщины, то он будет в меньшей степени включаться.

Тамара Шорникова: Вот как раз было исследование, но уже не наше, а HeadHunter, по-моему, проводил, и там говорилось о том, что женщины в целом чувствуют себя счастливее. Это как раз отсутствие такого критического мышления?

Петр Кузнецов: В целом? В смысле? От природы, уже изначально?

Тамара Шорникова: Вообще. Вообще в принципе в течение жизни они чувствуют себя счастливее. Это из-за чего?

Анетта Орлова: Я думаю, что чувствовать себя счастливым – это во многом еще и личный выбор человека. И я думаю, что женщина… Если смотреть всю ее жизнь, то, наверное, вот эта тесная связь с детьми – это, конечно, очень большой бонус именно у женщины. Но если в первую половину жизни она очень много в это вкладывает и очень часто ей приходится многим жертвовать, то, когда она становится старше, время у нее высвобождается, а вот тесная связь с детьми часто компенсирует ей какие-то другие проблемы.

Мужчины, если они не установили тесную связь со своими детьми, которая формируется с раннего возраста, вот они в силу разных жизненных обстоятельств потом могут быть лишены этой поддержки. Можно сказать так: в личной жизни мужчине проще, у него всегда есть выбор, у него всегда есть возможность заново начать личную жизнь. Женщине сложнее – у нее есть дети. Но зато у женщины есть дети, которые ей создают осмысленность на протяжении всей ее жизни, если отношения адекватные с детьми.

Петр Кузнецов: И это дает ей больше счастья в конечном итоге?

Анетта Орлова: Ну, у нее есть всегда «ради чего». А у мужчины это «ради чего», если хорошие отношения.

Петр Кузнецов: У него ради будущего.

Анетта Орлова: Ну, ради будущего – это когда тебе 20, когда 30.

Петр Кузнецов: Поговорим об этом, да, о счастье в молодом возрасте и о счастье в пожилом. У нас еще есть версия…

Тамара Шорникова: Есть видеоверсия.

Петр Кузнецов: Видеоверсия.

Тамара Шорникова: Да. Мы спросили наших телезрителей, в каком возрасте были самыми счастливыми они и почему. Давайте послушаем ответы. А вы, телезрители, подключайтесь к эстафете и сразу после стрит-тока звоните нам и рассказывайте.

ОПРОС

Тамара Шорникова: И сразу же давайте послушаем Маргариту из Калужской области. Мы попросили позвонить – наши зрители это сделали. Маргарита, слушаем вас.

Зритель: Здравствуйте.

Петр Кузнецов: Здравствуйте.

Тамара Шорникова: Ой, слышно по голосу! Мне кажется, вы прямо сейчас в этом возрасте счастливом.

Зритель: Да, я сейчас в этом возрасте. Именно 52 года, чувствую себя очень счастливой.

Тамара Шорникова: И почему же?

Петр Кузнецов: Потому что дозвонилась в «Отражение».

Зритель: Потому что я встретила свое счастье и стала женой этого счастья.

Тамара Шорникова: А-а-а! Слушайте, давайте признаемся ему в любви прямо в прямом эфире. Как его зовут?

Зритель: Его зовут Ванечка, Иван.

Тамара Шорникова: Шикарно! Иван, повезло вам, мне кажется. Спасибо вам большое за звонок.

Кстати, Маргарита как раз подвела к вопросу… Я хотела бы добавить еще одну SMS: «Мне 66 лет. Всю жизнь живу с одним мужем. Счастлива, что дома всегда радость всю жизнь». И вот таких SMS, конечно, много.

Любовь – это основная причина нашего счастья? Или это иллюзия, которую навязали нам фильмы, книги и так далее?

Анетта Орлова: Ну, любовь – это потребность души, и не только души. Конечно, любовь, счастливая любовь, взаимная любовь – она всегда окрашивает жизнь в очень яркие цвета. Это даже в какой-то степени период эйфории. Не просто так любовь отнесли к особенным психическим состояниям. Поэтому действительно любовь – это один из таких критериев, который точно можно оценить как счастливое время.

Петр Кузнецов: А вот это состояние счастья вообще сколько может длиться? Кто-то измерял? Или счастье все-таки ближе к мимолетному, если периодами мерить?

Анетта Орлова: Это очень хороший вопрос. Если мы говорим про абсолютное счастье как эйфорическое состояние, то, конечно, оно мимолетное, потому что психика не может постоянно испытывать этот невероятный подъем. Если мы говорим про счастливого человека, то это уже способ жизни.

Вот женщина, которая звонила, мы слышим… Почему она в 52 встретила того человека, с которым она счастлива? Потому что у нее в голосе очень много энергии. Это ее личный выбор – быть счастливой. Это не значит, что она не болеет. Это не значит, что у нее нет дефицита, например, финансов. Это не значит, что у нее не бывает проблем. Это значит, что, когда она встречается с реальностью, она исходит из того, что она хочет в этой реальности видеть что-то хорошее. Это ее личный выбор.

И это очень трудный выбор. Гораздо проще жаловаться, вокруг распространять вот это состояние, что все плохо. И такие люди становятся уникальными, и к ним тянутся в любом возрасте.

Тамара Шорникова: Запомните! Есть просто мысль как раз на этот счет, но прорывается в прямой эфир звонок – Валентина, Нижегородская область. Валентина, слушаем вас.

Петр Кузнецов: Кстати, женщины по-прежнему активны в этой теме, обратите внимание, и по телефону тоже.

Тамара Шорникова: Мужчины, позвоните!

Петр Кузнецов: Здравствуйте.

Зритель: Добрый вечер. Так вот, я хотела поделиться своим счастьем. Сейчас мне 73 года. В 65 лет я была самая счастливая женщина, самая счастливая бабушка. Почему? Потому что у меня родился третий внук (у меня их четверо), с которым я пробыла восемь лет в городе Москве. Я его повела в музыкальную школу – до сих пор занимается музыкой. Я его повела на большой теннис – он до сих пор занимается большим теннисом. В плавательный бассейн – до сих пор занимается плаванием. Конечно, может быть, я забрала у него личное время, но факт в том, что он довольный, родители довольные.

И я просто благодарна, как говорится, Вселенной, что я все это могла сделать за восемь лет и вот сейчас видеть его достижения. Он счастливый, а я, естественно, еще больше. Вот это, я считаю, счастье.

Когда родился младший внук, я также уделила внимание. Мне говорили: «Надо жить для себя, потому что вроде возраст такой», – а я говорю: «Вот я как раз и живу для себя». Потому что я делаю хорошее и доброе дело – и для внуков, и для детей своих, ну а для себя тем более.

Тамара Шорникова: Спасибо.

Зритель: Так что в 73 года я могу еще пятерых внуков вынянчить и дать им дорогу в жизнь.

Тамара Шорникова: Желаем вам этого. Да, спасибо большое, Валентина.

Вопрос короткий, хотела как раз к вашей мысли по поводу того, что счастье – это выбор. Сейчас очень много различных… Ну, это сейчас очень модная мысль в принципе. Очень много марафонов на тему счастья. Нужно просыпаться и благодарить себя за что-то. Нужно хорошо воспринимать все, поменять свой ракурс. «Нет проблемы, а есть ракурс на ту или иную ситуацию». Но периодически это все превращается в какую-то неврастению.

Анетта Орлова: Давайте разделим…

Тамара Шорникова: Не обесценивает ли всеобщее помешательство на счастье настоящее счастье?

Анетта Орлова: Это обесценивает, это очень сильно обесценивает, да. Вот то, о чем я говорила – о том, что «счастье – это внутренний выбор», – это не про зомбирование, которое происходит на всех этих марафонах. Я говорила про счастье, про то, что человек внутри себя, даже сталкиваясь с трудностями… Потому что жизнь не может происходить, чтобы в ней не было проблем. Но это мой выбор – стараться опираться на хорошее и создавать хорошее.

Что такое эти марафоны? Это просто способ заработать, причем введя всех в состояние эйфории. Обещают: «Ты будешь счастлив, если ты будешь это делать, тогда у тебя будет счастье». И об этом кричат. И это тоже такое направление психологии. Знаете, когда-то был Кашпировский, а сейчас новые веяния. Но это лучше, чем говорить: «Я буду несчастлив».

Но это не про личный выбор, а это про то, что люди, которые хотят на кого-то переложить ответственность, они ищут тех, кто им скажет: «Делай это, делай это, делай это – и будет тебе счастье». И они готовы за это платить. Понимаете, все равно ты ищешь какого-то гуру, который даст тебе счастье.

А счастье – внутри человека. Счастье – это делать добро. Ведь эти люди, которые звонят… Вот послушайте их голоса. Понимаете, они не бегают по марафонам, а они просто делают что-то полезное. И от того, что они делают, они радуются.

Петр Кузнецов: Получается, что это внутри.

Анетта Орлова: Это внутри.

Петр Кузнецов: И получается, что от возраста, если счастье внутри, это не зависит. Просто смотрите, австралийцы считают, что от 15 до 20 лет. А у нас… Даже по звонкам сейчас понятно, что как будто пожилые – такие самые счастливые. Вот чем отличается счастье молодого от счастья пожилого человека?

Анетта Орлова: Отличный вопрос! Ну, счастье молодого, мне кажется, очень сильно зависит от любви. Если получается встретить человека, с которым ты можешь создать полноценные отношения – это, конечно, очень и очень радует. Я говорю про женщин, потому что для женщины самое главное – это отношения. Индекс женского счастья всегда опирается на полноценные отношения.

Индекс мужского счастья в большей степени… отношения тоже важны, но для мужчины очень важно состоятся, быть кем-то, поэтому, конечно, для мужчин очень важна профессиональная сфера. И вот этот возраст, когда мужчина достигает максимума в работе, когда он себя чувствует в силе – это важный возраст.

И второй момент – для мужчины очень важна его функциональность физиологическая. Вот насколько для женщины важно быть красивой, настолько мужчина должен себя чувствовать мужчиной именно как мужчина. Поэтому молодой возраст для мужчины всегда предпочтительнее, когда он себя чувствует более функционально. И об этом говорили мужчины.

Тамара Шорникова: Давайте послушаем телефонный звонок еще. И снова Галина у нас, Краснодарский край.

Петр Кузнецов: Красноярский даже.

Тамара Шорникова: Красноярский, да. Снова женщина.

Петр Кузнецов: Если бы из Краснодарского были, не так бы счастливы были, Галина, да? Ну давайте, вам слово.

Зритель: Нет, я не знаю, счастливые ли люди в Краснодарском крае живут. Но я живу в Красноярском крае, в Сибири.

Петр Кузнецов: Так? Вы хотели до нас донести это чувство? Или какие-то подробности есть?

Тамара Шорникова: Чем-то поделиться.

Зритель: Поделиться. Конечно, поделиться. Я была счастлива тогда, когда я работала, когда я была нужна своей семье. А сейчас я никому не нужна.

Тамара Шорникова: Ну, я думаю, что это не так.

Зритель: Детей у меня нет, у меня только племянники. Я работала на племянников. Сейчас племянники выросли, живут своими семьями.

Тамара Шорникова: Галина, не выключайте сейчас телевизор. У нас есть видеосюжет, возможно, про вашего сверстника. Вот он в своем возрасте чувствует себя счастливым. Он из Челябинска, не прямо так сильно далеко, тоже Север. Давайте вы вместе с нами этот сюжет посмотрите и, возможно, что-то из него для себя вынесете.

СЮЖЕТ

Тамара Шорникова: Добавим ложку дегтя в наши прекрасные звонки и в обсуждение. Нижегородская область: «Хватит ерунду обсуждать! 14 тысяч рублей – пенсия. Какое счастье?» – и так далее. Здоровья нет, дети выросли, чувство одиночества и так далее. Этого много. Это сейчас и в наших SMS подтверждается.

Что посоветовать всем этим людям? Просто как-то постараться настроить себя по-другому? Или есть какие-то другие способы?

Анетта Орлова: Ну, как обычно…

Петр Кузнецов: А вообще может ли быть… Я просто хотел добавить. Вообще есть такая памятка? То есть как будто бы мы сейчас просим какой-то свод рекомендаций, что нужно делать этим людям, чтобы быть счастливыми.

Тамара Шорникова: Книжки такие точно есть на самом деле.

Петр Кузнецов: Знаете, как в интернете: психологи посоветовали для того, чтобы быть счастливым, то-то, то-то, то-то. Разве это какой-то технический регламент?

Анетта Орлова: Ну конечно нет. Спасибо вам за то, часто вы это сказали. Потому что очень часто опять же хочется получить список, пять пунктов, как быстро получить тот или иной результат. И вообще наша культура сегодня стала достаточно потребительской. Никто не хочет посмотреть внутрь себя, все хотят получить пять пунктов и сразу… Сорок лет копили проблему, но чтобы за пять пунктов, за память минут им рассказал канал ОТР, как решить все вопросы.

Тамара Шорникова: Вот это бы рейтинг у нас взлетел!

Анетта Орлова: Да-да. Но есть важное. Во-первых, действительно, давайте будем правде в глаза смотреть: настрой на счастье и внутренний выбор счастья возможен только тогда, когда у человека есть здоровье. Давайте не будем придумывать что-то. Если у человека нет здоровья, если у него нет прожиточного минимума, который он может потратить и купить что-то, наверное, будет очень смешно говорить о счастье. Но…

Петр Кузнецов: Сложно представить, что больной человек счастлив, это правда.

Анетта Орлова: Да. Но очень много людей, у которых есть это, есть здоровье, при этом они всегда направляют свое внимание на то, что плохо, и лишают себя счастья. Наверное, мы можем работать только с теми, у кого объективные потребности минимально закрыты, но при этом они не хотят этого видеть, а они все время в погоне за чем-то, что ускользает.

Тамара Шорникова: Спасибо вам большое.

Петр Кузнецов: В качестве итога все-таки… Вот у нас сейчас практически вся страна была на связи, тем более эсэмэски присылали всю неделю. Мы – счастливая нация?

Анетта Орлова: Это очень сложно сказать. Я думаю, что мы…

Петр Кузнецов: Я бы даже сказал – страна.

Анетта Орлова: Да, страна. Я считаю, что, во всяком случае, мы сильны. Насколько мы счастливые? В разные периоды по-разному. Но мне кажется, что, несмотря ни на что, в нас есть здоровый оптимизм.

Петр Кузнецов: Спасибо, спасибо. Этим и закончим. Анетта Орлова, психолог, кандидат социологических наук. Подвели своеобразные итоги рубрики «Реальные цифры». Мы считали, когда, в каком возрасте вы счастливы. Многое выяснили.

Тамара Шорникова: Будьте счастливы! Спасибо.

Петр Кузнецов: Впереди выпуск новостей, никуда не уходите.