Аварийная посадка рейса 178

Аварийная посадка рейса 178
Надбавки к пенсиям. Россия и Белоруссия: объединение экономик? Рост цен на жильё. Школьное питание. Капризы погоды
Пенсии будут расти? Когда и на сколько поднимутся социальные выплаты?
Сергей Лесков: Хватит кормиться за счёт нефти и газа - переработанных останков всяких мамонтов и диплодоков. Это оскорбительно для страны!
Татьяна Кулакова: Хотя на городском транспорте и низкие тарифы, мы всё равно много платим за проезд – своими налогами
Владимир Жарихин: Лукашенко понимает, что Беларусь, может, и нужна Западу, но Лукашенко ему не нужен
Чем более запутана система для потребителя услуги, тем легче управленцу проводить решения, которые ему выгодны
Прежде всего должен быть утвержден сбалансированный рацион питания школьников. В этом вопросе нельзя ставить во главу угла деньги
Сергей Хестанов: Если не собирать усиленно налоги, а оставить деньги людям или бизнесу, они распорядятся ими с большей пользой для экономики
Личное мнение: Владимир Малахов
Цены на недвижимость в России растут вдвое быстрее, чем по всему миру
Гости
Максим Волков
Корреспондент
Владимир Попов
заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама», заслуженный военный летчик РФ, независимый эксперт
Магомед Толбоев
почетный президент Международного авиационно-космического салона МАКС, Герой России

Иван Князев: Прямо сейчас мы продолжим рассказывать о чп, которое случилось сегодня. Пассажирский самолет Airbus A321 компании «Уральские авиалинии» совершил аварийную посадку в районе аэропорта Жуковский. Звучит, на первый взгляд, совсем буднично, если бы не обстоятельства посадки. Лайнер с пассажирами и экипажем (233 человека, среди них были дети) с полными баками сел в кукурузном поле. Даже человек, не сильно разбирающийся в авиации, поймет, что все летевшие сегодня могут просто-напросто праздновать второй день рождения.

Тамара Шорникова: Самолет летел из аэропорта Жуковский в Симферополь. По предварительным данным, сразу после взлета он столкнулся со стаей птиц. Они попали в двигатели. Оба отказали. Один двигатель при посадке горел и отвалился.

Иван Князев: В Минздраве сообщили, что после посадки госпитализировали 23 человека. Среди них 9 детей. Их доставили в больницу Жуковского и Раменского. Сообщается, что люди в основном получили ушибы. Все пассажиры были застрахованы и получат выплаты.

Тамара Шорникова: А нашему эфиру сегодня присоединятся эксперты-авиаторы, очевидцы, люди, которые находились в момент чп в самолете. Ждем ваших звонков и сообщений. Ваши комментарии помогут сделать эту программу настоящей и подробной.

Иван Князев: А прямо сейчас расскажем об этих героических людях, я имею в виду пилотов. Вот кто управлял Airbus: Дамир Юсупов, командир воздушного судна, родом из Екатеринбурга. Ему 41 год. В старшем звании Юсупов находится всего 1 год.

Тамара Шорникова: Второму пилоту, Георгию Мурзину, 23 года. В авиакомпании он работает с прошлого года. Сейчас с нами на связи жена Дамира Юсупова Наталья. Она рассказала по телефону, что познакомилась с ним в самолете. Узнав об аварии, испугалась.

СЮЖЕТ

Иван Князев: Пассажиры сняли видео во время взлета. На этих кадрах видно, что в лайнер врезается стая птиц. В соцсетях появился и момент посадки самолета. Он приближается к земле. Все люди кричат. Всех эвакуировали по надувным трапам. Эти кадры снял один из бортпроводников. Руководил эвакуацией пилот Дамир Юсупов.

СЮЖЕТ

Тамара Шорникова: Пассажиры рассказали, что самолет снижался плавно и посадка была не очень жесткой. После приземления все аплодировали летчикам.

Надо сказать, что только что слышали в новостях о том, что обсуждается присуждение госнаград пилотам. Действительно, как вы видели в видео, как говорят сами пассажиры, во многом все обошлось хорошо именно благодаря профессионализму пилотов. Редакция Общественного телевидения России присоединяется к важной идее о присуждении госнаград. Мы считаем, что командир воздушного судна Дамир Юсупов однозначно должен получить звание Героя России. Надеемся, что нас услышат.

А прямо сейчас с нами на связи Максим Волков, корреспондент Общественного телевидения России. Он работает на месте события. Максим.

Иван Князев: Здравствуйте, Максим.

Максим Волков: Добрый день, коллеги. Мы сейчас находимся рядом с тем самым кукурузным полем, где утром совершил экстренную посадку самолет «Уральских авиалиний». Я сейчас попрошу своих коллег показать. Примерно в 1 км от нас из-за высокой кукурузы виден хвост аэробуса A321. К месту чп сейчас подъезжают местные жители, так называемые зеваки. Всем хочется посмотреть, что здесь происходит. К самолету их не пускают, впрочем, как и нас. На месте работает оперативная группа из следственного комитета, МЧС и Росавиации. Вы уже говорили. Я еще раз напомню. Примерно в 6:50 утра из аэропорта Жуковский самолет взлетел. Он направлялся в Симферополь. Примерно на 2 минуте самолет врезался в стаю чаек. Надо сказать, что птиц здесь вокруг очень много. Рядом пойма Москвы-реки. Вокруг засеянные поля. Для птиц здесь настоящее раздолье.

После попадания птиц в двигатели они отказали, один из них загорелся. Пилот Дамир Юсупов принял оперативное решение садиться. Экипаж выключил двигатели. Самолет взлетал с полными баками. И стал экстренно снижаться. Вот поле, где мы стоим, находится далеко от жилых домов. Посадка получилась достаточно мягкой. Возможно, все-таки кукуруза смягчила удар. По нашим данным, 23 человека получили небольшие ранения, ссадины, царапины, ушибы. 6 или 10 (по разным данным) сейчас находятся в Раменской центральной районной больнице. На месте происшествия продолжают работать оперативные службы. Это пока такие данные у нас.

Тамара Шорникова: Максим, скажи, возможно, вы проезжали, видели не только пойму, но и свалку. Сейчас в СМИ появляется информация, что как раз такого обилия птиц могло быть именно ей и вызвано. Есть какая-то информация, какие-то комментарии, обсуждения на месте событий на этот счет?

Максим Волков: Я свалку не видел. Я просто здесь часто езжу. Я знаю, что здесь есть свалка недалеко от города Люберцы. А здесь просто действительно раздольное место для птиц. Здесь огромная пойма. Плюс здесь каналы прорыты в полях, где много и еды, и настоящий дом для птиц, целый рай для них.

Иван Князев: Понятно. Спасибо, Максим. Максим Волков был с нами на связи, корреспондент ОТР. Прямо сейчас у нас есть возможность связаться с одним из пассажиров, который летел этим бортом. Сеймур Гадиров, пассажир рейса 178 «Уральских авиалиний». Сеймур, вы нас слышите?

Сеймур Гадиров: Да, здравствуйте.

Иван Князев: Расскажите, пожалуйста, как все происходило. Самолет взлетел. Что было дальше?

Сеймур Гадиров: Я сначала хочу огромно поблагодарить командира борта Дамира Юсупова и экипаж. Молодцы. В самом деле народ тоже молодцы. Никакой сильной паники не было. И Дамир Юсупов молодец. Мусульманин. Салам алейкум ему. Поднялся самолет. И движок уже начал тормозить как-то.

Иван Князев: То есть сразу поняли, что что-то не так? Вам объявили об этом? Что было то?

Сеймур Гадиров: Это неожиданно все было.

Иван Князев: А как эвакуация происходила? Как вас выводили с самолета?

Сеймур Гадиров: Нормально. Самое главное – у людей сильно паники не было. Дети молодцы вообще. Никакой сильной паники. Не плакали. Это Всевышний. Сначала я благодарен Всевышнему в сегодняшний день. Наши дети – это будущее. Поднялся. Был какой-то недостаток моторчика. Я не знаю. Кто-то говорит – птичка летела. Молодцы экипаж.

Тамара Шорникова: Сеймур, скажите, что говорили бортпроводники, общался ли с вами капитан воздушного судна по связи. Что говорили вам?

Сеймур Гадиров: Я этот момент как-то не знаю. Начал молиться. Я чувствовал уже, что что-то с движком.

Тамара Шорникова: Сильная стрессовая ситуация, которую пришлось пережить. Спасибо вам большое. Мы рады, что у вас все хорошо обошлось. Надеемся, что сегодняшний день пройдет спокойно. И у нас на связи Ольга из Забайкалья. Ольга, здравствуйте.

Иван Князев: Здравствуйте, Ольга.

Зритель: Большое вам спасибо. Вы молодцы. Вы герои. Вы такие… Я хочу вас поздравить с наступающим днем авиации. Молодцы вы.

Тамара Шорникова: Это вы, конечно, все передаете в адрес экипажа.

Иван Князев: В адрес экипажа, пилотов и бортпроводников.

Тамара Шорникова: Мы, конечно, тоже присоединяемся. Не только вы желаете им всего хорошего. Почитаем сейчас немного СМС. Их действительно приходит в большом количестве. Все благодарят пилотов, все восхищаются их работой. Многие, конечно, видели видео. Транслируется сейчас по всем каналам, в соцсетях. Итак: «Настоящие мужики пилоты», - пишет нам, например, Екатеринбург. «Нужно действительно обязательно присудить награды пилотам. Мужчины настоящие герои».

Иван Князев: Калужская область: «Вот что значит любить свое дело – призвание и профессионализм».

Тамара Шорникова: Прямо сейчас к нашему разговору присоединяется Магомед Омарович Толбоев, заслуженный летчик-испытатель, герой России. Обсудим работу коллег вместе с ним. Здравствуйте.

Иван Князев: Здравствуйте, Магомед Омарович.

Магомед Толбоев: Добрый день.

Иван Князев: Магомед Омарович, скажите, ведь самолет снижается – весит он сколько? Около 80 тонн?

Магомед Толбоев: Да, это 80 тонн.

Иван Князев: И снижается со скоростью больше 200 км/ч. И я знаю, что там на такой скорости фактически выжить в кукурузном поле – это действительно пилоты чудо сегодня совершили. Как вообще это так бывает?

Магомед Толбоев: Знаете, в этом поле падали не одни только они. Во время испытаний мы здесь уже десятки раз падали и погибали, и так далее. Поле – хорошее место. Оно очищенное. Это наша ближняя зона. Это называется «ближний привод» - от 1000 м до 4000 м. Но то, что они… я так считаю, у них было максимум 45 секунд. И за это короткое время они приняли абсолютно правильные решения. Каждый последующий шаг у них был абсолютно правильный. Это говорит о морально-психологической устойчивости экипажа. Это не паникеры. Это мужчины.

Тамара Шорникова: Магомед Омарович, а вот по поводу вариантов, которые рассматривали в это время пилоты. Потому что были версии, что можно было вернуться, выжечь топливо и так далее. Какие варианты в такой ситуации есть? И почему пилоты решили все-таки на аварийную посадку, а не возвращение в аэропорт?

Магомед Толбоев: Инструкция, отработанная летчиками-испытателями на таких пассажирских самолетах. Мы говорим: посадка только перед собой. При отказе одного двигателя при полной нагрузке посадка возможна только перед собой. Невозможно никаких уходов, набора высот. Главное в данной ситуации – это сохранить скорость, не терять скорость. Иначе – все, это последний шанс у них держать скорость. Вот они это делали.

Иван Князев: Какая скорость сваливания у 321-го? Они фактически могли в штопор уйти.

Магомед Толбоев: Если бы у них скорость была меньше 200 км/ч, то они зависли бы просто-напросто и упали бы.

Тамара Шорникова: Что касается столкновения с птицами, да, действительно, такие случаи и мы в новостях рассказывали, которые приводили к разным чп. Но какова вероятность столкновения с птицами в такой близости от аэропорта? Ведь работают системы по отпугиванию птиц. Почему в данном случае этого не произошло?

Магомед Толбоев: Система отпугивания птиц работает внутри аэропортовой зоны. За пределами такие системы не ставятся. Это невозможно. Но подмосковная боль аэропортов – то, что у нас появились мутации чаек. Они очень смелые птицы. Но они еще наглее стали. И они водятся в этих мусорных ямах, где угодно. Еще поблизости наши водоемы. У нас Москва-река идет, прямо там 200 м. А в Шереметьево, например, озера идут впереди. И чайки – это стайные птицы. Они очень резко поворачивают, резко набирают высоту. Поэтому опасность столкновения с чайками сейчас высокая в Подмосковье.

Иван Князев: Хорошо. Спасибо, Магомед Омарович. С нами на связи был Магомед Омарович Толбоев, заслуженный летчик-испытатель, герой России. Тамара, я прямо сейчас предлагаю посмотреть все-таки, что из себя представляет самолет Airbus 321. Он введен в эксплуатацию в самом начале 1994 года. Является самым большим лайнером семейства 320-х. Его длина почти 45 метров, размах крыльев 34 метра. Количество посадочных мест – до 220. Там в зависимости от модификации может быть. И общая масса самолета при взлете составляет 83 тонны. Опять же, я повторюсь: все это обычно снижается при посадке со скоростью больше 200 км/ч.

Тамара Шорникова: Самолеты А-321 «Уральских авиалиний» не раз попадали в аварийные ситуации. Птицы попадали в двигатели, происходила разгерметизация при взлете и даже отказывала тормозная система. Однако все происшествия заканчивались благополучно, жертв не было ни разу, и экипажу удавалось справиться с аварийной ситуацией. Как должен действовать экипаж в такой ситуации? Почему как раз эти самолеты оказываются в таких чрезвычайных ситуациях, на обывательский взгляд, часто? Будем все это вместе с экспертом. С нами на связи Владимир Александрович Попов, заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама», заслуженный военный летчик России, независимый эксперт. Здравствуйте.

Иван Князев: Здравствуйте, Владимир.

Владимир Попов: Здравствуйте.

Иван Князев: Владимир, смотрите, семейство 320-х не в нашей стране… в нашей стране, мы сказали, вроде было без потери самолета. А вообще в принципе, по-моему, 42 катастрофы с потерей самолета было в семействе 320-х. Карма у них такая плохая? Или тут уже ничего не сделаешь – птицы летели?

Владимир Попов: Да, тут не сделаешь ничего. Птицы – это экологическая обстановка, это орнитологическая обстановка меняется. И, соответственно, правильно говорили перед этим, что птицы сегодня адаптированы к техногенным условиям эксплуатации аэродромов, аэропортов, заводов, фабрик. Поэтому они не очень боятся. А для самолета вообще типа «Аэробус» (319, 320, 321) – не потому что у них карма такая. Это в принципе, когда есть массовое производство техники, то, соответственно, отказов случается больше. Если это меньшее количество самолетов произведено, то, соответственно, бывает и меньше тех производных, о которых можно сказать, что есть аварийность или ее нету. Поэтому тут статистика, и ничего пугаться не надо.

В принципе вопросы отказа авиационной техники в полете всегда были, они учитываются. Поскольку техника, сами понимаете, тем более такая, как самолеты – это высокотехнологичное производство, имеет много машин, различных механизмов, систем. И, конечно, техническое устройство такой сложности… отказывать.

Иван Князев: Владимир Александрович, сейчас на месте под Жуковским работают, вероятно, специалисты МАК. Какие выводы они сделают? Как последствия в целом для нашей гражданской авиации сейчас будут? Я не думаю, что сейчас будут запрещать совсем полеты Airbus?

Владимир Попов: Нет, конечно. Дело в том, что будут работать и транспортная, воздушная прокуратура, и следственный комитет (там работают представители и МАК в том числе). И задача – не найти и запретить что-то, а найти те условия, в которые чтобы другие не попадали, именно предупредить эту аварийность, связанную, в частности, с полетами птиц. То есть задача – не найти и наказать кого-то, а главное – выявить причину, потом ее обосновать и показать другим на примере, как поступать, действовать, или как не надо делать. И в этом плане для авиации это характерно будет.

Тамара Шорникова: Владимир Александрович, несколько вопросов от наших телезрителей. Много очень действительно благодарностей в адрес пилота. Вопросы тоже есть. Например, пишут нам: «Возможно ли было увидеть птиц как-то и среагировать, немного скорректировать курс пилоту?»

Владимир Попов: Может быть, такое и могло быть. Но я из своего опыта скажу, что замечаешь это в последний момент. Я сталкивался со стаей воробьиных. Это маленькие воробушки, 10-15 грамм веса. Пух да несколько косточек. Однако проблемы были очень большие. И пробивало крыло, и у ведущего у меня сорвало обтекатель радиоантенны, в том числе и локатор пробило. Туда 2-3 птицы попали. А с чайкой встречался – выход двигателя полностью получился, он выключился у меня. Хорошо – не взорвался, не загорелся. Мне повезло. Второй двигатель работал исправно, выполнил посадку на свой аэродром. То есть увидеть птицу на больших скоростях… Когда я с чайкой встретился, летел на скорости 1200 с огибанием рельефа местности, на большой скорости и предельно малой высоте (50-70 м). Я только точку увидел, и потом понял, что это чайка, которая уже попадала ко мне под фюзеляж. Я сделать ничего не мог. И думаю, что и птица не могла прореагировать.

Иван Князев: Владимир Александрович, мы уже задавали этот вопрос нашему предыдущему гостю нашего эфира. А как сейчас работает в аэропортах эта система распугивания птиц? Я знаю, в некоторых аэропортах по старинке действует, там других пернатых привлекает, хищников, которые разгоняют стаи. Есть специальные звуковые устройства, которые распугивают. Это можно как-то расширить за пределы аэропорта?

Владимир Попов: Самолете, существует вообще система орнитологического обеспечения полетов, так же как метеорологическая, так же как медицинская, как авиационно-техническая или радиотехническая, представляете? То есть это работает целая система. Не просто там пугало поставили. Хотя и это есть. И свето-шумовые приборы устанавливаются, свето-шумовые пушки даже, газовые или карбидные пушки. Накапливается определенная энергия, поджигается запалом автоматически, и выстреливается с какой-то периодической последовательностью: каждую минуту, каждые 3 минуты, каждые 10 минут.

Потом различные световые эффекты создаются. Это как, знаете, в развлекательных центрах есть такие электрические шары. И блестят разные цвета. То же самое применяется и у нас. Потом, записываются крики врановых, крики воробьиных птиц или чаек. Крики об опасности. И их транслируют с периодичностью тоже. Это тоже отпугивает птиц. Но надо сказать, что птицы очень привыкают к техническим новшествам. Поэтому нужно их дозированно использовать и периодически заменять одно другим. То есть это все повторять, но в определенной последовательности и в разное время.

Иван Князев: Спасибо.

Владимир Попов: Сегодня надо знаете, что еще сказать? Что птицы становятся на крыло. И вот эти молодые еще не понимают, где и как летать. Поэтому, конечно, это в августе месяце связано с тем, что попадает больше в это время, чем в другие времена года.

Иван Князев: Понятно. Спасибо.

Тамара Шорникова: Да, спасибо большое. С нами на связи был Владимир Александрович Попов, заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама», заслуженный военный летчик России, независимый эксперт. Еще СМС. Очень много приходит на наш портал. В основном слова благодарности летчикам. Москва и Московская область: «Летчики – герои. Назвать всех поименно. Слава экипажу самолета». Краснодарский край: «Летчики – герои. Низкий поклон». Самарская: «Хочется поблагодарить родителей этих пилотов за воспитание таких отличных ребят, специалистов. Гордость переполняет. Спасибо вам».

Иван Князев: Ленинградская: «Низкий поклон нашим летчикам-сынам». Вся страна сейчас благодарит этих парней за то, что спасли столько жизней. Молодцы.

Тамара Шорникова: А прямо сейчас с нами на связи еще один пассажир рейса «Уральских авиалиний» Борис Швайгер. Борис, здравствуйте.

Иван Князев: Здравствуйте, Борис.

Борис Швайгер: Здравствуйте.

Тамара Шорникова: Расскажите нам, когда вы поняли, что что-то в этом полете идет не так.

Борис Швайгер: В принципе, как только оторвался от земли, почувствовалась нехватка тяги. Но самолет продолжил подниматься. И затем (я сидел около двигателей) я заметил искры, потом пламя. Потом, видимо, летчики пытались погасить это, либо, наоборот, завести двигатель. И потом они спланировали на кукурузное поле.

Тамара Шорникова: Скажите, когда вы увидели в иллюминатор искры и пламя, что почувствовали, что начали говорить? Начали обсуждать это с соседями? Какая обстановка была в салоне?

Борис Швайгер: В салоне было достаточно спокойно. Я думаю, что все видели и все понимали. Даже те, кто сидели в центре. Просто люди доверились летчикам. Я не знаю, как это назвать. Я видел, что все происходит плавно. Спланировали. Конечно, перед приземлением всех охватил страх. Потом приземлились, небольшая паника, быстрая эвакуация.

Тамара Шорникова: Была ли болтанка в салоне? Что-то помимо искр в иллюминаторе, что-то еще тревожило? Какие-то симптомы?

Борис Швайгер: Нет, только искры. Кто-то слышал какие-то звуки. Я лично не слышал никаких выхлопов. Просто искры и пламя.

Тамара Шорникова: Что вам говорили бортпроводники? Как общался с вами капитан корабля?

Борис Швайгер: Никак.

Тамара Шорникова: Был занят делом.

Иван Князев: Борис, сейчас официальные власти с вами как-то связались? Я знаю, что всем положена страховка в таких ситуациях. Или еще просто пока не до этого было?

Борис Швайгер: Вышли представители компании, когда мы уже вернулись в аэропорт, попытались побеседовать с нами. Но у людей было немножко не то настроение. На данный момент ситуация немножко стабилизировалась. Те, кто хотели продолжить свое путешествие и у них была ручная кладь с документами на руках, им предоставили возможность проехать в пансионат, где я сейчас нахожусь, в Подмосковье. Нас сейчас покормят и потом повезут в аэропорт Домодедово на рейс на 8 вечера.

Иван Князев: Борис, хотел спросить еще. Я честно боюсь летать. Не знаю, что бы со мной было после такой ситуации. Борис, вы как-то еще летать не передумали самолетами?

Борис Швайгер: Вы знаете, всегда думаешь, что с тобой такое точно не произойдет. Со мной произошло. Но я стараюсь оптимистично к этому подходить. И со статистической точки зрения. Ну, произошло – произошло. Вряд ли это будет дважды.

Иван Князев: Очень будем на это надеяться.

Тамара Шорникова: Да, спасибо. Желаю вам всего хорошего. Борис Швайгер, пассажир рейса 6178 «Уральских авиалиний», был с нами на связи. Еще СМС. Очень много их к нам приходит. Хочется зачитать как можно больше. Москва и Московская область: «Браво экипажу. Слава богу». Самарская область: «Молодцы парни. Спасибо им за спасенные жизни». «Экипаж молодцы, но и пассажиры тоже. Наши россияне обычно не впадают в панику и истерику в таких ситуациях. Не то что изнеженные иностранцы».

Иван Князев: Да, иностранцы нам завидуют. Очень много бывает таких комментариев, когда наши ведут себя хорошо и спокойно. Молодцы.

Тамара Шорникова: Да. К аварийной посадке пассажирского самолета Airbus A321 компании «Уральские авиалинии» мы вернемся вечером. Наши коллеги обсудят эту тему с 18:00 до 19. Включайтесь в прямой эфир. Программа «ОТРажение». Вы увидите экспертов, авиаторов, очевидцев, людей, которые находились в момент чп в самолете, комментарии, вопросы. Присоединяйтесь.

Иван Князев: Присоединяйтесь к нам.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)

Выпуски программы

  • Все видео
  • Полные выпуски