Петр Кузнецов: Президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров, Антонина Викторовна, здравствуйте. Антонина Цицулина: Здравствуйте. Мария Карпова: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Скажите, пожалуйста, а как сейчас проверяют детские игрушки? Давайте выясним это до, скорее всего, неминуемой маркировки, которая появится, начнется летом. Антонина Цицулина: У игрушек есть свой технический регламент. Он называется «О безопасности игрушек». И каждая игрушка – неважно, произведена ли она на российской фабрике, в странах таможенного союза, либо в зарубежных странах – при поступлении на рынок, в магазины, в интернет-торговлю должна пройти обязательное подтверждение своей безопасности на соответствие требованиям, стандартам, в том числе по химическим показателям. К сожалению, очень много продукции, особенно в трансграничной торговле, на маркетплейсах, которые такой документ не имеют, а если иногда и имеют, но не проходят соответствующие лабораторные испытания. Поэтому нарекания о том, что есть некачественные игрушки – они обоснованы. Мария Карпова: Как это отразится на рынке игрушек? И так вот у нас телезрители жалуются, что очень мало на полках игрушек нашего отечественного производства. Что будет после введения этой маркировки? Антонина Цицулина: У нас сегодня не более 10% игрушек отечественного производства. И это, на самом деле, очень серьезная угроза. И так точно не должно быть, потому что если мы с вами начнем говорить о ценности игрушек, о важности игрушек, важности игровой деятельности детей, то, я думаю, нам сегодняшней передачи точно не хватит и сегодняшнего дня. Что касается предлагаемых мер регулирования рынка игрушек – вы знаете, вот за последние две недели таких глобальных инициатив, которые очень сильно повлияют на технологические требования к производству игрушек, конечно, это цифровизация и маркировка. Учитывая, что… Что нас беспокоит? Учитывая, что у нас очень много маленьких компаний-разработчиков, например, которые разрабатывают настольные игры или выпускают какие-то товары для творчества. Их очень и очень много. Их возможности технологические еще не велики, и, конечно, вот такие глобальные серьезные вопросы цифровизации для них должны реализовываться в упрощенном порядке. Это нас беспокоит, и это действительно может сказаться на затратах на производство игрушек. Петр Кузнецов: Нам очень много пишут про гробики, про кровавых кукол. Пишут, что раньше были мишки, зайчики, сейчас – неведомые зверушки. Скажите, пожалуйста, а есть какие-то исследования, доказательства, что, например, игрушечное оружие как-то вредит ребенку? О том, что игрушка, в принципе, способна нанести какой-то вред ребенку. Мы… у нас, кстати, опрос как раз о психике – могут ли игрушки травмировать психику ребенка? Антонина Цицулина: Вы знаете, у нас буквально в сентябре прошла III Международная научно-техническая конференция «Игровая культура современного детства», и там исследователи детской игры представляли свои научные исследования, которые очень точно и четко показали, что дети играют по-другому. То есть они не играют в смерть, вот они, значит, соотносятся с возрастными особенностями той игровой деятельности, которая у них есть. Поэтому, мое понимание, сама игрушка – не важно, будет ли это оружие, будет ли это какой-то образ, который вызывает опасение у родителей, – сам по себе не навредит. Вот сколько их в игротеке ребенка, в какие игры он играет – потому что вы знаете, оружием можно защищать, оружием можно убивать – и вот какую ролевую модель для себя выбрал ребенок. Он защитник или он убийца? Вот это вот является предметом особого внимания. Но, тем не менее, вот все, что касается культурологических особенностей, каких-то вот устоев домашнего быта – тут, конечно, родители вправе выбирать тот образ и ту ролевую модель, или того героя, ту игру, тот сценарий, в который будет играть их ребенок, проживая, исследуя и отрабатывая какие-то навыки развития своего возраста. Петр Кузнецов: Спасибо большое. Мария Карпова: Спасибо большое, Антонина. Антонина Цицулина была с нами на связи – президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров.