Аварийная посадка рейса 178

Аварийная посадка рейса 178 | Программы | ОТР

Репортаж с места событий, комментарии авиаэкспертов, впечатления пассажиров

2019-08-15T15:25:00+03:00
Аварийная посадка рейса 178
Траты на 8 марта. Чего хотят женщины. Как укрепить семью. Вакцинация шагает по стране. Гостевой бизнес
Поздравляем с 8 марта. Дорого
Женщины должны/хотят работать?
Сергей Лесков: Русская женщина всегда обладала таким набором добродетелей и качеств, который делал её самой желанной на свете
Чтобы семьи были больше, нужно...
Что делать, если с вас пытаются получить чужие долги?
Вы к нам из тени, а мы вам - кредиты!
ТЕМА ДНЯ: Цветы и подарки к 8 марта
Посчитают доходы и помогут
Уколоться - и забыть о COVID-19
Гости
Максим Волков
Специальный корреспондент
Магомед Толбоев
почетный президент Международного авиационно-космического салона МАКС, Герой России
Владимир Попов
заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама», заслуженный военный летчик РФ

Иван Князев: Прямо сейчас мы продолжим рассказывать о чп, которое случилось сегодня. Пассажирский самолет Airbus A321 компании «Уральские авиалинии» совершил аварийную посадку в районе аэропорта Жуковский. Звучит, на первый взгляд, совсем буднично, если бы не обстоятельства посадки. Лайнер с пассажирами и экипажем (233 человека, среди них были дети) с полными баками сел в кукурузном поле. Даже человек, не сильно разбирающийся в авиации, поймет, что все летевшие сегодня могут просто-напросто праздновать второй день рождения.

Тамара Шорникова: Самолет летел из аэропорта Жуковский в Симферополь. По предварительным данным, сразу после взлета он столкнулся со стаей птиц. Они попали в двигатели. Оба отказали. Один двигатель при посадке горел и отвалился.

Иван Князев: В Минздраве сообщили, что после посадки госпитализировали 23 человека. Среди них 9 детей. Их доставили в больницу Жуковского и Раменского. Сообщается, что люди в основном получили ушибы. Все пассажиры были застрахованы и получат выплаты.

Тамара Шорникова: А нашему эфиру сегодня присоединятся эксперты-авиаторы, очевидцы, люди, которые находились в момент чп в самолете. Ждем ваших звонков и сообщений. Ваши комментарии помогут сделать эту программу настоящей и подробной.

Иван Князев: А прямо сейчас расскажем об этих героических людях, я имею в виду пилотов. Вот кто управлял Airbus: Дамир Юсупов, командир воздушного судна, родом из Екатеринбурга. Ему 41 год. В старшем звании Юсупов находится всего 1 год.

Тамара Шорникова: Второму пилоту, Георгию Мурзину, 23 года. В авиакомпании он работает с прошлого года. Сейчас с нами на связи жена Дамира Юсупова Наталья. Она рассказала по телефону, что познакомилась с ним в самолете. Узнав об аварии, испугалась.

СЮЖЕТ

Иван Князев: Пассажиры сняли видео во время взлета. На этих кадрах видно, что в лайнер врезается стая птиц. В соцсетях появился и момент посадки самолета. Он приближается к земле. Все люди кричат. Всех эвакуировали по надувным трапам. Эти кадры снял один из бортпроводников. Руководил эвакуацией пилот Дамир Юсупов.

СЮЖЕТ

Тамара Шорникова: Пассажиры рассказали, что самолет снижался плавно и посадка была не очень жесткой. После приземления все аплодировали летчикам.

Надо сказать, что только что слышали в новостях о том, что обсуждается присуждение госнаград пилотам. Действительно, как вы видели в видео, как говорят сами пассажиры, во многом все обошлось хорошо именно благодаря профессионализму пилотов. Редакция Общественного телевидения России присоединяется к важной идее о присуждении госнаград. Мы считаем, что командир воздушного судна Дамир Юсупов однозначно должен получить звание Героя России. Надеемся, что нас услышат.

А прямо сейчас с нами на связи Максим Волков, корреспондент Общественного телевидения России. Он работает на месте события. Максим.

Иван Князев: Здравствуйте, Максим.

Максим Волков: Добрый день, коллеги. Мы сейчас находимся рядом с тем самым кукурузным полем, где утром совершил экстренную посадку самолет «Уральских авиалиний». Я сейчас попрошу своих коллег показать. Примерно в 1 км от нас из-за высокой кукурузы виден хвост аэробуса A321. К месту чп сейчас подъезжают местные жители, так называемые зеваки. Всем хочется посмотреть, что здесь происходит. К самолету их не пускают, впрочем, как и нас. На месте работает оперативная группа из следственного комитета, МЧС и Росавиации. Вы уже говорили. Я еще раз напомню. Примерно в 6:50 утра из аэропорта Жуковский самолет взлетел. Он направлялся в Симферополь. Примерно на 2 минуте самолет врезался в стаю чаек. Надо сказать, что птиц здесь вокруг очень много. Рядом пойма Москвы-реки. Вокруг засеянные поля. Для птиц здесь настоящее раздолье.

После попадания птиц в двигатели они отказали, один из них загорелся. Пилот Дамир Юсупов принял оперативное решение садиться. Экипаж выключил двигатели. Самолет взлетал с полными баками. И стал экстренно снижаться. Вот поле, где мы стоим, находится далеко от жилых домов. Посадка получилась достаточно мягкой. Возможно, все-таки кукуруза смягчила удар. По нашим данным, 23 человека получили небольшие ранения, ссадины, царапины, ушибы. 6 или 10 (по разным данным) сейчас находятся в Раменской центральной районной больнице. На месте происшествия продолжают работать оперативные службы. Это пока такие данные у нас.

Тамара Шорникова: Максим, скажи, возможно, вы проезжали, видели не только пойму, но и свалку. Сейчас в СМИ появляется информация, что как раз такого обилия птиц могло быть именно ей и вызвано. Есть какая-то информация, какие-то комментарии, обсуждения на месте событий на этот счет?

Максим Волков: Я свалку не видел. Я просто здесь часто езжу. Я знаю, что здесь есть свалка недалеко от города Люберцы. А здесь просто действительно раздольное место для птиц. Здесь огромная пойма. Плюс здесь каналы прорыты в полях, где много и еды, и настоящий дом для птиц, целый рай для них.

Иван Князев: Понятно. Спасибо, Максим. Максим Волков был с нами на связи, корреспондент ОТР. Прямо сейчас у нас есть возможность связаться с одним из пассажиров, который летел этим бортом. Сеймур Гадиров, пассажир рейса 178 «Уральских авиалиний». Сеймур, вы нас слышите?

Сеймур Гадиров: Да, здравствуйте.

Иван Князев: Расскажите, пожалуйста, как все происходило. Самолет взлетел. Что было дальше?

Сеймур Гадиров: Я сначала хочу огромно поблагодарить командира борта Дамира Юсупова и экипаж. Молодцы. В самом деле народ тоже молодцы. Никакой сильной паники не было. И Дамир Юсупов молодец. Мусульманин. Салам алейкум ему. Поднялся самолет. И движок уже начал тормозить как-то.

Иван Князев: То есть сразу поняли, что что-то не так? Вам объявили об этом? Что было то?

Сеймур Гадиров: Это неожиданно все было.

Иван Князев: А как эвакуация происходила? Как вас выводили с самолета?

Сеймур Гадиров: Нормально. Самое главное – у людей сильно паники не было. Дети молодцы вообще. Никакой сильной паники. Не плакали. Это Всевышний. Сначала я благодарен Всевышнему в сегодняшний день. Наши дети – это будущее. Поднялся. Был какой-то недостаток моторчика. Я не знаю. Кто-то говорит – птичка летела. Молодцы экипаж.

Тамара Шорникова: Сеймур, скажите, что говорили бортпроводники, общался ли с вами капитан воздушного судна по связи. Что говорили вам?

Сеймур Гадиров: Я этот момент как-то не знаю. Начал молиться. Я чувствовал уже, что что-то с движком.

Тамара Шорникова: Сильная стрессовая ситуация, которую пришлось пережить. Спасибо вам большое. Мы рады, что у вас все хорошо обошлось. Надеемся, что сегодняшний день пройдет спокойно. И у нас на связи Ольга из Забайкалья. Ольга, здравствуйте.

Иван Князев: Здравствуйте, Ольга.

Зритель: Большое вам спасибо. Вы молодцы. Вы герои. Вы такие… Я хочу вас поздравить с наступающим днем авиации. Молодцы вы.

Тамара Шорникова: Это вы, конечно, все передаете в адрес экипажа.

Иван Князев: В адрес экипажа, пилотов и бортпроводников.

Тамара Шорникова: Мы, конечно, тоже присоединяемся. Не только вы желаете им всего хорошего. Почитаем сейчас немного СМС. Их действительно приходит в большом количестве. Все благодарят пилотов, все восхищаются их работой. Многие, конечно, видели видео. Транслируется сейчас по всем каналам, в соцсетях. Итак: «Настоящие мужики пилоты», - пишет нам, например, Екатеринбург. «Нужно действительно обязательно присудить награды пилотам. Мужчины настоящие герои».

Иван Князев: Калужская область: «Вот что значит любить свое дело – призвание и профессионализм».

Тамара Шорникова: Прямо сейчас к нашему разговору присоединяется Магомед Омарович Толбоев, заслуженный летчик-испытатель, герой России. Обсудим работу коллег вместе с ним. Здравствуйте.

Иван Князев: Здравствуйте, Магомед Омарович.

Магомед Толбоев: Добрый день.

Иван Князев: Магомед Омарович, скажите, ведь самолет снижается – весит он сколько? Около 80 тонн?

Магомед Толбоев: Да, это 80 тонн.

Иван Князев: И снижается со скоростью больше 200 км/ч. И я знаю, что там на такой скорости фактически выжить в кукурузном поле – это действительно пилоты чудо сегодня совершили. Как вообще это так бывает?

Магомед Толбоев: Знаете, в этом поле падали не одни только они. Во время испытаний мы здесь уже десятки раз падали и погибали, и так далее. Поле – хорошее место. Оно очищенное. Это наша ближняя зона. Это называется «ближний привод» - от 1000 м до 4000 м. Но то, что они… я так считаю, у них было максимум 45 секунд. И за это короткое время они приняли абсолютно правильные решения. Каждый последующий шаг у них был абсолютно правильный. Это говорит о морально-психологической устойчивости экипажа. Это не паникеры. Это мужчины.

Тамара Шорникова: Магомед Омарович, а вот по поводу вариантов, которые рассматривали в это время пилоты. Потому что были версии, что можно было вернуться, выжечь топливо и так далее. Какие варианты в такой ситуации есть? И почему пилоты решили все-таки на аварийную посадку, а не возвращение в аэропорт?

Магомед Толбоев: Инструкция, отработанная летчиками-испытателями на таких пассажирских самолетах. Мы говорим: посадка только перед собой. При отказе одного двигателя при полной нагрузке посадка возможна только перед собой. Невозможно никаких уходов, набора высот. Главное в данной ситуации – это сохранить скорость, не терять скорость. Иначе – все, это последний шанс у них держать скорость. Вот они это делали.

Иван Князев: Какая скорость сваливания у 321-го? Они фактически могли в штопор уйти.

Магомед Толбоев: Если бы у них скорость была меньше 200 км/ч, то они зависли бы просто-напросто и упали бы.

Тамара Шорникова: Что касается столкновения с птицами, да, действительно, такие случаи и мы в новостях рассказывали, которые приводили к разным чп. Но какова вероятность столкновения с птицами в такой близости от аэропорта? Ведь работают системы по отпугиванию птиц. Почему в данном случае этого не произошло?

Магомед Толбоев: Система отпугивания птиц работает внутри аэропортовой зоны. За пределами такие системы не ставятся. Это невозможно. Но подмосковная боль аэропортов – то, что у нас появились мутации чаек. Они очень смелые птицы. Но они еще наглее стали. И они водятся в этих мусорных ямах, где угодно. Еще поблизости наши водоемы. У нас Москва-река идет, прямо там 200 м. А в Шереметьево, например, озера идут впереди. И чайки – это стайные птицы. Они очень резко поворачивают, резко набирают высоту. Поэтому опасность столкновения с чайками сейчас высокая в Подмосковье.

Иван Князев: Хорошо. Спасибо, Магомед Омарович. С нами на связи был Магомед Омарович Толбоев, заслуженный летчик-испытатель, герой России. Тамара, я прямо сейчас предлагаю посмотреть все-таки, что из себя представляет самолет Airbus 321. Он введен в эксплуатацию в самом начале 1994 года. Является самым большим лайнером семейства 320-х. Его длина почти 45 метров, размах крыльев 34 метра. Количество посадочных мест – до 220. Там в зависимости от модификации может быть. И общая масса самолета при взлете составляет 83 тонны. Опять же, я повторюсь: все это обычно снижается при посадке со скоростью больше 200 км/ч.

Тамара Шорникова: Самолеты А-321 «Уральских авиалиний» не раз попадали в аварийные ситуации. Птицы попадали в двигатели, происходила разгерметизация при взлете и даже отказывала тормозная система. Однако все происшествия заканчивались благополучно, жертв не было ни разу, и экипажу удавалось справиться с аварийной ситуацией. Как должен действовать экипаж в такой ситуации? Почему как раз эти самолеты оказываются в таких чрезвычайных ситуациях, на обывательский взгляд, часто? Будем все это вместе с экспертом. С нами на связи Владимир Александрович Попов, заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама», заслуженный военный летчик России, независимый эксперт. Здравствуйте.

Иван Князев: Здравствуйте, Владимир.

Владимир Попов: Здравствуйте.

Иван Князев: Владимир, смотрите, семейство 320-х не в нашей стране… в нашей стране, мы сказали, вроде было без потери самолета. А вообще в принципе, по-моему, 42 катастрофы с потерей самолета было в семействе 320-х. Карма у них такая плохая? Или тут уже ничего не сделаешь – птицы летели?

Владимир Попов: Да, тут не сделаешь ничего. Птицы – это экологическая обстановка, это орнитологическая обстановка меняется. И, соответственно, правильно говорили перед этим, что птицы сегодня адаптированы к техногенным условиям эксплуатации аэродромов, аэропортов, заводов, фабрик. Поэтому они не очень боятся. А для самолета вообще типа «Аэробус» (319, 320, 321) – не потому что у них карма такая. Это в принципе, когда есть массовое производство техники, то, соответственно, отказов случается больше. Если это меньшее количество самолетов произведено, то, соответственно, бывает и меньше тех производных, о которых можно сказать, что есть аварийность или ее нету. Поэтому тут статистика, и ничего пугаться не надо.

В принципе вопросы отказа авиационной техники в полете всегда были, они учитываются. Поскольку техника, сами понимаете, тем более такая, как самолеты – это высокотехнологичное производство, имеет много машин, различных механизмов, систем. И, конечно, техническое устройство такой сложности… отказывать.

Иван Князев: Владимир Александрович, сейчас на месте под Жуковским работают, вероятно, специалисты МАК. Какие выводы они сделают? Как последствия в целом для нашей гражданской авиации сейчас будут? Я не думаю, что сейчас будут запрещать совсем полеты Airbus?

Владимир Попов: Нет, конечно. Дело в том, что будут работать и транспортная, воздушная прокуратура, и следственный комитет (там работают представители и МАК в том числе). И задача – не найти и запретить что-то, а найти те условия, в которые чтобы другие не попадали, именно предупредить эту аварийность, связанную, в частности, с полетами птиц. То есть задача – не найти и наказать кого-то, а главное – выявить причину, потом ее обосновать и показать другим на примере, как поступать, действовать, или как не надо делать. И в этом плане для авиации это характерно будет.

Тамара Шорникова: Владимир Александрович, несколько вопросов от наших телезрителей. Много очень действительно благодарностей в адрес пилота. Вопросы тоже есть. Например, пишут нам: «Возможно ли было увидеть птиц как-то и среагировать, немного скорректировать курс пилоту?»

Владимир Попов: Может быть, такое и могло быть. Но я из своего опыта скажу, что замечаешь это в последний момент. Я сталкивался со стаей воробьиных. Это маленькие воробушки, 10-15 грамм веса. Пух да несколько косточек. Однако проблемы были очень большие. И пробивало крыло, и у ведущего у меня сорвало обтекатель радиоантенны, в том числе и локатор пробило. Туда 2-3 птицы попали. А с чайкой встречался – выход двигателя полностью получился, он выключился у меня. Хорошо – не взорвался, не загорелся. Мне повезло. Второй двигатель работал исправно, выполнил посадку на свой аэродром. То есть увидеть птицу на больших скоростях… Когда я с чайкой встретился, летел на скорости 1200 с огибанием рельефа местности, на большой скорости и предельно малой высоте (50-70 м). Я только точку увидел, и потом понял, что это чайка, которая уже попадала ко мне под фюзеляж. Я сделать ничего не мог. И думаю, что и птица не могла прореагировать.

Иван Князев: Владимир Александрович, мы уже задавали этот вопрос нашему предыдущему гостю нашего эфира. А как сейчас работает в аэропортах эта система распугивания птиц? Я знаю, в некоторых аэропортах по старинке действует, там других пернатых привлекает, хищников, которые разгоняют стаи. Есть специальные звуковые устройства, которые распугивают. Это можно как-то расширить за пределы аэропорта?

Владимир Попов: Самолете, существует вообще система орнитологического обеспечения полетов, так же как метеорологическая, так же как медицинская, как авиационно-техническая или радиотехническая, представляете? То есть это работает целая система. Не просто там пугало поставили. Хотя и это есть. И свето-шумовые приборы устанавливаются, свето-шумовые пушки даже, газовые или карбидные пушки. Накапливается определенная энергия, поджигается запалом автоматически, и выстреливается с какой-то периодической последовательностью: каждую минуту, каждые 3 минуты, каждые 10 минут.

Потом различные световые эффекты создаются. Это как, знаете, в развлекательных центрах есть такие электрические шары. И блестят разные цвета. То же самое применяется и у нас. Потом, записываются крики врановых, крики воробьиных птиц или чаек. Крики об опасности. И их транслируют с периодичностью тоже. Это тоже отпугивает птиц. Но надо сказать, что птицы очень привыкают к техническим новшествам. Поэтому нужно их дозированно использовать и периодически заменять одно другим. То есть это все повторять, но в определенной последовательности и в разное время.

Иван Князев: Спасибо.

Владимир Попов: Сегодня надо знаете, что еще сказать? Что птицы становятся на крыло. И вот эти молодые еще не понимают, где и как летать. Поэтому, конечно, это в августе месяце связано с тем, что попадает больше в это время, чем в другие времена года.

Иван Князев: Понятно. Спасибо.

Тамара Шорникова: Да, спасибо большое. С нами на связи был Владимир Александрович Попов, заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама», заслуженный военный летчик России, независимый эксперт. Еще СМС. Очень много приходит на наш портал. В основном слова благодарности летчикам. Москва и Московская область: «Летчики – герои. Назвать всех поименно. Слава экипажу самолета». Краснодарский край: «Летчики – герои. Низкий поклон». Самарская: «Хочется поблагодарить родителей этих пилотов за воспитание таких отличных ребят, специалистов. Гордость переполняет. Спасибо вам».

Иван Князев: Ленинградская: «Низкий поклон нашим летчикам-сынам». Вся страна сейчас благодарит этих парней за то, что спасли столько жизней. Молодцы.

Тамара Шорникова: А прямо сейчас с нами на связи еще один пассажир рейса «Уральских авиалиний» Борис Швайгер. Борис, здравствуйте.

Иван Князев: Здравствуйте, Борис.

Борис Швайгер: Здравствуйте.

Тамара Шорникова: Расскажите нам, когда вы поняли, что что-то в этом полете идет не так.

Борис Швайгер: В принципе, как только оторвался от земли, почувствовалась нехватка тяги. Но самолет продолжил подниматься. И затем (я сидел около двигателей) я заметил искры, потом пламя. Потом, видимо, летчики пытались погасить это, либо, наоборот, завести двигатель. И потом они спланировали на кукурузное поле.

Тамара Шорникова: Скажите, когда вы увидели в иллюминатор искры и пламя, что почувствовали, что начали говорить? Начали обсуждать это с соседями? Какая обстановка была в салоне?

Борис Швайгер: В салоне было достаточно спокойно. Я думаю, что все видели и все понимали. Даже те, кто сидели в центре. Просто люди доверились летчикам. Я не знаю, как это назвать. Я видел, что все происходит плавно. Спланировали. Конечно, перед приземлением всех охватил страх. Потом приземлились, небольшая паника, быстрая эвакуация.

Тамара Шорникова: Была ли болтанка в салоне? Что-то помимо искр в иллюминаторе, что-то еще тревожило? Какие-то симптомы?

Борис Швайгер: Нет, только искры. Кто-то слышал какие-то звуки. Я лично не слышал никаких выхлопов. Просто искры и пламя.

Тамара Шорникова: Что вам говорили бортпроводники? Как общался с вами капитан корабля?

Борис Швайгер: Никак.

Тамара Шорникова: Был занят делом.

Иван Князев: Борис, сейчас официальные власти с вами как-то связались? Я знаю, что всем положена страховка в таких ситуациях. Или еще просто пока не до этого было?

Борис Швайгер: Вышли представители компании, когда мы уже вернулись в аэропорт, попытались побеседовать с нами. Но у людей было немножко не то настроение. На данный момент ситуация немножко стабилизировалась. Те, кто хотели продолжить свое путешествие и у них была ручная кладь с документами на руках, им предоставили возможность проехать в пансионат, где я сейчас нахожусь, в Подмосковье. Нас сейчас покормят и потом повезут в аэропорт Домодедово на рейс на 8 вечера.

Иван Князев: Борис, хотел спросить еще. Я честно боюсь летать. Не знаю, что бы со мной было после такой ситуации. Борис, вы как-то еще летать не передумали самолетами?

Борис Швайгер: Вы знаете, всегда думаешь, что с тобой такое точно не произойдет. Со мной произошло. Но я стараюсь оптимистично к этому подходить. И со статистической точки зрения. Ну, произошло – произошло. Вряд ли это будет дважды.

Иван Князев: Очень будем на это надеяться.

Тамара Шорникова: Да, спасибо. Желаю вам всего хорошего. Борис Швайгер, пассажир рейса 6178 «Уральских авиалиний», был с нами на связи. Еще СМС. Очень много их к нам приходит. Хочется зачитать как можно больше. Москва и Московская область: «Браво экипажу. Слава богу». Самарская область: «Молодцы парни. Спасибо им за спасенные жизни». «Экипаж молодцы, но и пассажиры тоже. Наши россияне обычно не впадают в панику и истерику в таких ситуациях. Не то что изнеженные иностранцы».

Иван Князев: Да, иностранцы нам завидуют. Очень много бывает таких комментариев, когда наши ведут себя хорошо и спокойно. Молодцы.

Тамара Шорникова: Да. К аварийной посадке пассажирского самолета Airbus A321 компании «Уральские авиалинии» мы вернемся вечером. Наши коллеги обсудят эту тему с 18:00 до 19. Включайтесь в прямой эфир. Программа «ОТРажение». Вы увидите экспертов, авиаторов, очевидцев, людей, которые находились в момент чп в самолете, комментарии, вопросы. Присоединяйтесь.

Иван Князев: Присоединяйтесь к нам.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)
Репортаж с места событий, комментарии авиаэкспертов, впечатления пассажиров