Ольга Арсланова: В России могут закрыться почти все автошколы. Бизнес оказался под угрозой исчезновения из-за коронавируса. Петр Кузнецов: Представители автошкол уже обратились к премьер-министру Михаилу Мишустину. По их словах закроется почти 90% учебных центров. Предприниматели рассчитывают на скорейшую поддержку от государства. Чтоб будет с нашими автошколами, действительно останутся те жалкие 10%, спросим у Елены Зайцевой, президента национального союза «Ассоциация автошкол России», она с нами на связи. Здравствуйте, Елена. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Елена Зайцева: Добрый день. Ольга Арсланова: Мы понимаем, что ситуация сейчас сложная для предпринимателей в целом, у многих проблемы с бизнесом, но вот 90% автошколы, а то и больше могут закрыться... Объясните, почему такой удар нанесен именно по автошколам. Елена Зайцева: Проблема, во-первых, в том, что автошколы формально даже не относятся к малому, среднему бизнесу, потому что это некоммерческие организации. По организационно-правовой форме о некоммерческих организациях это НКО. НКО не вошли, к сожалению, ни по ОКВЭДам во все эти постановления Правительства, ни относятся к реестру субъектов малого бизнеса. Получается, они вообще выпали из процесса поддержки. Петр Кузнецов: Есть же НКО со льготами, а тут НКО без льгот, то есть такая категория. Елена Зайцева: Хотя формально они социально ориентированные, но в реестр тоже не входят по виду своей деятельности - по профобучению. То есть в этом плане они оказались вообще нигде, поэтому до сих пор нет никакой финансовой поддержки, ни льгот по аренде, по налогам. Ольга Арсланова: А здания автошколами в основном арендуются? Елена Зайцева: 80% автошкол - это частые образовательные учреждения, некоммерческие организации. Конечно, они, в основном, арендуют, потому что собственными помещениями обладают 15-20% из них. Петр Кузнецов: Видимо, это те 10%, которые выживут, если не будет мер поддержки, да? Елена Зайцева: Скорее всего, да, которые имеют какую-то собственность, на которую сейчас не надо затрачивать больших денег. Но всем тяжело, даже тем, кто содержит здания, помещения, потому что все равно нужно платить коммунальные платежи, а финансовой поддержки никакой. Петр Кузнецов: Елена, не понятно, почему, например, нет статуса организаций сферы услуг? Почему на это время вам не дадут этот статус. Есть постановление Правительства, согласно которому водители, допущенные к управлению транспортом со спецсигналами обязаны проходить переподготовку в тех самых автошколах. Но это еще не все. Это требование распространяется и на водителей скорой. Это я о значимости автошкол. Елена Зайцева: В принципе, если так рассуждать, то это социально ориентированные организации, особенно те автошколы, которые готовят инвалидов - у нас есть и такие, не везде, к сожалению, но в регионах есть, которые обучают инвалидов на автомобилях с ручным управлением. Даже им формально по всем этим спискам... Они тоже не попадают под меры поддержки и под эти льготы. И хотя, когда мы написали письма и Мишустину, и омбудсмену Титову, нам отвечали: «Да-да-да, мы об этом помним, мы об этом думаем и в ближайшее время что-то придумаем на эту тему». Но вот два месяца прошло, и пока ничего. И каждый день уже критичен для таких маленьких организаций, как автошколы. Ольга Арсланова: Пишут наши зрители: «И это правильно, частные автошколы ориентированы на прибыли, а не на знания. Нужны исключительно государственные автошколы с качественным обучением». Что ответите? Елена Зайцева: Я думаю, что качественное обучение не зависит от формы: государственное или негосударственное. Качественное обучение зависит от квалифицированных педагогических кадров, насколько их хорошо готовят и насколько они качественно преподают. Это зависит, возможно, от качественного процесса экзамена в ГИБДД, который бы позволил как раз оставить на рынке хорошие добросовестные автошколы, а не от того, государственные они или негосударственные. У государственных, кстати, таких практически и не осталось, тоже очень тяжелая ситуация, потому что зарплатные ставки для преподавателей очень низкие, все квалифицированные кадры давно ушли оттуда. Поэтому думаю, что большинство хороших автошкол - это как раз частные учреждения. Петр Кузнецов: Как бы то ни было, давайте предположим, что меры появятся, школы останутся. Как это скажется на стоимости обучения? Или это сейчас очень сложно представить, не имея мер поддержки даже на этом этапе. То есть их останется меньше. Елена Зайцева: Повлияет на стоимость, потому что у меня такое ощущение, что и спрос на услуги автошкол сейчас существенно снизится, потому что тяжелая ситуация во всех отраслях и у всех наших потребителей, возможно, это не первоочередная задача - пойти учиться вождению. Поэтому даже после снятия всех карантинных мер очень долго наш рынок будет восстанавливаться и выживут те, кто выживут. Петр Кузнецов: Возможно при этом и падение спроса, да. Спасибо вам огромное. Елена Зайцева, президент национального союза «Ассоциация автошкол России». Ольга Арсланова: Спасибо.