Петр Кузнецов: Снова о жаре, ну как, пока не уходит, правда, пока она нас всех мучает, беспокоит... Ксения Сакурова: Ну пока, пока от нас не ушла, да. Петр Кузнецов: Вот выяснили, что помимо всего прочего провоцирует ДТП. В такую погоду количество аварий увеличивается, причем на 50%. Ну, такие выводы можно сделать по проведенной статистике, правда, только подмосковной ГИБДД, но в принципе можно предположить, что ситуацию по стране они вполне себе отражают. С 28 июня по 12 июля в регионе, в Подмосковье зафиксировано 204 ДТП с пострадавшими. Ксения Сакурова: Эксперты говорят, что это связано с быстрой утомляемостью водителей, с напряженным трафиком. Ну, этим летом из-за пандемии многие остались в области, речь идет о Московской области. Водителям напомнили и правила безопасности в жару: нужно прежде всего перед поездкой проверить аккумулятор, кондиционер и электронику, а перед включением кондиционера проветрить автомобиль, а еще не заправлять его до полного бака. Петр Кузнецов: Советов много, это еще не все. Ксения Сакурова: Да. Если вы ездите на автомобиле, запомните. Петр Кузнецов: Но автомобиль – это ладно, все-таки здесь прежде всего, когда речь идет о жаре, зависит прежде всего от человека за рулем, давайте об этом поговорим. Андрей Звонков, врач-терапевт. Андрей Леонидович, здравствуйте. Ксения Сакурова: Здравствуйте. Андрей Звонков: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Андрей Леонидович, а я вот где-то прочитал сегодня, что действие жары на организм похоже очень на действие алкоголя, то есть человек за рулем примерно чувствует себя вот так. Андрей Звонков: Да, это ощущение, конечно, при перегреве. Но вы понимаете, дело-то не совсем в жаре. Я сам водитель и очень хорошо в принципе знаю ситуацию, вот. Вы знаете, что меня больше всего утомляет, когда я за рулем в длительной поездке, особенно в пробке в городе, вообще, так сказать, в поездке, когда много пешеходов, постоянно люди, так сказать, переходят через дорогу, не всегда в положенном месте? Но суть не в этом. Суть заключается в том, что очень яркое солнце, оно слепит, оно слепит и когда в глаза светит, и когда светит не в глаза, потому что от асфальта отражается яркий белый свет, это очень сильно снижает внимание, очень сильно как бы уменьшает восприятие событий, которые происходят. Поэтому вот в этом одна из причин. И люди, когда они на дороге, даже люди-пешеходы или другие водители, они не всегда понимают, что они заходят со стороны солнца и их просто не видно, поэтому происходят ДТП. В яркую солнечную погоду ДТП происходят не столько из-за жары, сколько именно из-за этого слишком яркого света. Петр Кузнецов: А инструментов тут, Андрей Леонидович, мало, солнцезащитные очки и козырек. Андрей Звонков: Инструментов мало, солнцезащитные очки либо козырек либо, так сказать, тонирование стекол, а вы знаете, тонировать нам не разрешают передние стекла, поэтому мы вынуждены пользоваться тем, что есть, и кто как уж может выкручиваться. И люди, к сожалению, не всегда внимательны, не понимают, что они, так сказать, если им солнце светит в спину, то тому, кто едет навстречу, оно светит в глаза. Петр Кузнецов: Да, да. Ксения Сакурова: Ну да. Петр Кузнецов: Это правда. Андрей Звонков: Это одна из причин. Ксения Сакурова: А это правда, что во время повышения температуры всего на 6 градусов, вот французские ученые выяснили, что при повышении температуры с 21 до 27 время реакции водителя увеличивается на 21%? Я не знаю, как они это замеряли, но правда жара влияет на то, как быстро мы реагируем? Андрей Звонков: Ну, вы знаете, тут мне сложно сказать. Возможно да, если есть какие-то статистические данные и физиологи эту тему изучали, то я подозреваю, что да, потому что... Вообще, мы привыкли в стабильных ситуациях жить, то есть независимо от того, жарко ли, холодно ли, но главное, чтобы ситуация не была слишком резко переменена, потому что организму тяжело приспосабливаться именно к перемене. Он привыкает к определенным условиям, они могут быть не очень комфортными, но он уже к ним приспособился, адаптировался, и если вдруг происходит, в лучшую или в худшую сторону начинает ситуация меняться, опять надо приспособиться, а это отвлекает, это всегда уменьшает, так сказать, реактивность человека, снижает, соответственно, его уже реакцию на какие-то окружающие ситуации, события. Ксения Сакурова: Я так понимаю, что еще количество ДТП увеличивается из-за того, что у кого-то могут обостряться хронические заболевания именно в жаркое время, да? Андрей Звонков: Ну, это причин много, вы знаете: это и асфальт расплавленный, и жара сама по себе, и яркий свет, который очень сильно перегружает зрительный анализатор, а это затылочные доли, это огромный расход энергии происходит при этом, мозгу надо как-то тоже приспосабливаться к этой ситуации, ему что-то делать. Это тепло: если в машине нет кондиционера, это вообще, конечно, кошмарный ужас, особенно если речь идет о пробке, когда медленно машина едет и нет возможности обдувать водителя, это серьезнейшая проблема. Вы понимаете, вот у меня спрашивают родственники иногда, говорят: «А как же раньше вот мы ездили, «Волги», «Москвичи», «Запорожцы»? Мы же были без кондиционеров», – да, но не было такого количества, таких диких, совершенно сумасшедших пробок, мы не стояли по 1,5 часа на жаре в 30 градусов, понимаете, мы все-таки ехали. Ксения Сакурова: Ага. Петр Кузнецов: Открыто окно, и ветер задувает. Андрей Звонков: Да-да. А сейчас даже при открытом окне такая духотища жуткая, и плюс испарения из-за соседних машин, выхлопные газы, от асфальта идет, вот этот поднимается жар... Петр Кузнецов: Ну это правда, да. Андрей Леонидович, я у себя пробовал вот просто выключать кондиционер, не в плане экономии, просто проверить, ну это буквально 5 минут и все, все нагревается, невозможно, у меня рука дальше тянется, я его включаю, не знаю, как быть... Андрей Звонков: Да, поэтому это одно из средств, в общем, безопасности, а не комфорта, понимаете. К сожалению, в нынешних условиях кондиционер уже вещь абсолютно неотъемлемая для автомобиля, она уже необходимая, а не роскошь. Петр Кузнецов: Спасибо. Ксения Сакурова: Спасибо. Петр Кузнецов: Андрей Звонков, врач-терапевт. Ксения Сакурова: Продолжим обсуждать эту тему. С нами на связи Ян Хайцеэр, вице-президент Национального автомобильного союза. Добрый день. Ян Хайцеэр: Добрый день. Ксения Сакурова: Вообще насколько часто именно жара является причиной ДТП летом? И как в целом отличается статистика летних и зимних ДТП? Чем они отличаются друг от друга? Ян Хайцеэр: Ну, совершенно очевидно, при любом резком изменении погоды повышается количество аварий на дорогах, будь то жара, будь то холод. Но бесспорно, что зимой у нас аварий гораздо больше, потому что это и скользкая дорога, и, соответственно, более длинный тормозной путь. Хотя и в период аномальной жары тоже тормозной путь увеличивается, потому что асфальт размягчается. Если учесть еще, что все-таки средний возраст автомобилей в нашей стране – это 14 лет и большое количество отечественных автомобилей, не оборудованных кондиционером, впрочем, не только легковых, а и грузовых, где работают водители-профессионалы, и вот отсутствие кондиционера, который, знаете, как говорят некоторые: ну что, зачем нам кондиционер, 2 недели в году мы потерпим – вот именно эти люди частенько и попадают в аварию, потому что чрезмерно утомляются. У тех, у кого нет кондиционера, и, как сказал доктор правильно, сегодня наличие кондиционера в машине – это неотъемлемая часть. Поэтому я не могу сказать, что в жару резко возникает гораздо больше аварий, нежели чем в иные времена года, потому что есть еще туман, есть дождь, есть снег, и в общем и целом такие погодные факторы гораздо больше влияют на увеличивающееся количество аварий. Возможно, сегодня статистика говорит о том, что аварий стало больше, потому что в предыдущие года количество людей и количество автомобилистов, находящихся в городе в это самое время, когда не было многочисленных карантинных мер, было просто меньше, поэтому сегодня статистика нам говорит: да, количество аварий увеличилось. Ну, придется констатировать факт. Но на самом деле каким-то образом большое количество южных стран и южных регионов нашей страны живет в условиях жары, для них 35, 37 и 40 – это обычные температуры, к которым все привыкли. И еще раз буду повторяться, что, конечно, зимой, когда тормозной путь увеличивается, количество аварий действительно больше, нежели чем сейчас. Петр Кузнецов: Вот несколько предположений от наших телезрителей. Телезритель из Тверской области уверен, что в жару водители ездят быстрее, видимо, речь идет о тех, кто экономит на кондиционере и кому вот нужно хоть какой-то ветерочек себе пустить в открытое окно. Может, агрессия просто возрастает. Ян Хайцеэр: Ну, боюсь, да, что вентилятор не дает... Знаете, это называют «русский кондиционер», когда вот только автомобиль... Когда стали появляться кондиционеры в нашей стране, лет этак 30 назад, ну в массовом порядке, я бы сказал, даже меньше, то у нас называли это «русским кондиционером» или «посадкой таксиста», который вываливал руку или локоть за периметр автомобиля и таким образом на скорости подзагребал немножко воздуха. Петр Кузнецов: Ха-ха. Ксения Сакурова: Ха-ха. Ян Хайцеэр: Это такой был механический вентилятор. Действительно удобная штука, но, к сожалению, это не работает тогда, когда вы едете медленно. Я бы назвал еще ряд факторов, которые мешают... Петр Кузнецов: Вот-вот, Ян, давайте к ним сейчас, да, еще более убедительный все-таки аргумент из двух регионов в итоге. Из Москвы сначала написали: «Асфальт нормальный нужно класть». Ну и из Краснодарского края более подробно: «Дороги перегрелись, качество дорог отвратительное, асфальт плывет, все на дороге на гудрон, битум...» – в общем, как написано, так и... Ян Хайцеэр: Совершенно верно. Дело в том, что ГОСТы по асфальтовому покрытию лохматых годов, я не знаю, каких-нибудь 1930–1940-х гг., сейчас разговоров много об этом ведется. И сегодня требования к дороге возросли многократно, веса, которые должны выдерживать дороги, точно так же возросли в несколько раз. И дорога страдает, еще раз повторюсь, что асфальт становится мягче, потому что покрытие недостаточно приспособлено для вот таких аномальных температур, соответственно, появляется, во-первых, колейность, во-вторых, увеличивается во втором случае тормозной путь, потому что и резина становится мягче, и... Ну, она, конечно, более приспособлена к лету, нежели чем асфальт. И асфальт становится мягче. Поэтому это всегда риск попадания в аварию. Но это не так страшно по сравнению с тем, что происходит зимой, когда ложится лед, это все-таки несравнимо. И большинство автолюбителей вспоминают о жаре ровно тогда, когда она наступила, так же как и обычные граждане, которые выстраиваются в очередь за кондиционерами и вентиляторами, и точно так же большинство водителей вдруг обнаруживают, что у них не работает кондиционер, у них перегревается охлаждающая машина, потому что охлаждающая система забита, радиатор забит и так далее, и так далее. Все эти вещи надо сделать вовремя. И часто водитель забывает о том, что необходимо пить воду, потому что если у вас вдруг не дай бог нет кондиционера, то происходит просто тепловой удар и человек может потерять сознание, таким образом пострадает и он, и окружающие его люди, и водитель. Петр Кузнецов: Ага. Ксения Сакурова: Ян, у нас есть вопрос от зрителя, давайте послушаем. Николай с нами на связи из Мордовии. Николай, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Меня Николай зовут, я из Мордовии. Очень приятно вас всех, ведущих, видеть каждый день, настроение прямо хорошее. Петр Кузнецов: Мы рады, да. Ксения Сакурова: Спасибо, спасибо. Петр Кузнецов: Николай, задавайте свой вопрос, мы торопимся. Зритель: Значит, вопрос у меня такой. Значит, один из специалистов сказал, что нельзя заправлять полный бак бензином. Но я знаю, если при ДТП взрывается бак, то он взрывается от паров бензина, а не от самого бензина. Вот наши правители всегда полный бак заправляют, чтобы никогда не было взрыва. Петр Кузнецов: Да, и почему именно в жару, да, Николай? Да, я видел такую рекомендацию, сейчас спросим. Ян? Ян Хайцеэр: Да. На самом деле это такая... Не совсем компетентные люди об этом говорят, потому что понятно, что с точки зрения физики в жару расширяется, в холод сужается. Дело в том, что ваши баки, которые стоят в автомобиле, прошли многократную сертификацию на безопасность, и я вас уверяю, что с ними ничего не случится. Вы не заправляйте их под завязку, чтобы они там вылились, понятно, что этого делать нельзя, но если вы обычно, когда вставляете пистолет заправочного аппарата, для того чтобы залить топливо, после отсечки вы его вынимаете и все в порядке. Поэтому не верьте этим слухам, это никакого отношения к жизни не имеет. Топливо и бак, который держит это топливо, сертифицирован и безопасен. Ксения Сакурова: Спасибо большое. Ян Хайцеэр был у нас на связи, вице-президент Национального автомобильного союза. Петр Кузнецов: «В машине ездить в жару – одно удовольствие, – Воронежская область. – Кондиционер работает, приятная музыка играет. А вот в маршрутке находиться в жару, да, это ад». Ксения Сакурова: Владимирская область, Ковров: «У нас вообще асфальта нет, дороги как после бомбежки, ездить невозможно, поэтому кондиционер не заправляют многие, ехать спокойно нельзя». Петр Кузнецов: Ну и Москва: «Автомобили – один из самых непредсказуемых видов транспорта в любую погоду». Внимания, удачи всем автомобилистам в пути. Оставайтесь с нами, у нас впереди большая тема, будем говорить о том, как проваливается план вакцинации. Речь идет о других заболеваниях – представляете, они есть.