Марина Калинина: Программа «Отражение» продолжается, и вот о чем поговорим в ближайшие полчаса: автомобилистов опять ждут изменения. Разработаны поправки в Кодексе об административных правонарушениях. Они отменяют штрафы за мелкие нарушения, например грязный номер, забытые дома права или документы на машину, невключенный поворотник, нарушения правил пользования световыми приборами, за управление автомобилем с мелкими неисправностями. Так же на первый раз инспекторы ГИБДД ограничатся предупреждением водителю, который перед маневром заблаговременно не занял соответствующую полосу. Предполагают поправки и полный отказ от санкций за отсутствие техосмотра. Но при этом наряду со смягчениями есть и ужесточения: вырастут штрафы за превышение средней скорости, непристегнутый ремень и перевозку детей без автокресел. Ну, прежде чем мы будем обсуждать эту тему, я бы хотела, чтобы мы вместе посмотрели сюжет небольшой. «Какие автоштрафы можно было бы отменить?» – спрашивали наши корреспонденты у прохожих в разных городах. ОПРОС Марина Калинина: Мы хотим услышать ваше мнение, звоните, пишите, рассказывайте, что вы думаете по этому поводу. А у меня в гостях Леонид Ольшанский, вице-президент Движения автомобилистов России, адвокат. Здравствуйте. Леонид Ольшанский: Здравствуйте. Марина Калинина: Ну вот посмотрели мы вместе с вами, Леонид Дмитриевич, сюжет вот этот. В общем люди от ремней до вообще кресла детского вообще хотят отменить, по-моему, все штрафы. Но вот то, что предлагается, – ваши комментарии, как относитесь? Леонид Ольшанский: Ну значит вот я работал в рабочей группе по созданию этого кодекса. Это был на календаре 2000 год, 22 года назад. И с тех пор только репрессии вводятсся в 12-ю автомобильную главу (нам же не сказали точно), в автомобильную главу под разными предлогами. Значит, я хочу начать с цитаты президента. Я ее говорил неоднократно в разных программах. 10 лет назад Владимир Владимирович Путин проводил заседание Госсовета на тему «Безопасность дорожного движения». Он сказал, на первом месте в этом деле – строительство новых дорог, туннелей, эстакад. Мы видим, как стройки идут. На втором месте – оперативное прибытие скорой помощи к месту ДТП, не потому что травма большая, человек умирает, а долго помощи нет. И третье – повышение качества подготовки водительских кадров. Все это сделано. То, что нам сегодня говорят, вот уменьшение, смягчение – это, я считаю, дымовая завеса над усилением. Мы же должны с вами в совокупности… Марина Калинина: Давайте разбираться. Леонид Ольшанский: Значит, нам, видите, уже сказали – средняя скорость. Мы с ней сколько боремся. Ну как это «средняя»? То есть ее измеряют, мы с вами в туннель въехали на скорости одной, выехали – другой, например, 80, а они говорят: «Вы вот этот отрезок не могли пройти со скоростью 80. И у вас было не 80, а 140, а это – лишение». Первое. Второе: когда мы кодекс приняли, в каждой статье было написано: штраф или лишение. Мы подавали судье бумажки – вот у него малые дети, у него пожилые родители, а он работает на телекомпании, он пользуется машиной в служебных целях. И судья писала: «Учесть смягчающие обстоятельства, штраф». А сейчас судья мне говорит: «Видите, что вы сами-то понаделали? Изъяли слово «или». Я бы рада, но я кроме лишения не могу ничего дать. Вы слово «штраф или» убрали, осталось только лишение. Дальше, по поводу детских кресел и ремней, так нам говорят еще, что они не отменяются, а наоборот усиливаются, если я правильно… Марина Калинина: Нет, усиливаются. Но люди-то говорят, считают, что можно было бы и отменить. Леонид Ольшанский: Вот я считаю, что нужно отменить. Если бы я врезался в другого человека, то да, надо отвечать. А я сам в своей машине. А давайте тогда введем закон, что на все балконы хозяин квартиры за свои деньги должен поставить решетку. А вдруг вывалиться кто-то? Но самое страшное то, что нам сегодня не сказали. Уже идет посягательство на собственность. В поправках, которые несколько дней назад приняты – конфискация машины за серьезные деяния. Причем у кого? У собственника! А водитель и собственник – это разные вещи. Собственник – категория гражданского права, водитель, охотник, рыболов – это категория административного права. Поэтому машину конфисковывать никак нельзя. У нас есть такое научное слово мудреное «преюдиция», то есть то, что предшествует этому. Так вот если человек раз несколько попался за серьезные деяния, уже уголовная ответственность возникла. Мы ее при подготовке кодекса изъяли, сейчас ввели. Поэтому подводя итог сказанному, репрессий в поправках различных вот в этот административный кодекс больше, чем послаблений. А послабления делаются, чтобы мы с вами, по моему мнению, обрадовались и сильно не возникали по поводу усиленных санкций. Марина Калинина: Давайте послушаем Игоря из Москвы, он нам звонит. Игорь, здравствуйте. Зритель: Да, здравствуйте. Марина Калинина: Да, говорите, пожалуйста. Зритель: Да, здравствуйте. Я бы хотел выразить свое мнение. Меня Игорь зовут. Работаю в такси в Москве. И очень много камер направлено на… не для обеспечения правил дорожного движения, а для отбора денег. Сейчас объясню ситуацию конкретную. Есть такая выделенная полоса для проезда автобусов и такси в городе Москве, по которым такси тоже можно ехать. И вот по ней, например, едешь, вот по Варшавскому шоссе, в частности, есть такой момент и съезд по выделенке. Вот едешь по выделенке, только можно на дублера уже, а прямо уже как бы нельзя – сплошная, висит камера. И куда вот мне надо ехать? То есть либо нарушать, получать штраф, либо съезжать на дублера. Вот как так? И таких камер очень много. Потому что ну исходя из моего опыта я сам лично попадал под две камеры на одном перекрестке. На одном, на светофоре. То есть специалисты, которые их устанавливают, они устанавливают так, чтобы ну получать больше прибыли с этой камеры. И ни о какой безопасности там не может быть и речи. Марина Калинина: Да, спасибо, Игорь. Леонид Дмитриевич? Леонид Ольшанский: Да, ответим. Президент нашей страны на этот вопрос ответил… Марина Калинина: К камерам очень много претензий. Леонид Ольшанский: Ответил пару лет назад. Он сказал: «Камеры, другие элементы не должны служить целям прибыли, а должны служить только целям безопасности». Нам привел пример наш зритель, что это не так, что именно во имя наживы делают. У нас камеры устанавливают, чтоб все знали, коммерческие структуры, а деньги текут в 3 ручейка, не везде, но в некоторых регионах, чтоб к нам не было претензий. Первое, прибыль – вот этой фирме, которая кровно заинтересована лишних понаставить, второе – региональным властям. Марина Калинина: Ну в бюджет. Леонид Ольшанский: В бюджет. И третье, иногда в так называемый фонд безопасности дорожного движения, то есть гаишникам. Эта схема – где-то по-другому, но все что-то получают. Поэтому с камерами надо бороться. И вот я ехал, мне, значит… Марина Калинина: А как бороться-то? Леонид Ольшанский: Отвечаю. Очень велика роль депутатов, особенно местных советов. Они должны говорить, что вот здесь вот не ставьте. А платные парковки вообще проходят через Райсовет. Поэтому вот сейчас у нас надвигается в нашей стране Единый день голосования 11 сентября. Мы ни в коем случае с вами не нарушаем избирательное законодательство, мы не за Иванова, за Петрова или против Сидорова. Но в программах, я гляжу, самых разных партий, движений, граждан разных очень много тезисов – нет камерам, нет платным парковкам. Эта тема уже на выборы вышла. Марина Калинина: Ну а вы считаете, что может это получиться? Леонид Ольшанский: Еще раз говорю, решение о платных парковках большинством голосов принимают депутаты местного органа власти. Вот. Поэтому, если (как правило их 12), если 7 скажет, на улице вот этой или вот этой у нас не будет платных парковок… Кстати, платная парковка она очень сильно нарушает экологию. Почему? Не желая платить, водители ставят машину в ближайший двор. Марина Калинина: Если нет шлагбаума. Леонид Ольшанский: Если нет шлагбаума. А если нету места на асфальте, они, к сожалению, заезжают на цветники, на газоны, портят природу. Марина Калинина: А что бы вот с вашей точки зрения нужно было бы действительно убрать из сегодняшнего кодекса из вот этой вот автомобильной части, а что бы добавить, наоборот? Леонид Ольшанский: Да, добавить ничего не надо, мы сделали в 2000 году, со всех стран мира шли бумаги в нашу рабочую группу, что кодекс соответствует самым высоким образцам. И научные институты нашей страны, и президентская академия МГУ, все посылали не просто положительные, восхитительные отзывы. И вот перекалечили этот кодекс. Надо, конечно, убрать уголовную ответственность за повтор деяний. Все-таки это… если нету трупов, если нету жертв человеческих, за сами нарушения, по моему мнению, уголовное дело нельзя. Дальше. Сколько вот бывает судебных процессов, их СМИ отражают. И мы все время слышим – УДО, УДО. То есть грубо говоря, дали 5 лет, через 2,5 года, хорошо себя вел, там в самодеятельности участвовал – на свободу. Дали 10 – 5. А в автомобильной жизни этого нету, хотя раньше было. Давайте введем… Там как раньше было написано у нас? По ходатайству с места жительства, с места работы, гаражно-строительного кооператива, где хранится машина, располовинивается срок лишения водительского удостоверения. Давайте введем гуманную форму УДО, переняв ее из уголовного кодекса. Нужны, по моему мнению, гуманные поправки. Так же, как в машине 4 колеса, левое забери – она начнет хромать, так же и здесь. Надо немножко репрессии подсократить. Тем более у нас сейчас, посмотрите, государство совершает гуманные шаги. «Жигули» и «Москвичи» будут делать, она же дешевле чем иномарка. Государство идет на послабления: А, В, С нету, там экологический класс пониже. Государство помогает. Кто приехал из Донецкой, Луганской республик, может ездить без ОСАГО какой-то срок. Ну давайте… Правильные, с чем я согласен, правильные поправки – нет наказанию за отсутствие техосмотра. Почему? Потому что за езду на технически неисправной машине – отдельное наказание. То есть у вас не горит что-то, или там тормоза не работают – вас накажут на дороге. Марина Калинина: Ну ТО вообще такая вещь спорная. Но в принципе ведь здравомыслящий же человек не сядет за руль неисправной машины. Он же везет и себя, и… Леонид Ольшанский: Мой любимый пример: мы с вами добросовестные, мы идеально все сделали, стояли над мастером. Отъехали 100 метров, на кочке машину подбросило, что-то в колесе искривилось, ниточка лопнула – одна фара перестала работать. Поэтому нужно следить каждому за своей машиной, и добросовестные водители так делают. Но наказывать за это, что нет техосмотра, правильно – не надо. Марина Калинина: Что еще бы? Леонид Ольшанский: Ну параллельно, параллельно. Я признаюсь, мое мнение многие считают субъективным, я борец с ОСАГО. Почему? Потому что на первом курсе по гражданскому праву разъясняют, что и купля, и продажа, и мена, и дарение, и аренда – это гражданская правовая сделка. Страхование – такая же гражданская сделка. Вы должны меня как в эпоху социализма убедить: «Летайте «Аэрофлотом», пейте соки, храните деньги в сберегательной кассе, страхуйте имущество», а не лоббировать в Государственной Думе. И посмотрите, постоянно растут… растет стоимость полиса. Под любым предлогом ее повышают, повышают и повышают. Это недопустимо. Опять мы должны учитывать экономическую ситуацию в стране. Бремя на всех. И еще хочу сказать, азбука экономики (на секунду мостик мы с вами поставим): любые штрафы, пошлины, платежи, налоги владелец машины и такси, и гигантской фуры возьмет за счет потребителя. Значит, возрастет стоимость привоза на стройку бетона и досок, возрастет стоимость привоза ткани в ателье и магазин, стоимость привоза колбасы и сыра – в продовольственный магазин. Значит, это все отразится на нас, а мы по науке зовемся с вами потребители. Марина Калинина: Давайте послушаем еще Татьяну из Санкт-Петербурга. Здравствуйте, Татьяна. Зритель: Добрый день. Я проживаю в Санкт-Петербурге, проживаю на проспекте Маршала Блюхера, и когда я перехожу дорогу, то есть на Энергетиков, то, понимаете, там такой поворот, и я перехожу дорогу на зеленый свет. И с левой стороны с очень большой скоростью, потому что машина пролетает ну, не знаю, как стрела, где-то километров 160-180 км/ч идет машина. И машины проходят на красный свет, пролетает, и я вот, в 2019 году меня чуть машина так не сбила. Но я-то шла на зеленый свет, переходила. То есть вот эти гонщики, и очень много нарушений, когда подрезают. То есть ты ведешь машину, а тебя просто подрезают. И просто, если, предположим, человек, водитель не среагирует, быстро не среагирует, то это авария. Леонид Ольшанский: Я мысль уловил. Мысль уловил сразу. Ну проезд на красный сигнал светофора хоть на скорости 160, хоть 60 – это нарушение, это наказание. Дальше, что касается «подрезают», председатель Комитета по труду и социальной политике Государственной Думы Ярослав Евгеньевич Нилов на протяжении почти 5 лет предлагает внести ответственность… Марина Калинина: За экстремальное вождение. Леонид Ольшанский: За экстремальное, оно уже называется опасное вождение. Вот именно там дано определение: быстро разогнался, быстро затормозил, перестроился и еще раз перестроился. Но доказать очень тяжело. Но с этим борются, и те, кто подрезает, с ними будем бороться. Марина Калинина: Еще звонок из Московской области. Сергей, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Я хотел вот какой вопросик задать. Скажите, а почему отменяют штраф на поворотник? Ведь это очень опасно на самом деле, если перестраиваться без поворотника, тем более сейчас мотоциклисты, скутеристы. Да те же самые собаки, извините, через дорогу переходят по переходу, а люди не могут включить поворотник. Я считаю, это несложно. Марина Калинина: Да, спасибо. Леонид Ольшанский: Просто решили взять какую-то сумму статей. Вот давайте индульгенцию дадим – детские кресла, к примеру, там вот поворотник, вот еще что-то. Если к каждой статье, которую нам отдают на съедение, можно высказать критические замечания, вот как сейчас товарищ сказал. Марина Калинина: Сергей. Леонид Ольшанский: Но если ничего не делать, тогда конструкция рухнет. Концепция же какая? Мы маленькие статьи отдаем на съедение, вас терроризировать, господа водители, не будем. Но за это мы за серьезные повысим. Вот. Если оспорить и это, и это, и это, то законопроекта не будет. Марина Калинина: А может не надо? Может надо было оставить как 22 года назад было и все? Леонид Ольшанский: Нет. Вот если вернуться как 22 года назад, – да. Но я думаю, что постепенно мы подойдем. Сейчас очень много работы… есть же нарушения административные, опять повторюсь, выборы, очень много статей и судов по выборам. Не так сказал, критикуешь операцию и прочее, и прочее. Сейчас вот выборы пройдут, и мы за гуманизацию и оптимизацию кодекса примемся. Марина Калинина: А какие еще есть нюансы? Вот может быть мы тоже чего-то не знаем, вот что бы нужно было еще изменить с вашей точки зрения сейчас? Я вообще не понимаю, зачем так много изменений? У нас каждый год по нескольку раз что-то изменяется. Леонид Ольшанский: Еще раз говорю, отвечаю. Как это берется? Во-первых, все депутаты, это я думаю не оскорбление, привержены, тяготеют к пиару. Вот дальше, сколько у нас людей ходит в лес по грибы или там на косулю охотится и сколько ездят по дорогам? Все, что связано с автомобильным миром – это, говоря языком телевидения, картинка. Вот так подъехал, тут подъехал. Это пиаровски выгодно. Плюс постоянно раздаются голоса, а усилит безобразие… каждая трагедия (автобус упал с моста, разогнался, сбил женщину с ребенком, двух пешеходов) вот вызывает только одну тенденцию – усилить, усилить, усилить. Но у нас, чтобы не получилось, что я такой критикую, у нас есть и гуманные элементы, которые с божьей помощью у нас не отгрызли. Первое – адвокат с первой стадией (ни слова не скажу, пока адвокат не приедет). Второе: раньше был райсуд и точка, а теперь как в уголовном деле – райсуд, горсуд, облсуд, с подачи председателя комитета по законодательству Павла Владимировича Крашенинникова, появились межрегиональные апелляционные, кассационные суды. То есть ДТП совершилось в Санкт-Петербурге, ну я условно говорю, а поедете судиться в третьей инстанции в Саратов, чтоб не было смычки с местными властями. То есть можно дойти с маленьким штрафом до Верховного Суда. Вот. Поэтому гуманные у нас элементы есть. Следующий вопрос. Марина Калинина: А следующий вопрос может быть Сергей из Хабаровска задаст, потому что он у нас на связи. Сергей, здравствуйте. Зритель: Добрый день. Вот смотрю вашу передачу, и у нас как бы уже время такое относительно поздноватое. Но все-таки, вот идет обсуждение мелких штрафов, бла-бла-бла и так далее. Черт возьми, чем меньше люди видят инспектора на дороге, тем больше проявляется а) хамства, неуважения и такой вещи как, простите меня, «а мне ничего не будет». У тебя нет видеорегистратора, у тебя нет чего-то там еще и так далее, и так далее, и так далее. До тех пор, пока в нашем государстве, начиная от семьи, подростка не будет взаимного уважения и воспитания на дороге, мы хоть что будем предполагать. Человек, который видит, что «а ему можно, значит я так буду», у него есть регистратор, а у меня нет регистратора, а ты докажи, а ты расскажи. А до тех пор, пока мы не вернем инспектора на дорогу, который будет четко, жестко всех без оснований… Инспектор он остановил – он прав. Марина Калинина: Да, спасибо, Сергей. Леонид Ольшанский: Ну значит, делим вопрос. Марина Калинина: Давайте. Леонид Ольшанский: Никто не против инспектора, но азбучное понятие Конституции, которое при Борисе Николаевиче Ельцине – это презумпция невиновности. Она, кстати, очень расписана и в уголовном праве, и в административном. Человек не должен оправдываться, вину должен доказать правоохранительный орган, таможенник, пограничник, инспектор ГАИ, охотинспектор. Любое сомнение – в пользу обвиняемого. Более коротко и ясно говорим на звонок. «Вы проехали на красный сигнал светофора. Капитан Иванов». Извините, это вы говорите, а я говорю – зеленый. Сомнение налицо – один на один. Все. Должен извиниться и отпустить. То, что называется в науке «процедура», конституционный суд заседал 20 лет назад и сказал: масштаб деяния – рубль штрафа или 10 трупов из автомата – не имеет значения, процедура для всех едина, протокол… Вот посмотрите фильмы различных стран. Полицейский что говорит? Можете ничего не говорить. Все, что вы скажете, будет использовано против вас в суде. Вам положен адвокат. Если у вас нету денег на адвоката, вам дадут государственного адвоката. Кстати, у нас дают государственного адвоката, если нет у человека денег. У нас в государстве в этом отношении гуманизм. Поэтому карать – это отдельно, а процедуру соблюдать – отдельно. Вот как следователь говорит спокойно: «Вы обвиняетесь в убийстве. Вот труп, вот пистолет, вот дактилоскопия и так далее. Признаете вину?» Человек говорит – нет. «Нет? Я пишу, что не признаете». Но вот так вот, как сказал наш уважаемый зритель «инспектор сказал, что да», мы же должны не забывать, что мы боремся с коррупцией. Владимир Владимирович Путин сказал, опять цитата: любой законопроект, любой приказ министра, губернатора мы должны проверять на взяткоемкость и коррупционность. Марина Калинина: Спасибо, Леонид Дмитриевич. Всегда с вами приятно общаться, но время, к сожалению, у нас заканчивается. Леонид Ольшанский, вице-президент Движения автомобилистов России, адвокат. Всем пока, берегите себя.