Анна Семенова и Михаил Климачев — о производстве слуховых аппаратов

Гости
Михаил Климачев
заместитель генерального директора Группы компаний «Исток-аудио», директор сети центров хорошего слуха «Радуга звуков»
Анна Семенова
врач-сурдолог Московского областного научно-исследовательского клинического института имени М.Ф. Владимирского, директор центра хорошего слуха «Радуга звуков»

Рубрика «Промышленная политика». Медицинская техника российского производства. В чём её особенности, и насколько она надёжна по сравнению с зарубежными аналогами? Сегодня познакомимся с производителями слуховых аппаратов для слабослышащих.

Марина Калинина: Здравствуйте. Я Марина Калинина, и это рубрика «Промышленная политика», в которой мы рассказываем о российских компаниях, работающих на территории нашей страны и производящих различную продукцию. Сегодня поговорим о группе компаний «Исток Аудио», они разрабатывают, производят и соответственно реализуют современные технологии средства реабилитации для людей с ограниченными возможностями, в частности, слуховые аппараты. Фабрика располагается по Фрязино в Московской области. Мы сняли небольшой сюжет об этом предприятии, через буквально полминутки его посмотрим.

А я сейчас представлю своих гостей. У меня в гостях Михаил Иванович Климачев, заместитель генерального директора группы компаний «Исток-Аудио», директор сети центров хорошего слуха «Радуга звуков», – здравствуйте.

Михаил Климачев: Здравствуйте.

Марина Калинина: И Анна Владимировна Семенова, врач-сурдолог Московского областного научно-исследовательского клинического института имени М.Ф. Владимирского, директор одного из центров хорошего слуха «Радуга звуков», – здравствуйте, Анна Владимировна.

Анна Семенова: Добрый день.

Марина Калинина: Давайте посмотрим сюжет, а потом в студии поговорим.

СЮЖЕТ

Марина Калинина: Вот такой получился сюжет.

Михаил, действительно коллектив уникальный. Как удалось заманить молодых специалистов, создать такую замечательную команду? В чем секрет? Это секреты управления, секреты построения бизнеса? Как вот получилось так удачно все?

Михаил Климачев: Вы знаете, потребность в молодых кадрах появилась относительно недавно, потому что компания существует уже 25 лет, и тот первый костяк специалистов, который пришел к нам, пришел в основном с оборонки, он строил эту команду, строил эту компанию. Наверное, последние 10 лет мы активно набираем молодежь. Возможно, это репутация компании в регионе, в Московской области, уже даже и в Москве. У нас есть люди, которые к нам приезжают из Москвы на работу, то есть у нас есть такой обратный эффект. Это надежность компании, это интересность этой работы, потому что мы делаем действительно собственные новые разработки, то есть инженер, приходя к нам, может себя проявить, у него будут очень хорошие и резюме, и опыт. Плюс есть наследственность: мы молодых ребят, которые приходят, у них есть процедура наставничества обязательная, то есть они получают этот ценный для них опыт. Эта информация распространяется действительно, как говорил Иван Иванович, у нас очень большой лист ожидания, то есть люди стремятся в нашу компанию.

Марина Калинина: Главное, что они не уходят от вас, только на пенсию, наверное.

Михаил Климачев: Да.

Марина Калинина: Те, которые 25 лет работают.

Анна Владимировна, вот эти центры хорошего слуха «Радуга звука» чем занимаются? Как вы сотрудничаете с такими компаниями?

Анна Семенова: На самом деле наша задача вот эти вот приборы, помогающие людям слышать, донести до людей, помочь им приобрести эти аппараты, помочь им подобрать эти аппараты, сделать эти аппараты максимально комфортными, чтобы в результате использования аппаратов человек действительно чувствовал себя так же, как 20 лет назад, когда со слухом у него было все в порядке, у него не возникало трудностей в общении ни с близкими, ни в каких-то социальных вопросах.

Марина Калинина: Но есть же и врожденная история, я так понимаю, не только…

Анна Семенова: Это другое, это отдельный пласт. Дело все в том, что ребенок, который не слышит или плохо слышит, лишен возможности научиться говорить, а для нас с вами это вторая сигнальная система, это возможность общаться, возможность социализироваться. И задача и нашей техники, и задача наших специалистов – помочь ребенку услышать мир, научиться говорить и стать полноценным членом нашего общества. Дети с аппаратами, дети с кохлеарными имплантами ведь на сегодняшний день ничем не отличаются от своих слышащих сверстников: они точно так же любят играть, любят общаться и стремятся ко всему этому. Наша задача – помочь им.

Марина Калинина: А сколько вообще масштабна эта проблема глухоты для России?

Анна Семенова: К сожалению, с ростом цивилизации, с ростом зашумленности условий, в которых мы живем, количество пациентов, страдающих проблемами слуха, растет. И на самом деле врожденная тугоухость тоже встречается чаще. Но на сегодняшний день, так вот если в целом взять всю популяцию, можно считать, что около 5-7% от общего числа наших жителей…

Марина Калинина: Да, Михаил, это так?

Михаил Климачев: Да, это так.

Анна Семенова: …страдают этой проблемой, причем это то, что зарегистрировано. Далеко не каждый из наших пациентов дошел до врача, диагноз поставлен, лечение назначено и протезирование назначено. К сожалению, еще бытует мнение, что нужно ждать, пока совсем человек оглохнет, только тогда идти приобретать аппарат.

Марина Калинина: Ужас какой. А почему так?

Анна Семенова: Люди во многих случаях боятся. Во-первых, боятся чего-то нового. А потом на бытовом уровне бытует мнение, что слуховые аппараты могут ухудшить слух. На самом деле это не так, слуховой аппарат для нашего слуха является очень хорошим тренажером, который позволяет сохранить саму способность к коммуникации, саму способность к общению. Одевать аппараты на самом деле надо тогда, когда у человека начинают возникать первые проблемы со слухом.

Марина Калинина: У нас есть звонок из Крыма, Анна нам дозвонилась. Здравствуйте, Анна. Анна?

Зритель: Да, здравствуйте.

Марина Калинина: Здравствуйте.

Михаил Климачев: Здравствуйте.

Марина Калинина: Говорите, пожалуйста.

Зритель: Я хотела бы у вас узнать, имеются ли у вас сверхмощные бинауральные слуховые аппараты? Ребенок с потерей слуха, тугоухость 3-4-й степени, плюс сенсоневральную глухоту нам ставят.

Марина Калинина: Спасибо вам за звонок. Михаил?

Михаил Климачев: Наверное… Давайте я отвечу, в принципе я понимаю. Да, у нас такие аппараты есть, у нас эти аппараты есть как собственного производства, недавно выходили определенные даже новинки в этой сфере, которые мы представляли, это сери «Танго». Специальные аппараты разработаны для детей, аппараты, как вот был вопрос, предполагаются для бинаурального ношения, то есть они имеют связь между собой, то есть они адаптируются под окружающую обстановку. Они позволяют ребенку максимально полно получать звуковую картину вокруг и развиваться. Эти аппараты существуют в центрах как «Радуги звуков», так и студий слуха, вообще в принципе в нашей стране во всех розничных кабинетах эти аппараты можно найти.

Марина Калинина: Поскольку эта программа называется «Промышленная политика», давайте все-таки поговорим о том, как государство помогает вообще, какие существуют программы, насколько вы сотрудничаете с какими-то государственными органами.

Михаил Климачев: Мы работаем с различными государственными органами. По линии Минпромторга у нас идет основная поддержка с точки зрения нас как производителя слуховых аппаратов. Мы имеем поддержку также по Московской области, по линии Московской области как резиденты особой экономической зоны. Также с точки зрения реализации слуховых аппаратов пациенты, которые обращаются в наши центры, имеют возможность приобрести слуховые аппараты и потом получить компенсацию в органах социальной защиты или фонда социального страхования…

Марина Калинина: Кстати да, вот спрашивают нас зрители, имеются ли ваши аппараты, входят ли они в социальную программу.

Михаил Климачев: Да, в рамках тендерных поставок мы очень активно участвуем в этих программах по всей стране. Наши аппараты также поставляются, то есть на равных конкурируем, то есть это открытый рынок, конкурентный очень. К сожалению, не во всех регионах в рамках тендеров поставляются аппараты достойного качества, потому что все мы знаем, что в аукционе главное – это цена, и иногда в рамках определенной конкурентной войны цены опускаются очень низко. Но в этом направлении тоже идут изменения с точки зрения правительства, уже мы знаем и слышали, что с 2020 года будет меняться система, те пациенты, которые имеют право на получение бесплатного слухового аппарата, могут уже выбирать самостоятельно, получив сертификат-ваучер, дальше они с этим сертификатом идут в розничную точку продаж и получают полноценный сервис как розничный пациент.

Марина Калинина: Ну вот пишут нам из Москвы и Московской области сообщение: «Слуховые аппараты не годятся. Ужасно плохие, невозможно с ними ходить, шумят и трещат».

Михаил Климачев: Вы знаете, это комплексная проблема. Слуховой аппарат невозможно купить в Интернете, слуховой аппарат невозможно купить в телемагазине (извините, я сейчас на телевидении так говорю, но они также продаются). Пока он лежит на столе, это всего лишь техническое устройство…

Марина Калинина: Ну покажите.

Михаил Климачев: У нас есть, я захватил с собой. Это миниатюрные аппаратики, это всего лишь техническое устройство, его невозможно надеть на ухо и пойти дальше слышать начать. Он требует индивидуальной поднастройки, потому что потеря слуха индивидуальна. Изначально, когда мы начинаем процесс слухопротезирования... Почему мы открываем сеть федеральных центров? Мы открыли уже 160 центров по всей стране, потому что люди должны прийти, пройти полную диагностику своего слуха, потому что мы теряем слух на каждой частоте по-разному, у каждого человека получается совершенно разная картина той компенсации, которая ему необходима. Кому-то достаточно будет миниатюрного маленького слухового аппарата, чтобы начать качественно разбирать речь и улучшить качество своей жизни; у кого-то серьезная потеря слуха, большая, тут уже аппаратики покрупнее, потому что электроника, усиление мы должны давать значительно более серьезное, но все равно они компактные и незаметные. Проблема одна – это качественная настройка. Без специалистов, без врачей-сурдологов, без центров слухопротезирования слуховой аппарат является просто техническим устройством, которое действительно будет шипеть, трещать и помогать не будет.

Марина Калинина: То есть это вопрос настройки?

Михаил Климачев: Вопрос настройки и вопрос специалиста, который эту настройку делает.

Марина Калинина: У нас есть еще один звонок, Ирина из Казани нам дозвонилась. Ирина, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Михаил Климачев: Здравствуйте.

Анна Семенова: Здравствуйте.

Зритель: Меня зовут Ирина, я звоню вам из Казани. Буквально 2 месяца назад мы приобрели для своего пожилого папы, вернее я приобрела, слуховой аппарат в вашем центре «Радуга звука». Нам его настроили прямо в центре. В связи с этим у меня к вам два вопроса. Первый вопрос: он не очень улучшил качество звука моему папе. Каким образом сейчас, на сегодняшний момент я могу поменять этот аппарат на более сильный, поскольку все-таки это дорогостоящая вещь? Это первый вопрос.

И второй вопрос у меня по поводу индивидуальных вкладышей. В комплекте с аппаратом идут мягкие силиконовые вкладыши; индивидуальный же вкладыш, о котором сейчас говорили, делается из плотного материала, который пожилому человеку очень сложно вставить в свое ухо. Можно ли сейчас или в будущем эти индивидуальные вкладыши делать тоже мягкими и силиконовыми? Спасибо.

Анна Семенова: Наверное, на этот вопрос отвечу я.

Марина Калинина: Да, давайте, конечно.

Анна Семенова: У пожилых людей, к сожалению, с возрастом хрящи, которые держат ушко, стареют, и ушко начинает смыкаться, слуховой проход начинает смыкаться. Поэтому использование твердых вкладышей предпочтительно, потому что вкладыш держит ухо, он помогает человеку слышать. В мягких силиконовых вкладышах ухо будет очень сильно потеть, оно будет не давать такого четкого, яркого звука. Поэтому с точки зрения физиологии использование твердых вкладышей обоснованно, это первый момент.

Теперь второй момент, то, что касается настроек. Во-первых, при первичной настройке, когда первый раз настроили аппаратик, дается настройка адаптационная, человек должен вернуться к звуку, вернуться вновь в мир звуков. А для того чтобы улучшить… Прошло 1.5-2 месяца после первичной настройки, и нужно повторно обратиться в центр, где приобретали аппарат, и провести коррекцию настройки. И я думаю, та проблема, которая возникла в данном случае у пожилого человека, будет решена.

Марина Калинина: Михаил, компания постоянно развивается, и вот Иван Иванович, генеральный директор, мы это не включили в сюжет, потому что невозможно сделать его резиновым, рассказывал о том, что вы выходите и на зарубежные рынки, это и Швеция, и Дания, и другие европейские страны, и США, и так далее. За счет чего? Каким образом вам удалось пробиться туда? Потому что это такая задача не из легких особенно сейчас.

Михаил Климачев: Да, все верно. У нас появился продукт, в ролике была представлена система «Умный дом», на европейском рынке эта система называется «Puzzle Pro», в России она будет называться «Система «Умный дом Sensa». Это система, которая помогает слабослышащим, глухим и слабовидящим людям ориентироваться в бытовых условиях: это индикатор дверного звонка, утечки газа, воды, плач ребенка, сигнал домофона, то есть различные индикаторы каких-то событий, которые происходят дома. Человек с тотальной глухотой либо слепой за счет вибрации на определенных мобильных приемниках может понимать, что происходит у него дома. Эта система прошла сертификацию CE европейскую, у нас уже были первые отгрузки в Европу, то есть система была одобрена нашими европейскими партнерами, коллегами, дистрибьюторами, и сейчас очень активно мы с ними работаем, разрабатываем инструкцию уже на разных языках, потому что запросы пошли со всей Европы. Система очень хорошо себя зарекомендовала, это надежный, качественный, современный продукт…

Марина Калинина: Это ваша разработка?

Михаил Климачев: Это полностью наша разработка, с нуля мы ее за 3 года довели до такого уровня, что она стала востребованной в том числе в Европе.

Марина Калинина: Многие люди стесняются носить слуховые аппараты, наверное, вы даже больше об этом знаете, просто не хотят, чтобы это было видно и так далее. Вы каким-то образом умудрились сделать из этого такой модный аксессуар. Как вы это разрабатывали?

Михаил Климачев: Ну эта тенденция идет к нам из-за рубежа, потому что, конечно, там в этой области подвижек значительно больше…

Марина Калинина: Мне понравилось, что для детей вы делаете цветные всякие штуки, желтые, красные, зеленые.

Михаил Климачев: Для детей есть возможность изготовления цветных корпусов всегда, цветных индивидуальных вкладышей, индивидуальных вкладышей со стразами. Плюс для детей существуют различные наклейки на слуховые аппараты, то есть они могут делать такой легкий апгрейд, «тюнинг» своих слуховых аппаратов. Детей это привлекает, они не чувствуют, что это какое-то старое бежевое большое устройство, – это действительно незаметная вещь, а если это даже большой, супермощный слуховой аппарат, то он все равно компактный. Сейчас современные технологии позволяют их делать максимально компактными и удобными.

Марина Калинина: Насколько жесткая конкуренция на этом рынке?

Михаил Климачев: Конкуренция очень серьезная, конкуренция очень серьезная в стране. Но нам предстоит еще очень много всем работать, всем компаниям, которые работают в стране, потому что потенциал нашего рынка, мы должны вырасти в 4 раза, просто в 4 раза весь рынок должен вырасти, чтобы достичь проникновения в рынок до европейского уровня. Нам есть куда стремиться, есть куда развивать розничные сети.

Люди, к сожалению, очень поздно обращаться за реабилитацией, то есть, как Анна Владимировна говорила, существует такое среди врачей и специалистов до сих пор мнение, что нужно ждать, и люди со 2-й, 3-й степенью потери слуха иногда доходят до серьезной глухоты. Эта проблема есть во всем мире, но в России она сейчас особо остро стоит, потому что информационно хочется это доносить, сейчас вот, используя эту площадку, что как только появляется эта проблема, можно пройти диагностику, и устройства, которые будут предлагаться, будут компактны и незаметны. Я вот просто на эфир… На самом деле я сегодня в слуховом аппарате пришел…

Марина Калинина: Да? Покажите фокус. Вообще не видно!

Михаил Климачев: Да, на самом деле… Вам, наверное, точно не видно, у меня еще достаточно короткая стрижка, если бы была стрижка чуть подлиннее… Это аппарат, который в принципе может компенсировать до 3-й степени потери слуха, небольшое устройство, я вот сейчас на белый фон наведу. Абсолютно современное, компактное устройство, которое можно использовать. Их не ощущаешь, не замечаешь, они очень легкие, удобные.

Марина Калинина: Анна Владимировна, вы какие-то обучающие программы наверняка имеете? Ваши центры со специалистами как работают?

Анна Семенова: Вы имеете в виду докторов?

Марина Калинина: Да.

Анна Семенова: Конечно, обязательно. У нас проводятся семинары, в рамках которых, во-первых, знакомят с различными современными технологиями, рассказывают о том, какие существуют на сегодняшний день слуховые аппараты, как можно скорригировать любую потерю слуха, потому что реально на сегодняшний день практически не существует такой потери слуха, при которой нельзя помочь. Даже при тотальной глухоте…

Марина Калинина: Главное прийти.

Анна Семенова: Главное прийти. Поэтому надо не стесняться, надо не бояться, обращаться, обследоваться и улучшать свою жизнь.

Марина Калинина: Михаил, у нас буквально полминутки осталось. Мне сейчас редактор подсказывает, что звонят и спрашивают, какова же цена этих аппаратов.

Михаил Климачев: Ой, вы знаете, цены абсолютно разные. Это открытая информация, она есть на всех веб-сайтах, то есть от 6 тысяч рублей до 170 тысяч рублей за один слуховой аппарат, чаще всего нужно два слуховых аппарата, потому что слух мы теряем симметрично, так же как и зрение. То есть это может быть очень серьезный бюджет, но то качество жизни, которое люди получают, это несравнимые вещи. Но есть решения бюджетные, как я сказал, и есть решения, в основном это импортные, конечно, компании, которые… Больше 300 тысяч придется потратить на бинауральный слух, но люди, имеющие эту возможность, конечно, получают качество реабилитации на очень хорошем уровне.

Марина Калинина: Спасибо вам большое, успехов! У нас в гостях был Михаил Иванович Климачев, заместитель генерального директора группы компаний «Исток-Аудио», директор сети центров хорошего слуха «Радуга звуков», и Анна Владимировна Семенова, врач-сурдолог МОНИКИ, директор центра хорошего слуха «Радуга звуков».

Давайте посмотрим по традиции производственные портреты людей, которые работают на предприятии.

в рубрике «Промышленная политика»