Виталий Млечин: В новом 2022 году снова изменился порядок расчета стоимости полисов ОСАГО для легковых автомобилей, и в этот раз не только для частных, но и для такси. Вначале коротко расскажем о самих нововведениях. Ксения Сакурова: Коридор базового тарифа расширился на 10% в каждую сторону. Теперь диапазон такой: минимум 2 224 рубля, максимум без малого 6 тысяч. Виталий Млечин: Ну а для такси коридоры увеличили еще сильнее, на 30% в обе стороны, от 2 до 12,5 тысяч рублей. Теперь то, что касается коэффициентов. Для молодых водителей до 21 года и без стажа вождения тариф будет умножаться на 2,27, раньше было меньше 2. Для опытных автомобилистов коэффициент снизится, но не столь значительно, к сожалению. Ксения Сакурова: Да. Существенным будет изменение коэффициента бонус-малус. Для тех, кто станет виновником трех и более аварий в течение года, базовый тариф будет умножаться на 3,92, а не на 2,5, как это было раньше. Виталий Млечин: Это повышение на целых 60%. Зато у тех, кто 10 лет отъездил без аварий, коэффициент будет составлять не 0,5%, как раньше, а 0,46%. «Колоссальное» снижение, я вот на себе почувствую явно совершенно, да. Ксения Сакурова: Ха-ха. Виталий Млечин: Огромно, сколько это, сотая... Ксения Сакурова: Но ты же без аварий ездишь. Виталий Млечин: Так в том-то и дело, вот как раз ко мне и применим этот коэффициент, но вот я чувствую, что теперь-то для меня полис ОСАГО сильно подешевеет. Как вам изменения, расскажите, пожалуйста. Как вообще система ОСАГО вам, довольны не довольны? Есть ли у вас опыт взаимодействия со страховыми компаниями? Если вы становились виновником ДТП или, наоборот, если вашу машину повредили, насколько сложно было получить деньги у страховой? А с нами на прямой связи вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр. Ян, здравствуйте. Ксения Сакурова: Здравствуйте. Ян Хайцеэр: Добрый день, добрый день. Виталий Млечин: Скажите, пожалуйста, вот вообще эта система обязательного автострахования как-то достаточно часто на слуху, ну потому что многие люди, конечно, ездят на машинах, соответственно, их страхуют, достаточно много критикуют эту систему. Почему вот сейчас такие изменения? Чем они продиктованы и насколько они своевременны, как вы считаете? Ян Хайцеэр: Ну, во-первых, хорошо, что эта система есть, рано или поздно она все-таки была введена в нашей стране, потому что мы защищены от всяких многочисленных непредвиденных ситуаций, иногда не по собственной воле, но все-таки это лучше, и многие, к сожалению, этого не понимают. Теперь о нововведениях. Эти нововведения происходят не так редко, потому что, естественно, инфляция не только в нашей стране, и в мировом пространстве подстегивает цены на запасные части достаточно активно и надо компенсировать такого рода убытки. Да, бесспорно, мы слышим плач Ярославны бесконечный, я имею в виду страховые компании, которые говорят, как им плохо, да какие они несчастные, да какие они убыточные, а вот в этом регионе у них минус две копейки, а в этом минус три. Правда, они забывают при этом сказать, что в каком-то другом регионе плюс сто копеек, поэтому история такая неоднозначная. Ну вот нам все равно после вот этого многочисленного плача Центробанк дал добро и фактически увеличили стоимость. Для обывательского глаза вроде выглядит нестрашно, всего лишь 10% коридор, и нам говорят: ну, это 10%, для того чтобы мы могли как в меньшую, так и в бо́льшую сторону опускать или поднимать, соответственно, тарифы. Но, как показывает практика, вот эти вот компании страховые, которые между собой, конечно, не сговариваются, конечно, они не знают, что друг у друга происходит, они почему-то нам всегда считают все по верхней планке. Правда, параллельно сделали заявление и показали нам, конечно, цифрами, что в некоторых регионах стоимость может и понизиться. Мы посмотрим, на сколько она понизится и на сколько много у нас водителей, которые безаварийно ездят 10 лет, хотя могу предположить, что это даже возможно с учетом того, что немалое количество моих знакомых в последние 5 лет по крайней мере в центральных городах пересели на общественный транспорт или спустились в метро и гораздо реже пользуются личным транспортом, соответственно, риски понижаются. Ксения Сакурова: Вот здесь в студии как раз сидят, Ян, два человека со стажем более 10 лет безаварийной езды, только я как раз вообще не езжу на автомобиле несмотря на то, что у меня есть водительские права, а вот Виталику, правда, как-то удается, он ездит за рулем, ему действительно удается делать это без аварий. Так что вот есть примеры. Виталий Млечин: Ха-ха. Ян Хайцеэр: Это отличный пример, больше бы таких водителей на дороге. Но самое существенное подорожание произойдет у таксистов, им аж на 30% подняли стоимость, и это, конечно, ощутимо. Надо полагать, что, конечно, до сих пор большое количество таксистов ездят, собственно, без полиса ОСАГО или с непонятным полисом, это касается в первую очередь периферии, в Москве, конечно, реже и опасно, поэтому существенный прирост доходов страховой компании или убыток у этих таксистов нехороших не произойдет. Но тем не менее это достаточно ощутимый и в совокупности с другими факторами, как то, например, та же инфляция, удорожание аренды автомобиля, серьезное подорожание топлива, в совокупности, в результате, конечно, это повлияет на стоимость тарифов, в результате, то есть нам на такси станет ездить дороже, но не факт, что безопаснее, деньги не определяют все это. Вот если бы таксисты отрабатывали не больше 8 часов рабочий день, тогда, может быть, нам безопаснее было. Но при этом, кстати, при всем подорожании мы получаем такую плюшку, как увеличение покрытия на медицинское страхование. То есть раньше у нас было 500 тысяч, а сейчас стало 2 миллиона. Это на самом деле серьезная сумма, и хоть вот эту плюшечку мы получили, вот нам приятно от нее по крайней мере. Виталий Млечин: А что касается таксистов, насколько велика доля ОСАГО в тарифе такси? Или этого никто не знает? Ян Хайцеэр: Ну, я на этот вопрос вам ответить не могу... Виталий Млечин: Ну просто к чему готовиться, к подорожанию какого порядка. Ян Хайцеэр: Я думаю, что в ближайшие годы запросто, в ближайшие месяцы от 10 до 25% запросто может прыгнуть тариф. Но мы с вами можем быть спокойны, видите, 500 тысяч и теперь 2 миллиона. Поэтому, если наше здоровье пострадает по причине невыспавшегося таксиста, наша страховка составит сумму 2 миллиона. Может быть, не так приятно, но пустячок какой-то. Ксения Сакурова: Ну, хотелось бы, чтобы до этого в принципе не дошло. Виталий Млечин: Да, хотелось бы, да, жить долго и счастливо. Ян Хайцеэр: Ну, на самом деле страховые компании немного лукавят, потому что доля таксистов, которые попадают в аварии, не так велика, насколько велик их тариф. Мы ни разу не видели четких цифр, предоставленных по крайней мере ГИБДД, которые будут говорить о том, что столько-то таксистов попало в аварию, столько таксистов стало точно виной. Но по приблизительным данным цифры очень часто все-таки раздуваются, и таксистов несложно прижать, потому что это граждане, уязвимые со всех сторон. И поэтому потенциально, конечно, риски есть, но статистика, на мой взгляд, не показывает такой великий риск, как рост этого тарифа. Поэтому... Виталий Млечин: Ну, мы нашли, наши коллеги нашли в открытых источниках вот такую статистику, что каждое 3-е такси рано или поздно становится виновником ДТП, а у физических лиц только 4,5%. Ян Хайцеэр: Ну, рано или поздно, во-первых, это срок, в этой статистике не указано вот это, когда «поздно» и когда «рано». Виталий Млечин: Да, это верно. Ян Хайцеэр: Это раз. Во-вторых, не все аварии фиксируются как у граждан, так и у таксистов. На самом деле четкая статистика всегда только лишь по тем случаям, когда есть пострадавшие, вот тогда статистика 100% видна, тогда 100% возбуждаются уголовные дела, поэтому мы вот о ней знаем наверняка, и вот в ней такси не так много. Просто каждый удар по такси – это такая резонансная вещь, потому что мы понимаем, что это связано с общественным транспортом, что очень часто за рулем такси находятся не россияне, поэтому внимание очень такое предвзятое. Я не защищаю такси, не защищаю всю эту систему, она, в общем... Я к ней отношусь как пользователь и пользуюсь, собственно говоря, ею иногда, не только личным автомобилем, но и такси, и общественным транспортом. Но еще раз повторюсь, что не так страшен черт, как его малюют. Ну а в общем и целом по стране, конечно, мы получим удорожание ОСАГО, потому что очевидно, что будет это все по верхнему коридору. И вот сейчас у нас уже известно, что, например, в Башкортостане это +36%, Дагестан – 20%, Приморский край – 17%, ну а Калмыкия и Курганская область, Ингушетия, Чечня, Чукотка, Хакасия – это 12%. Кстати, на самом деле я перечислил регионы, где не самая высокая плотность населения, и наверняка страховые компании, плюс еще возьмем какой-нибудь Дагестан, недособирают денежки по ОСАГО. Потому что мне доподлинно известно, что часть людей предпочитают экономить вот таким образом, к сожалению, это, мягко говоря, не самые обеспеченные регионы по доходу на душу населения, вот так и происходит. Таким образом, поднятие тарифа будет некой компенсацией недосбора денежных средств. А вот в количественном выражении будут ли они больше собираться, я не знаю. Виталий Млечин: Давайте послушаем Елену из Москвы, она до нас дозвонилась. Елена, здравствуйте. Ксения Сакурова: Елена, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. У меня вопрос по поводу коэффициента. Виталий Млечин: Да, давайте. Зритель: Вот смотрите, для водителей моложе 21 года, да, с маленьким стажем вождения коэффициент 1,92. Я водитель почти с 20-летним стажем, мне 60+, и у меня тоже... Да, и вот за все время своего вождения у меня не было ни одной аварии. Виталий Млечин: Классно! Зритель: И у меня тоже будет коэффициент 1,92. Простите, это как? Виталий Млечин: Нет, а почему у вас будет 1,92? Ксения Сакурова: Почему вы так решили? Зритель: А потому что это было на вашей заставке. Для водителей 60+... Да-да. Ксения Сакурова: Давайте проверим. Зритель: ...со стажем больше 14 лет коэффициент 1,92. Или я что-то не поняла? Виталий Млечин: Нет-нет, для тех, кто старше 59, стаж больше 14 лет... Зритель: Правильно. Виталий Млечин: ...0,83 коэффициент. Зритель: Как? Виталий Млечин: Ну так. Зритель: Значит, я что-то не поняла. Я хотела как раз по этому поводу уточнить. Виталий Млечин: 0,83, а за безаварийное вождение больше 10 лет теперь будет 0,46, было 0,5, а стало 0,46. Зритель: Ну, значит, моя страховка подешевеет. Спасибо. Извините. Ксения Сакурова: Ха-ха. Зритель: Вот, смотрите, 1,92 – вот это что? 1,92. Виталий Млечин: Видно, это ошибка в графике. Такое, к сожалению, бывает. Зритель: А, ну извините, вот я что увидела, по этому поводу и позвонила. Ксения Сакурова: Бывает, да. Виталий Млечин: Но спасибо, что позвонили и сказали, мы поправим графику. Ксения Сакурова: Да, мы уточнили. Виталий Млечин: Спасибо. Ксения Сакурова: Смотрите, вот еще какой вопрос, мне кажется, очень интересный, от нашего зрителя из Мордовии: «Если у меня два автомобиля и я вписан только сам один в полисы, почему я должен дважды страховать свою гражданскую ответственность, ведь она у меня одна, а у автомобилей ее нет совсем?» Вот логичный вопрос, кстати говоря. Ян Хайцеэр: Ну, потому что по нашим законам ответственность несет... Водитель платит, а виноват у нас автомобиль, его номера и его рулевое управление, все, что с этим связано. К сожалению, таков закон. И конечно, мы предполагаем, что логично было бы, если вы... Вы не можете ездить на двух автомобилях одновременно, вы страхуете одну гражданскую ответственность. Но здесь могут быть аргументы страховых компаний, потому что это финансовая организация, она собирает деньги и потом вам в каких-то количествах выплачивает. Она скажет: слушайте, у этих автомобилей разная мощность, у этих автомобилей разный возраст, то есть все будет относиться к автомобилям. Вот ваш вопрос, вопрос слушателя, очень логичен, и он такой многолетний, но, к сожалению, вот эти многолетние вопросы не получают до сих пор ответов, потому что все-таки гражданская ответственность одна и на каждый автомобиль в отдельности. Так, кстати, существует и за рубежом, это практика общемировая, поэтому... Единственный момент интересный всегда, который для каждого у нас, каждого из нас удивляет. Вот ответственность за владельцем, фактически за автомобилем, и если не вы находились за рулем, то штрафы приходят к вам, гражданская ответственность наступает сначала к вам. Но если человек вписан в эту страховку, то, соответственно, она на него и перекладывается, а уступить право вождения вы не можете. В общем, этот ответ всегда будет без ответа, прошу прощения за тавтологию. Ксения Сакурова: Хотелось бы еще успеть ответить на вопрос, Хабаровский край: «А какие тарифы для учебных машин?» Виталий Млечин: Ух ты. Ксения Сакурова: И тоже из Красноярского края: «Мужу не страхуют автомобиль для осуществления работы инструктором по вождению», – тоже учебная машина. Для них какие будут тарифы? Ян Хайцеэр: Вы знаете, я не готов сейчас ответить, не готов ответить на этот вопрос, потому что просто не изучал его. К сожалению, таких машин очень мало, мне надо заранее подготовиться. Вот я знаю, я сегодня был свидетелем, например, как человек в Москве не может, он купил машину в Москве, хочет застраховать автомобиль, и ему не дают эту страховку гражданской ответственности, потому что он хочет эксплуатировать ее в Краснодаре, он заранее признан мошенником, как любят говорить наши страховщики, когда имеют в виду южные регионы, Ставропольский край, Краснодарский. Вот я сегодня своими глазами видел, как невозможно приобрести страховку, то есть исполнить свой гражданский долг и приобрести гражданскую ответственность. Виталий Млечин: Так это же незаконно, обязаны застраховать. Ян Хайцеэр: А вот незаконно, а вот как-то не получается. Брокеры отказываются, страховые компании, представители страховых компаний бегут и очень долго согласовывают это со своим руководством... Виталий Млечин: Невероятно... Ян Хайцеэр: А в ГАИ надо уже приехать, надо поставить номера и уехать в свой любимый город Краснодар на законных основаниях. Но вот, видите, вот сейчас уже прошло 1,5 часа с этого момента... Виталий Млечин: Да, это очень странно. Ян Хайцеэр: ...и обязанность человека не реализовалась. Виталий Млечин: Спасибо, спасибо большое. Ксения Сакурова: Спасибо, спасибо огромное. Виталий Млечин: Ян Хайцеэр, вице-президент Национального автомобильного союза, был с нами на прямой связи. Мы говорили об автогражданке. А будем говорить о кредитах через несколько минут, никуда не уходите.