Антон Долин: Детективы и фильмы ужасов - очень терапевтическая штука, ведь там неприятные вещи происходят с другими

Антон Долин: Детективы и фильмы ужасов - очень терапевтическая штука, ведь там неприятные вещи происходят с другими
Время для рывка. Какие шансы нам даёт коронакризис?
Время новых возможностей. Коронаскептики. Градус самоизоляции. Артисты без работы. Рекордные долги россиян. Кто поможет туристам? Рекорд по долгам
Россияне рекордно задолжали банкам
Все будет хорошо?
Сергей Лесков: Россия - страна железных дорог. А что пить в поезде? Конечно, чай!
Артисты без работы
«Выкручивайтесь сами». Как выживают без спектаклей и концертов «Коляда-театр» и группа «Гламурный колхоз»
Градус самоизоляции
Время новых возможностей
Туристам помогут?
Гости
Антон Долин
кинокритик

Иван Князев: Давайте прямо сейчас, наверное, все-таки немножко отвлечемся от всех этих цифр, статистики по заболеваемости, по заболевшим и поговорим, может быть, о приятном.

Специальный проект «Культурный сезон с ОТР» стартовал на сайте Общественного телевидения России. Проект поддерживает российские театры, концертные залы, музеи в отсутствие зрителей и посетителей. Зрителям же нам проект дает возможность прослушать и посмотреть лучшие спектакли и концерты, лекции и экскурсии знаменитых музеев России. Все это онлайн, на одной площадке у нас, не выходя из дома. Все подробности можно узнать, кстати, на нашем сайте. Заходите.

Ну а прямо сейчас, наверное, вы можете посмотреть, вот за нашей спиной… А, нет, на ваших экранах есть… Вот видите – квадрат. Это так называемый QR-код. Если вы поднесете прямо сейчас телефон и отсканируете, то как раз таки получите доступ ко всем этим трансляциям.

Тамара Шорникова: И что мы можем посоветовать? Что мы можем посмотреть? Сейчас тоже посмотрим. Сейчас почти вся Россия живет в режиме самоизоляции, конечно. Регионы переходят один за другим на этот режим. И многие люди вспоминают, что у них раньше были какие-то хобби, раньше были какие-то увлечения.

Иван Князев: Хороший повод вспомнить. Да-да-да, многие сейчас вспомнили.

Тамара Шорникова: В том числе – как мы с вами в большинстве любим проводить свободное время? Мы любим смотреть хорошие фильмы. Правильно?

Иван Князев: Ну, мы во всяком случае, да.

Тамара Шорникова: И прямо сейчас есть возможность получить дельный совет о том, какие фильмы посмотреть, находясь дома. Мы решили связаться с Антоном Долиным, кинокритиком, главным редактором журнала «Искусство кино». Ну а кто еще лучше расскажет о том, что обязательно нужно смотреть? Ну, точно – можно.

Иван Князев: Здравствуйте, Антон. Что из новинок есть? Что, может, из классики рекомендуете посмотреть?

Тамара Шорникова: Кроме «Заражения», которое сейчас смотрят все на карантине.

Антон Долин: Здравствуйте, друзья. Собственно говоря, моя простая идея и философия в том, что сейчас, когда мы находимся в ситуации беспрецедентной (я думаю, что никто ничего подобного в жизни не переживал – понятно, что все по-разному это переживают), правильно и логично обращаться к старому кино. Ну, совсем нового кино все равно нет, оно не выходит. Старое кино действует терапевтически – разное по-разному на разных людей, само собой. Но в любом случае, не только заполняя пробелы (а у каждого из нас есть пробелы в связи с классикой), но и просто, условно говоря, вылечивая себя от каких-то стрессов, мы можем перепрыгивать в давние эпохи и смотреть кино об иной какой-то жизни.

Для меня, например, лучшая терапия – это классика кино. Вчера пересматривал. Хичкока планирую. Это действует безотказно.

Иван Князев: Ну, как-то Хичкока в такие времена несколько страшновато. Не считаете?

Антон Долин: Вы совершенно неправы. Дело в том, что именно детективы и фильмы ужасов – это очень терапевтическая штука, потому что там неприятные вещи происходят с другими людьми. А у Хичкока все фильмы еще и очень рациональные. В конечном счете в любой мистике есть разумное объяснение. И в ситуации, когда мы все живем без таких разумных объяснений, посмотреть на этих элегантных героев, многие из которых в красивых плащах, в шляпах, или эти блондинки с идеальной укладкой, которые все-таки побеждают негодяев и устанавливают истину – это очень утешительная штука.

Но сегодня я хотел назвать несколько классических комедий, которые, мне кажется, уж в качестве терапии мало с чем сравнятся. Ничего не может быть лучше, чем смеяться над чем-то. Вроде бы тебе и смеяться не хочется, вроде бы вокруг полный кошмар, но именно какие-то дурацкие злоключения каких-то придуманных героев здесь очень хорошо выручают.

Я начну с супербанального совета, но зато он безотказный. Посмотрите Чаплина. Стопроцентно есть те фильмы Чарли Чаплина, которые вы никогда не видели. У него огромное количество немых картин, маленьких, короткометражных – собственно говоря, до его полнометражного дебюта, фильма «Малыш», который, конечно, тоже советую.

Если вы совсем его не смотрели (а такое тоже бывает), то для начала я бы рекомендовал гениальную, на мой взгляд, картину «Новые времена». Это, может быть, вообще лучший его фильм. Дело в том, что это фильм о человеке в очень трудных обстоятельствах. Это история оставшегося без работы человека, который совершенно не знает, куда податься, которого сажают в тюрьму. У него беда за бедой. При этом это невероятно смешно, как часто бывают смешны злоключения другие.

Из старого кино очень всем посоветую Эрнста Любича. В Америке его все знают, у нас знают гораздо хуже. У него есть замечательные утешительные фильмы – например, «Магазинчик за углом». Это классический рождественский ромком.

Но мой любимый его фильм – это, конечно, картина «Быть или не быть». Это комедия про Вторую мировую войну, собственно говоря, почти что про Холокост. У нас очень много спорят о том, можно ли смеяться над этим. Но дело в том, что именно подобные периоды в истории требуют смеха. Смех очень часто выручает и спасает. И эта картина, ставшая по этой же причине, в общем, скандальной в момент выхода, до сих пор гомерически смешная! Это, по-моему, 44-й год. Невозможно не хохотать, когда ты это смотришь. Это блестящее кино!

Ну и конечно, классика комедийного кино, тоже о войне вроде бы – это французская «Большая прогулка» с Бурвилем и Луи де Фюнесом. Ну, в моем детстве это все смотрели, а сегодня, мне кажется, многие забыли, что такой фильм был.

Иван Князев: Раз по двадцать, наверное, смотрели. Я его наизусть знаю.

Антон Долин: Ну, это комедия, а вместе с тем это абсолютно философское кино – о том, как дирижер, а рядом с ним вообще обычный простак побеждают систему немецкой машины оккупационной. И это очень круто.

Ну и если вы хотите чего-то более современного про войну, то всегда есть «Бесславные ублюдки». Не знаю, не уверен, что это комедия, но очень смешно.

А что касается советской классики, то я долгое время думал, но, к сожалению или к счастью, я все равно пришел к супербанальному выходу. Все равно «Джентльмены удачи», скажем так, на третьем месте. «Берегись автомобиля» – величайший фильм Рязанова – на втором. И конечно, на первом – «Бриллиантовая рука» – незабвенный, кристальный, бриллиантовый шедевр Леонида Гайдая. Это те картины, которые, мне кажется, в любом состоянии, в любом настроении могут помочь и утешить.

Из американской классики, уже более поздней и приближенной к нам, конечно, «Голый пистолет». И для тех, кто хочет, может быть, чего-то более интеллектуального – «Большой Лебовски» братьев Коэн. Не все смотрели. Изумительно смешная картина! И грустная вместе с тем, включая сцену похорон, например.

Иван Князев: Особенно когда они прах там развеивали. Да, это было очень забавно.

Антон, такой вопрос. Сейчас очень многие любят сериалы. Из интересного и новенького что посоветуете?

Антон Долин: Я совершенно не большой знаток сериалов. Конечно, ближе всего к нашей жизни сейчас, увы, гениальный сериал «Чернобыль», который мы все смотрели в прошлом году. Извините, но это так. Это примерно как «Заражение» смотришь – и каждый шаг практически узнаешь. Особенно то, что связано с реакцией властей на любую беду. И не только, видимо, в России, но где угодно.

Если говорить о чем-то более развлекательном, то мне кажется, что британский сериал «Дрянь» не все еще у нас успели посмотреть. Он получил кучу наград, совершенно заслуженных, «Золотых глобусов», «Эмми». Это комедия, но в то же время драматическая. Это история про девушку, рассказанная от первого лица девушкой, но абсолютно универсальная. То есть можно сказать, что она феминистка, но вместе с тем это кино, которое с каждым будет как-то разговаривать и что-то ему или ей сообщать.

А сейчас я сам смотрю с опозданием детективный сериал Дэвида Финчера «Охотник за разумом». Прекрасное зрелище, суперталантливое и замечательное.

И я знаю, что мои друзья – русские режиссеры Алеша Чупов и Наташа Меркулова – сделали новый остросюжетный сериал «Колл-центр». Жду не дождусь, чтобы его посмотреть. Просто жду, когда все серии станут доступны. Они показывают по серии в день. Как только весь сериал появится, буду смотреть. И всех тоже призываю, хотя сам еще не видел.

Тамара Шорникова: Да, спасибо большое.

Иван Князев: Спасибо большое.

Тамара Шорникова: Критик Антон Долин поделился советами. Смотрите. Мы записали. И конечно же, заходите на сайт ОТР – там тоже много всего интересного.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)