Бедные учителя
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/bednye-uchitelya-57143.html
Константин Чуриков: Так иногда промежду прочим, вскользь выясняются очень важные подробности. МРОТ в 2021 году (минимальная зарплата) в стране составлял 12 792 рубля. И вот сегодня случайно во время презентации Министерства просвещения в Совете Федерации выяснилось, что, оказывается, у 75% учителей в Российской Федерации оклады ниже МРОТ, то есть меньше 12 792 рублей. Это как?
Тамара Шорникова: Как сообщается в докладе ведомства, в регионах применяются разные подходы к оплате труда учителей. В связи с этим невозможно отследить точную заработную плату педагогов из-за разных надбавок, выплат и так далее. Средняя зарплата учителя по всей России на 2021 год составляла 45 832 рубля (здесь это тоже важно, до рубля).
Вы нам присылайте свои точные зарплаты. Сколько вы получаете, если вы работаете как раз в сфере образования? Будем сравнивать, будем считать. Рассказывайте, из чего складывается ваша зарплата – те самые стимулирующие, премии, выплаты. Как часто вы их видите? От чего они в вашей школе зависят?
Константин Чуриков: А мне вот интересно, это что за система такая, при которой по умолчанию человек, который учит наших детей, не знаю, моих, ваших, вот он живет просто на нищенскую зарплату, меньше 13 тысяч рублей? Как это возможно? И как это можно так спокойно презентовать в Совете Федерации?
Тамара Шорникова: А еще любопытно… Мы, естественно, из года в год обсуждаем зарплаты учителей, сравниваем, проводим опросы. И из года в год мы выясняем, что есть регионы, где у нас самые низкие зарплаты у преподавателей. Это тоже, как правило, один и тот же список: Ингушетия, Дагестан, Ивановская область, Кабардино-Балкария – что в 2021-м, что в 2022 году.
Почему ничего не меняется в таких регионах? Как изменить эту ситуацию? Будем обсуждать.
Константин Чуриков: У нас сейчас в эфире появится Сергей Комков, президент Всероссийского фонда образования. Сергей Константинович, здравствуйте.
Сергей Комков: Добрый вечер, друзья.
Константин Чуриков: Это что – правда? Это все так и есть, что по умолчанию оклад учителя в Российской Федерации меньше условных 13 тысяч рублей, у большинства учителей?
Сергей Комков: Да, это реально, так и есть на сегодня. К сожалению, мы вынуждены констатировать этот факт. Кстати, об этом уже не один год говорят наши товарищи с трибуны Государственной Думы и бьют тревогу по этому поводу. И эксперты по этому поводу бьют тревогу.
Кстати говоря, достаточно странно, что сегодня для себя вы вроде бы как открытие сделали за руководителя Министерства просвещения России. Как будто, знаете, ощущение, что они вроде бы об этом не знали. Хотя я думаю, что все прекрасно об этом давно знали. И эта ситуация возникла не сегодня и не вчера, а она возникла, когда принималась редакция нынешнего закона «Об образовании», потому что образование и финансирование его отдали на откуп регионам и даже муниципалитетам.
То есть ситуация очень простая. Если раньше, в Советском Союзе, в той ситуации образование оплачивалось и труд учителя оплачивался из единого государственного бюджета, и где бы человек ни работал учителем, в какой бы точке нашей страны он ни работал, он везде получал одинаковую заработную плату, то по новому закону «Об образовании», который сегодня действует в нашей стране, он заработную плату получает из муниципального или регионального бюджета.
И если есть в этом бюджете деньги – значит, соответствующие начисления и соответствующие заработные платы учителя получают, причем по принципу такому: деньги за учеником. Есть ученики в школе, какое-то количество учеников – на это количество учеников начисляется определенная сумма денег. Чем больше учеников, тем больше денег начисляется.
Константин Чуриков: Минуточку! Вот они, переполненные классы – там 35–37 человек. Вот почему, извините, впихивают в классы совсем не тех, кого надо было впихивать? Извините меня.
Сергей Комков: Совершенно верно, совершенно верно. Поэтому и пытаются напихать побольше детей, чтобы побольше, хоть что-то, вот какую-то копеечку дополнительную еще учителю на этом получить. И то норматив на оплату этого каждого ученика в каждом регионе, в каждом городке, в каждом муниципальном округе определяет сам руководитель, руководство данного муниципального округа – в зависимости от той степени доходов, которые они имеют. И если у них дырка от бублика в этом доходе – значит, они соответствующим образом ничего не могут заплатить учителю, если это дотационный регион.
Кстати говоря, сегодняшняя презентация это показала. Самыми наименее оплачиваемыми, так сказать, регионами оказались те самые регионы, которые мы считаем всегда традиционно дотационными: ну, та же Ингушетия, та же…
Тамара Шорникова: Да, Северный Кавказ. Сергей Константинович, тем не менее, вроде бы есть все равно какие-то ориентиры, на чем должны основываться в определении зарплат учителей те же самые регионы. Условно, зарплата должна быть не меньше средней по региону. Базовая часть – не меньше 70% во всей зарплате. Как это обходят?
Сергей Комков: Это обходят очень просто. Дело в том, что выделяют средства-то в целом на учебное учреждение, а дальше уже внутри учебного учреждения это распределяет уже администрация учебного учреждения. А внутри учебного учреждения тоже очень много перегибов в этом плане. И там, знаете, одному учителю достается что-то, достаточно прилично, а другому, извиняюсь, дырка от бублика достается. Кто-то находится в ранге такого любимчика у администрации школы, а кто-то остается за бортом.
И вот здесь чрезвычайно часто наблюдаются перегибы и очень много недоразумений. Мы получаем, в Государственную Думу, в Комитет по образованию приходит огромное количество жалоб в связи с этим. И здесь очень много проблем возникает!
Поэтому если не будет единого такого тарифа и единой оплаты труда для всех учителей, независимо от того где он работает, в каком регионе он работает, и если это не будет введено по всей стране, то вот это безобразие будет продолжаться до бесконечности.
Константин Чуриков: Нам звонят зрители, давайте их сейчас послушаем, Сергей Константинович. Наталья из Волгограда, выходите в эфир. Добрый вечер.
Зритель: Здравствуйте.
Тамара Шорникова: Расскажите, где и кем работаете, какая у вас зарплата.
Зритель: Я работаю учителем начальных классов в коррекционной школе. Заработная плата у меня… ну, на руки я получаю 34 с копейками, 35. Казалось бы, с одной стороны, может быть, и можно на эти деньги прожить. Но в эту заработную плату что входит? Я работаю учителем. У меня класс, группа. Плюс у меня ученик на домашнем обучении. Я руководитель методического объединения, методист школы. То есть со всеми надбавками, да, получается нормально.
Но, общаясь с педагогами в нашем учреждении… Ну, если бы, допустим, предположим, оклад у нас бы составлял хотя бы 20 тысяч рублей, ну хотя бы от 20 тысяч все считалось… А у нас считается где-то от 10 800 рублей, ну, от 11 тысяч.
Константин Чуриков: 11 тысяч оклад у вас, да?
Зритель: Это оклад, да. Все остальное из надбавок складывается.
Константин Чуриков: Все понятно. Вы как раз в этом докладе и фигурируете.
Зритель: Оклад, да, где-то до 11 тысяч. Если я пришла первый год в школу работать, то 11 тысяч, плюс небольшие надбавки.
Константин Чуриков: Наталья, а как молодые педагоги живут на эти деньги? Что они делают? Может быть, у них репетиторство?
Зритель: Ну, у них же не 11 тысяч. Плюс за коррекционную школу, за классное руководство сейчас платится отдельно. А в эти же 35 у меня входит и классное руководство, вот что я еще забыла. То есть учитель, классное руководство…
Константин Чуриков: Поняли, поняли.
Тамара Шорникова: Наталья, два коротких вопроса, уточняющих. Первый. Вот эти 33 или 34 тысячи – это примерно одна и та же сумма каждый месяц или плавает?
Зритель: Нет, это одна и та же фиксированная сумма в течение года.
Тамара Шорникова: Да, хорошо. И второе. Вы перечислили…
Зритель: Каждые полгода у нас – ну как вам сказать? – оценка нашей трудоспособности так называемой. То есть в начале учебного года…
Константин Чуриков: Ну понятно. За 33 тысячи еще надо побороться, за эти деньги.
Тамара Шорникова: Да. И второе. Вы перечислили много всего, чем занимаетесь: методическая работа, классное руководство и так далее, и так далее. Чтобы примерно понимать нагрузку, условно, вы во сколько приходите и во сколько уходите из школы?
Зритель: Ну, учитель начальных классов – это 18 часов ставка. Домашнее обучение – это прибавляйте 10 часов. 28 часов. Методическая работа – это процентная надбавка…
Константин Чуриков: Наталья, все очень сложно. В принципе во сколько приходите в школу, а во сколько из нее уходите?
Зритель: Ну, рабочий день с восьми часов утра и до четырех. Два дня у меня где-то до четырех, до половины пяти, в здании. И три дня у меня еще домашнее обучения – это до пяти, до половины шестого.
Константин Чуриков: Наталья, искренне сочувствуем вам. Действительно, что-то надо с этим делать.
Еще давайте Ольгу из Самарской области послушаем. Ольга, здравствуйте, добрый вечер. А сколько у вас?
Зритель: Здравствуйте, добрый вечер. Я учитель-предметник, веду с первого по одиннадцатый класс, потому что у меня два диплома об образовании – музыка и технология. Плюс еще мировую художественную культуру веду, предпрофильную подготовку, внеурочную деятельность. Итого, набегает полторы ставки. Так как это очень маленькая зарплата… Ну, «грязными» буквально на днях было 23 тысячи, то есть «чистыми» я получила 20 тысяч. При этом у меня категорийность, стимулирующие, заведование кабинетом. Класса у меня нет, не веду классное руководство.
Вынуждена еще в детском саду из-за этого работать (уже все 35 лет работаю на двух работах) музыкальным руководителем, там у меня четверть ставки. Итого, у меня получается в общей сложности, что даже нет 30 тысяч «чистыми». Практически почти две ставки выходит.
Константин Чуриков: А как вы живете, Ольга?
Зритель: Ну, у меня уже, слава богу, есть пенсия по выслуге, уже семь лет как ее получаю. Хозяйство, огороды. Дети, слава богу, выросли, ни в чем не нуждаются. Шью на дому. Была даже тамадой, подрабатывала.
Константин Чуриков: О!
Зритель: Да, даже так. Несколько лет с другим учителем мы занимались этим.
Константин Чуриков: И самое главное – с пенсией все стабильно, стабильно не индексируют, правильно? Потому что вы же работаете.
Зритель: Пенсия стабильная – целых 8,5 тысячи.
Тамара Шорникова: Понятно.
Константин Чуриков: Понятно. Спасибо за ваш звонок.
Тамара Шорникова: Вот эсэмэска важная из Ивановской области, предложение от телезрителя: «Придать учителю статус госслужащего и жалованье выплачивать из госбюджета. Валерий».
Константин Чуриков: Сергей Константинович, такой вопрос. А вот то, что в системе образования такой кошмар с окладами – это в принципе вопрос только к министру? Это он такой виноватый сам по себе? Или, я не знаю, что, например, в нефтянке могут быть высокие зарплаты – это заслуга министра энергетики? Вот так и здесь. Это прокол министра образования или чей?
Сергей Комков: Я думаю, что здесь прокол не только министра образования. Министра здесь нужно ругать за то, что он не проявляет инициативу и не выходит с инициативой к законодателю, потому что надо в экстренном порядке менять ситуацию с законом «Об образовании».
Уже целый ряд депутатов Государственной Думы предлагали изменить вот эту ситуацию. В частности, мой близкий друг и товарищ, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию Олег Николаевич Смолин много раз выходил уже с инициативой изменить эту позицию и сделать так, чтобы все-таки финансирование образования шло напрямую из государственного бюджета, а не из муниципальных и региональных бюджетов.
Константин Чуриков: И то же самое мы говорим часто в этой студии как раз про пенсии. Нам уже кажется, что надо просто напрямую выплачивать из бюджета – и проблем будет меньше.
Сергей Комков: Но образование – это особая вещь. Вы поймите, мы готовим гражданина нашей страны. И поэтому делить его на то, что… Вот один гражданин у нас, так сказать, готовится в Москве за большие деньги. Кстати, московский департамент образования платит хорошие деньги своим педагогам.
Константин Чуриков: Да.
Сергей Комков: А вот отъехать уже 150–200 километров от Москвы – и там педагог, учитель получает мизерную зарплату, в 10–15 раз меньше, чем московский учитель. Это совершенное безобразие!
Поэтому я думаю, что… Вот сегодня начинается по инициативе Министерства просвещения некий эксперимент в шести регионах по поводу того, чтобы ввести такую единую тарифную оплату для всех учителей, чтобы единая была оплата, независимо от того, что они работают в разных регионах. Я думаю, что пора не экспериментировать, а вернуться к нашей системе, которая у нас была, и все-таки сделать единую тарифную систему оплаты для всех педагогов по всей стране, по единой тарифной ставке, и чтобы она не зависела от доходов конкретного региона и не зависела от желания того или иного регионального чиновника.
Константин Чуриков: Спасибо, Сергей Константинович, спасибо большое. Сергей Комков, президент Всероссийского фонда образования.
Нам просто звонят и звонят педагоги со всей страны сейчас, хотят рассказать, что у них с зарплатами.
Тамара Шорникова: Да. Послушаем сейчас Ларису, Краснодарский край. Здравствуйте.
Зритель: Да, здравствуйте. Учитель английского языка. Стаж – около 30 лет. Первая категория. У меня оклад – 10 012 рублей 12 копеек.
Константин Чуриков: Еще раз.
Зритель: 10 012 рублей 12 копеек – это мой оклад.
Тамара Шорникова: А вместе с доплатами сколько получается?
Зритель: Ну, с доплатами, с классным руководством – 22 тысячи. С классным руководством, с кабинетом, с проверкой тетрадей и прочее, и прочее.
Константин Чуриков: Ой…
Тамара Шорникова: Понятно.
Константин Чуриков: Что с этим всем делать? Спасибо.
Сейчас мы подключаем Всеволода Луховицкого – это член Совета межрегионального профсоюза работников образования «Учитель». Всеволод Владимирович, здравствуйте.
Понимаю, вопрос риторический и, наверное, не к вам, но все-таки: как такое может быть, что оклад меньше прожиточного минимума? Это же вообще как-то запрещено по всем статьям. Я уже молчу про Майские указы, кажется, 2012 года, первая серия была Майских указов.
Всеволод Луховицкий: Ну, дело все в том, что, во-первых, Майские указы выполняются, как известно. В Майских указах сказано о средней зарплате по региону. Давайте разводить совершенно разные вещи – сколько человек получает и сколько у него оклад, стоимость тех самых 18 часов в неделю, ставка работы учителя. Вот об этом все и говорят сейчас. А то, что у нас учителя работают по 40–50 часов в неделю, то есть больше чем в два раза, – это уже не секрет. Это один момент.
Второй момент. В регионах образование оплачиваться должно и финансироваться на основании так называемых нормативов, а реально оно оплачивается по остаточному принципу. Депутаты региональных дум в разговорах с нашими активистами честно признаются, что на образование деньги выделяются так: после того как на все важное, типа правоохранительных органов, ЖКХ и каких-то еще вопросов, деньги выделены, после этого то, что осталось, разделим на количество школ и учеников – и получим тот самый норматив.
Так что здесь ничего удивительного нет. Как только был принят новый закон «Об образовании», профсоюз «Учитель» сразу говорил, что это приведет к такому.
Константин Чуриков: Здесь много возмутительного, конечно.
Тамара Шорникова: Всеволод Владимирович, я разные комментарии читала по поводу проекта пилотного. В регионах будет апробация уже скоро. Планировалось, что с мая, но сейчас уже вижу, что с сентября 2022 года в ранее городах будут пробовать как-то формулировать эту единую сетку какую-то, какими должны быть надбавки, за что, конкретный размер надбавок, чтобы не могли уже регионы плясать и сами решать, сколько стоит классное руководство, не знаю, или еще что-либо.
Но! Если все-таки по-прежнему это все будет идти из казны регионов, то что изменится, по-вашему? Ну как не было денег в регионах на какие-то доплаты, так и не будет.
Всеволод Луховицкий: По-моему, ничего не изменится, вы совершенно правы. Основным требованием должно быть изменение той статьи закона «Об образовании», где говорится, что финансирование зарплат учителей, подушевое финансирование идет из региональных денег. До тех пор пока этот пункт будет существовать в нем, до тех пор ничего не изменится.
Константин Чуриков: Давайте сейчас послушаем еще звонок. Игорь из Томской области. По-моему, у нас уже начинается игра «У кого меньше оклад?». Игорь, здравствуйте. Расскажите, сколько?
Зритель: Да, добрый день. Меня зовут Игорь, я являюсь супругом, моя супруга работает в дополнительном образовании, в спортивной школе. Она работает не только преподавателем, но занимает еще несколько должностей.
Константин Чуриков: Так, сколько? Каких? И самое главное – оклад какой?
Зритель: Моя супруга работает тренером-преподавателем по лыжным гонкам, воспитывает детей и хочет воспитать таких великих спортсменов, как Большунов.
Константин Чуриков: Так? И сколько за это платят вашей супруге? Оклад какой?
Зритель: Она работает на полставки. Ставка у нее – 7 800 рублей.
Тамара Шорникова: 7 800?
Константин Чуриков: А она работает на полставки? То есть это еще меньше получается.
Зритель: На полставки, да. Но есть у нее другие… Она не может работать на полную ставку, занимает несколько других должностей. Общая зарплата – 23 тысячи.
Константин Чуриков: А сколько времени проводит ваша супруга на работе?
Зритель: С 8–9 утра до 17 – это обязательно. А там как получится. Бывает так, что занимается еще и в выходные, и в субботу, в воскресенье. Бывает, что задерживается до 21 вечера.
Константин Чуриков: Игорь, соответственно, вы тоже работаете? То есть у вас двое работающих в семье, получается, да?
Зритель: Нет, я не работаю.
Тамара Шорникова: Ого.
Константин Чуриков: И как вы крутитесь на эти деньги?
Зритель: А никак. Живем на зарплату супруги.
Константин Чуриков: Да, спасибо за ваш звонок.
Всеволод Владимирович, ну а куда стучаться? Что делать? Мы же с вами ничего сейчас не сделаем. Понимаете, вот случилось, ну вот так. В Совете Федерации сейчас опять, наверное… Кстати, Кравцову в том году, вы помните, досталось, критика была довольно жесткая со стороны Валентины Ивановны Матвиенко. Ну, сейчас апробация. А денег-то больше не становится. И главное – приоритеты же не меняются. Мы про учителей вспоминаем когда? 1 сентября, День учителя, ну и ЕГЭ сдают. Все!
Всеволод Луховицкий: Вы знаете, приоритеты начнут меняться, когда родители поймут, что плохо финансируемая школа – это прямо удар по их детям. Вот когда в Москве в этом учебном году и в прошлом родители стали активно протестовать против дистанционного образования, в результате московские власти в этом году не решились вводить дистанционное образование, хотя, может быть, в какое-то время оно было необходимо.
Наши власти очень хорошо слышат то, что реально требуют люди, только надо этого требовать, надо объединяться в профсоюзы, надо заявлять решительно требования – и тогда нас вынуждены будут услышать.
Тамара Шорникова: Еще SMS. Огромное количество их к нам приходит. Воронежская область: «18 часов. Стаж – 36 лет. Высшая категория. Зарплата – 18 тысяч». Саратовская область: «9 тысяч – зарплата учителя. 18 часов». Ульяновская: «Оклад педагога СПО – 7 900». «Педагог дополнительного образования, чуть больше 18 тысяч», – это уже в Бурятии.
И вот звонки, звонки у нас идут. Честно говоря, не понимаешь, как… Тишина небольшая повисает после рассказов, потому что сложно как-то это комментировать.
Константин Чуриков: Абсолютно.
Тамара Шорникова: Потому что люди рассказывают, что у них есть какой-то огородик, который помогает. Но при этом хочется спросить: а когда последний раз были в отпуске? А когда в музей и в театр? Что должен делать педагог, расширять кругозор.
Константин Чуриков: Потому что это кажется, что летом учителя отдыхают. А я вот хочу сказать, что у меня ощущение, что рабочий день учителя – это уже давно не восемь часов, вот с этой погоней за эффективностью. Потому что я вижу просто в нашем классном чате, что учительница может в десять вечера объявиться, в одиннадцать. Понимаете, это абсолютно нормальная практика. И как мне однажды в школе сказали: «Да заходите, я всегда здесь – да хоть в восемь, хоть в девять вечера, хоть после эфира приезжайте».
Тамара Шорникова: Всеволод Владимирович, мне интересно (вот сейчас нам педагоги уже с большим стажем рассказывают), а как при таких зарплатах и при таких звонках, рассказах появляются новые педагоги вообще? Почему они приходят в школу?
Всеволод Луховицкий: Во-первых, их очень мало – тех, которые приходят. Во-вторых, часть людей приходит, берет немного часов – ну, это в больших городах. И приходят, потому что им интересно работать. Они могли бы стать настоящими учителями, могли бы работать в школе хорошо, но они понимают, что кроме школы, которая для них фактически хобби, они должны где-то еще зарабатывать.
Тамара Шорникова: Ну, как-то на жизнь зарабатывать, конечно, потому что иначе ты просто обрекаешь себя на нищету, приходя на такую зарплату.
Всеволод Луховицкий: И тут еще одна проблема – учитель завален теми делами, которые он делать вообще не должен, которые ему никак не оплачиваются и которые исключительно унизительные для него. Любой начальник районного/городского/областного масштаба, чуть что, требует, чтобы именно школа провела мероприятие, отчиталась о проведении, собрала информацию за МВД, за комитет по культуре и спорту, за комитет по семье и материнству, за местные какие-то организации. Это все валится на учителя.
И в основном молодые люди уходят из школы именно потому, что они не хотят вот на это тратить свое время и свои силы. Именно это самое унизительное. Даже не то, что маленькая зарплата, а то, что на учителя наваливают все больше бессмысленной работы.
Константин Чуриков: Всеволод Владимирович, ну давайте в этот раз, может быть, как-то попробуем со всех сторон эту ситуацию дожать до конца, потому что я думаю, что любой нормальный человек, который сегодня следил за новостями, для него эта новость одна из главных на сегодняшний день.
Всеволод Луховицкий: Ну, у нас объявлена кампания профсоюзом «Учитель» – «Дайте учителю учить!». Безусловно, это в том числе означает – дайте возможность работать в школе, получая деньги, которые позволят нам работать.
Константин Чуриков: Дайте возможность учителю не уходить в бизнес, как уже советовали в свое время.
Всеволод Луховицкий: Да.
Константин Чуриков: Всеволод Владимирович, спасибо большое. Всеволод Луховицкий, член совета Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель».
Смотрите, что нам пишут…
Тамара Шорникова: «Учителя беднее пенсионеров», – это сообщение из Москвы. «Молодежи в школах нет. Возраст учителя – 45–65 лет», – это Пензенская область.
Константин Чуриков: Ульяновская: «А еще учитель, врач и военный платят подоходный налог, то есть пополняют тот самый бюджет из бюджета. Абсурд». «А что удивительного? – пишут нам зрители из Татарстана. – В России нарушение Конституции – это в порядке вещей».
Тамара Шорникова: Иркутская область: «Учитель русского языка и литературы, – наше все. – Стаж – 41 год. Оклад – 8 тысяч».
И вот недавно спрашивала я про отпуск и увидела уже сообщение: «Не был в отпуске восемь лет».
Константин Чуриков: Через две минуты – о коронавирусе. С ним все непросто по-прежнему в нашей стране и не только.