Виталий Млечин: Неожиданная тенденция – желающих взять кредит на покупку машины с пробегом стало больше, чем тех, кто берет заем, чтобы приобрести новый автомобиль. Ксения Сакурова: Это произошло впервые в истории. В октябре этого года было подано 400 тысяч запросов на кредиты на подержанные машины, а на новые – только 328 тысяч. До пандемии ситуация была принципиально иной: 121 тысяча против 415, соответственно. Виталий Млечин: Да, вот вы сейчас видите это на ваших экранах. Почему это происходит? И готовы ли вы купить подержанную машину в кредит? Давайте обсудим: 8-800-222-00-14 бесплатный телефон прямого эфира, 5445 – короткий номер для ваших СМС-сообщений. Прямо сейчас с нами на связи Владимир Ларин, специалист по подбору автомобилей. Здравствуйте! Владимир Ларин: Здравствуйте! Виталий Млечин: Как вы считаете, в чем дело? Тут очевидный ответ на этот вопрос, что люди стали брать кредит даже на подержанные машины просто потому, что денег нет? Или есть еще какие-то причины? Владимир Ларин: Есть другая причина – изменилась политика продаж дилеров. Они продают сейчас большинство автомобилей в кредит подержанных. И ваша статистика изменилась в большую сторону лишь по этой причине. Потому что эти люди – они не желающие, это им навязали этот кредит, потому что у них нет другого выхода. Дилер предлагает, допустим, нужный вам автомобиль продать только в кредит. И на этом они зарабатывают, навязывая Каско и страхование жизни. Соответственно, получаем обратно бонус от банка. Ксения Сакурова: А, простите, а отказаться разве нельзя от страховки, если она навязана? У нас же вроде как и законодательство в этом смысле на стороне потребителя. Виталий Млечин: От кредита уж точно должно быть можно отказаться. Владимир Ларин: Нет. От кредита вы не может отказаться. Вам просто откажут в продаже этого автомобиля, который вы желаете купить. И придется искать что-то другое. Поэтому они вот так статистику подняли. Нет у вас в статистике цифр, где указано количество отказов, расторжений сделок по кредитам и по страхованию жизни. Поэтому вот такая цифра у вас. Ксения Сакурова: То есть получается, что люди в принципе были бы и готовы взять кредиты на новый автомобиль, просто условия дилеров сейчас не устраивают? Если я правильно поняла вашу мысль? Владимир Ларин: Нет, как раз-таки они диктуют условия и поэтому вот такие цифры у вас получились, что автомобилей с пробегом продают в кредит больше, чем новых автомобилей. Ксения Сакурова: Хорошо. Ну, а все-таки по поводу кредита, ведь его же можно закрыть досрочно. Если у тебя в принципе есть живые деньги, но тебе дилер навязывает кредит, то ты соглашаешься на кредит, а потом его закрываешь досрочно. Получается минимальная переплата и, наверное, ты все равно что-то потеряешь, но не так уж и много. Владимир Ларин: Да, по такой схеме тоже можно купить. Иногда они предлагают сделать кредит ради небольшой скидки. Там на самом деле, если посчитать на калькуляторе, то практически никакой скидки не будет. Но у дилера повышается статистика, у менеджера повышается зарплата и т.д., в общем, все по цепочке. Виталий Млечин: Так. А в чем выгода автосалонов? Владимир Ларин: Выгода, что немногие расторгают этот договор кредитования и страхования жизни, за счет этого, за счет этих цифр они, соответственно, повышают продажи. Виталий Млечин: Так это же банк получает эту прибыль, а не автосалон. Это какой-то сговор, что ли, получается? Владимир Ларин: Нет. У них, естественно... Ксения Сакурова: Попробуем еще раз связаться с Владимиром Лариным, а пока Виталий с нами на связи из Красноярска. Виталий, здравствуйте! Зритель: Здравствуйте! Мое мнение лично, потому что новые автомобили очень сильно подорожали, в два раза. И сейчас у народа в связи с пандемией нет финансов больших. И с работой непонятно: сегодня работаешь, завтра – на удаленке. Поэтому народ старается покупать подержанные автомобили, менее затратные. Виталий Млечин: Да, а вы готовы купить подержанный автомобиль, но все равно в кредит? Зритель: Да. На данный момент я приобретаю подержанный автомобиль. Из Японии заказал автомобиль, ожидаю. А свой подержанный продаю также, еще добавляю в кредит. Ксения Сакурова: Получается, что даже подержанный автомобиль нужно где-то заказать и ждать? То есть это тоже сейчас не так просто? Зритель: Ну да, потому что сейчас же рынков особо таких нет, из рук в руки никто не продает. А автосалоны накручивают тысяч 50-100 сразу. Ксения Сакурова: А вы получается, не глядя ее приобретаете? То есть вы ее заказали, а... Зритель: Ну, почему не глядя. Менеджер, который продает, он всю статистику, весь фотоотчет предоставляет и, пожалуйста. Ну, правда, конечно, на свой страх и риск покупаешь, потому что ты ж не видишь, кто сидит на том краю и как он отвечает, добросовестно или недобросовестно. Ну, приходится так, либо через знакомых. Виталий Млечин: А вы так делали уже или это в первый раз? Зритель: Первый раз решил попробовать, рискнуть. Ксения Сакурова: А сколько, простите, сколько это будет стоить? Вот какая машина и сколько стоит? Зритель: Ну вот, смотрите, если здесь у нас подержанную брать машину 2017 года, она выходит 1 млн 300 – 1 млн 400. Из Японии даже со всеми растаможками 2017 год за 800 тысяч беру. Виталий Млечин: Разница большая. Ксения Сакурова: Это что за машина? Зритель: Corolla. Toyota Corolla Axio. Ксения Сакурова: Ну, удачи вам! Будем надеяться, что все получится. Виталий Млечин: Потом напишите или позвоните, расскажите все-таки, насколько успешно прошла сделка. Спасибо вам! Ксения Сакурова: Спасибо большое! Владимир, я вот впервые слышу про такую схему, что оказывается теперь подержанные автомобили у нас даже заказывают откуда-то и покупают, связываясь с каким-то менеджером, т.е. ты автомобиль не можешь посмотреть, под капот ему заглянуть. Теперь так работают? Владимир Ларин: Речь про автомобиль из Японии? Есть специальные фирмы, они, выкупают эти автомобили на японских аукционах. Там есть лист оценки, может быть, там есть даже человек, который смотрит эти автомобили и пересылает в Россию эти сведения по электронной почте, Ватсапу, вайберу. И вы также можете удаленно посмотреть на автомобиль: все ракурсы, замеры по кузову, толщину лакокрасочного покрытия, какие есть на нем царапины, дефекты. И если вам понравился, сказать «да» и заказать его. Вам привезут его под заказ. Оплатить все таможенные пошлины и сборы, и соответственно, вознаграждение фирмы и получите свой автомобиль. У нас здесь, в европейской части выбор автомобилей до 1 млн рублей очень ограничен, если это 2017-2018 год, то это будет Рио, Поло, Солярис. Из Японии, соответственно, более широкий диапазон марок, они будут с правым рулем, но более богатого оснащения. Ксения Сакурова: А это безопасно? Вот наш зритель говорит: «вот решил рискнуть». Тут риск велик? Владимир Ларин: Риск есть. Есть какие-то нонейм фирмы. Есть известные ребята, которые возят, у них есть отзывы, реальные клиенты. Если вы воспользовались сарафанным радио, т.е. у вас знакомый или какой-то человек, который вам более-менее знаком, заказывал, то, в принципе, это уже получается проверенная схема, и деньги ушли туда, куда надо, а не неизвестно, как говорится, в фонд мира. То ребята вам привезут, они дорожат репутацией. Соответственно, если вы просто нашли где-то в интернете сайт какой-то и, если нет людей, которые пользовались их услугами, то я бы, наверное, не рискнул. Все-таки лучше бы воспользовался услугами тех, кто уже привозил и знает конкретно номера этих людей. Ксения Сакурова: А так только с японскими машинами можно или теперь из Европы, как вот раньше, я помню, тоже перегоняли, бизнес был? Владимир Ларин: Можно, да. Тоже есть от трех до пяти лет автомобили можно ввозить из Соединенных Штатов Америки и из Европы. Ксения Сакурова: И это тоже сейчас выгоднее, чем купить на вторичном рынке здесь автомобиль? Владимир Ларин: Это не выгоднее. Те автомобили, что заказываются в Соединенных Штатах и Европе не представлены дилерами в тех комплектациях, которые есть за рубежом. То есть там зачастую более богатые комплектации, другая гамма двигателей. И, допустим, электромобили. Их у нас официально нет, марки Tesla, допустим, официально нет. Их ввозят также. Через аукционы закупает Европа их в Соединенных Штатах. Ксения Сакурова: Давайте послушаем еще нашего зрителя, Евгений из Москвы. Виталий Млечин: Евгений, здравствуйте! Вы в эфире. Зритель: Здравствуйте! Слушая Володю, невольно хотелось бы ему задать вопрос, но так как тема автокредит с пробегом, я хочу выразить свое мнение, что я против вообще любых кредитов и, в том числе, авто. И вот поясню, почему. Как только банк выдал первый автокредит, автомобиль перестает быть роскошью, но комфортнее его стоимость от этого не становится. На высокую цену новых автомобилей влияет несколько факторов: это слабая позиция российской валюты, антироссийские санкции, снижение доходов и увеличение ставки утилизационного сбора. Другими словами, если вам просто надоела старая машина, не спешите брать кредит. Взвесьте все за и против. Крупные траты стазу же скажутся на вашем бюджете. Вот мое мнение. Виталий Млечин: Спасибо большое! Очень интересно. Ну, с другой стороны, если человек хочет купить машину. А скажите, Владимир, кто сейчас покупает машину? Просто те, кто интересуется, те понимают, видят: насколько выросли цены в автосалонах, выросли вот эти самые рекомендуемые цены, выросли еще и наценки, которые дилеры делают. И получается, что машину чуть ли не в два, не в три раза дороже купить, чем еще год назад. Но есть надежда на то, что эта ситуация все-таки временная, и цены со временем снизятся. Вот как вы считаете, кто сейчас покупает машины? Кто не может подождать, чтобы купить подешевле в будущем? Или ждать бесполезно вообще? Владимир Ларин: Честно говоря, прогнозировать мне сложно, я не аналитик. Я думаю, что покупают те люди, которые живут по принципу: бери сегодня, завтра будет дороже. Они тоже, как и я, не знают, какая будет завтра ситуация, и поэтому уже готовы даже взять сегодня и с небольшим кредитом, чтобы завтра еще не переплатить. Так же, как с недвижимостью, такая же ситуация с автомобилями. Виталий Млечин: Понятно, спасибо большое! Ксения Сакурова: Ключевое, наверное, что у этих людей есть деньги. Спасибо большое! Владимир Ларин, специалист по подбору автомобилей был с нами на связи. Пара сообщений. Пермский край: «Купил б/у авто, состояние нового, 3 года, за полцены от новой в кредит». – То есть люди довольно успешно пользуются такой возможностью. Виталий Млечин: Здорово! Ксения Сакурова: Еврейская автономная область: «Выгоднее купить подержанную японку, чем новый автомобиль российского автопрома». – Любят у нас японцев, да. Виталий Млечин: Ну, это каждый для себя решает, конечно. Ксения Сакурова: И Ленинградская область: «Зимой хотела накопить к осени на новую «Ниву» и продать для этого мотоцикл. Но с зарплатами стало хуже. «Нивы» как все машины в два раза подорожали, поэтому ходим пешком».