Марина Калинина: Сколько времени нужно россиянам, чтобы накопить на новый автомобиль? Оказывается, на это для среднестатистического человека со среднестатистической зарплатой уйдет около 8 лет. Иван Князев: Вечность. Марина Калинина: Ну, не вечность. Но 8 лет – это тоже немало. Это результаты исследования РИА Новости. Сейчас в среднем новый автомобиль стоит примерно 2 млн. рублей. Иван Князев: Ну, если серьезно, в результате исследования выяснилось, что быстрее всего нужную сумму можно собрать на Чукотке – за 3 года и 5 месяцев. В Ямало-Ненецком автономном округе придется копить еще плюс 1 месяц. В Магадане – 3 года 9 месяцев. Москва – что интересно – расположилась на 5 месте рейтинга – 4,5 года нужно, чтобы накопить на авто. А вот на Северном Кавказе на это уйдет более 10 лет. Ну что у нас получается – машины опять стали роскошью? Поговорим об этом с экспертом. Марина Калинина: Антон Шапарин с нами на связи – вице-президент Национального автомобильного союза. Антон, приветствую вас. Иван Князев: Здравствуйте. Антон Шапарин: Да, приветствую. Марина Калинина: Вот эти 8 лет для нашей страны – это, вообще, рекорд на сегодняшний момент? Антон Шапарин: Понимаете ли, это не 8 лет, на самом деле, в реальной жизни, а гораздо больше. Иван Князев: Ну, это в среднем. Антон Шапарин: То, что возьмем… вот мы приходим к официальному дилеру, и там к этим двум миллионам будет установлено дополнительного оборудования на 300 тыс. рублей – коврики, условно там, за 50 тысяч (хотя им цена 5). Но самое веселое будет дальше. Стоимость работы по установке этих ковриков в автомобиль – это конкретный прайс-лист я цитирую – миллион сто тысяч рублей. Это на автомобиль ценой миллион триста. Маленький кроссовер. И все. Марина Калинина: Это как вообще? Это как? За счет чего? Иван Князев: В два раза цена увеличивается. Марина Калинина: А что там делать-то с этими ковриками за миллион с лишним? Антон Шапарин: Просто вот их устанавливают там коврики и еще что-то, еще что-то, и нужно же вот эту переплату, которая сейчас у дилеров есть, как-то оформить, чтобы автогиганты не совсем уж возмущались. Да? Хотя и автогиганты идут на поводу у дилеров, потому что на сайте, например, большой немецкой компании, которая народные автомобили продает, присутствуют (на официальном сайте), присутствуют автомобили, в которых написано: «+350 тысяч рублей за дилерское оборудование». Но это все, как минимум, – наглость, как максимум, я думаю, – для антимонопольной службы тут тоже было бы над чем поработать, потому что это… Марина Калинина: Много вопросов возникает, действительно. А почему производители автомобилей как-то не влияют на этих своих дилеров? Антон? Антон Шапарин: Да. Марина Калинина: Почему производители автомобилей, те же автогиганты, не влияют, не могут повлиять на дилеров, через которых их машины продаются? Антон Шапарин: Я подозреваю, что они повлияют через некоторое время. Сейчас пока продажи условно прут. Хотя и они уже падают. И падают достаточно заметно. Все будут фиксировать максимально возможные прибыли. Все участники процесса. Потом автопроизводители семимильными шагами (я абсолютно в этом уверен) будут двигаться в сторону онлайн-продажи, просто потому что они видят, что дилеры способны в России сделать с их репутацией, реноме и так далее. Так что, к глубокому сожалению, не 8 лет нужно копить на автомобили, не 10 лет, а гораздо-гораздо больше. Потому что цену нужно будет увеличивать. Иван Князев: Антон, такой вопрос. С новыми машинами понятно, а с подержанными-то что? Средняя цена 800 тысяч рублей. Антон Шапарин: Подержанные автомобили – этот рынок, это производное от, собственно, рынка новых автомобилей. Владельцы бэушных машин видят, что дорожают новые и поднимают цены вслед за этим рынком. Это всегда так происходило и происходит с небольшим лагом. И, конечно, не на все, правда, модели. Есть модели, которые не пользуются ажиотажным спросом у россиян. Хотя часто это совершенно неоправданно. У нас в головах у многих живут стереотипы такие, знаете, из ранних 1990-х. Про, например, французские автомобили, про то, что их не стоит покупать, потому что когда-то давно из Польши приезжали действительно убитые «французы», которые бодро гнили в нашем климате. Сейчас все изменилось, приезжают совсем другие машины, которые по потребительским характеристикам уж гораздо интереснее, чем «корейцы» и многие «японцы». Иван Князев: А вот, кстати, интересный момент. У нас в регионах-то, вообще, на чем ездят? Вы ж, наверное, следите за этой картиной. Антон Шапарин: Я скажу. Очень просто: средний российский автомобиль – это четырнадцатилетняя «Лада». Вот на чем ездит Россия. И все вот эти рассказы про 2 миллиона рублей, новый автомобиль – для многих людей это не просто роскошь. Это мечта несбыточная, как третье пришествие. Многие его ждут, как Махди на Кавказе. Вот. Но вот так вот. Иван Князев: А Дальний Восток – там же все хорошо с «корейцами» и «японцами»? Антон Шапарин: На Дальнем Востоке парк сильно старше, чем на европейской части России. Там средний автомобиль – это двадцатилетняя праворукая «японка». И это еще ничего. Часто по набору потребительских свойств она уж точно лучше, чем четырнадцатилетняя «Лада». Страна действительно ездит на старых автомобилях, от этого никуда не деться без улучшения экономической ситуации, без стимулирования продаж новых автомобилей. И, к сожалению, все программы, которые Минпромторг продвигает в данном случае, – они очень узкоспециализированные (для молодых семей, например) и часто завязаны не необходимости получения кредитных продуктов. Обязательно нужно в банке кредит взять, чтобы поучаствовать в программе. Но для многих россиян, я напомню, в службе судебных приставов числится 19 миллионов россиян – это люди, у которых есть долги. И если они выходят в белое поле, открывают там счета на свое имя и так далее, то они автоматически деньги будут приставам отдавать, и в тот же момент они счета открыть не смогут и кредит получить тоже. Иван Князев: За ними сразу же придут. Марина Калинина: Да. Давайте послушаем наших зрителей – Московская область с нами на связи. Здравствуйте. Зрительница: Здравствуйте. Марина Калинина: Да, говорите, пожалуйста. Иван Князев: Как вас зовут? Зрительница: Меня зовут Любовь. Иван Князев: Слушаем. Зрительница: Можно вопрос Антону? Иван Князев: Конечно. Антон Шапарин: Конечно. Зрительница: Здравствуйте, Антон. Будьте добры, ответьте мне, пожалуйста, на такой вопрос: где я могу сейчас, в данный момент (ну, в ближайшее время), купить самый дешевый автомобиль – «Нива», трехдверный? Вот вы улыбаетесь сейчас, я вижу. Вам смешно. Иван Князев: Нет, это весьма предметный, хороший вопрос. По делу прям. Антон Шапарин: Объясню почему: потому что дилеры будут максимально рассказывать вам, что автомобиля нет в истории, нет в наличии. Вам необходимо будет занести им конкретно денег, чтобы они пошли навстречу и снизошли. Знаете, мне кажется, что вы видели Советский Союз – это та самая ситуация, когда вот, знаете, как в райкинском монологе про дефицит – да, они создают искусственный дефицит сейчас. В чистом виде. Иван Князев: Про кредиты мы заговорили, вот как бы, конечно, хотелось бы, наверное, разорвать вот эту связку, когда у тебя, вроде, есть возможность взять кредит и купить – более-менее даже на нормальных условиях – авто. Но опять же ты попадаешь вот на этих дилеров. Антон Шапарин: Абсолютно. И в тело кредита, в сумму кредита нельзя заложить вот эти суммы колоссальные, которые они хотят с нас поиметь, потому что они обосновывают это достаточно просто. Мы, кстати, там с одним из их вожаков у вас в эфире сходились. Они говорят: «Ну, нам было не очень хорошо, – говорит нам человек в гавайской рубахе. – Не очень хорошо в предыдущие годы. А сейчас вот мы решили заработать. Не хотите – не берите. Хотите – берите. Но просто занесите нам в кассу». Логика у них предельно проста, и она окончательно добьет доверие россиян к дилерам, это раз. А два… Марина Калинина: Антон, но это же очень недальновидная логика. Антон Шапарин: Конечно. Абсолютно. Марина Калинина: В конце-концов просто не будут покупать автомобили и все. Антон Шапарин: Именно так. Они рассчитывают на то, что альтернативы дилерам нет. Их пока что нет. Но онлайн-продажи еще до ковидного всего начали тестировать многие бренды. А сейчас, с учетом того, что в онлайн ушла значительная часть розничной торговли, когда у нас курьер – это очень популярная в России профессия, даже местами зарабатывающая (в Краснодаре курьеры имеют по 80 тысяч рублей в месяц, например). Так что мы видим, что продажи уйдут в онлайн, продажи автомобилей уйдут в онлайн, и дилерам осталось жить не так уж и долго. Иван Князев: Ну, будем надеяться, что цены тогда тоже снизятся. Марина Калинина: Совет – подождать при покупке машины? Антон Шапарин: И нашей слушательнице, и всем остальным я вот еще несколько месяцев назад не мог порекомендовать подписку на автомобили, потому что это было дорого достаточно. Сейчас, с условием изменения цен на бэушном рынке, на рынке новых автомобилей, тем, кто хочет новую машину, я рекомендовал бы взять машину по подписке. И не «Ниву», в данном случае Любови, а какой-то внедорожник, допустим, корейский или даже китайский (они очень подтянули качество). Вот. Вторая категория – это поиск на бэушном рынке автомобилей недооцененных в России марок. Нужно отбрасывать уже вот эти первобытные пещерные стереотипы и смотреть на чем ездит Европа. Европа на тех же «французах» ездит, например. На «итальянцах» ездит активно. Так что все наши стереотипы должны остаться в прошлом. Марина Калинина: Спасибо вам большое за ваши советы. Спасибо. Иван Князев: Антон Шапарин – вице-президент Национального автомобильного союза был с нами на связи. Буквально несколько СМС. Из Приморского края: «За 8 лет только на велик могу накопить». Из Нижегородской области: «Сын со снохой ездят на «Гранте». 2 млн – это не для нас». «А моей «Ладе-шестерке» 45 лет – о новой даже не мечтай» – Пензенская область. Марина Калинина: Главное, что она ездит до сих пор. Иван Князев: Да. А вот москвичи пишут, что «ну какое счастье, если автомобилей не будет, и так задыхаемся во дворах». К следующей теме.