Иван Князев: Новые изменения в законы о безопасности движения и правилах эксплуатации машины сильно насторожили автолюбителей. ГИБДД предлагает отправлять авто на штрафстоянку за перегоревшую лампочку. То есть, вот не горит фара, фаркоп у вас не оформлен как надо, с тормозами что-то не то происходит и т. д. И теперь сотрудники ДПС смогут временно аннулировать диагностическую карту машины или вовсе запретить ее эксплуатацию. Тамара Шорникова: И дальше – больше. Если ты все не починил в ближайшие 3 дня и не прошел новый техосмотр, заберут свидетельство. Зачем такие жесткие новые требования и полномочия? К чему они приведут? Попытаемся выяснить у экспертов. Автомобилисты, скажите свое слово. Как вам такие нововведения? Все по делу или перебор? Иван Князев: Звоните нам прямо сейчас, уважаемые друзья. Максима Едрышова поприветствуем, руководителя Федерации автовладельцев России. Здравствуйте, Максим. Максим Едрышов: Добрый день. Иван Князев: Максим, вы знаете, я тут одного эксперта почитал. Он сказал, что теперь у всех сотрудников ДПС одна мысль о подарке на Новый год: чтобы этот закон приняли. Максим Едрышов: Ну, вы знаете, скорее да. Потому что как-то перебор небольшой все-таки наблюдается. Конечно, всех автомобилистов, я знаю, многие из нас встречали. Когда едет, например, такой одноглазый по трассе и даже его плохо видно, например, и многие думают в летнее время, что это мотоциклист едет навстречу им, и как-то по-другому совершенно едут. Или иногда приходится встречать транспортное средство, в котором стоп-сигналы те же самые не работают. И какое-то время для устранения недостатков, безусловно, вводить надо. Потому что по действующему ППД водитель имеет право двигаться с неисправной фарой к автосервису до устранения недостатков. И никакой ответственности к нему не может быть применено. Но вот эти повторные прохождения техосмотров – вот это несколько странно. Тем более, техосмотр в нашей стране сводится просто к выплате какой-то части денег. И очень часто автомобилисты оформляют этот техосмотр, не выходя из своего дома даже. Тамара Шорникова: «Повысится коррупция на дорогах однозначно», – пишет нам Приморский край. Свердловская область: «Это уже террор по отношению к водителям». Псковская: «Это будет беспредел». Ну, в общем, какое-то пока единодушие. Максим Едрышов: Я согласен с водителями. Потому что, действительно, проблема есть, и надо ее решать. Но не таким образом, явно. Можно как-то сделать это мягче. Но явно не аннулировать регистрацию транспортного средства, не направлять водителя на повторный техосмотр. Это такие избыточные меры, которые, кроме как к недовольству, ни к чему не приведут. Иван Князев: Максим, но а, на самом деле, а что сотрудник ДПС может вот сам, лично, выявить? Какую поломку? Ну, кроме того, что лампочка не горит. Максим Едрышов: А кроме лампочек, инспектору ДПС фактически ничего нельзя выявлять. Потому что какие-то тормозные системы, например, рулевое управление, инспектор выявить не может. Поскольку ему нужно специальное техническое оборудование. Ну, и у нас есть приказ, который запрещает напрямую проводить технический осмотр транспортного средства именно на дороге инспектором ДПС. И фактически что может сделать инспектор – это только проверить лампочки, работу этих приборов, и ничего больше. Тамара Шорникова: А вот коротко, там еще была какая-то пометка, что за дворники неработающие тоже вот такая жесткая санкция. Он может попросить поработать ими? Максим Едрышов: Ну, вы знаете, вот неработающие дворники – мне кажется, ни один вменяемый водитель не поедет с неработающими дворниками. Если они у него не работают, значит, они сломались, скорее всего, только что. Ну, невозможно в условиях дождя ехать с неработающими дворниками. Совершенно однозначно. И любой автомобилист об этом скажет. Поэтому здесь вот применять эту меру, я не знаю, насколько надо. Потому что я, если честно, никогда не видел автомобилиста, который едет ночью или, там, в дождь, у него не работают дворники, а водитель куда-то все равно едет. Это просто физически невозможно сделать. Тамара Шорникова: Давайте послушаем телефонный звонок. Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Тамара Шорникова: Мнение из Пензы от Николая. Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Вот я считаю, что это очередной какой-то такой ход. Ну, как это? Допустим, я выехал, у меня все горело, лампочки все горели. Но ведь она может сразу перегореть. И у меня вдруг сразу раз – отбирается на штрафстоянку. У меня, допустим, … 20 лет, 3110. Нормальная машина. Я пенсионер, 63 года. И мне кажется, они хотят вот этими придирками все старые машины поставить в калашный ряд. Это придирки идут. Как он может, этот гаишник, проверить, там, рулевое управление, еще что-то? Это надо делать на определенном стенде. И я никогда не поеду, у меня вот хоть 20 лет машине, у меня резина новая и зимняя, и летняя, и я не поеду, если у меня дворники не работают, я не поеду просто: я ничего не увижу. Иван Князев: Спасибо. Спасибо вам, Николай. Возмущаются автомобилисты. Давайте еще одного послушаем. Из Самарской области Вадим на связи. Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Я вот тоже послушал, что берегись ГИБДД. Это я понимаю, как, действительно, сказал Максим, что это действительно будет сбор денег с автовладельцев. Если, допустим, да, не работает фара, перегорела лампочка, – действительно, как он говорит, нужно людей просто отправлять до любой станции. Может быть, вплоть до того, что изымать какой-то документ до тех пор, пока он не устранит эту свою поломку. Но никак нельзя заставлять, чтобы он переходил техосмотр, чтобы ставили, забирали машину в калашный ряд. Нет, вот я с Максимом вполне, полностью согласен. Тамара Шорникова: Слушайте, но а если он до этой ремонтной базы поедет, я не знаю, из Петербурга во Владивосток (я сейчас условно): ну, кто проверит? Максим Едрышов: Нет, ну можно … все это вот как-то. Давать какое-то время автовладельцу, те же сутки, например, чтобы он в течение суток это все исправил. Но при этом просто… Иван Князев: Нет, но время-то дается там, Максим. 72 часа дается на это все дело. Другой вопрос – хорошо, если это будет в пятницу вечером? Вот. А ближайшие станции техосмотра далеко и на выходных не работают. Что тогда делать человеку? Максим Едрышов: Ну, автосервисы все-таки они есть, как правило. Тем более, часто сами водители могут поменять лампочки. Иногда это в состоянии все водители сами сделать. Но вот эти нормы, они, правда, они избыточны. Иван Князев: Нет, лампочку поменять водитель может и сам. Потом в техосмотре все это прописать, что у него там все. А сотрудник, он может найти все, что угодно, не только лампочку. Максим Едрышов: Техосмотр – это есть избыточная мера. Просто выпишите предписание водителю, что мы предписываем вам в течение, там, 3 дней устранить неисправность – поменять лампочку. Все. Проблем в этом нету. С тонировкой, кстати, примерно так и борятся. Т. е. если человек не снял тонировку в течение 10 дней с момента, когда его остановили, то инспектор снова наказывает его за неповиновение законным требованиям сотрудника полиции. Ну, давайте сделаем просто так же, и все, в конце концов. Но пройти техосмотр – это уже как-то вот совсем лишнее. Иван Князев: Спасибо вам большое. Максим Едрышов, руководитель Федерации автовладельцев России. Тамара Шорникова: И подключаем Вадима Рождественского, еще одного эксперта. Это у нас адвокат. Ну, и коротко, пока подключается, вот СМС из Орловской области: «Современные лампочки, кстати, горят не более месяца». Иван Князев: А некоторые лампочки, между прочим, если они ксеноновые, их нужно менять не одну, а сразу пару нужно менять. Потому что там не получится по-другому. Тамара Шорникова: Вадим? Есть связь у нас с Вадимом? Вадим Рождественский: Добрый день. Тамара Шорникова: Да, здравствуйте. Иван Князев: Здравствуйте, Вадим. Скажите, пожалуйста, ждете увеличения споров против ГИБДД в судах? Вадим Рождественский: В любом случае у каждого гражданина есть право обжаловать решение сотрудника полиции, если он считает, что оно нарушает как-либо его интересы и права. Поэтому, естественно, возможно, в ближайшее время будет какой-то определенный всплеск. Иван Князев: Угу. Вадим Рождественский: В зависимости от последствий, которые будут применяться, и ответственность какая будет для автовладельцев. Т. е. насколько будет целесообразно им судиться с правоохранительными органами. Иван Князев: А тут, понимаете, какой интересный вопрос: а сотрудник ДПС всегда прав будет? Априори? Вадим Рождественский: Ну, вот что касается неисправностей, – здесь уже много говорилось о том, что, опять же, глаз сотрудника ДПС не сертифицирован как какой-либо прибор, дистанционно определяющий наличие повреждений. Т. е. пока это не будет сделано, все соответствующие решения сотрудника ДПС можно считать как незаконными. Потому что должно быть, как минимум, специальное образование у человека, для того чтобы определять наличие или отсутствие неисправностей. Но это в первую очередь касается таких неисправностей, как тормозная система, двигатели и еще что-то, что не на поверхности. Мы не говорим там о не горящей лампочке либо стертых покрышках. Поэтому вероятней всего, что, конечно, будут определенные сложности. Это должны быть определенные, видимо уже, составленные новые, появятся бланки документов, как это все будет отображаться. И пока вот эта система не обкатается, естественно, будет большая волна споров, разногласий и, соответственно, обжалований. Тамара Шорникова: Да. Свердловская пишет: «Мне гаишники сделали предупреждение за лампочку, – как пишет наш телезритель, – и просили заменить. Она сгорела по дороге. И пожелали счастливого пути». Но это пока. Пока вот нет никаких нововведений. Иван Князев: Ну, да. Тамара Шорникова: Слушай, предлагаю немножечко разбавить вот такое единообразие в ответах и в аргументах наших. Давайте вместе посмотрим одну графику. Собственно, как, наверное, тоже свой аргумент от ГИБДД. По данным ГИБДД, с января по октябрь 2020 года произошло более 6 тыс. ДТП из-за эксплуатации неисправных транспортных средств. Это на 13% больше, чем годом ранее. 960 человек погибло, 8 тыс. ранено. И вот чаще всего при разборе таких аварий выявляют как раз установку на одну ось разных шин, чрезмерную тонировку, неисправность световых приборов, незаконное внесение изменений в конструкцию. Т. е. рост есть, что-то с этим делать надо. Вот, видимо, такой вариант борьбы предложили. Иван Князев: Да. Вадим, но у вас, наверное, как у автомобилиста, тоже хочу спросить. Вот вы же ездите, да, на машине? Как вам такие нововведения с точки зрения законности и вообще здравого смысла? Вадим Рождественский: Я думаю, что инспектора будут адекватно относиться и адекватно применять данную норму. В первую очередь, я думаю, это коснется именно транспорта, который эксплуатируется коммерческими структурами (в частности, автобусными парками, таксопарками). Т. е. те организации, которые осуществляют перевозки населения, граждан. Потому что это напрямую связано с их безопасностью. Что касается автомобилистов, как правило, автомобилисты действительно следят за своими автомобилями и не допускают каких-либо неисправностей, которые, тем более, запрещены нам правилами дорожного движения. Т. е. есть перечень неисправностей, при которых запрещена эксплуатация транспортного средства. Поэтому каждый водитель должен, обязан, перед тем как сесть за руль, осмотреть свой автомобиль, все ли исправно. И после этого только садиться и ехать. Поэтому я думаю, что обычные автомобилисты, конечно, следят за автомобилями, и у них сложностей не будет. В первую очередь это будет, возможно, претензия именно к коммерческому транспорту. Тамара Шорникова: Да, спасибо большое. Вадим Рождественский, адвокат… Иван Князев: Спасибо. Тамара Шорникова: …был с нами на связи. Ну, пока, конечно, вот прямо жарко-жарко в сообщениях. Хотя, вот смотри (видимо, может быть после как раз статистики, да?), Башкортостан: «За! Так как многие игнорируют правила езды со светом», – пишет нам Вера из Башкирии. Иван Князев: Ну, да ладно. Переходим к следующей теме.