Константин Чуриков: Поздравляем всех учителей, всех педагогов нашей страны с профессиональным праздником – Днем учителя! В этом году какое-то особенное звучание приобретает этот праздник, и не только потому, что много законодательных каких-то изменений, образование больше не услуга, из закона убрали это слово, бюрократическую нагрузку пытаются снизить, все еще пытаются, но и мы видим, какие времена настали, вот такие вот перемены перед нами. И вопрос все тот же – как вырастить хорошее, умное поколение детей, как вырастить тех, кто любит свою страну. Марина Калинина: Да. Ну и у вас есть возможность позвонить нам в прямой эфир или написать на наш SMS-портал, поздравить своих учителей, вспомнить, какими были ваши учителя. Фотографии можете прислать нам в WhatsApp, мы покажем на всю страну. Так что звоните, пишите, поздравляйте, сегодня есть такая возможность. Константин Чуриков: А у нас в студии Арслан Хасавов, главный редактор «Учительской газеты», член Общественного совета при Министерстве просвещения России, которого мы тоже поздравляем с Днем учителя. Добрый вечер. Марина Калинина: Поздравляем. Арслан Хасавов: Спасибо большое, друзья, спасибо большое, коллеги. Прежде чем мы перейдем к обсуждению актуальных вопросов из сферы образования и науки, тоже позвольте поздравить ваших телезрителей и учителей, представителей этой замечательной профессии, с профессиональным праздником. Вы знаете, Константин Дмитриевич Ушинский, основоположник научной педагогики в России, говорил, что дело учителя скромное по сути, но одно из величайших дел в истории, и это действительно так. И важно сегодня сказать, что День учителя касается не только учителей. Поэтому я бы хотел обратиться и к руководителям, сотрудникам профильных федеральных ведомств с поздравлением, руководителям, министрам региональных профильных ведомств, директоров департаментов также поздравить... Константин Чуриков: Это же все равно учителя, правильно ведь? Арслан Хасавов: Да, которые курируют, собственно, образование в регионах; административные команды школ, образовательных центров; сотрудников сферы дополнительного образования, досуга, спортивных кружков, секций и т. д., и т. д., и т. д., перечислять можно бесконечно. Но еще бы хотел отдельно остановиться на авторах и издателях учебной литературы, без которой тоже образовательный процесс невозможен; руководителях и сотрудниках частных компаний, которые предоставляют новые сервисы, которые оказывают большую помощь в развитии образовательных организаций; общественным объединениям и всем-всем-всем. На самом деле, действительно, поверьте, если я кого-то не назвал, это не со зла, просто действительно нас очень много... Константин Чуриков: Да, всех не перечислить. Арслан Хасавов: ...и сфера образования и науки огромна. Ну вот кого точно не могу обойти стороной сегодня в этом поздравлении – так это ветеранов педагогического труда. Поверьте, что то, что вы сделали, важно и на самом деле ценится и сегодня. Дай бог вам здоровья и сил для в т. ч. спокойного времяпрепровождения на пенсии и поддержки ваших учащихся. Константин Чуриков: Давайте подробнее о герое этого дня, о самом учителе. Вот сейчас российский учитель, его средний возраст, я не знаю, его зарплата, его нагрузка? Кто это? Потому что мы вот с Мариной, скажем так, учились давно, я сейчас смотрю, в разных школах по-разному, где-то учителя уже, извините, в возрасте, где-то молодежь одна... Арслан Хасавов: Вы знаете, все, конечно, зависит. Есть одна большая проблема, касающаяся, так сказать, назовем это гендерным таким неравенством, перекосом. То есть у нас в школе традиционно больше работают женщины, и как изменить эту историю, пока ясного ответа нет. Но есть очень яркие педагоги-мужчины и руководители образовательных организаций. И прямо в эти минуты в Государственном Кремлевском дворце, например, проходит праздничный концерт ко Дню учителя, в т. ч. награждение победителя конкурса «Учитель года России – 2022», это в этом году учитель из Московской области, Дмитрий Владимирович Лутовинов, который преподает историю в школе №16 города Орехово-Зуево. Собственно, большой путь был пройден этим педагогом совместно с другими лучшими учителями сезона в рамках этих конкурсных испытаний. Сегодня была встреча с президентом страны... Марина Калинина: А вот, кстати, мы днем тоже... Арслан Хасавов: Да, вы это в любом случае освещали. Марина Калинина: Мы сегодня днем говорили тоже, естественно, поздравляли учителей, днем на эту тему говорили. И мы порадовались, узнали, что, оказывается, в этом конкурсе в этом году очень много мужчин. Просто вот это как-то прямо очень порадовало. Арслан Хасавов: Вы знаете, в 33-й раз проходит конкурс «Учитель года России». Здесь важно напомнить, если позволите, что он рождался, вообще зародился на страницах «Учительской газеты». Сегодня мы соучредители этого конкурса, и действительно, совместно с Минпросвещения и Общероссийским профсоюзом образования мы его проводим. Часто так случается, это объективная оценка в рамках каждого года конкурсного, что выигрывает учитель-мужчина, но здесь акцент не на этом, здесь вот... Я просто перешел к этой истории с точки зрения того, что учителя-мужчины тоже есть, их достаточно много, но все-таки, если брать страну в целом, они в меньшинстве. И вот, пользуясь случаем (уже дальше обещаю отвечать только на ваши вопросы, уже ничего не предлагать самостоятельно), я хочу в эфире именно «Общественного телевидения России», которое так любят и уважают наши педагоги, постоянно мы получаем отклики на те эфиры, которые вы проводите, как раз объявить, что я принял решение сегодня назначить уважаемого Дмитрия Владимировича Лутовинова, который в эти минуты поднимает «Хрустального пеликана» над головой в Государственном Кремлевском дворце, советником главного редактора «Учительской газеты» сроком на календарный год, чтобы он мог влиять вместе с нашими коллегами на редакционную политику и как раз рассказывать о тех проблемах, которые беспокоят педагогическую общественность. Марина Калинина: Ну поздравляем. Константин Чуриков: Да, естественно, поздравляем «Учителя года». Арслан Хасавов: Спасибо. Константин Чуриков: И о проблемах. Внимание на экран, давайте сейчас просто посмотрим на эти проблемы. Это вот средняя зарплата, по данным Росстата, в целом по Российской Федерации считается, что это 63 784 рубля, а у учителей 57 тысяч. Вот здесь мы видим, какой разброс. Ну понятно, Чукотка, Ненецкий округ, Магадан, там и цены выше значительно, а есть, например, Республика Ингушетия, 30 тысяч, Чеченская Республика, 26 тысяч... Марина Калинина: 26 712. Константин Чуриков: Труд везде одинаковый, детей везде, наверное, много, а вот так по-разному оценивается эта работа. Почему так? Где этот эксперимент по выравниванию... ? Скажем так, не эксперимент, а реальная работа по выравниванию зарплат педагогов. Можно ли это как-то сдвинуть с мертвой точки, как вы думаете? Арслан Хасавов: Подходов было много к этой теме. Есть майские указы президента, в которых говорится о том, что зарплата учителя не может быть ниже средней заработной платы по региону, и, собственно, многие регионы к этой планке подтянулись. Есть проблемы в отдельных регионах, потому что могу сказать... Почему за один и тот же труд платят разные суммы? – потому что заработную плату учителя формируют региональные власти. То есть у нас учителя не являются госслужащими, это, собственно, ответственность уже регионов, и какая у них зарплата. Мы понимаем, хорошо, что вы не дали такой вот радикальный разброс, что в Москве, допустим, и в регионе с низкими зарплатами у учителей он разнится во много раз... Константин Чуриков: Нет, мы все показали, у нас там была Москва, считается, что это 125 800, и показали, что в Карачаево-Черкесии... Арслан Хасавов: Более того скажу, что Москва и Московская область, хотя мы, проживая в Москве, понимаем, что часто это деление бывает таким на эмоциональном уровне достаточно условным: по эту сторону дороги Москва, здесь уже Московская область – даже здесь радикальные отличия в зарплатах педагогов. Константин Чуриков: У нас был в этой студии один директор, который рассказывал, что как раз у него там учителя убегали в Москву... Арслан Хасавов: Да, просто переходили через дорогу и получали в несколько раз больше. Константин Чуриков: Давайте звонки зрителей послушаем. Наталья, Москва, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Константин Чуриков: Здравствуйте. Зритель: Я хочу поздравить мою учительницу Айман Джаймусовну, школа им. Джамбула в Казахстане. Константин Чуриков: Так. Зритель: Я училась там со 2-го по 4-й классы, потом мы переехали в Россию. Это просто педагог с большой буквы. Константин Чуриков: Чему учила она вас? Что преподавала? Зритель: Это начальная школа, и она преподавала у нас русский язык. Она была нашим классным руководителем, водила нас на всякие выставки, в кинотеатры, на речку просто. Потом я заболела, у нас была тогда эпидемия менингита в городе Панфилове, а у меня было какое-то заболевание, но оно близкое к нему... Константин Чуриков: Так... А учительница вам что сделала? Зритель: А учительница приходила ко мне, навещала меня и преподавала. Константин Чуриков: Вот, здорово. Спасибо, спасибо, Наталья, за ваш звонок. Марина Калинина: Спасибо. Константин Чуриков: Надежда, из Брянска. Надежда, здравствуйте. Зритель: Алло? Здравствуйте. Константин Чуриков: Здравствуйте. Зритель: Я бы вот тоже хотела поздравить своих учителей любимых... Алло? Марина Калинина: Да-да. Константин Чуриков: Да-да, слышим вас, продолжайте. Зритель: Я бы хотела поздравить своих учителей любимых, вот, может быть, они меня услышат. Я помню их. Бурцева Татьяна Петровна была у нас в 10-м классе классным руководителем. Очень хороший учитель, позитивный такой, энергичный, веселая, молодая. Нам было по 17, она после института пришла к нам, ей дали нас, 10-й класс. Она такая была добрая! Вот сейчас мне уже 60, может быть, она услышит, увидит. Все эти поздравления от души, от всего сердца. Любви, добра, мира в нашей стране! Также хочу поздравить Колесняк Валентину Владимировну, …, Людмилу Дмитриевну, … Ирину Ивановну, Прутикову Надежду Николаевну... Константин Чуриков: Ох! Зритель: ...Астафенко Татьяну Георгиевну... Константин Чуриков: Вы просто... Марина Калинина: Ничего себе! Вы всех помните. Константин Чуриков: Все штатное расписание школы, да, сейчас... Спасибо, спасибо за звонок. Арслан Хасавов: Извините, можно прокомментировать? Марина Калинина: Да, конечно. Арслан Хасавов: Эти звонки – пример того, что вот мы в жизни встречаем очень многих людей, всегда нас люди окружают на всех этапах жизни, но то, что делает учитель в далеком порой детстве, вот мы слышали, Надежда озвучила свой возраст, оно проходит с нами сквозь все годы. И именно это отражает, собственно, то, что учитель формирует не только настоящее в наших детях сегодня в классах, но и то будущее, в котором все мы потом оказываемся с вами. Константин Чуриков: У нас еще есть возможность одного человека поздравить с сегодняшним праздником. Марина Калинина: Да. Алихан Динаев с нами на связи, учитель обществознания и права, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России» 2018 года из Грозного. Здравствуйте, Алихан Мавладиевич. Алихан Динаев: Добрый вечер, здравствуйте, коллеги. Константин Чуриков: Во-первых, с праздником. Марина Калинина: Поздравляем вас с праздником! Алихан Динаев: Спасибо большое! Константин Чуриков: А во-вторых, такой провокационный, может быть, вопрос. Да, учитель – это очень такая гуманная, нужная профессия, добрая профессия, но сложно быть добрым, когда у тебя много учеников в классе, трудно быть добрым, когда тебе нужно тетради проверить, родители там звонят, или в чате что-то там происходит... Как сохранить себя при этом? Алихан Динаев: Это очень хороший, очень сложный для любого учителя вопрос. Конечно, все прежде всего упирается в то, как сам учитель смотрит на свою профессию, любит ли он ее действительно и осознает ли ее значимость для каждого ребенка. А еще, безусловно, любому учителю важно уметь делать паузу, делать перерыв, отдыхать от в т. ч. проверки тетрадей и понимать, что в его жизни, кроме работы в школе, должны быть и другие формы отдыха, развлечения, хобби и т. д. Марина Калинина: Алихан Мавладиевич, такой вопрос. Ну понятно, что учитель – это учитель, который учит, но дети своего рода тоже учителя. Чему вы научились у детей, чему продолжаете учиться? Алихан Динаев: Дети учат нас чему-то практически на каждом занятии, начиная от того, как выкладывать видеоролики в TikTok и использовать современные цифровые приложения, различные ресурсы, заканчивая тем, что они учат нас эмпатии, сопереживанию. Они являются иногда хорошим примером того, как реагировать на те или иные ситуации. То есть если один из учеников начинает шуметь, очень часто его успокаивает именно одноклассник, а не учитель. Мне в этих ситуациях, в такие моменты всегда хочется спросить у этого ребенка: «Что ж ты ему сказал такое, что он успокоился?» Знаете, иногда дети дают замечательные ответы на такие вопросы. Марина Калинина: Ну например? Константин Чуриков: Если это можно произнести в эфире, конечно. Алихан Динаев: Да-да, можно, некоторые можно, не все. Иногда они говорят: «Я ему пообещал купить билет в кино», – и иногда этого достаточно, чтобы успокоить ребенка. Или: «Мы ему пообещали сходить вместе на экскурсию или в какой-нибудь музей», – и это очень хороший, работающий прием, пообещать детям вместе ходить куда-нибудь, вместе провести время вне уроков. Марина Калинина: Интересно. Константин Чуриков: Вы на самом деле сейчас очень важные вещи говорите, потому что, мне кажется, самое непростое, я просто отец детей, сохранить какую-то дружбу в рамках класса. Как вот вам это удается? Я вот слушаю вас, мне кажется, у вас какой-то опыт есть. Алихан Динаев: Безусловно. Я считаю, что любой учитель должен быть прежде всего другом и наставником для своих учеников. Он должен выстраивать с ними добрые, доброжелательные отношения, начиная с того, что он может и должен с ними общаться вне класса, иногда и переписываться, иногда вместе с детьми ходить на экскурсии, ходить в кино, ходить в театр, продолжая тем, что мы с детьми можем реализовывать какие-то свои традиции, школьные, классные традиции вроде традиции, которую я называю «Герой недели», когда мы на классном стенде, на стенде в классе развешиваем фотографии одного из учеников, интересные факты о нем, много других моментов, которые помогают нам и, самое главное, одноклассникам иначе взглянуть на своего ученика. Знаете, как правило, если учитель объективно оценивает детей, если он действительно любит свою профессию и свой предмет, если он заинтересован в том, чтобы помогать детям, если он доброжелателен, если он хвалит детей и не пускается в бесполезную, ненужную критику, тем более оскорбления, то, как правило, в классе хорошая, доброжелательная атмосфера и дети видят в своем учителе человека, которому можно довериться, с которым можно поговорить и который может им помочь. Константин Чуриков: Спасибо большое! Еще раз с праздником! Марина Калинина: Спасибо! Константин Чуриков: Важные слова вы сказали, Алихан Мавладиевич. Алихан Динаев, учитель обществознания и права, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2018», город Грозный. Ну и мы понимаем, почему он, собственно, учителем года стал. Арслан Дагирович, сообщений у нас масса... Вы знаете, школы же все разные, учителя все разные. Есть школы, я не хочу сейчас рейтингами все мерить, но есть школы более такие благополучные, есть школы менее благополучные. Вот у нас сейчас появилась задача каким-то образом стандартизировать образование и давать его, скажем так, на каком-то неснижаемом уровне – а это вообще возможно? Арслан Хасавов: Безусловно, это возможно, если будет, вот учителя не любят это слово, но контроль. Я имею в виду некий пакет, собственно, предложений в помощь каждой отдельной школе. У нас долгое время, вот вы сказали о рейтингах, люди и образовательные организации измеряли свои успехи продвижением в этом рейтинге, в топ имеется в виду, топ-10, топ-50, топ-100. В каждом регионе свои рейтинги, есть федеральный рейтинг и т. д. Но мы долгое время не оценивали движение школ из низа рейтинга внутри, собственно, этого самого низа, т. е. когда неблагополучная школа поднималась хотя бы на одну строку или на две строки благодаря усилиям, в т. ч. нечеловеческим, которые они там все вместе предпринимали, и становилась чуть интереснее, чуть лучше, чуть с лучшими... Константин Чуриков: А бывают другие случаи... Марина Калинина: А насколько вот эти рейтинги все-таки объективны? Как строится та оценка, на основании чего? Арслан Хасавов: Вы знаете, каждый регион по-разному оценивает и выстраивает эти рейтинги. В некоторых регионах вообще нет рейтингов, просто все знают, в этом городе вот эта сильная школа, эта средняя, а это слабая... Марина Калинина: Ну это как сарафанное радио, получается? Арслан Хасавов: Да-да, сарафанное радио, собственно. И нередко значимым различием является материально-техническая база. Вот сейчас тоже много усилий предпринимается для того, чтобы эту разницу как-то выравнять, чтобы у нас все образовательные организации в стране были современными, оснащенными современным оборудованием техническим и т. д. Собственно, т. н. золотой стандарт Министерства просвещения, вот то, о чем вы говорите сегодня, тот проект, над которым работает Министерство просвещения, как раз позволит выравнять уже качество образования на территории всей страны. Потому что будут единые методические рекомендации, единая линейка учебников по предметам и т. д., и т. д., и т. д., то есть единые стандарты, которые позволят каждому учителю, не теряя, конечно, своего творческого начала в рамках каждого предмета и каждого отдельного урока, собственно, давать хороший результат для своих учащихся. Константин Чуриков: Знаете что? Давайте сейчас покажем некоторых учителей, тут уже вовсю-вовсю-вовсю нам присылают сообщения. Эта учительница Стоянова Надежда Анатольевна, «лучший учитель Белгородской области». Все сообщение не могу прочесть, там куча вообще благодарных учеников, и такого много у нас на портале. Арслан Дагирович, возвращаясь к рейтингам, к разным показателям, – все-таки бывает же и наоборот: бывает, что очень хорошая школа, а вот ее взяли, объединили, взяли, там какого-нибудь директора прислали... Я думаю, что каждый знает такие истории, это необязательно где-нибудь, в каком-то маленьком городке может быть, это может быть и в Москве, и в центре Москвы. И мы видим, как вот школа просто скатывается в этот, извините, мусорный рейтинг. Как сделать так, чтобы неповадно было разваливать хорошие школы? Ведь это объединение – это такая очень, ну вы понимаете, палка о двух концах. С одной стороны, хозяйствование, оптимизация, с другой стороны... Арслан Хасавов: Здесь этот вопрос дискуссионный. В Москве объединение, укрупнение образовательных организаций происходило достаточно сложно. Но в этом есть как свои минусы, особенно на этапе становления уже вот новой объединенной образовательной организации, но есть и свои плюсы. Представьте, что в одном районе, микрорайоне несколько школ, несколько образовательных комплексов, одна получше, как мы с вами уже обсуждали, одна похуже, оснащена я имею в виду, выглядит и т. д., где-то есть бассейн, где-то нет. И когда это единый образовательный комплекс, то учащиеся из одного корпуса могут пользоваться возможностями всех корпусов, которые находятся, собственно, внутри этой образовательной организации. Марина Калинина: Но не в бассейне же дело, наверное... Константин Чуриков: Торчат в одном здании, каждый в своем... Арслан Хасавов: Если же вы говорите о руководстве каком-то образовательной организации, то сегодня здесь тоже есть определенное продвижение в том смысле, что при каждой образовательной организации создаются управляющие советы, куда могут входить активные родители, общественники, влиятельные люди, проживающие в этом районе, и т. д. И они совместно внутри своего управляющего совета и совместно с администрацией школы могут решать значимые вопросы. Просто не всегда у людей есть на это время и желание, вот это вот уже вторая история. Константин Чуриков: Ну, тут я уже начинаю улыбаться, не будем портить праздник... Марина Калинина: Вы знаете, у меня вот какой вопрос. Вот к вам обращаются же с какими-то пожеланиями учителя из разных городов, из разных регионов, из разных школ. Что они предлагают, чтобы улучшить процесс образования? Какие у них такие рационализаторские предложения, которые действительно могли бы помочь сделать вот этот образовательный процесс эффективнее, лучше, интереснее, может быть? Арслан Хасавов: Вы знаете, о ряде проблем мы уже сегодня поговорили, но есть еще... Марина Калинина: Предложения. Арслан Хасавов: Да, такие массовые обращения на протяжении долгих лет, которые мы слышим. Это, во-первых, снижение бюрократической нагрузки на учителей. Учителя говорили о том, что «мы задыхаемся, нам приходится готовить порой нелепые отчеты», вплоть до того, сколько мальчиков и девочек было на субботнике. То есть они это делали, потому что есть такой запрос, а для чего, никто не объяснить не мог, ни понять, но вынуждены были отрываться от текущих дел ради того, чтобы подготовить эти отчеты. И сегодня вы знаете, что, собственно, внесены законодательные изменения и утвержден перечень тех отчетных документов, которые можно требовать с учителя. Они, собственно, сократились с более чем 50 документов до 5 – это серьезный шаг вперед в этом направлении. Дальше вопрос в унификации этих самых отчетов, уже этих 5 отчетов, чтобы была единая форма, уже шаг вперед. Вот я вижу, что вы улыбаетесь, но, поверьте мне, школы... Марина Калинина: Я радуюсь на самом деле! Арслан Хасавов: Школы уже это чувствуют. Марина Калинина: Ну 50 и 5 – это конечно. Арслан Хасавов: Еще одна проблема, с которой постоянно обращались. Учителя говорили о том, что во взаимоотношениях с родителями, с самими учащимися их в очень как бы слабую позицию ставила формулировка в законе об образовании об образовательных услугах. Константин Чуриков: Конечно. Арслан Хасавов: Что вот, мол, вы предоставляете услуги, вот и предоставляйте... Константин Чуриков: Это вообще позор. Арслан Хасавов: ...а мы ваши услуги либо принимаем, либо не принимаем... Марина Калинина: И оцениваем. Арслан Хасавов: ...и оцениваем, да, чуть ли не актируем. Сегодня вы знаете, что вместо вот этой формулировки «оказание государственных муниципальных услуг в сфере образования» появилось понятие «реализация образовательных программ». Это тоже влияет, собственно, на атмосферу в школе. Константин Чуриков: Самое главное, чтобы родители перестроились, потому что все равно многие по старинке считают себя потребителями образовательной услуги, устраивают в групповых чатах какие-то выволочки педагогам, какие-то группы формируют, какие-то анклавы, блоки и т. д. Давайте сейчас обратимся сначала к нашим телезрителям. Вот тут Москва мне понравилась – они прислали, зрители, не фамилии и имена учителей, а прозвища любимых учителей: Борода – информатика; Стрекоза – англичанка, Апельсин – это англичанин, учитель английского еще; ЭлектроМихалыч – физика, Горын – труд. Ну и еще, конечно, небольшой опрос жителей разных городов, каких учителей люди помнят и любят. ОПРОС Константин Чуриков: Добавим к этому непрекращающиеся звонки наших зрителей. Фаина, Татарстан, здравствуйте, добрый вечер. Зритель: Добрый вечер. Я хотела поздравить внучку, она живет у меня в Татарстане, город Елабуга. Учительница 5–6-е классы. Камиляша, я тебя поздравляю, слушай ОТР. Она мне... Я хочу ей пожелать, и с ней вместе живет ее подружка Катя, я их обеих поздравляю от всей души, чтобы дети их любили, они уважали их родителей и их уважали. В общем, знаете, я сильно волнуюсь, извините вы меня, пожалуйста. Константин Чуриков: Да что вы! Марина Калинина: Да все хорошо! Константин Чуриков: Всегда добро пожаловать. Зритель: Я еще учителей поздравляю. Я сама с Узбекистана, поздравляю всех узбекистанских учителей. Константин Чуриков: Ну это вообще международный праздник, конечно. Спасибо большое за ваш звонок. Марина Калинина: Да, спасибо. Константин Чуриков: Вы знаете, еще такой вопрос. Сейчас время такое сложное, трудное, понятно, что родители должны заниматься своими детьми прежде всего, потому что это их дети, и родители должны тоже говорить о важных вещах. Но многое пытаются сегодня переложить на школу. Я сейчас не про «Разговоры о важном», «о главном», это святое, это нужно и этот момент был, мне кажется, упущен. Я сейчас про то, что пытаются: а, у нас там кредиты берут? – давайте финансовую грамотность; а, не могут сориентироваться в выборе профессии? – давайте карьерную грамотность. Сейчас тоже вот обсуждается такой вопрос, «Этику и психологию семейной жизни» вернуть, не знаю, военные вот эти все предметы... Как бы здесь четко ограничить, что можно впихивать в школьную программу, а что нельзя? Она все-таки не резиновая. Марина Калинина: Что нужно, а что не нужно? Константин Чуриков: Что нужно, да-да-да. Арслан Хасавов: Вы знаете, вот система образования достаточно такая пластичная, притом что она монолитная внутри себя. Я имею в виду, что постоянно разные игроки условно предлагают различные нововведения, что давайте введем это или, наоборот, отменим то и т. д., и т. д. То есть есть «сезонные обострения», как мы это в редакции называем, когда весной говорят «давайте отменим ЕГЭ», мы даже ставки ставим, кто это предложит, потому что есть вот люди, кто из года в год это предлагают, и, собственно, мы все это снова и снова обсуждаем: как это отменить, на что поменять или вообще не стоит менять и т. д., и т. д. И получается так, что школа и система образования – это такое пространство применения каких-то креативных идей, т. е. всегда люди неравнодушные предлагают какие-то нововведения начинать со школы, со школьной скамьи. Собственно, пусть эти предложения звучат, обсуждаются экспертным сообществом; какие-то откладываются в долгий ящик или вообще сбрасываются со счетов, а какие-то, как вот «Разговоры о важном», о которых вы сказали, находят свое место в школе, потому что, собственно, общество согласно с теми предложениями, которые звучат в рамках этих моментов. Константин Чуриков: Раскрою карты. Я воюю против вот этой финансовой грамотности, потому что как тратить деньги, как, вот на что, они и так прекрасно знают. Пускай лучше книжку прочтут умную, пускай какие-то новые там слова на иностранных языках хорошие выучат. Марина Калинина: Да. Арслан Дагирович, может быть, я немножко сейчас в другое русло уведу нашу беседу, но, мне кажется, на мой взгляд, это важно. Потому что есть ученик, ну ребенок, есть учитель, есть родители, но есть еще другое пространство, в котором ребенок пребывает: это телевизор, это интернет и пр., пр., которые тоже формируют его сознание, взгляд на мир, взгляд на вещи, отношение к окружающим, к тем же учителям и к родителям. И сейчас вот какой-то провал, у нас нет каких-то фильмов для детей от 10 до, скажем, 15 лет. Вот они как-то вообще брошены. В наше время фильм «Чучело», ну куча-куча всяких, когда взаимоотношения учителя и детей... Константин Чуриков: «Большая перемена». Это про взрослых, правда... Марина Калинина: «Большая перемена», но все равно вот какие-то такие вещи... Константин Чуриков:«Гостья из будущего»... Марина Калинина: ...которые закладываются все равно в голову, в душу, какое-то чувство сострадания... Константин Чуриков:«Приключения Электроника». Марина Калинина: Да-да-да, какое-то чувство дружбы, взаимодействия с теми же одноклассниками. Вот как-то вот... Арслан Хасавов: Вы знаете, хочется сказать, что есть сериалы HBO, «Эйфория», например, про школьников, но, понятно, там у них свои какие-то размышления и проблемы... Марина Калинина: Ну пусть у них свои – у нас должно быть это все. Арслан Хасавов: Что касается российского кино и вообще отражения школьной жизни, учительской профессии... Марина Калинина: Контент, как сейчас модно. Арслан Хасавов: ...жизни подростков, то сегодня как раз хотел сказать, что на встрече с президентом, с которой я начал, поднимался этот вопрос одним из учителей. И конечно, и президент видит эту проблему и предлагает, собственно, всем режиссерам, там просто такое чуть ли не прямое обращение было, и Минпросвещения взяться за эту тему с бо́льшим усилием. Давайте подумаем, как, собственно, как можно скорее этот самый контент, современный, актуальный, интересный школьникам, создавать, талантливый самое главное, чтобы они это не из-под палки смотрели, а как вот подростки в свое время смотрели все те фильмы, о которых вы говорите. Это вопрос, к сожалению, времени. Кинематограф – дело длинное, собственно, и я думаю, что совсем скоро это все появится. Почему я верю в это? Потому что в прошлом году была идея о том, чтобы создать телевизионное шоу про учителей. Да, было много скепсиса в этом отношении тоже, но два телешоу появились на федеральных телеканалах, и, в общем-то, они достаточно оригинальны и интересны. Константин Чуриков: Слово «шоу» только немножко смущает, а так все хорошо. Арслан Хасавов: Да. Я думаю, что и с кинематографом что-то у нас выправится в связи со всеми... Константин Чуриков: Ну, кстати, и писатели, которые пишут книги о детях, они есть. Марина Калинина: О детях для детей. Константин Чуриков: Пожалуйста, Артур Гиваргизов «Записки двоечника» – да это можно вообще сериал снимать, было бы желание и было бы это выгодно... Арслан Хасавов: Конечно-конечно. Есть премия детской литературы им. Сергея Михалкова, и ежегодно большое количество работ присылается, это современные наши авторы, и какие-то выигрывают, получают, собственно, распространение. Действительно, какая-то жизнь есть в этом отношении тоже. Но по кинематографу я здесь с вами согласен, конечно, нужно предпринимать дополнительные усилия. Константин Чуриков: Есть над чем работать учителям и всему обществу. Арслан Хасавов: Да, безусловно. Константин Чуриков: Спасибо большое! Еще раз с праздником! Марина Калинина: Спасибо! Константин Чуриков: У нас в студии был Арслан Хасавов, главный редактор «Учительской газеты», член Общественного совета при Министерстве просвещения. Продолжим через две минуты, поговорим об экологических последствиях подрыва «Северных потоков».