Антон Шапарин: ОСАГО - это огромное достижение цивилизации. А сейчас мы целенаправленно, усилиями страховых компаний идем к отказу от него
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/anton-shaparin-osago-eto-ogromnoe-dostizhenie-civilizacii-a-seychas-my-celenapravlenno-usiliyami-strahovyh-kompaniy-idem-k-otkazu-ot-nego-60943.html
Виталий Млечин: Ну, продолжаем автомобильную тематику. Как и обещали, поговорим об обязательном страховании. Оно подорожает: ЦБ решил расширить коридор базового тарифа ОСАГО на 26% вверх и вниз. Но специалисты ждут движения только в одном направлении. Почему? И справляется ли страховая система со своими обязанностями сегодня?
Что вы думаете по этому поводу? 8-800-222-00-14 – бесплатный телефон прямого эфира. 5445 – короткий номер для ваших SMS-сообщений. Если вы автомобилист, то расскажите, насколько сложно сейчас у вас купить страховку, сколько это стоит. И если имели опыт взаимодействия со страховыми компаниями, в получении каких-то выплат, то тоже расскажите, насколько это было сложно и сколько денег вам заплатили. В итоге хватило на ремонт или нет?
А у нас в гостях вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. Антон Владимирович, здравствуйте.
Антон Шапарин: Приветствую.
Марианна Ожерельева: Здравствуйте.
Виталий Млечин: Скажите, пожалуйста, почему так получается, что когда ЦБ говорит, что хочет расширить коридор вверх и вниз, все сходятся во мнении, что все подорожает?
Антон Шапарин: Ну, все предельно просто: на рынке… Вот посмотрим на рынок нефти. У них есть ОПЕК, который говорит: «Добываем столько-то», – и это влияет на цены. На нашем рынке тоже есть дирижирующая организация – это Союз страховых компаний, который возглавляет аж целый почетный консул Княжества Монако Игорь Юргенс. Он не только наш деятель, но и… Даже адрес почетного консульства совпадает с адресом РСА.
Марианна Ожерельева: Покоя вам не дает!
Антон Шапарин: Нет, совершенно не дает. Тут либо он уйдет с поста РСА, либо он уйдет с поста почетного консула. Надо вообще определиться, в конце концов, на чьей ты стороне.
Марианна Ожерельева: Два в одном невозможно, да.
Антон Шапарин: Да. Либо ты там, либо ты тут. В итоге к чему это все приводит? К тому, что у страховых компаний… Вот буквально только сегодня с коллегами вашими сидели и сравнивали цены. Цены совпадают до рубля. Страховка, которая на мою машину – 10 276. И сразу у нескольких страховых компаний.
А почему так совпадает? А потому что незачем конкурировать по цене. У нас есть обязательство купить страховку. Мы придем и купим, хотим мы этого или нет, нам придется. А вот продадут ли нам ее – это, вообще-то, другой вопрос. Могут и не продать. Весь Дальний Восток страдает. Мы, по-моему, у вас в эфире это обсуждали.
Марианна Ожерельева: Да-да.
Антон Шапарин: Водители «газелей» страдают, мотоциклы страдают. Про таксистов я вообще молчу: им сначала все подняли в два раза, а теперь не продают. В итоге им без разницы, которая будет цена максимальная – мы все равно пойдем и купим. И конкурировать по цене им не нужно. Они конкурируют: у кого-то приложение получше, у кого-то сайт уже из XXI века, у кого-то лояльные, более лояльные по выплатам, процент отказа по выплатам меньше. То есть они конкурируют в этом поле. А мы что? Платим. Улыбаемся и платим. А теперь – на 26% больше.
Виталий Млечин: То есть вы считаете, что прямо по максимальной этой планке и произойдет повышение?
Антон Шапарин: А что им помешает? Каждая компания сама выбирает свою политику в рамках ценового коридора. И чисто в теории какая-то одна может сказать: «Нет! Мы Робин Гуды на рынке страхования», – и уйдет вниз на страховой тариф в 1 700 рублей, базовый.
А у нас же Центробанк традиционно расширяет страховой тариф и вверх, и вниз. И я все жду, когда они дойдут наконец-то до нуля и начнут уходить обратно – в отрицательную зону. Нам осталось еще буквально несколько расширений коридора вверх и вниз – и страховые будут нам доплачивать потенциально, с точки зрения Центрального банка.
Виталий Млечин: Давно пора.
Антон Шапарин: Понятно, что так не будет. Понимаете, у нас самое модное чиновничье слово – это «сдвижка вправо». Вот когда ты не смог что-то выполнить в срок, то происходит сдвижка вправо. Причем это «вправо»… Почему такая чудесная штука? Она позволяет не конкретизироваться, насколько в будущее ты сдвигаешься. Какое-то абстрактное «вправо». И там, в этом «вправо», бороздят уже космические корабли просторы Вселенной, люди колонизируют Марс, а мы принимаем госпрограммы.
Короче, к глубокому сожалению, Центробанк тоже ведется на поводу у страховых компаний. И однозначно плохая новость, которая никому не понравится, – «повышение тарифов». Никому не нравится. А «расширение коридора» – это такое мягкое, типа… Вот вы сейчас рассказывали про самолет, который упал, да? Это отрицательный взлет, с точки зрения Центробанка и РСА.
Марианна Ожерельева: Из Иркутской области нам пишут: «Подорожание ОСАГО и так привело к тому, что люди стали игнорировать это правило. А дальнейшее подорожание и спекуляция со страховкой приведут к тому, что люди, – извините за этот глагол, – забьют на них вообще».
Антон Шапарин: Это понятно всем.
Марианна Ожерельева: Так и будет? Это теневая история будет? То есть все больше…
Антон Шапарин: Нет.
Марианна Ожерельева: А как?
Антон Шапарин: Вообще очень интересно, как все устроено. Открываем, допустим, какой-нибудь сайт по частным объявлениям, и там есть целый массив объявлений: «Сделаем страховку на один день».
Марианна Ожерельева: Да.
Антон Шапарин: Вот лично я пользовался услугами Ашотика (это цитата). Ашотик, который работает рядом в фургончике, рядом с ГИБДД города Сочи, где я машину на учет ставил. Он отлично продает страховку тоже на день. У нас по закону минимальный срок – три месяца. А как так происходит?
Виталий Млечин: На 15 дней можно временную сделать.
Антон Шапарин: По закону, по ФЗ, минимальный срок страховки – три месяца. Как это происходит? Они оформляют вам страховку полноценную, вы идете, ставите машину на учет, возвращаетесь в фургончик, сдаете этот бланк – он уходит в шредер, он его списывают. И всем все нравится. У нас до 20% автомобилистов по разным регионам ездят без ОСАГО.
И сейчас мы попадаем в такие «ножницы». С одной стороны, у нас размер выплат. Буквально несколько дней назад пересмотрели стоимость запчастей в каталоге запчастей РСА, ну, из которого считается выплата любая. Ну, смотрят, сколько запчасть стоит, по их каталогу. Это всегда… Вы знаете, мне кажется, что с какой-то иностранной планеты… зарубежной планеты… с межгалактической планеты им спускали эти данные, потому что с реальным порядком цен на рынке оно не имело ничего общего никогда.
Сейчас специально я перед эфиром посмотрел, сколько стоит бампер на новую LADA Granta (ну, это самый модный и наш единственный ныне автомобиль) на родине этой LADA Granta, в Самарской области. С точки зрения РСА, он должен стоить 2 556 рублей, у них прямо по партномеру это «бьется».
Идем на агрегатор предложений. Во-первых, в наличии в Самарской области номеров… точнее, задних бамперов для Granta нет. Возможно, их все увезли на «АвтоВАЗ» собирать, я не исключаю. С доставкой порядок цен начинается от 5,5 (это средние цены) и уходит до 35–36. Максимальная цена – 44 тысячи рублей.
Марианна Ожерельева: Вот тебе и коридор.
Виталий Млечин: Ничего себе!
Антон Шапарин: А там – 2 700. То есть – чисто теоретически. Они же как берут, эти цифры наполняют? Они смотрят по конкретному экономическому региону все предложения и выбирают среднее арифметическое. Но очевидно, что в этой калькуляции, которой буквально несколько дней, все, что справа… Опять слово «справа». Все, что справа, отбросили, а оставили… «Какая там минимальная цена на вот тот бэушный? А, 2 500? Ставим эту!»
То есть логики наполнения этого справочника нет. Цифры на самом деле (я посмотрел по нескольким регионам) плюс-минус «бьются», в 200 рублей разница в справочнике РСА, и в тысячу рублей разница… В Москве, кстати, запчасти дешевле, чем на родине ВАЗа, в Самаре – что смешно. В Самару запчасть поедет из Москвы? А самое приятное предложение почему-то в Новосибирске – пять с чем-то тысяч рублей. То есть если у вас, дорогие зрители, нет бампера, то берите в Новосибирске, он там есть.
Виталий Млечин: Один.
Антон Шапарин: Один.
Марианна Ожерельева: У нас звонок из Волгоградской области. Михаил, здравствуйте.
Виталий Млечин: Здравствуйте, Михаил.
Зритель: Добрый день, здравствуйте.
Виталий Млечин: Вы в эфире, мы вас слушаем.
Зритель: Да-да. Хочу рассказать интересную историю.
Виталий Млечин: Давайте.
Зритель: В общем, вчера только страховал машину.
Виталий Млечин: Так?
Зритель: Продлить хотел. Можно называть страховую компанию?
Виталий Млечин: Нет, лучше не надо.
Зритель: Не надо?
Антон Шапарин: А то они вас найдут.
Зритель: Ну, уже, мне кажется, нашли, потому что у меня предыстория была. Так у меня 4 600 страховка, но все время писали, что у меня неверные данные. До тех пор, пока… Там было написано: вместе с допуслугой. Как согласился с допуслугой (5 800), тут же мне сделали страховку. Но чек выписан на 4 800. А где разница – я так и не пойму.
Марианна Ожерельева: Ух ты!
Антон Шапарин: Класс! Ну, это абсолютно основание для того, чтобы вам обратиться в полицию с заявлением о том, что эти ребята занимаются незаконным предпринимательством – раз. Два – нужно писать жалобу на сайте Центрального банка. Там прямо форма обратной связи: там-то купил, такой-то номер полиса, продали за столько-то, навязали такую-то услугу.
Дальше. Если у вас есть какие-то официальные документы, то есть так называемый «период охлаждения»: вы в течение этого периода можете навязанные страховые услуги отменить, и деньги вам обязаны вернуть. Посмотрите, как устроено. Вам нужно будет написать заявление. Если будут отказываться, то это тоже основание… Вы свои кровные 5 800 вполне можете у них «отбить», они их еще не «переварили».
Марианна Ожерельева: Дагестан с нами на связи. Малик, здравствуйте.
Виталий Млечин: Здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте. У меня такой вопрос…
Виталий Млечин: Давайте.
Зритель: Я живу как бы в Дагестане и с этими страховыми компаниями очень часто сталкиваюсь. На протяжении нескольких лет, вот как появилось электронное ОСАГО, оно в Дагестане так и не работает нормально.
Виталий Млечин: А что именно не работает?
Антон Шапарин: Я расскажу.
Зритель: Ну, не пропускают, базы не работают всегда, связи нет. А когда приезжает человек, допустим, из Ростова, из Москвы, из Питера, из любого региона, то он в Дагестане «автоматом» может пройти эту страховку сразу. А когда я из Дагестана еду в Москву, мне говорят: «Езжайте к себе на родину и там делайте страховку». Я вот это не могу понять.
Виталий Млечин: Как интересно! Спасибо большое.
Марианна Ожерельева: Вы говорите, что у вас ответ есть.
Виталий Млечин: Антон Владимирович, почему так?
Марианна Ожерельева: Вы сказали, что вы знаете ответ.
Антон Шапарин: Естественно, знаю. Иначе зачем я здесь?
Марианна Ожерельева: Так?
Антон Шапарин: Во-первых, это я называю страховым феодализмом. У нас есть удельные страховые княжества, которые, вероятно, между собой не имеют цифровой связи никакой, то есть…
Марианна Ожерельева: Как Княжество Монако? Похоже чем-то?
Антон Шапарин: Как Княжество Монако, может быть. Но Монако соединено с Россией каким-то образом посредством Юргенса. Юргенс – это наш коннектор, плагин. Короче говоря, ты не можешь часто, если ты находишься в Москве, оформить региональную страховку; если ты из региона, ты не можешь оформить ее в Москве. Все действительно парадоксальным образом зависает! Точно так же, ставишь галочку «работает в такси» – и тоже все зависает! Причем я реально сам руками пробовал по разным страховым компаниям – результат один и тот же. Похоже, у них один провайдер. Ну ладно.
У РСА то же самое. Заходишь на сайт РСА и чисто теоретически… Они создали механизм, который на словах должен… Если у вас все не работает, то на сайте РСА все всегда работает. Нет, это не так! Центральному банку эта ситуация, судя по всему, нравится, потому что никаких действий ровным счетом нет.
Сейчас эта порочная практика распространяется и на другие сегменты финансового рынка. Например, если вы сейчас захотите в банке положить деньги и снова продлить под 18%, под высокие ставки депозита, которые были, и чисто по договору вы можете это сделать, и есть судебное решение, человек суд выиграл, – все зависает, то же самое, точно так же! И Центрального банка это тоже не касается.
Сколько жалоб было! Они прямо сразу признают… Я же много с ними общаюсь, со страховыми. Прямо сразу признают: «Ну да, у нас зависает. А мы не хотим продавать. А нам не нравится. А нам не надо». А то, что это наша обязанность… Это наша обязанность. А у них нет обязанности. И штрафов нет. И никаких, к сожалению, мечей над ними не висит. Центральный банк, который должен за это штрафовать, бездействует, к глубокому сожалению.
Хотя лично я поступил бы следующим образом: децимация. Это отличная мера, которая была распространена в римских легионах. Когда легион отступает, каждого десятого потом казнят. Вот каждую десятую страховую компанию, которая замечена в такой практике и имеет, допустим, больше 100 жалоб от людей, лишаем доступа на рынок ОСАГО. Они и так жалуются…
Виталий Млечин: Но не казним хотя бы.
Антон Шапарин: Ну нет. Зачем?
Виталий Млечин: Казнить уже пробовали – не получилось.
Антон Шапарин: Нет, казнить у нас пока в Российской Федерации нельзя. Это в ДНР можно, в ЛНР, а у нас нельзя. Соответственно, отлучаем их от рынка ОСАГО. Они и так постоянно жалуются, что это страшно убыточно и вообще им не нравится. Вот как только отлучим – они сразу будут скрестись лапками обратно, потому что рынок прибыльный, всем все нравится, здесь можно вести себя как угодно и тебя за это никто не накажет. Это сплошной восторг!
Марианна Ожерельева: Александр из Курской области, здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте.
Виталий Млечин: Александр, слушаем вас, здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте, ребята. Вопрос такого рода: а почему нельзя… Алло. Слышите меня?
Марианна Ожерельева: Да.
Зритель: Почему нельзя разрешить одновременно эксплуатацию автомобиля по ОСАГО и без ОСАГО? Ну, например, человек ездит в населенных пунктах, которые находятся далеко, у них мало машин, он ни с кем не сталкивается за всю свою жизнь. Или человек берет… То есть у него есть денежные средства, он ездит аккуратно, и он может при аварии рассчитаться сам. Почему ему не разрешить эксплуатацию автомобиля без ОСАГО?
Виталий Млечин: А как доказать, что можешь сам рассчитаться в случае аварии?
Антон Шапарин: Ну, депозит возить.
Зритель: Он берет сам ответственность на себя.
Виталий Млечин: Действительно. Спасибо.
Марианна Ожерельева: Много предложений, что ОСАГО должно быть добровольным.
Виталий Млечин: Добровольное ОСАГО – это забавно звучит.
Антон Шапарин: Добровольное ОСАГО? Действительно забавно. Весь смысл системы ОСАГО в том, что твоя ответственность перед другим человеком застрахована. И без разницы, в какой ты экономической ситуации. Без разницы, где ты едешь. Сегодня ты едешь в маленьком селе, а завтра ты приехал по делам своим в Москву или в Новосибирск – и произошла авария. Это вполне возможно. И ты выполняешь свои обязанности перед другим человеком. Это норма, которая действует во всем мире. Это необходимая история.
И к моему глубочайшему сожалению, вот эти «ножницы», в которые люди попадают, когда выплата маленькая и не покрывает стоимость ремонта, потому что запчасти подорожали на 60–70% и больше, а цены в справочнике подняли на 20% с небольшим. Сразу плюс себе поставили, им все нормально. А с другой стороны – растущие тарифы. И мы попадаем в эти «ножницы». И все заканчивается… Да, человек действительно отказывается от страховки.
Они через два-три года положат систему ОСАГО такими темпами, потому что сиюминутная жадность приводит к отсутствию стратегического видения. А люди будут отказываться. У нас сейчас… Вот я сидел, слушал эфир. Люди небогато живут. И вот эти лишние несколько тысяч рублей, которые вынимают, – ну, это, допустим, 30% месячной зарплаты. И дальше что?
У нас априори считается, что если у тебя есть машина, то ты богатый человек. Но это, вообще-то, не так. Потому что средняя российская машина – это четырнадцатилетняя LADA, которая стоит совсем недорого. И если мы говорим про то, что у нас огромная страна, у нас необходимо обеспечивать какую-то связанность, мобильность населения и так далее, то мы не можем отказаться от транспорта. И люди в тех самых районах не могут отказаться.
Но, понимаете, в системе ОСАГО меня больше всего убивает одна вещь. В законе написано, что страховые компании должны выплачивать 79% от того, что собирают. 20% – им на хлеб с икрой, а 1% – в перестраховочный фонд, который неизвестно как расходуется. И смотрим каждый отчет за последние годы. Сколько они там выплатили? Пятьдесят с небольшим. Пятьдесят с небольшим. Пятьдесят с небольшим. Эта цифра как-то отличается от 79% почему-то.
Я много раз спрашивал их предводителей: «Уважаемые вожди, куда уходят деньги? Как вы это объясните?» А это десятки миллиардов рублей каждый год. Мне в ответ: «Ну, вы знаете, мы суды проигрываем людям и так далее». – «А вы почему их проигрываете? Потому что вы сами людям недоплатили, и после этого вас еще штрафуют». А когда суд страховая проигрывает, то еще сверху суммы проигрыша в пользу государства присуждают. Так вы оплачивайте свою неэффективность из своих 20%. Мы тут при чем? Заплатите нам должное. Вот если вы не будете завышать… занижать стоимость запчастей в каталоге, внезапно выяснится, что вы должны платить гораздо больше. А здесь – тут обманули, там обманули и так далее.
Система страхования построена на доверии человека. Если ты страховой системе не доверяешь, то тогда зачем она вообще нужна?
Виталий Млечин: Вот! А почему доверия нет? Вот нам пишут: «Я 40 лет проездил без аварий, сейчас продал машину. За что я платил?» И очень многие люди не доверяют этой системе и не понимают, зачем вообще нужна страховка. А почему так?
Антон Шапарин: Вы знаете, у меня в университете первом была теория вероятностей. И я там страдал, потому что я не математик по складу, а там надо было думать именно так. С точки зрения теории вероятностей, в аварию может попасть каждый. Ну, у нас миллионы поездок и так далее. Мы можем ездить много-много лет, а потом – раз! – и фатальная авария. И это происходит. Так что, хотим не хотим, но это обязанность перед другим человеком. И часто потом…
Вот кто ездит без страховки? Люди из других стран. Люди, с которых нечего ровным счетом взять. Человек обращается в суд: «Выплати мне», – и выигрывает суд, получает какую-то выплату. Дальше идет служба судебных приставов, а те говорят: «А вы знаете, у нас лапки. Мы сидеть будем вот здесь, на месте, а вы можете сами ходить с этим исполнительным листом и прикладывать его к болящим местам». И все! И вся система так устроена. И ты ничего не возьмешь с этого человека.
Марианна Ожерельева: Недоверие правда очень высокое. И вообще называют всю эту систему «узаконенным грабежом».
У нас звонок из Кургана. Виталий, здравствуйте.
Виталий Млечин: Здравствуйте. Слушаем вас.
Зритель: Здравствуйте. Вот как раз сейчас у меня такая же ситуация была, как ведущий рассказывал. В меня въехала женщина, Черепанова, у которой не было… Я ехал прямо, ничего не нарушал. Она въехала. Оказалось, у нее не было ОСАГО. Естественно, номера в розыске. Естественно, документов на машину не было. Суд мы, конечно же, выиграли.
Виталий Млечин: Так?
Зритель: Судебные приставы не нашли у этой гражданки Черепановой… Ну, нигде не работает. Имущества у нее нет. В общем, вернули обратно этот судебный приказ и сказали: «Взыскивайте сами, мы ничего не можем сделать».
У меня еще, кстати, пункт второй. Мне даже очень повезло, что у меня «праворукая» японская машина. Вот рассказывали про российские авто. Действительно, по факту на японские «праворукие» машины запчасти во много-много раз дешевле, чем на российские авто. Вся фишка только в том, что из Владивостока долго идет, и тоже как бы накладно.
Виталий Млечин: Понятно. Спасибо большое.
Марианна Ожерельева: Спасибо.
Виталий Млечин: А что, вообще нет никаких механизмов, чтобы с таких людей что-то получить?
Антон Шапарин: Вы знаете, в Корее узаконена расплата собственными органами: там ты можешь подписать отказ от собственной почки, и у тебя ее изымут. В Российской Федерации такие механизмы не узаконены, и поэтому…
Виталий Млечин: Оно и к лучшему.
Антон Шапарин: И слава богу, конечно! Потому что мы уже прошли… Как появилась система ОСАГО? Мы прошли 90-е, прошли 2000-е, видели лысых людей с бейсбольными битами с надписью «От любящих друзей», и эти «бейсболисты» извлекали деньги из людей на дороге.
И я считаю, что ОСАГО – это огромное достижение цивилизации. Мы посмотрели, как оно устроено во всем мире, и сказали: «А нам тоже так надо». А сейчас мы целенаправленно усилиями страховых компаний идем в сторону отказа от ОСАГО. И докатимся до того, что люди действительно будут просто заходить на какой-то портал, покупать ОСАГО на сутки – и все!
Марианна Ожерельева: Антон, то, о чем вы сказали. Нам пишут из Москвы: «Хотели как всегда лучше, как на Западе, но все получилось с некоей отечественной спецификой».
Виталий Млечин: Дипломатично сформулировали.
Марианна Ожерельева: И далее, тоже из Москвы: «Заплатил за ОСАГО. Год без аварий. Предложение: пусть переносят оплату на следующий год. Иначе куда уходят оплаченные деньги?»
Антон Шапарин: Ну, оплаченные деньги частично уходят на выплаты тем, кто пострадал. И здесь такой какой-то принцип «общего котла». Другой вопрос, что в этом «котле» самая большая ложка у страховых компаний, да? И получилось не по-московски, не по-русски, а получилось по-монаковски, когда… А Монако чем славится? Там огромное казино. Может быть, часть в казино уходит. Я не знаю. Это надо Юргенса спрашивать, приглашайте его в эфир. Правда, он не придет.
Виталий Млечин: Вот мы и закольцевали эту тему – тему с Монако. Ну, все-таки, конечно…
Антон Шапарин: Закольцевали, как рулетка в монакском казино, также известная как система ОСАГО.
Виталий Млечин: Все-таки хотелось бы понять, почему страховые компании настолько против. Ведь они же все-таки на этом зарабатывают, мягко говоря, и, как вы сказали, немало. И если эта система рухнет, то они лишатся дохода.
Антон Шапарин: Понимаете, у нас, к глубокому сожалению, часто отсутствует стратегическое видение бизнеса. Да, они понимают, что сейчас схема работает. И вот то, что работает, трогать не нужно. А нужно, наоборот, сделать так, чтобы она приносила больше. Что там будет завтра – это вопрос. У нас же история вот так может перемениться – и все, правила игры совсем другие. Поэтому они извлекают то, что есть, из одной девятой части суши.
Единственное, конечно, что усложнился процесс вывода этих денег за рубеж. Может быть, это как-то скажется, да. Может, эти деньги хотя бы инвестироваться в Россию каким-то образом будут. Но причина всему – банальная жадность. В Европе, например… Ну конечно, не стоит ее упоминать, но в этой проклятой Европе, когда ты приходишь покупать ОСАГО, тебе еще несколько приемов у врача подарят, чтобы ты мог…
Марианна Ожерельева: Подарят?
Антон Шапарин: Подарят. Вот медицина платная. «Ты посмотришь, какие у нас классные врачи, и, может быть, у нас медстраховоку прикупишь». Или еще какие-то бонусы и плюшки. Много всего полезного, да.
Виталий Млечин: Конкуренция.
Антон Шапарин: Для них это возможность привести к себе клиента. А у нас возможность тоже привести к себе клиента, но предварительно отключив ему интернет, чтобы он, не дай бог, в интернете не купил. Дальше – пришпилив ему сверху больше, чем это ОСАГО стоит. Дальше – не выдав ему чек по результатам этой операции. Вот как оно устроено. К сожалению, людям это нужно, но – я сомневаюсь. И людей, которых загоняют палками…
Вот в Москве как-то отрегулировали, я уже много лет покупаю страховку электронную. Но меня больше всего раздражает, когда Москва становится витриной, где вроде бы все нормально, а… Вот в Дагестане я был недавно, проехал полреспублики снова. Многие ездят без страховки, ну, просто потому, что загоняют палкой.
Марианна Ожерельева: И не только там. И Дальний Восток, вы говорили. Вот Кострома пишет, что не могут получить страховку на мотоцикл, везде отказы без объяснения причин.
Антон Шапарин: На мотоциклы везде отказы, по всей стране, да, абсолютно. А когда вы будете пытаться ее онлайн оформить, то она у вас зависнет.
Дорогие товарищи из Костромы, напишите, пожалуйста, жалобу в Центробанк, приложите скриншоты. Здесь есть легкая сложность: мы всей страной жалуемся друг другу, что оно не работает…
Марианна Ожерельева: А надо оформить жалобу, да?
Антон Шапарин: А оформить формализированную жалобу в Центробанк – руки не доходят. Ничего сложного там нет, там не нужно юридических знаний. Четыре сообщения. Если вы через онлайн пытаетесь купить – значит, вы сможете сделать скриншот и отправить его. Пускай проверят. Мы посмотрим, какой ответ. И это вполне себе… Когда нас грабят, мы должны сопротивляться.
Марианна Ожерельева: Точно! Еще звонок успеем или нет?
Виталий Млечин: Да. И мы еще должны принять звонок, успеем. Михаил, здравствуйте.
Марианна Ожерельева: Здравствуйте.
Зритель: Добрый день.
Виталий Млечин: Слушаем вас, вы в эфире.
Зритель: Я нахожусь за рулем почти полвека, за это время не сделал ни одной аварии и даже не поучаствовал в тех, которые сделали другие, – что, согласитесь, важнее. Вопрос первый…
Виталий Млечин: Да, вам повезло.
Зритель: Ну, возможно. Вопрос первый: если у меня три автомобиля, и на них езжу только я один, зачем я должен страховать гражданскую ответственность три раза? Я, так скажем, несмотря на большой стаж, не умею ездить сразу на трех машинах.
Антон Шапарин: Хороший вопрос.
Зритель: И вопрос второй: если, так сказать, стоимость ОСАГО зависит от марки, вида и прочих параметров автомобиля, то почему новый Mercedes должен стоить на порядок дороже, чем шестидесятилетний «Запорожец»? Что, он более опасен на дороге? Спасибо.
Марианна Ожерельева: Спасибо огромное.
Антон Шапарин: Бинго!
Виталий Млечин: По-моему, от марки не зависит. От мощности зависит.
Антон Шапарин: От марки не зависит, зависит от мощности. И единственные люди, которые могут у нас получить понижающий коэффициент на страховку 0,9 – это как раз владельцы автомобилей до 60 лошадиных сил мощностью, коих немного осталось. У нас даже хваленый восьмиклапанный двигатель, который сейчас встанет на LADA Granta, он выдает 90.
А все остальные машины у нас страховые компании считают жутко опасными! Чем мощнее, тем опаснее. Хотя я как человек с большим стажем понимаю, что мощность дает тебе возможность уйти от аварии чаще всего, если ты вменяемый человек.
Виталий Млечин: Это сейчас ключевая оговорка была.
Антон Шапарин: По первому пункту. Много лет мы говорим, что нужно страховку покупать на водителя. Вот у меня три машины, например, на которых я тоже не могу ездить параллельно, но я купил три полиса ОСАГО и вынужден оплатить это все. Ну, я понимаю, что, с точки зрения рядового чиновника Министерства финансов, меня надо банкротить практически, потому что я слишком обеспечен для этой страны. Но, с точки зрения логики, во всем мире страхует водитель свою ответственность, а не машину. И это странно.
Виталий Млечин: Чаще это, наверное, все-таки другая ситуация, когда на семью одна машина все-таки. Мне кажется, такое чаще в нашей стране, чем когда у одного человека несколько.
Антон Шапарин: Ну, непринципиально. Допустим, представим ситуацию: я захочу вписать свою девушку в страховку, а у нее коэффициент бонус-малус, то есть коэффициент скидки или бонуса, будет нулевой. Она еще не села за руль, но сядет.
Виталий Млечин: И вам придется доплатить за нее.
Антон Шапарин: Придется заплатить на каждую из машин. Поэтому она не будет испытывать радости езды в кабриолете, потому что туда я ее не впишу.
Марианна Ожерельева: Ох вы какой!
Виталий Млечин: Ну, это механизм воздействия тоже, конечно.
Антон Шапарин: Да. К чему вопрос? К тому, что нам нужно трансформировать систему ОСАГО в нечто более вменяемое. И моя единственная в этом случае надежда на то, что когда жадность страховых компаний похоронит систему ОСАГО в ее нынешнем виде, то будет возможность принять новый закон с новыми правилами игры, которые будут более адекватные и времени, и ситуации, и нашему, так сказать, менталитету в бизнесе.
Марианна Ожерельева: Пусть так и будет.
Виталий Млечин: Спасибо большое. Это хорошее резюме.
Марианна Ожерельева: Спасибо вам.
Виталий Млечин: Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза, был у нас в гостях. Говорили об автомобильном страховании – обязательном и, как выяснилось, не очень обязательном.
Сейчас прервемся на пару минут.