Марина Калинина: Ну и первая тема нашего сегодняшнего эфира звучит так – почему повышаются цены на автомобили, причем резко? Ну давайте смотреть: средняя цена нового легкового автомобиля в России по итогам августа превысила 2 миллиона рублей. С июня прошлого года, чуть более чем за год, этот показатель вырос почти на полмиллиона, и это сопоставимо с удорожанием автомобилей за предыдущие 5 лет. Иван Князев: Реальная цена продаж может быть на 10–20% выше заявленной. Почему произошел такой резкий скачок? Как дальше будет себя вести автомобильный рынок? И можно ли остановить рост цен? Обсудим это с экспертами. Вас призываем рассказать, на чем ездите, когда и за сколько покупали авто. Звоните-пишите нам в прямой эфир. Марина Калинина: Да, звоните-пишите, рассказывайте. А прямо сейчас к нам присоединяется эксперт по этой теме – это Сергей Удалов, исполнительный директор аналитического агентства «Автостат». Здравствуйте. Иван Князев: Ну, собственно, это агентство, которое проводило исследование последнее рынка автомобилей. Сергей Валерьевич, смотрите, тут я тоже посмотрел открытые источники, данные на сентябрь 2021 года, подорожание авто, отечественный есть сегмент, LADA +2%, немного, правда, в конкретных рублях не указано, Fiat +13%, Hyundai Kia, Volkswagen, Volvo +5–10%. Ну, кажется, если посмотреть вот объявления, то намного выше все-таки там подорожание. Расскажите, что происходит на рынке. Сергей Удалов: На самом деле цены начали расти еще в марте прошлого года, когда произошел достаточно резкий скачок курсов валют. Но на тот момент на складах у дилеров было еще очень много автомобилей и, собственно, все пошли их покупать, понимая, что если валюта вырастет, то вырастут и цены на автомобили. И сразу после марта фактически, апрель – май – июнь, случился локдаун, то есть дилерские центры были закрыты, машины не продавались; и как только дилерские центры открылись, все опять пошли продавать автомобили, покупать автомобили по, назовем их так, старым рублевым ценам. При этом во время пандемии были закрыты достаточно много производств как в России, за рубежом, в Азии и т. д., и т. д. и начал образовываться дефицит автомобилей именно из-за того, что они не собирались и не поставлялись в дилерские центры. При этом спрос еще был с пониманием того, что цены будут расти, и поэтому цены продолжили расти вслед за спросом, люди пытались купить автомобили дешевле, чем они будут завтра. И мало того, на эту историю, собственно, с ограниченной сборкой, с ограниченным производством наложился дефицит микрокомпонентов, потому что микрокомпоненты в первую очередь начали поставляться на рынок гаджетов, телефонов, телевизоров, компьютеров, на которые в то время был еще больший спрос, чем на автомобили. И соответственно, это сложилась такая глобальная ситуация, что машин не хватает, машины заказываются сейчас по каким-то моделям на год вперед, недособираются, недоукомплектовываются. И из-за того, что на рынке дефицит и на рынке есть спрос, цены растут в соответствии с… Иван Князев: То есть, еще раз, три основные причины: спрос, рубль подешевел, зарубежные валюты подорожали, евро, доллар, и плюс пандемия. Сергей Удалов: Да. Иван Князев: Во всех сегментах это произошло? Сергей Удалов: Во всех сегментах. Марина Калинина: Сергей Валерьевич, вот этот дефицит, который… Мне сначала казалось, что он как-то создан искусственно, для того чтобы потом поднять цены, когда люди захотят покупать автомобили. Но, как вы сказали, действительно заводы не успевали их производить, машин оказалось недостаточно. Вот то, что сейчас люди стоят в очереди на автомобили и заказывают их на следующий год, не вызовет ли это еще дальнейшего скачка цен? Сергей Удалов: Я думаю, что пока цены продолжат расти, наверное, не с такой динамикой, как это происходило сейчас, но исходя из того, что дефицит микрокомпонентов не будет преодолен, скорее всего, в течение следующего года, то есть будет ощущаться недостаток автомобилей, то цены продолжат на самом деле подниматься. Как эта ситуация разрешится? Я думаю, что в ближайшем, ну как в ближайшем, это уже, наверное, 2022–2023-е гг., производители постепенно, скорее всего, начнут насыщать рынки, потому что одномоментно этот вопрос не решить. Тогда уже будет видно, что будет происходить с рынком, то есть насколько… То есть понятно, что по новым автомобилям это все будет постепенно, по автомобилям с пробегом, цены на которые тоже вырастут, там может быть ситуация немножко по-другому. Марина Калинина: А есть ли потолок роста цены? Вот для производителя выгодно разве, что их автомобили через дилерские центры продаются по таким завышенным ценам и люди вынуждены это покупать? Может быть, дилерские центры вообще утилизировать как существо? Тем более сейчас развита продажа через интернет, ну и напрямую будут производства продавать своим клиентам, а дилерские центры уйдут в утиль. Сергей Удалов: Здесь несколько факторов. На самом деле ряд марок пытаются продавать уже автомобили онлайн, но тем не менее там все равно должна остаться предпродажная подготовка, доставка, обслуживание и т. д., и т. д., поэтому, на мой взгляд, у дилерских центров будущее все равно остается. Многие дистрибьюторы, производители говорят о том, что они будут работать только через дистрибьюторов. Поэтому здесь, я думаю, чуть дольше эта история все-таки будет происходить, и дилеры как таковые могут трансформироваться, но они… Иван Князев: Пока без вариантов, не уйдут они… Марина Калинина: Так а потолок цены-то, вы не сказали – когда будет предел-то этому? Иван Князев: 2022 год. Сергей Удалов: Потолок будет зависеть от того, сколько, какой будет спрос. То есть пока автомобили покупаются, пока люди готовы их покупать, я думаю, что дилеры и дистрибьюторы будут нащупывать этот потолок цены. При этом я бы хотел важную вещь сказать, что это не только российская история, то есть цены на автомобили растут везде, во всех странах практически. Марина Калинина: Но они растут так же резко, как и у нас, или мы отличаемся, как обычно, от всех остальных? Сергей Удалов: Я думаю, что мы отличаемся, потому что первоначально у нас сыграл роль в том числе скачок курсов валют, который в начале прошлого года происходил. То есть на самом деле рублевые цены догоняли валюту, но сейчас они уже обогнали их. Иван Князев: Два маленьких момента. Спрос все-таки поутихнет немножко в 2022 году? Чтобы мы вот понимали действительно, где этот предел. И второй момент, если можно кратко: дилерские центры вообще много накручивают? Сергей Удалов: Ну, дилерские центры накручивают от 10%, я думаю, сейчас, потому что опять-таки дефицит, они устанавливают дополнительное оборудование и т. д., и т. д. Потолок цены, я думаю, будет определяться спросом. Пока спрос есть и как бы он понимаем дилерами, что есть заказы, есть желающие купить, я думаю… Иван Князев: …цены будут расти. Марина Калинина: Да. Сергей Валерьевич, еще такой важный вопрос. Сейчас, ну это в принципе не только сегодня началось, это какое-то время уже продолжается, фактически невозможно купить просто автомобиль: дилерские центры тебе навязывают еще кучу всяких дополнительных опций, от которых ты, в общем, не можешь отказаться, и это тоже дополнительные траты. Вот как с этим быть? Сергей Удалов: Да, это так, да. Здесь это тоже… Марина Калинина: На них как-то можно повлиять? Иван Князев: От них никуда не денешься, мы правильно понимаем? Сергей Удалов: Здесь это на самом деле рынок, который мы с вами когда-то хотели. То есть некоторое время назад дилеры предлагали скидки, акции и т. д., и т. д., и все этому радовались, торговались и бились за эти скидки, сейчас все перевернулось… Иван Князев: А теперь все наоборот, теперь техобслуживание только в этом центре, масло менять только в этом центре, и запчасти желательно покупать тоже только в этом центре. Марина Калинина: То есть дилеры отбивают те скидки, которые были предложены несколько лет назад, теперь они накручивают это на допуслугах? Сергей Удалов: Да. Ну, многие дилеры вкладывают в развитие из этого на самом деле, тот же онлайн и прочее, прочее. Иван Князев: Давайте послушаем наших телезрителей. Ильдар из Татарстана у нас на связи. Ильдар, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Мы где-то в августе хотели купить Hyundai Kreta. Поехали в автосалон, и буквально на входе нам уже говорят: 400 тысяч допоборудование обязательное условие, а без этого не продаем машину. Это как вот так? Почему? Это же незаконно. Иван Князев: А что это за допоборудование? Марина Калинина: Поподробнее, да, расскажите. Зритель: Коврики, брызговики, сигнализация, антикорр, защита двигателя, сетка в бампер, сетка на радиатор, которые чуть ли не в 4 раза дороже продают, это где-то тысяч на 80 можно… Иван Князев: Неплохо. И все это в том дилерском центре, где вы покупали автомобиль? Это вот к тому… Марина Калинина: Да-да. Зритель: Нет, не покупали, а хотел купить. Марина Калинина: Хотели купить. Иван Князев: Хотели купить. Зритель: И в Hyundai, и в Kia, и в Skoda, это вот как будто они все сговорились, хотя до этого такого вообще не было. И почему государство это не контролирует? Это же незаконно. Зачем у нас тогда Роспотребнадзор, прокуратура, суды? Это же так… Заставляют силком покупать. Марина Калинина: Ильдар, мы поняли ваш вопрос. Давайте Сергею Валерьевичу дадим возможность ответить. Сергей Удалов: Я думаю, что, если хотите, можете обращаться с этим вопросом во все эти органы, но здесь в принципе это рыночная ситуация. Иван Князев: Ну это бизнес, да, тут, наверное, я не знаю, может быть какое-то правовое регулирование этого момента, этого вопроса или нет? Сергей Удалов: Ну, наверное, это все-таки компетентнее ответят коллеги из вот этих органов. Иван Князев: Ну, еще несколько SMS почитаем. Из Ульяновской области считают, что, когда автомобиль дороже квартиры, это абсурд, – ну, квартира, наверное, понятно, точно не в Москве, пока еще автомобиль дешевле, чем квартира в Москве. «Покупал новую Nexia в 2012 году, 330 тысяч рублей», – интересно, а сколько сейчас Nexia-то стоит, не подскажете нам? Сергей Удалов: Ну, новые Nexia сейчас, по-моему, не производят. Иван Князев: Уже и не выпускают. Ну да бог с ней. Марина Калинина: Сергей Валерьевич, буквально коротко. Если кто-то сейчас раздумывает купить машину, вот прямо сейчас-сейчас, или все-таки отложить покупку на следующий год? Ваш совет? Сергей Удалов: Вот, на мой взгляд, если машина нужна сейчас, то, наверное, это все-таки она нужна и вы готовы это за любые деньги покупать, наверное, сейчас, потому что в моменте в течение года цены еще вырастут. Если вы можете ездить на автомобиле еще пару-тройку лет, ну можно, наверное, подождать, как будет ситуация развиваться, когда не будет дефицита. Я думаю, что расти цены тогда точно не будут. Вопрос, в каком периоде вам нужна машина. Иван Князев: Не отпущу я еще Сергея Валерьевича, потому что есть SMS из Самарской области: «LADA Vesta стоит в Тольятти 1,5 миллиона», – а наши-то почему цены взвинчивают? Сергей Удалов: А здесь то же самое. Если говорить по LADA Vesta, то там те же микрокомпоненты, там в принципе все то же самое… Иван Князев: В общем, все западное, все западное, все так же дорожает? Сергей Удалов: Ну, не только, то есть это спрос тоже. То есть цена во многом определяется спросом сегодня. Марина Калинина: Спасибо. Иван Князев: Спасибо. Марина Калинина: Сергей Удалов, исполнительный директор аналитического агентства «Автостат», был с нами на связи. Ну а мы к следующей теме переходим.