Виталий Млечин: Автомобилистам нужно готовиться к новым штрафам. Они содержатся в проекте нового Кодекса об административных правонарушениях. Например, неоднократный отказ остановить машину по требованию полиции во время преследования водителю обойдется в 40 тысяч рублей. Ксения Сакурова: Кроме того, за езду в нетрезвом виде с ребенком в салоне полагается наказание в размере до 50 тысяч рублей и лишение прав. При этом Минюст планирует полностью отказаться от применения такой меры для автомобилистов, как административный арест. Поясняется, что такое смягчение связано с гуманизацией законодательства и дороговизной такого наказания для бюджета. Виталий Млечин: Ну а московским автомобилистам придется еще и снизить скорость. На четырех крупных улицах в центре столицы установят ограничение в 50 километров в час, об этом сообщили в Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. Речь идет о Бульварном кольце, Цветном бульваре, Остоженке, Маросейке и на прилегающих к ним улицах. Несколько дней назад также стало известно, что на московских улицах Малая Дмитровка, Малая Бронная, Большая Никитская и Варварка максимально разрешенную скорость снизили аж до 30 километров в час. Ксения Сакурова: Но дополнительных пробок из-за принятого решения, скорее всего, не будет. Средняя скорость в центре Москвы днем не превышает 30–40 километров в час... Виталий Млечин: Это так говорят столичные власти, на всякий случай отметим. Ксения Сакурова: Ну и, кроме того, опять же столичные власти утверждают, что снижение скоростного режима позволит автотранспорту меньше шуметь, а еще снизится количество выхлопов, это все заявили в департаменте. Виталий Млечин: В Департаменте транспорта. Хотя не очень понятно, если реальная скорость не изменится, то и серьезного положительного эффекта ждать, наверное, не стоит. Ну, по крайней мере это было бы логично, если по большому счету, по сути ничего не изменится с точки зрения скорости, то и с точки зрения выхлопов, наверное, тоже несильно. Ну, в общем, когда тенденция по снижению скорости дойдет до других городов? Что вы думаете о новых штрафах? Вот это сейчас будем обсуждать. 8-800-222-00-14 – телефон прямого эфира, бесплатный телефон, и 5445 – бесплатный номер для ваших SMS-сообщений. С нами на связи Андрей Мухортиков, начальник Управления стратегической оптимизации дорожного движения ЦОДД. Здравствуйте. Андрей Мухортиков: Добрый день. Ксения Сакурова: Здравствуйте. Виталий Млечин: Скажите, пожалуйста, вот это ограничение скорости движения в центре Москвы связано с чем, с заботой об экологии или о здоровье граждан? О чем? Андрей Мухортиков: Здесь целый комплекс причин. Здесь и вопросы безопасности, и вопросы экологии, и вопросы удобства водителей. Прежде всего, поправлю вас: скорости в Москве не только снижают в центре, но и на ряде магистралей повышают. Например, несколько недель назад повысили скорость на проспекте Генерала Дорохова с 60 до 80 километров в час, на Северо-восточной хорде с 80 до 90 и на Ленинградском шоссе за МКАДом, от МКАДа до Зеленограда до 70. То есть там, соответственно, произошло повышение скорости. То есть фактически идет анализ скоростных режим установленных и приведение их в соответствие с технической категорией дороги и условиями движения. Если дорога спроектирована по условиям первой технической категории, там разделительные ограждения, отличная видимость, ограждения по бокам, широкие полосы, нет пешеходов, нет нерегулируемых перекрестков, там скорость повышается. Если дорога загружена, если там полно пешеходов, нерегулируемые переходы, нерегулируемые левые повороты, радиусы кривых в плане, соответственно, маленькие, то там скорости снижаются. То есть на каких-то небольших переулках, например в центре, они снижены, снижаются где-то и до 30. Но там больше 20–30 километров в час в принципе никто не едет, там это неудобно. Виталий Млечин: Вот, Андрей Вячеславович, вот в чем вопрос. Андрей Мухортиков: На магистральных дорогах... Виталий Млечин: Если там и так никто быстрее не ездит, зачем вообще тратиться на установку новых знаков? Ксения Сакурова: Найдется тот самый один, который рискнет, вот я думаю, что поэтому, ха-ха. Андрей Мухортиков: Совершенно верно, совершенно верно. Во-вторых, скорость должна быть логичной. Когда у нас требования, так сказать, каких-то знаков или законов не соответствуют реальности, это порождает дальше правовой нигилизм. Когда у нас требования, соответственно, разумные, логичные, требования хочется соблюдать и их будут соблюдать. Что касается скоростных режимов на таких более магистральных улицах центра, 50 километров в час, то я напомню, что в принципе 50 километров в час – это базовый скоростной режим во всех городах стран развитой автомобилизации, практически всех. То есть 60 километров в час, которые у нас до сих пор являются базовыми, практически остались в очень небольшом количестве стран постсоветского пространства, у нас, в Белоруссии, возможно, даже и все. То есть есть тенденция к тому, что все-таки 50 километров в час – это базовый режим. И связано это не просто, так сказать, с какими-то абстрактными факторами, это связано с конкретными исследованиями. Очень разные последствия, например, столкновения машины с пешеходом на 50 и 60 километрах в час. При 50 у пешехода шансов выжить, казалось бы, всего 10 километров, но шансов выжить при 50 километрах в час у пешехода гораздо больше. Кроме того, не будем забывать существующий у нас так называемый нештрафуемый порог +20 километров в час, который позволяет многим, в общем, ехать еще быстрее. Поэтому на движении действительно это никак не отразится. Более того, в общем, оно может скорее даже отразиться в положительном ключе, вот это снижение до 50, то есть движение где-то станет более равномерным. А пропускная способность, это опять-таки доказано и практикой, и научными исследованиями, максимальная пропускная способность как раз при 50 километрах в час и обеспечивается. Ксения Сакурова: Давайте послушаем, что думают зрители. Валентин из Новосибирска с нами на связи. Валентин, здравствуйте. Виталий Млечин: Здравствуйте, Валентин. Зритель: Добрый день. Я хочу сказать по поводу штрафов. Виталий Млечин: Давайте. Зритель: Вот у меня водительское удостоверение, я управляю автомобилем с 1975 года. Ну, отбрасывая советский период, вот эти вот штрафы в нашей России стали где-то с 2000 года все повышать, и повышать, и повышать. Но я считаю, что повышение штрафов никак не влияет вот на эти вот нарушения. Это получается, что мы с простого человека, может быть, где-то что-то все больше и больше берем, так сказать, налогов. А я вот в свое время когда-то преподавал, 2000–2005-е гг., в автошколе. Нужно просто-напросто, вот когда преподавали в автошколе, воспитывать у водителей именно взаимоуважение к водителю, пешеходу. Нужно вести профилактическую работу. Ну, я хочу сказать, в советское время были такие, значит, профилактические занятия, когда собирали водителей, неважно даже, что там, профессионал или любитель, и с ними проводили работу. А у нас сейчас только штрафами... Ксения Сакурова: Валентин, но при этом водители стали уважать пешеходов на «зебре» только тогда, когда ввели штраф. Виталий Млечин: Да, это правда. Ксения Сакурова: И в нашей стране теперь перед «зеброй» останавливаются значительно дисциплинированнее, чем во многих других. Получается, работает. Виталий Млечин: Да. Зритель: Вот я вам хочу сказать, вы сказали, что водители стали останавливаться. Ксения Сакурова: Да. Зритель: А я вам скажу, мы и раньше останавливались. Но только были потом внесены поправки в Правила дорожного движения, что перед пешеходным переходом водитель должен остановиться, если пешеход наступил на «зебру», вот. Раньше этого в правилах не было, вот. Правильно, то есть появились правила и мы стали их выполнять. То есть это говорит о том, что мы в школах, в школах когда преподавали, говорили, что есть правило, выполняй его, есть правило пешехода – тоже его выполняй, вот. А профилактики у нас сейчас нет. Вот я смотрю, наблюдаю, езжу – все штрафы, штрафы, штрафы. А вот вы говорите по поводу Москвы, что там снизили скоростной режим, – а у нас в Новосибирске на одной из магистралей, наоборот, повысили до 70. То есть это зависит от транспортного потока, и мы опять же выполняем эти правила, вот. Виталий Млечин: Да, вы правы. Спасибо большое. Ксения Сакурова: Спасибо большое. Виталий Млечин: Андрей Вячеславович, вот нам пишут: «Все нововведения почему-то сводятся к очередным поборам». Андрей Мухортиков: Ну, я не соглашусь с этим. Вот внимательно слушал сейчас зрителя. Во-первых, и сейчас профилактика есть, и обучение детей в школах, уроки безопасности с представителями городских служб, того же ЦОДД, с представителями МВД, все это есть. А во-вторых, в данном случае речь идет все-таки не о каких-то нарушениях, так сказать, которые случайно можно нарушить или, допустим, не знаю, ненамеренно. Повторный отказ остановиться на требование сотрудника ГИБДД – это нарушение грубое, оно делается сознательно. Виталий Млечин: Да, естественно. Андрей Мухортиков: Такие вещи, как вождение пьяным, так сказать, с ребенком в машине – ну это вообще сложно цензурно прокомментировать даже. И о каком, так сказать, давлении на простого законопослушного водителя может идти разговор, если вот человек допускает такое нарушение? Ну пусть платит. Здесь невозможно случайно напиться, посадить ребенка в машину и поехать, это смешно. Ксения Сакурова: А так ли сильно мы на самом деле не дисциплинированы на дорогах? Почему спрашиваю? Была в Греции, удивилась, что там люди совершенно спокойно обгоняют через двойную сплошную, то, что в нашей стране, ну сейчас по крайней мере, конечно, происходит, да, но все-таки это единичные истории, а там вроде как ну бывает. Андрей Мухортиков: Очень хороший вопрос на самом деле. Культура вождения у нас повышается объективно, и это несмотря на то, что массовая автомобилизация, то есть приход за руль водителей в первом поколении, у нас произошла недавно, в девяностые фактически, когда миллионы, даже десятки миллионов, если брать 30 лет, сели за руль впервые, причем в первом поколении. В этом плане у нас транспортное самообучение нации идет достаточно быстро и хорошо, то есть по уровню культуры вождения я бы сказал, что мы сейчас где-то между Южной Европой и Северной, где-то посередине. То есть нельзя сказать, что мы здесь сильно отстаем. Опять же, зависит от городов, конечно, очень разная культура вождения. В Москве на самом деле довольно высокая... Виталий Млечин: Но это культура вождения или страх, понимание того, что везде камеры висят... Ксения Сакурова: Штрафов тех самых. Виталий Млечин: ...и что любое фактически действие неправильное приведет к тому, что получишь штраф? То есть это культура, или это страх? Ксения Сакурова: Или нас воспитали? Андрей Мухортиков: А тут комплекс, тут комплекс. Тут нельзя сказать, что есть одна волшебная палочка и вот она решает все. Тут и, так сказать, самообучение, тут и видеорегистраторы, которые появились на дорогах массово, так сказать, еще лет 10–15 назад столько камер не было. Тут, конечно, и камеры, тут и штрафы. Если сравнивать с советским периодом, опять же возвращаясь к тому, что сказал зритель, знаете, в советский период показатели безопасности, то есть количество погибших на 100 тысяч населения или количество погибших на количество автомобилей, были гораздо выше, кратно выше, чем сейчас. То есть у нас сейчас автомобилей, так сказать, намного-намного, десятикратно, наверное, больше, а количество погибших у нас сейчас в 1,5–2 раза меньше, даже более чем в 2 раза меньше, чем на пике советского периода. Поэтому безопасность объективно повышается. Есть показатель социального риска, количество погибших на 100 тысяч населения, он у нас сейчас около 10 по стране, если мне не изменяет память. Это такой, скажем, по Европе чуть выше среднего, но, в общем, мы стремительно приближаемся все-таки. Еще несколько лет назад, буквально 10 лет назад он был порядка 18 у нас, то есть безопасность объективно повышается. Целевой показатель, кстати, президентом установлен на 2024 год 4. Ну, 4 к 2024 году добиться будет по стране очень тяжело, хотя Москва, например, уже ниже 3 даже опустилась и продолжает... Виталий Млечин: Но безопасность же повышается еще и за счет того, что машины становятся безопаснее. Все-таки советские машины с современными в плане безопасности нелепо сравнивать. Андрей Мухортиков: Однозначно, да, соглашусь с вами, это тоже играет большую роль. Обновление автопарка у нас идет, хотя в последнее время замедлилось, особенно вот учитывая сейчас, в последнее время вот этот ценник сумасшедший из-за дефицита чипов и других запчастей. Но в совокупности все это, да, безопасность повышает. Также, конечно, нельзя снимать ответственности с тех, кто занимается дорожным движением, организацией, занимающихся безопасностью дорожного движения. Принимаются, и необходимо принимаются множество других мер, и строительство светофоров, и направляющие разделяющие островки, выделение отдельных полос для разных направлений, и средства успокоения трафика, в том числе на небольших каких-то улицах и в опасных местах, те же «лежачие полицейские», ИДН, те же приподнятые переходы... То есть это целый большой комплекс мероприятий, здесь одно дополняет другое, в итоге, собственно говоря, судя по динамике, повторюсь, которая есть в безопасности движения и в Москве, и в России, все играет роль, и роль положительную. Виталий Млечин: Андрей Вячеславович, ну и последний вопрос, который не могу не задать. Вот нам пишут из Ивановской области: «Оставьте водителей в покое! Пора уже за пешеходов взяться, вот где поле непаханое». Ведь все-таки пешеходы тоже участники дорожного движения, а получается, что все вот эти штрафы, все правила, все только на водителей направлено. Андрей Мухортиков: Пешеходы, безусловно, тоже участники дорожного движения, с них ответственности никто не снимал и не снимает, правила тоже написаны и для них, там есть целый раздел. Но, к большому сожалению, это объективная данность, их гораздо сложнее дисциплинировать. Во-первых, у водителей есть, собственно говоря, водительское удостоверение, есть номер машины, все это можно зафиксировать, есть средства воздействия. А как воздействовать на пешехода? Это только возможно за счет сотрудников ГИБДД на местности. Но сотрудников ГИБДД мало, их штат постоянно сокращают, в том числе поэтому, кстати говоря, камеры ставят, чтобы это компенсировать. Поэтому все это, так сказать, только в виде рейдов каких-то или отдельных акций осуществляется, а на каждый светофор, на каждый пешеходный переход сотрудника поставить нельзя. Ну и, кроме того, штрафы там все равно какие-то небольшие достаточно... Виталий Млечин: Так, может, пора их тоже уже увеличить? Андрей Мухортиков: Ну, увеличить, наверное, можно, но взыскать их сложно. Виталий Млечин: Понятно. Андрей Мухортиков: Допустим, остановили пешехода, он говорит: «У меня документов нет». То есть его нужно, соответственно, доставить в отделение для установления личности, то есть это, так сказать, целое большое мероприятие, полдня нужно потратить и пешеходу, и сотруднику ГИБДД. Поэтому... Виталий Млечин: Но пешеход, зная, что у него перспектива полдня провести в полицейском участке, он тоже, может, подумает, прежде чем нарушить. Андрей Мухортиков: Это правда, да. Но повторюсь, на каждый переход сотрудника не поставить. Здесь вот действительно как раз, например, сработают те меры, о которых говорил зритель, здесь нужно действительно профилактика, обучение, больше агитации наглядной, разъяснительной. Но быстрого результата, конечно, это не даст, это даст результат постепенно. Виталий Млечин: Спасибо. Ксения Сакурова: Спасибо большое! Андрей Мухортиков, начальник Управления стратегической оптимизации дорожного движения ЦОДД. Масса сообщений от наших зрителей с самыми разными предложениями. Москва: «В Москве проехать и не нарушить практически невозможно, неинформативная разметка с указателями». Ленинградская область: «Учить нужно водителей по-настоящему. У нас никто никуда не едет, со светофора тронуться вовремя не могут». И Нижегородская область: «Главное – отрегулировать пропускную способность светофорами. Когда отлажено, машины и двигаются с нужной скоростью».