Анна Сошинская и Анастасия Попова - о том, как открыть свой бизнес молодой маме

Гости
Анна Сошинская
президент благотворительного фонда «В ответе за будущее»
Анастасия Попова
руководитель студии керамики «Textura»

Анна Тарубарова: Здравствуйте. Меня зовут Анна Тарубарова, и у меня к вам «Дело на миллион». Как всегда по понедельникам рассказываем вам истории тех, кто смог превратить любимое дело в успешный бизнес. Наша тема сегодня объединяет людей с самыми разными увлечениями, но у которых есть нечто общее: все они женщины и мамы. О том, как открыть бизнес в декрете, будем разбираться вместе с президентом благотворительного фонда «В ответе за будущее», мамой пятерых детей Анной Сошинской и руководителем студии керамики «Textura», дважды мамой Анастасией Поповой. Приветствую вас.

Анна Сошинская: Здравствуйте.

Анастасия Попова: Здравствуйте.

Анна Тарубарова: Для начала отправимся в Ярославль и посмотрим, как Анастасия изменила свою жизнь в декрете.

СЮЖЕТ

Анна Тарубарова: В России есть комитет по развитию женского предпринимательства, и вот по его данным женщин в бизнесе у нас немного по сравнению с другими странами, менее трети. При этом наша страна лидер по количеству женщин-руководителей: россиянки возглавляют 43% компаний. Уважаемые в первую очередь телезрительницы, присоединяйтесь к нашей беседе, поделитесь с нами своими историями, легко ли открыть бизнес женщине в вашем городе, регионе, какая поддержка нужна? Звоните нам в прямой эфир, номер для ваших бесплатных SMS-сообщений 5445.

Анна, первый вопрос вам. Вот в поисковике я ввела запрос, какие лучшие направления для женского бизнеса. Что мне выдал Интернет: женскими тренингами предлагают заняться, открыть студию йоги для мам и малышей, делать украшения, выгуливать собак, готовить и доставлять не простую, а вегетарианскую еду. Я, признаюсь, растерялась. Как быть, если после декрета ну никак не хочется возвращаться на прежнюю работу, а определиться ты не можешь? Ваш фонд помогает таким?

Анна Сошинская: Вы знаете, на самом деле это очень естественная проблема, потому что когда появляется ребенок, становится вопрос, карьера или остаться в семье. И конечно, все мамы с этим обязательно сталкиваются, и именно поэтому мы создали эту программу, потому что она помогает определиться, что ты дальше хочешь и рассматриваешь ли ты предпринимательство как карьерный рост, не наемный труд.

Анна Тарубарова: Не как хобби.

Анна Сошинская: Да, карьерный рост. Вот с точки зрения того, что выдала статистика, я немножко сомневаюсь, потому что мы, конечно же, смотрим, какие у нас проекты, и честно говоря, 40% приблизительно – это проекты в области дополнительной образования: это какие-то курсы, дошкольные кружки, вообще все вокруг детства и образования. Видимо, женщины наши ценят свои знания, свой опыт, свои навыки, которые они приобретают либо в жизни, либо по образованию своему.

Анна Тарубарова: Получается, каждая мама считает себя уже специалистом в воспитании.

Анна Сошинская: Да, уже специалистом именно в этой области. Это понятно, потому что они очень заточены на эту историю детско-родительскую.

Анна Тарубарова: Ну а как же, если она была бухгалтером? Открывать какой-то детский центр?

Анна Сошинская: Вот есть, конечно, и другие бизнесы. Где-то 15% швейным производством занимаются, остальные, как ни странно, по 1% – это и какой-то сервис, в том числе бухгалтерские услуги, и бытовые услуги, и различные уникальные онлайн-сервисы, которых, к сожалению, пока немного, хотя нам казалось это очень логичным, чтобы мама, сидя дома, могла заниматься онлайн какой-то историей. Но пока мы ждем, очень хотим, чтобы было больше таких проектов, но они только-только начинают появляться, в основном это в крупных городах.

В принципе вообще если посмотреть более глобально по миру, то такое предпринимательское настроение у нас держится где-то на уровне 36-37% по сравнению с другими странами. Например, средняя цифра по миру 47%, в Европе 42%, то есть нам есть куда расти. И меня эта цифра, честно, удивляет, потому что я вижу, что на ведомственном уровне, на государственном, в том числе на законодательном упрощается возможность начать свой бизнес, и это, конечно, очень важно. Именно поэтому наш фонд начал эту программу. Если мы начали 5 лет назад и всего могли найти 5 желающих городов поучаствовать, то сейчас мы 60+ ожидаем в этом году, а может быть, и больше, то есть интерес к этому растет, безусловно.

И проблема на самом деле того, что женщин-предпринимателей не так много, мне кажется, в следующем. Мы рассматривали, делали даже вциомовское исследование, и это, во-первых, неуверенность в себе от недостатка знаний. Женщины, к сожалению, значительно менее уверены в том, что они способны на вот это и в себе.

Анна Тарубарова: Даже при наличии образования.

Анна Сошинская: При наличии образования по сравнению с мужчинами, там разница где-то минус 8-9% год от года. Уверенность в том, что ты можешь сгенерировать какую-то интересную идею, тоже на минус 8% по сравнению с мужчинами. Что совпадает, так это уверенность в том, что поддержат окружающие, родственники, друзья, это очень важно. Но вообще такая решимость, к сожалению, у женщин меньше, чем у мужчин. И мне очень приятно, что Анастасия здесь в этой студии, потому что она как раз одна из выпускниц, совершенно случайно мы в студии встретились, оказалось, что она как раз выпускница нашей программы «Мама-предприниматель», и мне, безусловно, очень приятно и удивительно смотреть на ту историю успеха, которую она показывает.

Анна Тарубарова: А вот как много таких историй, когда все сложилось, все получилось?

Анна Сошинская: Конечно же, это надо смотреть в процессе времени, но мы рассчитываем на то, что в это обучение, которое дает благотворительный фонд, естественно, мы это делаем не одни, мы это делаем с Корпорацией малого и среднего предпринимательства, они наши самые такие большие союзники в этом, и женский комитет «Опоры России», это такой тройственный проект при поддержке банка «Открытие», мы это делаем очень профессионально. Я считаю, что где-то 30% женщин, которые в итоге начинают заниматься своим бизнесом, является очень хорошим показателем. Потому что у людей есть возможность после обучения выйти не с теоретическими знаниями, а с конкретным планом, как открыть свой бизнес. Так что надеемся, что это помогает, не знаю, какое у Анастасии мнение, насколько это придает уверенность не только по знаниям, но и по поддержке сообщества, потому что организуется некая группа, которая тоже дает очень много друг другу информации, моральной поддержки, возможного обмена, пересечения бизнесов, партнерства. Так что я думаю, что этот проект действительно уникальный в этом плане, по некоторым мнениям это один из лучших проектов в области частно-государственного партнерства.

Анна Тарубарова: Вот давайте как раз послушаем мнение Анастасии. Но для начала я бы хотела уточнить. Вы сказали, что перепробовали пять бизнесов, – что с ними было не так? Почему «выстрелило» именно гончарное дело?

Анастасия Попова: Начала я с самой банальной. Поскольку у меня в окружении не было ни одного предпринимателя, но мне всегда очень хотелось самоорганизоваться, уже когда старшему сыну было 1.5 года, он был тогда на тот момент единственным, я поняла, что я не могу просто сидеть дома в декрете и ждать, гладить, стирать и готовить, мне просто хотелось куда-то себя применить. Я начала с книг: я очень люблю читать, с появлением ребенка очень полюбила составлять собственную библиотеку для своего ребенка. В общем-то, на книжной теме был первый опыт организации так называемых совместных закупок: я собирали желающих на книги, мы объединялись и в общем-то по выгодным для всех условиям приобретали их. Ну и плюсом я вела блог по детской литературе, писала свое мнение о том, какую книгу стоит выбрать, какую не стоит, и так далее. Это был первый опыт, и поскольку он был совершенно мизерным, там я уперлась в потолок. Но тем не менее книжное дело было любимым, по сей день я вспоминаю про него с большим трепетом, немножко даже скучаю.

Дальше моя сфера была с притяжной вентиляцией, как ни странно.

Анна Тарубарова: Какое-то неженское дело.

Анастасия Попова: На первый взгляд да, но я решала собственную проблему в семье, мы живем на первой линии в спальном районе, очень шумно за окном, грязно, летит воздух грязный, пыльный подоконник. Я пыталась найти систему, которая обеспечит чистоту воздуха по крайней мере в одной комнате, и в общем нашла систему вентиляции, которую можно поставить банально в квартиру. И как только я пыталась найти заказчика, который выполнит это, установит необходимое мне оборудование, в нашем регионе такого просто не нашлось, поэтому мы с мужем совместно решили, что нужно стать дилерами, и в регионе соответственно стали дилерами по городу и по области. С тех пор и по сей день я занимаюсь уже теперь вместе, совместно с мужем, поскольку этот вид бизнеса предполагает еще и монтажные работы, поэтому муж мне в плане организации общения с мужчинами помогает. Все, что касается остального, организованного, это я.

Анна Тарубарова: Ну вот, кстати, тут про мужей комментарий, не подписались, к сожалению, кто прислал из Томской области нам сообщение: «Ага, дело на миллион убытков для мужей». Как вы это прокомментируете? Как правило, женщины стартуют из каких ресурсов?

Анна Сошинская: На самом деле это, конечно же, вопрос финансовых инвестиций. Но те бизнесы, которые мы, как правило, рассматриваем, требуют достаточно небольших инвестиций: 150, 200, 300 тысяч. Понятно, что это небольшой бизнес, это действительно малый, микробизнес, но мы знаем, как это нужно делать, и сама программа заточена именно на развитие бизнеса при очень малых инвестициях. Собственно, почему наш кооперативный фонд и начал этим заниматься? Потому что это корпоративный фонд компании с 60-летним опытом работы именно в микробизнесе, как это сделать так, чтобы это было выгодно. Без расчетов у нас никто не уходит, самое главное в подготовке и в, так скажем, рассмотрении идеи, насколько она состоятельна в конкретном регионе, сколько туда нужно инвестиций, как быстро будет доход. Поэтому, если кто-то хочет, все равно инвестировать надо, без этого невозможно, просто это можно делать постепенно и необязательно миллионами, необязательно в кредит.

Ну и кроме того, очень много поддержки государства сейчас, просто люди, к сожалению, не знают. Я думаю, именно из-за этого очень маленькая активность, потому что столько бесплатных сервисов предлагают центры поддержки предпринимательства во всех регионах – что юридическую, что консультационную, и сейчас есть онлайн-бухгалтерия и можно все это делать очень легко. Сейчас есть возможность получить статус самозанятого в некоторых регионах. То есть действительно очень много делается, просто мне кажется, что не дошла еще волна до каждого, который сидит в декрете, не каждой женщины. Я думаю, что желающих будет намного больше, как только это будет понятно, что это просто и реально сделать. Мне кажется, вот такие примеры успеха помогают.

И конечно же, очень много бизнесов из существующих, которые предполагают вот такую занятость и минимальные инвестиции, в том числе индустрия прямых продаж предлагает очень много возможностей, если ты не можешь начать свое собственность дело, может быть, сначала приобрести опыт где-то еще. Неслучайно мы рассматриваем в том числе и наш бизнес как такой бизнес-инкубатор, неважно, люди потом останутся в бизнесе «Amway» или пойдут делать что-то свое, это абсолютно не имеет никакого отношения, это навык продаж, навык взаимодействия с людьми, навык маркетингового продвижения и так далее, то есть все это школа. Поэтому какой бы вы путь ни выбрали, если вы выбираете предпринимательство, то основной пункт, мне кажется, – это обучение, обязательно смотреть, и опыт. Еще бы я хотела добавить, что программа уникальна тем, что есть возможность посмотреть изнутри на реальные бизнесы, потому что внутри обучения встроены бизнес-визиты, как мы их называем, к конкретным бизнесам, которые рассказывают, женщины успешные…

Анна Тарубарова: Вы посещаете предприятия?

Анна Сошинская: Да, к успешным женщинам, которые в каждом регионе, безусловно, есть, рассказывают, как они начинали, как это происходило, какие ошибки они совершили. Они с удовольствием помогают девочкам, мамочкам этих ошибок не совершать. И вот это реальная поддержка таких вот ассоциаций, как «Опора России», дает свой эффект.

Анна Тарубарова: Анастасия, а вы на себе ощутили поддержку государства?

Анастасия Попова: Ну конечно. Не знаю, насколько это поддержка государства, но вот благотворительного фонда однозначно ощутили, поскольку на момент, когда я участвовала в конкурсе, у нас уже не хватало после 1.5 месяцев со дня открытия мощностей, и в общем-то это было одной из целей моего участия в проекте «Мама-предприниматель».

Анна Тарубарова: То есть спрос был на продукцию, но надо было расширяться?

Анастасия Попова: Да, мы не успевали обжигать в печи, у нас были большие технологические сроки в связи с этим, конечно, этот грант был большой поддержкой. В общем-то, спасибо, что есть такие предложения и такая поддержка.

Анна Тарубарова: Вопрос к нам пришел по поводу посуды от Ирины из Хабаровска: «Как вы гарантируете качество своей продукции? Какие сертификаты нужны на посуду?»

Анастасия Попова: Качество гарантируем… Мы, во-первых, тестируем любую посуду, которую изготавливаем, сами ею пользуемся. По поводу сертификатов: если речь идет о ресторанном бизнесе, который подразумевает порой получение сертификатов на эту посуду, то мы готовы делать, проходить эту сертификацию…

Анна Тарубарова: Это сложно?

Анастасия Попова: Да нет, я не думаю. На самом деле мы этим еще ни разу не занимались, поскольку не было соответствующего запроса. Если только придет первый запрос на сертификацию, это для нас новые возможности и новый опыт. Поэтому с удовольствием пройдем

Анна Тарубарова: То есть я правильно понимаю, что пока рестораторы действительно не обращают особо внимания на вот такие маленькие мастерские и им выгодно закупаться где-то в Китае, например?

Анастасия Попова: Нет, на самом деле рестораторы у нас уже закупались, но ни одного запроса по поводу сертификации продукции не было. Возможно, вероятно, они эту процедуру делали самостоятельно, поскольку каждый вид глазури, каждый вид глины в любом случае потребует сертификации на любой конечный продукт.

Анна Сошинская: Я хочу просто добавить, что как раз Центр поддержки предпринимательства для начинающих предпринимателей сертификацию продукции большей частью делает бесплатно, поэтому можно обратиться за помощью в сертификации, я уверена, что вам там помогут. Обращайтесь в свое ярославское подразделение.

Анастасия Попова: Хорошо.

Анна Тарубарова: Давайте примем звонок от Екатерины из Екатеринбурга. Здравствуйте, вы в эфире.

Зритель: Здравствуйте. Я хотела бы поблагодарить вообще за такую большую работу, которую делают благотворительные фонды, за то, что помогают девушкам, женщинам в этом деле. Это очень, конечно, страшно, я пробовала, у меня не получилось, я все равно не оставляю эту надежду, что…

Анна Тарубарова: А чем вы хотите заняться, Екатерина?

Зритель: …соберусь с силами. Я хочу свою швейную мастерскую по пошиву, по ремонту одежды. Я хочу сказать, что Анастасия очень большая молодец, я просто сижу восхищаюсь, улыбаюсь, когда смотрю.

Анастасия Попова: Спасибо.

Зритель: И мне не нравится, что пишут такое, где-то ерничание, вот горшки, куда мы идем, я бегущую строку тоже читаю. Я понимаю, что трудно, я понимаю, что сейчас экономика и прочее, я понимаю, что все обиженные ценами, еще чем-то. Но если вот так винить, как вот идет там, то ничего не будет, под лежачий камень вода не течет. Очень классно, что есть такие люди.

И еще я хотела. Вот Анна говорила, сравнивали мужчин и сравнивали женщин. Я вам хочу сказать, что женщина более ответственная и более осторожная, потому что за ней дети…

Анна Тарубарова: Екатерина, аккуратнее, нас смотрят мужчины в том числе. Спасибо вам за ваши добрые слова.

К сожалению, время закончилось для нашей беседы. О том, как открыть свое дело в декрете, нам рассказали сегодня президент благотворительного фонда «В ответе за будущее» Анна Сошинская и руководитель студии керамики «Textura» Анастасия Попова. До встречи через неделю.

Анна Сошинская: Всего доброго.

Анастасия Попова: До свидания.

Анна Тарубарова: Спасибо вам большое.

Рубрика «Дело на миллион»