Ольга Арсланова: Добрый вечер! Александр Денисов: Возвращаемся в прямой эфир. Перекусили, вернулись, надеюсь, вы тоже бутербродик съели. Это «ОТРажение». Ольга Арсланова: Руки помыли. Александр Денисов: Да-да-да. В студии сегодня Ольга Арсланова и Александр Денисов. Через полчаса у нас большая тема, называется она как вот такой фильм, можно даже сказать, «Трансформируйся или умри». Ольга Арсланова: Речь о бизнесе на самом деле, у которого, вероятно, впереди вот эти два сценария развития из-за эпидемии. Придется выбирать, что делать. Судя по предварительным прогнозам, до 30% малых и средних предприятий могут вообще перестать существовать после пандемии. Александр Денисов: Да. Ну вот название кинематографическое у нас неслучайно, так мы плавно переходим к следующей теме. Ольга Арсланова: Еще одно название вполне тянет, только, наверное, жанр другой, «Гречки и зрелищ». Неудивительно то, что за последние дни вырос спрос не только на продукты долгого хранения, но и на различные развлечения. Пользователи скачивают сериалы и фильмы про эпидемии и не только, про вынужденную изоляцию в условиях экономических кризисов и военных конфликтов. Что вы смотрите? Позвоните, расскажите в прямом эфире. А что еще можно посмотреть, узнаем прямо сейчас у кинокритика Антона Долина. Антон, добрый вечер. Антон Долин: Привет, привет, ребята. Ольга Арсланова: Спасибо, что вы с нами сегодня. Александр Денисов: Антон, знаете вот этот вот жанр этих фильмов, которые смотрят сейчас домоседы, так в шутку прозвали «карантино»? Я думаю, Квентину бы очень понравилось. Как думаете? Антон Долин: Я думаю, что Квентину икается все эти дни, потому что всем так нравится этот каламбур слова «карантин» с его фамилией... Впрочем, можно отчасти надеяться, что он не в курсе. Ольга Арсланова: Ну, наверное, его тоже наверняка смотрят. В принципе отличная возможность пересмотреть всю классику, которую не видел... Антон Долин: Это правда. Ольга Арсланова: ...кино, которое откладывал на старость, и вот наступило время. Антон Долин: У Тарантино, между прочим, есть фильмы, которые имеют прямое отношение к изоляции, к людям в закрытых пространствах. Его первый фильм «Бешеные псы» именно об этом, об этом же его «Омерзительная восьмерка», люди, запертые во время снежной бури в одном помещении, все они не те, кем кажутся, также один из них прячется в подвале. Ну и, собственно говоря, знаменитая сцена с похоронами заживо в... Александр Денисов: …«Убить Билла»? Антон Долин: «Убить Билла», да, где героиня Умы Турман, невеста выбирается из собственной могилы. Она, с одной стороны, жуткая, с другой стороны, я бы сказал, очень обнадеживающая, ей удается все-таки спастись, сила воли... Александр Денисов: Самое веселое, когда она бежит, отряхивая вот эту вот пыль, прах с себя, за бургером, за бургером. Антон Долин: Да-да-да. Ольга Арсланова: Очень жизнеутверждающе, потому что за бургером. Кстати, да, в Штатах сейчас, говорят, вырос невероятно спрос на попкорн, на чипсы. Ну а чего еще делать? Сидишь и смотришь. Антон Долин: Ну здесь нет, конечно, прямой зависимости, что еще делать. Люди делают миллионы разных вещей, но закономерности некоторые налицо. Во-первых, есть те, кого отправили на вынужденные каникулы, все равно работа из дома – это не то же самое, что работа в офисе, нет непосредственного надзора за тобой. И, конечно, люди спасаются тем, за чем они обычно и проводят время: музыка, книжки и сериалы или фильмы, вот, это никуда не деваться, это с одной стороны. А с другой стороны, конечно, те, кто причастны к этой индустрии развлечений, они потеряли потребителя, люди не собираются больше вместе, для того чтобы ходить на концерты, ходить в театры, поэтому они бросились все это транслировать в Сети, для того чтобы товар не пропадал, а рабочий процесс не останавливался. Это ведь не только для строителей или, не знаю, адвокатов важно, чтобы этот процесс не останавливался, для пианистов или артистов театральных это тоже крайне важно, поэтому они готовы играть перед пустым залом, для того чтобы... Александр Денисов: Мацуев сыграл онлайн-концерт, «Би-2», «Баста»... Антон Долин: Не только он, каждый вечер сейчас это происходит. Ольга Арсланова: А что делать? Антон Долин: Конечно, ну потому что, конечно, пока еще нет совсем окончательного запрета, можно дать какой-нибудь клубный концерт на 50, на 49 зрителей, что-то такое. Но на одну секунду даже мысль ты допускаешь, что вот люди придут и заразятся, заразят друг друга, даже не зная об этом, и это ощущение этой ответственности невидимой, непроверяемой работает лучше любой цензуры, лучше любого государственного запрета. Александр Денисов: А что на майке, кстати, у вас, мне интересно? Там вдохновляющий лозунг какой-то? Антон Долин: Да, написано, прочитайте. Ольга Арсланова: Бессмертие. Александр Денисов: Бессмертие, да. Антон Долин: Бессмертие. Ну искусство предсказывает жизнь, мы это знаем, это не новость... Александр Денисов: Особенно массовая культура еще как предсказывает. Антон Долин: Не только, любая. На самом деле стоит чуть-чуть следить за тем, что происходит в искусстве, и ты увидишь, каким образом оно поразительно всегда опережает реальность. И вот я зимой или это было в конце осени побывал в Екатеринбурге с женой и сыном на Индустриальной биеннале, очень ее люблю, у нее главная тема была бессмертие. И я думаю тоже: какое бессмертие, почему бессмертие? А вот сейчас, когда тема смертности и борьбы со смертью, борьбы с опасностью, с угрозой смерти стал всемирной, все об этом думают больше, чем о любых других насущных каких-то заботах, это бессмертие как такой оберег на груди ношу, мне очень она нравится. Ольга Арсланова: Что происходит с киноиндустрией сейчас? Вот одна из последних новостей: оперативный штаб по борьбе с вирусом дал поручение властям всех регионов закрывать клубы и кино. То есть пока еще какие-то сеансы есть. Антон Долин: Да, так и есть. Ольга Арсланова: Но это вопрос времени, видимо. Антон Долин: Это вопрос времени. Но понятно, что прокатчики сейчас в очень трудном положении. Это легко сказать со стороны потребителя «да вы все выпустите в Сеть и все». В такой стране, как Россия, где настолько развито пиратство, очень важно было соблюдение этого окна, и во всем мире оно важно, между прокатом и показом кино в Сети. Александр Денисов: Чуть было не сказал «слава богу», Антон, что развито до сих пор. Антон Долин: Да. Ну где-то развито, а где-то сейчас это окно сокращается, а сейчас оно будет уничтожаться, когда какие-то фильмы... Да, все вынуждены взвешивать, что лучше, выпустить в Сети и хотя бы что-то заработать или отложить на полгода, на год, кто знает, сколько это будет длиться, может быть, это откладывается навсегда, а фильмы-то копятся. Вы же поймите, что большая часть фильмов, их прокатные даты известны на два года вперед, и получается, что если, предположим, мы полтора года сидим всем миром на карантине, а дальше этот фильм начинает выходить, не все захотят откладывать свою премьеру. Кто-то и отложит, а кто-то скажет: «Да у меня крутой фильм, отстань». Александр Денисов: Да, Джеймс Бонд умрет через год или через сколько там. Ольга Арсланова: Новый родится. Антон Долин: Нет, Джеймс Бонд, его никто не свалит, хотя тоже неизвестно еще, сколько он соберет с таким названием еще. Но, понимаете, когда есть «Черная вдова» и она будет с какой-нибудь второстепенной анимацией конкурировать, анимация скажет: «Да я год ждал возможности выйти на экраны, мой фильм год назад запретили!» А люди из «Disney» или «Warner Bros.», большой корпорации, скажут: «Да нам совершенно наплевать, мы тоже ждали. Да, мы меньше ждали, мы выйдем сейчас». И все эти маленькие фильмы погибнут, потому что публика даже после окончания эпидемии, дай-то бог это скоро закончится, не будет ходить пять раз в день в кино. Александр Денисов: Извините, Антон, а я, наоборот, слышал точку зрения, что как раз малобюджетные картины, которые не побоятся сейчас прогореть, они говорят: «Ну ладно, не заработаем так не заработаем, мы не рассчитывали». А монстры когда не выставляются, то у маленьких-то и есть шанс заработать, потому что хоть что-то... Антон Долин: Сейчас да, но сейчас закроют кинотеатры и этот шанс закончится. Он и сейчас почти закончился. Вы поймите, это, еще раз, как и с музыкой, это не очень по-человечески все безупречно, то есть нам всем нравится преуменьшать масштаб эпидемии, конечно, но вот просто мысль о том, что тебе говорят: «А может, мы не будем кинотеатр держать открытым? Может, мы не будем этот фильм выпускать?» – «Нет, давай, фильм хорош, хоть кто-то придет, кому-то будет утешение, ничего». И люди приходят... Александр Денисов: Так это же главная цель искусства, Антон. Вы все про заработать да заработать, а суть-то в другом. Ольга Арсланова: А без заработка не будет искусства. Александр Денисов: Да-да. Антон Долин: Это правда. Но если человек придет оттуда и заразит свою маму, а мама заболеет... Александр Денисов: Другое дело. Антон Долин: ...и попадет... Как ты потом будешь про этот фильм вспоминать, с какими мыслями? Александр Денисов: Согласен. Ольга Арсланова: Но получается, что выбора-то нет, только Сеть, без вариантов. Антон Долин: Сейчас никакого, сейчас никакого, сейчас нет этого выбора совсем. Сейчас можно смотреть фильмы только изолированно, дома у себя на телевизоре, может, у кого-то есть видеомагнитофоны, проигрыватели для компакт-дисков, CD-DVD и прочее, Blu-ray, но в основном, конечно, это Интернет. Ольга Арсланова: Понятно, что была новость о том, что «Чума» Камю побила все рекорды по продажам... Антон Долин: Конечно. Ольга Арсланова: Наверное, то же самое с фильмами происходит. У меня все знакомые вспомнили о том, что есть Содерберг и у него в 2011 году вышло «Заражение». Антон Долин: Все смотрят «Заражение» особенно. Ольга Арсланова: Да, это прямо вирус такой, хотя фильм на самом деле так, не лучший, наверное. Антон Долин: Но дело в том, что... Но лучший не лучший, кто как оценивает... Ольга Арсланова: Но очень, очень точный. Антон Долин: Дело в том, что он тоже про коронавирус. Ольга Арсланова: Так. Антон Долин: Ведь это не впервые сейчас появился коронавирус, это... Александр Денисов: Вот у нас кадры сейчас из этого фильма. Антон Долин: Бывают разные коронавирусы, вот это про коронавирус, один из них, поэтому там очень много сходств в типе распространения вируса, в экспертизе этих вирусологов, во всем том, что в этом фильме есть. В остальном это фильм, собравший очень хороший актерский состав, сделанный очень крепкой режиссерской рукой. Это один из фильмов Содерберга как бы недостаточно авторских, он такой режиссер, который все время балансирует между совершенно авторским кино, где его собственный узнаваемый стиль, который он когда-то в своем дебюте «Секс, ложь и видео» продемонстрировал, и есть фильмы, которые вообще не похожи на типового Содерберга, они сделаны в том или ином жанре, и вот это один из таких фильмов. Он профессиональный, классный, он имел фестивальную премьеру на фестивале в Венеции, как сейчас помню. Ольга Арсланова: Там много звезд, там самая короткая роль, спойлер, Гвинет Пэлтроу, она там быстро умирает. Антон Долин: Да, это правда. Зато ее вспоминают весь фильм. Александр Денисов: Она же неверная, по-моему, у нее был роман с китайцем... Ольга Арсланова: Так-так, это уже лишнее, не надо. Антон Долин: Не надо этих самых спойлеров, кто-то еще не посмотрел. Ольга Арсланова: Он же снял после атипичной пневмонии, то есть в принципе можно сказать, что отчасти на реальных событиях. Антон Долин: Да, конечно, конечно. Но дело в том, что ведь коронавирус – это не первая такого рода эпидемия, просто первая такого масштаба за последние годы. Атипичная пневмония, все эти птичьи, свиные гриппы, каждый раз человечество пугается, что будет дальше и как, никто из нас не знает, и сейчас никто не знает. Но это, конечно, большой вопрос, который зависит только от вашей психики и больше ни о отчего, надо ли в эти дни коллекционировать и смотреть фильмы про вирусы, заражение, эпидемии, даже учитывая, что они имеют терапевтический эффект, в финале, как правило, все-таки какой-то хеппи-энд, не всегда, но часто. Ольга Арсланова: Ага. Антон Долин: Или надо от этой тематики бежать куда-то и смотреть вместо этого комедии, какие-нибудь милые мелодрамы, может быть, тоже с комедийным эффектом, или какую-нибудь там научную фантастику, но без апокалиптического привкуса. Кино ведь нужно людям для двух противоположных целей, как и любое искусство: это сбежать от своей реальности, от своей жизни и, наоборот, увидеть ее отражение, например, на экране или на страницах книги. И кому-то нужно увидеть отражение, а кому-то нужно уйти куда-то подальше, вот эти внутренние потребности и формируют спрос. Но «Заражение» смотрят все, потому что его как бы пророческое качество невозможно отрицать, это данность. Ольга Арсланова: Многие смотрят «Поезд в Пусан», хотя там про зомби, там все значительно страшнее... Антон Долин: Зомби-апокалипсис, конечно, мы все сейчас немножко зомби. Ольга Арсланова: Но там драма и там интересная история про то, что власти долго скрывают происходящее, это тоже очень популярный сюжет вот в таких фильмах. Александр Денисов: Конечно. Но это популярный сюжет нашей жизни, фильмы-то при чем? Власти скрывают правду, или бывает гораздо хуже, когда они сами ее не знают, это хуже, чем скрывать, делают вид, что знают, разумеется, они же власти, им полагается. И есть один прекрасный фильм о вирусах, который я очень сильно люблю, тоже про поезд, он называется «Перевал Кассандры», давний, 1970-х гг. Сделал такой режиссер Косматос. Великолепная картина с кучей звезд, от Софи Лорен и Авы Гарднер до Берта Ланкастера, великолепная картина про то, как некая эпидемия, экспериментальный вирус распространяется в поезде, внутри поезда. Поезд мчится, его переводят на дорогу, которая была закрыта много лет и где, скорее всего, он упадет и все, кто там есть, мрут, для того чтобы никого не заразить. Но дело в том, что в поезде есть врач, который находит, как вылечить эту эпидемию, она начинает проходить, и одновременно с этим там есть некие террористы и спецслужбисты, которые пытаются их задержать. И дальше они все думают о том, как остановить этот поезд, а он уже несется и не может остановиться. И, конечно, главный здесь сюжет и главный здесь вопрос, как сделать так, чтобы эпидемия не эпидемия, одновременно с этим есть и политический кризис, и экономический, чтобы мир не превратился в такой поезд, который несется уже под откос, что, может быть, мы даже уже победим вирус, а затормозить мы его не сможем, ну у меня поневоле такие пророческие какие-то нотки, псевдопророческие начинают прорезаться, потому что кино к этому располагает, оно оперирует метафорами, и мы сразу скачем в сторону... Александр Денисов: А вы спрашиваете, зачем смотреть и лучше посмотреть комедии. Антон Долин: Ну кому-то... Александр Денисов: Вы же сами сказали. Антон Долин: Кому-то определенно лучше комедии, это очень индивидуально. Ольга Арсланова: Давайте Виктора из Петербурга послушаем. Александр Денисов: Со зрителем пообщаемся, да. Ольга Арсланова: Что смотрит он? Виктор, добрый вечер. Зритель: Здравствуйте. Это Виктор Кузьмич. У меня приличная коллекция DVD. Вот за последнее время я посмотрел «Хищные птицы», теперь буду смотреть «Джон Уик 3», пересмотрю как раз по теме «Небесный суд», послушаю записи на пластинках и на DVD классики рок-музыки. Настроение прекрасное. Ольга Арсланова: Здорово! Александр Денисов: А из рок-музыки что вы будете слушать? Мы вот тут с Олей тоже прикидывали, какие фильмы посмотреть, какую музыку послушать на эту тему, вспомнили «Tequilajazzz» «Вирус», что-то еще. А вы что слушаете? Зритель: Я что слушаю? Ну сегодня слушал, к примеру, записи «The Monkees», вчера «Led Zeppelin», «Slade», «Uriah Heep», Тома Джонса. Александр Денисов: Ага, понятно. Ольга Арсланова: В общем, есть чем заняться во время карантина. Александр Денисов: Спасибо, спасибо. Ольга Арсланова: Спасибо, Виктор. Антон Долин: Хороший список. Ольга Арсланова: Хороший список. Антон Долин: Я тоже музыкой лечусь всегда, но это я делаю круглый год, не только в период вируса. Ольга Арсланова: А почему это интересный сюжет, пандемия, противодействие каких-то сил, часто власти, которые не могут вовремя включиться и даже вредят ситуации? Получается, что на этом фоне еще интереснее наблюдать за людьми, то есть как они взаимодействуют, изолируются ли, помогают друг другу, какие характеры побеждают. Антон Долин: Я думаю, что здесь есть две составляющих и обе очень важны, даже три. Ну первая самая неинтересная, чисто техническая: кино родилось из технического прогресса, кино, в отличие от других искусств, есть детище прогресса, поэтому спецэффекты начиная с фильмов Мельеса немых еще в XIX веке, в его конце, люди смотрели для этого. Конечно, пандемия и любой апокалиптический сценарий – это великолепная платформа для применения этих спецэффектов, особенно гримеры хорошо работают. Вторая составляющая – это чисто драматургический момент. Действительно, кризисные, критические ситуации проверяют людей и персонажей в том числе, это закон открыт древнегреческой трагедией, до сих пор он никуда не девался, он работает безупречно. И третий момент: у человечества есть, конечно, и страх конца света и Страшного суда, и ожидание его, и огромное количество историй, мы даже иногда не отдаем себе отчет в том, что они об этом. «Титаник» тоже об этом, это фильм о Всемирном потопе на самом деле, а совершенно не про любовь Леонардо Ди Каприо к Кейт Уинслет. Ольга Арсланова: Серьезно, не об этом? Антон Долин: Конечно, иначе бы... Ну сколько есть фильмов о любви двух привлекательных артистов, их очень много. В чем секрет успеха «Титаника»? Да, люди говорят, там спецэффекты – спецэффекты устаревают через год-два, а этот фильм живет. Потому что есть вот этот инстинктивный страх абсолютного конца света, и каждый раз, когда апокалиптический сценарий начинает где-то брезжить на горизонте, мы как бы все понимаем рационально, что все продолжится, мир не изменится, скорее всего, все вылечатся и как-то оно дальше пойдет, но все равно вот это ощущение, поиграть его в кино уж точно можно, и люди занимаются этим постоянно. Александр Денисов: Ну, кстати, согласен, там история достаточно банальная, адюльтер на корабле, ну как бы ничего нового. Антон Долин: Конечно. Александр Денисов: Другое дело, что вот правильно сказали, что только в кино можно открутить, вот эта сцена, где они встречаются и корабль выплывает на поверхность, появляется – это, конечно, эмоциональный такой пик, запоминающийся. Антон Долин: Ну да. Кэмерон гениальный человек, он знает, как с этим работать, это правда. Александр Денисов: Да-да. Ольга Арсланова: У нас зрители спрашивают из Москвы, что с нашим кино, почему о нем ничего не говорим. У нас же тоже, кстати, снимается, по-моему, сериалы и фильмы на эту тему. Антон Долин: Снимаются, конечно, но сейчас заморожены очень многие съемки, выход на экраны многих фильмов тоже заторможен всей этой ситуацией. Сейчас главный вопрос, если уж вы так болеете за русское кино, – это, конечно, «Кинотавр». Каннский фестиваль уже перенесся ориентировочно на середину лета, а может и позже, мы не знаем, Каннский фестиваль, напомню, это май. А июнь, через пару недель после Канн, это «Кинотавр», главный русский фестиваль в году, премьера двух десятков новых русских фильмов, тех, которые потом в течение года выходят, собственно говоря, в прокат, если вы болельщик русского кино, вы в курсе. Если фестиваля не будет, если не будет вот этого вот естественного фестивального способа поддержать это кино, когда об этом все пишут, фильм вышел, вся пресса, которая там, пишет свои статьи, ругается вокруг фильмов, один фильм награждают, другой нет, и все ждут, выйдут они в прокат или нет, в каком порядке, чтобы проверить своими глазами, хорошо или это плохо. Теперь представьте себе, ничего этого нет, просто выходит русский фильм одновременно, допустим, с каким-нибудь голливудским фильмом. Ну зритель всегда Голливуду отдаст предпочтение, надо понимать это. И в этих условиях большие русские фильмы, я не знаю, какие ожидаются в этом году такие уж, но самое главное, что мы не знаем, будет ли это действительно в этом году, это может переползти куда угодно, потому что, возвращаясь к тому, о чем мы говорили, все сроки поехали, все графики уже не выдерживаются... Скажу сейчас, что под Новый год должен был выйти фильм «Елки-12», а, может быть, он выйдет под Новый год 2022-го. Александр Денисов: А если про русское кино, вот советуют, «Аритмию» можно посмотреть, чтобы представлять, в какой стадии находится наша медицина. Ольга Арсланова: Да-да-да. Александр Денисов: С чем ей приходится справляться. Антон Долин: Ну это провинциальная медицина, она везде разная. Александр Денисов: Антон, всех как раз провинциальная-то и заботит, потому что здесь-то больницы строятся, а вот что там, интересно. Антон Долин: Я сегодня видел костюм Путина такой на покемона похожий, желтый, очень было эффектно. Я сразу подумал о том, что... Ольга Арсланова: Ну так это Москва, Подмосковье. Антон Долин: Ну да, конечно. Александр Денисов: Примечательная сцена из «Аритмии», мне очень нравится, где начальник этой станции «скорой помощи» объясняет своему бестолковому работнику, говорит: «Какая наша задача?» Тот говорит: «Спасти пациента». – «Нет, – он ему объясняет, – соблюсти все формальности». Антон Долин: Ну да. Ольга Арсланова: Тюменская область на связи, что она смотрит? Сергей, здравствуйте, добрый вечер. Зритель: Здравствуйте. Я по поводу фильмов. Вот смотрю старые фильмы, «Данди», «Мой враг», «За спичками», которые классические, пересматриваю. Ольга Арсланова: А почему вдруг вы про них вспомнили сейчас? Легкости какой-то вам не хватает вот этого старого кино? Зритель: Ну да, ну и ностальгия как бы, вспоминаю переживания, которые были в детстве. Александр Денисов: Спасибо. Ольга Арсланова: Да, спасибо. Давайте еще Елену из Курской области послушаем. Добрый вечер, Елена. Зритель: Алло, добрый вечер. Ну, вы знаете, наш возраст до 50, мы-то можем в Интернете посмотреть разные сериалы и разные фильмы. Но хотелось бы, чтобы пенсионерам нашим, их тоже поддержали, достали бы с полок старые бразильские сериалы или какой-нибудь индийское кино, потому что они совсем сидят дома, нет у них возможности, ни Интернета зачастую, ничего. Хотелось бы, чтобы их таким образом поддержали. Спасибо большое, до свидания. Ольга Арсланова: А почему вот именно бразильские сериалы? Можно подумать, пенсионеры не смотрят ничего приличного. Антон Долин: Нет, во-первых, бразильские сериалы тоже могут быть приличными. Во-вторых, мне кажется, что пенсионеры с удовольствием тоже посмотрели бы и «Паразитов», и «Однажды в Голливуде», или, допустим, фильм «Ирландец», это очень даже такая пенсионерская тема, там все герои пенсионеры. Александр Денисов: «Однажды в Голливуде» шикарный фильм, вдохновляющий. Ольга Арсланова: Да. Но если, например, московские власти говорят, что давайте все пенсионеры будут по рекомендации сидеть дома, это могло бы дополнительным стимулом быть, открыть бесплатные... Антон Долин: Ну поскольку действительно пенсионеры многие не владеют Интернетом, а смотрят телевидение, надо просто сказать тем, кто заведует эфирными каналами и их программой, чтобы показывали максимум какого-нибудь хорошего кино. Я думаю, что сейчас они стремятся это делать, потому что все новости и все шоу, все темы отступили, честно говоря, перед тем, что происходит, мы живем в ситуации такого перманентного ЧП, нам кино может здесь стать очень хорошим подспорьем не только в смысле терапии, не только в смысле, не знаю, какой-то, может быть... Александр Денисов: Да рецепт действий, может направление дать. Вот, например, я вот сразу вспомнил фильм «Последняя любовь на Земле», наверняка смотрели. Антон Долин: Конечно, тоже апокалиптический, с Евой Грин, да. Александр Денисов: Да, с Евой Грин и Макгрегором, где люди теряют вкус... Вот для бизнеса отличный пример, вот сейчас бизнес все просит: налоговые льготы, субсидии... Ольга Арсланова: А что ему еще делать? Александр Денисов: Да, это хроническое заболевание бизнеса умирать, они все время просят, а там, сейчас мы покажем кадры, повар придумывает новые блюда, и люди опять начинают ходить в рестораны, даже в условиях угрозы, они там все потеряли все, но он придумывает новые блюда, чтобы... Ольга Арсланова: То есть это рецепт адаптации? Я просто не смотрела этот фильм. Александр Денисов: Да-да-да, вот они готовят, и народ возвращается – вот, пожалуйста, бизнес выкрутился. Ольга Арсланова: Жалко так в жизни... Антон Долин: Это совершенно нормально, даже очень хорошо, но все-таки кино есть кино, во-первых, во-вторых, это же не в России действует происходит, везде по-разному относятся к малому бизнесу. Где-то для него везде зеленый свет, а где-то в лучшем случае желтый, скажем это так. Ольга Арсланова: «Смотрю сериал «Ходячие мертвецы», класс!» – пишет нам Москва. Слушайте, его можно всю жизнь смотреть, там сколько сезонов, 10, 12. Антон Долин: Да, зомби, он бесконечный. Я сам не смотрел его, у меня младший брат его очень любит. Дело в том, что я искренне считаю, что зомби-фильмы сейчас очень хороши, очень хорошо идут. Потому что, с одной стороны, зомби-фильмы отвечают вот этому тематическому запросу... Александр Денисов: Чувство изоляции, да. Антон Долин: Изоляция, страх, конец света, апокалипсис. Александр Денисов: Опасность принести с собой какую-то дрянь. Антон Долин: А с другой стороны, в отличие от фильма «Заражение», все-таки это не реалистическое кино, все-таки это некий escape, все-таки мы бежим в какой-то иной мир, где какие-то живые мертвецы... Ольга Арсланова: Гротеск, да. Антон Долин: ...неторопливые, мы их там лопатой по голове и победили, и как-то немножко от этого утешительнее. Вы заметили, наверное, что в последние годы, даже десятилетия комедии о живых мертвецах и зомби больше снимается... Александр Денисов: «Zомбилэнд». Ольга Арсланова: Да, очень классный. Антон Долин: ...чем, собственно говоря, драматических фильмов, это неудивительно. Ольга Арсланова: «28 дней спустя» Дэнни Бойла я считаю прекрасным фильмом. Антон Долин: Великолепный, да-да-да, очень хороший. Ольга Арсланова: Я вот его пересмотрела на днях... Антон Долин: Можно огромный список создать замечательных зомби-фильмов от великого первого зомби-фильма, формально не первого, но первого, который зомби показал именно как живых мертвецов, а не в гаитянском смысле, это «Ночь живых мертвецов», собственно говоря, Джорджа Ромеро, великого мастера, корифея, не так давно ушедшего из жизни, и вплоть до фильма, который по-русски называется «Зомби по имени Шон», «Shaun of the Dead», великолепная комедия Эдгара Райта, блистательно высмеивающая нас всех как зомби, живущих в этом мире. Ольга Арсланова: Ханты-Мансийск пишет: «Посмотрел древний фильм «Штамм Андромеда» 1970-х гг., очень актуально». Антон Долин: Да, это очень известная картина, да. Ну вот сейчас почти все фильмы-катастрофы, в особенности те, которые связаны с вирусами и заражениями, становятся актуальными. С одной стороны, ты смотришь и думаешь «ух ты, вот оно, это прямо как в нашей жизни», с другой стороны, не как в нашей жизни: люди более решительные, любую неприятность за 1,5 часа экранного времени можно победить, каким-то образом преодолеть, это тоже, конечно, терапия. Александр Денисов: А вот еще (Оль, извини) такой вот неприятный момент, ощущение угрозы и так далее, а дает ведь жизнь фильмам, которые в свое время недокрутили, недобрали. Ведь сколько таких лент, которые мы считаем шедеврами, тот же «Бойцовский клуб», казалось бы, он должен был... Я вот недавно узнал, что он, оказывается, провальным был, в прокате особо не набрал, а потом как раз докрутил через DVD, через просмотры. Антон Долин: Ну конечно, но это обычно не связано ни с эпидемиями, ни с чем. Александр Денисов: Ну да-да-да. Антон Долин: Это связано просто с тем, что какие-то фильмы сразу свою судьбу получают, в момент выхода на экраны, а с какими-то это происходит чуть позже. И с «Космической одиссеей» Кубрика, и с, допустим, «Большим Лебовски» братьев Коэнов было так, они по-настоящему раскручивались, получали свою судьбу уже после проката. Прокат не так долго идет. Но сейчас поскольку мы говорим о просмотре фильмов дома, да, вы здесь можете докидать баллов любому фильму, который считаете недооцененным, смотреть его еще и еще. Ольга Арсланова: Послушаем Кемеровскую область, Анастасия в прямом эфире. Добрый вечер. Зритель: Добрый вечер. Антон Долин: Здравствуйте. Александр Денисов: Кто-то чихнул у нас в студии, мы насторожились. Ольга Арсланова: У нас тут кто-то чихнул, оператор, вы его изолируйте, пожалуйста. Да, слушаем вас, извините, Анастасия. Вы в эфире. Зритель: Да, спасибо большое. Хотела бы поделиться, какие фильмы посмотрела уже за период карантина и какие бы еще хотела посмотреть. Вот вчера всей семьей с удовольствием посмотрели «Лобстера», который с 2015 года... Ольга Арсланова: Как классно! Отличный. Зритель: ...никак я не могла выделить время, чтобы прямо посмотреть этот фильм, и вот, спасибо, удалось его посмотреть. Так как карантин продляют, хотелось бы пересмотреть практически все фильмы МакДоны, с удовольствием, обожаю этого режиссера. И почему-то в пику событий, которые сейчас происходят, мне очень хочется пересмотреть «Хижина в лесу». Александр Денисов: Спасибо. Ольга Арсланова: Неожиданно. Александр Денисов: Я ни «Лобстера», ни «Хижина в лесу» не видел. Ольга Арсланова: О, посмотри обязательно. Антон Долин: «Хижина в лесу» – это постмодернистский совершенно блестящий, тоже про конец света, кстати говоря, вроде бы ужастик, но он настолько изобретательно сделан, что об этом не думаешь. Он с замечательным юмором, там просто прекрасный сценарий. А что касается «Лобстера», это выдающаяся картина Йоргоса Лантимоса, которого наиболее широко, наверное, население знает по фильму «Фаворитка», который на «Оскаре» фигурировал в прошлом году и в Венеции победил. «Лобстер» – это его картина о людях, которые, оставаясь в одиночестве, это как раз тоже история об изоляции, приговариваются обществом к превращению в животных, и главный герой планирует стать лобстером, потому что он никак не может найти себе пару. Это очень сложный сюжет, там совершенно великолепно играет Колин Фаррелл, вообще актерски картина блистательная. Если вдруг не видели, обязательно посмотрите. Ольга Арсланова: Дети, которые сейчас сидят на дистанционном обучении, разумеется, это во многих случаях профанацией оказывается, у них очень много свободного времени. Вот что можно посмотреть вместе с детьми? Понятно, что им «28 дней спустя» до определенного возраста лучше не заводить... Антон Долин: Ой, не говорите, дети обожают про зомби смотреть, это одна из любимых... Ольга Арсланова: А начинать можно во сколько уже? Антон Долин: Да как только ребенку не страшно, так и можно. На самом деле все очень просто. Ребенок, например, скажет: «Хочу посмотреть про зомби». Ты ему в ответ: «Ты не боишься?» Если он скажет: «Не боюсь!» – ну включи, посмотри с ним вместе. Он уже через пять минут тебе скажет, действительно ли он не боится или боится. У меня младший сын потребовал года 3 назад, ему было 7 лет, посмотреть «Сияние». Я говорю: «Тебе будет страшно». – «Нет, я хочу». Мы включили, через пять минут он сказал: «Все, давай через несколько лет вернемся к этому», – и пока еще не вернулись. Ольга Арсланова: Господи, мне в 37-то страшно «Сияние» смотреть. Антон Долин: Это совершенно нормально, каждый ребенок способен отрегулировать, никто не хочет смотреть то, что ему смотреть неуютно, а если уже уютно, если в 7 лет не страшно смотреть про зомби, да пусть смотрит на здоровье, это же великолепная терапия. И главное, что кино такое учит реальность отличать от вымысла, это же придуманный все мир. А так... Ну есть, к счастью, детские каналы, есть, к счастью, сериалы, и, конечно, классика, «Disney», «Pixar», их полнометражные мультфильмы можно брать из их библиотеки вообще любые. Ну и, конечно, в особенности порекламирую «Netflix», они молодцы, они приобрели права сейчас, некоторое время тому назад на показ, по-моему, всех фильмов «Studio Ghibli», студии Хаяо Миядзаки. Ольга Арсланова: Миядзаки? О, это можно смотреть. Антон Долин: «Принцесса Мононоке», «Унесенные призраками», «Мой сосед Тоторо». Любой фильм Миядзаки – это шедевр, их там десяток всего существует, на некоторое время хватит. К тому же их можно пересматривать, музыку можно разучивать, песни петь на японском языке, это тоже я всем очень рекомендую. Ольга Арсланова: Ну и это родителям тоже будет приятно посмотреть, не нужно себя перебарывать, смотришь с удовольствием. Антон Долин: Я считаю, вообще не надо себя никогда перебарывать, я думаю, что все хорошее хорошо и для детей, и для родителей, вообще все. Другое дело, что иногда некоторые вещи детям еще рано смотреть и обычно дети понимают это сами, обычно они сами стесняются сексуального контента, боятся страшного. Считать, что... Дети сами кидаются это смотреть только когда вы им это запрещаете. Не запрещайте, и они сами не будут туда тянуться. Ольга Арсланова: «Обязательно посмотрите «Паразиты», фильм про нас», – пишет Павел из Ленинградской области. Антон Долин: Фильм про всех, конечно, «Паразиты» один из главных фильмов этого и прошлого года, победитель Каннского фестиваля и вместе с тем победитель «Оскара», притом что это корейская картина, впервые в истории. Александр Денисов: Это, кстати, и к экономическому кризису совсем подходит, к социальному разрыву, как преодолевается. Антон Долин: Это точно, да. Это фильм о том, как люди справляются, когда им припирает, когда трудно живется. И, кстати говоря, это, конечно, тоже фильм о Всемирном потопе, там есть сцена совершенно конкретная, когда дом главных героев уходит на дно во время страшного дождя, – это, конечно, такая божья кара за все их грехи, несомненно. Ну, впрочем... Хотел сказать «несмотря на то, что это корейская картина» – в Корее как раз католичество и вообще христианство очень распространены, поэтому... Александр Денисов: А корейцы вообще любят снимать не жизнеутверждающие фильмы, я вот заметил. Антон Долин: Ну я не знаю... Александр Денисов: Такой мрачноватый народ, судя по искусству. Антон Долин: Они очень разные. У них зато замечательное чувство юмора, и вот Пон Чжун Хо, который снял «Паразитов», один из моих любимых режиссеров, у него даже самые жуткие фильмы всегда сделаны с юмором. Юмор – это единственное, что нас держит на поверхности и целит на самом деле, исцеляет в этой ситуации очень тревожной для всех. Ольга Арсланова: Спасибо большое. Кинокритик Антон Долин был у нас в эфире, говорили о кино, которое можно посмотреть, если еще не видели, если видели, пересмотрите еще раз. Антон Долин: Всем спасибо. Ольга Арсланова: Будьте здоровы. Александр Денисов: Спасибо вам. Ольга Арсланова: Спасибо. Антон Долин: Пока.