Автомобиль становится роскошью

Гости
Максим Едрышов
руководитель Федерации автовладельцев России
Алексей Коренев
аналитик Группы компаний «ФИНАМ»

Оксана Галькевич: Можно так однажды проснуться, друзья, и узнать, что ты, оказывается, ведешь роскошную жизнь. У вас такое бывало? Если не бывало, то сейчас будет, у некоторых из наших зрителей точно. Вы уже проверили новый список Минпромторга, куда включены автомобили, которые будут облагать повышенным транспортным налогом? Если нет, то скорее бегите, потому что в ряду роскошных автомобилей прибыло.

Теперь там вовсе не обязательно быть владельцем люксовых марок автомобилей: Bentley, Ferrari, Rolls-Royce, ну или хотя бы BMW и Mercedes. Отныне в этом клубе, в том числе, и поклонники корейского автопрома, японского автопрома не самого высокого сегмента, немецкого народного - те самые Volkswagen и даже чешский автопром, которым сейчас рулят немцы, правда, но тем не менее.

«Как же мы дошли до такой роскошной жизни?» - спросите вы. Ну, мы тут день ото дня действительно в прямом эфире говорим о том, что доходы падают, зарплаты копеечные. А по версии Минпромторга куда ни глянь, куда ни кинь глазом, через одного все на роскошных машинах круги наворачивают.

Иван Князев: Так мы до LADA дойдем и велосипедов.

Оксана Галькевич: В общем, да, уважаемые владельцы роскошных автомобилей, мы вас, во-первых, с этим поздравляем. Автомобили, наверняка, куплены были в автокредит по специальной акции «Моя первая семейная машина». Звоните нам в прямой эфир, негодуйте или аплодируйте, может быть, действительно, это правильное решение. Мы разные мнения принимаем, мы в прямом эфире, телефоны бесплатные у вас на экранах.

Иван Князев: Максим Едрышов сейчас с нами на связи, руководитель Федерации автовладельцев России. Здравствуйте, Максим.

Оксана Галькевич: Здравствуйте.

Максим Едрышов: Добрый день.

Иван Князев: Как вы оцениваете эту инициативу? Действительно уж прямо роскошь-роскошь это все?

Максим Едрышов: Как тут можно оценить? Ничего хорошего, конечно, в этом нет, в принципе, потому что действительно владение автомобилем становится все дороже и дороже. К счастью, не такая большая будет прибавка к транспортному налогу, но все равно она будет, и она, причем, возникает с ровного места для человека, потому что он сумел накопить три миллиона рублей и купил машину больше трех миллионов. Дело в том, что...

Оксана Галькевич: Слушайте, ну какой там накопил, это скорее всего автокредит. Зато какая прибавка в статусе, а? Налог вырос не сильно, зато в статусе-то - премиум авто.

Максим Едрышов: В 2014 году, когда налог на роскошь действительно появился, в этот список входили действительно роскошные автомобили. Сейчас вот правда совершенно удивляет появление там таких уже более-менее бюджетных народных марок чешских, корейских и понимаешь, что автомобиль действительно становится роскошью напрямую.

Оксана Галькевич: А не только средством передвижения.

Иван Князев: Максим Иванович, а меня, знаете...

Максим Едрышов: Не только средством передвижения, но из этого есть один выход. Понимаете, эти три миллиона рублей взяли когда автомобили стоили, мягко скажем, чуть-чуть дешевле - в 2014 году. И, несмотря на то, что идут какие-то инфляционные процессы, например, стоимость машин постоянно меняется, вот эта планка три миллиона так она и остается. Семь бед - у нас планка в три миллиона.

Иван Князев: Максим, вот какой вопрос. Это, конечно, все хорошо, там три миллиона, когда ты покупаешь новый автомобиль. Действительно, многие могут подумать: «Ты, наверное, хорошо живешь, коль позволяешь себе купить новый автомобиль». Проходит десять лет, и та же Kia, она превращается уже в такую посредственную машину, и стоит она далеко не миллион и даже меньше миллиона. Это вполне себе там средний и даже ниже среднего класс. Налог на нее также останется повышенным?

Максим Едрышов: Нет, смотрите, там идет такая градация очень интересная. Налог повышенный на автомобили роскошные, которые стоят больше десяти миллионов рублей. Он действительно в течение десяти лет будет коэффициент три, то есть человек платит три транспортных налога ежегодно в течение десяти лет. Если мы говорим про автомобили от трех до пяти миллионов рублей, то там первые три года только будет повышенная ставка транспортного налога, потом он будет уже совершенно нормальным. То есть это такая временная мера, это не навсегда.

Иван Князев: Три года роскошь, потом уже обычная железяка.

Максим Едрышов: Ну, все прекрасно все понимают. На самом деле, мне кажется, это хороший повод вообще задуматься над тем, чтобы пересмотреть вот этот порог транспортного налога, потому что если мы так три миллиона и оставим, если и дальше тенденция к удорожанию автомобиля. К сожалению, автомобили все время дорожают и дорожают у нас. Наверное, лет через пять у нас и АвтоВАЗ будет роскошным автомобилем, мы за него тоже будем платить транспортный налог повышенный.

Оксана Галькевич: Нет, ну а почему, кстати, нет. Качество-то там растет на самом деле. Вот осталось только, я говорю, со статусом только там доработать, подкрутить.

Вы знаете, нам много пишет людей. Люди поделились на разные лагеря. Пишут, например, что наши люди в булочную пешком ходят. Нечего тут, понимаешь, автомобили покупать. Смоленская область говорит, что это правильное решение, потому что бедный человек такие машины не купит, даже такие, в общем, которые в этом списке. Мы кстати, друзья, далеко не полный список, там на 87 позиций вырос этот перечень, поэтому вы на сайте Минпромторга все это найдите. Может, там действительно ваша Ласточка где-то в этом списке и числится.

Максим Едрышов: Да, там появились автомобили, которые можно встретить практически в любом дворе, то есть это не обязательно прямо люкс-люкс, как мы его представляем. Вы можете выйти и увидеть там ту же Skoda Kodiaq, вот она отнесена к роскошным автомобилям, хотя это автомобиль в максимальной комплектации, он даже с двигателем 1,4 всего лишь - 150 лошадиных сил, то есть это не какой-то суперкар, это обычный автомобиль, на котором люди ездят.

Оксана Галькевич: Так, в общем, собственно, о том-то и речь, что этот список на 87 позиций увеличился за счет машин, о которых мы бы никогда и не подумали, что они такие крутые.

Иван Князев: Да, это действительно нужно внимательным быть, а то в конце года, когда придется тебе платить транспортный налог, будешь неприятно удивлен, потому что 87 позиций.

Максим Едрышов: Надо сказать, что есть и плюс у этой новости: Минпромторг все-таки поддержал отечественных производителей, например, автомобиль Aurus Senat, который у нас начал продаваться в этом году и стоит 22 миллиона рублей, он не облагается повышенной ставкой транспортного налога.

Иван Князев: Какой-какой?

Оксана Галькевич: Audi чего, простите?

Иван Князев: Aurus.

Оксана Галькевич: А, Aurus. А, да-да.

Иван Князев: Мы на таких машинах никогда ездить, мне кажется, не будем. Спасибо.

Оксана Галькевич: Ну, это поддержали, да, отечественного производителя. Спасибо. Максим Едрышов, руководитель Федерации автовладельцев России, был у нас на связи.

А сейчас у нас на связи наш зритель Ирина из Орла. Ирина, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Спасибо вам большое за актуально поднятые темы. Максим, наверное, уже исчерпывающе сказал, присоединяюсь, молодец. Но что подразумевают под роскошью автомобиля? Хотелось бы конкретно, чтобы это все было четко выражено и чтобы не получилось как уже роскошь стала, если положил один миллион в банк. Потому что мы так и не поняли. Я разбирала систему, так и не поняла, что там случилось. Теперь я не могу понять, что за роскошь у нас автомобиль и почему я, мне уже 60 лет, я честно трудилась и не могу купить один из автомобилей за 5-7 миллионов рублей. Оказывается, я в 70 лет должна такие налоги платить, то есть что я трудилась, что не трудилась.

У меня была цель купить самую прекрасную корейскую машину, я хочу так. И что это за роскошь, почему на один единственный автомобиль я должна платить что-то повышенное? А у меня пенсия 11 000. Да, я была предпринимателем, то-то, то-то, то-то, у меня сложились так обстоятельства. Я продала несколько, допустим, мной заработанных квартир по жизни, мамину, папину, дедушкину, бабушкину, но я купила этот автомобиль. Давайте разберемся, где роскошь, где не роскошь.

Один автомобиль - это роскошь? И я вожу своих внуков, детей на нем, и вот я шла к этой цели всю жизнь. Вот хотелось бы разобраться в конкретике, потому что у меня такое впечатление: Минфин - себе, Минпром - себе, Роспотреб - себе, и все остальные по разным сторонам. Они в связке что, не работают что ли, я так не пойму.

Оксана Галькевич: Ирин, ну вы, на самом деле, планку-то задрали еще выше, чем Минпромторг. Там планка-то три миллиона, а у вас - 5-6 миллионов на автомобиль.

Иван Князев: Человек заработал, копил.

Оксана Галькевич: А где должна вот эта линия быть проведена по-вашему, скажите?

Зритель: На один единственный автомобиль - нигде.

Оксана Галькевич: А, нигде.

Зритель: Вот я вам объясняю, я много лет к этому шла.

Иван Князев: Может, здесь такая логика: не ездил на авто на хорошем, нечего и начинать.

Оксана Галькевич: Да, хорошо.

Зритель: Ну да, к концу жизни лофт куплю.

Оксана Галькевич: Но это интересное мнение, надо сказать. Мы вас выслушали с большим интересом. Спасибо большое, Ирина. А сейчас у нас эксперт, которого, я тоже думаю, мы с интересом большим выслушаем. Алексей Коренев, аналитик Группы компаний «ФИНАМ». Алексей Львович, здравствуйте.

Алексей Коренев: Добрый день, Оксана. Добрый день, Иван.

Оксана Галькевич: Алексей Львович, как нас, смотрите, от эфира к эфиру бросает. Мы с вами то про цены на сахар и хлеб, то на нефть, а теперь у нас автомобили.

Иван Князев: А скоро это все объединится.

Оксана Галькевич: Да, все растет, все дорожает. Как мы дошли до жизни роскошной такой, как вдруг там Skoda Kodiaq или что-то еще резко одномоментно стали роскошными люксовыми автомобилями?

Алексей Коренев: На самом деле, этот список периодически корректируется, и там сейчас 1387, если не ошибаюсь, позиций. И автомобили по ставке налоговой дифференцированы. Кстати говоря, не такая уж и сумасшедшая ставка, потому что тот, кто может позволить себе автомобиль за 20 миллионов, может позволить заплатить налог с него. Если автомобиль пять миллионов, вот сейчас как телезрительница рассказывала, в общем-то тоже там ставка налога не такая чтобы было невозможно. То, что она апеллирует к пенсии в 11 000, она по-честному сказала, что у нее в результате занятий бизнесом несколько квартир и т.д. Видимо, все-таки не на одну пенсию она живет. Либо уж тогда не покупайте за пять миллионов, или будьте готовы к тому, что все-таки придется платить повышенный налог на автомобиль.

Иван Князев: Алексей Львович, да я думаю, понимаете, наших телезрителей и нас, наверное, в том числе смущает, что это какая-то странная вариация прогрессивной шкалы налогов у нас получается.

Алексей Коренев: Да, она не просто странная, она вообще очень непонятная. Начнем с того, что, в общем-то, дорогих автомобилей в стране не так много, как может показаться. Если вы по Москве ездите, конечно, кажется, что много. На самом деле, не очень много, и большинство россиян мечтают купить простую LADA Granta или Renault Logan, и ни о каких высоких налогах тут речи не идет.

Оксана Галькевич: Так Алексей Львович, получается, что мы не только там от доходов или прихотей Минпромторга каких-то и соображений зависим. Мы еще зависим от какой-то реальной экономической ситуации с девальвацией национальной валюты связанной. Я ведь так понимаю, что эти 87 позиций переместились в этот список за счет того, что там большая импортная составляющая, то есть валютная составляющая. А рубль у нас упал на 20%, и вот эти все прекрасные симпатичные автомобильчики вдруг резко стали в один ряд с Bentley и Rolls-Royce.

Алексей Коренев: Ну, в один ряд Kodiaq с Bentley, конечно, не встал, но учитывая то, что машина содержит в себе... Даже практически все собираемые в России автомобили, иномарки имеется в виду, имеют не очень высокую степень локализации, поэтому в том же Kodiaq огромное количество импортных комплектующих узлов и агрегатов, которые покупаются за валюту. И обслуживать потом придется у дилера как бы авторизованного. Поэтому, Kodiaq, конечно, до Bentley не дотягивает. Но сама по себе идея введения налога на отдельные виды роскоши...

У нас всего позиций только две: это налог на автомобили и налог на недвижимость, если не ошибаюсь, там 2% при выше стоимости 300 000. Все остальное у нас роскошью не считается по одной простой причине: у нас вообще нет законодательного определения роскоши. И когда нам говорят, что налоги на роскошь вводить бесполезно, дескать, деньги из страны убегут, мне кажется, немножечко чиновники лукавят. Начнем с того, что большинство тех, кто имеют за рубежом яхты, самолеты, виллы и т.д., у них все это зарегистрировано в иностранных юрисдикциях. Те же самые яхты, в основном, Гибралтар, где низкие процентные ставки, и т.д. И через фирмы посредники, не напрямую. Не возьмете вы налоги с этих людей, не получится.

Значительная часть богатых людей у нас и вовсе сейчас под санкциями, а те, кто не под санкциями, говорят: «Они убегут из страны». Куда они убегут? В Германии 45% налог, имеется в виду НДФЛ, в Швеции 60. Или они в Африку побегут? Им вообще-то бизнесом заниматься надо, поэтому никуда они не побегут. Если они поедут, то они поедут туда, где у них бизнес реально будет работать, а во всех этих странах тоже очень высокие налоговые ставки. Речь идет именно о налогах на доходы, на прибыль.

Вот с доходами на роскошь все неоднозначно. Многие страны действительно были вынуждены от них отказаться, потому что и налог непростой, и он не всегда себя оправдывает. В США в свое время, например, были введены налоги на яхты, которые потом начали штаты постепенно отменять: сперва Флорида, потом Нью-Йорк, из-за того, что американцы стали покупать эти яхты не в штатах, а в ближайших государствах, где эти яхты производили. И в результате собственная яхтостроительная промышленность встала. Чтобы спасти промышленность, пришлось им отменять налог на яхты. Вот прогрессивная шкала - да.

Оксана Галькевич: Алексей Львович, звонок у нас просто есть из Ростовской области. Времени мало остается, давайте послушаем Галину. Галина, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Иван Князев: Что вы думаете?

Зритель: Я по поводу налога на роскошь насчет автомобилей. Правильно, что ввели этот налог. Почему? Потому что простой человек не способен купить себе Bentley.

Иван Князев: А богатые пусть платят.

Зритель: А то, что говорят, что почти в каждом дворе машины стоят такие, это говорит о том, что значит люди стали жить гораздо лучше, чем жили раньше.

Оксана Галькевич: Галина, да нет, у нас Bentley не в каждом дворе стоят. Там речь об автомобилях раз в десять, а то и в сто раз попроще.

Зритель: Ну я посмотрела, что вы показали. Это я просто сказала: «Bentley».

Иван Князев: Понятно.

Зритель: То, что вы показывали фотографии, какие машины туда входят. Такие машины простой человек не купит, а купит тот, кто занимается бизнесом, как раз вот первая партия фотографий была - это чисто для бизнеса машины.

Оксана Галькевич: А покажите, да, вот эту графику, чтобы мы просто посмотрели, что за автомобили. А в кредит простой человек может такую машину купить или тоже не может?

Зритель: Если простой человек, он и в кредит не возьмет, потому что ему с зарплаты помимо кредита надо платить за коммуналку и детей подымать.

Оксана Галькевич: А, ну да. Спасибо, Галина.

Иван Князев: Ну, с таким налогом тоже не возьмут. Так я не понимаю, это хорошо или плохо. Алексей Львович, тут еще, знаете, все спрашивают, особенно телезрители: «Денег-то много соберут и куда они пойдут?» Если можно, коротко.

Оксана Галькевич: Кто же тогда этот спрос по ипотеке тогда обеспечил, если люди не могут это все?

Алексей Коренев: Значит, спрос по ипотеке бешеный - это понятно, у нас есть категории людей, которые имели накопления и которые рассматривают покупку недвижимости как наиболее интересный вид инвестиций, хотя, на мой взгляд, пока это спорно.

Куда пойдут деньги, не знаю, потому что вот, например, нам обещали, что повышенный НДФЛ 15% с тех, кто зарабатывает больше пяти миллионов, пойдет на лечение детей. На самом деле, благие намерения, и объяснение подобного налога выглядит действительно с социальной точки зрения достаточно справедливо. Но надо иметь в виду, что таких людей у нас очень мало, и поэтому собрано будет очень незначительный объем.

Оксана Галькевич: Спасибо.

Иван Князев: Спасибо. Алексей Коренев, аналитик Группы компаний «ФИНАМ» был с нами на связи. Скоро увидимся.

Какие марки авто попали в список повышенного налогового обложения?