Артем Кирьянов: Сети изношены на 70-90%, их замена стоит десятки миллионов рублей. Изменить ситуацию в ЖКХ сегодня могут только концессии

Гости
Артем Кирьянов
заместитель председателя комитета по экономической политике Госдумы, председатель Российского союза налогоплательщиков

Петр Кузнецов: Каждый год многие россияне ожидают май с ощущением мороза по коже.

Ольга Арсланова: Как ни парадоксально.

Петр Кузнецов: Именно с него начинается пора веерных отключений горячей воды. Нам каждый год рассказывают, что виной всему гидравлические испытания. Но каждый год с началом отопительного сезона количество аварий на теплотрассах не снижается. В некоторых регионах анонсируют полномасштабную модернизацию.

Ольга Арсланова: Так, например, в Великом Новгороде планируется модернизация сразу девяти котельных. Коммунальщики обещают уложиться для подключения как раз в те самые две недели. А вот в Кирове обещают сократить сроки отключения до трех дней. Известно, что по программе модернизации устаревших теплосетей в этом году будет заменено всего 12 км, хотя сами коммунальщики считают необходимым ежегодно менять 60 км. Как долго это все будет продолжаться? Когда уже перестанут отключать в XXI веке воду? И мы распрощаемся наконец-то со всеми этими тазиками, ковшиками и так далее. Об этом будем говорить в ближайшее время в нашей программе.

И сразу запускаем голосование для наших зрителей. Вопрос очень простой: "Доставляет ли вам неудобства отключение горячей воды?". Присылайте СМС на короткий номер.

Петр Кузнецов: У нас в гостях Артем Кирьянов, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты по социальной инфраструктуре и ЖКХ. Артем Юрьевич, добрый день.

Артем Кирьянов: Добрый вечер. Здравствуйте.

Ольга Арсланова: Здравствуйте. Давайте сразу начнем с главного. Мы вообще в цивилизованном мире в некой изоляции в этом смысле находимся? Мы единственные, кто такое устраивает ежегодно?

Артем Кирьянов: Если говорить о мире, то в некоторых странах проблемы горячей воды нет, потому что нет горячей воды.

Ольга Арсланова: Я поэтому и сказала – цивилизованный мир.

Артем Кирьянов: Поэтому здесь, конечно, сложно ответить за всех. Но что происходит в стране – это, конечно, настораживает. Поскольку много лет уже говорится о том, что требуется немедленная модернизация, износ сетей, причем, не только теплосетей, но и в целом вообще всех инфраструктурных, составляет по разным оценкам по крайней мере 70%, а где-то и 90%. Понятно, что запас прочности может позволить еще несколько лет всему, что у нас есть в городском хозяйстве. Но когда-то наступит предел и вообще мы рискуем погрузиться в совсем не цивилизованное состояние. Что хотелось бы сказать из того, что вы озвучили? Что в некоторых регионах что-то происходит. Рад, что это происходит в Великом Новгороде, еще где-то. Я знаю, что в Волгограде взялись за водоканал, теплосети очень серьезно. Но это все результат только одной вещи, которая называется частно-государственное партнерство. Еще есть слово "концессия". Все слова очень страшные. Договоры по концессии занимают примерно несколько тысяч листов. А смысл этой истории в том, что должны быть многомиллиардные средства на модернизацию теплосетей, сетей водоснабжения в каждом муниципалитете.

А у нас, слава богу, 22.5 тысячи муниципалитетов. Государство это все оплатить не может, да, собственно, и не должно. Потому что мы все-таки не при Советском Союзе живем. У нас другой экономический уклад. Главный вопрос: "Насколько регион, насколько город способен найти инвестора и предложить ему достойные условия с понимаем, что будет происходить в следующие тридцать лет?".

Ольга Арсланова: А почему это инвестору может быть интересно?

Артем Кирьянов: Инвестору это интересно только в том случае, если это крупный системный игрок, обладающий большими деньгами. Причем, это должны быть длинные деньги. То есть это прямая страховка от любых потрясений. Это не игра на бирже, когда сегодня ты выиграл, завтра проиграл, послезавтра разорился. Это длинные деньги, которые приносят очень скромный доход, но при этом совершенно гарантированный, потому что тарифы – это то, что оплачивают люди, то, что оплачиваем мы с вами. Ситуация, когда город исчезает с лица земли – это все-таки форс-мажор и война. У нас пока в стратегических планах такого нет.

Поэтому таким инвесторам интересно. К сожалению, на сегодняшний день у нас не так много российских инвесторов такого масштаба. Их можно пересчитать по пальцам. У нас не так хорошо все с привлечением западных инвестиций на эти темы. А это возможно. Потому что у нас есть закон о концессии, есть понимание, как что делать. Но вот режим санкций включился – и, конечно, работа в этом плане несколько притормозилась.

Поэтому сейчас главная повестка для городов – это конкуренция за длинные деньги, которые приходят в регион, в город, и вкладывают реально в эти километры труб, в эти коллекторы, в эти новые технологии и оборудование. Где-то это происходит, где-то нет.

Петр Кузнецов: Когда мы говорим о модернизации этой системы, мы говорим о том, что она должна перейти на какую-нибудь кольцевое или какое-нибудь дублирующее теплоснабжение, как в Европе должно быть, или это просто модернизация существующих…

Артем Кирьянов: Если вы имеете в виду полный рециклинг, я бы здесь вообще поостерегся от таких мер, потому что… Тут очень сложный момент. Потому что это, конечно, хорошо. Но при этом, если мы обрабатываем и пускаем воду из отходов в ту же городскую сеть для потребления, то уже нам говорят медики и генетики, что это может быть не очень полезно. Поэтому здесь тоже надо выбирать из того количества технологий, которые есть в мире. И, слава богу, может быть, что мы где-то отстающие. Потому что как произошло у нас с сотовыми сетями? Мы с вами пользуемся сейчас 3-4Gсистемами, в то время как в Европе очень популярна 2G. Потому что мы уже начали строить те вышки, которые были на пике технологий. Вот здесь должно произойти то же самое. Мы должны брать лучшие технологии, но все-таки выбирать и учитывать и экологические моменты, и прочее.

Вообще при нормальной технологической работе сетей отключения могут происходить только в случае каких-то аварий или стихийных бедствий. То есть вообще эти истории про две недели – это, опять же, тяжелое наследие советского прошлого и наших сетей в том виде, в каком они есть. Более того, сегодня где-то декларируется, что будет 10-14 дней производится техническое обслуживание и испытание, но иногда укладываются в 2-3 дня и включают воду.

Петр Кузнецов: То есть все-таки действительно 2 недели нужны для всех этих ремонтных работ?

Артем Кирьянов: Не везде, не всегда. Это все зависит от конкретных условий муниципалитета. Если у вас есть 10 рабочих бригад, которые проходят эту трассу, то это один срок. Если у вас одна на весь город…

Петр Кузнецов: Но по нормативам больше 2 недель не может быть?

Артем Кирьянов: За 10 дней должно быть предупреждение вывешено. То есть это плановый ремонт. И надо понимать, что здесь граждане должны быть полностью информированы.

Петр Кузнецов: Напишите нам, пожалуйста, если у вас воду отключают летом больше, чем на две недели. Интересно, в каких регионах нарушаются эти нормативы.

Ольга Арсланова: Интересуются зрители: "Что же конкретно происходит за эти две недели?". То есть действительно каждый день в течение этих двух недель что-то там происходит.

Артем Кирьянов: Нет, не каждый день. Это просто порайонно. То есть есть фронт работ и участки. То есть это уже вопросы, скорее всего, к тем организациям, которые обслуживают: к теплосетям, в Москве это МОЭК занимается, например. И в каждом регионе, в каждом городе это свой оператор, который либо считает, что он может быстро сделать. Тогда, как в Кирове, предлагается 3 дня. Это возможно. Но это требует определенного напряжения и определенного запроса, если хотите, от населения. То есть если мы с вами говорим, что 2 недели – это невыносимо, и говорим это достаточно громко, на уровне той же Общественной палаты региона, это должно быть услышано.

Я думаю, что здесь можно и такое встречное обсуждение проводить. Готовы мы, не готовы.

Петр Кузнецов: Давайте небольшой в связи с этим лайфхак: правда ли, что в период отключения горячей воды, если я случайно включаю кран горячей, оттуда, соответственно, течет холодная, счетчик считает ее как за горячую?

Артем Кирьянов: Нет, так быть не должно.

Ольга Арсланова: То есть по логике за все это время мы должны…

Артем Кирьянов: Если вам вдруг в период отключения пришел счет за горячую воду, вы просто не оплачиваете, пишете заявление в управляющую компанию, вам обязаны пересчитать.

Петр Кузнецов: Даже если я еще раз включаю этот вентиль горячей…

Артем Кирьянов: Да нет, так быть не должно. Нет темы для взимания средств. Эти два крана – это разные тарифы, разные получатели средств. То есть холодная вода – это водоканал, горячая вода – это условно теплосети. Поэтому здесь нет никаких вопросов.

Петр Кузнецов: Но человек же не определит. В платежке все равно придет горячая, потому что это же две недели в месяц.

Ольга Арсланова: Этот счетчик горячей воды крутит, когда я включаю ее?

Петр Кузнецов: То есть не должен?

Артем Кирьянов: Но если вам пришло все то же самое, а у вас две недели не было горячей воды, а пришло, как в прошлом месяце и позапрошлом, то, конечно, это не просто повод жаловаться – это повод для принятия решений. Если вдруг управляющая компания или ресурсоснабжающая организация ничего не может сказать по этому поводу, то это Госжилинспекция, функции которой сегодня усилены. Параллельно с этим обращение в прокуратуру. И обычно в прокуратуре все заканчивается. То есть сейчас у нас действует достаточно правильная история с пересчетом тарифов за неоказанные услуги. То есть уже не надо много движений совершать. Уже одномоментно это все происходит, и вам засчитывают деньги. Раньше это было сложнее. Если уж ничего не помогает и никто никак не реагирует, тогда в суд.

Ольга Арсланова: Сообщение от наших зрителей: "Горячую воду всегда отключают летом. Приходишь с работы весь мокрый и грязный. Купаться приходится в кастрюлях. И это не две недели, а полтора месяца".

Петр Кузнецов: Вологодская тоже пишет: "Это у вас в Москве, наверное, на 2 недели отключают, а в Вологде на 1.5 месяца. Конечно, это доставляет неудобства, особенно тем, кто живет в общежитиях".

Ольга Арсланова: А есть у нас рекордсмен к этой минуте – это Переславль-Залесский. Зритель из Ярославской области уверяет, что там отключают воду на все лето. Вы слышали о таком?

Артем Кирьянов: Это просто нарушение всего, чего можно, начиная со здравого смысла. Те люди, которые за это отвечают, в том числе руководители МУПов соответствующих, руководители города – это прямые клиенты прокуратуры. Соответственно, здесь можно подавать на них в суд с иском о возмещении, в том числе и морального вреда, материального – какого хотите. В принципе я в таких случаях всегда рекомендую обращаться к адвокатам, поскольку, как правило, адвокаты свои услуги потом требуют через суд, и для гражданина это обращение получается бесплатным.

Поэтому здесь, конечно, выигрышные дела. Вы можете совершенно спокойно с этим обращаться в правоохранительные органы, в судебную систему. Конечно, всегда можно теоретически на месте городского начальства, на месте органов местного самоуправления сказать, что сегодня у нас ремонт, потом у нас авария, потом еще что-то, то есть какие-то акты даже приложить. Но все это не может продолжаться 3 месяца.

Ольга Арсланова: А в чем выгода? Я не могу понять.

Петр Кузнецов: Город экономит на этом?

Артем Кирьянов: Это не вопрос экономии. Это вообще не имеет никакого отношения к экономии. Это неумелое руководство процессом, это кадровый голод, это недостаток финансирования. Вот эти все моменты.

Петр Кузнецов: То есть прямого распила тут нет?

Артем Кирьянов: Нет, тут какой распил? Вы же за это не платите.

Петр Кузнецов: Любимое слово просто.

Артем Кирьянов: Нет. В ЖКХ людей обманывают по-другому. Людей обманывают при предоставлении услуги скорее недолжного качества, чем при непредоставлении услуги, когда все очевидно.

Петр Кузнецов: Пенза пишет: "Износ теплосетей больше 60%. Уже рванула ТЭЦ-1. Где рванет, одному Богу известно". Это Люда пишет. Как определяется этот процент?

Артем Кирьянов: Это технические инспекции. Это различного рода инспекции, которые определяют вообще состояние того, что закопано, что стоит и что работает. Опять же, это все достаточно просто. Если у вас какой-то двигатель работает, у него срок выработки 20 лет, а он работает 30 лет, это какой износ? "30 лет без капремонта" – это был хороший девиз какого-то советского времени. Но на сегодняшний день все, что требует замены, стоит миллионы, десятки миллионов. И, соответственно, если нет инвестора, то по сути ни один муниципалитет ничего не может сделать, кроме как залатать дыры. Причем, отдельная проблема у нас состоит в том, что берутся в целях экономии муниципальных средств трубы, бывшие в употреблении. Мы в этом плане в Общественной палате боремся с этим, потому что мы понимаем, что трубы не должны быть…

Петр Кузнецов: И покупаются на соответствующем рынке.

Артем Кирьянов: Конечно. Есть такой достаточно большой рынок. Потому что, с одной стороны, можно понять людей, которые отвечают, потому что либо у них будут хоть какие-то трубы еще на 2-5 лет, либо у них вообще ничего не будет. Но все, что сегодня происходит без инвестора в ЖКХ, в инфраструктурных сетях – это латание дыр от заплатки к заплатке, и даже полагая, что там рванет или там, сделать, как правило, ничего нельзя. Поэтому здесь только концессии. В принципе Минстрой это понимает. И главный вопрос – чтобы концессии были действительно живыми, а не какие-то заходили фирмы с уставным капиталом в 10 тысяч рублей, у которых ручка, стол и листик есть. Поэтому только через концессии.

Ольга Арсланова: Несколько сообщений. "Пятигорск. У нас своя мини-котельная, а все равно отключают на 2 недели". "Рубцовск, Алтайский край. Отключают минимум на месяц".

Артем Кирьянов: Это вопрос к собственнику мини-котельной. Когда есть мини-котельная, это достаточно локальный предприниматель, можно разговаривать: а в чем проблема, почему вот так?

Ольга Арсланова: И еще у нас Воркута два месяца тоже без воды. Давайте послушаем Новороссийск.

Петр Кузнецов: Александра, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Никогда в городе Новороссийске не было круглосуточной подачи горячей воды. Говорят, что ее и не будет. То есть она всегда идет 3 часа вечером и 2 часа утром.

Петр Кузнецов: То есть даже так? То есть не то что 2 часа нет и 3 часа нет. А 2 часа есть и 3 часа есть. То есть 5 часов в сутки есть.

Зритель: С 7 утра до 9 утра. Вечером с 6 до 9.

Ольга Арсланова: Скажите, пожалуйста, как это вам объясняют. С чем это все связано?

Зритель: Говорят, что якобы невозможно подать горячую воду в городе Новороссийске круглосуточно. Я писала в администрацию города. Нам сказали, что проблема – судебные тяжбы с теплосетями, котельными. Вот так в Новороссийске положено.

Петр Кузнецов: Что бы вы посоветовали?

Артем Кирьянов: Тут не советовать. Тут делать надо. Если вот так все происходит в рамках города и город не находит ничего более умного, чтобы рассказывать про судебный процесс, уважаемые жители Новороссийска, вы как-то больше не голосуйте за этого мэра. Это из того, что надо сделать самое простое. И второе – генеральная прокуратура. То есть можно пожаловаться к нам в Общественную палату. У нас плотный, рабочий контакт по ЖКХ с Генеральной прокуратурой.

Ольга Арсланова: Помогите, пожалуйста, Новороссийску.

Артем Кирьянов: Можно пожаловаться Чайке напрямую. Потому что я вам скажу так. Те материалы, которые мы смотрим со своей линии и направляем в прокуратуру, они по ЖКХ находят фактически 100%-ную поддержку. Потому что действительно здесь прямое нарушение прав гражданина, которое у нас записано везде: и в 354-ом постановлении правительства. То есть здесь даже не знаю, что сказать. Потому что настолько беспомощные ответы местной власти. Они уже не должны иметь места просто.

Петр Кузнецов: Ну что же, еще больше людей, еще больше мнений, может, каких-то советов в нашем опросе. Отключают ли у вас горячую воду, насколько и как вы без нее обходитесь? Давайте посмотрим результаты опроса на улицах российских городов.

ОПРОС

Ольга Арсланова: Еще один рекордсмен – Свердловская область, город Реж: "Горячую воду отключают на 4 месяца".

Петр Кузнецов: Привык народ. Видно даже по опросу. Как-то все-таки все равно с улыбкой. То есть если это из поколения в поколение…

Артем Кирьянов: Вот эта успокоенность такая, что если отключают, значит надо к этому относиться как к должному…

Петр Кузнецов: Две недели в год – ну что ж…

Артем Кирьянов: Это на самом деле все-таки неправильно. Потому что пока мы с вами не говорим о том, что нам это не нравится, вот так оно по старинке идет. "Почему бы 2 недели не повозиться?". То есть никому не придет в голову, что надо бы работать в несколько более жестком темпе, что надо бы что-то делать быстрее. То есть если граждане четко сформулировали, что не нравится, мы хотим, чтоб была неделя, пять дней, четко сформулировали этот посыл, в любом случае они получат технологический ответ от заммэра по ЖКХ, от директора теплосетей – от тех людей, которые отвечают за горячую воду в том или ином городе. И будет понятно, с чем мы имеем дело: просто с разгильдяйством и нежеланием работать или действительно с технологией.

Петр Кузнецов: И подведем итоги голосования. Доставляет ли вам неудобство отключение горячей воды? "Да" – 76%, "нет" – 24%.

Ольга Арсланова: Может быть, у них просто на 3 дня всего отключают.

Артем Кирьянов: Нет. Я думаю, что 24% у нас любят обтираться холодной водой, закаляются.

Петр Кузнецов: Артем Кирьянов, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты по социальной инфраструктуре и ЖКХ.

Ольга Арсланова: Спасибо.

Артем Кирьянов: Спасибо вам.