Антон Шапарин: Пропаганда безопасности дорожного движения в ГИБДД провалена в принципе
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/anton-shaparin-propaganda-bezopasnosti-dorozhnogo-dvizheniya-v-gibdd-provalena-v-principe-60322.html
Дмитрий Лысков: Это «ОТРажение», мы работаем в прямом эфире, и вот о чем поговорим прямо сейчас.
Марина Калинина: Да, эти новости будут интересны владельцам автомобилей, водителям. Автомобилистов могут ждать новые наказания: депутаты Госдумы призвали арестовывать машину за неоплаченные штрафы водителей. Детонатором стало очередное резонансное ДТП: водитель на BMW протаранил бизнес-центр в Москве рядом с метро «Белорусская». В процессе разбирательства выяснилось, что за машиной числилось 55 неоплаченных взысканий.
Дмитрий Лысков: И еще одна инициатива: в Кодекс об административных правонарушениях предлагают включить статью за агрессивное вождение. В качестве наказания – штраф в размере 5 тысяч рублей, а при повторном правонарушении – от 5 до 10 тысяч рублей или лишение прав на срок до 1 года.
Обсудим эти планируемые нововведения с экспертом. К нам присоединяется Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза. Здравствуйте.
Марина Калинина: Здравствуйте.
Антон Шапарин: Да, приветствую.
Дмитрий Лысков: Антон Владимирович, ну, во-первых, про штрафы. Насколько я понимаю, сейчас начинает вообще действовать норма, согласно которой штрафы будут взиматься автоматически.
Антон Шапарин: Ну, они и сейчас взимаются практически автоматически с той части граждан, которые имеют карточки. Собственно, постановления уходят почти в автоматическом режиме, все очень быстро, вот. Но огромное количество людей в целом карточками в стране не пользуются, больше половины людей в целом находятся исключительно в зоне налички так называемой. Поэтому у нас есть большая проблема с многих граждан...
Собственно, штрафы выписать-то можно, это не проблема – взять не получается. И службы судебных приставов, в которые они уходят в конечном итоге, а я напомню, через 2 года они, собственно, будут списаны, за 2 года служба судебных приставов не может ничего сделать, и, собственно, штрафы в конечном итоге списываются. Поэтому у нас есть какой-то пул граждан на дороге, которые предпочитают штрафы не оплачивать в целом.
Марина Калинина: Ну а списываются, ну их как бы нет, т. е. срок давности, получается?
Антон Шапарин: Да, все-все, срок давности по КоАП у нас 2 года. Не смогли ничего сделать – государство это деньги не увидит.
Службы судебных приставов причем по законодательству располагают огромным количеством инструментов: она может и права приостановить, и имущество арестовывать, и т. д., и т. д., и т. д., я молчу про выезд закрывать из страны. Но далеко не всеми этими нормами она пользуется, во-первых. Во-вторых, далеко не все они действенны для граждан. Например, про тот же выезд, у нас у половины граждан загранпаспорта-то нет в стране, вот. Списывать со счетов тоже у многих не получится, потому что счетов нет, а права они не приостанавливают. Собственно, инструментарий есть, а умения им пользоваться нет вообще. Зато у нас служба судебных приставов зачем-то разработала собственную операционную систему «Гослинукс», вот этим они заняты, а штрафы взимать не могут.
Марина Калинина:А что это за система такая, ха-ха? Интересно просто.
Антон Шапарин: Ну, они разработали аналог Windows или macOS на базе Linux.
Марина Калинина: А, понятно.
Антон Шапарин: Они же у нас, в службе судебных приставов сидят главные айтишники, как я понимаю, им же заняться больше нечем, поэтому они не штрафы собирают, которые люди недоплатили, а софт разрабатывают.
Марина Калинина: Ну молодцы.
Антон, а масштаб бедствия каков? То есть сколько неоплаченных штрафов? Может быть, есть у вас какие-то данные, сумма какая, какую сумму недополучает государство в итоге, например, в год?
Антон Шапарин: У нас не оплачивается около 40% штрафов. В зависимости от года там цифры немножко гуляют, но в целом они вот похожи на такой порядок. То есть это большие суммы, значительные объемы. И я вот вчера прилетел из Республики Дагестан, например, там очень многие водители в целом не оплачивают штрафы с камер фото- и видеофиксации, а служба судебных приставов ничего не может сделать ровным счетом. И поэтому штрафы сгорают и как бы всем нормально.
Марина Калинина: Ну вот сейчас, если эту инициативу примут, как все изменится?
Антон Шапарин: Эту инициативу не примут.
Марина Калинина: Не примут? Так.
Дмитрий Лысков: Почему?
Антон Шапарин: Нет, конечно, не примут. Смотрите, у нас Министерство юстиции пытается разработать новый Кодекс об административных правонарушениях, пытается уже давно и немножко безрезультатно. Они в прошлый раз свою первую версию когда представили, получили масштабный негативный отзыв от всех вообще, кто мог сказать хоть слово, в конечном итоге руководство партии большинства прямо сказало, что «мы это не примем». И Минюст после этого зарылся в землю и сидит в какой-то глубокой норе, уже полгода от него никаких новостей нет, о том, что они там делают, никто не знает. В новый КоАП, соответственно, мы не знаем, заложили какие-то такие нормы или нет, встает необходимость поправок в старый КоАП, и я не уверен, что Госдума готова принимать... Да, все же ждут новый.
Но я боюсь, что придется все-таки старый текст тоже изменять, потому что в нем нет целого ряда необходимых вещей. Во-первых, у нас Госавтоинспекция прямо заявила, что не будет штрафовать по целому ряду нарушений. Но заявила-то она на федеральном уровне устами федеральных спикеров, а на дороге для инспектора есть, собственно, две вводных: административный регламент, который рассказывает ему, где стоять и как стоять, и правила дорожного движения в связке с КоАП, где написано, как водитель должен себя вести и за что инспектор штрафует или не штрафует. Поэтому я не уверен, что инспекторы будут применять предупреждение там, где, например, есть выбор между штрафом и предупреждением, а будут выписывать штраф, потому что у них палочную систему в ряде случаев все-таки никто не отменял.
И поэтому мы будем направлять ряду депутатов Госдумы предложение внести поправки в КоАП, с тем чтобы... Нам жить-то вроде бы сейчас нужно, Минюст неизвестно когда разродится, а у нас целый ряд вопросов правовых неотрегулированных. Во-первых, нужно на период вот этот вот сложный убрать штраф рублевый там, где есть предупреждение, потому что предупреждение – это тоже наказание, это раз, и не мучить водителей по мелочам, что называется.
Во-вторых, необходимо разобраться, собственно, с очень широким набором инициатив, связанных с регулированием фото- и видеофиксации, систем, потому что там одни предлагают «а давайте все разрушим, что наработано, и будем строить какую-то систему заново, а какую, пускай правительство решает». Ну я не думаю, что это правильный подход, все-таки мы прошли большой путь, у нас было огромное количество ошибок, все эти «Нивы», которые летели на 200 километрах в час из прошлого в вечность. Сейчас этого уже гораздо-гораздо меньше.
Появляются новые составы, за которые лично я считаю, что нужно штрафовать гораздо более жестко, за непристегнутые ремни, например, потому что это напрямую влияет на безопасность, и не только людей, но и бюджета. Человек может, конечно, сказать: «Да нет, я предпочту лучше вытереть лицом асфальт», – но проблема в том, что если он при этом выживет, то оплачивать его «маленькие приключения» будет государство и мы все из Фонда медицинского страхования. И такие люди, они обычно в этот фонд большой вклад-то не вносят, потому что я не думаю, что человек, который не пристегивается, много зарабатывает, когнитивные способности не те.
Поэтому в КоАП поправки вносить нужно, эту поправку, я абсолютно уверен, никто вносить не будет, потому что она прямо противоречит и логике документа, и правоприменительной практике, и в Госавтоинспекции, я подозреваю, будут несильно рады подобным инициативам.
Что касается опасного вождения, инициативы сенатора Решетниковой, с этим тоже сложно, потому что у нас 89%...
Марина Калинина: Но об этом уже много лет говорят...
Антон Шапарин: Да.
Марина Калинина: ...и все никак не могут понять...
Антон Шапарин: Зафиксировать не выйдет.
Марина Калинина: ...а что такое вообще агрессивное вождение, что считать, во-первых, агрессивным вождением намеренным.
Антон Шапарин:А мы не знаем, а мы не знаем и не узнаем, потому что у нас государство из благих побуждений, но загнало себя в ловушку. У нас поправки в правила дорожного движения вносить нельзя, нужно принимать все правила дорожного движения целиком, нам говорит об этом Минюст, есть специальный механизм регуляторной гильотины, который вводит такой запрет.
При этом полный документ принимать – это огромная работа, это больше года времени займет. МВД не готово к такому и просит все-таки внести поправки, но Минюст стоит на страже этих принципов. Поэтому в ПДД до сих пор не получается и опасное вождение ввести с какой-то формулировкой, и ввести самокатчиков, и ввести вот этот вот огромный пул вещей, которые вроде кажутся логичными, но при этом зависают из-за бюрократических проблем.
Можно… Вот сейчас я буквально закрыл ноутбук, мы сидели обсуждали поправки в КоАП, которые можно было бы внести и которые повлияют позитивно на безопасность дорожного движения и на водителей, потому что вот эту дерготню по мелочам надо убирать, как правильно сказали в Госавтоинспекции, и такие поправки не потребуют внесения изменений в правила дорожного движения. Следовательно, мы будем их предлагать.
Дмитрий Лысков: То есть очень интересная получается ситуация: штрафы мы взимать толком не можем, ну по крайней мере в значительной мере не можем, а решать проблемы предлагают тем, что вводить дополнительные наказания за то, что штрафы человек не платит. Что такое агрессивная езда, мы тоже не совсем понимаем, но тем не менее мы предлагаем наказывать за агрессивную езду. Правильно ли я тогда понимаю, что лихачи вроде того водителя на BMW, который протаранил торговый центр...
Марина Калинина: Офисный.
Дмитрий Лысков: ...так и останутся безнаказанными? (Офисный центр, да.)
Антон Шапарин: Вы знаете, для таких граждан – а это такой ну 1% на самом деле, не больше – все, что напишет государство в Кодексе об административных правонарушениях, оно в целом особой роли-то не играет. Они как ездили по наитию, так и будут это делать, это раз.
Второй момент: они уповают на одну-единственную вещь – на отсутствие необратимости наказания. Они ставят себе откидные рамки номеров, чтобы уходить от камер, а если их инспектор на дороге ловит, то они, как правило, уезжают с этими рамками дальше, а инспектор потом может стать фигурантом уголовного дела, и мы видим это по целому ряду регионов, и это массовое явление. Вон, в Ростовской области, сколько там, 26 человек задержанных из высшего состава регионального ГИБДД? Ну это значит, что вся структура была полностью настроена на то, чтобы...
Марина Калинина:А за что их задержали? Просто интересно.
Антон Шапарин: Ну, была же новость, это обширно обсуждалось, там разворачивается большое коррупционное дело.
Марина Калинина: Ага.
Антон Шапарин: В Ставропольском крае то же самое, пресловутый золотой унитаз – он же не сам «пророс» у сотрудника Госавтоинспекции...
Марина Калинина: Ну да.
Антон Шапарин: ...он был им установлен из каких-то соображений и на какие-то деньги. Так что... В Воронежской области ГИБДДшник лендлорд, 26 квартир у него государство конфисковало в доход государства... И он воевал за них в судах, вот. Так что это же все проявления какого-то системного явления. И этот человек на BMW, ну остановили его, а он дальше поедет.
Поэтому, к глубокому сожалению, здесь нужно начинать с необратимости наказания на дороге, раз, второе – с тонкой настройки системы фото- и видеофиксации, и третьим пунктом должно быть превращение КоАП из документа, который реагирует на мелочные нарушения типа тонировки, которое на самом деле не самая значимая история, но при этом забывает огромное количество вещей, связанных с реальной безопасностью дорожного движения.
Марина Калинина: Антон, ну смотрите, мне кажется, даже тут надо начинать не с камер и с изменений, а с человеческих умов. Потому что вот мы с вами обсуждаем штрафы за ремень, а нам зрители пишут: «За ремень штрафа быть не должно, это моя жизнь и мое здоровье», – вот вам, пожалуйста.
Антон Шапарин: Ну, это не ваша жизнь и не ваше здоровье. Вы если вот не собираетесь пристегиваться, то уж как-нибудь себе, может быть, шашку какую-нибудь спереди поставьте, чтобы уж сразу и наверняка, да. Это грустно, но факт. Понимаете, это все должно укладываться в работу Госавтоинспекции по пропаганде безопасности дорожного движения. Да, есть социальные ролики про то, как себя ведет тело человека, вылетающее через лобовое стекло. У нас вся эта работа провалена в целом, в принципе.
Я предлагал неоднократно и буду предлагать начальника пропаганды Госавтоинспекции направить служить на Чукотку, может быть, начальником участковых, потому что так он принесет больше пользы. Если он не понимает, как заниматься пропагандой так, чтобы таких вопросов не было от наших зрителей, то, наверное, он делает что-то не то в своей жизни.
Дмитрий Лысков: Антон, много вопросов от наших телезрителей на SMS-портале. Недоумевают наши телезрители, как так нельзя взыскать штрафы, если вообще сотрудник ГИБДД должен останавливать автомобиль и проверять водителя на наличие штрафов.
Антон Шапарин: Ну, у нас сотрудников Госавтоинспекции успешно заменили бездушными роботами, камерами. У нас Министерство финансов уже 2 раза лоббировало сокращение количества сотрудников Госавтоинспекции. Вот я сейчас проехал всю Республику Дагестан, свежие впечатления, я на дороге сотрудников Госавтоинспекции видел только на блокпостах, и это в целом сотрудники МВД. А так в целом все, зато камеры висят. Сотрудники Госавтоинспекции на дороге нужны, необходимы, при этом меня не останавливали я даже уже не знаю сколько, давно. И не проверяли меня на штрафы, это раз.
Второй пункт: ну проверили на штрафы, отлично, отправили в суд, или же возникает коррупционная перспектива. Служба судебных приставов, как мы уже разбирали, работает так, что лучше бы она вообще не работала. И в итоге все замыкается исключительно на то, чтобы оштрафовать как можно больше граждан по самым мелким поводам, с тем чтобы хоть кто-то из них заплатил. Но это же неправильно.
Марина Калинина: Давайте наших зрителей послушаем. Раиса из Москвы на связи. Раиса, здравствуйте.
Дмитрий Лысков: Здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте, здравствуйте.
Проблема. Нарушила, поставила на платную стоянку в один день и вынуждена была туда подъехать, поставила во второй день, это началась «корона». Отболели, сидела 2 месяца. Потом автоматически с моей пенсионной карточки вычли по 5 тысяч. Я очень обрадовалась, была благодарна. Но через день пришел штраф, что я вовремя не оплатила, теперь по 10 тысяч.
Я обращалась в суд. Судья сказала: или вы выплачиваете в течение, хотя бы в месяц по 3 тысячи, это 20 тысяч разбить, это мне год почти, а пенсия у меня 15 тысяч, мне 75 лет. Вот я согласилась на 15 суток лучше садиться, чем выплачивать по 3 тысячи ни за что...
Дмитрий Лысков: То есть я правильно понял, что из-за COVID, из-за самоизоляции, на которую вас посадили медицинские наши власти, вы оставили машину на платной парковке, и теперь вы вынуждены оплачивать немыслимые суммы штрафов?
Зритель: Нет, я не оставила, я там не стояла. Я приехала ровно на 20 минут в Дом художников купить рамку. У меня шесть внуков, чтобы сделать... На следующий день, я через день приехала забрала за 300 рублей рамку, все.
Марина Калинина: Да, Раиса, мы поняли. Я так понимаю, что Раиса оплатила стоянку, но ей начали приходить штрафы за то, что она оплатила якобы не вовремя. Вот как это так?
Антон Шапарин: Ну смотрите, у нас дело происходило в Москве, а Москва – это вообще отдельное в данном случае даже не княжество, это ханство, потому что нормы, которые здесь приняты, – это реально средневековая Монголия со всей ее возможной жестокостью. Если ты не оплатил парковку в течение 5 минут, это все, это проблема, потому что штраф уже, вполне возможно, у меня у самого такой штраф есть, он был вызван простой причиной: у меня завис телефон, у меня не присоединялся... Причем само приложение, оно висело и все.
Марина Калинина: Так это очень часто бывает, приложение не работает.
Антон Шапарин: Да, оно висело и все. Это моя проблема с точки зрения администратора московского парковочного пространства, что они создали приложение, которое работает далеко не идеально. Они считают, что я после этого должен был бы оплатить SMS или еще как-то, что это моя проблема. В целом, конечно, я их понимаю, они хотят извлечь из каждого метра московской площади парковочной деньги. Среднее парковочное место приносит денег больше в сутки в центре, чем номер в пятизвездочной гостинице через дорогу от Кремля. И понятно, почему нашу уважаемую слушательницу оштрафовали.
Цель на самом деле здесь именно такая, больше штрафов, тем более с тех, кто их будет платить, пенсионеры, во-первых, дисциплинированные, во-вторых, у них действительно есть пенсионная карточка. Очень многие граждане, которые не могут, собственно, жить без карточки, оказываются вот в такой зоне риска.
Марина Калинина: Давайте еще Наталью из Сочи послушаем. Наталья, добрый день.
Зритель: Добрый день.
У нас вот вопросик следующего характера. Это уже второй случай у нас произошел, мы просто не знаем... мне сложно сформулировать... что мы попали на камеру, не приходит нам в течение 20 дней, мы просто чисто случайно узнаем. Пошли мы взять справочку для пенсионного, и нам говорят «счета опечатаны», 1,5 тысячи. Мы бы и рады заплатить, если бы мы знали. В личном кабинете смотрим – нет информации, писем нет. Уже судебно потом нас второй раз извещают. Вот как, подскажите?
Антон Шапарин: Вопрос: в личном кабинете на Госуслугах нет, вы имеете в виду?
Зритель: Да, вот смотрим мы, нет никаких штрафов, ничего. А когда пришли мы за справочкой, чисто случайно, мы могли так и ходить и не знать столько времени, говорят: «У вас на сберкнижке арест наложен».
Дмитрий Лысков: Ну вот интересно...
Антон Шапарин: На самом деле очень частая история. Дело в том, что у нас есть разные операторы камер в том числе. Например, в Москве какие-то штрафы, наложенные московскими властями, отображаются только на сайте мэрии Москвы, а на сайте Госавтоинспекции не отображаются. Какие-то штрафы, наложенные... И при этом могут на Госуслугах вообще не висеть.
Вот эта фрагментация пространства, она очень-очень-очень ударяет по людям, при этом государство декларирует, что нужно отказываться от бумажных штрафов, от бумажных копий, с тем чтобы все могли якобы посмотреть на сайте Госавтоинспекции. Метод не работает. Мы не устаем говорить людям, принимающим решения, о том, что туда двигаться нельзя. К сожалению, нам нужно здесь оставлять бумагу, потому что... К тому же, у нас огромное количество людей в целом интернетом пользуются не особо активно, это раз.
Но второй момент, с бумагой тоже все не слава богу, потому что часто люди действительно не получают письма или получают их с большой задержкой или на другой адрес, т. е. такая история есть. Была несколько лет назад развитая практика судебная, суды в целом пришли к тому, что человек мог проверить, то, что не получил письмо, это проблема человека.
Поэтому, к сожалению глубокому, нам придется самим бороться и регулярно проверять штрафы. Я бы рекомендовал не только на сайте Госуслуг, но и на сайте Госавтоинспекции, потому что туда попадает все-таки бо́льшая часть штрафов.
При этом я не рекомендую пользоваться сторонними приложениями неофициальными, потому что они далеко не всегда корректно подтягивают фотографии, корректно подтягивают штрафы или могут, наоборот, использовать штрафы, показывать штрафы, которых не было на самом деле. И мне регулярно приходят уведомления от подобных программ о том, что я якобы где-то нарушил правила дорожного движения, а штрафов на самом деле нет.
Марина Калинина: Еще один звонок.
Дмитрий Лысков: У нас есть еще один звонок.
Марина Калинина: Из Воронежа Алексей. Здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте.
Дмитрий Лысков: Добрый день, вы в прямом эфире.
Зритель: На дорогах порядки когда ж наведут-то? Вот на 10 километров 5–6 камер, ни пешеходных переходов, ничего нет, только деньги гребут.
Дмитрий Лысков:А что вас смущает? Они незаконно установлены или... ?
Марина Калинина: Их слишком много, я так понимаю.
Зритель: Кто как вздумает, так и ставят.
Антон Шапарин: На самом деле нет.
Зритель:Треноги... Вот по Курской трассе.
Марина Калинина: Да, Алексей, мы вас поняли, спасибо.
Дмитрий Лысков: Алексей, спасибо. Вот сейчас мы как раз зададим этот вопрос.
Антон Шапарин: Смотрите, как тут все устроено. С треногами, да, проблема феерическая, часто их действительно ставят где хотят, как хотят, нарушают все мыслимые и немыслимые правила и нормы. Я неоднократно предлагал внести поправки в законодательство, которые позволят автоматически отменять штрафы с некорректно установленных камер. При этом если речь про стационарные камеры, которые висят наверху где-то, на опорах, то для того, чтобы их установить, нужно, чтобы произошло несколько аварий, чтобы эта точка была признана аварийно опасной, и только тогда государственные структуры могут санкционировать установку там камеры фото- и видеофиксации.
Поэтому здесь со стационарными все очень жестко и так, а вот с треногами... Это чем южнее по России едешь, тем больше эта проблема возникает. Доходит до того, что уже случаи насилия возникают в отношении операторов, которые рядом с треногами в машинах спят.
Дмитрий Лысков:А в чем проблема с установками этих треног? То есть какие нормативы могут быть нарушены? Разве можно? Это же электронное устройство, оно сертифицировано – разве можно каким-то образом подделывать его показания?
Антон Шапарин: Ну, безусловно, можно, там играет роль угол возвышения и т. д. Но чаще всего географическую точку они выбирают ту, которая им нужна, а не ту, где нужно достигать какой-то безопасности дорожного движения. Я самое жесткое и смешное на эту тему что видел – тренога, которую цепями приковали к знаку населенного пункта, на въезде в этот населенный пункт. Это, конечно, совершенно неприемлемая практика, но она была. Не было времени разбираться, кто же такой «умный» должен нести ответственность за подобную совершенно некорректную практику, но я спешил, не было времени.
Дмитрий Лысков: Спасибо.
Марина Калинина: Спасибо большое! Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза, был с нами на связи.