Автомобили состарились

Гости
Сергей Канаев
директор Национального общественного центра безопасности движения
Максим Едрышов
руководитель Федерации автовладельцев России

Тамара Шорникова: Продолжаем разговор. Машины снова роскошь: цены на автомобили растут, новые авто в первом полугодии подорожали в среднем на 7%, цены на б/у машины подскочили до 15%. И дальше будут расти цены, предупреждают автодилеры, некоторые модели могут оказаться в дефиците.

Константин Чуриков: На чем и какого года выпуска сейчас ездят наши граждане? Расскажите просто о себе, какой у вас автомобиль, какого года, как думаете его, если думаете, и на что менять, собственно, где на это все найти денег. Да и вообще, хочется поговорить о безопасности дорожного движения, потому что я думаю, что всем как-то немножко боязно, когда на дорогах, извините за выражение, совсем будут ездить...

Тамара Шорникова: ...корыта.

Константин Чуриков: ...если все так пойдет дальше, просто консервные банки.

У нас сейчас на связи Сергей Канаев, директор Национального общественного центра безопасности движения. Сергей Владимирович, здравствуйте.

Сергей Канаев: Добрый вечер.

Константин Чуриков: Сергей Владимирович, ну, ситуация сложная, все в мире дорожает по разным причинам, и пандемия, значит, микрочипы, в общем, слышим разные-разные доводы, но, в общем, результат-то один. Вы знаете, нам вот периодически по телевизору показывают на этих всяких разных каналах Кубу, например, как у них выглядят машины. Скажите, пожалуйста, если все так пойдет дальше, у нас будет так же?

Сергей Канаев: Ну смотрите, если будем говорить о рынке мировых цен, то у нас в среднем автомобили дороже порядка 30–50%, чем, допустим, в Соединенных Штатах, в Европе и так далее, одни и те же автомобили одной и той же комплектации. Соответственно, мы должны понимать, что, если автомобили у нас дороже, значит, у нас покупательная способность ниже. И при этом мы еще не сравниваем зарплаты, которые есть там и которые есть здесь. И то, что автопарк состарился, – это абсолютно... Это следствие того, какая политика велась в последние годы, соответственно, обнищание населения ведет к тому, что парк стареет.

И безопасность в данном случае автомобилей тоже, конечно же, снижается. Я не могу сказать, что она очень серьезно сейчас влияет на, скажем, статистику ДТП, потому что автомобили сейчас стали намного лучше. Если бы это был автопарк советских автомобилей, то это была бы, наверное, более сложная ситуация, чем сейчас. Так как автомобили покупались в свое время, скажем, надежные, хорошие автомобили, то сейчас у нас есть некий запас безопасности, но опять же его нельзя растянуть навсегда, естественно, нужно обновлять этот парк. И пока покупательская способность у людей не повысится, мы так и будем... Наш парк будет просто... состарится.

Константин Чуриков: Вы знаете, я вчера ехал по платной этой трассе как раз из Твери, М11, и там вот эта старенькая «Волга» какого-то лохматого года, вы знаете, она со скоростью просто 140 обгоняла все вообще новейшие иномарки, которые там рядом ехали. С ветерком, нормально.

Сергей Канаев: Ну, я могу сказать, что в данном случае все зависит от хозяина автомобиля. У меня тоже есть старенький автомобиль, и я могу вам сказать, что он в очень хорошем состоянии, но это опять же не первый автомобиль, второй автомобиль у меня, поэтому я могу себе это позволить. А я сейчас говорю о том, что парк старится не оттого, что люди так хотят, а из-за того, что у них нет возможности. Ведь когда не работают стимулирующие даже меры поддержки отечественного автопрома, это говорит о том, что несмотря на то, что государство доплачивает деньги, где-то что-то помогает, у людей даже этих денег нет. И эта ситуация меня, допустим, очень серьезно напрягает, потому что можно ввести какие-то запретительные меры, можно ввести стимулирующие меры, но если у людей не будет денег, парк будет просто... Он не будет обновляться, и, я говорю, у нас проблемы будут только расти.

Тамара Шорникова: Давайте послушаем, тут вот уже очередь из звонков. Владимир из Москвы сначала. Здравствуйте.

Зритель: Добрый вечер. Катаюсь на Hyundai Tucson 2008 года.

Тамара Шорникова: Так. Планируете ли обновлять?

Зритель: Обновлять? А смысл? В большинстве случаев машины среднего и премиум-класса идут сейчас, алюминиевая головка блока цилиндров, а это одноразовый двигатель.

Константин Чуриков: Так, Владимир, а мы сейчас вам информацию покажем. Вот есть такая компания, сайт «Дром», они посчитали, что в первом полугодии этого года, ну, у вас-то не новый автомобиль, вот новые подорожали на 7%, а ваш как раз подержанный подорожал от почти 9% до 15%. Может быть, действительно пришло время продать, нет? Что-нибудь отечественное купить?

Зритель: А смысл? Поменять шило на мыло? В этом деле один продает, другой покупает, не вижу разницы менять машину, которая у меня ездит уже 12–13 лет, на новую, которая прокатится 5 лет, а потом уже меняйте двигатель или выкидывайте машину? Это не автопром, это какое-то, извините меня, издевательство.

Тамара Шорникова: Хорошо, Владимир, попутно узнаем, как вообще сейчас обстоят дела с автомобилями, насколько дорого их содержать, например. Вот за последнее время как увеличились ваши траты на обслуживание автомобиля? Были ли поломки? Есть ли проблемы с запчастями и с ремонтом?

Зритель: Ну, после «капиталки» двигателя на 300 тысячах больше ничего такого страшного не происходило, расходники и все.

Тамара Шорникова: Хорошо, спасибо.

Константин Чуриков: Понятно, спасибо.

Еще вашего тезку послушаем, тоже Владимир, но уже город Курск. Здравствуйте, Владимир.

Тамара Шорникова: Владимир?

Константин Чуриков: Владимир? Добрый вечер.

Зритель: Добрый вечер.

Константин Чуриков: Говорите, какая у вас машина, в каком она состоянии.

Зритель: У меня «Нива». Первая была у меня, я купил ее еще в 1998 году, тоже «Нива» была 2121, вот, там шестерочный движок был, меня все устраивало, вообще экономичный. Попозже еще какие-то машины были, но вот у меня сейчас машина «Нива» 21213. Я просто смотрю «Авто состарились» – мне что делать? У меня там пороги сгнили – мне что сейчас ее, на металлолом? На чем я буду ездить? Я в деревне живу, и все. У меня сейчас нет даже какой-то минималки, 300 тысяч я не заработаю, чтобы купить даже бэушную какую-то машину. Дороги, дороги у нас...

Константин Чуриков: Владимир, а чем вы занимаетесь? Вот вы говорите, что вообще денег нет, – чем вы занимаетесь? Есть ли у вас какая-то постоянная занятость?

Зритель: Я оформлен по уходу за инвалидом, скажем так. Я сам инвалид, у меня пальцев нет, на левой руке у меня двух пальцев нет, потерял как-то недавно, 4 года назад. Я не знаю, я просто вот... Это была последняя надежда, я материну квартиру продал, купил машину, она там все, сейчас сгниет, развалится, и до свидания, а она как бы кормилица, скажем так. Ну и что делать? А вы пишете «Автомобили состарились» – что делать?

Константин Чуриков: А вот что делать, как вы думаете, Владимир? Вот что бы вы предложили людям, которые нас смотрят, например, не знаю, в Белом доме?

Зритель: Ой, что-то я так сразу даже не соображу, что делать...

Тамара Шорникова: Большая ответственность, конечно.

Константин Чуриков: Владимир, мы простых вопросов не задаем.

Зритель: Да-да-да, я понял. Я не знаю. Но не отбирать эти разваливающиеся машины. Вот смотрите...

Константин Чуриков: Ну, пусть по крайней мере не отбирают, вот хороший совет, да.

Зритель: Вот смотрите, смотрите, я одно время когда-то в Москве работал, ну была ситуация такая, я сам родился в Крыму, вот, и когда был весь этот развал, я хотел денег заработать для своих детей и подался в Москву. Да, я там заработал, познакомился с людьми...

Константин Чуриков: Так.

Зритель: И мне рассказывают: вот эти машины, которые с Японии везут, сваренные напополам, там у моего знакомого, у его друзей машина развалилась на Ярославке, и они все погибли.

Константин Чуриков: Ой, господи...

Зритель: Но эта-то не развалится, как бы «Нива», она вообще...

Константин Чуриков: Наши машины надежные, да. Может быть, неудобные, но надежные.

Зритель: Да...

Константин Чуриков: Спасибо, спасибо, Владимир, за ваш звонок.

Тамара Шорникова: Спасибо, да.

Константин Чуриков: Ну ладно, слушайте, шутки шутками, Сергей Владимирович, но на самом деле для нашего зрителя из Курска машина – это все просто, понимаете, и кормилица, и все на свете, и «возилица». Что делать в масштабах государственной политики?

Сергей Канаев: В масштабах государственной политики, естественно, нужны меры стимулирования. Вот та программа, которая работала по стимулированию отечественного автопрома, условно отечественного, при покупке нового автомобиля, ее, конечно, нужно и обновлять, и немножко ее нужно доделывать, все-таки пока она работает не везде, не всегда. И уж очень там все, скажем так, забюрократизировано, что простому человеку это все очень сложно, то есть нужно делать это немножко проще.

Что касаемо б/у автомобилей, вы ничего здесь, Константин, не сделаете, потому что подорожал доллар, подорожали новые автомобили, причем новые автомобили, то, что вы говорите, по данным сайта «Дром», – это, конечно, очень хорошо, но вот я вам могу сказать последние исследования, которые проводились в мае месяце 2021 года западноевропейскими партнерами, может быть, слышали, такая ассоциация ADAC. Так вот у нас автомобили на европейском пространстве подорожали больше всего, и они говорят о том, что новые автомобили, которые комплектуются в России, подорожали порядка 25%.

Почему сейчас мы говорим о 7%, которые озвучены вот на этом сайте? – потому что идет совсем другая комплектация, то есть экономят на всем при продаже в России, поэтому цена еще не такая высокая. А так, мне кажется, конечно, автомобили подорожали соответственно тому, как подорожал курс доллара, курс евро и, соответственно, то, что произошло в последнее время, пандемия, снижение покупательской способности, оно привело к тому, что парк серьезно состарился.

Тамара Шорникова: Спасибо.

Константин Чуриков: Спасибо.

Тамара Шорникова: Спасибо. Сергей Канаев, директор Национального общественного центра безопасности движения.

Я думаю, что нужно посмотреть видеоматериал, ближе к народу, подумать, как там и о чем думают.

Константин Чуриков: Конечно, тем более что наши уважаемые граждане, автовладельцы в том числе, рассказали, планируют ли они менять машину. И спрашивали не у москвичей, а у жителей Кунгура, Бийска и Чебоксар.

ОПРОС

Тамара Шорникова: И послушаем телефонный звонок давайте сразу. Дмитрий из Алтайского края расскажет, что у них там с автопромом.

Константин Чуриков: Дмитрий, здравствуйте.

Тамара Шорникова: Дмитрий?

Зритель: Здравствуйте.

Константин Чуриков: Я думаю, что не что с автопромом в Алтайском крае, а на чем ездит Дмитрий. Здравствуйте, да.

Тамара Шорникова: Ну и на дорогах какие соседи, тоже расскажет пускай.

Константин Чуриков: Да.

Тамара Шорникова: Дмитрий?

Зритель: Здравствуйте.

В общем, у нас такая... У нас средние слои населения в городе, в принципе в нашем понятии «средние слои населения», они могут позволить автомобиль до 100 тысяч рублей, вот. Ну, у меня до 100 тысяч рублей до этого машины не было, у меня была сразу Priora, да, к примеру, а сейчас я езжу на подержанной Toyota Vista 1986 года выпуска. И вообще, если даже брать Приора, Гранту и дальше, вперед уходящие машины, вообще в подметки не годятся.

Константин Чуриков: Подождите, автомобиль 1986 года выпуска? Как называется?

Зритель: Toyota Vista, серия Gran Turismo.

Тамара Шорникова: Ага.

Константин Чуриков: 1986 года выпуска?

Зритель: Да, 1986 года, это машина 1986 года выпуска с двигателем инжекторным на автомате, ионизаторы воздуха... У них полный электропакет, электротабло, все есть в этом автомобиле...

Константин Чуриков: Слушайте, ваша машина на 6 лет меня младше. Как она вообще сейчас, до сих пор?

Зритель: Она чувствует себя великолепно. Моя Priora уже рассыпалась и сгнила, а она 1986-го до сих пор ездит, будет ездить и переездит Granta ваши, ну то есть не ваши, а наши...

Константин Чуриков: Наши, да, это наши с вами машины, Дмитрий.

Зритель: Да. Как бы это ни звучало плачевно, но эта Toyota Vista стоит где-то 50–70 тысяч в разбеге по России, ну их там штук 12, конечно, по России, но я говорю, просто смысл покупать дорогую машину, когда стоит этот автомобиль 50–70 тысяч и она будет еще ездить десятки лет?

Константин Чуриков: Дмитрий, вы прямо сейчас вот подсказали, я думаю, все-таки миллионам наших зрителей какое-то решение. Спасибо большое за ваш звонок.

Сейчас просим в эфир Максима Едрышова, это руководитель Федерации автовладельцев России. Максим Иванович, здравствуйте.

Максим Едрышов: Здравствуйте.

Константин Чуриков: Максим Иванович, вот сейчас наш зритель рассказывал, и не шутил, про автомобили до 100 тысяч рублей. А можно подробнее?

Максим Едрышов: Ну, такие автомобили есть действительно, это либо отечественный автопром такой вот уже старенький, откровенно говоря, либо это вот японские автомобили, которые завозились в 1990-е гг., в конце 1980-х гг. Они на наших дорогах до сих пор встречаются, до сих пор ездят. И если мы говорим с вами про средний возраст автомобиля, средний возраст автомобили 14 лет сейчас, ну к 14 приближается в Российской Федерации. Но это же не значит, что все машины 14-летние, есть и 20-летние, и 25-, и 30-летние автомобили, и здесь очень многое, конечно, зависит от автовладельца, как он ухаживает за своим автомобилем, и способен ли этот автомобиль еще передвигаться. Ну вот у нашего зрителя, по всей видимости, не только способен передвигаться, еще и способен радовать человека.

Тамара Шорникова: Максим Иванович, а если все-таки говорить... Мы поняли, что японская машина проверила себя временем, но вот те машины, которые сейчас уже 15–20, есть сомнения, что их владельцы смогут как-то поменять свое транспортное средство, учитывая цены.

Максим Едрышов: Вот в этом большая проблема.

Тамара Шорникова: Где та планка, когда уже действительно опасно станет на дорогах, когда нужно будет вмешиваться?

Максим Едрышов: Ну нет, опасно, думаю, не станет, еще какое-то время мы можем продержаться за счет того, что автовладельцы действительно большинство все-таки самостоятельно ухаживают за своими машинами. Но сейчас сложилась такая ситуация, что б/у автомобили действительно дорожают, причем дорожают стремительно, но с учетом того, что новые автомобили также дорожают, человек, если он владел автомобилем лет 6–7, он может продать свой автомобиль, но ему примерно еще две цены придется добавить, чтобы купить такую же марку новую.

Цены растут, цены растут причем не только иномарки, но и то, что мы называем отечественным автопромом, тот же «АвтоВАЗ» в этом полугодии несколько раз уже поднимал свои цены. И вы знаете, для меня было удивительным, но, например, сейчас тот же УАЗ Patriot в максимальной комплектации стоит 1,5 миллиона рублей, а LADA Vesta в максимальной комплектации стоит 1,1 миллион. Вот это, конечно, несколько печалит, и автомобиль становится...

Константин Чуриков: Слушайте, это так сопоставимо уже с некоторыми японскими автомобилями, которые здесь локализованы, здесь производятся.

Максим Едрышов: Видите, в чем еще проблема, вот раньше ввозили автомобили в достаточно большом количестве из-за рубежа, особенно это касалось, массовая история, Дальнего Востока. Но сейчас курс мы сами с вами все видели, растаможка, таможенные пошлины привязаны к курсу евро, потому что растаможка происходит у нас в евро. Плюс ко всему еще с 1 июля у нас действуют новые правила ввоза автомобилей, которые чуть-чуть ужесточают эту процедуру и делают ее дороже, вводится такая вот квазисертификация транспортных средств, каждого транспортного средства, и государство оценивает, безопасное ли транспортное средство человек ввозит. И таможенные пошлины очень сильно влияют на конечную стоимость автомобиля: если у нас их приопустить, то, возможно, действительно люди начнут покупать автомобили за границей, начнут их ввозить, и это будут безопасные автомобили.

Константин Чуриков: Ага. А можно вопрос? Вот смотрите, есть опять-таки статистика сайта «Дром», как в первом полугодии дорожали разные модели автомобилей. Если мы видим, например, Camry – почти 18%, Solaris – 9%, Focus – 9% тоже, но смотрите-ка, LADA Priora вообще дорожает быстрее, чем Toyota Corolla. Значит, хороший автомобиль, да?

Максим Едрышов: Ну вот смотрите, как удивительно, вот LADA, ВАЗ 2110, LADA Samara указаны в этом рейтинге, а ведь эти автомобили давно уже не выпускаются в принципе.

Константин Чуриков: Ага.

Максим Едрышов: И их новые уже невозможно купить, но бэушный автомобиль дорожает. Это такая удивительная очень история, но она говорит об ослаблении национальной валюты и о том, что все не так уж хорошо.

Тамара Шорникова: Но еще говорит о том, что новых автомобилей действительно все меньше, возникает дефицит, соответственно, спрос растет на рынке б/у автомобилей.

Максим Едрышов: Ну это да, это история не только нашей страны, это касается и Соединенных Штатов. Например, последние исследования в Соединенных Штатах, средний возраст автомобиля тоже вырос и сейчас, по-моему, 13,7 лет. И это связано еще с тем, что пандемия, она дала о себе знать, многие заводы вставали на какое-то время, вследствие этого возник вот такой дефицит автомобилей. И сейчас, когда идет по миру третья или четвертая волна, этот дефицит наблюдается.

Константин Чуриков: В общем, все идут по миру, как говорится, и Соединенные Штаты тоже.

Давайте звонки слушать, у нас их много.

Тамара Шорникова: Константин из Петербурга.

Зритель: Добрый вечер.

Константин Чуриков: Добрый.

Зритель: Ну смотрите как бы, у меня машина иномарка Kia Optima, 8 лет ей. Вот по поводу замены – конечно, задумываюсь. Но нынешние цены, они достаточно высокие. Более-менее приличную машину можно купить начиная от 1,5 миллиона, и то это, скорее всего, будет «китаец». Если смотреть «корейцев», они и того выше. Плюс наша отечественная машина, особенно для тех, кто из глубинки, с регионов, цена, допустим, на LADA Vesta SW Cross в полной комплектации 1 миллион 300 тысяч. Я сомневаюсь, что кто-то из глубинки сможет позволить себе такую машину.

Ну и, соответственно, растут бэушные машины, просто рынок этих бэушных машин ничем не наполняется, кроме тех машин, которые у нас на внутреннем рынке, завоза как раньше, допустим, с Армении или еще откуда-то из-за границы, его нет. Поэтому парк будет стариться совершенно точно, а вот как это повлияет дальше на автолюбителей, очень тяжело предсказать.

Константин Чуриков: На безопасность движения, потому что у нас, вы помните, ГИБДД наметило к какому-то, к 2030 году, что ли, вообще нулевую смертность на дорогах, такой вот вызов.

Максим Едрышов: Ну, это ГИБДД пошутили на самом деле.

Константин Чуриков: Да? Ну, эта шутка, по-моему, где-то записана в официальных документах.

Давайте сейчас еще Людмилу из Московской области послушаем. Здравствуйте, Людмила.

Зритель: Добрый вечер.

Константин Чуриков: Добрый.

Зритель: Вот по поводу вашей темы «Автомобили состарились». Мой автомобиль состарился, он производства прошлого века, 1997 года, вот так. Покупать пока не планирую, я пенсионерка и с нынешними ценами, к сожалению, это пока невозможно.

Константин Чуриков: Людмила, что для вас автомобиль? Она у вас просто стоит, или вы на ней постоянно ездите? Куда, зачем? Что она для вас значит в вашей жизни, ваша машина?

Зритель: Ну, раньше, когда была помоложе, ездили на далекие расстояния. Сейчас мы в основном в округе, то есть на дачу, сын на работу иногда ездит, ну и обратно, а дача у меня буквально в 10 километрах от места моего проживания.

Константин Чуриков: Ну то есть необходимое для подвижного образа жизни транспортное средство, чтобы до дачи добраться, до работы?

Тамара Шорникова: Ну и урожай, наверное, потом привезти домой, не на себе же.

Константин Чуриков: Конечно.

Зритель: Обязательно, обязательно. Но на дальние расстояния у нас в семье есть другие машины, поэтому пользуемся ими.

Константин Чуриков: Да, спасибо, Людмила. Урожай надо привезти не из магазина же, правильно, это я анонсирую следующую тему.

Тамара Шорникова: Ну естественно, там слишком дорого, там слишком дорого.

Максим Едрышов: Да.

Тамара Шорникова: Да. Максим Иванович, все-таки...

Максим Едрышов: Насчет «привезли» на самом деле еще сложнее все становится, потому что не только автомобили дорожают, но еще и их эксплуатация. Посмотрите, у нас растет постоянно стоимость бензина, например, и за последние даже несколько месяцев стоимость выросла ощутимо, в Москве бензин уже около 50 рублей стоит, ну плюс-минус на некоторых заправках можно найти еще подешевле. Растет стоимость запчастей всей, вот расходников, масло даже то же самое, которое надо постоянно менять, его стоимость в этом году только выросла на 20–25%.

Тамара Шорникова: Максим Иванович, объясните, кажется, что два мира параллельных. Вот мы сейчас говорим, какие-то 1,5 миллиона, больше и так далее. Вот через несколько минут будем обсуждать прожиточный минимум, МРОТ, это все в районе 10–13 тысяч. Непонятно, как за всю жизнь, как за несколько жизней накопить на покупку машины. При этом автодилеры говорят, что цены будут только расти. А для кого тогда будут эти машины? Кто их... ?

Константин Чуриков: В то же время непонятно, как накопить на морковь, вот.

Тамара Шорникова: Да. Кто будет покупать эти машины? Ну когда-то же этот порог настанет.

Максим Едрышов: Автомобиль, к сожалению, становится роскошью, автомобиль становится роскошью, и сейчас в основном покупки, если мы возьмем статистику приобретения автомобилей, то это кредит. И не все люди справляются с автокредитами, через какое-то время начинают у людей забирать эти машины, у людей начинаются проблемы с банками, с коллекторами. Есть люди, которые начинают продавать пытаться эти машины заложенные, у них кто-то покупает, потом банк забирает у них автомобиль, и уже мы получаем двух пострадавших от одного взятого кредита... И такая ситуация, к сожалению, есть. На мой взгляд, конечно, Сергей Канаев абсолютно был прав, нужно развивать государственные программы по стимулированию спроса на автомобили, причем не только направленные на потребителя, но и на автопроизводителей в том числе.

Тамара Шорникова: У дилеров продажи не заканчиваются в связи с низким спросом?

Максим Едрышов: С дилерами вообще очень такая уникальная ситуация. Учитывая, что дефицит автомобилей, дилеры в последнее время не скрывая навязывают дополнительные услуги. Не так давно к нам обращался автовладелец, который захотел себе купить прекрасный автомобиль Kia за 1 миллион 800 тысяч рублей, и он не смог этого сделать, потому что в каждом салоне, куда он приходил, ему честно говорили: «1 миллион 800 тысяч – это за машину, а еще 200 тысяч надо за допопции доплатить». И на слова человека, что это незаконно, ему говорили: «Ну идите в другое место и там покупайте».

Константин Чуриков: Да. А мне еще рассказывали историю, что в одном из автосалонов говорили: «Мы вам делаем скидку, но вот эту скидку вы мне в конвертике принесете, я же такой хороший», – мне знакомые рассказывали.

Максим Едрышов: Такие варианты тоже встречаются.

Константин Чуриков: Да-да-да. Ну, в конце концов, знаем же, где живем.

Спасибо. Максим Едрышов, руководитель Федерации автовладельцев России.

Ой, много нам тут сообщений написали, много...

Тамара Шорникова: «Езжу на белорусском велосипеде, менять не планирую», – сообщение из Ленинградской области.

Константин Чуриков: Орел: «Не старею душой, передвигаюсь пехом». Ну и Нижегородская пишет: «Нам нужны отечественные автомобили по нашим зарплатам». А средняя зарплата в России, средняя медианная, по данным за прошлый год, официально по Росстату, какая? Я сейчас начал смотреть – это 32 тысячи рублей, то есть вот пускай хотя бы сделают автомобиль за 32 тысячи рублей. Вот такая тема.

А дальше еще интереснее, о бананах вместо моркови через пару минут, о ценах и зарплатах.

На чём и какого года выпуска ездят россияне? И когда думают поменять машину?