Константин Чуриков: Экономическому развитию страны всегда предшествует повышение качества образования, заявил в Госдуме Вячеслав Володин, председатель нашей нижней палаты парламента. Как раз это было в тот день, когда обсуждали, что делать дальше с нашей системой среднего образования. Ну действительно, стране, все понимают, нужен экономический рывок, но без, скажем так, адекватной работы школы как института провести его не удается, это совершенно очевидно. Давайте сейчас обратимся к тому, что предложил сначала министр просвещения Сергей Кравцов. Сергей Кравцов, министр просвещения РФ: В дальнейшем считаем важным вместе найти законодательное решение относительно, первое, дополнительного обеспечения статуса русского языка как государственного, второе, введения школьной формы (пусть каждая школа самостоятельно определит, какой ей быть), и третье – передача школ на региональный уровень с целью централизации управленческих механизмов и повышения эффективности управления системой образования. Константин Чуриков: Ну, если говорить о передаче школ на региональный уровень, вот что сказал по этому поводу председатель Госдумы. Вячеслав Володин, председатель Государственной Думы РФ: У нас, если говорить о просвещении и школах, они находятся не на федеральном уровне и даже не на региональном, а на муниципальном. А муниципальный уровень очень разный. Есть областные центры, где есть возможность развивать школы, а есть районы, сельские районы, а у нас в сельских районах 56% школ из почти 40 тысяч. Мы о чем говорим? Константин Чуриков: Ну и давайте сейчас суммируем все, что было предложено. Итак, какие школьные реформы на данный момент предлагаются? Вот министр сказал, Сергей Сергеевич Кравцов: обеспечение русского языка как государственного языка России... Мне всегда казалось, что это так и есть, но ладно. Единая школьная форма, передача школ на региональный уровень, снижение бюрократической нагрузки на учителей (частично эта нагрузка снижается), отмена подушевого финансирования учеников. Вот это все очень важно и любопытно. У нас сейчас в студии Арслан Хасавов, главный редактор «Учительской газеты», член Общественного совета при Министерстве просвещения России. Здравствуйте, Арслан Дагирович. Арслан Хасавов: Здравствуйте, добрый вечер. Константин Чуриков: Уважаемые зрители, родители, учителя, дети, звоните, говорите, какая реформа, по-вашему, нужна нашей школе. Если менять, то что? Арслан Дагирович, вот из предложенных, скажем так, пока еще инициатив, все-таки нет принятого окончательно закона, что, по-вашему, особенно важно? Арслан Хасавов: Вы знаете, я бы хотел прежде всего сказать, что этому парламентскому часу и выступлению уже в стенах Государственной Думы предшествовал ряд встреч министра, его команды с лидерами фракций, которые представлены в Государственной Думе. Были проработаны все те предложения, идеи, которые есть у депутатов как у представителей тех или иных регионов, у избирателей. И если говорить про те инициативы, которые, вот мы сегодня посмотрели эту короткую видеозапись, есть относительно защиты, скажем так, русского языка, формы и, значит, изменения подчинения школ из муниципального уровня на региональный, то первое и последнее уже внесены на рассмотрение Государственной Думы, это в качестве поправок в закон об образовании. Что касается формы, там немножко иная история. Константин Чуриков: Давайте обо всем поговорим предметно и конкретно. Арслан Хасавов: Да. Константин Чуриков: Я не знаю, я всего-навсего родитель учеников, уже давно не школьник, но мне кажется, что все-таки передача школ, возможность передачи управления школ на региональный уровень – это очень важно. Но у меня сразу возникает такой больной вопрос: а что, от этого денег станет больше? И каким образом сделать финансирование школ достойным? Арслан Хасавов: Вы знаете, в этой ситуации о финансировании, к сожалению, никто не говорит. Здесь речь именно об управлении и о некоем едином стандарте. Мы уже как-то обсуждали этот золотой стандарт школы, да, у Минпросвещения России такой проект был. Собственно, речь о том, что, допустим, речь идет о сельских школах. Сейчас работодателем директора и, соответственно, персонала является муниципалитет, он же контролирует, собственно, расходование средств и прочие показатели. При передаче на региональный уровень заниматься этим будет региональное министерство или департамент образования, везде по-разному это называется. Повлияет ли это на качество обучения в школе, это большой вопрос, особенно когда мы говорим о сельских школах. Здесь ведь не меняются кадры, скажем так, внутри школы, и нет разговора об изменении заработных плат педагогов и тех людей, кто работает сегодня в школе. То есть это просто некое переподчинение. Эта реформа, я думаю, займет довольно много времени, потому что я бы хотел напомнить, что дискуссия о необходимости, вообще возможности передачи на региональный уровень идет уже почти 10 лет, еще с начала 2010-х гг. Собственно, система здравоохранения, например, уже перешла на эти рельсы, и это заняло действительно несколько лет, до сих пор реформа не завершена. Константин Чуриков: Арслан Дагирович, извините за прямые вопросы, но мне кажется, что лучше проговорить, чем не проговорить: а у вас нет ощущения, что вот эти все идеи предлагаются просто потому, что надо что-то предложить? Потому что ну вот мы видим просто в самом наборе, так сказать, инициатив, там школьная форма, ввести то ли единую, то ли не единую, непонятно. Значит, переподчинить школы, хотя не обсуждаются принципиальные вопросы, как раз-таки вопросы денег. Что касается предметной части, тоже там, значит, министр за то, чтобы ОБЖ было ОБЖ и включало в себя НВП, но есть мнение, что начальная военная подготовка должна быть начальной военной подготовкой, мы понимаем почему. Вот почему так получается, что на главные вопросы-то пока мы не ответили? Арслан Хасавов: Почему так получается, это нужно, наверное, спросить у людей, принимающих решения в данном случае. Мы с вами можем анализировать только то, что мы слышим, те заявления, которые звучат. Если говорить, отвечать на ваш прямой вопрос, нет ли ощущения, что некоторые предложения, может быть, нецелесообразны... Предложения в общественной сфере как раз для того и звучат, чтобы эксперты, мы с вами, участники образовательных отношений смогли оценить те или иные идеи и что-то поддержать, а от чего-то отказаться. Так, например, будет, я уверен, и с единой школьной формой, потому что уже на следующий день после этого парламентского часа Министерство просвещения пояснило, что все-таки это, прямая цитата, «на подумать». Константин Чуриков: Да. Арслан Хасавов: Это идея, которая витает в воздухе, но некоего законопроекта, скажем так, или оформленного предложения на эту тему нет. Константин Чуриков: Да. Мне, например, сразу показалось, что это какая-то форма дополнительного налога с родителей. Мы уже настолько привыкли жить без нее, во всяком случае белый верх, темный низ и нормально. Давайте как раз сейчас обратимся к участникам, как вы сказали, образовательного процесса, в т. ч. к родителям. Вот что они сказали, какая реформа, по их мнению, нужна современной школе. ОПРОС Константин Чуриков: Итак, подытоживая: меньше детей в классах, самая первая реплика, оборудование чтобы было современным, понятно, но вот так несколько резануло слух предложение сделать литературу факультативным предметом (вы хорошо подумали, тот, кто предложил?)... Что вам кажется полезным из этого? Арслан Хасавов: Ну видите, как всегда, сфера образования, она очень противоречива, именно куда двигаться. Понятно, индивидуальную траекторию родители могут определить совместно со школой, с образовательной организацией, но, когда мы говорим в целом о стране, страна очень разная, разные регионы, разные возможности, собственно, и поэтому каких-то единых вот решений исходя из того, что было озвучено, принять очень сложно. Потому что вот молодой человек, например, говорит, или это девушка была, что нужно современное оборудование, например современные доски. А некоторые учителя считают, что, наоборот, глаза детей устают от этих экранов быстрее, чем, допустим, от традиционной, привычной им доски... Константин Чуриков: Одни говорят, нужен второй иностранный язык, другие говорят, не нужен. Арслан Хасавов: Да. Или нужен гаджет на уроках или не нужен для освоения тех или иных предметов. То есть как и в экспертном поле, в т. ч. в той сфере, с которой мы начали, так и вот на улицах прямо противоречащие друг другу предложения. Константин Чуриков: Сейчас у нас есть возможность поговорить с Романом Орловским, это зампредседателя Всероссийского общественного движения «Национальный родительский комитет». Роман Олегович, здравствуйте. Роман Орловский: Здравствуйте, коллеги, здравствуйте, зрители. Константин Чуриков: Давайте все-таки и вас тоже подключим, вопрос-то непростой. Вот в таком виде, в котором предлагается, вам это интересно? Что еще можно было бы накидать, так сказать, пользуясь случаем? Роман Орловский: Ну, необходимо, мне кажется, взять международный опыт, особенно азиатские страны, там очень много, реформа школьная пошла достаточно вперед, Сингапур и т. д. Поэтому... С нашей стороны, я считаю, нужно взять международный опыт, как я говорил, плюс нужно тестировать, смотреть, что как пойдет это дело. Константин Чуриков: Роман Олегович, можно вопрос – почему нам все время нужно брать чей-то, какой-то вот опыт откуда-то? Сначала с Запада мы брали, сейчас мы вот смотрим, а что там в Сингапуре, а что там в Китае. Почему мы не можем посмотреть на свой собственный опыт? Нам сейчас полстраны, если не вся страна, пишет про то, что нужно (в тех или иных словах и выражениях) вернуть советский опыт, советское образование, советские подходы. Роман Орловский: Совершенно верно, тоже, я считаю, достойная точка зрения. Я считаю, нужно, у нас старая школа – это вообще самая мощная школа. И соответственно, можно взять, знаете, комбинированное решение: и что у нас было в Советском Союзе, и, соответственно, что вот страны, которые вот, Сингапур, например, я вообще сторонник на эту сторону посмотреть. Там очень серьезные сделали решения: взяли детей умных, отправили в порт; они посмотрели, что каждый кран подымает там на 30% больше, причальную стенку увеличили и т. д., то есть сделали такие улучшения этого порта, что он в 20 раз лучше заработал. Константин Чуриков: Роман Олегович, если наших олимпиадников, ребят из «Сириуса» тоже допустить куда надо... Роман Орловский: Совершенно верно. Константин Чуриков: ...все будет лучше, чем в Сингапуре. Роман Орловский: Конечно. Это и есть мой посыл, да, чтобы привлекать все-таки детей, которые у нас выигрывали олимпиады, те дети, которые у нас отличаются в школе, опережают программу, – этих детей надо отправлять на разные предприятия, чтобы они посмотрели, как они все устроены. Это вообще классная идея, мне кажется, будет, ну дети вовлечены будут в процесс. Константин Чуриков: А вот еще такой вопрос к вам последний: а кого мы хотим получить на выходе? То есть задача какая? Да, мы понимаем, что мы хотим получить не потребителя, а все-таки гражданина, человека разумного, думающего, нужного нашей стране и т. д. Но вот как это сделать? И понимают ли все эту задачу, вот что самое главное? Роман Орловский: Ну, задача очень сложная, потому что многие дети смотрят разные соцсети, в т. ч. YouTube, и т. д. А вот если мы, например, патриотическое воспитание будем воспитывать с ранних, с ранних классов, да, если мы будем... Вот классная идея, мне понравилась, что у нас уроки будут военной, ну такой мини- военной кафедры, да, т. е. будет внедрена эта история, самооборона, ну это достаточно актуально, детям интересно, ну вот эти военные и т. д., такие вещи. То есть очень... Ну, здесь, знаете, комплексное решение нужно, и, мне кажется, все у нас получится, потому что мы народ такой единый и, знаете, с любой задачей всегда справимся. Константин Чуриков: Спасибо! Роман Орловский, зампредседателя Всероссийского общественного движения «Национальный родительский комитет». Арслан Дагирович, а вот если суммировать то, что предложили родители, как говорится, в лице Романа, – а не получается ли так, что на самом деле мы все топчемся вокруг одного и того же и боимся произнести слово «идеология»? То есть мы сейчас все, что вот делается, все, что предлагает по сути и председатель Госдумы, и министр просвещения, – это вокруг идеологической работы, вот этот контур. Тогда как без каких-то внешних решений, связанных не в чистом виде с образованием, а, не знаю, с Конституцией, например, не добиваться этого? Арслан Хасавов: Во-первых, позвольте прокомментировать. Мне понравилось сочетание двух предложений: обратиться к сингапурскому опыту, с одной стороны, с другой стороны – наращивать военно-патриотическое воспитание и какие-то специальные курсы, связанные именно с милитаризацией школы. Не припомню, чтобы в Сингапуре этому много внимания уделяли. Константин Чуриков: Да. Арслан Хасавов: Возвращаясь к вашему вопросу, идеология, безусловно, проникает в школу в последнее время, все эти реформы так или иначе, наверно, нас отсылают к этому понятию. Но на сегодняшний день мы говорим формально, юридически мы говорим о воспитательной деятельности и о просвещении. Слово «идеология», как и «политика», т. е. идеология все-таки напрямую связана с той или иной политической линией, какими-то взглядами на окружающий мир, связанными непосредственно с политическими процессами, а у нас школа от этого свободна на сегодняшний день. Константин Чуриков: Так вот, понимаете, вот она была свободна все эти 30 лет и мы уже видим последствия этой свободы, вы знаете. Тут общался с коллегой, она тоже журналистка, и говорит: «Вот мы там ездили на репортаж, вот сейчас зайдешь в школу и один мат на перемене». Ну то есть как? Я как... Ну понятно, я там в другие времена учился, на стыке СССР и новой России, но такого даже близко не было. Откуда это? Вот что произошло? Это... Арслан Хасавов: То есть в советской школе вообще не матерились? Константин Чуриков: Вы знаете, в таком объеме нет. Арслан Хасавов: Ну смотрите, здесь, наверное, изменить... Константин Чуриков: Я так отвечу: в школе не матерились. Арслан Хасавов: Изменить только школу в данном контексте не получится. То есть если Российская Федерация как страна пересмотрит устои, политический строй (у нас демократическая все-таки страна, согласно Конституции) и в парламенте, да, вот мы начинали с парламентского часа, представлены различные политические силы, в т. ч. оппозиционные... Константин Чуриков: Ага. Арслан Хасавов: ...и если будет превалировать одна какая-то политическая линия внутри школы, то это, конечно, вряд ли будет поддержано отдельными, так сказать, политическими деятелями, которые работают десятилетиями в этом поле. Константин Чуриков: Ладно, хорошо, не будем на этом долго топтаться, наверно, это предмет отдельного вообще разговора такого объемного... Арслан Хасавов: Да-да. Константин Чуриков: Сейчас давайте поговорим с нашими зрителями, которые активно звонят. Александр из Адыгеи, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте, добрый вечер. Для того чтобы проводить реформу новую в школе, необходимы новые учителя. А откуда новым учителям взяться, если зарплата, извините меня, 20–23 тысячи на полную ставку? Откуда взяться новым учителям? Нужны новые педагоги, которые по новым системам будут вводить вот эти новые ФГОСы, которые уже пятые ФГОСы новые за 10 лет. Разве может старый учитель все это преодолеть? Константин Чуриков: Ну да, с такими зарплатами молодые учителя, конечно, пойдут в пединститут, но они потом просто не продолжат свою работу в школе. Давайте еще послушаем Татьяну из Петербурга. Здравствуйте, Татьяна. Зритель: Здравствуйте. Константин Чуриков: Да, пожалуйста. Зритель: Здравствуйте. Дело в том, что о каких реформах может быть речь, если учителей как таковых нет? Учитель должен быть сам образован. Сейчас же эти учителя, они сами ничего не знают, они даже не могут решить задачи, которые они дают домашнее задание, это раз. Во-вторых, они все вышли из ЕГЭ: глупые, необразованные. Детей приходится, детям приходится нанимать репетиторов со 2-го класса, если не с 1-го класса. Кроме того, если вспомните фильм «Доживем до понедельника», где главную роль играл Тихонов, как вы помните, историка, если бы он бы посмотрел то, что сейчас происходит, его бы схватил инфаркт. Учителя должны быть образованные, культурные. Сейчас же их нет, потому что... Константин Чуриков: Татьяна, наболело, я вас понимаю, я понимаю. Кто у вас учится в школе, расскажите. Зритель: Кто учит? Необразованные люди! Константин Чуриков: Нет, кто у вас учится... Подождите... Татьяна, у нас же диалог. Кто у вас учится в школе? Зритель: Это из Санкт-Петербурга я говорю! Константин Чуриков: Я понял, да, Татьяна, просто для диалога нужно общение. Кто-то у вас учится? У вас дочь, сын в школе учится? Зритель: У меня учатся племянники. Константин Чуриков: Племянники, да? Хорошо, спасибо. Арслан Хасавов: Можно я коротко прокомментирую? Константин Чуриков: Очень эмоционально... Арслан Хасавов: Я в корне не согласен с этой эмоциональной оценкой. У нас прекрасные учителя, и возрастные учителя, которые накопили большой опыт и передают его сейчас, соответственно, своим преемникам в школах в качестве уже наставников таких, и молодые талантливые. Если мы посмотрим галерею портретов «Учителей года России» последних, уже конкурс проводится 33 года, это молодые, креативные, талантливые, энергичные. Собственно, вот та оценка, которая прозвучала, мне кажется, она очень однобокая и несправедливая. Константин Чуриков: А давайте вот тоже посмотрим с другой стороны на проблему. Я бы так сказал, что да, есть проблемы и в учителях, и в учениках, проблема еще в том, что у нас не все школы хорошие, я имею в виду бюджетные школы. Они все равно разные, есть разделение: есть школы для тех, кто, извините меня, хочет участвовать в олимпиадах, у кого, так сказать, другие взгляды на жизнь, а есть школы попроще. Задача, конечно, в том, чтобы в школах попроще было достойное качество образования, да, но тут еще вопрос, мне кажется, вообще по всему периметру и к родителям самим: их дети хотят учиться, или их детям это не надо? Понимаете? Арслан Хасавов: Ну видите, все очень индивидуально, да. Ну вот как раз эта инициатива с передачей на региональный уровень, председатель Госдумы как раз, объясняя эту инициативу, говорил о том, что это позволит создать единое образовательное пространство и единые подходы к обучению. Собственно, регион, может быть, будет в большей степени и лучше контролировать процессы, происходящие в т. ч. в отдаленных каких-то населенных пунктах, нежели чем муниципалитет. Получится это так или нет, это вопрос, но сама идея как раз должна ответить в т. ч. на такие вопросы. Константин Чуриков: Я хочу, чтобы вот сейчас после звонка Татьяны из Петербурга свою оценку еще дала Екатерина Морозова, кандидат педагогических наук, председатель Единой независимой ассоциации педагогов Москвы, эксперт Московского центра качества образования, аббревиатуру МЦКО мы хорошо знаем. Екатерина Павловна, здравствуйте. Екатерина Морозова: Добрый вечер, уважаемые коллеги. Константин Чуриков: Ну что вы скажете? Вот прямо вот так вот, под одну гребенку, все плохо, все ужасно, вообще, так сказать, странно, что мы еще чему-то выучились... Все-таки в чем проблема, вот если так отбросить эмоции, как вы думаете? Екатерина Морозова: Дорогие коллеги, конечно, это очень философский вопрос. Правильно вот говорил ваш коллега по поводу того, что все это очень индивидуально. По поводу того, что есть школы там, где, как вы говорите, есть олимпиадники и не олимпиадники, я здесь, позвольте, не соглашусь, если мы говорим о московских школах. То есть московские школы, на самом деле есть общая программа и учителя, тем более я возглавляю ассоциацию педагогов уже более 10 лет, т. е. у нас в Москве очень высококвалифицированные педагогические кадры, они дают на должном уровне программу. Здесь, конечно, касается вопрос, вот тоже, как вы сказали, мотивации ребенка. Я не очень тоже, вот я очень давно, я защитила диссертацию по тьюторству, по наставничеству, я давно занимаюсь образовательным маршрутом индивидуальным, у меня у самой сын взрослый. Я давно хочу понять, почему в принципе наши дети в последнее время не хотят учиться. Ну поверьте мне, здесь проблема, наверно, не в том, как мы даем эту программу, а, наверно, может быть... Я нашла несколько, скажем так, не то что проблем, моментов, почему это происходит. Во-первых, наверно, если раньше, мы все говорим, как раньше, раньше все хотели учиться. Я думаю, что нет. Раньше, я считаю, было такое понятие, как школьная жизнь. У нас сейчас почему-то, опять же это мое, возможно, субъективное мнение, я его не навязываю... Константин Чуриков: Я разделяю ваше мнение, Екатерина Павловна. Екатерина Морозова: У нас нет школьной жизни. Вот я сейчас опять же беру своего подростка, и очень многие родители мне также звонят, мои друзья и просто коллеги: нет школьной жизни, т. е. мы только зубрим. То есть в школах какое-то постоянное идет натаскивание. Очень многие педагоги как-то вот считают, что вот да, вот надо быстрее, – да кто же это сказал? Они говорят: «Вот там это сказало министерство, департамент». Да ничего подобного, ну не надо вот нам на департамент сваливать, на министерство. Педагоги как-то почему-то порой, вы понимаете... Но можно же как-то креативно подавать материал. Наши сейчас дети, как вам сказать... Мы, наверно, были немножко, может быть, зажаты в какой-то степени, у нас не было таких ресурсов, такой информации богатой. Константин Чуриков: Ну да. Екатерина Морозова: У нас не было такого объема, поэтому мы не знали как. А сейчас дети, вот мы думаем, что они там сидят играют целыми днями. Даже мой сын говорит: «Мам, а я не только играю, поверь мне...» Константин Чуриков: «Я еще иногда заглядываю в Википедию». Екатерина Морозова: Да, а я... Константин Чуриков: Екатерина Павловна, Арслан Дагирович, давайте послушаем зрителей, очень много звонков. Арслан Хасавов: Да, пожалуйста. Константин Чуриков: Давайте дадим слово нашим зрителям. Константин из Бурятии, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте, Константин не из Бурятии. Очень интересная тема у вас. Вы знаете, у меня вот ощущение, что вот есть минимум две темы, по которым у всех, и у зрителей, и у экспертов, и у ведущих происходит разрыв шаблона, – это медицина и образование. Потому что когда мы говорим в принципе, мы понимаем, что врачи, медики – это святые люди, подвижники, которые за отрицательные какие-то зарплаты тем не менее исполняют свой долг. Но как только мы идем в районную поликлинику или как только мы идем в школу, то как-то личный опыт вступает в абсолютное противоречие и этих «подвижников» хочется удушить просто половину. Константин Чуриков: В противоречие с гуманизмом. Зритель: Да-да-да. Вот как бы сделать, чтобы то, чего мы от всех ждем, и от идеальных учеников, к которым тоже вопросы, и от идеальных учителей, идеальных врачей, хоть как-то с реальностью билось? Или это невозможная история, как вы думаете? Константин Чуриков: Спасибо. Екатерина Павловна? Екатерина Морозова: То есть как сделать так... ? Еще раз, вы могли бы вот конкретный вопрос, как сделать что? Чтобы действительно получали на должном уровне, я правильно понимаю? Константин Чуриков: Как сделать так, чтобы идеальные ученики встречались с идеальными учителями, чтобы идеальные врачи с идеальными пациентами... Потому что, понимаете, мы смотрим на все с разных сторон, вот, и мы понимаем, насколько все сложно и непросто, если очень упростить вопрос нашего зрителя. Екатерина Морозова: Коллеги, но что такое слово «идеально»? Вот тут немножко не соглашусь с нашим зрителем. Слово «идеал», он опять же, понимаете, для каждого идеал свой разный, поэтому для одних идеал – это одно, а для других идеал – другое. Вот я сказала, что сейчас проблема в том, что нашим детям не хватает мотивации, не хватает, наверно, какого-то интереса. То есть, возможно, педагоги наши немножко дают материал очень сухо, слишком методически. Возможно, надо подавать материал как-то более креативно, потому что наши дети сейчас, я считаю, достаточно творческие личности, поэтому им надо материал подавать немножко, может быть, в другом формате. Возможно... Почему я сказала вот о тьюторстве? Возможно опять же, не надо быть вот именно учителем, просто учителем – надо быть учителем-наставником, учителем, может быть, тьютором, коучем. Константин Чуриков: Тьютор, коуч, Екатерина Павловна... Мы с вами так не защитим русский язык, к чему нас призывал Сергей Сергеевич Кравцов. Арслан Хасавов: Мы сейчас, да... Константин Чуриков: Спасибо, спасибо, мысль ваша ясна. Екатерина Морозова, кандидат педагогических наук, эксперт Московского центра качества образования. Арслан Дагирович, как бы вы ответили на вопрос зрителя? Арслан Хасавов: Ну, я бы ответил просто, что мир, к сожалению, не идеален, и порой, когда мы встаем просто не с той ноги, погода какая-то не такая за окном, то нам уже кажется, что все вокруг как-то не очень хорошо... Константин Чуриков: Нет, проще всегда нам все свалить в то, что «это учителя плохие» или «нет, это учителя хорошие, это школьники плохие». А вот проблема – она очень такая комплексная, закрученная. Арслан Хасавов: Да, всегда такие однозначные оценки, что либо это гениально и превосходно либо наоборот, ужасно и вообще не имеет права на жизнь, их всегда трудно комментировать, потому что, как вы правильно сказали, мир и жизнь довольно сложные. Что же касается тьюторства, коучинга и прочего... Константин Чуриков: Давайте по-русски: наставничество, обучение, репетиторство... Арслан Хасавов: Как раз мы переходим к проекту федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о государственном языке России, то, с чего начали... Константин Чуриков: Репетиторство, кстати, не совсем русское слово, да... Арслан Хасавов: Вот все эти «коливинги», «коворкинги» и все прочее... Здесь важно сказать, что... Передо мной пояснительная записка к этому закону, к этим изменениям в закон. Он введет такие понятия, как «нормативные словари», «нормативные грамматики» и «нормативный справочник». То есть на сегодняшний день, если мы проверяем себя просто в интернете на сайтах, которые, может быть, принадлежат частным лицам, не всегда достоверную информацию дают и т. д., то в данном случае будет все приведено в некое единое, так сказать, понимание в т. ч. современного русского литературного языка. Константин Чуриков: Тут важно, кстати, еще понять, до каких глубин мы должны доходить в импортозамещении иностранных слов, потому что у нас сейчас на экране написано слово «реформа», оно тоже не русское, «школа» по происхождению тоже, в общем-то, не совсем... Арслан Хасавов: Ну и важно сказать, тут, наверное, самый главный вопрос у зрителей: а будет ли какая-то ответственность, если этот законопроект примут, что вот используются, значит, заимствованные слова... Константин Чуриков: Ой... Арслан Хасавов: Здесь отдельный абзац этому посвящен: «В проекте федерального закона отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля и надзора». Константин Чуриков: Подождите-подождите, Арслан Дагирович, сейчас вы нас потеряете, потому что, во-первых, это очень сложно... Арслан Хасавов: Все, я понял. Константин Чуриков: ...во-вторых, я совершенно не понимаю, это в контексте чего? Это запретят школьникам использовать иностранные слова? В чем суть? Арслан Хасавов: Это не касается только школьников – это касается всех россиян. Константин Чуриков: Давайте выдохнем. Мы не знаем... Арслан Хасавов: Но так как закон вносится правительством и Минпросвещения, собственно, поэтому в предложении... Константин Чуриков: Давайте выдохнем, потому что мы совершенно не понимаем, как это будет все осуществляться, я уж не скажу слово «мониториться». Давайте еще послушаем звонок. Валентина из Москвы. Здравствуйте, Валентина. Зритель: Здравствуйте. Могу говорить? Константин Чуриков: Да, пожалуйста. Зритель: Я хотела бы сказать, что, мне кажется, нужно вернуть уроки труда и домоводства в школу. Вот я когда училась, у нас с 5-го класса было домоводство: девочки могли шить, делать выкройки, какое-то простое там печенье испечь, салаты... А мальчики у нас занимались, ну с деревом там, табуретки какие-то мастерили. Потому что сейчас молодые люди ни гвоздя вбить, ни шуруп вкрутить. Константин Чуриков: А это сейчас надо, пока IKEA закрыта, это сейчас очень надо, Валентина, да. Согласен с вами. Кстати, по поводу труда, давайте сейчас процитируем председателя Госдумы Вячеслава Володина, что он сказал. Вячеслав Володин: Для того чтобы ребенок помыл доску, чтобы он принимал участие в уборке класса, надо получить разрешение родителей. Но нас те же родители просят, чтобы трудовое воспитание было неотъемлемой частью школьной программы. Учителя просят. Но мы заложниками являемся прежних решений. Если будет другое отношение к труду, будет другое отношение к изучению и физики, и математики, и иностранных языков, и ко многому другому. Ребенок будет расти другим, гармония придет. А так – потребители. Константин Чуриков: Вы знаете, после вот всего этого (сейчас уже так постепенно будем подводить итоги того, что мы обсудили) становится понятным, что менять надо очень многое: менять подходы к программе обучения, менять, не знаю, зарплаты, менять отношение школьников к учителям, к стране, между родителями и детьми и т. д. Но разве это возможно сделать быстро? И что вообще, с чего начать, как вы думаете, Арслан Дагирович? Арслан Хасавов: Вы знаете, мы с коллегами в «Учительской газете» недавно подсчитали количество изменений, которые были внесены в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Так вот их уже более 120, только принятых поправок. И если читать этот документ от начала до конца, то уже, в общем-то, теряется вот эта вот логическая нить... Константин Чуриков: Абсолютно. Арслан Хасавов: Представьте, если все время редактировать, то уже совершенно меняется... Константин Чуриков: Абсолютно. Арслан Хасавов: Уже ты не понимаешь, что это... Константин Чуриков: И на месте не понимают, как исполнять. Арслан Хасавов: Порой не понимаешь логику, что из чего вытекает. И может быть, в этом контексте, такое вот отчасти шутливое предложение, отчасти серьезное: может быть, нам нужно просто разработать и принять новый закон об образовании в Российской Федерации, который будет учитывать все те идеи, мысли, взгляды, которые, с одной стороны, относят нас к прошлому отечественной педагоги, к лучшим ее образцам, с другой стороны, к тем современным подходам, которые существуют в сфере образования в т. ч. и в мире? Константин Чуриков: А какие у нас лучшие подходы? Макаренко? Арслан Хасавов: В том числе. Ну и педагоги-новаторы 1980-х гг., много кого можно. И Ушинский, в честь которого мы в следующем году будем праздновать, точнее, проводить Год педагога и наставника в Российской Федерации. Собственно, много, много имен. Константин Чуриков: Нет, безусловно, вот что касается приучения к труду – так сейчас выросло поколение детей, которых, извините, дома мусор не заставишь вынести на улицу, т. е. они в принципе это не умеют и им это не надо. Давайте сейчас послушаем Татьяну из Брянской области. Здравствуйте, Татьяна. Татьяна, пожалуйста, говорите, вы в эфире. Зритель: Мое мнение – нужно вернуть советское образование. Тогда учитель болел, чтобы его ученик знал предмет, оставлял его после уроков и объяснял. А теперь все упирается в денежки, в репетиторство и все. Сейчас так составлены учебники, вы извините, я взрослый человек, мне его читать неинтересно. Константин Чуриков: И неинтересно, Татьяна, я не такой, может быть, взрослый, но мне даже просто непонятно, что имеется в виду, а самое главное, к чему вот клонят, это очень важный тоже такой момент. Спасибо. Арслан Дагирович, по поводу учебников: это правда, это тоже, так сказать, такой наболевший вопрос к тем, кто у нас их выпускает. У нас их вообще по какому принципу выпускают? По принципу, что есть те, кто могут выпускать, и те, кто не могут выпускать? Это какой-то вообще открытый процесс? Арслан Хасавов: Есть федеральный перечень учебников, ФПУ, который, собственно, периодически обновляется, и тенденция на сокращение этого самого перечня. В настоящий момент вот самая новая редакция имеет порядка 300 наименований учебников по одной линейке, по каждому предмету, для того чтобы не было как раз-таки разных трактовок, идей в контексте тех или иных событий или подачи предмета. Это вопрос очень дискуссионный в экспертной сфере, потому что каждое сокращение этого федерального перечня учебников, вы понимаете, связано в т. ч. с коммерческими интересами издательств, которые те или иные учебники представляют. Константин Чуриков: Подождите... Арслан Хасавов: И, когда сокращается их количество, часть издательств учебной литературы уходят с рынка по тем или иным причинам. Константин Чуриков: Вот еще одна беда. Мы тут уже про идеологию говорили, про зарплаты говорили, а еще одна беда, которую надо победить, она называется «коммерческие интересы». То есть мы не на рынке находимся, ведь воспитание детей, их обучение – это вопросы стратегической безопасности для государства. Какие могут быть коммерческие интересы у издательств?.. Арслан Хасавов: Я, может быть, удивлю и вас, и зрителей, но издатели учебной литературы в Российской Федерации – это частные организации. То есть, может быть, здесь действительно нужно что-то пересматривать, но на сегодняшний день это так. То же самое, кстати, когда мы комментируем необходимость введения единой школьной формы или отсутствие этой самой необходимости, важно как раз понимать, кто будет ее производителем. Константин Чуриков: В какой магазин за этой формой нас отправят. Арслан Хасавов: Да, и сколько она будет стоить, и, если это будет производитель-монополист, не скажется ли это на качестве этой самой учебной формы. Поэтому вопросов много. Константин Чуриков: А вопрос ЕГЭ, простите, мы не ставим в этом контексте, нет? Арслан Хасавов: Пока нет, пока нет. Константин Чуриков: Нет? Все устраивает? Арслан Хасавов: Более того, ЕГЭ планируется внедрять в т. ч. на новых территориях. На днях буквально прошел... Константин Чуриков: Нет, то, что сейчас нужно аттестовывать, это я понимаю, это безусловно, да. Я про в принципе. Арслан Хасавов: В принципе идея цифрового портфолио жива, т. е. когда накапливаются данные по тем или иным успехам обучающегося по всем предметам и дополнительным каким-то активностям. Но пока это такая, наверно, фантазийная история, далекая от тех реалий, в которых мы находимся. Константин Чуриков: Несколько SMS. Кемеровская область: «Какой международный опыт? Мы уже пытаемся избавиться от положений Болонского процесса, которые были навязаны нам в 2000-х гг. и сломали нашу образовательную систему», – тут про бакалавриат и магистратуру. Так, Москва: «Судя по звонку некой Татьяны из Петербурга, у нас появились не только «яжематерь», но и «яжететя»». Ростов: «Реформа должна быть нашей, русской, продуманной. Не сдирайте западную». Арслан Дагирович, у нас буквально минута – что сделать для того, чтобы все поняли, все участники процесса поняли, насколько это важно, чтобы хороший замысел сделать образовательную систему лучше, детей умнее, школы обеспеченнее просто не заболтали и не слили? Арслан Хасавов: Самое главное – это, конечно, качество образования. Вот как ни крути, что бы мы ни говорили, как бы что ни меняли, важно качество получаемого образования, с тем чтобы ребята выходили из школы с теми самыми знаниями, которые им пригодятся в жизни, а также с т. н. мягкими навыками: умение работать в команде, кооперация, умение договариваться и т. д. Все это поможет им в дальнейшем в жизни. Школа существует в том числе и прежде всего для детей. Константин Чуриков: Да, и уровень культуры тоже очень бы хотелось, это пожелание, наверно, и к родителям, и к детям, да иногда и к учителям. Спасибо большое! Сложный разговор, ну а как иначе, говорили об образовании. У нас в студии был Арслан Хасавов, главный редактор «Учительской газеты», член Общественного совета при Министерстве просвещения. На этом все. Смотрите «ОТРажение» завтра с утра пораньше. Хороших выходных. Увидимся.