Петр Кузнецов: Об этом поговорим, о том, что ждет рынок, что сейчас на нем происходит. Бежать ли в автомобиль, как советуют некоторые эксперты, в автосалон и брать автомобиль, если вот как раз вот в ближайшее время собирались его брать. Антон Шапарин нам поможет. Он вице-президент Национального автомобильного союза. Антон, здравствуйте! Мария Карпова: Здравствуйте, Антон! Антон Шапарин: Добрый день! Мария Карпова: Антон, стоит ли, ну, если можно так выразиться, бежать покупать автомобиль в связи с последними событиями? Так как в ближайшее время, видимо, покупка не светит из-за того, что цены будут повышаться? Антон Шапарин: Ну это будет в чистом стиле бег позади паровоза. История, на самом деле, сложная. Дилеры сейчас, несмотря на то, что автомобили есть, физически есть, стоят, в том числе бывшие в употреблении, на дилерских площадках. Вот буквально в субботу, позавчера, мой коллега пытался купить такую машину. Все согласовали, машину посмотрели. А потом приходит менеджер и говорит: «А вы знаете, а мы вам не продадим, если вы не заплатите нам 300 тысяч рублей сверху». И все. Вот эти разговоры я называю, вы знаете, когда-то давно израильский премьер-министр сказал: «Мы не ведем переговоров с террористами». Вот это полноценный дилерский терроризм, на самом деле, когда все согласованные сделки и условия отменяются, и говорят: «Ну, мы продадим их дороже». И сейчас так происходит по всей стране. И я считаю, что в таких условиях в этих сделках участвовать нельзя. Потому что они говорят, что машин больше никогда не будет. У нас нагнетается истерика в СМИ жесточайшая, да, про то, что якобы из-за санкций «Фольксваген», «Ауди» отказываются от поставок в Россию. От поставок в Россию отказываются все импортеры импортных товаров, потому что не могут посчитать, по какому курсу продавать. Потому что они получают деньги в рублях, а отдают в долларах. Тут есть две стратегии. Либо приостановка, что разумно, либо плюс 40% к ценнику, и покупайте, кто… Мария Карпова: Так что, Антон, стоит подождать, подождать, пока все, дай бог, успокоится, да, и потом уже, уже решать о покупке, да? Или что делать? Антон Шапарин: Я, если бы я сейчас брал машину, то я бы, наверное, заключил долгосрочный договор подписки на автомобиль. Потому что я бы получил обязательство в рублях, во-первых. Во-вторых, я зафиксировал бы их на долгий срок. А если рубль будет падать, такому человеку это выгодно. В-третьих, я получил бы новый автомобиль без дилерских накруток и допов. Вот. Так что, сейчас подписка стала выгодным предложением, хотя раньше им не была. Это первая история. Если бы я владел уже машиной, я бы не стал ее продавать. Я бы ее привел в боевое состояние. Петр Кузнецов: Вот. Антон Шапарин: Я купил бы сейчас резину, если она плоха. Вот. Потому что есть риск, что, если мы будем уходить дальше по санкционной спирали, мы будем видеть сложности с поставками в страну целого ряда товаров, ну, просто потому, что деньги не прошли, кто-то отказался от ведения бизнеса. Не все же понимают, что за конкретным товаром на конкретной полке, да, стоит конкретный человек, который его сюда, в Россию, привез. Растаможил, сертифицировал, заплатил за это все деньги, да? И некоторые просто перестанут это делать. И мы увидим сокращение ассортимента. Поэтому сейчас лично моя стратегия – это подготовиться максимально к возможным негативным последствиям. Если они не случатся, я ничего не теряю. Если они произойдут, ну, я, в целом, хоть как-то был готов, вот. Поэтому всем в нынешней ситуации ужасной турбулентности предлагаю всем, прежде всего, сохранять холодную голову. Понять, что, самое важное у нас есть – это наша свобода перемещения в том числе, наши нынешние возможности. Автомобиль – это определенный уровень жизни. Нужно сделать так, чтобы этот уровень жизни сохранился. Поэтому поддерживаем автомобиль в боевом состоянии. Людей дома, членов семьи и друзей отваживаем от чтения апокалиптических чатов, где информация распространяется, как лесной пожар, непроверенная. Вот. И в целом, сохраняем психическое спокойствие. Петр Кузнецов: Спасибо, Антон. Чем и займемся, я думаю, да. Мария Карпова: Спасибо большое, Антон! Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза, был у нас. Петр Кузнецов: Несколько сообщений у нас.