Автомобиль – роскошь

Гости
Максим Едрышов
руководитель Федерации автовладельцев России

Виталий Млечин: Сейчас поговорим о том, что происходит на автомобильном рынке. В апреле продажи новых машин рухнули. Точной статистики еще нет, но многие эксперты считают, что падение может составить 80 или даже больше процентов.

Марианна Ожерельева: Растут цены и на вторичке. А тем, у кого машина есть, становится все дороже эти самые машины обслуживать.

Виталий Млечин: Что будет дальше? Давайте обсуждать. Присоединяйтесь, пожалуйста. 8-800-222-00-14 – бесплатный телефон прямого эфира. 5445 – бесплатный номер для ваших SMS-сообщений.

У нас в гостях руководитель Федерации автовладельцев России Максим Едрышов. Максим, здравствуйте.

Максим Едрышов: Добрый день.

Марианна Ожерельева: Здравствуйте.

Виталий Млечин: Как вы считаете, насколько сильно просядет рынок автомобилей?

Максим Едрышов: Скорее всего, апрель месяц будет самым тяжелым для автомобильного рынка, а потом уже потихонечку начнет все восстанавливаться. Но восстанавливаться, конечно, не к прежним показателям, а восстанавливаться относительно показателей апреля. У нас на 67% рухнул авторынок в марте месяце. И, действительно, я думаю, что потери авторынка будут около 80%. Просто сейчас начинаются процедуры уже по параллельному импорту, когда могут ввозить разные запчасти.

Но при этом такие тревожные новости поступают, что все больше и больше заводов уходят в отпуска. Вчера это сделал завод «Автотор» в Калининграде, который выпускал Hyundai, KIA и BMW, им просто не из чего выпускать. В мае должен вроде как вернуться «АвтоВАЗ» для производства автомобилей, но надеюсь, что не будет продлен отпуск.

Виталий Млечин: Так «АвтоВАЗ» уже открывал, по крайней мере, конвейер.

Максим Едрышов: Он открывался, он закрывался. Потом переносился корпоративный отпуск с лета на апрель. И что сейчас происходит…

Марианна Ожерельева: А они произвели что-то за этот период?

Виталий Млечин: И что?

Максим Едрышов: Они начали производить автомобили, потому что сейчас у нас есть послабления. Если раньше автомобили должны были быть обязательно «Евро-5», соответствовать, то сейчас подумали, что для экологии, наверное, не лучшее время, когда о ней можно думать, и разрешили производить в том числе автомобили «Евро-0». Вот старые двигатели. То есть компоненты для старых двигателей еще все-таки присутствуют, и их собирают. Ну и для старого двигателя можно чуть-чуть сэкономить на электронике.

Марианна Ожерельева: То есть «АвтоВАЗ» все-таки что-то собрал за этот период простоя и непростоя?

Максим Едрышов: Ну, я не работаю на «АвтоВАЗе», поэтому сказать не могу.

Марианна Ожерельева: Нет данных, да?

Максим Едрышов: Ну, данные есть, что что-то они делают.

Марианна Ожерельева: Что-то делают.

Максим Едрышов: Какие-то машины они собирают.

Виталий Млечин: А вот этот обвал рынка, он же обусловлен… многие пишут, что он обусловлен тем, что машин нет. Но создается ощущение, что машины-то есть, а покупателей нет.

Максим Едрышов: Нет, машин действительно нет. И склады заводов абсолютно пустые, стоянки пустые. А те автомобили, которые есть, их почему-то не покупают. Ну, не «почему-то», а их не покупают, потому что они стоят слишком много. Вот та же самая доступная LADA Vesta, например стоит больше 1 миллиона 200 тысяч. И люди все-таки ожидают, что, может быть, произойдет падение цен хоть на сколько-то. Плюс сейчас проблема с кредитованием, автокредиты высокие.

Вот сейчас, конечно, ставку в очередной раз ЦБ у нас понизил до 14%. Значит, автокредиты тоже станут доступнее. Но рынок авто автокредитования, скорее всего, восстановится, когда ставка будет 10–12%.

Марианна Ожерельева: Пишут из Краснодарского края, что на этом фоне участились угоны для разбора на запчасти. Это наше настоящее будущее в связи с обстановкой?

Максим Едрышов: Ну, это уже наше настоящее. Это говорит о том, что в марте месяце чуть ли не на 60% выросло количество угонов. Угоняют, как правило, такие недорогие машины, угоняют на разбор. Те же самые популярные автомобили – Hyundai Solaris, KIA Rio – их угоняют для того, чтобы разобрать, чтобы чинить дальше автомобили. Я думаю, к нам сейчас еще вернется воровство колес, кража дворников и, возможно, даже сливание бензина.

Виталий Млечин: Не дай бог! Скажите, пожалуйста, а с запчастями не наладилось пока? Вот этот шок еще не преодолен?

Максим Едрышов: Пока – нет. Есть какие-то запчасти, которые уже начинают возвращаться, по крайней мере параллельный импорт, уже наладили каналы поставок из Турции и планируют подключать сейчас, через Казахстан как-то ввозить по параллельному импорту как раз.

Марианна Ожерельева: А какие это запчасти?

Максим Едрышов: Это разные запчасти. Прежде всего это электронные блоки управления, это и кузовное железо, которого у нас нет, естественно, для многих марок, и мы никогда его не выпускали. И очень часто даже официальные поставщики в нашу страну иностранных компонентов не против параллельного импорта, так как у них есть гарантийные обязательства. И сейчас, если не привезти электронный блок управления (а произвести сами мы его не сможем), то уже готовы дилеры даже идти на параллельный импорт, поскольку гарантийные обязательства выполнять надо, их никто ни с кого не снимал.

Виталий Млечин: Вот нам пишут: «Если у нас сложности такие, то, может быть, отменить ввозные таможенные пошлины?»

Максим Едрышов: Ну, отмена таможенной пошлины ничего особо не даст в принципе, потому что для того, чтобы купить автомобиль, нужна валюта, а валюту сейчас купить практически невозможно. И это не решение проблемы, в принципе. К тому же государство, я думаю, не сможет сейчас отказаться от такого достаточно серьезного поступления денежных средств в бюджет в виде таможенных платежей.

О каких-то послаблениях для автовладельцев говорить можно. Может быть, стоит поговорить о снижении тех же акцизов на топливо, которые сейчас есть (ну, 70% в цене бензина – это акцизы), для того чтобы снизить стоимость бензин, и люди хотя бы как-то чуть полегче будут жить и заправлять, по крайней мере, свои автомобили без серьезного удара для своего кошелька.

Марианна Ожерельева: Давайте звоночек послушаем, Лидия до нас дозвонилась. Лидия, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Я звоню вам из города Читы, это Забайкальский край. У нас тут сейчас две больших, таких крупных беды в автомобильной тематике – это подорожание существенное на автозапчасти и страхование ОСАГО. Получается, что автозапчасти выросли от двух до четырех раз, очень взлетели ценники, хотя курс доллара и упал.

Я подходила к владельцам автомагазинов, и они говорят, что в связи с тем сейчас запчасти не падают в цене, потому что те поставщики, которые поставляют запчасти, крупные, они их продают по внутреннему курсу своего, вне зависимости от мирового курса, получается. Вот у них стоит 140 рублей/долларов, в связи с этим и такая цена на них. Вообще на все выросло, ну, на все автозапчасти ценники поднялись.

Виталий Млечин: Сильно? На сколько? Скажите.

Зритель: В четыре раза. Запчасти, которые, допустим, стоили 500–600 рублей, сейчас они свыше 2 тысяч стоят удивительным образом. Но сейчас заходит на рынок плотно Корея, вот на них цена еще как бы нормальная. А, допустим, на японские автозапчасти или на европейские какие-то – на них просто бешеные ценники! Люди не могут себе позволить своевременно обслуживать свои автомобили. На автошины выросли ценники примерно на 60%.

И вот большая проблема сейчас, самая большая – это ОСАГО. Люди просто не могут не то чтобы приобрести автомобиль и поставить на учет, а продлить свои страховки. Я сама лично столкнулась в том месяце два раза с этой ситуацией. У нас есть семейный автомобиль, на котором уже подходит к концу действующая страховка, и нам нужно продлиться.

Предложений просто нет. Вот во всем Забайкальском крае нет ни одного предложения, если оформляться онлайн через различные платформы. Просто есть предложение, заполняешь анкету, проходишь до конца, а она тебя выкидывает и не дает оплатить, не предлагает полис. Заходишь в «Сбербанк» – та же самая история. Девчонки сидят, заполняют, все то же самое, а предложения нет. Купили автомобиль маме, нужно поставить на учет. Вы не поверите, мы два месяца не могли поставить на учет, потому что не могли сделать страховку.

Виталий Млечин: Ничего себе!

Зритель: Да. Абсолютно все компании не дают вообще предложений, видимо, в связи с ростом цен на автозапчасти. Сейчас какое-то изменение кодекса у них и внутренних правил идет. Раньше прописано было, что автозапчасти должны быть обязательно оригинальные. А сейчас в связи с тем, что сложности поставок, санкции вот эти ввели, нет возможности привоза оригинальных запчастей. И они переделывают все на аналоги. И качественного ремонта, соответственно, теперь не будет на машины, которые по ДТП попадали.

И цена страховки возросла нереально! В общем, мне кое-как удалось… В «Ингосстрах» заезжала, крупная страховая компания. Я говорю: «Мне машину нужно поставить на учет. Сделайте страховку». Это было полторы недели назад. Они говорят: «Хорошо, 30 мая». Вы представляете – через полтора месяца! Говорят: «Давайте мы вас запишем, приходите на страхование». Я говорю: «Мне машину нужно сейчас поставить. У меня сроки вышли уже, мне нужно ее поставить, мне нужно застраховать». – «Понимаем, но 30 мая, потому что восемь полисов в день мы максимум можем выдавать». Он мне журнал показывает – и там расписано невероятное количество людей! Страховки выросли у нас в три раза. Раньше страховали за 5,5 тысяч, а сейчас эта страховка у нас примерно выходит порядка 15 тысяч.

Виталий Млечин: Вы имеете в виду ОСАГО, не КАСКО?

Зритель: ОСАГО. Нет, это ОСАГО.

Виталий Млечин: Максим, как так?

Максим Едрышов: ОСАГО не должно было вырасти. Может быть, речь идет о каких-то дополнительных услугах, которые навязывают страховщики полисов.

Марианна Ожерельева: Лидия, вам навязывали что-то? Вам навязывали?

Зритель: Я кое-как нашла через знакомых, кто может. Не знаю, каким образом они там страхуют вообще. Ну, все официально, все легально. И вот кое-как я застраховала машину. У меня страховка вышла около 14 тысяч. Это на малолитражку, 1,6. Ну, правда, 190 «кобыл», но тем не менее. Очень и очень дорого!

Виталий Млечин: Ничего себе – 190 «кобыл», малолитражка.

Зритель: А раньше у прежнего водителя она выходила 5,5 тысяч. У прежнего водителя. Вы представляете?

Марианна Ожерельева: Спасибо, Лидия.

Виталий Млечин: У прежнего водителя? Может, у него коэффициент другой, подождите. Когда страхуешь машину, то там разные вещи.

Максим Едрышов: Тут надо разбираться, потому что структура тарифа…

Виталий Млечин: Спасибо вам.

Максим Едрышов: Структура страхового тарифа достаточно четкая. Было подорожание в январе месяце, но оно было на 10% всего. То есть ни о какой стоимости полиса ОСАГО в три раза речи идти вообще не может. В принципе, надо смотреть коэффициенты.

Виталий Млечин: Нет, если речь идет о предыдущем владельце, то, конечно, тут может быть другой коэффициент.

Максим Едрышов: Ну, может быть.

Марианна Ожерельева: Слишком много проблем было все равно в этом звонке.

Максим Едрышов: Если возникают проблемы по страховке, то рекомендую обращаться в Центральный банк Российской Федерации. Они у нас занимаются администрированием страхового рынка, и Центральный банк достаточно оперативно реагирует на какие-то нарушения. Вообще за произвольный отказ в заключении договора страхования страховщик может быть оштрафован на 50 тысяч рублей по каждому случаю. И надо доводить ситуацию до конца. Есть у Центрального банка горячая линия, можно туда обратиться. В принципе, надеюсь, что вам помогут. Это первое.

Второе – рост стоимости запчастей. Ну, действительно, запчасти подорожали, причем подорожали все запчасти, ну и расходные материалы, которые больше волнуют людей. Потому что если мы говорим про подорожание капота или бампера – ну, это волнует, когда что-то произошло. А вот какое-то периодическое обслуживание надо все равно автомобилю делать. Масло подорожало примерно на 60–70%. Фильтры подорожали.

С аккумуляторами очень интересная история. У меня коллега недавно из Свердловской области, Олег Таратухин, менял аккумулятор. И аккумулятор, который три года назад стоил 4 тысячи, сейчас стоит 10 тысяч. Причем это отечественный аккумулятор, это не импортный аккумулятор. Все объяснили тем, что используют какие-то иностранные, как они сказали, технологии, поэтому, видимо, подорожание. Но обоснование, я думаю, так себе, потому что технология, если она есть, то она есть, никуда она не денется.

Подорожали дворники, лакокрасочные материалы. Ну, подорожало примерно все: что-то на 60%, что-то в два раза, что-то в четыре раза. Но в четыре раза – это уже редкость.

Марианна Ожерельева: Пишут, что из-за удорожания на детали новые все больше будут люди покупать б/у. А как это повлияет на безопасность на отечественных дорогах?

Максим Едрышов: Я думаю, практически никак не повлияет на безопасность, тоже откровенно говоря, потому что у нас по техническим неисправностям ничтожно малое количество ДТП. У нас больше людей гибнут от пьяных водителей и от выезда на встречную полосу.

Марианна Ожерельева: Еще звоночек?

Виталий Млечин: Из Казани. Эльдар, здравствуйте.

Марианна Ожерельева: Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, а почему государство и контролирующие органы, как Роспотребнадзор, ФАС, не контролируют навязывание «допов» дилерами для клиентов? Вот недавно хотел купить LADA Vesta. Машина стоит… Мало того что они подорожали, но еще и «допы» навязывают на 400 тысяч! Мне озвучили цену – миллион девятьсот.

Виталий Млечин: Неплохо.

Зритель: Как такое вообще возможно? Это российская машина, не иномарка. Коврики за 50 тысяч. Сигнализация за 200 тысяч. Антикор за 100 тысяч. Почему никто с этим не борется? Почему государство разрешает так издеваться над клиентами? Спасибо.

Виталий Млечин: Ну а вы купили эту машину или не стали?

Зритель: Нет, нет. Ну, говорю же, что миллион девятьсот. Это ни в какие ворота не лезет! Это же российская машина, а не иномарка.

Виталий Млечин: К другому дилеру пробовали обращаться?

Зритель: Как будто все сговорились в Казани.

Виталий Млечин: То есть везде примерно такие цены?

Зритель: Везде, плюс-минус 20–30 тысяч.

Виталий Млечин: Спасибо. Вот это интересно!

Максим Едрышов: Это интересно. Потому что я считал, что эта проблема решилась…

Марианна Ожерельева: Когда?

Максим Едрышов: …в феврале, когда у нас рухнул весь авторынок, когда любой дилер был просто рад совершенно любому клиенту, которые за безумные деньги пришел покупать автомобили. Ну, очень странная ситуация. А проблема действительно была, когда навязывали допуслуги различные. Она началась примерно год назад. Ну да, есть проблема. Федеральная антимонопольная служба совершенно никак не реагировала на то, что происходит. А навязывание иногда доходило до миллиона рублей. Например, один из дилеров в Москве предлагал в нагрузку велосипед за 300 тысяч рублей к автомобилю.

Марианна Ожерельева: Неплохо!

Максим Едрышов: Ну, установка ковриков, например. Замечательная услуга! Самая дорогая услуга в мире, наверное. Установка ковриков стоила 90–100 тысяч рублей. Установка. То есть положить коврик – 100 тысяч рублей. И без этого автомобиль не продавали. Сейчас, я думал, все это ушло.

Но, смотрите, тут депутаты нам помогли на самом деле: на прошлой неделе были приняты поправки в закон «О защите прав потребителей», которые напрямую запрещают при продажи автомобилей и при заключении договора страхования навязывать какие-то допуслуги. Так как закон уже есть, обращайтесь в Роспотребнадзор, он у нас регулирует сферу защиты прав потребителей. И пусть какие-то меры принимают.

Марианна Ожерельева: Вот еще фраза прозвучала: «Она же своя. Почему она столько стоит?» То есть у людей по-прежнему есть ожидание, что если это, условно, отечественный автомобиль, то…

Виталий Млечин: Люди по-прежнему думают, что это отечественный автомобиль, а он наполовину не отечественный.

Максим Едрышов: Ну, он уже практически стал отечественным. Скоро Renault продаст пакет Минпромторгу, и он будет отечественным, с точки зрения владения бизнесом.

Марианна Ожерельева: А по стоимости?

Максим Едрышов: А с точки зрения технологий, та же самая LADA Vesta отечественная на 70%, а 30% – это иностранные запчасти.

Марианна Ожерельева: Поэтому она и стоит почти 2 миллиона рублей? То есть это оправдывает?

Максим Едрышов: Нет, она стоит 2 миллиона рублей, потому что так захотел автодилер.

Марианна Ожерельева: А сколько она могла бы стоить?

Максим Едрышов: Какой-то объективной причины сейчас для подорожания нет просто. Вот если посмотреть, то у нас цены придумываются, скорее всего, так. Пришел директор и думает: «За сколько же мне сегодня продавать машину? А давай будем за 3 миллиона продавать!» Ну, ощущение складывается такое.

Марианна Ожерельева: Бывает. Так а сколько она должна стоить?

Максим Едрышов: Я не знаю, сколько она должна стоить. Ну, стоила она еще совсем недавно 800 тысяч.

Марианна Ожерельева: Как поднялась-то в цене!

Максим Едрышов: А сейчас она стоит миллион двести. Плюс еще хотят что-то еще – и миллион девятьсот. Ну, мне кажется, нашему зрителю из Казани стоит просто, может быть, выехать за пределы Татарстана и где-то там найти автомобиль, потому что автомобили есть. По крайней мере в Москве можно купить LADA Vesta, она будет стоить миллион триста, но без всяких «допов». Правда, желающих за миллион триста LADA Vesta…

Марианна Ожерельева: Тоже не хотят, да?

Максим Едрышов: …как-то не очень много.

Виталий Млечин: Да, дороговато, конечно.

Максим Едрышов: А первоначально дилеры действительно выставляли цены как заградительные. Многие, может быть, помнят, были фотографии: «УАЗ Патриот» за 3,5 миллиона рублей. Эти машины стояли в салоне. Это были заградительные цены, чтобы никто ничего не покупал, пока не стабилизируется ситуация.

Виталий Млечин: Ну хорошо, эти цены заградительные, пока люди еще помнят, что, условно говоря, два месяца назад они стоили вдвое дешевле. А если люди привыкнут? Ну постоят эти УАЗы за 3,5 миллиона несколько месяцев, и люди-то решат: «Ну да, значит, они столько стоят». И начнут покупать.

Максим Едрышов: Ну, это защита бизнеса. По крайней мере, тот же собственник автосалона, вводя такие цены, он для чего это делает? Для того, чтобы никто не покупал, чтобы подождать. Вот у тебя есть машина в наличии. Подождали, посмотрели, что дальше. Ситуация начинает как-то все равно выравниваться более или менее. И цена начинает снижаться, чтобы машины продавались.

Но дилеры – это, наверное, самая пострадавшая отрасль. Авиакомпании, дилеры. Сейчас все взлетело на обслуживание, люди перестали ездить. Уже треть автовладельцев даже с гарантийными машинами сказали: «Мы не будем ездить к дилерам, это очень дорого». За замену масла 30 тысяч рублей не готовы люди уже платить. Поедут и за 10 тысяч поменяют в гараже где-то. Машины не продаются, ничего не происходит. Персонал работает. Приходят на работу, включают компьютер и сидят.

Виталий Млечин: И к чему это приведет?

Максим Едрышов: Это приведет, скорее всего, к тому, что половина дилеров в нашей стране до конца года закроются.

Виталий Млечин: Половина дилеров европейских, западных марок?

Максим Едрышов: Я думаю, всех.

Виталий Млечин: А китайских?

Максим Едрышов: Производство падает, все падает. Цена на автомобили выросла, даже на китайские автомобили.

Виталий Млечин: Цена выросла, но с запчастями для них проблем нет, по крайней мере.

Максим Едрышов: Ну, нет проблем с запчастями, действительно. Китай поставляет запчасти в совершенно обычном режиме. Ну и люди сейчас не покупают автомобили, потому что автомобиль – это не самое лучшее вложение денежных средств. И покупают автомобиль, когда действительно он становится необходимостью.

Марианна Ожерельева: Звонок из Калуги. Алексей, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Виталий Млечин: Вы в эфире. Говорите, пожалуйста, Алексей.

Зритель: Ну смотрите. Я сам из Калуги. Две недели, нет, неделю назад автомобиль Volkswagen Polo у нас стоил… до двух четыреста доходила цена, это у официалов.

Виталий Млечин: Так?

Зритель: Сейчас цена – миллион шестьсот где-то уже. Откуда этот миллион взялся, который был накручен дилерами? С какого перепугу Кто это будет контролировать?

Виталий Млечин: Так, а что контролировать, если уже снизили цену? Вы готовы за миллион шестьсот купить Polo?

Зритель: Нет, это все равно дорого. Ну куда это? Это машина в минимальной комплектации.

Виталий Млечин: А за сколько бы вы купили? Сколько она должна стоить, по-вашему?

Зритель: Ну, она должна стоить 800–900 тысяч.

Виталий Млечин: 800–900? Понятно, спасибо.

Вот как вы считаете, снизится до 800–900?

Максим Едрышов: До 800–900 точно не снизится, потому что те же Polo начали стоить под 900 тысяч рублей в минимальной комплектации еще с середины 2021 года. И оснований для снижения цены нет. Сейчас все будет потихонечку дорожать, так как есть дефицит производства автомобилей. И это скажется на рынке, смогут удержать выше стоимость.

Ну, насчет контроля за ценами – этим должна заниматься Федеральная антимонопольная служба, безусловно. Но, видимо, не углядели.

Виталий Млечин: Подождите. А какой тут может быть контроль цен, если это частный дилер? У него есть владелец. Он может продавать машину за ту сумму, за которую он хочет. Тут же нет никакого нарушения закона.

Максим Едрышов: Закон требует обоснования повышения стоимости. Мы не можем просто то, что стоило, условно, миллион, взять и сказать: «Ребята, а теперь это стоит 3 миллиона». Вот так нельзя делать, это все-таки нарушение антимонопольного законодательства. Тем более здесь можно усмотреть еще и сговор всех участников рынка.

Виталий Млечин: А, если все синхронно…

Максим Едрышов: Если не конкретный человек это сделал, а сделали это все.

Марианна Ожерельева: Максим, вы сказали о дефиците производства. А это проблема только нас коснулась в период пандемии? В предыдущие два года ведь была эта история, что…

Максим Едрышов: Ну, проблема не только наша.

Марианна Ожерельева: То есть насколько мировой автопром вообще сегодня оказался уязвим? И чего ему не хватает? От кого он в наибольшей степени зависит?

Максим Едрышов: Ну, проблема не только наша, проблема в том числе и европейская. Американцы практически не пострадали, так как у них локализовано более или менее производство.

Марианна Ожерельева: Китай тоже не пострадал?

Максим Едрышов: Китай не пострадал.

Марианна Ожерельева: То есть вот это закрытие Шанхая сейчас и так далее на производственные цепочки никак не повлияет?

Максим Едрышов: Не особо сильно повлияет. Там совершенно другая логистика. И в Китае, когда строится автомобильный завод, рядом строятся заводы, которые производят разные автокомпоненты. Это у нас сделали Волжский автомобильный завод в Тольятти, а подшипники мы производили во Владивостоке. Ну, чтобы «близко» возить их было, да?

Марианна Ожерельева: Нормально.

Максим Едрышов: Ну, опять же, люди заняты всем. А в Китае чуть по-другому они действуют: сразу строят заводы, производящие автокомпоненты, чтобы автономно работать, все быстро, логистика поставлена. А в Европе, да, есть проблемы на сборочных цехах, потому что и в России, и на Украине производили некоторые запчасти. Например, многие не знают, но у семейства VAG практически все подшипники производили на Украине. Вот они были украинские. Все заводы закрылись, все встало.

Виталий Млечин: Многие этого не знали, да.

Максим Едрышов: Сейчас будут искать другие альтернативные какие-то варианты поставок тех же самых подшипников, ремней различных. Ну, для Европы это будет менее болезненно, конечно, чем для нас. Хотя в марте месяце в Европе продажи автомобилей снизились на 20%.

Виталий Млечин: Ну, там тоже все дорожает, понятно. А у нас вообще все заводы автомобильные, что ли, закроются?

Максим Едрышов: Ну, на какое-то время. Логистика все равно будет выстроена. Будет чуть дороже. Сейчас повышение стоимости еще произойдет из-за того, что ввозить будут не напрямую, а через что-то объезжать придется. Это, соответственно, скажется на конечной стоимости. Но я думаю, что в мае ситуация потихоньку начнет исправляться.

Виталий Млечин: То есть заводы все-таки заработают?

Максим Едрышов: Заводы заработают.

Виталий Млечин: Даже те, которые…

Максим Едрышов: Не на полную мощность, естественно. Может быть, на 10%, но начнут потихонечку собирать автомобили. То есть автомобили новые начнут появляться на нашем рынке.

Виталий Млечин: А те компании, которые объявили, что они уходят, что с ними будет?

Максим Едрышов: А непонятно, что будет с ними, потому что они же не только для российского рынка собирали те же самые Škoda или Volkswagen. Они шли и на европейский рынок. И пока эти заводы тоже стоят, потому что не из чего собирать автомобили. Та же Калуга – завод пока находится в отпуске вынужденном.

Виталий Млечин: Как вы думаете, когда эта ситуация начнет разрешаться?

Максим Едрышов: Ну, я думаю, до конца года наладят все поставки какие-то. Это сложный процесс, действительно. Это не решается за месяц-два.

Марианна Ожерельева: Ну, вы начали с того, что летом вы ожидали…

Максим Едрышов: Это будет восстановление. В мае, я думаю, начнутся потихонечку первые такие трепетания авторынка и первые поставки, может быть, автомобилей, которые есть. Те же самые китайские производители, которые тоже производят у нас (завод под Тулой есть у одного производителя, достаточно большой), они чуть-чуть приостановили, они снизили свои производственные мощности.

Виталий Млечин: Так он, по-моему, как раз один, а остальные все либо везут из Китая, либо из Белоруссии.

Максим Едрышов: Ну, он один. Ну, в Белоруссии те же самые проблемы, что и у нас, в принципе. Ну, проблема пока есть.

Марианна Ожерельева: Еще нам пишут из Краснодарского края о технологическом отставании. Вот это действительно колоссальная проблема, которая уже наступила или которая аукнется в будущем? Ну, в связи с «Евро-0» и так далее, и так далее.

Максим Едрышов: Это в будущем, конечно, все произойдет. Ну, в этом плане можно рассчитывать на Китай. Китай сделал за последние десять лет огромный просто рывок в автомобилестроении. Они стали производить действительно безопасные автомобили с допоциями, не уступающие ведущим немецким брендам, допустим.

Виталий Млечин: Вот нам пишут из Нижегородской области: «Рынок в тяжелом положении. Приведет это все к уменьшению объемов потребления. Соответственно, уменьшение производства, сокращение сотрудников. А потом все пойдут с протянутой рукой к государству. То есть не получится ли действительно так, что государство должно будет еще и тех же автопроизводителей, тех же автодилеров спасать?

Максим Едрышов: Я думаю, что для государства это привычно. Пока «АвтоВАЗ» не передали компании Renault, это была исключительно дотационная история: триллион, два триллиона… Им постоянно выделяли и выделяли, для того чтобы они хоть как-то могли производить свою продукцию.

Виталий Млечин: Так а если всех придется вот так содержать – всех производителей, еще и дилеров?

Максим Едрышов: Ну, всех вряд ли придется, потому что у нас из наших отечественных производителей – это «КамАЗ», «ГАЗ» и «АвтоВАЗ». Им поддержка, скорее всего, будет оказана. Может быть, какие-то субсидии, льготные автокредиты. А остальные, думаю, уже сами как-то протянут.

Виталий Млечин: Спасибо вам большое.

Марианна Ожерельева: Спасибо большое.

Виталий Млечин: Руководитель Федерации автовладельцев России Максим Едрышов был у нас в гостях. Говорили об автомобилях – новых и подержанных.

Дорожают и машины, и их обслуживание. Что будет дальше?