Елена Медовникова: Время для нашей следующей темы. Итак, ужесточение правил техосмотра, отмена экзамена на площадке, новые дорожные знаки и штрафы, которые можно обжаловать в электронном виде, – вот эти и другие новшества ожидают автовладельцев в 2021 году. Александр Денисов: Да, я вот с тревогой отметил для себя дату, так держу в уме, 1 марта, наверняка вы тоже, если водите автомобиль, с этого дня вводятся новые правила прохождения техосмотра. Нужно, наверное, как-то подсуетиться... И как вот сейчас сказать, по старинке будем покупать техосмотр, или все-таки проходить теперь придется? Все это сейчас узнаем, поговорим с нашими экспертами. На связи со студией Юлия Манн, эксперт по транспортной безопасности, а также Петр Шкуматов, координатор движения «Общество Синих Ведерок». Юлия, Петр, добрый вечер. Юлия Манн: Добрый вечер. Петр Шкуматов: Добрый вечер. Елена Медовникова: Добрый вечер. Александр Денисов: Юлия, как нашей прекрасной собеседнице давайте вам первый вопрос зададим: будем проходить или покупать техосмотр по старой доброй русской традиции? Юлия Манн: Будем проходить, потому что, как вы сказали, с 2021 года действует система новых штрафов, и если мы покупаем технический осмотр, то юридическое лицо подлежит административную наказанию в размере от 100 до 300 тысяч рублей. Александр Денисов: Да мало того, там уголовный срок еще предусмотрен, на 1,5 года можно «присесть», если начать продавать эти карточки техосмотра, там, по-моему, даже такое предусмотрено. Юлия Манн: Предусмотрено обязательно, да. И также изменилась система возраста автомобилей. Если автомобиль младше 3 лет, то, соответственно, техническая карта не предусмотрена, техосмотр не нужно делать; если автомобиль от 3 до 7 лет, то каждые 2 года нужно будет проходить технический осмотр. Соответственно, если автомобиль старше 7 лет, то мы будем проводить технический осмотр ежегодно. Александр Денисов: Да. Петр, вы как считаете, согласны, что мы теперь будем проходить все-таки техосмотр? Петр Шкуматов: Слушайте, в принципе штрафами можно заставить, конечно, людей ходить, допустим, в клоунских шапках, ну а что? Кто не вышел в шапке для клоуна, штраф 100 тысяч. Я абсолютно уверен, что бо́льшая часть людей, конечно, будет ходить в этих шапках. Но сама... Александр Денисов: Петр, то есть вы намекаете, что вы-то не будете точно, Петр? Петр Шкуматов: Нет, я ни на что не намекаю, я просто один из тех немногих людей, которые пытались пройти технический осмотр, скажем, по-настоящему, и я понимаю абсолютную бессмысленность и ненужность вот этой процедуры. Я про это, кстати, говорил и в эфире ОТР, и абсолютно не поменял свое мнение. То есть эта процедура абсолютно бессмысленна, она вообще никак не влияет и не выявляет какие-то серьезные технические неисправности... Юлия Манн: Коллеги, позвольте я добавлю? Александр Денисов: Да, Юлия. Елена Медовникова: Пожалуйста, Юлия. Юлия Манн: Я не согласна с Петром, потому что только вчера произошло страшное ДТП, погибли 4 человека, автобусы военные перевозили солдат, сломался один из автобусов. Это стало причиной страшной ДТП, унесшей жизни, и мы не знаем, насколько хорошо проверялось это транспортное средство, потому что транспортное средство не было новым. Поэтому я за ежегодные технические осмотры, а для таких автомобилей, как спецтранспорт, ежедневные технические осмотры должны быть. Александр Денисов: Петр, парируйте. Петр Шкуматов: Ну, довольно легко здесь парировать, потому что технический осмотр проводится раз в год. За этот год с автобусом, автомобилем, да чем угодно может случиться все что угодно, это раз. Во-вторых, у нас есть статистика по типичным неисправностям, которые приводят, собственно, к дорожно-транспортным происшествиям. На первом месте стоит неисправность колес и дисков. Что это означает? Это означает, что что-то произошло с колесом, может быть, протектор износился, может быть, его вообще разорвало, может быть, диск раскололся. На техническом осмотре это не проверяют практически никак, это во-первых, это мой собственный, личный опыт. Александр Денисов: Да, Петр, и совершенно справедливо. Вот я посмотрел статистику ГИБДД, какие неисправности чаще всего приводят: шины с разным протектором, разного размера установлены, как раз тоже одна из частых причин ДТП тоже указывается. Петр Шкуматов: Ну да, но только, условно говоря, на технический осмотр я приехал с колесами нормальными, а вот, допустим, к примеру зимними, а на лето у меня какая-нибудь сборная солянка, купленная на Avito. Каким образом технический осмотр это выявит? Это во-первых. Значит, вторая по распространенности неисправность – это неисправность тормозной системы. Как проверяются тормоза в ходе технического осмотра? Проверяются они на роликовом стенде. В то же самое время основная причина отказа тормозной системы, а это гидравлическая система, соответственно, это шланги, это какие-то подтеки тормозной жидкости, сама тормозная жидкость многими автомобилистами не меняется, хотя ее надо менять каждые 2 года... И вот это ничего не проверяется, вообще ничего не проверяется. Александр Денисов: Юлия... Да, Петр, сейчас вернемся. Юлия, вы хотели что-то сказать. Юлия Манн: Да, это если мы говорим про подвижной состав, который от 3 до 7 лет, допустим. Но если подвижной состав старше 7 лет, здесь могут быть неисправности в сигналах поворота, неисправности в фонарях, и это нужно обязательно проверять. Потому что, если мы берем не Москву, а берем всю территорию Российской Федерации, там передвигаются не новые транспортные средства и не всегда в надлежащем состоянии. Поэтому техосмотр каждый год важен, для того чтобы повысить безопасность дорожного движения. Александр Денисов: Юлия, а вот, кстати, про регионы вы заговорили, я хочу вас спросить. Статистика ГИБДД по регионам, где чаще всего случаются дорожно-транспортные происшествия именно с неисправными транспортными средствами: Красноярский край (это по всей России данные, по-моему, за полгода 2020-го) – 610 случаев за полгода, Новосибирская область – 362 случая, дальше идет Ставропольский край – 129 случаев, Москва – 117. Меньше всего в Омской области, 38. Почему такое дикое количество в Красноярском крае, Новосибирской области? В остальных под сотню, а там почти под тысячу. Юлия Манн: Вероятно, возраст подвижного состава, ну и плюс суровые условия эксплуатации. Елена Медовникова: Ну вот, Юлия, говоря о возрасте состава, из Башкортостана спрашивают: «А что же делать тем, у кого машина, например, лет 20 или больше?» Юлия Манн: Проходить ежегодно технический осмотр. Елена Медовникова: Каждый месяц, получается? Ну машина совсем старая. Александр Денисов: Юлия, ну вы девушка неподкупная, мы поняли. Петр, на ваш взгляд, вот я привел статистику, еще посмотрел: аварийность неисправных дорожно-транспортных средств за 2019 год, за 2020-й пока не было, 6 734 случая. В принципе цифра такая, немалая. Петр Шкуматов: Ну, я, кстати, имею объяснение по поводу той статистики, которую вы привели. Дело в том, что это зимние регионы, Новосибирская область и Красноярский край, соответственно, там очень большое значение имеет высота протектора. Соответственно, если автомобиль попадает в занос, а высота зимнего протектора у него меньше, чем 4 миллиметра, то, соответственно, сотрудники ГИБДД записывают это как неисправность транспортного средств. То есть это чисто такая региональная специфика. Александр Денисов: Но, с другой стороны, Омск тоже не курорт, не юг России, Петр, а там мало. Петр Шкуматов: Да, конечно. Ну, Омск... Значит, там просто не пишут это. То есть, условно говоря, если есть указание у инспекторов проверять этот протектор, то они будут писать; если нет указания, они будут это делать, если только им самим это в голову придет. Но я хотел сказать по поводу вот этого всего технического осмотра. Это на самом деле огромный бизнес, тысяча рублей с каждого автомобиля – это 40 миллиардов рублей каждый год, ну или чуть поменьше с учетом новых автомобилей, которых не так много. И за эти деньги можно было просто новые автомобили купить тем людям, которые попали в эти аварии из-за неисправности. Но я опять же подчеркну: вся процедура вот этого ежегодного осмотра бессмысленна, она вообще не нужна. Александр Денисов: Петр, поняли. Елена Медовникова: Петр, давайте послушаем, что думают наши телезрители. Александр Денисов: Со зрителями, да, и перейдем к другим автоновостям. Да, добрый вечер. Елена Медовникова: Михаил из Московской области у нас на связи. Михаил, здравствуйте, мы вас слушаем. Зритель: Добрый вечер. Техосмотр – это, конечно, очень хорошо, вот, но я считаю, что и на технически исправном автомобиле можно попасть в аварию. Просто каждый должен следить за своим конем сам, вот. И у меня вот еще один такой вопросик, может быть, он не совсем корректный. Вот правила перехода пешеходного очень размыты, вот. Я бы сделал такое предложение: человек на переходе – стоп, и пересекать пешеходный переход на скорости 5 километров в час. Никаких аварий, столкновений не будет точно, это я гарантирую. Александр Денисов: Спасибо, спасибо. Елена Медовникова: Спасибо. Александр Денисов: Петр, давайте тогда как раз и перейдем к следующей теме, к штрафам, которые тоже предлагается ввести. Сначала оценим предложение нашего зрителя. Петр Шкуматов: По поводу чего? По поводу пешеходных переходов? Александр Денисов: Да, по поводу пешеходных переходов и 5 километров в час на пешеходном переходе. Хотя там, наверное, и так 5, раз остановился, там больше-то и не разгонишься. Петр Шкуматов: Да, отлично, но только давайте рассмотрим кейс, когда у нас пешеходный переход установлен на федеральной трассе нерегулируемый и там переходят два пешехода в день, в сутки, ну реально такие случаи я прямо могу привести много десятков, и 5 километров в час. Да это же просто Клондайк! Там поставишь камеру, и можно просто будет рубить, да оттуда можно просто вывозить деньги даже не «КамАЗами», там нужны будут железнодорожные составы, для того чтобы количество штрафов можно было вывезти. Вот прямо сразу можно грузить деньги, даже, я говорю, «КамАЗов» не хватит, нужен полноценный грузовой железнодорожный состав каждый день, а может быть, даже несколько ходок он будет делать. Александр Денисов: Да, так будет открыта новая золотая жила в России. Мы поняли ваш юмор, Петр. Юлия, вот поговорили о том, что уже есть что вводится, о предложениях. Вот лишать прав за 3 грубых нарушения, рассматривается такая идея, ну как в советский период, помните, по-моему, 3 раза, да, прокололи, все, привет, забирают, потом пересдаешь. Как оцениваете эту идею? Юлия Манн: Совершенно положительно я оцениваю эту идею. Сейчас объясню почему – потому что ежегодно на дорогах гибнет 16–18 тысяч человек, это сродни небольшому населенному пункту. И при всем моем негативном отношении к хаотичному размещению камер фото- и видеофиксации я считаю, что такие грубые нарушения, как превышение скоростного режима на 60 километров в час, не назовешь случайным, 60 километров в час – это все-таки не 20, не 40. И поэтому такое нарушение должно караться жестким методом. Вопрос другой, в сроках, я считаю его дискуссионным. Почему год, почему не пол, почему не полтора? И здесь можно было бы рассмотреть систему прогрессивную. Допустим, первый раз совершилось такое деяние – полгода, второй раз нарушил – уже год, и так далее, и так далее. Елена Медовникова: Юлия, а вот на ваш взгляд, такие меры действительно смогут обеспечить бо́льшую безопасность на дорогах? Юлия Манн: Ну конечно. Если мы снижаем скоростной режим, который превышается неслучайным образом, то да. Если автомобиль передвигается с превышением скорости на 60 километров в час, то не дай бог его занесет, мы получим летальный исход как водителя, так и случайных, может быть, каких-нибудь участников ДТП. Поэтому такая жесткая мера, как лишение прав, потому что некоторые у нас есть мажоры, которые могут себе позволить платить, они уже от этого правонарушения не уйдут, у них будет жестко все: лишили прав, год сиди дома, не управляй транспортным средством, если ты нарушаешь скоростной режим. Елена Медовникова: Но при этом, насколько я знаю, там должны учитываться нарушения, которые фиксирует сам полицейский, я не камеры, вот это важный момент. Юлия Манн: Да, совершенно верно, полицейские фиксируют на радар превышение скорости, составляют протокол, и такие нарушения будут попадать как раз под предложение о лишении прав на год за 3 нарушения. Александр Денисов: Петр, эту идею как оцениваете? Скорее всего, примут? Петр Шкуматов: Ну, давайте... Нет, я на самом деле эту идею оцениваю положительно, но я по поводу 60 километров в час хотел сказать. Вот если будет на пешеходном переходе установлена скорость 5 километров в час и водитель едет, допустим, ночью, никого нет, вообще даже пусто, 65–66 километров в час, он тут же становится грубым нарушителем. То есть у нас в стране на самом деле можно получить такие штрафы «плюс 60» совершенно легко, не будучи никаким лихачом, это что касается камер. Поэтому, кстати, и была установка, что только инспектор ГИБДД может это делать. Но я вот ездил на юг на своем автомобиле в прошлом году и столкнулся с тем, что вот эта отпускная трасса, трасса М4 почти вся утыкана знаками «50», особенно в южных регионах, в Ростовской области и в Краснодарском крае. При этом никаких ремонтных работ там не ведется, вообще никаких, и знак стоит «50» без каких-либо ограничений, ну то есть не «50» 1 километр или «50» 300 метров, просто «50». До следующей развязки 20 километров; согласно ПДД, вы должны ехать 50 километров в час 20 километров. Кроме как издевательством над водителями я это назвать не могу. Но я видел, как там стояли машины ГИБДД, меня они не останавливали, но попадались люди, которых... Ну то есть там машины какие-то стояли, которых они останавливали. Очевидно, что это было сделано за то, что они ехали со скоростью, допустим, 115 километров в час, что уже тянуло на лишение. Александр Денисов: Вот видите, Петр, опять вы на Клондайк намекаете, да? Петр Шкуматов: Да, конечно, я намекаю на то, что тут у нас колоссальная проблема в организации дорожного движения, которая сейчас по сути срослась с операторами частных камер, с недобросовестными инспекторами ГИБДД. Условно говоря, вот этот анекдот, когда инспектору выдавали знак «40» и он потом за зарплатой не приходил, он, в общем-то, воплотился в явь. И к сожалению, вот эти ситуации, честно говоря, меня очень сильно стали, не знаю, вызывают возмущение, если честно. И речь здесь не идет ни о какой безопасности дорожного движения, это просто грубая, наглая подстава с целью вымогательства денег. Александр Денисов: По-моему, там не только знак, еще и пистолет выдавали, Петр, «вертись как хочешь», пистолет еще. Петр Шкуматов: Да, пистолет, видимо, чтобы отбиваться от возмущенных водителей. Александр Денисов: Да. Петр Шкуматов: Но я опять же подчеркну, что это несправедливо, не имеет никакого отношения к безопасности дорожного движения, вообще никакого, подчеркну, имеет только отношение к тому, чтобы вытягивать деньги из наших карманов, вот и все. Александр Денисов: Да. Юлия, хотел тему еще одну затронуть с вами, вот насчет скутеристов, моноколес и прочего. Давно разговоры ведутся, когда перейдем к делу? Потому что, очевидно, эта публика боится ездить по трассам, где автомобили, там, значит, им страшно, но им абсолютно не страшно нестись на скорости 40–50 километров в час среди пешеходов, зачастую там в нетрезвом виде, ну понятно, что там, скутер, что с него взять, выпил и поехал. Обсуждаются штрафы за езду в пьяном виде на скутерах, примут не примут и когда, по вашему мнению? Юлия Манн: Я надеюсь, что примут, потому что управление скутером – это управление средством повышенной опасности, и на средство повышенной опасности должно быть наложено соответствующее административное правонарушение, если оно совершается. Поэтому скутеры должны быть приравнены к транспортным средствам и к их ПДД. Я думаю, что Государственная Дума в весеннюю сессию продвинется в этом вопросе, потому что он обсуждается достаточно давно, и надеюсь, что будет принят он в ближайшее время. Александр Денисов: Да. Петр, а вас не раздражают несущиеся навстречу по пешеходному тротуару товарищи на скутерах, на моноколесах? Петр Шкуматов: Ну, на самом деле иногда раздражают, иногда нет. Но тут вопрос исключительно в безопасности движения. Я вот, допустим, это нововведение по поводу фактического запрета езды пьяным на вот этих вот гаджетах, на электросамокатах, на моноколесах, я категорически поддерживаю. К сожалению, сам неоднократно являлся свидетелем, я же проводил эксперимент в такси и довольно много пассажиров забирал около так называемых питейных заведений города Москвы. И я сам лично видел многократно ситуацию, когда человек, который на ногах еле стоит, выходил, вставал на электросамокат, который у него был либо с собой, либо они его паркуют рядом с этим самым баром, или рестораном, или кафе, и просто уезжал, уезжал прямо вот, что называется, вот так вот виляя. Честно говоря, меня это просто поражало. Когда я начал разбираться в теме, я понял, что, в общем-то, штраф этому пьяному пешеходу (формально они пешеходы) никакой не грозит, ну то есть никто не будет связываться из-за какого-то ничтожного штрафа с этой процедурой. Если штраф будет серьезным, то есть 5 тысяч рублей (или сколько сейчас предлагается без скидки), то, конечно, такая езда станет как минимум опасной с точки зрения кошелька и с точки зрения репутации. Елена Медовникова: Да, Петр, согласны с вами, просто наши телезрители действительно пишут, что надо штрафовать пьяных водителей, которые на скутерах, и на велосипедах, и, безусловно, на автомобилях, и таких сообщений много. Александр Денисов: И Владимир из Пермского края. Юлия Манн: Но здесь возникает другой вопрос... Елена Медовникова: Да, Юлия? Юлия Манн: Здесь возникает другой вопрос, кто будет это администрировать, потому что инспекторов не хватает. Даже если Госдума примет высокие достаточно штрафы, кто будет собирать эти штрафы? Вот этот момент надо обязательно продумать, потому что сейчас категорически не хватает инспекторов, которые могли бы отлавливать это правонарушение. Александр Денисов: Да. Юлия, пообщаемся с Владимиром, из Пермского края к нам дозвонился. Владимир, добрый вечер. Зритель: Добрый вечер. Елена Медовникова: Мы вас слушаем, да, здравствуйте. Зритель: Я бы хотел вот такой комментарий на вашу программу. У нас против водителей периодически ужесточают правила, что-то придумывают, что-то добавляют, все хуже и хуже: то техосмотр, то страховку подняли, то еще что-нибудь, все дороже и дороже. Бензин дорожает непрерывно... Но дороги поэтому никто не строит, дороги лучше не становятся. На водителей давят и давят со всех сторон, какие правила ни вводят, все против водителей. Хорошо, допустим, едет трезвый водитель на машине аккуратно, внимательно, идет пьяный пешеход, ему решилось перейти через дорогу, он выбежал, виноват все равно водитель. Александр Денисов: Владимир, а вы, кстати, да, как говорится, как в воду глядели, спасибо за звонок, как раз навели на мысль. Завтра будет обсуждение у президента с кабинетом министров дорожного строительства в России, вот и послушаем завтра, и мы, кстати, обсудим, у нас полчаса будет обсуждаться эта тема, в 20:30, по-моему, Лен, да? Елена Медовникова: Да, в 20:30. Александр Денисов: Так что, Владимир, смотрите, звоните тоже, будем вместе с вами обсуждать. Петр, давайте подведем тогда итоги готовящихся изменений. Что касается вот штрафов, в общем, эту инициативу со скутерами поддерживаете? Петр Шкуматов: Да, я поддерживаю. Но я, кстати, могу ответить Владимиру по поводу, почему дороги лучше не становятся. Ну все просто: все эти штрафы и все эти деньги за технические осмотры и все остальное идут частным компаниям. Александр Денисов: Частным компаниям. Петр Шкуматов: То есть если бы эти деньги шли, допустим, в дорожный фонд Российской Федерации, ну, мне было бы, может быть, не так обидно их отдавать. Но это все частники, то есть частники не обязаны строить дороги, строить дороги должно государство. Но государство отдало частным компаниям эту вотчину, и теперь они, что называется, вот эту корову доят, ну в смысле автомобилистов. Александр Денисов: В смысле нас, Петр, в смысле нас, да. Петр Шкуматов: В смысле нас, да. Александр Денисов: Спасибо большое. На связи с нами был Петр Шкуматов, координатор движения «Общество Синих Ведерок», а также Юлия Манн, эксперт по транспортной безопасности. Спасибо вам. Елена Медовникова: Спасибо.